I
SCIENCE TIME
I
КОДЕКС ЧЕСТИ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Мирошников Михаил Александрович, Широкоград Татьяна Владимировна, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им.
профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена моральным традициям, сложившимся в российской армии. Мы рассматриваем понятие воинской (офицерской) чести в исторической перспективе, а также анализируем взгляды российских воинов на такие важные аспекты, как честь, долг, товарищество и достоинство офицерского звания. Анализ содержания понятия воинской чести в русской, советской и российской армиях показывает, что, наряду с чётким регулированием военной службы, большое внимание уделяется нравственности военнослужащих и соблюдению ими норм и правил поведения.
Ключевые слова: российская армия, воинская (офицерская) честь, кодекс чести офицера.
Российская армия всегда была оплотом духовных ценностей. С самого её основания у военнослужащих формируются единые взгляды на ряд важных моральных принципов, которые составляют основу воинской чести. Иметь честь - значит быть настоящим профессионалом своего дела, готовым выполнять свой священный долг перед товарищами. Как говорил генералиссимус А. В. Суворов: «Сам погибай, а товарища выручай!» Честь проявляется в гордости за свою профессию: «Есть такая профессия - Родину защищать!» Она также обязывает быть верным защитником Отечества и не терять достоинство, которое даёт воинское звание. Один из главных постулатов кодекса чести российского офицера гласит: «Жизнь - Родине, а честь - никому!»
На протяжении всей истории Руси народ верил, что крепость духа воинов, их доблесть, отвага и самопожертвование ради Отечества являются основой русской, а затем и российской армии. Именно поэтому не только в военные времена и в периоды смуты, но и в мирное время люди ищут опору в лице воинов-защитников.
Из древних летописей и исторических документов мы знаем, что основу воинской чести составляют мудрость, мужество, коллективизм и храбрость. Воинская честь приобреталась в бою, проявляясь в героических поступках и великих победах, несмотря на все трудности. «Сражаться по-русски - значит
1 SCIENCE TIME 1
побеждать, сопротивляться, не сдаваться ни при каких обстоятельствах, с честью выходить из самых сложных ситуаций», - так писал один из наших великих полководцев Александр Васильевич Суворов [1]. При этом воинская честь всегда была неотъемлемой частью не только отдельного воина, но и всего войска, являясь его характерной чертой во все исторические эпохи. Понятие чести многогранно и отражает отношение человека к себе, к другим людям и к своим конкретным заслугам. Поэтому «военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержки, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство окружающих. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о Вооруженных Силах в целом» [2].
Что же такое честь вообще и воинская (офицерская) честь в частности? Владимир Иванович Даль в своем словаре дал такое определение: «Честь - это внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть (Человек незапятнанной чести); заверение, утверждение (Поступок, несовместимый с честью); высокое звание, сан, чин, должность (И временщик он, да высоко стоит, в чести); внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтение, чествование, изъявление уважения, признание чьего превосходства (Несть пророк без чести, токмо в отечестве своем), Матф.» [3]. Далее В.И. Даль пишет: «Честь и достоинство - это неукоснительное соблюдение человеком своего профессионального долга и нравственных норм делового общения. Это моральные качества и принципы, которые вызывают уважение и гордость» [3]. Слово «честь» можно рассматривать и с правовой точки зрения. Большая Советская Энциклопедия даёт следующее толкование: «Честь и достоинство (правовая защита) - это охраняемые законом личные неимущественные и неотчуждаемые блага, которые означают осознание человеком своего общественного значения и признание этого значения обществом» [4]. Следует отметить, что слово «честь» часто используется в различных значениях: это и сохранение достоинства личности, и выражение уважения к кому-либо за его заслуги, и способность открыто высказывать свои взгляды, и охраняемое законом человеческое достоинство.
Содержание понятия «офицерская честь» рассматривали русские военные мыслители, военачальники и многие писатели-классики. В изданной в XIX веке книге для офицеров «Наставление к самодисциплине и самовоспитанию», которая имеет подзаголовок «Собрание писем старого офицера к своему сыну», читаем следующее: «Истинная честь есть добрая слава, которой мы пользуемся, общее доверие к нашей правдивости и справедливости, к нашей чистосердечной любви к людям» [5]. Военный историк и публицист советского периода Д.А. Волкогонов даёт такое определение: «Честь офицера - это выражение сознания им своего достоинства и готовности к выполнению воинского долга перед обществом» [1]. Известный военный писатель и публицист XIX века, генерал-майор М.С. Галкин, писал: «Честь - святыня офицера, она - высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь - его награда в счастье и
36
1 SCIENCE TIME 1
утешение в горе. Честь не терпит и не выносит никакого пятна» [6]. Таким образом, можно сказать, что офицерская честь включает в себя личное достоинство, внутреннее благородство, честность и истинное честолюбие. Это не только глубокое чувство долга и гордость за свою профессию, но и уважение к законам государства и другим людям.
Рассматривая понятие «воинская (офицерская) честь необходимо отметить, что представления о благородстве воинского дела и воинской чести имеют давние традиции. Кодекс чести Русского воинского сословия гласил: «Путь Прави - Путь Воина». Это означало, что воин не должен искать покоя и бездействия, не служить деньгам и не допускать их власти над собой. Он должен быть частью воинского сословия, где каждый равен каждому, все равны всем, а каждый равен всем. Воин должен быть верен своему слову, ведь «тебе цена -твоё слово». Воин обязан честно и самоотверженно выполнять свой долг, где понятия «хочу», «могу» и «должен» сливаются воедино. Путь воина - это путь к победе, и если он не может двигаться вперед, то должен твёрдо стоять на одном месте. Цель русского воина - не борьба, а победа. Как говорил знаменитый полководец Александр Суворов: «Тебя можно уничтожить, но победить -никогда; цель, которую оставляешь ты, присваивает себе твой противник; не жди больших побед от достижения малых целей; если ты достиг всех своих целей -значит ты уже умер» [7]. Понятие чести офицера включало уважение к противнику, кем бы он ни был. Рыцарские качества русского офицерства требовали гуманного ведения войны и соблюдения её законов. Эти законы предусматривали уничтожение вооруженной силы противника и победу, а не истребление его как нации и разорение страны. Кодекс чести в те времена подразумевал следующие принципы: предпочтение честного боя; соблюдение законов и обычаев войны; следование военной необходимости; проявление человеколюбия и гуманности к побеждённому противнику, военнопленным и гражданскому населению; недопущение неоправданного и чрезмерного насилия, мародёрства и грабежей. Великий полководец А.В. Суворов в своих наставлениях учил, что в бою важно не только применять оружие, но и демонстрировать великодушие и человечность. Он говорил: «Никогда не презирайте вашего неприятеля, каким бы он ни был». В своих военных наставлениях Суворов призывал строго следовать законам войны и атаковать противника, чтобы разгромить его силы. Он говорил: «Стремиться только поражать неприятеля. Щадить женщин, детей и жителей, не чинить обид и разорения, не брать ничего безденежно, опасаясь строго по силе закона взыскания». Также Суворов выступал против мародёрства в армии: «В стояниях и на походах мародеров не терпеть и наказывать оных жестоко тотчас на месте» [6]. Эти принципы и правила были основой поведения воинов. Наряду с этим в Русской Императорской Армии существовали негласные правила офицерской доблести и чести: неформальный кодекс чести офицера, которому, тем не менее, неукоснительно следовал каждый русский офицер. Например, офицер не мог жениться на актрисе или певице. Известен случай, когда герой Белого движения Пётр Николаевич Краснов, знаменитый казачий генерал и
37
1 SCIENCE TIME 1
Донской Атаман, будучи в чине подъесаула, женился на дочери действительного статского советника Лидии Гринейзен. Лидии Федоровне пришлось пожертвовать своей карьерой камерной певицы ряди того, чтобы муж не нарушил негласный кодекс чести офицера. Честь военной службы Государю Императору настолько высоко ценилась офицерами, что любые отступления от моральных принципов не допускались не только уставами, но и коллективным сознанием полкового офицерства. Каждый русский офицер мог бы сказать сомневающимся в его миссии словами Петра Великого: «Не должны вы помышлять, что корысти ради избрал я воинскую службу, а несу я мою нелегкую обязанность, сражаясь за благо государства, защита которого мне вверена, за род свой, за Отечество, за Православную веру и церковь... А обо мне ведайте, что жизнь мне не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего» [8]. В офицерской среде понятие чести было тесно связано и с такими понятиями, как честность, принципиальность и неподкупность. Офицер, нарушивший эти принципы, становился изгоем и вызывал презрение у своих товарищей.
Присяга на верность государю и Отечеству -священный долг для русского офицера. Нарушение присяги воспринималось как позор и считалось недопустимым. Офицер, давший присягу, считал себя связанным данным обещанием на всю жизнь и не мог отступить от него. Это было так же невозможно, как проявить трусость в бою. Поэтому случаи нарушения присяги были крайне редки. Например, когда в декабре 1825 года российский цесаревич Великий князь Константин Павлович отрекся от престола, прежняя присяга потеряла свою силу, а новая ещё не была принесена. В результате восстание декабристов произошло в период формального безвластия и не рассматривалось как измена или предательство. А позже последний Император и Самодержец Всероссийский Николай II в ходе Февральской революции в марте 1917 года отрёкся от престола и своим отречением освободил военных от данной ему присяги. Это решение определило дальнейшую судьбу офицерского корпуса, разделив армию на два противоборствующих лагеря: белогвардейцев и красногвардейцев.
В 1915 году участник русско-японской войны и кавалер трёх орденов святого Станислава ротмистр Валентин Михайлович Кульчицкий составил книгу «Советы молодому офицеру» - обобщённый свод правил, наблюдений и житейских афоризмов. Он задумал её как справочник для молодых офицеров, где рассказывал о сущности военной службы, отношениях с начальством и подчинёнными солдатами, правилах военных занятий, о суде и защите чести, а также давал простые жизненные мудрости и советы. В предисловии к третьему изданию В.М. Кульчицкий писал: «ЦЬль этого своеобразнаго труда - желаше предотвратить от ложнаго, губительнаго шага неопытную военную молодёжь. ЗдЬсь собраны старыя, но вЪчныя истины, которыя большинствомъ забыты, а молодымъ офицерамъ неизвестны. Выпускъ настоящаго справочника третьимъ изданиемъ говоритъ за себя. В.М. Кульчицкий, предисловие к 3-му изданию» [9]. Во время Первой мировой войны стали практиковать ускоренные выпуски
38
1 SCIENCE TIME 1
офицеров, и книга Кульчицкого оказалась очень популярной в военной среде, выдержав несколько переизданий (в период с 1915 по 1917 годы - шесть изданий). В «Советах» говорилось, что офицер всегда должен помнить о своей принадлежности к офицерскому корпусу русской армии. Поэтому он должен посещать только те заведения, где «господствуют добрые нравы», не увлекаться алкоголем и азартными играми, а также сохранять свое достоинство и доброе имя. Как писал Валентин Михайлович Кульчицкий: «Честь - это главная драгоценность для офицера, и священный долг каждого из нас сохранять ее в чистоте и безупречности» [10].
После Октябрьской революции 1917 года «Советы молодому офицеру» официально не публиковались, но их содержание было известно благодаря многочисленным перепечаткам самиздата. О книге вспомнили лишь во время Великой Отечественной войны: 21 октября 1943 года главная газета Красной Армии «Красная Звезда» начала публиковать цикл статей под названием «Традиции русского офицерства», в которых часто цитировались «Советы молодому офицеру» В.М. Кульчицкого. Валентин Михайлович писал о том, что офицер должен быть благородным человеком с высокой нравственностью, культурностью, правдивостью и честностью. Его мысли о морали офицера, о воспитании чести, долга и патриотизма оказались настолько близки и понятны, что позже легли в основу кодекса Советской гвардии и были рекомендованы для изучения в высших военных училищах СССР.
Кодекс чести советских офицеров, хоть и носил идеологическую окраску, во многом опирался на исторические традиции российской воинской чести и доблести. Он призывал офицеров Советской Армии «помнить, что основными достоинствами офицерского звания являются: любовь к своему Отечеству, верность воинскому долгу, готовность жертвовать собой ради его исполнения, непоколебимое мужество, повиновение, безупречная правдивость и непреклонная решимость защищать страну и свой народ» [11]. Советским офицерам вменялось в обязанность «охранять честь и достоинство офицерского звания, активно помогать командирам в воспитании офицерского состава в духе требований Морального кодекса строителя коммунизма, строго и точно соблюдать Конституцию СССР и советские законы, военную присягу, воинские уставы и приказы» [12].
В современном мире, где происходят значительные преобразования в социально-экономической, политической и духовной сферах, армия и офицерский корпус сталкиваются с новыми вызовами. Происходит переоценка ценностей и жизненных ориентиров. Однако, несмотря на эти изменения, сущность и содержание понятий «воинская честь», «достоинство» и «патриотизм» остаются исторически неизменными. В старину существовало хорошее выражение: «рыцарь без страха и упрёка». Оно означало благородного воина, который в бою «оказывал верх мужества и доблести, оставаясь верным всем высоким понятиям о воинской чести». Таких рыцарей без страха и упрёка мы встречаем на протяжении всей военной истории, и даже сейчас они ежедневно совершают подвиги.
1 SCIENCE TIME 1
В подтверждение этому можно привести Кодекс чести современного российского офицера, опубликованный Министерством обороны Российской Федерации. Содержание этого кодекса тесно связано с историческим пониманием воинской (офицерской) чести. Главный наказ современным офицерам звучит так: «Почитать честь, не забывая главного: «Я, РОССИЙСКИЙ ОФИЦЕР, ЧЕСТЬ ИМЕЮ, А ЖИВУ РАДИ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ!» [13].
Таким образом, анализ исторически сложившегося понятия «воинская честь» и кодексов чести русских воинов и российских офицеров позволяет сделать вывод, что в России звание офицера всегда было больше, чем просто титул. Оно означало принадлежность к особой касте людей, для которых честь и достоинство были превыше всего. Офицерская честь была и есть для них важнее жизни. Они сражались за неё и были готовы умереть. Офицер - это профессия, основанная на высоких идеалах. Настоящий офицер служит не ради личной выгоды, а ради защиты Родины. Он понимает, что кто-то должен пожертвовать своим благополучием, чтобы другие могли жить спокойно и уверенно. Поэтому каждый офицер, независимо от занимаемой должности, должен помнить, что он не просто «командует», а имеет честь командовать. Это особенно важно на войне, когда с честью вверенной ему роты, корпуса или армии неразрывно связана и его личная честь, а также доброе имя в глазах будущих поколений.
Литература:
1. Волкогонов Д.А. Честь офицера // Военная мыль. - 1982. - № 11. - С.58-
71.
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. -Ростов/Д: Феникс, 2018. - 735 с.
3. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля: в 4 т. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gufo.me/dict/dal
4. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т./ гл. ред. А. М. Прохоров - М.: Советская энциклопедия, 1978.
5. Наставление к самодисциплине и самовоспитанию. Собрание писем старого офицера к своему сыну // История Отечества в свидетельствах и документах XVII - XX вв. Выпуск VII. - М.: «Российский Архив», 1996. - 655 с.
6. Галкин М. Новый путь современного офицера // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://military.wikireading.ru/hQnoGqTlX
7. Кодекс чести воина Древней Руси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/wall-203822774_388
8. Кодекс чести русского офицера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/lisa-snezhok/post464558670/
9. Кульчицкий В.М. Советы молодому офицеру [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://mnsvu.org/biblioteka/istoriya/kodeks-chesti/sovety-molodomu-oficeru/
40
1 SCIENCE TIME 1
10. Как честному, верному и храброму офицеру надлежит": Кодекс чести российского офицера (реконструкция традиции) // Военно-исторический журнал. - 2002. - № 2. - С. 16-18.
11. Кодекс чести советских офицеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/wall-7033_134034
12. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25.09.1980 «Об утверждении положения о товарищеских судах чести офицеров в Вооруженных Силах СССР» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studylib.ru/ doc/2167960/ukaz-prezidшma-vs-sssr-ot-25.09.1980
13. Кодекс чести российского офицера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kadet.ru/doc/Kodeks.pdf
41