Научная статья на тему 'Художественный и нехудожественный образ костюма'

Художественный и нехудожественный образ костюма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2730
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТЮМ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / НЕХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / МОДА / ИСКУССТВО / ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / COSTUME / ARTISTIC IMAGE / NON-ARTISTIC IMAGE / FASHION / ART / TRADITIONAL AND CONTEMPORARY CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дубровина Алёна Владимировна

Анализируется проблема художественности костюма как материальной целостности, предмета практической и повседневной реальности. Исследуется различие образов костюма и их соотношение на основе принадлежности к художественности. Нехудожественный образ костюма - не имеет вложенного в него смысла художественной идеи. Художественный образ - эстетически преобразован, субъективно создается и воспринимается. Эстетическое в костюме может преобладать или наоборот, быть не слишком явным, в зависимости от замысла дизайнера, культуры повседневности. В костюме, как многофункциональной вещи отражаются его отношения с миром, в зависимости от них он может быть рассмотрен как разный предмет: одежда, наряд, способ презентации, художественное произведение и т.д. Художественность можно увидеть в любом облачении, она есть, но не всегда преобладает. Опираясь на понятия «вещь» и «предмет», рассматривается костюм в связи с реальностью и эстетикой в традиционной культуре; модой и искусством в современной культуре. Представлена сравнительная таблица возможного соотношения художественного и нехудожественного в образе костюма, и изменение этого соотношения в разных культурах - традиционной и современной. Исследуется специфика костюма на трех уровнях художественного образа: замысел, произведение и восприятие. Замысел этнического костюма не принадлежит одному автору, формируются обычаями, нормами общественного сознания, в отличие от модного универсального костюма, что проектируется современными дизайнерами. Произведения костюма имеют разные формы существования в реальности и искусстве. Восприятие традиционного и модного костюма может не совпадать с замыслом: нехудожественный образ может восприниматься как художественный, а художественно задуманный как нехудожественный. Представлен перспективный вектор развития современного модного универсального образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of artistic costume as the material integrity of the subject and the practical everyday reality is analysed. We investigate the difference images of costume and their relationship on the basis of belonging to artistry. Non-artistic image of the costume is not nested in the sense of artistic ideas. Artistic image is aesthetically transformed subjectively created and perceived. Aesthetic in costume can prevailor on the contrary, not to be too explicit, according to the designers, the culture of everyday life. In costume, as in a multifunctional thing, its relations with the world are reflected; according to them, it can be considered as different objects: clothes, dress, fashion presentations, artwork, etc. Artistry can be seen in any vestment, it is present, but not always prevails. Based on the concept of a "thing" and "object" costume is considered in touch with reality and aesthetics in the traditional culture; with fashion and art in contemporary culture. The comparative table of possible relations of artistic and non-artistic in the form of costume and in the change of this relation in different cultures both traditional and modern is presented. The specificity of costume at the three levels of the artistic image concept, product and perception is investigated. The idea of an ethnic costume does not belong to one author, it is formed by customs, norms of social consciousness, as opposed to universal fashion costume that is designed by modern designers. Introductions of costume have different forms of existence in reality and art. Perception of traditional and fashionable costume may not coincide with the concept: non-artistic image can be perceived as an art, or artificially conceived as if inartistic. A perspective vector of modern fashionable universal image is presented.

Текст научной работы на тему «Художественный и нехудожественный образ костюма»

УДК 130.2

Дубровина Алена Владимировна

Тюменская государственная академия искусств и культуры

aliona-doubrovina@yandex.ru

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И НЕХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КОСТЮМА

В статье анализируется проблема художественности костюма как материальной целостности, предмета практической и повседневной реальности. Исследуется различие образов костюма и их соотношение на основе принадлежности к художественности. Нехудожественный образ костюма - не имеет вложенного в него смысла художественной идеи. Художественный образ - эстетически преобразован, субъективно создается и воспринимается. Эстетическое в костюме может преобладать или, наоборот, быть не слишком явным, в зависимости от замысла дизайнера, культуры повседневности. В костюме, как многофункциональной вещи, отражаются его отношения с миром, в зависимости от них он может быть рассмотрен как разный предмет: одежда, наряд, способ презентации, художественное произведение и т.д. Художественность можно увидеть в любом облачении, она есть, но не всегда преобладает. Опираясь на понятия «вещь» и «предмет», автор рассматривает костюм в связи с реальностью и эстетикой в традиционной культуре; модой и искусством - в современной культуре. Представлена сравнительная таблица возможного соотношения художественного и нехудожественного в образе костюма и изменение этого соотношения в разных культурах - традиционной и современной. Исследуется специфика костюма на трех уровнях художественного образа: замысел, произведение и восприятие. Замысел этнического костюма не принадлежит одному автору, формируется обычаями, нормами общественного сознания, в отличие от модного универсального костюма, что проектируется современными дизайнерами. Произведения костюма имеют разные формы существования в реальности и в искусстве. Восприятие традиционного и модного костюма может не совпадать с замыслом: нехудожественный образ может восприниматься как художественный, а художественно задуманный как нехудожественный. Представлен перспективный вектор развития современного модного универсального образа.

Ключевые слова: костюм, художественный образ, нехудожественный образ, мода, искусство, традиционная и современная культура.

Обращаясь к теме художественного и нехудожественного образов в костюме, разберемся, как они транслируются в контексте традиционной культуры и современной. Рассмотрим костюм как целостную систему образа человека, включающую в себя тело, одежду, дополнения к ней, сферы искусства и моды, в которых он фигурирует. Костюм - это материальная целостность, вещь, определяемая человеком в процессе познания и деятельности. Как сложная вещь, он многогранен, его свойства зависят от отношений с окружающей реальностью: чем больше отношений, тем больше качеств. Каждое отношение составляет обусловленную предметность. Костюм представляет собой определенный, сравнительно самостоятельный и устойчивый результат человеческих действий, которому с развитием культуры придавали различное значение. Создание, существование и восприятие образа костюма получают развитие в рамках традиционной и современной культур, исторической границей которых можно определить период Итальянского Возрождения или Европейского Средневековья, когда зародилось представление о моде [7] и сформировалось понятие о национальной традиции. Традиционная культура предполагает в данном исследовании два вектора существования костюма: этнический костюм, максимально приближенный к реальности и повседневности быта, и универсальный традиционный костюм, приближенный к эстетике жизни. Современная культура представлена универсальным костюмом массовой моды и художественным костюмом как искусством, концептуальным, авторским.

В традиционной культуре художественный образ костюма отличался непродуктивной связью с обыденной деятельностью человека. Естественные, нехудожественные формы тела искусственно совершенствовали, это приводило к превращению костюма в информирующий знак о сверхфизических качествах человека. Мистические, сакральные образы традиционной культуры транслировали усиление художественности костюма, воспринимались как эстетические образцы, противополагались повседневной реальности. Двойственность природно-культурной данности костюма сохраняется и по сей день, она изменяется в связи с научно-техническим прогрессом. Когда человек надевает модный костюм, в этом есть потребность в привычных и новых ощущениях. Так человек демонстрирует свежую информацию. Модный костюм представляет не испытанные временем знаки и системы символов. В неустойчивости положения означаемого и означающего [9] есть возможность поиска нового опыта. В творческий процесс включено тело, которое ищет ощущения, новые возможности самовыражения и самоопределения в пространстве соотношения костюма и среды.

Мода и искусство как феномены не конгруэнтны, но аппроксимируют во взаимосвязи художественного образа, в виде эталонов универсальной моды и концептуальной, авторской. Идеалы моды и искусство далеки от реальности, зависимы от художественной идеи [10], воплощенной в изображаемом или выражаемом образе.

В художественном образе выделяют три основных уровня его существования: образ-замысел, художественное произведение и образ-восприятие (табл.1).

© Дубровина А.В., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 7, 2014

265

Таблица 1

Возможное соотношение художественного и нехудожественного образа в костюме (ХО - художественный образ, НХО - нехудожественный образ)

Традиционная культура Современная культура

реальность эстетика мода искусство

НХО ХО замысел ХО ХО

НХО ХО произведение НХО ХО

ХО ХО восприятие НХО ХО

Замысел традиционного костюма не принадлежит одному автору и даже соавторству, поскольку реалистичный, обыденный костюм в своей универсальности формируется обычаями, нормами общественного сознания. Помимо того, что любая одежда создается руками человека, образ костюма складывается под влиянием жизни, стереотипов, ценностей общества. Образ нехудожественного костюма создается социумом, он может стать началом творческого процесса в искусстве, где значительную роль играет озарение, вдохновение художника, он может использоваться как эстетический троп и мем, отражающий реальную действительность. Итак, замысел традиционного костюма в универсальной или этнической его форме не является художественным, так как костюм создавался на уровне коллективного бессознательного. Традиционный эстетический костюм является художественным.

Замысел современного модного костюма, который создан художником-дизайнером для промышленного производства или для демонстрации авторской идеи на подиуме, художественен в абстрактной форме восприятия и переживания реальных фактов и событий обыденной жизни. В чувственном поиске художественного образа концептуального костюма эмоциональные переживания делают его первоначально понятным только самому художнику, поэтому доступность для воспринимающего усложняется. Исследователи художественного образа модного костюма движутся в измерениях интуитивной перцепции, преобладании анализа вербального описания визуального образа. Художественный образ костюма, будь то в искусстве или моде, вначале создается изобразительными средствами, то есть в эскизе, где решаются проблемы структуры образа. Эскиз костюма предполагает изображение тела человека, его позы, пластики и надетой одежды с помощью выразительных средств композиции: цвета, линии, пятна, масштабности, симметрии-асимметрии, статики-динамики, плоскости-объема, фактуры и многого другого. В эскизе художественный образ может быть остро выражен в характере силуэта, необычности ракурса, гротеске, усиленном цветовом звучании, живописном обогащении, но не расшифрован в костюме. Его смысл - в эмоциональной передаче идеи, визуализации образного кода будущего костюма. Такой эскиз может быть самостоятельным произведением искусства - художе-

ственным образом костюма. Графическая передача костюма предполагает плоскостное изображение.

Костюм в материальном воплощении - это объемно-пространственный объект, выраженный в свойствах материалов: пластике и тяжести, массе, тонкости и толщине, структуре, фактуре, текстуре, пропорциях и цвете. «Костюм - это форма, соответственно "вылепленная" тканью и придающая фигуре те или иные очертания» [4, с. 19]. Произведением костюма можно считать произведенные предметы одежды, выполненные по законам эргономики и антропометрии. Такой костюм может нести информацию неэстетического плана, например костюмы-индексы, дресс-коды, костюм-функция, конвенциональные символы, имеющие обыденное значение, жизненно необходимое для повседневности, - то, что представлено в онтологии костюма-одежды как покрова тела в этни-ке и моде. Художник костюма часто отбрасывает традиционные методы инженерного конструирования и технологии, следует интуитивным порывам. Результатом работы становится одежда как предмет декоративно-прикладного искусства, она имеет собственный художественный образ вещи. Точное и совершенное исполнение вещи зависит от мастерства портного, от профессиональной грамотности художника - автора и технического изготовления. На уровне произведения мы можем обсуждать костюм как материализованные художественные образы человека в изобразительном искусстве: живописи, графике, скульптуре, фотографии. Художественный костюм существует в качестве предметов декоративно-прикладного искусства, в синтетических жанрах - кинематографии, анимации, хореографии, эстраде, театре. А также на сезонных показах, проходящих в международных столицах моды: Париже (haute couture, prêt-a-porter), Милане, Лондоне и Нью-Йорке.

Художественный образ костюма как вещи по-разному представлен в искусстве в зависимости от вида искусства. Костюм может быть изображением, репрезентацией реальной одежды в классическом искусстве и модернизме детально, изобилуя подробностями, в то же время имея типовые особенности, условности стилизации. Костюм может стать выразительным фактом как искусство прямых презентаций в постмодернизме.

Конечную стадию существования художественного образа составляет его актуализация в процессе

266

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 7, 2014

восприятия зрителем. Традиционный костюм как эталонная, нормативная система воспринимается как узнаваемый образ, воплощение исторического персонажа, героя произведения, идеализированного современника, звезды, кумира. Совершенство его недосягаемо, что не дает возможности для интерпретации. В другом ключе воспринимается костюм как вещь в постмодернистском искусстве. Он может быть представлен вне метафорического значения, буквально, в виде реальных предметов одежды, где полностью стирается грань между искусством и жизнью.

Восприятие костюма может не совпадать с замыслом: нехудожественный образ может восприниматься как художественный, а художественно задуманный как нехудожественный. Основной вопрос восприятия образа - в эстетической дистанции между нехудожественным и художественным. Иногда реципиент остается на уровне нехудожественно восприятия. Удовольствие от узнавания, близкого подражанию нехудожественным знакам костюма, тела, цвета, формы, деталей, есть основа популярности такого восприятия в массовом, модном универсальном костюме. Современный модный костюм реалистичен и рационален в потреблении, у него есть свои особенности и отличия по отношению к «немодному» традиционному. Он имеет влияние на общественные взаимоотношения, вызывает определенную реакцию, эмоциональное напряжение, вдохновляет общество на новое, настраивает на соперничество во внешности и многое другое. Модники, как правило, чувствуют себя комфортно, ощущают привилегии по отношению к остальным, привлекают внимание, получают преимущества коммуникации, самореализации. Мода для костюма «является не только приметой времени, но и средством выражения социальной, социологической и психологической характеристики» [4, с. 23]. Ж. Бодрийяр не видел ничего общего между явлением массовой моды и эстетическими представлениями о красоте [2]. Моде свойственны ценности: универсальность, современность, игра и демонстративность [3]. Универсальный модный образ костюма воспринимается как нехудожественный, но и не противоречит гармонии реальности жизни: эмоционально спокоен в обобщенности и принятии социумом, стабилен, может служить прототипом художественного образа.

Чтобы перейти от нехудожественного образа костюма к художественному, необходимо связать увиденное с уже виденным. Узнавание художественного объекта отождествляется с реальным переживанием, что и предполагает неподдельное эмоциональное восприятие. Иногда необходимо настоящее творческое усилие, чтоб родилась новая художественная система семантических связей, от чего появляется художественный образ в сознании и чувствах воспринимающего. Для зрителя костюм

дистанционно далек, признаки образа костюма проецируются на окружающую среду, на восприятие общей художественной идеи произведения. Реципиент не соотносит собственное тело с видимым образом, принимает его не в телесно-материальном ощущении, а в духовно-эмоциональном, не в качестве вещи, а как предмет.

Контрастом универсального в моде выступает концептуальный костюм. К существенным различиям прежнего и предлагаемого понятия относится наличие у последнего субъективной идеи, осмысленной рефлексии на реальные действия, события жизни личности и общества. Возникая как художественный образ, он имеет авторство и уникальность. Его исключительность встречает противоречивое отношение - как восприятие художественного произведения современного искусства. Концептуальный модный костюм на рубеже XX-XXI веков представляет иллюзию деформации анатомически привычного человеческого тела, искажения естественных пропорций и антропометрические изменения. Поднимаются плечи как жест непонимания, незнания о происходящем, или они содрогаются от испуга, вызванного катаклизмами времени: международный террор, стихийные бедствия, финансовый кризис, депрессивное состояние и пр. Странно изогнутые модифицированные горбатые спины, задушенные шеи противоречат форме и движениям плеч и рук в коллекциях Comme des Garcones-97,Victor & Rolf - 98-99. Силуэт надутый, как пузырь жевательной резинки. Одежда объемная, выражающая, очевидно, грацию и версию другой формы красоты. Это коллекции, которые разбивают стереотипы: одежда и тело взаимосвязаны не понятно как, зритель воспринимает происходящее с сопротивлением. «Удивляет талия, сжатая в корсет и голубеобразное горло из XVIII и XIX веков. Форма в виде "S", бюст женщины начала ХХ века и все также искусственное. Силиконовые наросты это ответ на женские губы и грудь конца ХХ столетия, все те же странности. Сила и постоянство в том, что тело в моде - есть тело выдуманное» [13, с. 241]. Превосходство идеи над формой происходит в духовном и материальном мире. «Когда предмет разрушается от избытка собственных сил; неоспоримо, что эти явления часто имеют характер чрезвычайно возвышенный, но только тогда, когда сила, разрушающая сосуд, её заключающий, уже имеет характер возвышенности или предмет, ею разрушаемый, уже кажется нам возвышенным, независимо от своей погибели собственною силою» [12].

Деконструкция концептуального костюма начала XXI века предполагает автономию и независимость от формы и потребностей тела. Влияние на общество модных концепций возможно в плане декларации проблемы, но перелицевать реальный мир им не под силу, до тех пор пока мы не начнем

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 7, 2014

267

легко и быстро понимать замыслы и знаки модного костюма, демонстрации в нем образа современности, пока эта концепция не предстанет перед нами в универсальной форме. Концептуальный костюм, как и искусство постмодернизма второй половины XX века, отказался от многих важнейших составляющих художественного образа, таких как метафоричность, абстрагирование, заменив их физио-логизацией и ритмическими составляющими.

И традиционный, и современный костюм несут в себе признаки универсальности и концептуаль-ности. Мода, в своей художественной несостоятельности, все чаще обращается к традиционным ценностям. Истоком творчества все чаще становится этнический костюм, который близок к концептуальному обоснованностью своего замысла. Его завершенный образ сформировался в период становления и развития национальной идентификации. Этот этап характеризуется признаками, транслирующими естественные и функциональные знаки в костюме, имманентные отдельному этносу, традиционной культуре. Накопленный поколениями опыт предков передается в художественном образе костюма как историческая информация, сегодня она воспринимается как символический коммуникативный монолог [2]. Идея, выходящая за рамки обыденности, предполагает максимально длительное существование в современном обществе, имеющем неопределенное, «забытое» в гонке за новизной прошлое и, соответственно, неопределенное будущее. Проблемы со способностью «помнить» рождают идеи об аутентичности, подлинности, историзме, сохранению ремесел. Ординарность и упрощенная однотипность - враги перспективного взгляда на художественный образ модного костюма - как отклика искусства и моды на социокультурные изменения. В обществе происходит обращение к этническим традициям, чему способствует патриотическое воодушевление. Образы племен, вид черного человека, плетение волос, экзотические люди, афроамериканцы - лидеры уличного стиля. Мода на облик манекенщиц - теперь не универсальные европейские идеалы, а -африканки, китаянки и мексиканки. Художники представляют не одежду, а позитивные чувства, необходимые современному потребителю: этника -экзотика - люкс - эмоции. В основе создаваемого люксового образа стоит праздничный костюм богатого человека, царя, вождя, элитного воина, чей костюм обилен символическим значением, искажает естественные пропорции человеческого тела, чаще всего он крайне неудобен в своей репрезентативной роскоши (одежда 20 кг + головной убор 5-10 кг высотой 50 см). Причины востребованности экзотического художественного образа в его роскоши, непредсказуемости, оригинальности, эскапизме -как уходе от грубой реальной действительности сегодняшнего дня [11]. Новая конкурентная среда

для моды - на уровне экзотической сигнификации. Эксперимент, фантазия, сложносочиненность, мно-годельность в изготовлении костюма.

Таким образом, исследуя костюм в контексте художественного образа, прослеживается амбивалентность его позиции в связи с близостью к нехудожественному образу реальной действительности. Но при существующей приземленности костюма, как сложной вещи, в нем заложен потенциал развития художественного образа в сферах искусства, визуализирующих духовный мир в его материальной предметности, опосредованной образом костюма.

Библиографический список

1. Балина Л.Ф. Художественное и нехудожественное в культуре // Культура и ее виды / отв. ред. К.Г. Рожко. - Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2002. - С.172-175.

2. Бодрийяр Жан. Символический обмен и смерть / пер. и вст. ст. С.Н. Зенкина. - М., 2000. [Электронный ресурс]. - http://gtmarket.ru/laboratory/ basis/3484/3489 (дата обращения: 06.11.2014).

3. Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. - 2-е изд. - М.: Агентство «Издательский сервис», Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 232с.

4. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. - 3-е изд., доп. - М.: РИПОЛ классик, 2008. - 288 с.: ил.

5. Захарова Л.Н. Феномен Художественной культуры // Культура и ее виды / отв. ред. К.Г. Рожко. - Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2002. - С.175-179.

6. Каган М.С. Философия культуры: учеб. пособие. - СПб.: Петрополис, 1996. - 415 с.

7. Конева А.В. Мода в социальном бытии: от включенности к исключительности // Фундаментальные проблемы культурологи: сб.ст. по материалам конгресса. - М.: Новый хронограф: Эйдос, 2009. - Т. 6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. - С. 127-145.

8. Липская В.М. Костюм в системе культуры (философско-культурологический анализ): дис. ... д-а филос. наук. - СПб., 2012. - 295 с.

9. Лотман Ю.М.Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000. - 704 с.

10. Свендсен Л. Философия моды / пер. с норв. А. Шипунова. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 256 с.

11.Хилькевич А.В. Мастер-класс «Этнотренд». -Омск: 21 октября, ОГИС, 2012.

12. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация) // Чернышевский Н.Г. Собр. соч.: в 5 т. - Т. 4. Статьи по философии и эстетике. - М.: Правда, 1974. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www: Lib.ru / Классика (дата обращения: 13.07.2013).

13. Saillard Olivier. Histoare ideale de la mode contemporaine. Les plus beaux defile de 1971 a nos jours. - P.: Edition Textuel, 2009. - 445 p.

268

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 7, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.