ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Л. И. Балабушевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна Орловского государственного университета.
КНИЖНАЯ ГРАФИКА ОЛЬГИ НИКИТИНОЙ
Статья знакомит с работами орловской художницы Ольги Никитиной в области книжной иллюстрации. Анализируются художественные влияния, отразившиеся в ее творчестве. Исследуется графическая манера и техника выполненных работ, особенности изобразительного языка. В качестве примеров называются лучшие их работ художницы, выполненные для православных издательств Москвы и Орла. Материал статьи может быть использован на занятиях со студентами-дизайнерами и студентами отделения ”Изобразительное искусство ” в курсе изучения художественной структуры книги.
Ключевые слова: иллюстрация, графика, орнамент, буквица, заставка.
В русской культуре есть очень глубокий пласт, составляющий ее основу, ее почву. Это духовная православная традиция. Православная духовная культура входит в нашу жизнь литературными изданиями. Задачей книги становится доходчивое донесение до современного человека глубоких философских идей, приближение их к массовому читателю. Обращает на себя внимание современная тенденция - развивающееся книгоиздание тематически специализируется. И в столице, и в Орле ряд издательств связывают свою деятельность с православной литературой, требующей строго соответствующего ей визуального решения.
Художник, работающий с книгой, это всегда хороший читатель. Образ, выраженный через слово, дополняется и раскрывается через иллюстрации, служащие проводником во внутреннее содержание книги. Роль иллюстрации возрастает в книгах предназначенных для детей. Ольга Никитина, много и интересно работая с московскими и орловскими издательствами, лучшие свои работы создала, оформляя православные детские книги. Именно там, в сказках, стихах, повествованиях о святых подвижниках находится для нее источник творческого труда и неисчерпаемого вдохновения.
Ольга Никитина - выпускница Орловского государственного университета, художественно-графического факультета. Будучи студенткой, она сотрудничала с театром "Свободное пространство", работала в области станковой графики и живописи. В 1995 году Ольга стала победительницей конкурса
галереи "Серебряный орел" за цикл живописных работ, в которых соединились ее театральные пристрастия и изощренная декоративность. Немаловажен для художественного языка Никитиной опыт работы с художественной вышивкой для храмового убранства. Все эти работы объединяет удивительное чувство линии, богатая и выразительная орна-ментальность, красота образов.
Эти черты перешли и в книжные работы художницы. Необходимо отметить, что составляющие оригинального графического языка Ольги -театральная выразительность, тонкая орнаментика -органично влились в художественную структуру книг, с которыми ей довелось работать. Определяющей чертой книжной графики художницы становится сплав собственного творческого темперамента с заключенной в словесном источнике глубокой духовностью.
Ольга увлеченно изучала древнегреческую мифологию и античное искусство. Это влияния сказалось на строгости и лаконичности ее ясного и простого творческого стиля. Это красивый ритм складок величественных одежд, подчеркивающих линии безупречного тела, прекрасные спокойные лица. Художницей выбираются сюжеты, где герои предстают в величавой монументальности, подчеркнутой положением фигуры в пространстве книжной страницы.
Второй источник вдохновения художницы -православная иконография, являющаяся наследницей античного искусства. Ее невозможно обой-
© Л.И. Балабушевич, 2008
ти, создавая подобные образы. Отсюда идет стремление представить фигуры героев в полный рост, занимая весь формат иллюстрации. В них нет внешней динамики, как ее нет и в православной иконе, жесты скупы и однозначны, психологически мотивированы. Самые удачные листы представляют зрителю фигуры фронтально или с небольшим поворотом. Это образы высокой духовности - святые подвижники православия, сам характер которых предполагает подобную трактовку.
Непосредственное воздействие на иллюстративные работы Ольги оказали создатели русского национального духа в изобразительном искусстве - И.Билибин, В.Васнецов, М.Нестеров. Сопоставляя и перерабатывая мотивы их творчества, вплавляя в их достижения свое видение, переосмысливая их язык, художница формирует свой мир, вырабатывает свой почерк. Образы его отличает ясность, определенность и классическая простота. Удивительна красота персонажей, типаж лиц, найденный автором, приковывает внимание с первых минут знакомства с этими иллюстрациями.
В работах Ольги Никитиной чувствуется уверенное и глубокое знание натуры. С легкостью и мастерством передаются ею через жест, поворот фигур эмоциональное состояние персонажей. Художница своим творчеством подтверждает слова И.Я.Билибина, столпа русской книжной графики, считающего что необходимо "научить глаз видеть графически, делать подсобные предварительные рисунки с натуры таким образом, чтобы в штуди-ровке форм и на их светотени уже чувствовалось подчиненное форме направление линий, которые впоследствии дадут окончательное графическое произведение... Рисующий, глядя на форму, так сказать, примеряется к ней, ища направление своей линейной ткани"(1, 24). Влияние творчества Билибина на работы О.Никитиной несомненно. Его невозможно обойти художнику работающему с русским былинным и сказочным материалом. Четкий, трепетный контур, внутри которого живут орнаментальные мотивы или локальные цветовые пятна, тонкая стилизация на грани реальности и сказочности, - эти черты роднят работы орловской художницы с ее историческим учителем и вдохновителем.
Тематика, избранная Никитиной, очерчивает свой круг сюжетов и образов. Это интерьер храма и деревянного дома, пейзажи с силуэтами церквей и русских древних городов. Однако в этом художница находит огромное разнообразие интерпретаций, определяя свои излюбленные мотивы. В чисто графических иллюстрациях, основными выразительными средствами которой являются четкие линии и силуэтные пятна появляются живые дышащие облака, спокойные или, наоборот, тревожные пейзажи. Автор почти всегда использует для своих работ формат полосы. Текст и иллюстрация не пересекаются на одной странице.
Мир иллюстративных образов Ольги выполнен
самым лаконичным графическим приемом. Это тонкая, трепетная линия, нарисованная тончайшим пером и тушью. Графический язык художницы строится на непосредственных очертаниях, существующих в действительности, превращая их в красивый линейный узор. В рисунке фигур эти линии живут одной жизнью с персонажами, в предметах затейливым ритмом рисуют фактуру поверхности. Если оформлением книги предполагается цвет, как в серии "Православные русские сказки", то он живет внутри ясного контура, заданного общим линейным решением.
В 2000 году московское издательство "Даниловский благовестник" выпустило небольшой по объему сборник "Молитва: Православная поэзия для детей и юношества". Для Ольги Никитиной это был первый опыт работы с православной литературой. Для этого сборника художницей исполнены графические иллюстративные работы. Духовную возвышенную атмосферу стихотворных произведений дополняют страничные иллюстрации. Лист "Рождество" дает читателю возможность увидеть интересную интерпретацию этого вечного сюжета. Автор необычно строит композицию. Круг действующих лиц органичен Младенцем, Богородицей и тремя Волхвами. Ритм складок одежд повторяет своды пещеры, концентрируясь в овале яслей, в которых расположен спящий Младенец. Большую иллюстрацию дополняет пейзажная заставка на соседней странице, логически продолжающая сюжет.
Интересны иллюстрации и заставки с фигурками крестьянских детей в старинной русской одежде. Удивительно внимание художницы к мельчайшим деталям костюма. Даже жесты, позы детских образов сделаны в соответствии со стилистикой сборника, представляющего в основном поэзию 19 - начала 20 века.
В работе над книгой "Хозяин Москвы", изданной в 2001 году также "Даниловским благовестни-ком", повествующей о Святом князе Данииле Московском, Никитина получила возможность иллюстративно следовать за сюжетом жития. Художественное оформление этой книги объединяет цвет -коричневая сепия. Иллюстрации строго уравновешены, большинство из них имеет симметричное построение. Такая композиция обусловлена самой темой жития. Иллюстрации напоминают клейма из житийных икон, где действие подчиняется не временным понятиям, а вечносущим. Для изображения выбираются ключевые моменты жизненного пути благоверного князя. Особенно удачными следует признать двухфигурные иллюстрации, передающие духовный настрой и сосредоточение на сути происходящего события. Наполненность образов духовным светом художница решает с помощью белой поверхности бумаги. Линеарная графика легко и свободно располагается в листе, оставляя нетронутыми большие плоскости белой поверхности.
Интересны интерпретации орнаментов, используемых художницей в книжном декоре. Они органично объединяют шрифт и иллюстрации, часто играя доминирующую роль в заставках и концовках. Сплетения из орнамента обрамляют буквицы и, очень интересная деталь, номера страниц. Стилистика орнаментов для книги "Хозяин Москвы" - авторская переработка древнерусского книжного декора - традиционной плетенки.
Г рафический стиль Ольги Никитиной последовательно развивается от книги к книге. В работе над поэтическим сборником Сергея Бехтеева "Святая Русь", изданным Орловским историкопросветительским журналом "Истории русской провинции" в 2002 году, перед художницей стояла задача изобразительно воплотить идею православия "царского гусляра, пророчески воспевшего будущую канонизацию Святых Царственных Мучеников (семьи Николая П), твердо верившего в возрождение Святой Руси"(2, 133). Ольга Никитина создала для этой книги цикл полосных и полупо-лосных иллюстраций, объединяющим началом которых явилось тревожное настроение. Работы выполнены черно-белым лаконичным приемом, близко расположенные, сгущающиеся линии создают большие массы черного цвета, вступающего в конфликтные отношения с поверхностью белой бумаги. Иллюстрации открыты книжной странице, объединяя атмосферу насыщенного болью слова и драматического изображения.
Орнаментальные мотивы, разработанные для книги "Святая Русь", напоминают колючий терновый мученический венец, в соответствии с внутренним духом бехтеевской поэзии.
Графическое оформление книг Ольгой Никитиной всегда содержит большое количество заставок и концовок. Их невозможно воспринимать как простое украшательство, поскольку отношение к этим элементам у художницы серьезное и обдуманное. Работа над поэтическими сборниками предполагает особенно тщательную проработку каждого изобразительного дополнения. Поэтический язык, полный метафор и обобщений, требует тонких ассоциативных связей с книжной графикой. Оформление книг "Молитва. Православная поэзия для детей и юношества" и стихи Сергея Бехтеева -пример работ художницы с поэтическим словом. Излюбленным мотивом заставок и концовок в них являются тонкие пейзажные мотивы. Элементы пейзажа помогают нам проникнуть в черты небесного духа, разлитые в природе. Художнице интересны и натюрморты, где в узорочье тканей передается фактура, витиеватые формы церковной утвари. Складки тканей материальны, часто заполнены вышивкой или тканым орнаментом. Детальная проработка графики - своеобразная дань увлечению декоративно-прикладным искусством древней Руси.
Совершенно иначе подходит художница к работе над серией "Православные русские сказки"
(Москва, издательство "Алтея", 2004). Здесь мы видим богатый красочный ансамбль, где цвет подчиняет себе все книжное пространство. Конечно, в первую очередь это связано с тематикой книжек, адресованных самым маленьким читателям. Композиционно персонажи выдвигаются очень близко к зрителю, стремясь покинуть отведенный им формат. Еще одно мгновение - и они перешагнут страницу и разыграют сюжет сказки прямо перед нами. Интересно разглядывать мимику лиц, узорочье одежд героев. В пышном ярком декоре купается взгляд зрителя, находя в сплетениях красного, желто-золотого и ярко-зеленого народную любовь к празднику. А взрослый читатель понимает, что и сама художница получает удовольствие, создавая бесконечное многообразие цветовых сочетаний и сказочных орнаментов. Стилистически орнаменты сочетают мотивы оформления книг в древнерусской традиции и узорочье народной резьбы по дереву и вышивок.
Художнице не всегда доводится выполнять обложки. Часто издательство берет эту функцию на себя, пользуясь проверенными штампами для привлечения покупателей. Православные издательства не исключение. Для оформления обложки они используют репродукции известных картин, или иконописные образы. Если Ольге Никитиной предложена работа с обложкой, то ею часто используется последовательно однослойная, уравновешенная в своих составных частях композиция. Книжная декоративность достигается именно этими приемами. Подобным образом решены обложки книг Ю.Редькиной "Площанская пустынь" (Москва, 2005) и И.Г.Аникеевой "Сергия Великого родителей почтим", изданной Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой в 2008 году. Центром композиции является портал храма, возле которого симметрично располагаются фигуры персонажей.
Последняя из вышеназванных книг повествует о житии родителей Преподобного Сергия Радонежского, имеющем историческую подоплеку. Действие происходит в 14 веке, и для воссоздания атмосферы того времени, художницей создается орнамент, имитирующий плетение из бересты, объединяющий всю изобразительную структуру книги. Простая плетенка красиво обрамляет полосные и полуполосные иллюстрации. Берестяные узоры на заставках и в концовках витиевато вплетают в себя полевые цветы. Буквицы органично входят в текст книги, поскольку тоже изобразительно сплетены из бересты.
Это прекрасное полноцветное издание. Колорит иллюстраций ассоциируется с Русью древней, ее деревянной архитектурой, сдержанным и мягким цветом пейзажей. Цветовая гамма небогата -это охристые, коричневатые, золотистые тона с деликатным вкраплением спокойного красного и зеленого цветов. Интересно, что такое цветовое решение очень правдиво передает различные времена года. В этом смысле показательна иллюстра-
ция, выведенная на обложку книги. Она показывает читателю семью на пороге деревянного храма в Вербное Воскресенье. Необычайно изысканно передано весеннее состояние пробуждающейся природы.
Известный исследователь графики А.А.Сидо-ров утверждает: "Иллюстрация есть плод чтения; каждое время по своему читает одни и те же книги. Значение иллюстрации современной особо важно потому, что она выявляет место - толкование - обстановку, в которой была создана книга" (3, 94). При восприятии книги внимательный читатель первый момент всегда определяет художественные достоинства ее выполнения. Будучи внимательным читателем Ольга Никитина, не вполне удовлетворяясь работой с готовым литературным произведением, сама написала книгу. Ее жанр можно определить как историко-фантастическую сказку. Книга "Царские вериги" (Москва, 2008) повествует о фантастической стране праведников и ее противостоянии силам зла. Сплав писательских и художественных задач строится здесь на четком соответствии требований книги к оформляющему ее изобразительному искусству. В иллюстрациях торжествуют идеально красивые персонажи, созданные все подчиняющей себе линией. Происходит новое обогащение творчества художницы. Задача раскрытия художественного мира сказки
идет параллельно с иллюстрацией.
Перед художественным оформлением православной литературы стоят сложные задачи - донести до читателя суть подвижнического образа жизни, его восхождения к горнему миру. Такой подход вдвойне важен для книг, адресованных детям. Богатый иллюстративный ряд приобщает маленького читателя к раскрытию духовной философии религии.
В работах О.Никитиной последовательно и выразительно трансформируются образы православной иконографии, находя своеобразное преломление в единстве с языком книжной графики. Целью художника не является украшение книги. Иллюстрации, оформление обложки, шмуцтитулов, буквиц, заставок и концовок по стилю и духу должны соответствовать содержанию книги. Современные тенденции книгоиздания, в погоне за оригинальностью и необычностью, зачастую теряют традицию единства и цельности литературной основы и художественного оформления, чувство восприятия книжного пространства, которое объединяет шрифт и изображение. Книжная графика Ольги Никитиной возвращает нас к классическому традиционному пониманию книги, логике построения ее художественной структуры и дает прекрасный пример доступного рассказа о православных ценностях в современном мире.
Заставка, буквица и колонцифра. Хозяин Москвы.
Заставка и буквица. И.Г.Аникеева. Сергия Великого родителей почтим.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белецкий П. Георгий Иванович Нарбут. - Л.: "Искусство", 1985. - 237 с., ил.
2. Бехтеев Сергей. Святая Русь. - Орел: Историко-просветительский журнал "Истории русской провинции", 2002. - 134 с., ил.
3. Сидоров А.А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства. - М.: "Советский художник", 1985. - 240 с., ил.
Balabushevich L.I.
BOOK GRAPHIC OF OLGA NIKITINA
Article acquaints us with the works of Oryol's artist Olga Nikitina in sphere of a book illustration. The art influences reflected in its creativity are analyzed. The graphic manner and technics of her works, features of graphic style is investigated. As an example we can name her works executed for orthodox publishing houses of Moscow and Oryol. Article material can be used on studies with students-designers in a course of studying of art structure of the book.