Научная статья на тему 'Князь Н. Д. Лобанов-ростовский и его коллекции изобразительного искусства'

Князь Н. Д. Лобанов-ростовский и его коллекции изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Князь Н. Д. Лобанов-ростовский и его коллекции изобразительного искусства»

В.В. Леонидов

КНЯЗЬ Н .Д. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ И ЕГО КОЛЛЕКЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Леонидов Виктор Владимирович - кандидат исторических наук, главный библиотекарь Дома русского зарубежья им. А .И. Солженицына.

Этого высокого, элегантного, всегда со вкусом одетого человека хорошо знают в мире большого искусства и больших денег. Искусства - потому что он буквально спас огромный пласт русского наследия, оказавшегося за границей России, и сделал это собрание доступным своим соотечественникам. А больших денег - так как он заведовал африканским, ближневосточным и европейским отделами знаменитого банка «Уоллес Фарго» в Сан-Франциско, а затем почти десять лет занимал должность старшего вице-президента Международного банка финансов и ресурсов в Лондоне. Добавим, что еще ранее этот человек работал в геологических партиях в Аргентине, Аляске и Южной Африке, долгое время провел в Афганистане. Речь идет о Никите Дмитриевиче Лобанове-Ростовском, потомке древнего русского рода, в жилах которого течет кровь Рюриковичей. Интересно, что когда он получал американское гражданство, ему пришлось отказаться от титула, как это требовалось по американским законам. Сделал Лобанов это без всякого сожаления, объясняя впоследствии, что история его предков все равно остается с ним, а человека вначале судят по его делам, а уже потом по происхождению.

О жизни Н.Д. Лобанова-Ростовского можно было бы снять авантюрный сериал, который вряд ли был бы менее интересным, чем, к примеру, «Лоуренс Аравийский». Среди его предков были и военные, и государственные деятели. Один из представителей знаменитого рода даже дослужился до поста министра иностранных дел, и благодаря ему Россия получила возможность строительства КВЖД. Дед, Василий Васильевич Вырубов, был товарищем министра Временного Правительства, а потом представителем Колчака в Европе. Его дочь с мужем из революционной России бежали в Болгарию,

КНЯЗЬ Н.Д. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ И ЕГО КОЛЛЕКЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

где в 1935 г. в их семье и появился на свет Никита, будущий коллекционер и финансист.

К сожалению, победа во Второй мировой войне над фашизмом обернулась для русских эмигрантов в Болгарии коммунистическим террором. Отец отказался принять советский паспорт, они пытались нелегально перейти границу с Грецией, но попали в руки пограничников. Вся семья, в том числе маленький Никита, оказалась в тюрьме, затем в лагере. Оттуда сначала его, а потом и родителей выпустили, но жизнь была просто невозможной. Не брали на работу, родители продавали последнее. Маленький Никита собирал окурки, потрошил их и продавал табак цыганам на вес. И еще чистил ботинки на улицах. А потом отец исчез. Просто пропал. Так тогда случалось со многими. И лишь много лет спустя, уже в постсоветской Болгарии Никита Дмитриевич узнал, что отец был расстрелян в лагере.

Подобно герою фильма «Восток-Запад», Никита хотел попытаться бежать из страны через море. И даже, занимаясь плаванием, стал чемпионом Болгарии среди юношей. Но в дальнейшем, после всего пережитого, жизнь наконец изменилась. Выручили дядя, легенда русской эмиграции, Николай Васильевич Вырубов, один из ближайших соратников де Голля, работавший в Комиссариате ООН, и будущий классик Роман Гари (он был заместителем посла Франции в Болгарии). Они-то и вытащили Никиту и его мать из Восточной Европы.

В 1958 г. Лобанов-Ростовский купил эскизы Ларионова и Гончаровой по 2 долл. за штуку (на эти деньги тогда можно было купить несколько газет или кружек пива), в 1959 г. в США он приобрел эскизы костюмов Сергея Судей-кина к балету «Петрушка» за... 25 долл. Можно представить, во сколько десятков, если не сотни, раз поднялась сегодня цена на такие произведения. Жена Лобанова-Ростовского Нина, урожденная Пико, дочь посла Франции в США, тогда же приобрела эскиз декораций Бенуа к тому же спектаклю. Сумма была несколько больше - 100 долл. С этого и началась коллекция. Постепенно его собрание пополнялось работами Коровина, Бакста, Экстер, Бенуа, Сомова, Сорина, Серебряковой, а также авангардистов, супрематистов, кубо-футуристов - тех, кто долгие годы находился под запретом на Родине. Причем он очень мало напоминал коллекционеров, «гребущих под себя».

Лобанов-Ростовский был в беспрерывном поиске, организовывал выставки в Америке, во Франции, в Японии, писал статьи, давал интервью и более чем способствовал тому, что русское искусство ХХ в. стало возвращаться из-за рубежа в Россию. В отличие от многих своих соотечественников, чью жизнь раздавила Советская власть, он не затаил обиды на Родину и еще в 1970 г. привез в Центральный архив литературы и искусства большой архив Сергея Судейкина.

Сегодня работы, подаренные им, находятся во многих государственных культурных центрах нашей страны. И в Музее изобразительных искусств

имени А.С. Пушкина, и в Московском Доме-музее Марины Цветаевой, куда Лобанов передал портрет одной из героинь ахматовской «Поэмы без героя» легендарной Саломеи Андрониковой-Гальперн работы Александра Яковлева, в Филевском парке Москвы оформил созданный Правительством столицы Дом-музей Лобановых-Ростовских. В Киеве, в Национальном художественном музее Украины, благодаря Никите Дмитриевичу находятся работы Репина и Экстер.

Весной 1988 г. в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, а через несколько месяцев в Ленинградском манеже открылась огромная экспозиция «Русское театрально-декорационное искусство. 1880-1930. Из коллекции Нины и Никиты Лобановых-Ростовских». Событие это стало одним из главных символов культурного возрождения эпохи перестройки. Десятки произведений тех, кто проходил не столь давно по спискам «врагов народа», казалось бы, навеки заклейменного авангарда и «чуждого народу» формализма, заблистали всеми гранями перед потрясенной публикой. Огромный пласт отечественной культуры, словно град Китеж, снова возник в духовной жизни России. Однако только экспозицией дело не ограничилось. Настольной книгой исследователей искусства ХХ в. стал большой том каталога «Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских: Художники русского театра: 1880-1930», подготовленный и изданный в Москве Никитой Дмитриевичем и известным историком искусства и литературы Джоном Боултом. Более тысячи воспроизведений работ из этой фантастической коллекции, в обрамлении тщательных комментариев, стали доступны всем, кому дорога наша история и культура.

25 сентября 2008 г. в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства открылась еще одна выставка - «Возвращение в Россию. Коллекция Лобановых-Ростовских». На ее открытии управляющий делами Президента РФ В. Кожин сообщил, что 810 работ из этого собрания приобретены благотворительным Фондом «Константиновский» за 16 млн. долл. и будут размещены в Конгресс-центре в Стрельне, около Константиновского дворца.

Теперь огромное собрание Лобанова-Ростовского навсегда останется в Российской Федерации.

Но представить Никиту Дмитриевича закончившим свою бурную деятельность просто невозможно. Сейчас он активно занимается созданием Национальной портретной галереи великих деятелей России. Однажды его спросили: «Что значит быть русским князем, потомком рода Рюриковичей?» Он ответил: «Замечательный русский философ Николай Бердяев в книге "Философия неравенства" заметил, что истинная аристократия может служить другим, служить человеку и миру, потому что она не занята самовозвышением, она изначально стоит достаточно высоко. Я же надеюсь, что служу восстановлением в правах отдельных областей русской культуры, и в этом вижу свою миссию».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.