Научная статья на тему 'Книжная культура в прокрустовом ложе социокультурого опыта'

Книжная культура в прокрустовом ложе социокультурого опыта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
121
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА / ГАЗЕТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИУМ / BOOK CULTURE / NEWSPAPERS / SOCIOCULTURAL PROCESS / COMMUNICATION / SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клейменова Ольга Константиновна

Актуальность исследования настоящей статьи непосредственно связана с возрастающим интересом современной психологии, лингвистики, истории, теории коммуникации к понятию самовоспроизводства культуры. Аспект анализа самовоспроизводства культуры непосредственно как книжной культуры, с помощью которой происходит передача социокультурного опыта, раскрывается автором статьи с привлечением некоторых исторических фактов и культурологического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOOK CULTURE IN PROCRUSTIC AREA OF SOCIOCULTURAL EXPERIENCE

The actuality of the research of the article is linked with rising interest of modern psychology, linguistics, history, theory of communication to the notion of self-production of culture. The author reveals the aspect of self-production analysis of culture as book culture, with the help of which the transfer of sociocultural experience takes place, with the use of historical facts and culturological analysis.

Текст научной работы на тему «Книжная культура в прокрустовом ложе социокультурого опыта»

УДК 008

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА В ПРОКРУСТОВОМ ЛОЖЕ СОЦИОКУЛЬТУРОГО ОПЫТА

© Ольга Константиновна Клейменова

Всероссийский государственный институт кинематографии, г. Москва, Россия, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры киноведения сценарно-киноведческого факультета, e-mail: [email protected]

Актуальность исследования настоящей статьи непосредственно связана с возрастающим интересом современной психологии, лингвистики, истории, теории коммуникации к понятию самовоспроиз-водства культуры. Аспект анализа самовоспроизводства культуры непосредственно как книжной культуры, с помощью которой происходит передача социокультурного опыта, раскрывается автором статьи с привлечением некоторых исторических фактов и культурологического анализа.

Ключевые слова: книжная культура; газеты; социокультурный процесс; коммуникация; социум.

Прокрустово ложе социокультурного опыта определяет бытование книжной культуры подобно древнему мифу. Книжная культура оказывается «вынужденной» развиваться и реализовываться в определенных рамках, обусловливаясь и обусловливая социокультурный опыт. Все это и определяет актуальность статьи, которая непосредственно связана с возрастающим интересом современной психологии, лингвистики, истории, теории коммуникации к понятию само-воспроизводства культуры. Подобная популярность этого понятия диктует необходимость его целостного осмысления, которое возможно только в рамках культурологического исследования.

Процесс самовоспроизводства культуры, безусловно, должен быть рассмотрен на примере анализа индустриальной неокуль-турной книжности как своего рода трансляции культуры. Данный аспект исследования ранее рассматривался в работах некоторых современных ученых, в т. ч. в исследовании А.В. Соколова «Общая теория социальной коммуникации», однако в обозначенном нами аспекте следует остановиться на ряде положений, важных для современной культуры.

Ни для кого ни секрет, что XIX век -время торжества капитализма в Западной Европе, которое сопровождалось следующими тремя важными для социальной коммуникации явлениями:

1) благодаря быстрой индустриализации материального производства резко увеличились производственные мощности и производительность труда;

2) произошло становление наций - многомиллионных полиэтнических сообществ, нуждающихся в средствах консолидации;

3) возросли образованность и просвещенность городского населения, предъявляющего растущий спрос на культурные развлечения, знания, информацию.

Безусловно, войны и революции XX в. превратили средства массовой коммуникации в средство управления народными массами. На этом экономическом, социальнокультурном, политическом фоне в Западной Европе и в России происходило формирование индустриальной общественной коммуникационной системы, которая создает предпосылки для становления грядущей мультимедийной ОКС информационного общества.

В данной связи вместе со специалистами в данной области, в т. ч. А.В. Соколовым, отметим следующие характерные особенности промышленной или индустриальной книжной культуры, господствовавшей

в XIX - первой половине XX в. [1].

1. В первой половине XIX в. произошла т. н. промышленная революция в полиграфии. Книгопечатание включает три полиграфических процесса: изготовление печатной формы, тираж, брошюровочно-переплетные работы. Мануфактурная типография базируется на ручном труде. Индустриальное производство основано на механизации полиграфических процессов.

2. В начале XIX в. (1803 г.) первую печатную машину, именно машину, а не станок, сконструировал известный западный мастер Фридрих Кениг (1774-1833), в 1814 г. ее использовали в Англии, где он тогда жил, для печатания газеты «Таймс», позднее, в

1817 г. Кениг вернулся на родину в Германию, где основал фабрику печатных машин.

3. Первая русская печатная машина, построенная в 1829 г., была установлена в редакции газеты «Северная пчела».

4. В 1830-х гг. в Америке появились тигельные машины, специально приспособленные для печати бланков, обложек, иллюстраций.

5. В 1860 г. Вильям Буллок построил ротационную машину, печатающую на обеих сторонах бумажного полотна и особенно удобную для выпуска газет, в 1866 г. эту машину снабдили резальными и фальцевальными аппаратами, в 1884 г. в США была изобретена строкоотливная наборная машина, названная линотип, а в 1897 г. появилась буквоотливная наборная машина - монотип, облегчившая корректуру и верстку, одним словом, в XIX в. в Америке бурными темпами развивалось полиграфическое машиностроение - основа индустриального книгопечатания.

6. Параллельно шло техническое перевооружение бумагоделательного производства. В 1799 г. француз Луи Робер построил первую бумагоделательную машину; в 1960-е гг. научились делать качественную бумагу из древесины, что значительно удешевило производство и расширило его масштабы, появилась еще одна отрасль промышленности - целлюлозно-бумажная.

Таким образом, в первой половине XIX в. сложились определенные материально-технические возможности для интенсификации книжного производства. Стремительно возрастает выпуск книг. Например, в Англии в начале века выпускалось около 300 названий книг в год; 1828 г. - 1242 книги; 1857 г. -5218 книг; 1897 г. - 7516 книг; 1914 г. -11537 книг (рост за столетие в 35 раз). В США темпы еще выше: там выпуск книг возрос со 120 названий в 1823 г. до 13470 названий в 1910 г., т. е. более, чем в 100 раз [2].

Как всегда, вопрос о техническом развитии нашей страны стоит отдельно. В России динамика книгопечатания имела следующий вид: начало книгопечатания - 1550-е гг., когда было отпечатано несколько книг в т. н. «анонимной московской типографии»; в 1564 г. - выход в свет первой датированной книги «Апостол» Ивана Федорова (ок. 15101583), русского и украинского первопечат-

ника. В XVI в. в Москве было отпечатано около 15 книг.

Позднее, в XVII в. было выпущено более 500 книг, в т. ч. светские сочинения С. Полоцкого, «Соборное уложение» (1649), «Учение и хитрость ратного строения», «Три чина присяг» и др. Причем продолжалось интенсивное рукописание книг, особенно книг с красочными иллюстрациями; старообрядцы вообще не признавали типографские издания священными. По сути дела, до 1708 г., когда был введен гражданский шрифт, русская коммуникационная культура находилась в состоянии палеокультурной книжности.

Все это позволяет нам сказать, что мануфактурная неокультурная книжность началась в России с Петра I и характеризовалась следующими статистическими данными: 1698-1725 - около 600 изданий, 1726-1740 -175 изданий, 1741-1760 - 620 изданий, 17601800 - 7860 изданий, 1801-1855 - 35000 изданий [2, с. 92].

Интересно, что всего в XVIII в. было опубликовано около 10 тыс. сочинений гражданской печати, из которых более трети составляли произведения изящной словесности и еще треть - научная светская литература. В первой половине XIX в. издавалось порядка 250 названий ежегодно в 1801-1815 гг. и более 1000 в 1836-1855 гг. Причем отставание от «мастерской мира», бурно капитализирующейся Великобритании, составляло

5 раз, зато Северо-американские Соединенные Штаты Россия опережала в 2 раза.

Впоследствии произошло следующее: индустриальная неокультурная книжность утвердилась в России с реформами Александра II. Благодаря использованию полиграфической техники ежегодный выпуск книжной продукции в России нарастал: с 1500 названий в 1856-1860 гг. до 12 тыс. названий в 1896-1900 гг. В целом во второй половине XIX в. было опубликовано 250 тыс. книг. В 1906-1915 гг. после смягчения цензурных ограничений ежегодный выпуск книг увеличился с 24 до 34 тыс. в год.

В настоящий момент известны порядка 20 частных издательств, выпускавших около 100 названий ежегодно, в их числе издательство И.Д. Сытина, более 800 книг, и издательство «Посредник» - 270 книг. По числам названий и тиражам в то время Россия занимала первое место в мире. С 1814 г. по 1913 г. вы-

пуск книг в России увеличился с 234 до 34 тыс. названий, в 1901-1916 гг. вышло в свет 383 тыс. изданий [2, с. 92].

При этом не следует забывать, что Советский Союз всегда сохранял статус мирового лидера книжного производства. В 19181930 гг. было издано около 200 тыс. книг; 1931-1940 - 760 тыс.; 1941-1953 - 350 тыс. книг. С 1960 г. в СССР ежегодно стабильно издавалось около 80 тыс. книг и брошюр; максимальное значение - 84 тыс. в 1985 г. Всего за 1918-1988 гг. советские издательства выпустили в свет 3,9 млн печатных единиц общим тиражом 70,6 млрд экз. [2, с. 87].

Интересно, что в 1988 г. в фондах государственных библиотек насчитывалось около

6 млрд единиц хранения, много книг утрачено во время войн, революций, стихийных бедствий, но общие данные позволяют сказать, что совокупный фонд личных библиотек советских людей поистине колоссален. В дальнейшем все эти процессы привели к тому, что стали развиваться сопутствующие книгам издания. Мощности машинного полиграфического и бумажного производства позволили, наряду с расширением книгоиздания, обеспечить невиданный рост журнально-газетной продукции. Благодаря этим мощностям произошла бифуркация: выделение из книжного коммуникационного канала прессы нового, нетрадиционного коммуникационного канала.

Традиционно известно, что пресса - первый из каналов массовой коммуникации, к которому в XX в. присоединятся кино, радио, телевидение, причем на базе вновь открытого канала быстро формируется новый социально-коммуникационный институт - институт журналистики, который появляется в третьем поколении книжности, являясь производным от традиционного для книжной культуры социального института «литература». Правда, стоит отметить, что периодические издания появились отнюдь не в XIX в., как это принято считать, а намного раньше. Однако данный предмет научных разногласий не входит в предмет анализа настоящего параграфа, мы лишь намечаем возможные спорные точки и указываем на их наличие.

Известно, что когда в 1493 г. в Риме было опубликовано письмо Колумба об открытии западного пути в Индию, оно сразу же было распространено по другим городам Ев-

ропы, такие рукописные «новости» покупались за мелкую монету «газету», поэтому за ними закрепилось имя «газета». Непосредственно печатные газеты появились в начале

XVII в. сначала в Германии (Zeitung - 1609), затем в Англии (Weekly News - 1622), во Франции (La Gasette - 1631). Газеты были рассчитаны непосредственно на купцов и богатых горожан; они содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях. Французская «La Gasette», созданная при участии Ришелье, публиковала политические новости [3].

Научно подтверждено, что с начала

XVIII в. в Германии, Англии, Франции стали выходить ежедневные газеты, которые готовились профессионалами-газетчиками. Их влияние особенно возросло во время Великой французской революции. Отметим также, что подобный стремительный рост газетного бизнеса характерен для США. Начиная с 1850 г. здесь действовал «закон удвоения», при котором за каждое десятилетие количество выходящих в стране газет удваивалось: если в 1850 г. их выходило 2521, то в 1860 -4051, в 1870 - 5871, в 1880 - 10132, в 1890 -18536. Аналогично росли тиражи: в 1850 г. разовый тираж всех газет был 5,1 млн, в 1860 -13,7 млн, в 1870 - 20,8 млн, в 1880 - 31,8 млн, в 1890 - 69,1 млн, в 1900 - 113,3 млн.

Рассматривая эволюцию неокультурной книжности, следует отметить, что в журналистике США еще в первой половине XIX в. обозначились два направления:

1) повествовательная журналистика, преследовавшая познавательные, эстетические, художественные и воспитательные цели, предлагая своим читателям факты, их осмысление и оценку;

2) информационная журналистика, видевшая назначение газеты в том, чтобы дать оперативное, полное и объективное сообщение о тех или иных реальных фактах, предоставляя их осмысление читателям.

При этом в течение XIX в. повествовательное направление преобразовалось в «желтую» прессу, ориентированную на невзыскательные вкусы малообразованной массы. Информационная журналистика обращалась к солидной и образованной публике, предлагая ей правдивую и этически выдержанную картину реальной жизни.

Однако если мы оглянемся на то, как развивались подобные процессы ранее, то обнаружим следующее: если в средние века местом обмена информации между жителями прихода была церковь, то с XIX в. источником новостей сделалась газета. Коммуникантами, формирующими общественное мнение, стали не проповедники и ораторы, а редакции газет и журналов. Читающая публика оказалась более атомизирована и индивидуализирована, чем слушающая аудитория; отсюда произошло последующее ослабление микрокоммуникации и усиление массовой мидикоммуникации [3].

При этом стоит упомянуть, что постулируемый современными СМИ миф об отсталой в культурном развитии России совершенно не соответствует действительности.

Мы приводим настоящие данные именно для того, чтобы показать, каковы были и есть особенности индустриальной неокультурной книжности как трансляции культуры, а также, в дальнейшем нашем исследовании, рассмотреть традиции и особенности в этой области нашей страны.

1. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002.

2. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., 1988. С. 91.

3. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. М., 1983.

С. 78.

Поступила в редакцию 25.08.2010 г.

UDC 008

BOOK CULTURE IN PROCRUSTIC AREA OF SOCIOCULTURAL EXPERIENCE

Olga Konstantinovna Kleymenova, All-Russian State of Cinematography, Moscow, Russia, Candidate of Art Criticism, Lecturer of Motion Picture Aesthetics of Script and Cinema Faculty, e-mail: [email protected]

The actuality of the research of the article is linked with rising interest of modern psychology, linguistics, history, theory of communication to the notion of self-production of culture. The author reveals the aspect of self-production analysis of culture as book culture, with the help of which the transfer of sociocultural experience takes place, with the use of historical facts and culturological analysis.

Key words: book culture; newspapers; sociocultural process; communication; society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.