Научная статья на тему 'Код телесности в хакасском декоративно-прикладном искусстве'

Код телесности в хакасском декоративно-прикладном искусстве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ / ТРАДИЦИОННОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ / CODE OF A “BODY” / TRADITIONAL KHAKASS ARTS AND CRAFTS / ART STYLE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Киштеева Оксана Вячеславовна

В статье рассматривается взаимосвязь телесности с социально-культурной сферой на примере традиционного декоративно-прикладного искусства. Определяется влияние философии телесного познания на существование различных культурных феноменов и функционирование традиционного искусства в современном обществе. Интерпретация национального художественного стиля в современной культуре основывается на системной организации гармонии в традиционном хакасском декоративно-прикладном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Body” Code in Khakass Arts and Crafts

The article deals with the interrelation between a “body” and the welfare sphere on an example of traditional arts and crafts. It determines the influence of a “body” knowledge philosophy on the existence of various cultural phenomena and functioning of traditional art in modern society. Interpretation of national art style in modern culture is based on the systematic organization of harmony in traditional Khakass arts and crafts.

Текст научной работы на тему «Код телесности в хакасском декоративно-прикладном искусстве»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 745/749+008(045)

КОД ТЕЛЕСНОСТИ В ХАКАССКОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

О. В. Киштеева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается взаимосвязь телесности с социально-культурной сферой на примере традиционного декоративно-прикладного искусства. Определяется влияние философии телесного познания на существование различных культурных феноменов и функционирование традиционного искусства в современном обществе. Интерпретация национального художественного стиля в современной культуре основывается на системной организации гармонии в традиционном хакасском декоративно-прикладном искусстве.

Ключевые слова: телесность, традиционное декоративно-прикладное искусство, художественный стиль.

Происходящие в настоящее время изменения в культуре и социуме постиндустриального общества настолько динамичны, что современный человек оказывается в состоянии постоянного неустойчивого движения. Развитие информационных систем, новых технологий требуют от субъекта культуры постоянного обновления собственных коммуникационных и информационных знаний и навыков, включают его в универсальное, массовое пространство современной глобальной культуры. Одновременно с данным процессом происходит и процесс формирования «новых форм культуры, структурно и содержательно родственных традиционным формам» [1, с. 43]. По мнению А. В. Костиной, в пространстве современной культуры коммуникация реализуется традиционными средствами коммуникационных систем, таких как язык, литература, музыка, танец, изобразительное искусство, фольклор [1, с. 44]. Обращение современного человека к указанным традиционным средствам не случайно и имеет основание в определении собственной идентичности; к проблеме определения данного феномена можно отнести и «этнокультурный ренессанс» начала XXI в., непосредственными свидетелями которого мы являемся.

В связи с данными процессами большое значение, на наш взгляд, имеет проблема философского осмысления «телесности» как ядра индивидуальной идентичности субъекта современной культуры. Идентичность современного человека имеет сложную многослойную структуру - в разной ситуации, в разной информационной среде на первый план выступают различные её формы: гендерная, этническая, национальная, профессиональная, социальная идентичность и т. д. Очевидно, что в основании определения идентичности лежит феномен телесности как философское понятие, определяющее биологическое и социальное начала в человеке; при этом гендерная и этническая идентичность непосредственно связана с биологическим, но обязательно включает в себя множество культурных смыслов, определяемых средой, временем и коммуникацией.

Современная культура постмодерна пересматривает существующее ранее преобладание идеи как смыслооб-разующей и целеполагающей основы философии бытия, которая в ХХ в. привела к глобальным социальным экспериментам. Этим объясняется и «пренебрежение к жизни, своей и чужой, так же как и ... к телу» [2, с. 202]. К концу XX - началу XXI вв. наблюдается повышенный интерес к различным телесным практикам, переосмысление феномена тела в философском и культурном контексте.

Как отмечает Г. Л. Тульчинский в своей работе «Тело свободы», к концу ХХ в. наблюдается переосмысление системообразующего центра современной культуры, в которой на первое место выступает тело как источник первичного опыта. Автор рассматривает особенности современной цивилизации, свидетельствующие о её «телоцентричности», отмечает, что общая телесно-визуалистская ориентация социальной и экономической сфер культуры выражается в потребительстве (консьюмеризме), культе здоровья, сексуальной акцентуализа-ции, процветающей порноиндустрии, формировании и продвижении привлекательных имиджей в рекламе, политике, искусстве, религии и науке, роли новой образности в виртуальной реальности информационных технологий. Исследователь даёт определение «телоцентризма», характерного для постмодерна, в оппозиции к «лого-центризму» - рационализма европейской философии. Он замечает, что в «постмодернистском опыте телесность и ментальность как бы меняются местами: тело становится внутренним, а ментальность внешним планом содержания». Учёный утверждает: «Социальное развитие во многом было историей обуздания животного, телесного, внутреннего - самой жизни, придание ей внешних упорядоченных культурных форм. Современный мир как бы вывернулся наизнанку. Глубинное вышло наружу, а внешнее неожиданно ушло на какие -то не всегда понятные, но вышедшие наружу слои бытия» [2, с. 216-217].

Опыт философского осмысления телесности в современной культуре представлено, в частности, в работе М. Н. Эпштейна, в которой это осмысление рассматривается как тенденция «нового отелеснивания самой фи-

лософской мысли, которая на протяжении столетий пренебрегала телесностью... По мере воспарения ноосферы над ветхими телесными оболочками человека сама мысль всё более становится сферой свободного телополага-ния, создаёт собственные языковые, образные, пространственно-временные, виртуально-тактильные тела» [2, с. 14]. По мнению автора, требование целенаправленности и целесообразности, возобладавшее в век технологических прорывов, дополняются новым критерием пластичности, осязательности самих идей: как мыслить телонаправлено и телосообразно.

В современной культуре наблюдается также и обращение к различным телесным практикам, имеющим корни в архаических, древних культурах - нанесение татуировок, пирсинга и т. д., которые получают новые смысловые акценты, отличные от ритуала. В соответствии с концепцией Ж. Бодрийяра в современных общественных формациях отсутствует символический обмен как организующая форма, определяющая значение ритуала в архаической и традиционной культуре. Рассматривая феномен тела в культуре постмодерна, исследователь отмечает: «Вся новейшая история тела - это история его демаркации, история того, как сеть знаков и меток разграфляет, раздробляет в его отличности и радикальной амбивалентности, реорганизуя его как структурный материал для знакового обмена наподобие вещей.» [3, с. 193]. В этой связи Ж. Бодрийяр называет тело «кладбищем знаков», в котором даже нагота имеет вторичную природу, примиряющую «натуралистический идеал «непосредственного» переживания собственного тела с коммерческим императивом прибавочной стоимости» [3, с. 199]. Учёный чётко делает различие между семиотизацией тела в «первобытных» обществах и современной системе: «.в архаическом обществе маркирование тела и ношение масок служат для непосредственной актуализации символического обмена, обмена/дара с богами и другими членами группы; при таком обмене субъект не торгует своей идентичностью под прикрытием маски или манипулирования знаками, а, напротив, уничтожает свою идентичность, вступает в игру., всё его тело становится материалом символического обмена» [3, с. 202]. В современной культуре, в отличие от культуры традиционной, существуют разные системы в зависимости от целей, для достижения которых представляются модели тела.

В семиотическом анализе моды Р. Барта тело выступает как означаемое, которое взаимодействует в знаковом отношении с одеждой: «как чистая ощутимость тело не может ничего значить, одежда же обеспечивает переход от чувственного к смыслу» [4, с. 293]. Отметим, что если в системе моды означаемое - это идеальное тело манекенщицы и фотомодели, то в традиционном костюме обозначается телесность, основанная на эстетическом идеале красоты определённого этноса. По определению Р. Барта, «значить» - это не просто передавать информацию, но и образовывать структурные системы знаков, то есть тексты. Р. Барт анализирует моду как знаково-символическую систему культуры, рассматривая одежду как знаковую систему, своеобразный «текст». Процесс «мифотворчества», по его мнению, это главный принцип мифа - превращение истории в природу [4, с. 225]. Превращение мифа в природу культуры на основе такой знаковой системы, как костюм, является одним из проявлений телесности в культуре. Необходимо отметить, что костюм, в отличие от других предметов человеческой культуры, физически связан с человеческим телом, поэтому в семиотическом смысле связь между телом и костюмом является связью между означаемым и означающим.

Повышенный интерес к человеческому телу становится основой для мифотворчества современного искусства: мы постоянно чувствуем давление масс-медиа на формирование унифицированных эталонов женской и мужской телесности. В современной культуре существует тенденция обращения к своему телу как к объекту манипуляции, который можно менять, подгонять под унифицированные стандарты; в ней наблюдается разрыв между субъектом и своим телом, низведение тела до уровня вещи, одежды. В какой-то мере в данном отношении прослеживается кризис идентичности, уход от реальности. В этих условиях традиционная культура с её глубинным осмыслением тела человека как абсолютной ценности и моделирования телесности в различных сферах человеческой культуры является примером гармоничного сочетания материально-биологического, духовного и рационального. Не случайно обращение к этнической культуре в современном обществе, возобновляет ценностные, в том числе и телесные, ориентиры современному человеку, и такое обращение позволяет справиться с кризисными явлениями глобализации.

Намеченный в современной культуре ценностный кризис определяет интерес к традиционным установкам и поиску новых культурных оснований и ориентации существования человека. В традиционной культуре телесный характер труда, практическая и символическая деятельность, связанная с природой и ландшафтом определяют органическую и неразрывную связь между телесным опытом и эмоциональными переживаниями. Для современного человека, которому не хватает телесных практик и который большую часть жизни проводит в виртуальной реальности, бедной на телесные ощущения (осязательные, обонятельные, тактильные), существует риск не только разрыва с природой, но и собственными телесными ощущениями. Если в традиционной культуре постоянное повторение телесных переживаний является основой повседневной жизни, то в культуре современной существует противоположная тенденция - конструирование различных эрзац форм переживания действительности - от компьютерных игр до 3D и 5D кинематографа. Возможно, по этой причине в поиске восста-

новления баланса между внутренним «Я» и телесными так популярны экстремальные виды спорта. В этой связи интересны выводы Г. Л. Тульчинского, анализирующего парадоксы российского духовного опыта, которому свойственно стремление к нравственной личности как основы духовных ценностей - «своеобразном культе униженных и оскорблённых: от русских святых до темы «маленького человека». Самоценность страдания лишает позитивного ценностного содержания реальность» [2, с. 305]. По мнению этого исследователя, массовый характер установки низкой ценности жизни, пренебрежение ею в российской действительности выразились в угрожающей статистике причин смертности среди российских мужчин, в которой отразился уход от реальности, «её отрицании в предельном выражении».

Одним из вариантов гармонизации телесного и внутреннего начала является искусство, сам процесс творчества является сложным переживанием человека конкретного времени в чувственном, рациональном и телесном диапазоне. Процесс перехода природных идеалов в художественно-эстетические и процесс собственно художественной деятельности основаны на поиске человеческих отношений и ценностей в окружающей реальности. «Искусство, его задача - это не изображение природных идеалов, а встреча человека с самим собой в природе и человеческо-историческом мире» [5, с. 92]. Как отмечает Х. Г. Гадамер, «.значимость искусства основывается также и на том, что оно нам говорит, представляет человеку его самого в его нравственно предназначенном существе» [5, с. 95].

Если человек в искусстве сталкивается, прежде всего, с самим собой, то и преобразование окружающего мира начинается с самого себя - с осознания своей телесности, не только как пространственной характеристики, но в первую очередь как характеристики символической и художественной ценности. «Тело наше, всё равно, переживается ли оно как сама индивидуальность или как только её носитель, является изначальной, верховной ценностью и верховным критерием целой системы ценностей, по которой располагаются все вещи, в зависимости от того, близки они или далеки от человека» [6, с. 403]. С осознания символической телесности начинается собственно феномен костюма как художественного предмета, который призван выразить эстетические идеалы человека и социума, это осознание распространяется на весь предметный мир художественной культуры.

Символическое и философское выражение телесности можно обнаружить и в хакасском традиционном орнаменте. В орнаментах, выполненных по принципу зеркальной вертикальной симметрии, мы видим единство идеи вертикали Мирового Древа, Мировой Горы и человеческого тела. На образном уровне орнамент также рассматривается как художественный эквивалент образа человека в предельно декоративном, стилизованном виде. Определение мужского и женского начал в орнаменте также проходит через первичные телесные признаки, и происходит оно на интуитивном, эмоциональном уровнях.

Костюм является художественным выражением человеческого «Я», таким, каким человек себя представляет или желает, чтобы другие его видели: «Одежда и украшение для такого понимания являются не чем иным, как выразительным жестом, как стремлением Я выйти из своей оболочки, сообщить о себе другим, слиться с другим, слиться с подобными ему другими ценностями или с мировой духовной первостихией» [6, с. 413]. Эстетическая ценность традиционного костюма является основой функции художественной коммуникации. Этнический костюм выражает идеал как обобщённое представление о совершенстве, вектор всех художественных решений костюма направлен к этой нормативной модели.

Человеческое тело задаёт параметры пространственных характеристик, пропорциональные соотношения предметного мира традиционной культуры основываются на антропометрии, выстраивание пространства - ан-тропоцентрично. В культурном плане в отношении понятия телесности как определения новых пространственных характеристик «тело - костюм - дом» выстраивание пространства всегда проходит через определения границ «своего» и «чужого». В традиционной культуре сама Вселенная осмысливается как некоторое космическое тело.

Костюм окружает подвижное тело человека, в нем функциональная составляющая становится главной, так как действия человека определяются целой системой культурных связей. В крое хакасского костюма присутствует соразмерность пропорций кроя и элементов костюма, в котором антропометрические измерения являются также и условиями создания композиционной гармонии. Стандартизация измерений элементов кроя выражает идеальные пропорции тела. В хакасской традиционной культуре при шитье костюма использовались антропометрические меры длины: локоть, ладонь - по длине, ладонь - по ширине (без большого пальца), для измерения более точного размера как мера использовалась ширина пальца. Так, например, ширина спинки верхней одежды, в самой узкой её части, должна быть равна длине ладони, длине ладони равна ширина полика когенек, высота манжета и т. д. Соотношение длин в костюме определялось пропорциями человеческого тела. При таком использовании антропоморфных мер длины человек в прямом смысле ставится мерой окружающих его вещей -такая соотнесённость человека и вещи является базисной для традиционных культур.

Определение идеальных пропорций человеческого тела в искусстве волновала человека с древнейшего времени; мы знаем, например, о египетской системе пропорциональных соотношений, в которых за основу изме-

рения брали ширину ладони, и все остальные размеры были строго стандартизированы. Известен также греческий метод измерения пропорций, в котором идеальные величины высчитывались от общей высоты фигуры. При этом метод первый называют суммарным, метод второй - синхронным или аналогичным [7, с. 46]. В классических учениях о золотом сечении в области пропорций человеческого тела рассматривается идеальное представление о человеке как о родовом понятии. В них человек рассматривается не как индивидуальный тип, а как идеальная модель. Такой подход господствовал, например, в эпоху Возрождения. При этом идеальные пропорции возникают как результат сравнения единичных явлений [8].

Рассматривая систему измерений идеальных пропорций человеческого тела, в которой антропометрические величины - палец, ладонь, локоть и т. д. - приближены к пропорциям золотого сечения, можно сделать вывод о том, что принципы гармонии в крое костюма также подчиняются общей гармонии систем. Таким образом, использование в традиционном декоративно-прикладном искусстве антропометрических мер решает вопрос о гармонизации художественного произведения.

Индивидуальность антропометрических размеров является также и условием сохранения индивидуальности каждой вещи, выполненной мастером, в противоположность массовым промышленным образцам. Необходимо также отметить, что искусство не может подчиняться простым математическим расчётам. По мнению Э. М. Сороко, «гармония и красота - вещи различные. Если красота несёт в себе яркую субъективную окраску, то гармония, будучи явлением объективным и закономерным, выражает соизмеримость и соразмерность, пробуждает в сознании идею соотношения; она есть показатель «вечного», неизменного, спокойного в вещах, или, как принято говорить, инвариантного, сохраняющегося в них» [9, с. 127]. По теории автора, каждый инвариант - это глубокая черта самой эпохи, звено исторически определённого «духовного тела». Присущая каждой системе цикличность в современном искусстве проявляется в прогрессирующих видах искусства в стремлении обрести пропорции своих произведений, близких к пропорциям «золотого сечения», в искусствах, чей расцвет стал достоянием истории, «нормой и недосягаемым образцом». Однако чаще испытывается обратное движение в процессах смены структурных инвариантов как доминирующих мер гармонии системы.

Важным в восприятии художественных предметов является эстетическое восприятие, которое непосредственно связано с телесными физическими переживаниями. В современном искусстве особое место приобретает проблема сохранения и интерпретации таких культурных артефактов, как художественный стиль и его этническое своеобразие. В формировании этнического художественного стиля участвуют все сферы традиционной культуры, от заданных ландшафтных и климатических характеристик до культурно -исторических условий развития этноса.

В содержательном отношении художественного стиля прочитывается мифологическая основа традиционной культуры, способы трансформации природных характеристик окружающих объектов являются основой определения этнических особенностей в искусстве. «Миф живёт в пространстве своего стиля. Традиция воспроизведения художественных образов - это и есть жизнь мифа, который оформляется, экстериоризируется в момент появления художественного образа» [10, с. 10].

Зачастую необходимо точное определение параметров структуры художественного стиля для его дальнейшего точного воспроизводства в различных областях художественного творчества. В анализе современных произведений декоративно-прикладного искусства существенные затруднения возникают в определении границ допустимых вариаций художественного стиля, за пределами которых он не коррелируется с определёнными историко-культурными периодами. Наиболее часто встречающейся ошибкой у современных художников, использующих элементы этнического стиля, является отрыв от общего художественного контекста, перенос отдельных элементов без соблюдения структуры художественного произведения, нарушение композиционного строя, цветовых характеристик, необдуманный перенос технических и художественных приёмов из одного материала в другой.

В основе традиционного декоративно-прикладного искусства лежит повторение и вариации мотивов и элементов, которые можно назвать «алфавитом» традиционного искусства. В правильной интерпретации данный алфавит должен складываться в художественный текст, отражающий мифологическую основу художественного стиля. Таким образом, художественный стиль не только складывается из элементов, но и несёт в себе структурное содержание (и складывается не столько из элементов, сколько предполагает наличие типологических рядов).

В современном декоративно-прикладном искусстве необходимо исключить такое кризисное явление в современном искусстве, как стремление к деконструкции, деформации объектов, в результате которых «мы имеем дело с художественным пространством, лишённым структуры.» [10, с. 22].

Для традиционного искусства, в основе которого лежит сохранение канонов и следование традициям, цикличность развития заключается во внешних изменениях условий функционирования этноса в современной культуре. С одной стороны, требование «осовременить» объекты традиционного искусства, с другой - стрем-

ление получить современной культурой уникальные, аутентичные образцы, на наш взгляд, являются одним из источников развития традиционного искусства. В данных условиях необходимо понимание того, что художественный стиль, как понятие структурное и системное, в произведениях традиционного искусства меняться не может, но возможно изменение технологических приёмов без нарушения художественной структуры произведения, которое послужит условием развития традиционного искусства.

Библиографический список

1. Костина, А. В. Национальная культура - этническая культура - массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе / А. В. Костина. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 216 с.

2. Эпштейн, М. Н. Философия тела; Тульчинский, Г. Б. Тело свободы / М. Н. Эпштейн, Г. Б. Тульчинский. - СПб.: Алетейя, 2006. - 432 с.

3. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: «Добросвет», 2000. - 387 с.

4. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт; пер. с фр. С. Н. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.

5. Гадамер, Г. Г. Актуальность прекрасного: пер. с нем / Г. Г. Гадамер. - М.: «Искусство», 1991. - 367 с.

6. Габричевский, А. Г. Морфология искусства / А. Г. Габричевский. - М.: «Аграф», 2002. - 863 с.

7. Баммес, Г. Изображение фигуры человека / Г. Баммес. - М.: «Сварог и К», 1999. - 336 с.

8. Тимердинг, Г. Е. Золотое сечение; пер с нем. / Г. Е. Тимердинг; под ред. Фихтенгольца. - Изд. 3-е доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 112 с.

9. Сороко, Э. М. Золотые сечения и процессы самоорганизации и эволюции систем: Введение в общую гармонию систем / Э. М. Сороко. -Изд. 4-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 264 с.

10. Мириманов, В. Б. Императив стиля / В. Б. Мириманов. - М.: РГГУ, 2004. - 195 с.

© Киштеева О. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.