Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПРАКТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ'

НОВЫЕ ПРАКТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
179
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА / ДЕТСКИЙ КНИЖНЫЙ СУПЕРМАРКЕТ / МАГАЗИНЫ КЛУБНО-КУЛУАРНОГО ФОРМАТА / КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ-ЯРМАРКИ / СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Альшевская Ольга Николаевна

Статья характеризует появившиеся в последнее десятилетие направления распространения детской книги в восточных регионах страны. На основании сочетания ландшафтно-реконструирующих принципов, опросов и сравнительнотипологического анализа в статье представлены данные, расширяющие ранее изученные аспекты функционирования основных каналов реализации детской книги в Сибирско-Дальневосточном регионе. Показано, что детская книга является наибольшим сегментом российского книжного рынка, имеющим с 2008 г. тенденцию к росту. На региональном уровне она широко представлена всеми книгораспространяющими каналами: книготорговыми сетями и независимыми магазинами, интернет-магазинами, книжными отделами супермаркетов (непрофильный ритейл), киосками и лотками, книжными выставками-ярмарками. Целью статьи является анализ современных направлений распространения детской книги в регионе. Выявлены позитивные тенденции, характерные для рынка детской книги Сибирско-Дальневосточного региона: деятельность супермаркетов детской книги, появление малых независимых магазинов клубно-кулуарного формата, организация специализированных детских интернет-проектов; повышение значимости региональных книжных выставок-ярмарок, фестивалей и праздников в распространении детской книги; поддержка проектов крупнейшими российскими меценатами. Значимость изучения появляющихся в регионе новых практик распространения литературы для детей и юношества определятся их влиянием на формирование новой концептуальной модели популяризации чтения, основанной на представлении о культуре как о мощном рычаге социальноэкономического развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Альшевская Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW PRACTICES OF LITERATURE DISTRIBUTION FOR CHILDREN AND YOUTH IN SIBERIA AND THE FAR EAST

The article describes the directions of distribution of books for children in the Eastern regions of Russia that have appeared in the last decade. Based on a combination of landscape-reconstructing principles, surveys, and comparative typological analysis, the article presents data that expand previously studied aspects of the functioning of the main channels for the sale of books for children in the Siberian-Far Eastern region. It is shown that books for children are the largest segment of the Russian book market, which has been growing since 2008. At the regional level, they are widely presented in all book distribution channels: bookselling networks and independent stores; online stores; book departments of supermarkets (non-core retail); kiosks and stalls; book fairs. The purpose of the article is to analyze the current trends in the distribution of books for children in the region. Positive trends typical for the children book market in the Siberian-far Eastern region are identified. They are: the activity of children book supermarkets, the appearance of independent small stores of club-backstage format, the organization of specialized children Internet projects; increasing the importance of regional book exhibitions, fairs, festivals and holidays in the distribution of books for children; projects support by major Russian patrons. The significance of the study of new practices for the distribution of literature for children and youth in the region is determined by their influence on the formation of a new conceptual model for the popularization of reading, based on the idea of culture as a powerful lever of socio-economic development of territories.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПРАКТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ»

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

УДК 087.5:655.42(571) ББК 83.8+76.18

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-4-61-69

Научная статья

Новые практики распространения литературы для детей и юношества в Сибири и на Дальнем Востоке

О. Н. Альшевская

Альшевская Ольга Николаевна

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Восход, 15, Новосибирск, 630102, Россия,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории книговедения

ORCID: 0000-0002-8024-8967 e-mail: alshevsk@yandex.ru

Аннотация. Статья характеризует появившиеся в последнее десятилетие направления распространения детской книги в восточных регионах страны. На основании сочетания ланд-шафтно-реконструирующих принципов, опросов и сравнительно-типологического анализа в статье представлены данные, расширяющие ранее изученные аспекты функционирования основных каналов реализации детской книги в Сибирско-Дальневосточном регионе. Показано, что детская книга является наибольшим сегментом российского книжного рынка, имеющим с 2008 г. тенденцию к росту. На региональном уровне она широко представлена всеми книгораспространяющими каналами: книготорговыми сетями и независимыми магазинами, интернет-магазинами, книжными отделами супермаркетов (непрофильный ритейл), киосками и лотками, книжными выставками-ярмарками. Целью статьи является анализ современных направлений распространения детской книги в регионе. Выявлены позитивные тенденции, характерные для рынка детской книги Сибирско-Дальневосточного региона: деятельность супермаркетов детской книги, появление малых независимых магазинов клубно-кулуарного формата, организация специализированных детских интернет-проектов; повышение значимости региональных книжных выставок-ярмарок, фестивалей и праздников в распространении детской книги; поддержка проектов крупнейшими российскими меценатами. Значимость изучения появляющихся в регионе новых практик распространения литературы для детей и юношества определятся их влиянием на формирование новой концептуальной модели популяризации чтения, основанной на представлении о культуре как о мощном рычаге социально-экономического развития территорий.

Ключевые слова: книги для детей и юношества, детский книжный супермаркет, магазины клубно-кулуарного формата, книжные выставки-ярмарки, Сибирь, Дальний Восток

Для цитирования: Альшевская О. Н. Новые практики распространения литературы для детей и юношества в Сибири и на Дальнем Востоке // Библиосфера. 2020. № 4. С. 61-69. Нирв-Мои о^/10.20913/1815-3186-2020-4-61-69.

Статья поступила в редакцию 16.08.2020 Получена после доработки 29.11.2020 Принята для публикации 04.12.2020

© О. Н. Альшевская, 2020

С

CL >

н

_Q С

СЕ С

X

*

X

61

New practices of literature distribution for children and youth in Siberia and the Far East

Olga N. Alshevskaya

Alshevskaya Olga Nikolaevna

State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Voskhod st., 15, Novosibirsk, 630102, Russia, Candidate of history sciences, Leading researcher of the Laboratory of Book studies ORCID: 0000-0002-8024-8967 e-mail: alshevsk@yandex.ru

Received 16.08.2020 Revised 29.11.2020 Accepted 04.12.2020

Abstract. The article describes the directions of distribution of books for children in the Eastern regions of Russia that have appeared in the last decade. Based on a combination of landscape-reconstructing principles, surveys, and comparative typological analysis, the article presents data that expand previously studied aspects of the functioning of the main channels for the sale of books for children in the Siberian-Far Eastern region. It is shown that books for children are the largest segment of the Russian book market, which has been growing since 2008. At the regional level, they are widely presented in all book distribution channels: bookselling networks and independent stores; online stores; book departments of supermarkets (non-core retail); kiosks and stalls; book fairs. The purpose of the article is to analyze the current trends in the distribution of books for children in the region. Positive trends typical for the children book market in the Siberian-far Eastern region are identified. They are: the activity of children book supermarkets, the appearance of independent small stores of club-backstage format, the organization of specialized children Internet projects; increasing the importance of regional book exhibitions, fairs, festivals and holidays in the distribution of books for children; projects support by major Russian patrons. The significance of the study of new practices for the distribution of literature for children and youth in the region is determined by their influence on the formation of a new conceptual model for the popularization of reading, based on the idea of culture as a powerful lever of socio-economic development of territories.

Keywords: books for children and youth, children book supermarket, club-backstage stores, book fairs, Siberia, the Far East

Citation: Alshevskaya O. N. New practices of literature distribution for children and youth in Siberia and the Far East. Bibliosphere. 2020. № 4. P. 61-69. https:// doi.org/10.20913/m5-3m-2020-4-61-69.

Введение

2018-2027 гг. в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства. Приобщение детей к чтению и шире - к письменной культуре - есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан. Значимость детской литературы в государственном масштабе подтверждает принятая в 2017 г. Программа поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (Распоряжение..., 2017), основная цель которой - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров (Концепция., 2017).

Рынок детской литературы являлся предметом обсуждения зарубежных (Де Донкер, 2018; Ли, 2018; МШюЪ 2014) и российских экспертов (Детское., 2016; Лизунова, 2016; Рынок., 2016 и др.). Обстоятельный анализ проблем книгоиздания и книгораспространения литературы для детей, подростков и юношества предпринят

в аналитическом отчете (Дудова, 2017), подготовленном российскими учеными в 2017 г. Характеристике основных каналов реализации книг для детей и юношества в восточных регионах России посвящена статья О. Н. Аль-шевской (Альшевская, 2018). Дискуссия исследователей и практиков по проблемам детской книги состоялась в рамках научно-практических онлайн-мероприятий «Библиосфера: новые форматы» на вебинаре «Книжное детство: вызовы современности» 26 мая 2020 г. (Лизунова, 2020).

Начиная с 2008 г. детская книга является одним из основных сегментов современного российского книжного рынка: доля укрупненной тематической группы в обороте составляла в 2019 г. 28,32% (в 2015-м - 25%). При анализе соотношения долей различных видов литературы в общем выпуске книг и брошюр в 2019 г. в сравнении с 2008 г. детская литература как по числу выпущенных названий (на 2,7 п. п.), так и по тиражным показателям (на 2,3 п. п.) продемонстрировала значимый прирост (Книжный., 2020). Но в связи с моноцентричностью российского книжного рынка выпуск детской книги в основном сосредоточен в европейской

части страны, таким образом, распространение ее в Сибирско-Дальневосточном регионе - это, прежде всего, распространение изданий, выпущенных в центральной России.

Учитывая востребованность детской книги и большой потенциал емкости этого сегмента книжного рынка в Сибирско-Дальневосточном регионе, можно констатировать, что в связи с общими системными проблемами издания и распространения книг в нашей стране: удорожанием и низкой тиражностью детской книги, малым количеством книготорговых предприятий, узостью ассортимента в них, недостаточностью специализированных магазинов детской книги (Альшевская, 2018) - доступность детской книги в регионе не отвечает потребностям населения. Региональными особенностями, выявленными при проведении мониторинга, стало то, что специализированных на детской книге магазинов в регионе очень мало, а подавляющее большинство магазинов с названиями, априори относящими их к магазинам, торгующим детской книгой («Детские книжки» (Иркутск), «Книги нашего детства» (Владивосток), «Детская книга» (Хабаровск), «Я расту» (Уссурийск), «Кот ученый» (Уссурийск) и др.), являются предприятиями с универсальным книжным и канцелярским ассортиментом.

Цель статьи определяется важными задачами, поставленными Программой поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации и требующими активизации поиска новых направлений распространения литературы для детей и юношества в целях их изучения и продвижения.

База исследования была сформирована на основе информации, полученной автором в рамках реализации очередного этапа (2019 г.) проекта «Культурная карта России. Литература. Чтение», инициированного в 2015 г. Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Российским книжным союзом, Российской библиотечной ассоциацией, журналом «Книжная индустрия» и направленного на изучение состояния книжной отрасли и создание рейтинга российских регионов. Исследование, проходившее в рамках проекта и предполагавшее в качестве одного из аспектов установление специализации книготорговых предприятий, охватывало 1500 респондентов из 28 городов Сибири и 14 городов Дальнего Востока с населением свыше 75 тыс. человек и около 500 респондентов из малых городов и поселений региона. Методология и методика исследования базировались на сочетании ландшафтно-реконструирующих принципов со сравнительно-типологическим изучением полученных в ходе опросов данных о состоянии региональных книготорговых предприятий.

Результаты исследования

«Детский квартал», «АРТландия» - супермаркеты товаров для детей, магазины товаров для хобби и творчества.

Повсеместное распространение в стране во втором десятилетии XXI в. получили сети гипер- и супермаркетов: «Fix-Price», «Магнит», «Ашан», «Метро», «О'КЕЙ», «Детский мир» и др. Одним из распространенных направлений специализации торговых площадок FMCG-сетей стали товары для детей и товары для хобби, творчества («Маленький гений», «Леонардо», «Знаем Играем» и др.). Детская книга является частью ассортимента таких предприятий.

Уникальным примером распространения детской книги является открытие детского супермаркета книготорговой сетью «Прода-ЛитЪ»1. Последние несколько лет «ПродаЛитЪ» активно продвигает идею книжного магазина как современного культурно-досугового центра (КДЦ). Магазин площадью в 1000 кв. м, получивший название «Детский квартал», появился в Иркутске в августе 2012 г. Соединяя торгово-выставочную площадку, развивающий и досу-говый центр для детей, «Детский квартал» представил новую концепцию специализированного магазина. Товарная площадь была разделена на секторы: товары для детей до 3 лет, товары для детей дошкольного возраста, товары для младших школьников, подростков, товары для творчества и т. д. Каждый отдел имел свое цветовое оформление, свою интерактивную зону представления товара, зону для игры. В этом предприятии «безбарьерной торговли» любой игровой и развивающий товар мог быть продемонстрирован покупателю в действии (Кандидаты..., 2013). В «Детском квартале» были выделены зоны отдыха, места для проведения мероприятий, семейный клуб.

Интересный проект был реализован «Про-даЛитом» в Улан-Удэ в 2013 г. На втором этаже универмага «Первый» расположился «самый большой магазин качественно нового формата в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке (Хобби-маркет..., 2013)». На площади в 2 тыс. кв. м были объединены традиционный книжно-канцелярский формат магазина «ПродаЛитЪ», а также новый формат хобби-маркета «Креатив», представляющий разнообразные товары для творчества и досуга; развивающие, научно-познавательные игры и игрушки. В хоб-би-маркете можно было провести несколько часов, знакомясь с экспозицией и креативными новинками для детей.

1 Компания «ПродаЛитЪ» (год основания - 1996 г., 55 магазинов) - крупное книготорговое оптово-розничное предприятие Восточной Сибири; входит в тройку крупнейших региональных книжных предприятий России.

С

CL >

н

_Q £ СЕ

с

X

*

X

В четырех КДЦ «ПродаЛита» («Детский квартал», «Мир книг» (Иркутск), «Мега» (Ангарск), «Хобби-Маркет» (Улан-Удэ)) проводились самые разнообразные мероприятия для детей: мастер-классы (2016 г. - более 150) литературные викторины, праздники; выставки подарков, изготовленных своими руками. КДЦ становятся местом, куда детям интересно приходить, «домом, где живут книги».

Торговая сеть «Книжный маркет» в Якутске была основана в 1996 г. В 2019 г. в ее состав входят 16 магазинов, 4 киоска, 3 партнерских магазина; головной магазин состоит из 5 самостоятельных отделов со своими складскими помещениями и офисом. За более чем двадцать лет работы «Книжный маркет» диверсифицировал ассортимент в направлении развивающих игр, открыток, праздничной продукции, сувениров. В январе 2018 г. состоялось открытие магазина нового формата «АРТландия», где основной акцент ассортимента направлен на товары для творчества и хобби.

Таким образом, в регионе детская книга становится значимой частью ассортимента супер-и гипермаркетов товаров для детей, магазинов товаров для хобби и творчества. Соединяя тор-гово-выставочные площадки и развивающие досуговые центры, детские книжные супермаркеты представляют новую концепцию специализированных магазинов.

«Корнейиванович», «Кукуля», «Бархатята» -магазины детской книги клубно-кулуарного формата.

В последние годы в Сибирско-Дальне-восточном регионе стали появляется малоформатные независимые магазины «клубного кулуарного формата» с ассортиментом детской направленности: «Корнейиванович» (2015-2016, Красноярск); «Кукуля» (2 магазина, 2016, Иркутск), «Читаллино» (2018, Якутск), «Knijkikids» (Якутск), «Бархатята» (2018, 2 магазина, Петропавловск-Камчатский) и др.

Магазины «клубного кулуарного формата» представляют в своих торговых залах и на проводимых мероприятиях оригинальный ассортимент книг для детей, подростков и их родителей, выпущенных лучшими детскими интеллектуальными издательствами, а также универсальными издательствами, выпускающими и детскую литературу: «Самокат», «КомпасГид», «Белая Ворона», ш «Поляндрия», «Розовый Жираф», «Абрикобукс», з «Арт-Волхонка», «Пешком в историю», «МИФ-детство», «Настя и Никита», «КарьераПресс», о «Бумкнига», «Машины творения», «Издатель-q ский дом Мещерякова», «Albus corvus», «Азбука-О Аттикус», «Нигма», «Речь», «МИФ», «Ай», «Никея», «Добрая книга» и др.

Основатели независимых книжных мага-64 зинов стараются не просто торговать книгами,

но и создать атмосферу для общения, расширения кругозора, развития творчества, и потому важной составляющей деятельности становится регулярная, многообразная по формам программа мероприятий. В стенах магазинов проходят встречи, лекции, чтения, концерты, выставки и другие мероприятия.

В конце 2014 г. Сергей Козяков основал в Новосибирске необычное книготорговое предприятие - книжный бутик «Uшqstore» (с мая 2015 г. переименован в «Перемен»). В магазине представлено около 3 тыс. названий книг. Здесь не продают классическую художественную литературу, а делают акцент на продукции детских издательств, современной литературе по саморазвитию, педагогике, мотивации; изучению иностранных языков; книгах по гастрономии, спорту. В ассортименте также представлены периодические издания, открытки с иллюстрациями местных художников, сувениры, канцелярия, кожаные аксессуары. Соотношение книжных и сопутствующих товаров в ассортименте магазина составляет 80 и 20%, доля детской литературы в общем книжном обороте - 40%.

По замыслу устроителей книжный магазин представляет собой одновременно интеллектуальный клуб, кофейню и место встреч. Разнообразна культурная программа «Перемен» -ее составляют детские чтения и читки пьес, игры, мастер-классы, кино-встречи, лекции, работает детский научный клуб.

Интересны проекты, реализованные энтузиастами из Красноярска. В марте 2014 г. в Красноярске супругами Дарьей и Юрием Калашниковыми был открыт книжный магазин «Федормихалыч» (Альшевская, 2015). Детская программа магазина носила название «Детский день с Вилла Курицей» и строилась на неформальном общении с детьми. В октябре 2014 г. Калашниковы открыли еще одну торговую точку - детский книжный отдел «Корнейива-нович» в торговом центре «Изумрудный город», отличавшийся качественным подбором детской литературы. К сожалению, магазины прекратили свою деятельность в 2016 г.

В 2016 г. в Иркутске был открыт магазин деревянных и экологичных игрушек, канцелярских товаров и книг «Кукуля». Создателем магазина стала М. Бызова. Наряду с другими товарами магазин предлагает большую и качественную подборку детских книг. Основной задачей своей деятельности устроители считают гармоничное развитие ребенка и заявляют: «Мы создаем новую регулярную культурную площадку для детей нашего города. Мы ставим своей целью вдохновить детей и родителей, показать, что чтение - не занудство и не насилие, а очень важная привычка для успешного

будущего» (Праздник..., 2018). Девиз магазина звучит как «Душевное и настоящее». Магазин активно и регулярно устраивает мероприятия для детей: клуб «Книжная поляна», мастер-классы «Пишем книги» и «Детская редакция», «воскресные мастер-классы с тетей Сашей».

С 2018 г. в Петропавловске-Камчатском молодые супруги и родители троих детей И. и О. Бархатовы реализуют образовательно-развлекательный проект «Бархатята», включающий в себя «сеть семейных магазинов хороших книг и добрых игр, а также множество социальных мероприятий, направленных на возрождение культуры семейного досуга и формирование правильных семейных ценностей» (История., 2019). При организации «Игротек с Бархатятами» в местных библиотеках, школах, театрах и на праздничных площадках особой популярностью пользуются игры на развитие логики, внимания и скорости реакции «Моя стихия - Берингия», «Доббль», серии «Банда умников», являющихся увлекательной и полезной альтернативой гаджетам. Предприятие сотрудничает с Центром инноваций социальной сферы, Центром поддержки предпринимательства, Центром занятости города.

На региональном книжном рынке специализация на детском ассортименте популярна для небольших книготорговых предприятий с обязательным присутствием в социальных сетях. Специализированным книжным проектом являлся магазин «Книжная Полка» (детская литература Красноярска) (bookshelf24.ru). Магазин позиционировал себя как «удивительный мир книг для юных исследователей». Детскую литературу в Новосибирске предлагал интернет-магазин «Лексикон» (http://leksicon.ru/). Девиз компании: «С любовью к детям и книгам». Одним из направлений деятельности предприятия является организация семинаров для родителей, мастер-классы по интерактивному чтению. Два магазина с интернет-подразделением «Книжные дети» (Новосибирск, Томск) (https:// vk.com/bookchildren54) предлагают «все о детских книгах для любящих и думающих родителей». Детскими магазинами-клубами с интернет-подразделениями являются компании «Книжечки» (Хабаровск) (http://www.knigechki. ги/), «Knijkikids» (Якутск) (https://www. instagram.com/knijkikids/). Важными особенностями внешней рекламы малоформатных независимых книжных магазинов является обязательное присутствие и активность в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, 1ш1а§гат, «Фламп» и/или наличие собственного сайта. Эти способы становятся основными и наиболее действенными средствами оповещения о новинках ассортимента и проводимых магазинами мероприятиях.

Итак, магазины детской книги клубно-кулуарного формата, представляя оригинальный ассортимент книг для детей, подростков и их родителей, выпущенных лучшими детскими интеллектуальными издательствами, и реализуя регулярную, многообразную по формам программу мероприятий, становятся образовательно-развлекательными центрами городов региона.

КРЯКК, «День Ч», «Другие книги» - книжно-ярмарочные проекты. Большое значение в распространении детской книги в Сибири и на Дальнем Востоке играют большие и малые книжно-ярмарочные проекты: Красноярская ярмарка книжной культуры (КРЯКК) (20072019 гг.), Книжный салон «Книга Бурятии» (с 1996 г.) в Улан-Удэ; фестивали «Томская книга» (с 1999 г.), «Издано на Алтае» (с 2006 г.) в Барнауле; «Книга: Сибирь - Евразия» (2016), «Книжная Сибирь» (2017-2019 гг.), «Новая книга» (2016, 2017 гг.) в Новосибирске, фестиваль краеведческой книги «Книга Алтая» (с 2012 г.) в Горно-Алтайске; выставки-ярмарки «Печатный двор Якутии» (с 1999 г.), Дальневосточная выставка «Печатный Двор» (с 1997 г.) во Владивостоке; выставка-ярмарка «Сибирская Книга» (20082010, 2015 гг.).

Наиболее крупным и значимым книжно-ярмарочным проектом Сибири является КРЯКК (проводится с 2007 г. фондом М. Прохорова). За более чем 10 лет своего существования КРЯКК стала «международным культурно-просветительским фестивалем и ежегодно подтверждает свой статус глобального события» (Благотворительный., 2016). Традиционными партнерами проекта являются Правительство Красноярского края и администрация города Красноярска. Ежегодно на КРЯКК более 200 издательств «привозят ... около 35 тонн книг. Более 70 тысяч экземпляров (2017 г.) было раскуплено красноярцами за пять дней ярмарки» (Итоги., 2017). В культурной программе ярмарки ежегодно принимают участие сотни гостей из России и стран мира, а посещают ярмарочные события более 50 тыс. человек. Особое внимание на КРЯКК всегда уделяется детской программе, направленной на формирование с ранних лет интереса и любви к литературе, искусству и творчеству. Занятия с детьми проходят в форме познавательных и увлекательных игр, викторин, творческих мастер-классов, которые проводят известные художники, писатели, актеры и музыканты. Детская программа 2017 г. насчитывала 145 событий (КРЯКК., 2017) (из 256 событий ярмарки) и распространилась на 9 площадок и локаций, занимая более половины общей площади экспозиции (2017 г. - 8000 кв. м).

С 19 по 21 мая 2017 г. фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело» - один из крупнейших частных

с

о. >

н _а

£

ее с

X

*

X

благотворительных фондов в России при поддержке министерства культуры Иркутской области провел первый Иркутский международный книжный фестиваль (ИМКФ) (Иркутский., 2017). Целью организаторов фестиваля стало создание сильного регионального книжного центра, представители которого во время и после проведения ИМКФ будут учиться, делиться опытом и запускать в регионе инновационные книжные программы, развивать книжную инфраструктуру (Фонд., 2017). В фестивале приняли участие 90 издательств и 50 спикеров - писателей, поэтов, критиков из России, Польши, Германии, Израиля. Всего за время форума состоялось более ста различных мероприятий: автограф-сессии, мастер-классы, лекции, круглые столы. На книжной ярмарке было продано восемь тонн книг. В целом мероприятия и площадки посетили 15 тыс. иркутян и гостей города (Первый., 2017). Важной частью ИМКФ была работа детской площадки, программу которой составили более 20 мероприятий. Свои лучшие книги и новинки представили 17 детских российских издательств из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Красноярска, Новосибирска. Во время фестиваля состоялись встречи с детскими писателями И. Носыревым, Н. Кочетовой, Е. Рудашевским; иллюстраторами З. Суровой и П. Соха; книжными блогерами, создателями разных подростковых книжных проектов (Где., 2017).

В 2016-2019 гг. в Сибири и на Дальнем Востоке появились и другие социокультурные проекты. С 2016 г. ежегодно проходит в Новосибирске литературный фестиваль «Новая книга» (https://bookfair.life). Организаторами фестиваля являются Ассоциация «Межрегиональная федерация чтения» и автономная некоммерческая организация «Литературно-исторический клуб» при поддержке мэрии Новосибирска. На книжной ярмарке в центре города посетители могли приобрести книги более 50 издательств Москвы, Перми, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Омска, Улан-Удэ по издательской цене. В культурную программу «Новой книги» в разные годы входили лектории, интерактивные мастер-классы, презентации, чтения и беседы, читки и спектакли московского «Театр^ос». На фестивале представлена большая детская программа.

Ежегодно расширяется детская программа ш Международного фестиваля «Книжная Сибирь» (https://www.bibliosib.ru/), устроенного в 20172019 гг. в Новосибирске. Ее подготовку и про° ведение осуществляют специалисты ГПНТБ О СО РАН и Областной детской библиотеки О имени А. М. Горького.

Проект однодневных литературных фестивалей «День книги» был разработан АНО «Лите-66 ратурно-исторический клуб» специально для

городов с населением менее 300 тыс. жителей. В 2018 г. (24 апреля), 2019 г. (21 апреля) «Дни книги» проходили в Благовещенске, в 2019 г. (3 февраля) - в Бердске (Библионочь., 2019). Основная идея организаторов состоит в том, «что жители небольших городов должны получать тот же культурный продукт, что и жители столиц» (Однодневные.). Компактность программы позволяет организаторам обходиться меньшими затратами, комфортна для небольших городов с точки зрения логистики, и в то же время дает возможность посетителям за небольшой промежуток времени познакомиться с известными писателями и литературными деятелями, купить книги по издательской цене. Отдельный блок фестиваля посвящен детской литературе.

Магазин «Перемен» (Новосибирск) стал организатором Первого фестиваля новой подростковой литературы «Другие книги», который состоялся в Новосибирске 23 апреля 2017 г. (Книга., 2020). Генеральными партнерами фестиваля выступили кинотеатр «Победа» и московское издательство «Самокат». Программа была организована при поддержке посольств Норвегии и Швеции в России, а также Гёте-института в Новосибирске. Устроители фестиваля ставили перед собою задачу «познакомить новосибирцев с новыми именами в мире современных детских книг - российскими и зарубежными -и доказать, что хорошая книга не имеет возрастных границ» (Фестиваль., 2020). Участниками фестиваля были профессиональные исследователи детской литературы из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Омска: Е. Шафферт, В. Мартьянова, О. Дробот, А. Литвина, Е. Бонко и др. В рамках фестиваля прошли первые «Детские научные чтения», мастер-классы, воркшопы и лекции. На ярмарке были представлены книги лучших детских издательств России, вызвавшие большой интерес новосибирцев: большая часть привезенных книг была распродана. Фестиваль новой подростковой литературы «Другие книги» проходил в 2018, 2019 г., в 2020 г. из-за пандемии был организован в онлайн-формате (Книга., 2020).

В 2017, 2018 гг. магазин «Кукуля» проводил в Иркутске общегородской праздник чтения «День Ч». Мероприятие проходило в тор-гово-выставочном центре «Галерея Революции» и было организовано при поддержке Центра немецкого языка имени Вильгельма фон Гумбольдта, издательского дома «Самокат» (Москва), Иркутской областной юношеской библиотекой им. И. П. Уткина. Ежегодно программа праздника включала более 20 мероприятий для дошкольников, школьников и родителей. На празднике действовали: ярмарка, выставочно-интерактивная зона, зона буккроссинга, фотозона, литературное кафе от кулинарной студии, кинозал.

Продолжительность описанных мероприятий невелика, но их популярность у населения дает возможность говорить о формирующихся позитивных тенденциях. В целом детские блоки региональных книжных выставок-ярмарок и специальные детско-юношеские книжные фестивальные проекты играют все большое значение в распространении детской книги в Сибири и на Дальнем Востоке.

Заключение

Завершая анализ новых форм распространения в регионе детской книги, необходимо констатировать, что наряду с негативными тенденциями, связанными с общими системными проблемами издания и распространения книг в нашей стране, в регионе появляются и действуют новые направления распространения литературы для детей и юношества. В качестве позитивных тенденций отметим:

• деятельность супермаркетов детской книги, товаров для хобби и творчества;

• появление малых независимых магазинов клубно-кулуарного формата, освоение ими оригинального детского ассортимента и организация мероприятий по распространению детской книги; активность в социальных сетях;

• организацию специализированных детских интернет-проектов;

• введение номинации «Детская книга» во все проводимые региональные конкурсы «Книга года» (например, Конкурс . 2020);

• повышение значимости региональных книжных выставок-ярмарок, фестивалей и праздников в распространении детской книги. Наиболее успешны проекты, поддерживаемые крупнейшими российскими меценатами.

Важность описанных проектов заключается в том, что в ходе их реализации формируется модель отношений между всеми участниками рынка книжной и информационной продукции региона, работниками библиотек, представителями литературных и общественных объединений, бизнеса и местных властей разного уровня. Развитие новых партнерских связей в регионе активизирует местные ресурсы. Определяющим для успеха новых практик является то, что в основу их организации положено формирование новой концептуальной модели популяризации чтения, основанное на расширенном представлении о культуре, ее границах и социальных функциях. Современная культура рассматривается как мощный рычаг социально-экономического развития территорий (Благотворительный., 2011). Проекты работают как творческие лаборатории по созданию новых культурных технологий, как школы воспитания нового поколения творческих и инициативных людей - российского креативного класса, как уникальные площадки социокультурного эксперимента, совмещая в себе несколько важнейших функций: информационно-коммуникационные, культурно-просветительские, рыночные.

Список литературы / References

Альшевская О. Н. «Культурная самоотверженность»: малоформатные независимые книжные магазины на сибирском книжном рынке // Библиосфера. 2015. № 3. С. 19-30 [Alshevskaya ON (2015) "Cultural dedication": small-format independent bookstores in the Siberian book market. Bibliosfera 3: 19-30. (In Russ.)].

Альшевская О. Н. Основные каналы реализации детской книги в Сибири и на Дальнем Востоке // Гуманитарные науки в Сибири. 2018. Т. 25, № 4. С. 62-66 [Alshevskaya ON (2018) The main channels for the sale of children's books in Siberia and the Far East. Gumanitarnye nauki v Sibiri 25(4): 62-66. (In Russ.)].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библионочь, фестиваль книги и чемпионат «Открой рот»: книжные выходные в Благовещенске // Амурская правда. 19.04.2019 [(2019) Library night, book festival and Open your mouth championship: book weekend in Blagoveshchensk. Amurskaya Pravda. April 19]. URL: https://ampravda.ru/2019/04/18/088035. html (дата обращения = accessed 24.07.2020). (In Russ.).

Благотворительный фонд культурных инициатив. Годовой отчет 2011 года // Фонд Михаила Прохорова [(2011) Annual report 2011 of the Charitable Foundation for cultural initiatives. Fond Mikhaila

Prokhorova]. URL: https://vk.com/doc14535375_4454 05745?hash=8dc060ac2b9ce68bcb (дата обращения = accessed 24.07.2020). (In Russ.).

Благотворительный фонд культурных инициатив. Годовой отчет 2016 года // Фонд Михаила Прохорова [(2016) Annual report 2016 of the Charitable Foundation for cultural initiatives. Fond Mikhaila Prokhorova]. URL: http://www.prokhorovfund.ru/ upload/iblock/3ef/3ef61b240353ccc7d23bdfe997202964. pdf (дата обращения = accessed 24.07.2020). (In Russ.).

Где искать детские книжные новинки в Иркутске? // Аргументы и Факты. 2017. № 18 [(2017) Where to look for novelties for children in Irkutsk? Argumenty i fakty 18]. URL: http://www.irk.aif.ru/culture/gde_ iskat_detskie_knizhnye_novinki_v_irkutske (дата обращения = accessed 24.07.2020). (In Russ.).

Де Донкер У Во многих случаях чтение спасает жизнь // Университетская книга. 2018. № 1. С. 8-13 [De Donker W (2018) In many cases, reading saves lives. Universitetskaya kniga 1: 8-13. (In Russ.)].

Детское книгоиздание: «ландшафт диковатый, но уже не пустыня» // Университетская книга. 2016. № 7. С. 32-37 [(2016) Children's book publishing: "the landscape is wild, but no longer a desert". Universitetskaya kniga 7: 32-37. (In Russ.)].

Дудова Л. В., Кутейникова Н. Е., Чудинова В. П. Литература для детей, подростков и юношества: проблемы книгоиздания и распространения : аналит. отчет. Москва, 2017. 73 с. [Dudova LV, Kuteinikova NE and Chudinova VP (2017) Literature for children, adolescents and youth: problems of publishing and distribution: analythic. rep. Moscow. (In Russ.)].

Иркутский международный книжный фестиваль. 2017 [(2017) Irkutsk International Book Festival]. URL: http://irkniga.ru/about (дата обращения = accessed 20.05.2020). (In Russ.).

История семейного бизнеса супругов Бархато-вых с Камчатки // Мойбизнес.рф. 2019 [(2019) History of the family business of the Barkhatovs from Kamchatka. Moibisness.rf]. URL: https^/мойбиз-нес.рф/novosti/news/istoriya-semeynogo-biznesa-suprugov-barkhatovykh-s-kamchatki (дата обращения = accessed 24.07.2020). (In Russ.).

Итоги XI Красноярской ярмарки книжной культуры. 2017 // Фонд Михаила Прохорова [(2017) Results of the XI Krasnoyarsk book culture fair. Fond Mikhaila Prokhorova]. URL: http: http://prokhorovfund.ru/ fund/news/3976/ (дата обращения = accessed 24.07.2020). (In Russ.).

Кандидаты по номинациям. Инициатива 2012/2013 // Книжная индустрия [Nomination candidates. Initiative 2012/2013. Knizhnaya industriya]. URL: http://www.bookind.ru/revizor/nominations.php (дата обращения = accessed 24.07.2020). (In Russ.).

Книга в мешке от перемен. Четвертый фестиваль новой детской литературы «Другие книги» 25-26 апреля 2020 г., онлайн // Другие книги. рф [(2020) Book in a bag of change. The Fourth festival of new children's literature "Other books" on April 25-26, 2020, online. Drugie knigi.rf]. URL: https://xn--c1aabfobbn1az7a.xn--p1ai/ (дата обращения = accessed 20.05.2020). (In Russ.).

Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой докл. / под ред. В. В. Григорьева ; Федер. агентство по печати и массовым коммуникациям. Москва, 2020. 100 с. [Grigoriev VV (ed.) (2020) Russian book market. State, trends and development prospects: branch rep. Moscow: Federal Agency for Press and Mass Communications. (In Russ.)].

Конкурс «Книга года: Сибирь - Евразия». 2020 // Книжная Сибирь [(2020) Competition "Book of the Year: Siberia - Eurasia". Knizhnaya Sibir']. URL: https://www.bibliosib.ru/prize (дата обращения = accessed 24.07.2020). (In Russ.). ш Концепция Национальной программы поддержки дет-^ ского и юношеского чтения в Российской Феде-

рации : утв. распоряжением Правительства Рос. ^ Федерации от 3 июня 2017 г., № 1155-р // Кодекс

О : электронный фонд правовой и нормативно-

О технической документации [Concept of the National

Program to support of children and youth reading in the Russian Federation" approved by the decree 68 of the RF government on June 3, 2017, no. 1155-R.

Kodeks: elektronnyi fond pravovoi i normativno-tekhnicheskoi dokumentatsii] URL: http://docs.cntd. ru/document/436739637/ (дата обращения = accessed 24.07.2020). (In Russ.).

КРЯКК. Детская программа. 2017 // Фонд Михаила Прохорова [(2017) KRYaKK. Children program. Fond Mikhaila Prokhorova]. URL: https://kryakk.ru.com/ (дата обращения = accessed 24.07.2020). (In Russ.).

Ли Ц. Издательское партнерство между Россией и Китаем в области детской литературы // Библиография и книговедение. 2018. № 1. С. 122-123 [Li Ts (2018) Publishing partnership between Russia and China in the field of children's literature. Bibliographiya i knigovedenie 1: 122-123. (In Russ.)].

Лизунова И. В. Книжное детство: вызовы современности: вебинары Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН. 2020 // ГПНТБ СО РАН [Lizunova IV (2020) Book childhood: modern challenges: webinars of the State Public Scientific Technical Library of the SB RAS. GPNTB SO RAN]. URL: http://www.spsl.nsc.ru/nauchnaya-rabota/vebinary/bibliosfera-novye-formaty/knizhnoe-detstvo-vyzovy-sovremennosti/ (дата обращения = accessed 24.07.2020). (In Russ.).

Лизунова И. В., Енгалычева Е. В. Издание детской литературы: российские тренды и региональная специфика // Гуманитарные науки в Сибири. 2016. Т. 23, № 3. С. 95-100 [Lizunova IV and Engalycheva EV (2016) Publication of children's literature: Russian trends and regional specificity. Gumanitarnye nauki v Sibiri 23(3): 95-100. (In Russ.)].

Однодневные литературные фестивали. Книги. Люди. Города [One-day literary festivals. Knigi. Lyudi. Goroda]. URL: https://bookfair.life/ (дата обраще-ния= accessed 20.10.2019). (In Russ.).

Первый Иркутский международный книжный фестиваль посетили 15 тысяч человек // Иркутск News. 23.05.2017 [(2017) The First Irkutsk International Book Festival was attended by 15 thousand people. Irkutsk News]. URL: http://irkutsk.news/novosti/2017-05-23/ 15653-pervyi-irkutskii-mezhdunarodnyi-knizhnyi-festival-posetili-15-tysjach-chelovek.html (дата обращения = accessed 24.07.2020). (In Russ.).

Праздник чтения «День Ч» впервые пройдет в Иркутске. 2018 // Baikal Info [(2018) Reading holiday "Day Ch" will be held for the first time in Irkutsk. Baikal Info]. URL: http://baikal-info.ru/prazdnik-chteniya-den-ch-vpervye-proydyot-v-irkutske (дата обращения = accessed 24.07.2020). (In Russ.).

Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2017 N 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» // Гражданское законодательство [Order of the Government of the Russian Federation of 03.06.2017 № 1155-r "On Approval of the Concept of the Program to Support Children and Youth Reading in the Russian Federation". Grazhdanskoe zakonodatel'stvo]. URL: https://lawnotes. ru/pravitelstvo/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-

ot-03.06.2017-N-1155-r/ (дата обращения = accessed 24.07.2020). (In Russ.).

Рынок детской книги. Динамика. Инвестиции. Основные тренды // Книжная индустрия. 2016. № 3. С. 50-57 [(2016) Children's book market. Dynamics. Investments. Main trends. Knizhnaya industriya 3: 50-57. (In Russ.)].

Фестиваль «Другие книги»: профессиональная программа // Timepad. Другие книги [(2020) Festival "Other books": professional program. Timepad. Drugie knigi]. URL: https://drugieknigi.timepad. ru/event/1265160/ (дата обращения = accessed 24.08.2020). (In Russ.).

Фонд Олега Дерипаски организует первый Иркутский международный книжный фестиваль. 2017

// Pro books.ru [(2017) Oleg Deripaska Foundation organizes the First Irkutsk International Book Festival. Pro books.ru]. URL: http://pro-books.ru/news/3/ 19092#ixzz6UaiORgc6 (дата обращения = accessed 20.05.2020). (In Russ.).

Хобби-маркет «Креатив»: чтобы дети были умными и развитыми! 2013 // Новая Бурятия [(2013) Hobby-market "Creative": so that children are smart and developed! Novaya Buryatiya]. URL: http://www. newbur.ru/articles/14929 (дата обращения = accessed 24.07.2020). (In Russ.).

Milliot J (2014) Children's books: a shifting market. Publisher Weekly 61(8): 15-17.

<

CL >

I— _Q

£

cc <

X

*

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.