Научная статья на тему 'Книжная культура в прокрутовом ложе социокультурого'

Книжная культура в прокрутовом ложе социокультурого Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
189
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА / ГАЗЕТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клейменова О. К.

Актуальность исследования настоящей статьи непосредственно связана с возрастающим интересом современной психологии, лингвистики, истории, теории коммуникации к понятию самовоспроизводства культуры. Аспект анализа самовоспроизводства культуры непосредственно как книжной культуры, с помощью которой происходит передача социокультурного опыта раскрывается автором статьи с привлечением некоторых исторических фактов и культурологического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Книжная культура в прокрутовом ложе социокультурого»

УДК 008

Клейменова О. К.

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА В ПРОКРУТОВОМ ЛОЖЕ СОЦИОКУЛЬТУРОГО ОПЫТА

Клейменова Ольга Константиновна, канд. Искусствоведения, преподаватель кафедры киноведения сценарно-киноведческого ф-та ВГИК.

Аннотация. Актуальность исследования настоящей статьи непосредственно связана с возрастающим интересом современной психологии, лингвистики, истории, теории коммуникации к понятию самовоспроизводства культуры. Аспект анализа самовоспроизводства культуры непосредственно как книжной культуры, с помощью которой происходит передача социокультурного опыта раскрывается автором статьи с привлечением некоторых исторических фактов и культурологического анализа.

Ключевые слова. Книжная культура, газеты, социокультурный процесс, коммуникация, социум.

Прокрутово ложе социокультурного опыта определяет бытование книжной культуры подобно древнему мифу. Книжная культура оказывается «вынужденной» развиваться и реализовываться в определенных рамках, обусловливаясь и обусловливая социокультурным опытом. Все это и определяет актуальность статьи, которая непосредственно связана с возрастающим интересом современной психологии, лингвистики, истории, теории коммуникации к понятию самовоспроизводства культуры. Подобная популярность этого понятия диктует необходимость его целостного осмысления, которое возможно только в рамках культурологического исследования. Процесс самовоспроизводства культуры, безусловно, должен быть рассмотрен на примере анализа индустриальной неокультурной книжности как своего рода трансляции культуры. Процесс самовоспроизводства культуры, безусловно, должен быть рассмотрен на примере анализа индустриальной неокультурной книжности как своего рода трансляции культуры. Данный аспект исследования ранее расматривался в работах некоторых современных ученых, в том числе, в исследовании А.В.Соколова «Общая теория социальной коммуникации», однако в обозначенном нами аспекте следует остановиться на ряде положений, важных для современной культуры.

Ни для кого ни секрет, что XIX век - время Ни для кого ни секрет, что XIX век - время торжества капитализма в Западной Европе, которое сопровождалось следующими тремя важными для социальной коммуникации явлениями:

1) благодаря быстрой индустриализации материального производства, резко увеличились производственные мощности и производительность труда;

2) произошло становление наций - многомиллионнных полиэтнических сообществ, нуждающихся в средствах консолидации;

3) возрасли образованность и просвещенность городского населения, предъявляющего растущий спрос на культурные развлечения, знания информацию.

Безусловно, войны и революции XX века превратили средства массовой коммуникации в средство управления народными массами. На этом экономическом, социально-культурном, политическом фоне в Западной Европе и в России происходило формирование индустриальной общественной коммуникационной системы, которая создает предпосылки для становления грядущей мультимедийной ОКС информационного общества.

В данной связи, вместе со специалистами в данной области, в том числе, Соколовым А. В., отметим следующие характерные особенности промышленной или индустриальной книжной культуры, господствовавшей в XIX -1 половине XX века:

В первой половине XIX века произошла, так называемая, промышленная революция в полиграфии. Книгопечатание включает три полиграфических процесса: изготовление печатной формы, тираж, брошюровочно-переплетные работы. Мануфактурная типография базируется на ручном труде. Индустриальное производство основано на механизации полиграфических процессов. 1

В начале XIX века (1803 г.) первую печатную машину, именно машину, а не станок, сконструировал известный западный мастер Фридрих Кёниг (1774-1833), в 1814 году ее использовали в Англии, где он тогда жил, для печатания газеты «Тайме», позднее, в 1817г. Кёниг вернулся на родину в Германию, где основал фабрику печатных машин.

Первая русская печатная машина, построенная в 1829 г., была установлена в редакции газеты «Северная пчела».

В 1830-х годах в Америке появились тигельные машины, специально приспособленные для печати бланков, обложек, иллюстраций.

В 1860 г. Вильям Буллок построил ротационную машину, печатающую на обеих сторонах бумажного полотна и особенно удобную для выпуска газет, в 1866 г. эту машину снабдили резальными и фальцевальными аппаратами, в 1884 г. в США была изобретена строкоотливная наборная машина, названная линотип, а в 1897 г. появилась буквоотливная наборная машина -монотип, облегчившая корректуру и верстку, одним словом, в XIX веке в Америке бурными темпами развивалось полиграфическое машиностроение - основа индустриального книгопечатания.

Параллельно шло техническое перевооружение бумагоделательного производства. В 1799 г. француз Луи Робер построил первую бумагоделательную машину; в 60-е годы научились делать качественную бумагу из древесины, что значительно удешевило производство и расширило его масштабы, появилась еще одна отрасль промышленности - целлюлозно-бумажная.

Таким образом, в первой половине XIX века сложились определенные материально-технические возможности для интенсификации книжного производства. Стремительно возрастает выпуск книг. Например, в Англии в начале века выпускалось около 300 названий книг в год; 1828 г. - 1242 книги; 1857 г. - 5218 книг; 1897 г. - 7516 книг; 1914 г. - 11537 книг (рост за столетие в 35 раз). В США темпы еще выше: там выпуск книг возрос со 120 названий в 1823 году до 13470 названий в 1910 году, т. е. более, чем в 100 раз.1

Как всегда, вопрос о техническом развитии нашей страны стоит отдельно. В России динамика книгопечатания имела следующий вид: начало книгопечатания - 1550-е гг., когда бьшо отпечатано несколько книг в так называемой «анонимной московской типографии»; в 1564 г. - выход в свет первой датированной книги - «Апостол» Ивана Федорова (ок. 1510 - 1583), русского и украинского первопечатника. В XVI веке в Москве было отпечатано около 15 книг.

Позднее, в XVII веке было выпущено более 500 книг, в том числе светские сочинения С. Полоцкого, «Соборное уложение» (1649), «Учение и хитрость ратного строения», «Три чина присяг» и др. Причем продолжалось интенсивное рукописание книг, особенно книг с красочными иллюстрациями; старообрядцы вообще не признавали типографские издания священными. По сути дела до 1708 г., когда был введен гражданский шрифт, русская коммуникационная культура находилась в состоянии палеокулътурной книжности.

Все это позволяет нам сказать, что мануфактурная неокультурная книжность началась в России с Петра I и характеризовалась следующими статистическими данными: 1698 - 1725 — около 600 изданий, 1726 - 1740 — 175 изданий, 1741 - 1760 — 620 изданий, 1760 - 1800 — 7860 изданий, 1801 - 1855 — 35000 изданий.1

Интересно, что всего в XVIII веке было опубликовано около 10 тысяч сочинений гражданской печати, из которых более трети составляли произведения изящной словесности и еще треть -научная светская литература. В первой половине XIX века издавалось порядка 250 названий ежегодно в 1801-1815 гг. и более 1000 в 1836-1855 гг. Причем отставание от «мастерской мира», бурно капитализирующейся Великобритании, составляло 5 раз, зато Североамериканские Соединенные штаты Россия опережала в 2 раза.

Впоследствии произошло следующее: индустриальная неокультурная книжность утвердилась в России с Александровскими реформами. Благодаря использованию полиграфической техники, ежегодный выпуск книжной продукции в России нарастал: с 1500 названий в 1856-1860 гг. до 12 тысяч названий в 1896-1900 гг. В целом во II половине XIX века было опубликовано 250 тысяч книг. В 1906-1915 гг. после смягчения цензурных ограничений ежегодный выпуск книг увеличился с 24 тысяч до 34 тысяч в год.

В настоящий момент известны порядка 20 частных издательств, выпускавших около 100 названий ежегодно, в их числе - издательство И. Д. Сытина - более 800 книг и издательство «Посредник» -270 книг. По числам названий и тиражам в то время Россия заняла первое место в мире. С 1814 г. по 1913 г. выпуск книг в России увеличился с 234 до 34 тысяч названий, в 1901-1916 гг. вышло в свет 383 тысячи изданий.1

При этом не следует забывать, что Советский Союз всегда сохранял статус мирового лидера книжного производства. В 1918-1930 гг. было издано около 200 тысяч книг; 1931-1940 - 760 тысяч; 1941-1953 - 350 тысяч книг. С 1960 года в СССР ежегодно стабильно издавалось около 80 тысяч книг и брошюр; максимальное значение - 84 тысячи в 1985 году. Всего за 1918-1988 гг. советские издательства выпустили в свет 3,9 млн. печатных единиц общим тиражом 70,6 млрд.

экз.1

Интересно, что в 1988 г. в фондах государственных библиотек насчитывалось около 6 млрд. единиц хранения, много книг утрачено во время войн, революций, стихийных бедствий, но общие данные позволяют сказать, что совокупный фонд личных библиотек советских людей поистине колоссален. В дальнейшем все эти процессы привели к тому, что стали развиваться сопутствующие книгам издания. Мощности машинного полиграфического и бумажного производства позволили, наряду с расширением книгоиздания, обеспечить невиданный рост журнально-газетной продукции. Благодаря этим мощностям произошла бифуркация: выделение из книжного коммуникационного канала прессы - нового, нетрадиционного коммуникационного канала.

Традиционно известно, что пресса - первый из каналов массовой коммуникации, к которому в XX веке присоединятся кино, радио, телевидение, причем на базе вновь открытого канала быстро формируется новый социально-коммуникационный институт - институт журналистики, который появляется в третьем поколении книжности, являясь производным от традиционного для книжной культуры социального института «литература». Правда, стоит отметить, что периодические издания появились отнюдь не в XIX веке, как это принято считать, а намного раньше. Однако данный предмет научных разногласий не входит в предмет анализа настоящего параграфа, мы лишь намечаем возможные спорные точки и указываем на их наличие.

Известно, что когда в 1493 г. в Риме было опубликовано письмо Колумба об открытии западного пути в Индию, оно сразу же было распространено по другим городам Европы, такие рукописные «новости» покупались за мелкую монету «газету», поэтому за ними закрепилось имя «газета». Непосредственно печатные газеты появились в начале XVII века сначала в Германии (Zeitung -1609), затем в Англии (Weekly News - 1622), во Франции (La Gasette - 1631). Газеты были рассчитаны непосредственно на купцов и богатых горожан; они содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях. Французская «La Gasette», созданная при участии Ришелье, публиковала политические новости.1 Научно подтверждено, что с начала XVIII в. в Германии, Англии, Франции стали выходить ежедневные газеты, которые готовились профессионалами-газетчиками. Их влияние особенно возросло во время Великой французской революции. Отметим также, что подобный стремительный рост газетного бизнеса характерен для США. Начиная с 1850 года здесь действовал «закон удвоения», при котором за каждое десятилетие количество выходящих в стране газет удваивалось: если в 1850 г их выходило 2521, то в 1860 - 4051, в 1870 -5871, в 1880 - 10132, в 1890 - 18536. Аналогично росли тиражи в 1850 г. разовый тираж всех газет был 5,1 миллиона, в 1860 - 13,7 млн., в 1870 - 20,8 млн., в 1880 - 31,8 млн., в 1890 - 69,1 млн., в 1900-113,3 млн. Рассматривая эволюцию неокультурной книжности, следует отметить, что в журналистике США еще в первой половине XIX в. обозначились два направления:

1) повествовательная журналистика, преследовавшая познавательные, эстетические, художественные и воспитательные цели, предлагая своим читателям факты, их осмысление и оценку;

2) информационная журналистика, видевшая назначение газеты в том, чтобы дать оперативное, полное и объективное сообщение о тех или иных реальных фактах, предоставляя их осмысление читателям.

При этом, в течение XIX века повествовательное направление преобразовалось в «желтую» прессу, ориентированную на невзыскательные вкусы малообразованной массы. Информационная журналистика обращалась к солидной и образованной публике, предлагая ей правдивую и этически выдержанную картину реальной жизни.

Однако, если мы оглянемся на то, как развивались подобные процессы ранее, то обнаружим следующее: если в Средние века местом обмена информации между жителями прихода была церковь, то с XIX века источником новостей сделалась газета. Коммуникантами, формирующими общественное мнение, стали не проповедники и ораторы, а редакции газет и журналов. Читающая публика оказалась более атомизирована и индивидуализирована, чем слушающая аудитория; отсюда произошло последующее ослабление микрокоммуникации и усиление массовой мидикоммуникации.1

При этом стоит упомянуть, что постулируемый современными СМИ миф об отсталой в культурном развитии России совершенно не соответствует действительности. Мы приводим настоящие данные именно для того, чтобы показать, каковы были и есть особенности индустриальной неокультурной книжности как трансляции культуры, а также,

в дальнейшем нашем исследовании рассмотреть традиции и особенности в этой области нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.