Научная статья на тему 'КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: НАПРАВЛЕНИЯ И ТРЕНДЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ'

КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: НАПРАВЛЕНИЯ И ТРЕНДЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ / СОПУТСТВУЮЩИЙ ТОВАР / КУЛЬТУРНАЯ КАРТА РОССИИ / СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Альшевская Ольга Николаевна

В статье рассматриваются современные направления специализации книготорговых предприятий: религиозная, деловая, техническая, медицинская, учебнометодическая, иностранная, детская литература, «автомобильная книга», букинистическая, антикварная книга, книги для эстетов, интеллектуалов, комиксы и др. В статье использованы результаты мониторинга книготорговых предприятий Сибири и Дальнего Востока, полученные в рамках реализации федерального проекта «Культурная карта России. Литература. Чтение». Выявлены основные тренды специализации книго-продаж в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOOK TRADE IN SIBERIA AND THE FAR EAST: DIRECTIONS AND TRENDS OF SPECIALIZATION

The purpose of the research presented in the article is to study the directions and trends of book sales specialization in the book market of Siberia and the Far East in 20002019. The research Methodology is based on a combination of landscape-reconstructing strategies, monitoring of bookselling enterprises in the region, surveys and comparative typological analysis. Approaches and methods of post-non-classical science (system and synergetic) are used [1]. The results of monitoring of booksellers in the region in the next stage (2019) of the Federal project “Cultural map of Russia” are presented. In the SFO, specialized booksellers account for about 22% of the total number of booksellers in the region (113 out of 512), in the far Eastern Federal district - much less - 10.8% (33 out of 306). Specialized bookstores are located in the largest (with a population of more than 1 million people) and large (from 250 thousand people to 1 million people) cities, in cities with a population of less than 250 thousand are almost not found. Stores of scientific, medical, local history, and children's books are not common in the region. Orthodox literature is widely implemented in the parishes of the churches of the Orthodox Church. Widely represented in the book market of Siberia and the Far East are such areas of specialization of the book range as foreign, second-hand books; the most common are: traditionally-educational and methodical literature, and - developed in the last decade of the XXI century direction -comics and manga. The integration and networking of specialized booksellers in the region is gradually taking place at the Federal, regional and local levels. Companies diversify their activities in different areas: creating online divisions, opening printing sites for the manufacture of blanks and other products, baguette and other workshops, and making Souvenirs. An important area of diversification is educational and consulting activities, activities to promote reading, participation in exhibitions, fairs, urban socio-cultural events. The regional Russian market follows global trends - the product category “Books” appears in nonspecialized books on offline and online retail outlets [2]. In General, specialized booksellers adequately adapt to the requirements of target audiences, building their activities both in the interests of their own business and for the most complete satisfaction of the increasingly demassified demands of society.

Текст научной работы на тему «КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: НАПРАВЛЕНИЯ И ТРЕНДЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2022. № 48. С. 5-17.

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2022. 48. pp. 5-17.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Научная статья

УДК 655.426 (571)

doi: 10.17223/22220836/48/1

КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: НАПРАВЛЕНИЯ И ТРЕНДЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Ольга Николаевна Альшевская

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия, alshevsk@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются современные направления специализации книготорговых предприятий: религиозная, деловая, техническая, медицинская, учебно-методическая, иностранная, детская литература, «автомобильная книга», букинистическая, антикварная книга, книги для эстетов, интеллектуалов, комиксы и др. В статье использованы результаты мониторинга книготорговых предприятий Сибири и Дальнего Востока, полученные в рамках реализации федерального проекта «Культурная карта России. Литература. Чтение». Выявлены основные тренды специализации книго-продаж в регионе.

Ключевые слова: книжная торговля, специализированные книжные магазины, сопутствующий товар, Культурная карта России, Сибирь, Дальний Восток

Для цитирования: Альшевская О.Н. Книжная торговля в Сибири и на Дальнем Востоке: направления и тренды специализации // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 48. С. 5-17. doi: 10.17223/22220836/48/1

CULTUROLOGY, THE THEORY AND CULTURAL HISTORY

Original article

BOOK TRADE IN SIBERIA AND THE FAR EAST: DIRECTIONS AND TRENDS OF SPECIALIZATION

Olga N. Al'shevskaya

State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russian Federation, alshevsk@yandex.ru

Abstract. The purpose of the research presented in the article is to study the directions and trends of book sales specialization in the book market of Siberia and the Far East in 20002019. The research Methodology is based on a combination of landscape-reconstructing strategies, monitoring of bookselling enterprises in the region, surveys and comparative

© О.Н. Альшевская, 2022

typological analysis. Approaches and methods of post-non-classical science (system and synergetic) are used [1]. The results of monitoring of booksellers in the region in the next stage (2019) of the Federal project "Cultural map of Russia" are presented. In the SFO, specialized booksellers account for about 22% of the total number of booksellers in the region (113 out of 512), in the far Eastern Federal district - much less - 10.8% (33 out of 306). Specialized bookstores are located in the largest (with a population of more than 1 million people) and large (from 250 thousand people to 1 million people) cities, in cities with a population of less than 250 thousand are almost not found. Stores of scientific, medical, local history, and children's books are not common in the region. Orthodox literature is widely implemented in the parishes of the churches of the Orthodox Church. Widely represented in the book market of Siberia and the Far East are such areas of specialization of the book range as foreign, second-hand books; the most common are: traditionally-educational and methodical literature, and - developed in the last decade of the XXI century direction -comics and manga. The integration and networking of specialized booksellers in the region is gradually taking place at the Federal, regional and local levels. Companies diversify their activities in different areas: creating online divisions, opening printing sites for the manufacture of blanks and other products, baguette and other workshops, and making Souvenirs. An important area of diversification is educational and consulting activities, activities to promote reading, participation in exhibitions, fairs, urban socio-cultural events. The regional Russian market follows global trends - the product category "Books" appears in non-specialized books on offline and online retail outlets [2].

In General, specialized booksellers adequately adapt to the requirements of target audiences, building their activities both in the interests of their own business and for the most complete satisfaction of the increasingly demassified demands of society.

Keywords: book trade, specialty bookstores, related product, Cultural map of Russia, Siberia, Far East

For citation: Al'shevskaya, O.N. (2022) Book trade in Siberia and the Far East: directions and trends of specialization. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 48. pp. 5-17. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/48/1

В условиях перманентно меняющейся рыночной экономики одной из позитивных тенденций, которая существенно влияет на состояние и развитие современного книжного рынка, является пристальное внимание к обслуживанию его отдельных ниш, создание альтернативных специализированных книготорговых предприятий. Специализацией принято называть выделение из общей массы магазинов, сосредоточивающих свою деятельность на обслуживании ограниченной категории покупателей или определенного вида или группы товара [3. С. 58]. Как один из трендов современного книжного рынка выделяет специализацию С. Мюррей в монографии «Цифровая литературная сфера: чтение, написание и продажа книг в эпоху интернета» [4].

Специализация книготорговых предприятий не является изобретением последнего времени, она и в советский период была одним из приоритетных направлений развития книжной торговли. В советское время наряду с национальными системами, распространяющими универсальную книжную продукцию (Госкомиздат СССР, «Центросоюз» (книжная торговля потребительской кооперации), «Союзпечать»), действовали специализированные книготорговые системы («Военкнига», «Академкнига», издательство «Транспорт»), постепенно прекратившие деятельность в постсоветский период. В системе Госкомиздата СССР в 1980 г. действовало 878 специализированных магазинов, что составляло 20% от всего количества книжных магазинов в стране [3. С. 61]. В областных, краевых, республиканских книготоргах Сибири и Дальнего Востока действовали специализированные книжные магази-

ны различной направленности. В переходный период (с конца XX до начала XXI в.) все специализированные магазины Сибири и Дальнего Востока прекратили существование [5. С. 80-81].

В 2000-х гг. специализация стала возвращаться в книгораспространение, несколько изменив направления и способы деятельности. В современном специализированном книжном предложении выделяется несколько тематических направлений: религиозная, деловая, техническая, медицинская, учебно-методическая, иностранная, детская литература, «автомобильная книга», букинистическая, антикварная книга, книги для эстетов, интеллектуалов, комиксы и др. На основании данных мониторинга книготорговых предприятий Сибири и Дальнего Востока, полученных автором в рамках реализации очередного этапа (2019 г.) федерального проекта «Культурная карта России. Литература. Чтение»1, в СФО было выявлено 113 специализированных книготорговых предприятий, в ДФО - 33. Специализированные книжные магазины расположены в крупнейших (с населением свыше 1 млн человек) и крупных (от 250 тыс. до 1 млн человек) городах. С уменьшением численности населения снижается количество специализированных книготорговых объектов, в городах с населением менее 250 тыс. человек подобные книготорговые предприятия практически не встречаются.

Активизация деятельности Русской Православной церкви способствовала появлению и активному развитию издательств православной литературы. Более 250 издательств издают православную литературу, большинство из них функционируют в Москве, имеют интернет-подразделения; некоторые издательства выстроили и собственную розничную сеть. В Сибири действуют магазины православного издательства «Сибирская Благозвонница» (Новосибирск, Омск); магазин православных подарков «Фавор» (Красноярск), предлагающий, наряду с другими товарами, Библии и молитвословы в кожаном переплете различных форматов; христианский интернет-магазин «Истина» (Новокузнецк). На Дальнем Востоке розничное и интернет-подразделения имеет христианский магазин «3-16» (Хабаровск). Основными же распространителями православной литературы являются не магазины, а церковные лавки православных приходов и организованные приходами киоски православной литературы и церковной утвари в крупных торговых центрах городов (более 10 000 точек по России).

Религиозную литературу других концессий распространяют мечети, церкви этих концессий. Издательства религиозной книги с интернет-подразделениями расположены в основном в европейской части России. Исламскую литературу предлагают интернет-магазины: «Maidenly», «Ихсан», «Баракат» и др. На буддийской литературе специализируются интернет-магазины: «Буддийские книги», «Dharma». Интернет-магазин буддийской литературы «Himalai» действует с 2014 г., имеет офисы-склады в Москве и Новосибирске. Книжные магазины издательства евангельских христиан-баптистов «Посох» (существует с 1994 г.) открыты в Новосибирске, Иркутске и других городах.

1 Проект «Культурная карта России. Литература. Чтение» был инициирован в 2015 г. Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Российским книжным союзом, Российской библиотечной ассоциацией, журналом «Книжная индустрия».

Важнейшим направлением специализации книгопродаж является научная литература. Для ее распространения в советский период функционировала федеральная система «Академкнига», в состав которой в 2011 г. входило более 20 книготорговых предприятий по всей стране, в сибирском регионе действовало по одному книжному магазину в Томске, Иркутске, Красноярске и два в Новосибирске. В постсоветский период деятельность «Академкниги» неумолимо сокращалась - в регионах закрылись почти все магазины. Подробно о проблемах научного книгоиздания и исчезновении сибирских и дальневосточных подразделений «Академкниги» говорится в статьях [6-8]. К 2019 г. «Академкнига» объединяла три магазина и один киоск в Москве, один в Московской области, два магазина в Санкт-Петербурге, за Уралом единственным предприятием «Академкниги» является магазин в Красноярске, деятельность которого стала возможной благодаря сотрудничеству между издательством «Наука» и федеральным исследовательским центром «Красноярский научный центр» Сибирского отделения Российской академии наук - магазин включен в его структуру. Для повышения рентабельности магазин кроме научных предлагает и другие издания, имеет интернет-подразделение.

Основными издателями и распространителями научной и учебной литературы в регионах Сибири и Дальнего Востока являются издательства университетов, ставшие ко второму десятилетию XXI в. крупнейшими издательскими предприятиями региона. В Кемерове межвузовский издательский гигант «Кузбассвузиздат» еще в начале XXI в. стал монополистом на местном книжном рынке. Похожая ситуация наблюдалась во Владивостоке, где Издательский дом Дальневосточного федерального университета занимал лидирующее место среди книгоиздателей [9]. Сильные позиции в структуре регионального книгоиздания занимают вузы Омска (издательства университета и педагогического университета), Новосибирский университет, Сибирский федеральный университет в Красноярске, Иркутский университет, Тихоокеанский университет в Хабаровске, Гуманитарно-педагогический университет в Чите и т.д. Для распространения собственной продукции издательства вузов создают интернет-магазины, а также розничные отделы на собственной территории.

Практически исчезли с регионального рынка магазины медицинской и технической книги, действовавшие в советское время во всех областных, краевых и республиканских книготоргах. Медицинскую книгу предлагают несколько московских интернет-магазинов: «Медкнигасервис», «Медкнига», «Медбукинист», «Медицина и здоровье» и др. Магазины на базе местных медицинских вузов работают в Иркутске («Медкнига», с 1995 г.) и Томске («Медицинская книга», с 1998 г.). Магазины предлагают литературу от ведущих медицинских издательств и являются профильными для врачей, студентов-медиков и средних медицинских работников. Издательство и интернет-магазин «Гомеопатическая книга» действуют в Новосибирске с 1999 г.

Магазины «Техническая книга» работают в Омске и Южно-Сахалинске. В Омске (с 1995 г.) магазин предлагает услуги по комплектованию учебного заведения или предприятия необходимой научной, методической и учебной литературой по основным техническим направлениям, а также бесплатные консультации, информационную поддержку.

Деловую литературу предлагают Центр нормативной литературы и документации и компания «Нормативная книга» (Новосибирск), торгово-производственная компания «Деловая книга» (Кемерово, Новосибирск), магазин «Профкнига» (Иркутск). В Хабаровске с 2002 г. действует сеть «Деловая книга» (2 магазина и 3 киоска в ДВГГУ, ДВГМУ, ДВГУПС) с интернет-подразделением (www.d-kniga.ru). Компания сотрудничает с учебными заведениями, организациями Хабаровска, Владивостока и других городов Дальнего Востока, предлагая книги по экономике, философии, социологии, культурологии, политологии, эстетике, медицине и многие другие. Магазины «Деловая книга» действуют в Благовещенске и Артеме.

Интересным явлением современных специализированных книгопродаж является «автомобильная книга». С 2002 г. изданием и реализацией литературы по ремонту автомобилей занимается оптово-розничная компания «Автокнига» ООО «Автонавигатор». Магазины «Автокнига 42» действуют в Кемерове, «У Марковны» в Омске. Во Владивостоке издания по морскому делу представлены в ассортименте розничного магазина с интернет-подразделением «SEABOOK», специализирующегося на продаже яхтенного оборудования и снаряжения. Продажей специализированной литературы магазин занимается, являясь официальным представителем на Дальнем Востоке издательства «МОРСАР» и Международного союза электросвязи в России.

Наиболее распространенным направлением специализации на региональном уровне является учебно-методическая книга. Во всех городах Сибири и Дальнего Востока с населением более 250 тыс. человек действуют оптово-розничные предприятия, предлагающие книги для детских садов, школ, педагогов, родителей. Всего в СФО было выявлено 35 подобных предприятий, в ДФО - 7.

На учебно-методической литературе в Новосибирске специализируются крупнейшая оптово-розничная компания Западной Сибири «Сибверк», фирма ООО «ЭДЕМ» (2 центра учебной книги, интернет-магазин), служба доставки учебной литературы «Алфавит-Сибирь» с представительствами в Томской, Омской, Кемеровской областях, Красноярском, Алтайском краях, Республике Хакасия, а также небольшие оптово-розничные предприятия: два магазина учебников и канцтоваров, магазин «Березка» и др. В Омске на рынке учебной литературы с 2000 г. действуют компания «Алфавит Омск», а также компания «Сфера» (3 магазина «Знайка»), магазин учебной литературы, центр учебной литературы, сеть магазинов «Super книга» и др. На учебно-методической литературе специализируются в Красноярске - «ЯрКнига», Центр учебно-методической литературы «Град»; в Барнауле - «Знание» (2007), «Мир книг» (2002), «Всезнайка» (2007); в Иркутске - «Иркутск-книга плюс»; в Томске - «Учебники», «Учебники+», «Лицей книга», 2 магазина «Учебник»; в Кемерове - «Глобус+», «Учебник», «Ваш учебник», «Азбука»; магазины учебно-методической книги функционируют в Улан-Удэ, Чите, Норильске, Уссурийске и др.

Успешным направлением специализации книготорговых предприятий является торговля книгами на иностранных языках: в Сибири и на Дальнем Востоке действуют 17 подобных предприятий. Все чаще в ассортименте магазинов иностранной книги появляются книги на азиатских языках. Предприятия, специализирующиеся на продаже иностранной литературы, как прави-

ло, бывают двух типов: торгующие организации и учебные центры, предлагающие книги. Но чаще всего эти два направления деятельности в работе предприятий совмещаются.

В Новосибирске работает несколько магазинов иностранной литературы: «Магеллан BOOKS» (с 1998 г.), «Оксбридж» (с 2001 г.), «Китаист BookShop» (с 2016 г.), специализирующийся на книгах для изучения китайского языка всех уровней. Магазин работает напрямую с российскими и китайскими издательствами, имеет интернет-подразделение.

Дистрибьютором учебной литературы мировых издательств Oxford University Press, Cambridge University Press, Pearson, Heinle, Hueber, Cornelsen, Klett, Hachette, Edinumen с 1996 г. является книжный салон «Магистр» в Омске. В Красноярске действует магазин иностранной литературы «Britannia»; в Барнауле - 2 магазина «Английская лавка» и интернет-магазин «ДИБИСИ»; в Иркутске - «Еврокнига»; в Хабаровске - «Мир восточной литературы» «Мир Азии», во Владивостоке - «Иностранная книга», интернет-магазин «Токадо», в Ангарске - «Британика»; в Благовещенске - «Полиглот» и др.

Другим типом предприятий являются обучающие центры. Крупным обучающим центром, осуществляющим продажу иностранной литературы в городах Сибири и Дальнего Востока, является ООО «Межрегиональный лингвистический центр». Подразделения компании действуют в Красноярске («Межрегиональный лингвистический центр»), Новосибирске (магазин «Оксбридж»), Иркутске (ООО «ИнЯз»). В Томске при школе английского языка «Британия», основанной в 1999 г., действуют магазин и библиотека английской литературы. Лингвистическая школа «Байкальский языковой центр» (Иркутск) организует обучение иностранным языкам любого уровня. В 2002 г. при центре создан магазин иностранной литературы «Буква». Информационным и методическим центром является ООО «Дальневосточный лингвистический центр» («ДВЛЦ») во Владивостоке. При центре действуют розничный и интернет-магазин «Иностранная книга».

Новым видом тематической и формообразующей специализации стала деятельность книжных лавок для эстетов, интеллектуалов. Книжные лавки интеллектуальной литературы - не редкость в центральной части России, при этом большинство из них сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге [10]. В сибирско-дальневосточном регионе подобные предприятия открывались в Новосибирске: «Собачье сердце» (2011-2015), «Engels & Kautsky» (20112012), «Открой рот» (2017), «Uniqstore - Перемен» (2014, 2 магазина); в Красноярске - «Бакен» (2013), «Федормихалыч» (2014-2016), «Корнейивано-вич» (2015-2016); в Кемерове - «Зеленый купорос» (2011-2012); во Владивостоке - «Луна и грош» (2014), «Зеленые кирпичики» (2015). Небольшие книжные лавки интеллектуальной литературы действовали и в некоторых других сибирских городах (Томск, Иркутск и др.), но достоверных сведений об их работе получить не удалось. Следует признать, что жизнь таких книжных магазинов, как правило, непродолжительна.

Характеризуя распространение детской книги в сибирско-дальневос-точном регионе, в первую очередь необходимо отметить, что специализированных на детской книге магазинов в регионе очень мало (3-5), но книги для детей и юношества являются одним из основных разделов ассортимента универсальных книжных магазинов, как сетевых, так и независимых, причем по-

рой удельный вес детской книги в региональных книжных магазинах доходит до 30-40% как по количеству наименований, так и по товарообороту и площади занимаемой выкладки. Кроме того, детская литература является сопутствующим товаром во многих некнижных магазинах, специализирующихся на продаже детского питания, одежды, обуви, товаров для хобби, игрушек, развивающих игр и др.

В последние годы стала очевидной тенденция появления в сибирско-дальневосточном регионе малоформатных независимых книготорговых предприятий «клубного кулуарного формата» с ассортиментом детской направленности. Эти магазины представляют в своих торговых залах и на проводимых мероприятиях оригинальный ассортимент книг для детей, подростков и их родителей, выпущенных лучшими детскими интеллектуальными издательствами, а также универсальными издательствами, выпускающими и детскую литературу: «Самокат», «КомпасГид», «Белая Ворона», «По-ляндрия», «Розовый Жираф», «Абрикобукс», и многими другими.

Основатели независимых книжных магазинов «Корнейиванович» (20152016, Красноярск); «Кукуля» (2 магазина, 2016, Иркутск), «Читаллино» (2018, Якутск), «Knijkikids» (Якутск), «Бархатята» (2018, 2 магазина, Петропавловск-Камчатский) стараются не просто торговать книгами, но и создать атмосферу для общения, расширения кругозора, развития творчества.

На региональном книжном рынке специализация на детском ассортименте популярна для небольших книготорговых предприятий с обязательным присутствием в социальных сетях [11, 12]. Специализированным книжным проектом являлся магазин «Книжная Полка» (детская литература Красноярска). Магазин позиционировал себя как «удивительный мир книг для юных исследователей», активно работал в социальных сетях.

Интернет-магазин «Лексикон» в Новосибирске (прежнее название «Маленький бук») предлагает детскую литературу. Девиз компании - «С любовью к детям и книгам». Одним из направлений деятельности предприятия является организация семинаров для родителей, мастер-классы по интерактивному чтению. Два магазина с интернет-подразделением «Книжные дети» (Новосибирск, Томск) предлагают «все о детских книгах для любящих и думающих родителей».

С начала 1990-х гг. эпизодически и с 2010-х гг. все шире в ассортименте книготорговых предприятий стала появляться специфическая продукция -японская манга и американские комиксы. К 2019 г. эта продукция составляет значимую часть книжного ассортимента, пользуется устойчивым спросом у определенной части населения.

В Сибири и на Дальнем Востоке 23 магазина специализируются на комиксах и манге. Небольшие независимые магазины действуют в Новосибирске - «Sketch», «Томодаче», «Секретная галактика»; в Омске - «OwlWinter»; в Красноярске - «Дом для сов», «Доллар по 15», «Unicorn Shop», «Vapicon»; в Барнауле - «Comics Club», «ХоббиTown»; в Иркутске - «Вуди Комикс»; «District38»; в Кемерове - «Geek Out»; в Якутске - «Лавка комиксов»; во Владивостоке - «Убежище 14» «Лисья Нора», «Comix Zone VL»; в Чите -«BOOM comics» и др. [13].

Наряду с развивающими играми, аниме-атрибутикой комиксы и мангу предлагают сетевые магазины: международной сети «Hobby Games» (Барна-

ул, Благовещенск, Владивосток, Красноярск, Новосибирск, Омск, Томск, Якутск); федеральных сетей: «Знаем Играем» (Иркутск, Томск, Улан Удэ); «Comic store KARANDASH» (Красноярск, Новосибирск); «Comicz Era» (Красноярск, Новосибирск, Омск); региональной сети «STUFF NSK» (Новосибирск, Омск), «Игры Шелдона» (Благовещенск, Хабаровск), «Клерки» (2 магазина в Якутске).

Очень редки на региональном рынке книготорговые предприятия, специализирующиеся на краеведческой литературе. Одно из них - книжный клуб «Невельской» (2013 г., Владивосток), предлагающий широкий ассортимент книг местных издательств, а также издания, посвященные другим городам Дальнего Востока. Чаще всего краеведческую литературу предлагают на своих сайтах и реже в собственных интернет-магазинах национальные издательства Сибири и Дальнего Востока («Бичик», Тувинское книжное издательство им. Ю.Ш. Кюнзегеша). Подобная практика характерна не только для крупных универсальных издательств, но и для так называемых «культурных» («идейных») частных издательств [14], ставящих себе цель содействовать росту интеллектуального потенциала регионов: «Свиньин и сыновья» (Новосибирск), «Охотник» (Магадан), издательский отдел ОАО «Амурская ярмарка» (Благовещенск), «Русский остров» (Владивосток), «Новая книга» (Петропавловск-Камчатский), «Апекс» (Норильск). Последние два издательства были основаны на базе книготорговых компаний. Дистанционно возможность покупки своей продукции предлагают некоторые музеи региона (Омский государственный историко-краеведческий музей, Алтайский государственный краеведческий музей) [15]. Интересен опыт Национальной библиотеки Республики Бурятия (Улан-Удэ), в которой с 2000 г. действуют книжная лавка краеведческой литературы и интернет-магазин.

Распространенным направлением специализации книгопродаж стали книги по самосовершенствованию. OOO «Искры Света» - дочерняя организация Сибирского Рериховского общества (СибРО) - распространяет книги ИЦ «РОССАЗИЯ» и другие книги культурно-просветительской тематики, постеры, открытки, альбомы, аудиозаписи и видеофильмы. Сеть киосков «Искры Света» в Республике Алтай (с. Верх-Уймон), Омске координируется из Новосибирска. Магазины по продаже эзотерической литературы, сувениров и др. работают в Омске («Водолей», с 2009 г., 2 филиала), Красноярске («Тональ», «Нагваль»). Более 25 лет назад в Москве была зарегистрирована Издательская группа «Нью Эра» - книги для самопомощи и саморазвития. Представительства компании, предлагающие материалы по дианетике и саентологии Л. Рона Хаббарда, действуют в Новосибирске («Тэта»), Омске, Томске («Живая книга»), Барнауле, Хабаровске.

Источниками формирования товарных запасов могут быть как издательства и издающие организации, оптовые и оптово-розничные компании, так и население, сдающее бывшие в употреблении книги. Подобным образом формируют товарные запасы букинистические магазины.

Особое место на сибирско-дальневосточном антикварно-букинистическом рынке занимает магазин «Сибирская горница», действующий с апреля 2002 г. Более 40 тыс. наименований включает книжный фонд художественного салона - это старинные книги XIX-XX вв. по всем отраслям знаний, сло-

вари, справочники, энциклопедии, подписные издания русских и зарубежных классиков.

К 2019 г. в городах Сибири и Дальнего Востока работали 13-15 букинистических (антикварных) магазинов или отделов: в Омске - «Антик. Предметы старины», в Красноярске - «Свалка», в Барнауле - «Букинистический», «Букинист 2», в Иркутске - «Книжная лавка», в Новосибирске, Кемерове, Чите, Бийске, Хабаровске, Владивостоке - «Букинист», антикварно-букинистический интернет-магазин «Частная коллекция» в Новосибирске и др.

Говоря о специализации книгопродаж, необходимо сказать и еще об одной тенденции. В последние годы розничные некниготорговые предприятия добавляют к своему ассортименту книги, связанные по тематике с основным профилем предприятия. В мировой практике это явление определяется как «специализация в отношении клиента», в отличие от «специализации в отношении ассортимента» [16]. Суть «специализации в отношении клиента» такова: магазин стремится быть местом, где удовлетворяется весь спектр потребностей определенного характера, а не просто местом продажи определенных товаров.

Добавление специализированного книжного ассортимента к основному некнижному - достаточно распространенное явление на современном рынке [17]. Наиболее частым является присоединение книжного ассортимента к канцелярским, офисным товарам, учебному оборудованию: федеральная компания «Школьный мир», интернет-магазин «Канцеляр24.рф» (Красноярск, Новосибирск), интернет-магазин Partner-online (Красноярск), «Топ-модус» (Новосибирск). Книга как сопутствующий товар присутствует в ассортименте «Омского Учколлектора», компании «Учснаб» в Улан-Удэ, «Глав-учебснаб» в Бийске, «Учколлектор» в Благовещенске, сети «Глобус» в Улан-Удэ, компании «Офис-заказ», магазина «Скрепка», компании «Офис 21» в Барнауле, сети канцмаркетов «Клякса» в Иркутске (20 магазинов), Ангарске, Слюдянке, Шелехове и многих других предприятий.

Специализированные магазины детских товаров, одежды, питания, развивающих игр и игрушек повсеместно предлагают сопутствующий книжный ассортимент. Эта практика получила широкое распространение в городах Сибири и Дальнего Востока. Например, торгуют книгами, наряду с другими товарами для детей, магазины: «В гостях у детства», «Зелень» в Новосибирске, интернет-магазин «Разумей-ка» в Новосибирске и Томске, «Добрый Волшебник» в Омске, «Акроха» в Томске и Северске, 2 магазина «Академия Умняшкино» в Кемерове, «Knijkikids» в Якутске и др. Деловую книгу как сопутствующий товар наряду с нормативно-технической документацией, бланочной продукцией, журналами распространяют: «Нормы-и-правила. Промышленная безопасность», «Красноярский центр новых технологий и инноваций» (ООО «Красноярский ЦНТИ»). Основными направлениями деятельности центра, созданного в 2002 г., являются: обеспечение предприятий и организаций нормативными документами по охране труда, организация образовательных программ и проведение специализированных семинаров, консультационные услуги научно-технической направленности.

Книжный ассортимент как сопутствующий широко представлен а магазинах «экзотических товаров со всего света»: «Этномир» в Кемерове, «Белая тара» в Барнауле, магазине «Индийских эзотерических товаров», «Товары

Аюрведа», «Сатори. Товары Востока» и т.п. Включают в свой ассортимент литературу соответствующей тематики и эротические салоны. Федеральная сеть эротических салонов «Казанова69» имеет свои магазины в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске. В торговых залах салонов представлено около пятидесяти названий книг, на сайте магазина - более двухсот. Магазин является пунктом выдачи интернет-заказов.

Значимым, а для населения малых городов и поселений единственным способом приобретения специальной литературы являются книжные интернет-магазины, организованные в Москве и других городах европейской части России. В большинстве случаев центральные интернет-магазины имеют отлаженную систему логистики и большое количество пунктов выдачи заказов во всех регионах страны, повсеместно используют почтовую доставку. Специализированные интернет-магазины, аккумулируя ассортимент многих издательств и организуя доставку книг даже в отдаленные регионы, в определенной мере приближают возможности населения малых городов и поселений к возможностям жителей крупных городов и мегаполисов.

Постепенно происходит интегрирование и сетевизация специализированных книготорговых предприятий. Федеральные сетевые формирования действуют в сегментах религиозной, учебно-методической, иностранной литературы, комиксов; региональные - учебно-методической, иностранной, комиксов; местные сети реализуют деловую, учебно-методическую, иностранную, детскую, эзотерическую, «автокнигу», комиксы.

Специализированные книготорговые предприятия диверсифицируют свою деятельность по разным направлениям. Около 80% всех специализированных магазинов к 2019 г. имеют интернет-подразделения (сайт, интернет-магазин и др.) и присутствуют для информационной поддержки и продажи литературы в социальных сетях. Нередким явлением становится создание книгораспространительской сети (интернет или розничной) на базе специализированного издательства, чаще всего столичного или расположенного в европейской части России. Специализированные книготорговые предприятия создают полиграфические участки для изготовления бланочной и другой продукции, багетные и другие мастерские, изготавливают сувенирную продукцию. Важнейшим направлением диверсификации являются образовательная и консультационная деятельность, мероприятия по продвижению чтения, участие в выставках-ярмарках, городских социокультурных мероприятиях.

Выводы

В целом в СФО специализированные книготорговые предприятия составляют около 22% от общего количества книготорговых предприятий региона (113 из 504), в ДФО - значительно меньше - 10,7% (33 из 306). Наиболее распространенными направлениями специализации книгопродаж является традиционно учебно-методическая литература, и развившееся в последнее десятилетие XXI в. направление - комиксы и манга. Широко представлены на книжном рынке региона такие виды специализации книжного ассортимента, как иностранная, эзотерическая, букинистическая книга; крайне редко -научная, медицинская, техническая, краеведческая, детская литература.

Основными трендами специализации книгопродаж становятся: диверсификация деятельности (создание интернет-подразделений, полиграфических

участков, образовательная и консультационная деятельность, организация мероприятий по продвижению чтения); интегрирование и сетевизация специализированных книготорговых предприятий; введение специализированной книги как сопутствующего товара в некнижные специализированные магазины; организация в столицах и европейской части России специализированных интернет-магазинов с большим и глубоким ассортиментом и отлаженной системой логистики.

В современных условиях достаточно жесткой конкуренции, когда на насыщенном книжном рынке функционируют сотни розничных предприятий с приблизительно одинаковым ассортиментом, специализированные книготорговые предприятия, предлагая покупателям оригинальный ассортимент, в котором наиболее полно представлен определенный раздел литературы или специфические формы обслуживания, имеют большие перспективы, лучшие возможности для занятия более устойчивых позиции на рынке. Специализированные предприятия адекватно адаптируются к требованиям целевых аудиторий потребителей, выстраивая логистические цепочки поставок товаров посредством рационализации товарно-материальных потоков как в интересах собственного бизнеса для захвата свободных рыночных ниш, для расширения масштабов присутствия в различных регионах, так и для наиболее полного удовлетворения все более «демассифицированных запросов общества» [18].

Список источников

1. Лютов С.Н. Методологические основания междисциплинарных исследований современной книжной культуры // Научные и технические библиотеки. 2019. № 9. С. 56-70.

2. Новиков О. Российский книжный рынок: найти свой путь к читателю. URL: https://bookunion.ru/upload/iblock/ffle/f0e5aad814910d6fcbe74d9e33c06bda.pdf (дата обращения: 20.12.2019).

3. Организация и технология книжной торговли: учебник по специальности «Книговедение и организация книжной торговли» / И.С. Васина [и др.]; под ред. И.С. Васиной и А.А. Говорова. М., 1987. 309 с.

4. Murray S. The Digital Literary Sphere: Reading, Writing, and Selling Books in the Internet Era. Johns Hopkins University Press, Baltimore, Maryland, 2018. 252 p.

5. Альшевская О.Н. Книготорговая отрасль Сибири в контексте российских социальных трансформаций рубежа XX-XXI вв. / под ред. И.В. Лизуновой. Новосибирск, 2011. 204 с.

6. Подкорытова Н.И., Босина Л.В., Третьяков Д.А. Научная монография в академической библиотеке - в поисках источников комплектования // Вестник культуры и искусств. 2019. № 1 (57). С. 25-32.

7. Альшевская О.Н. «Академкнига» и ее наследники: проблемы продвижения научной литературы на сибирском книжном рынке // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 4. С. 89-91.

8. Лютов С.Н., Панченко А.М., Альшевская О.Н. Реорганизация сибирских подразделений издательства «Наука» в 1990-е гг.: эксперименты и проблемы выживания // Библиосфера. 2014. № 4. С. 65-71.

9. Посадсков А.Л. «Издательская революция» в вузах: о некоторых особенностях развития вузовского книгоиздания в Сибири и на Дальнем Востоке в начале XXI в. // Книжная культура: Опыт прошлого и проблемы современности: К 250-летию вузовского книгоиздания в России : материалы междунар. науч. конф. М., 2006. С. 235-242.

10. Альшевская О.Н. «Культурная самоотверженность»: малоформатные независимые книжные магазины на сибирском книжном рынке // Библиосфера. 2015. № 3. С. 19-30.

11. Рубанова Т.Д. Книжные интернет-магазины как разновидность сетевого бизнеса // Труды ГПНТБ СО РАН. 2011. № 2. С. 329-338.

12. Лизунова И.В., Лбова Е.М. Продвижение книги и чтения в социальных сетях // Книга: Сибирь-Евразия : труды I Междунар. науч. конгр. Новосибирск, 1-3 сентября 2016 г. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2016. Т. 3. С. 382-392.

13. Альшевская О.Н. Продвижение японской манги и американского комикса на книжном рынке сибирского и дальневосточного регионов // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы V Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. Челябинск, 2018. С. 25-29.

14. Посадсков А. Л. Негосударственные структуры книгоиздания как условие формирования информационного общества в России (по материалам Сибири и Дальнего Востока конца XX - начала XXI в.) // Наука, технологии и информация в библиотеках (LIBWAY-2019) : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 17-19 сентября 2019 г.). Новосибирск, 2019. С. 169-172.

15. Трояк И. С. Внедрение новых технологий в издательскую деятельность музеев, архивов и библиотек как фактор их адаптации в формирующемся информационном обществе (на примере Сибири и Дальнего Востока) // Социальные коммуникации и эволюция обществ : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (1-2 дек. 2017 г.). Новосибирск, 2018. С. 220-224.

16. Менеджмент в книжном магазине / Европ. Союз, Брит. Совет. Мадрид, 2003. 192 с.

17. Лизунова И.В. Книжный рынок цифровой дистрибуции в России: тренды и перспективы развития // Библиосфера. 2015. № 2. С. 59-63.

18. Тоффлер Э. Третья волна. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toff-ler/_Index.ph (дата обращения: 20.09.2019)

References

1. Lyutov, S.N. (2019) Metodologicheskie osnovaniya mezhdistsiplinarnykh issledovaniy sovre-mennoy knizhnoy kul'tury [Methodological foundations of interdisciplinary research of modern book culture]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 9. pp. 56-70.

2. Novikov, O. (n.d.) Rossiyskiy knizhnyy rynok: nayti svoy put' k chitatelyu [Russian book market: find your way to the reader]. [Online] Available from: https://bookunion.ru/up-load/iblock/f0e/f0e5aad814910d6fcbe74d9e33c06bda.pdf (Accessed: 20.12.2019).

3. Vasina, I.S. et al. (1987) Organizatsiya i tekhnologiya knizhnoy torgovli: uchebnikpo spetsi-al'nosti "Knigovedenie i organizatsiya knizhnoy torgovli" [Organization and technology of the book trade: a textbook on the specialty "Book science and organization of the book trade"]. Moscow: [s.n.].

4. Murray, S. (2018) The Digital Literary Sphere: Reading, Writing, and Selling Books in the Internet Era. Baltimore, Maryland: Johns Hopkins University Press.

5. Alshevskaya, O.N. (2011) Knigotorgovaya otrasl' Sibiri v kontekste rossiyskikh sotsial'nykh transformatsiy rubezha XX-XXI vv. [Siberian bookselling industry in the context of Russian social transformations at the turn of the 21st centuries]. Novosibirsk: SB RAS.

6. Podkorytova, N.I., Bosina, L.V. & Tretyakov, D.A. (2019) Scientific monograph in a research library - searching for acquisition sources. Vestnik kul'tury i iskusstv - Culture and Arts Herald. 1(57). pp. 25-32.

7. Alshevskaya, O.N. (2012) "Akademkniga" i ee nasledniki: problemy prodvizheniya nauchnoy li-teratury na sibirskom knizhnom rynke ["Akademkniga" and its heirs: Problems of scientific literature promotion on the Siberian book market]. Gumanitarnye nauki vSibiri. 4. pp. 89-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Lyutov, S.N., Panchenko, A.M. & Alshevskaya, O.N. (2014) Reorganizatsiya sibirskikh po-drazdeleniy Izdatel'stva "Nauka" v 1990-e gg.: eksperimenty i problemy vyzhivaniya [Reorganization of the Siberian divisions of the Nauka Publishing House in the 1990s: Experiments and problems of survival]. Bibliosfera. 4. pp. 65-71.

9. Posadskov, A.L. (2006) "Izdatel'skaya revolyutsiya" v vuzakh: o nekotorykh osobennostyakh razvitiya vuzovskogo knigoizdaniya v Sibiri i na Dal'nem Vostoke v nachale XXI v. ["Publishing revolution" in universities: about some features of the development of university publishing in Siberia and the Far East in the early 21st century]. Knizhnaya kul'tura: Opytproshlogo iproblemy sovremen-nosti: K 250-letiyu vuzovskogo knigoizdaniya v Rossii [Book Culture: Experience of the Past and Problems of the Present]. Proc. of the Conference. Moscow. pp. 235-242.

10. Alshevskaya, O.N. (2015) "Kul'turnaya samootverzhennost'": maloformatnye nezavisimye knizhnye magaziny na sibirskom knizhnom rynke ["Cultural selflessness": small-format independent bookstores on the Siberian book market]. Bibliosfera. 3. pp. 19-30.

11. Rubanova, T.D. (2011) Knizhnye internet-magaziny kak raznovidnost' setevogo biznesa [Online bookstores as a kind of network business]. Trudy GPNTB SO RAN. 2. pp. 329-338.

12. Lizunova, I.V. & Lbova, E.M. (2016) Prodvizhenie knigi i chteniya v sotsial'nykh setyakh [Promotion of books and reading in social networks]. Kniga: Sibir'-Evraziya [Book: Siberia-Eurasia]. Proc. of the First International Conference. Novosibirsk, September 1-3, 2016. Vol. 3. Novosibirsk: SB RAS. pp. 382-392.

13. Alshevskaya, O.N. (2018) Prodvizhenie yaponskoy mangi i amerikanskogo komiksa na knizhnom rynke sibirskogo i dal'nevostochnogo regionov [Promotion of Japanese manga and American comics in the book market of the Siberian and Far Eastern regions]. Knizhnaya kul'tura regiona: istoricheskiy opyt i sovremennaya praktika [Book Culture of the Region: Historical Experience and Modern Practice]. Proc. of the Fifth Conference. Chelyabinsk. pp. 25-29.

14. Posadskov, A.L. (2019) Negosudarstvennye struktury knigoizdaniya kak uslovie formirova-niya informatsionnogo obshchestva v Rossii (po materialam Sibiri i Dal'nego Vostoka kontsa XX -nachala XXI v.) [Non-state structures of book publishing as a condition for the formation of the information society in Russia (based on materials from Siberia and the Far East of the late 20th - early 21st century)]. Nauka, tekhnologii i informatsiya v bibliotekakh (LIBWAY-2019) [Science, Technology and Information in Libraries (LIBWAY-2019)]. Proc. of the Conference. Irkutsk, September 17-19, 2019. Novosibirsk. pp. 169-172.

15. Troyak, I.S. (2018) Vnedrenie novykh tekhnologiy v izdatel'skuyu deyatel'nost' muzeev, arkhivov i bibliotek kak faktor ikh adaptatsii v formiruyushchemsya informatsionnom obshchestve (na primere Sibiri i Dal'nego Vostoka) [Introduction of new technologies in the publishing activity of museums, archives and libraries as a factor of their adaptation in the emerging information society (a case study of Siberia and the Far East)]. Sotsial'nye kommunikatsii i evolyutsiya obshchestv [Social Communications and the Evolution of Societies]. Proc. of the International Conference. December 1-2, 2017. Novosibirsk. pp. 220-224.

16. EU. (2003)Menedzhment vknizhnom magazine [Management in a Bookstore]. Madrid: EU.

17. Lizunova, I.V. (2015) Knizhnyy rynok tsifrovoy distributsii v Rossii: trendy i perspektivy razvitiya [The book market of digital distribution in Russia: trends and development prospects]. Bibli-osfera. 2. pp. 59-63.

18. Toffler, A. (n.d.) Tret'ya volna [The Third Wave]. Translated from English. [Online] Available from: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toff-ler/_Index.ph (Accessed: 20.09.2019).

Сведения об авторе:

Альшевская О.Н. - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории книговедения Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Россия). E-mail: alshevsk@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Al'shevskaya O.N. - State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: alshevsk@yandex.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.03.2020; одобрена после рецензирования 24.06.2020; принята к публикации 04.11.2022.

The article was submitted 16.03.2020; approved after reviewing 24.06.2020; accepted for publication 04.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.