Научная статья на тему 'Когда монография ценность - и не только для её автора. . . '

Когда монография ценность - и не только для её автора. . . Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когда монография ценность - и не только для её автора. . . »

ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ ноябрь-декабрь 6 (38) 2010г.

<

НОВЫЕ КНИГИ

КОГДА МОНОГРАФИЯ ЦЕННОСТЬ -И НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ЕЁ АВТОРА...

Сараф М. Я. Культурная инновация: монография. - Голицыно, 2010.

Отрадный факт возрастания исследовательского интереса к сущности и назначению Универсума культуры находит свое проявление в издании ряда глубоких трудов отечественных философов. Последние годы отмечены появлением ценных книг по теоретико-методологическим и историческим проблемам культуры, авторами которых являются М. С. Каган, В. М. Межуев, С. С. Неретина, А. П. Огурцов, А. А. Пелипенко, О. К. Румянцев, М. Я. Сараф, Л. Н. Столович, А. Я. Флиер.

Одна из таких книг - монография доктора философских наук, профессора Михаила Яковлевича Сарафа «Культурная инновация». Скромная по своему изначально определенному издательскому объему (7,5 п.л.) и тиражу (всего-то 50 экз.!?, кстати в библиотеке МГУКИ она есть), монография эта несет собой мощный эвристический заряд и потому не вызывает сомнения в том, что все ее содержание способствует явному приращению знания в сфере гуманитарных наук в целом и культурологии в частности.

Смысловая емкость монографии, посвященной понятию сущности и причинно-следственным аспектам культурной инновации, обнаруживает себя как в композиционном построении самого текста (введения, четырех проблемных глав и заключения), так и в четко аргументированном подходе автора к исследуемому явлению. Более того, с первых строк монография М. Я. Сарафа увлекает оригинальным и в то же время убедительным ходом мысли от ключевой проблемы в сфере культурной инноватики к следующей - и так на протяжении всего процесса раскрытия позиции исследователя.

В первой главе «Культурная инновация: понятие и сущность» выявляется инновационная составляющая социокультурного процесса, раскрываются содержательно-структурные аспекты культурной инновации и предлагается авторская типология данного явления. Содержательную основу второй главы «Культурная инновация как продукт исторического процесса» составляет осмысление объек-

Новые книги

тивных и субъективных предпосылок и условий инновационных процессов. Третья глава «Объективация культурной инновации» вводит читателя в круг явлений, связанных с цивилизационной инвариантностью проблемы «традиционализма и новаторства», с этапами проявления культурной инновации, а также с ее информационной составляющей. Четвертая - завершающая - глава монографии «Институты культурных инноваций» посвящена вопросам состязательности и конкурентности в их деятельности, образования и творчества (научного и художественного).

Уже из самого перечня рассматриваемых М. Я. Сарафом проблем культурной инновации видно, насколько фундаментален авторский замысел, продуктивное осуществление которого проясняет логику и многозначность процессов порождения новых смыслов технологий, обновления культуры как системы воспроизводства человека и ценностных оснований социума. Причем в контексте глубоких размышлений автора монографии свое место находят такие «открытые» вопросы, как место традиции в культурном пространстве современности, феномен игрового начала в культуре и сущность творческого фактора инноватики.

Еще одной особенностью монографии является то, что весь текст написан на основе синтеза основных исследовательских подходов к многосложной и динамичной системе культуры. При раскрытии проблемных граней феномена культурной инновации М. Я. Сараф максимально использовал эвристические возможности философии, теоретической и исторической культурологии, а также и некоторых прикладных наук. Отсюда и смысловая насыщенность книги и ее бесспорная ценность для всех, кто связан профессионально (исследователи, журналисты) или потенциально (студенты и аспиранты) с культурными явлениями и процессами.

Правда, и прежние монографии исследователя не вызывали сомнения в том высоком уровне понимания и объяснения актуальных проблем социокультурного характера, который присущ исследовательской работе М. Я. Сарафа. Каждая из его книг последних лет - будь это «Опыт типологии культуры», «Очерки социокультурных процессов», «Философия как самосознание культуры» или, наконец, «Национальное пространство культуры и обеспечение его безопасности» - столь же актуальна в проблемном отношении, сколь и содержательна в плане теоретико-методологическом.

Кроме того, те смысловые акценты и выводы, которыми богаты книги М. Я. Сарафа, имеют на мой взгляд и практическую ценность, поскольку проясняют ряд моментов, сопряженных с задачами и перспективами культурной политики в многонациональной России.

Так не пришло ли время - в свете актуального характера проблем функционирования культуры в качестве стратегического ресурса нашей страны - издать одной книгой все монографии М. Я. Сарафа в нашем Московском государственном университете культуры и искусств? Думается, что выход в свет такого издания не только стал бы ценным подарком для всех поколений, посвятивших себя культуре, но и способствовал активизации научных изысканий, а также совершенствованию всего цикла гуманитарных дисциплин, включая и культурологические.

М. М. Шибаева, доктор философских наук, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики МГУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.