УДК 168:37
Шаяхметова Линара Айратовна
аспирант кафедры философии и общественных наук
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: [email protected]
КОЭВОЛЮЦИОННЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Linara A. Shayakhmetova
Postgraduate of the Department of Philosophy and Social Sciences
Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education 'Perm State Humanitarian Pedagogical University' 614990, Russia, Perm, 24, Sibirskaya Str., e-mail: [email protected]
THE COEVOLUTION METHOD AS THE BASIS SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IN EDUCATION
Аннотация: раскрывается значение коэволюционного метода как одной из основ системно-деятельностного подхода, подчеркивается преемственность идей коэволюции и системодеятельности, называются принципы реализации коэволюционного метода в образовательном процессе.
Ключевые слова: коэволюция, новая эпистемология, системно-деятельностный подход.
Annotation: valueofthe coevolution method as a system-pragmatist approach is uncovered; the succession of coevolution and system-pragmatist's ideas are underlined; principles of realization the coevolution method in the learning process are prescribed.
Keywords: coevolution, newepistomology, system-pragmatist approach.
Деятельностный подход в современной науке - понятие неоднозначное. Долгое время его связывали с марксистской теорией, где в основе деятельностного
© Шаяхметова Л.А., 2016
подхода лежала практика (и труд как самая важная социальная практика). Г.П. Щедровицкий придал деятельностному подходу более глубокий характер, в основу его он положил психологический аспект человеческой деятельности. И хотя многие усматривают в деятельностном подходе узкую философскую специализацию, которую не следует применять как общенаучный подход [3, с. 80], претерпев изменения, деятельностный подход все же лег в основу образовательного стандарта нового поколения, где он именуется не просто деятельност-ным, а системно-деятельностным подходом.
Новый этап теории деятельности связан с работами В.В. Давыдова, где исследователь начал строить психологическую теорию коллективной деятельности и большое значение придавал коммуникации [3, с. 79]. Однако нам известен системный подход сам по себе, опирающийся на знание систем реальной действительности [1]. Но нужно отметить и дополнение к теории деятельности системным компонентом. В контексте с деятельностным подходом системодея-тельность образует еще один подход, где главным становится психологическая деятельность человека, преобразующая системы реальной действительности. Важной составляющей в современном системно-деятельностном подходе является коэволюционное основание. По мнению В.А. Лекторского, «понятие "деятельность" предполагает идеал коэволюции, то есть совместного развития человека и природы, что может быть истолковано как отношения равноправных партнеров...» [3, с. 76].
На наш взгляд, для преодоления экологического кризиса современной культуры необходима популяризация метода коэволюции, а именно выстраивание системы практической реализации коэволюционного подхода в науке и образовании и возможность применять данный метод как одну из основ системно-деятельностного подхода в образовании.
Коэволюционнный подход осуществляется в рамках новой эпистемологии. Для классической эпистемологии был характерен ряд особенностей: гиперкритицизм, фундаментализм, наукоцентризм. Складывающаяся сегодня неклассическая эпистемология отказывается от всех этих установок и заменяет
их другими, такими как доверие к принимаемой субъектом познавательной традиции (при определенных условиях), учет конкуренции и дискуссионного восприятия таких традиций, отказ от фундаментализма, субъектоцентризма, новое понимание «внутренних» состояний сознания, ментальных репрезентаций и самого Я и др. [3, с. 78]. Внутренняя репрезентация, возможность дискутировать и т. д. - одна из сторон природосоразмерного построения дисциплины, то есть не только гуманитарные науки нуждаются в коэволюцинизации, но и предметы естественнонаучного цикла должны отказаться от классической модели познания, приняв в себя принципы уже «человекосоразмерности». Это не значит, что нужно отказаться от объективных законов природы и отдать предпочтение ненаучным знаниям, это значит лишь, что нужно ставить все под вопрос и учить мыслить критически, рассматривая проблему в разных плоскостях, отдавая предпочтение «гуманистическому» естествознанию, которое включает человека в окружающую среду, при этом не конструирует иерархию и завышенную оценку человеческого.
Практика коэволюционного подхода в образовательном процессе является одной из важных факторов для создания устойчивой общественной системы в ее взаимодействии с природой. Образование человеческой личности несет в себе, кроме всего прочего, такие составляющие, как экологическая и гражданская культура. Обе являются частями культуры общечеловеческой. Экологическая затрагивает сферу взаимоотношений человека и природы, гражданская отражает взаимодействие человека и общества, но обе культуры предполагают чувство долга перед собой и окружающим миром, при этом не исключая одна другую. В контексте коэволюционного подхода соединение гражданского и экологического ведет к сопряженности этнонациональных и социокультурных общностей с природно-географическими условиями среды, к осмыслению путей совместной и сопряженной эволюции природы и человека, биосферы и ноосферы, природы, цивилизации и культуры [2].
Основными принципами реализации коэволюционного основания
в системно-деятельностном подходе являются следующие:
1. Межпредметный подход к преподаванию дисциплин различного цикла. Это принцип реализуется через максимальную экологизацию гуманитарных дисциплин, выведение их на уровень системного прослеживания связи человека и природы.
2. Отказ от исключительности принципа «человекосоразмерности», возможность его использования в сочетании с принципом «природосоразмерности». Сознание, разум, речь и способность к познанию провозглашаются как доказательства человеческой исключительности, но в рамках коэволюционного подхода они должны осознаваться как характеристика человеческого вида - оригинальная, но не более того. Человек как вид животного выделяется на фоне природы культурой, культура же, порожденная человеком, является особой частью все той же природы [4, с. 27]. Отказ от парадигмы человеческой исключительности должен реализовываться на разных уровнях.
3. Понимание связи человека и природы должно прослеживаться на разных уровнях. О связи климатических условий и развития человеческого общества в школе, в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла, говорили и раньше, географический детерминизм никто не отменял. Но чаще всего это сводят к обоснованию фактора климатических условий для возможности появления той или иной цивилизации. «Природосоразмерный» принцип обозначает прослеживание связи в процессе всего исторического цикла. Все четыре традиционные сферы общества: экономическая, политическая, социальная, духовная - рассматриваются через связь с природными факторами. Кроме того, исторические этапы развития человека и современное социальное существование - это развитие типичного для дискурса типа экологического сознания, как в прошлом, так и в настоящем.
4. Понимание коэволюционных требований к образовательному процессу, которые состоят в расширении социально-волонтерских практик на разных уровнях образования (особенно в школе) и обучении потребительской культуре. Коэволю-ционный потенциал скрывают в себе многие школьные дисциплины. Для актуализации коэволюционного подхода необходим пересмотр логики и принципов преподавания дисциплин (см. табл.).
Т а б л и ц а
Коэволюционный потенциал школьных дисциплин
Предмет Коэволюционная цель предмета Основные акценты коэво-люционного преподавания
История Показать исторические этапы становления экологического сознания. Общественное и индивидуальное сознание в зависимости от связи осознания природы и общества в истории. Импульс для развития общественных теорий. Совместное историческое развитие человека и природы.
Обществознание Осмыслить современные парадигмы экологического сознания. Междисциплинарные связи всех наук через коэволюционный подход. Глобальные экологические проблемы и пути выхода из них.
Литература Осознать культурно-духовные истоки экологической культуры, их связь с литературным наследием. Осмысление места человека в мире через понимание литературно-художественного массива.
География Проследить связь климатических, географических, экономических аспектов с ментальной деятельностью человека. Взаимосвязь географических условий и их влияние на жизнь человека.
Биология Обозначить гармоничное место человека в природной среде. Биологическо-эволюционная связь человека с природой.
Химия Проследить влияние и взаимосвязь антропогенных, биогенных химических явлений и человеческого организма. Химико-молекулярное взаимодействие природного и человеческого.
Физика Осмыслить современные парадигмы физики и их роль в судьбе человечества. Дискуссия вокруг новых концепций физики, их прикладной характер.
Таким образом, системно-деятельностный подход, имея различные основания, опирается, кроме всего прочего, и на коэволюционную методологию.
В процессе формирования культуры личности человека коэволюция связывает гражданскую и экологическую культуру.
Новая эпистемология определяет рамки существования коэволюционного подхода в системодеятельности. Они основываются на принципах применения коэволюции как в общем образовательном процессе, так и в конкретных дисциплинах.
Список литературы
1. Агошкова Е.Б. Категория «система» в современном мышлении // Вопросы философии. - 2009. - № 4. - С. 57-71.
2. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М.: Интерпракс, 1995. - 352 с.
3. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.
4. Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности / пер. с фр. С.Н. Зенкина. -М.: Новое лит. обозрение, 2010. - 392 с.