УДК 008
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА В ПРОКРУСТОВОМ ЛОЖЕ СОЦИОКУЛЬТУРОГО ОПЫТА
© Ольга Константиновна Клейменова
Всероссийский государственный институт кинематографии, г. Москва, Россия, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры киноведения сценарно-киноведческого факультета, e-mail: [email protected]
Актуальность исследования настоящей статьи непосредственно связана с возрастающим интересом современной психологии, лингвистики, истории, теории коммуникации к понятию самовоспроиз-водства культуры. Аспект анализа самовоспроизводства культуры непосредственно как книжной культуры, с помощью которой происходит передача социокультурного опыта, раскрывается автором статьи с привлечением некоторых исторических фактов и культурологического анализа.
Ключевые слова: книжная культура; газеты; социокультурный процесс; коммуникация; социум.
Прокрустово ложе социокультурного опыта определяет бытование книжной культуры подобно древнему мифу. Книжная культура оказывается «вынужденной» развиваться и реализовываться в определенных рамках, обусловливаясь и обусловливая социокультурный опыт. Все это и определяет актуальность статьи, которая непосредственно связана с возрастающим интересом современной психологии, лингвистики, истории, теории коммуникации к понятию само-воспроизводства культуры. Подобная популярность этого понятия диктует необходимость его целостного осмысления, которое возможно только в рамках культурологического исследования.
Процесс самовоспроизводства культуры, безусловно, должен быть рассмотрен на примере анализа индустриальной неокуль-турной книжности как своего рода трансляции культуры. Данный аспект исследования ранее рассматривался в работах некоторых современных ученых, в т. ч. в исследовании А.В. Соколова «Общая теория социальной коммуникации», однако в обозначенном нами аспекте следует остановиться на ряде положений, важных для современной культуры.
Ни для кого ни секрет, что XIX век -время торжества капитализма в Западной Европе, которое сопровождалось следующими тремя важными для социальной коммуникации явлениями:
1) благодаря быстрой индустриализации материального производства резко увеличились производственные мощности и производительность труда;
2) произошло становление наций - многомиллионных полиэтнических сообществ, нуждающихся в средствах консолидации;
3) возросли образованность и просвещенность городского населения, предъявляющего растущий спрос на культурные развлечения, знания, информацию.
Безусловно, войны и революции XX в. превратили средства массовой коммуникации в средство управления народными массами. На этом экономическом, социальнокультурном, политическом фоне в Западной Европе и в России происходило формирование индустриальной общественной коммуникационной системы, которая создает предпосылки для становления грядущей мультимедийной ОКС информационного общества.
В данной связи вместе со специалистами в данной области, в т. ч. А.В. Соколовым, отметим следующие характерные особенности промышленной или индустриальной книжной культуры, господствовавшей
в XIX - первой половине XX в. [1].
1. В первой половине XIX в. произошла т. н. промышленная революция в полиграфии. Книгопечатание включает три полиграфических процесса: изготовление печатной формы, тираж, брошюровочно-переплетные работы. Мануфактурная типография базируется на ручном труде. Индустриальное производство основано на механизации полиграфических процессов.
2. В начале XIX в. (1803 г.) первую печатную машину, именно машину, а не станок, сконструировал известный западный мастер Фридрих Кениг (1774-1833), в 1814 г. ее использовали в Англии, где он тогда жил, для печатания газеты «Таймс», позднее, в
1817 г. Кениг вернулся на родину в Германию, где основал фабрику печатных машин.
3. Первая русская печатная машина, построенная в 1829 г., была установлена в редакции газеты «Северная пчела».
4. В 1830-х гг. в Америке появились тигельные машины, специально приспособленные для печати бланков, обложек, иллюстраций.
5. В 1860 г. Вильям Буллок построил ротационную машину, печатающую на обеих сторонах бумажного полотна и особенно удобную для выпуска газет, в 1866 г. эту машину снабдили резальными и фальцевальными аппаратами, в 1884 г. в США была изобретена строкоотливная наборная машина, названная линотип, а в 1897 г. появилась буквоотливная наборная машина - монотип, облегчившая корректуру и верстку, одним словом, в XIX в. в Америке бурными темпами развивалось полиграфическое машиностроение - основа индустриального книгопечатания.
6. Параллельно шло техническое перевооружение бумагоделательного производства. В 1799 г. француз Луи Робер построил первую бумагоделательную машину; в 1960-е гг. научились делать качественную бумагу из древесины, что значительно удешевило производство и расширило его масштабы, появилась еще одна отрасль промышленности - целлюлозно-бумажная.
Таким образом, в первой половине XIX в. сложились определенные материально-технические возможности для интенсификации книжного производства. Стремительно возрастает выпуск книг. Например, в Англии в начале века выпускалось около 300 названий книг в год; 1828 г. - 1242 книги; 1857 г. -5218 книг; 1897 г. - 7516 книг; 1914 г. -11537 книг (рост за столетие в 35 раз). В США темпы еще выше: там выпуск книг возрос со 120 названий в 1823 г. до 13470 названий в 1910 г., т. е. более, чем в 100 раз [2].
Как всегда, вопрос о техническом развитии нашей страны стоит отдельно. В России динамика книгопечатания имела следующий вид: начало книгопечатания - 1550-е гг., когда было отпечатано несколько книг в т. н. «анонимной московской типографии»; в 1564 г. - выход в свет первой датированной книги «Апостол» Ивана Федорова (ок. 15101583), русского и украинского первопечат-
ника. В XVI в. в Москве было отпечатано около 15 книг.
Позднее, в XVII в. было выпущено более 500 книг, в т. ч. светские сочинения С. Полоцкого, «Соборное уложение» (1649), «Учение и хитрость ратного строения», «Три чина присяг» и др. Причем продолжалось интенсивное рукописание книг, особенно книг с красочными иллюстрациями; старообрядцы вообще не признавали типографские издания священными. По сути дела, до 1708 г., когда был введен гражданский шрифт, русская коммуникационная культура находилась в состоянии палеокультурной книжности.
Все это позволяет нам сказать, что мануфактурная неокультурная книжность началась в России с Петра I и характеризовалась следующими статистическими данными: 1698-1725 - около 600 изданий, 1726-1740 -175 изданий, 1741-1760 - 620 изданий, 17601800 - 7860 изданий, 1801-1855 - 35000 изданий [2, с. 92].
Интересно, что всего в XVIII в. было опубликовано около 10 тыс. сочинений гражданской печати, из которых более трети составляли произведения изящной словесности и еще треть - научная светская литература. В первой половине XIX в. издавалось порядка 250 названий ежегодно в 1801-1815 гг. и более 1000 в 1836-1855 гг. Причем отставание от «мастерской мира», бурно капитализирующейся Великобритании, составляло
5 раз, зато Северо-американские Соединенные Штаты Россия опережала в 2 раза.
Впоследствии произошло следующее: индустриальная неокультурная книжность утвердилась в России с реформами Александра II. Благодаря использованию полиграфической техники ежегодный выпуск книжной продукции в России нарастал: с 1500 названий в 1856-1860 гг. до 12 тыс. названий в 1896-1900 гг. В целом во второй половине XIX в. было опубликовано 250 тыс. книг. В 1906-1915 гг. после смягчения цензурных ограничений ежегодный выпуск книг увеличился с 24 до 34 тыс. в год.
В настоящий момент известны порядка 20 частных издательств, выпускавших около 100 названий ежегодно, в их числе издательство И.Д. Сытина, более 800 книг, и издательство «Посредник» - 270 книг. По числам названий и тиражам в то время Россия занимала первое место в мире. С 1814 г. по 1913 г. вы-
пуск книг в России увеличился с 234 до 34 тыс. названий, в 1901-1916 гг. вышло в свет 383 тыс. изданий [2, с. 92].
При этом не следует забывать, что Советский Союз всегда сохранял статус мирового лидера книжного производства. В 19181930 гг. было издано около 200 тыс. книг; 1931-1940 - 760 тыс.; 1941-1953 - 350 тыс. книг. С 1960 г. в СССР ежегодно стабильно издавалось около 80 тыс. книг и брошюр; максимальное значение - 84 тыс. в 1985 г. Всего за 1918-1988 гг. советские издательства выпустили в свет 3,9 млн печатных единиц общим тиражом 70,6 млрд экз. [2, с. 87].
Интересно, что в 1988 г. в фондах государственных библиотек насчитывалось около
6 млрд единиц хранения, много книг утрачено во время войн, революций, стихийных бедствий, но общие данные позволяют сказать, что совокупный фонд личных библиотек советских людей поистине колоссален. В дальнейшем все эти процессы привели к тому, что стали развиваться сопутствующие книгам издания. Мощности машинного полиграфического и бумажного производства позволили, наряду с расширением книгоиздания, обеспечить невиданный рост журнально-газетной продукции. Благодаря этим мощностям произошла бифуркация: выделение из книжного коммуникационного канала прессы нового, нетрадиционного коммуникационного канала.
Традиционно известно, что пресса - первый из каналов массовой коммуникации, к которому в XX в. присоединятся кино, радио, телевидение, причем на базе вновь открытого канала быстро формируется новый социально-коммуникационный институт - институт журналистики, который появляется в третьем поколении книжности, являясь производным от традиционного для книжной культуры социального института «литература». Правда, стоит отметить, что периодические издания появились отнюдь не в XIX в., как это принято считать, а намного раньше. Однако данный предмет научных разногласий не входит в предмет анализа настоящего параграфа, мы лишь намечаем возможные спорные точки и указываем на их наличие.
Известно, что когда в 1493 г. в Риме было опубликовано письмо Колумба об открытии западного пути в Индию, оно сразу же было распространено по другим городам Ев-
ропы, такие рукописные «новости» покупались за мелкую монету «газету», поэтому за ними закрепилось имя «газета». Непосредственно печатные газеты появились в начале
XVII в. сначала в Германии (Zeitung - 1609), затем в Англии (Weekly News - 1622), во Франции (La Gasette - 1631). Газеты были рассчитаны непосредственно на купцов и богатых горожан; они содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях. Французская «La Gasette», созданная при участии Ришелье, публиковала политические новости [3].
Научно подтверждено, что с начала
XVIII в. в Германии, Англии, Франции стали выходить ежедневные газеты, которые готовились профессионалами-газетчиками. Их влияние особенно возросло во время Великой французской революции. Отметим также, что подобный стремительный рост газетного бизнеса характерен для США. Начиная с 1850 г. здесь действовал «закон удвоения», при котором за каждое десятилетие количество выходящих в стране газет удваивалось: если в 1850 г. их выходило 2521, то в 1860 -4051, в 1870 - 5871, в 1880 - 10132, в 1890 -18536. Аналогично росли тиражи: в 1850 г. разовый тираж всех газет был 5,1 млн, в 1860 -13,7 млн, в 1870 - 20,8 млн, в 1880 - 31,8 млн, в 1890 - 69,1 млн, в 1900 - 113,3 млн.
Рассматривая эволюцию неокультурной книжности, следует отметить, что в журналистике США еще в первой половине XIX в. обозначились два направления:
1) повествовательная журналистика, преследовавшая познавательные, эстетические, художественные и воспитательные цели, предлагая своим читателям факты, их осмысление и оценку;
2) информационная журналистика, видевшая назначение газеты в том, чтобы дать оперативное, полное и объективное сообщение о тех или иных реальных фактах, предоставляя их осмысление читателям.
При этом в течение XIX в. повествовательное направление преобразовалось в «желтую» прессу, ориентированную на невзыскательные вкусы малообразованной массы. Информационная журналистика обращалась к солидной и образованной публике, предлагая ей правдивую и этически выдержанную картину реальной жизни.
Однако если мы оглянемся на то, как развивались подобные процессы ранее, то обнаружим следующее: если в средние века местом обмена информации между жителями прихода была церковь, то с XIX в. источником новостей сделалась газета. Коммуникантами, формирующими общественное мнение, стали не проповедники и ораторы, а редакции газет и журналов. Читающая публика оказалась более атомизирована и индивидуализирована, чем слушающая аудитория; отсюда произошло последующее ослабление микрокоммуникации и усиление массовой мидикоммуникации [3].
При этом стоит упомянуть, что постулируемый современными СМИ миф об отсталой в культурном развитии России совершенно не соответствует действительности.
Мы приводим настоящие данные именно для того, чтобы показать, каковы были и есть особенности индустриальной неокультурной книжности как трансляции культуры, а также, в дальнейшем нашем исследовании, рассмотреть традиции и особенности в этой области нашей страны.
1. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002.
2. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., 1988. С. 91.
3. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. М., 1983.
С. 78.
Поступила в редакцию 25.08.2010 г.
UDC 008
BOOK CULTURE IN PROCRUSTIC AREA OF SOCIOCULTURAL EXPERIENCE
Olga Konstantinovna Kleymenova, All-Russian State of Cinematography, Moscow, Russia, Candidate of Art Criticism, Lecturer of Motion Picture Aesthetics of Script and Cinema Faculty, e-mail: [email protected]
The actuality of the research of the article is linked with rising interest of modern psychology, linguistics, history, theory of communication to the notion of self-production of culture. The author reveals the aspect of self-production analysis of culture as book culture, with the help of which the transfer of sociocultural experience takes place, with the use of historical facts and culturological analysis.
Key words: book culture; newspapers; sociocultural process; communication; society.