Научная статья на тему 'Книгораспространение в послевоенной Сибири: проблемы, решения, итоги'

Книгораспространение в послевоенной Сибири: проблемы, решения, итоги Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article analyzes the main characteristics of book trade in period after the Great Patriotic War in Siberia. Research has shown the condition of book trade material base, specific futures of book selling systems, problems of staff. It also demonstrates literary repertoire. In conclusion it is stated that period from 1946 to 1953 is specified by restoration and further development of book trade in Region.

Текст научной работы на тему «Книгораспространение в послевоенной Сибири: проблемы, решения, итоги»

КНИГОВЕДЕНИЕ

Вестник Омского университета, 2002. №4. С. 52-55. © Омский государственный университет

КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЕ В ПОСЛЕВОЕННОЙ СИБИРИ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ, ИТОГИ

И.В. Лизунова

ГПНТБ СО РАН, 630200, Новосибирск, ул. Восход, 15

Получена 1 декабря 2002 г.

Article analyzes the main characteristics of book trade in period after the Great Patriotic War in Siberia. Research has shown the condition of book trade material base, specific futures of book - selling systems, problems of staff. It also demonstrates literary repertoire. In conclusion it is stated that period from 1946 to 1953 is specified by restoration and further development of book trade in Region.

После войны процесс развития книготорговой отрасли в Сибири, как и в целом в России, был достаточно сложным и противоречивым. С одной стороны, - цифры громких побед и достижений. С другой - нарастание ряда негативных явлений, связанных с бюрократическо-централизованной системой организации книгоснабжения страны, со слабым влиянием экономических рычагов и стимулов на состояние дел книготорговых предприятий.

С целью дальнейшей централизации и огосударствления всех отраслей книжного дела в послевоенные годы проводится серия реорганизаций (1946, 1949, 1953). Реформирование системы дает определенный положительный эффект в сфере книгопроизводства и книгораспростра-нения. Наряду с этим именно в эти годы усиливается идеологический контроль за распространяемой литературой, что неизбежно сказывается в первую очередь на книжном репертуаре, предлагаемом населению, а также и в целом на морально-психологической атмосфере тех лет.

В первые послевоенные годы сеть книготорговых предприятий, так же, как и издательств и полиграфических предприятий, переживала период восстановления. В регионе за годы войны почти в 2 раза сократилась численность книжных магазинов и киосков - до 134 торговых точек. Особенно уменьшилось число книготорговых организаций в сельской местности. Сложность заключалась еще и в том, что торговая сеть КО-ГИЗа [1] - Книготоргового объединения государственных издательств - охватывала не всю территорию страны. После войны по стране, в том числе и по Сибири, лишь в 40% районов имелись

книготорговые предприятия КОГИЗа. Практически была не развита сеть книжной торговли в труднодоступных и отдаленных районах Сибири.

После войны во многих отделениях КОГИЗа по-прежнему остро стоял вопрос о помещениях для магазинов, киосков, бибколлекторов, баз и т. д. Так, к 1949 г. лишь 14 книготорговых предприятий Алтайского краевого отделения КОГИ-За занимали собственные здания, а 53 его торговые точки располагались в арендованных, чаще всего тесных и не приспособленных к книжной торговле [2]. В течение нескольких послевоенных лет Новосибирское отделение КОГИЗа не могло добиться возврата собственного помещения [3]. Более того, зачастую именно из-за отсутствия помещений тормозился процесс открытия новых книжных магазинов в каждом районе (как того требовали постановления Совмина). В некоторых районах Омской области магазины были временно открыты в далеко не подходящих помещениях. Обещания руководителей районных организаций выделить здания для этих целей не всегда выполнялись [4].

Наряду со слабой материально-технической базой сложным было положение с кадровым составом книготорговых работников. За годы войны численность работников сибирских отделений КОГИЗа уменьшилась более чем на треть, с 1509 человек до 429 [5]. В Сибири на 1 января 1949 г. процент новичков был гораздо выше, чем в целом по РСФСР. Так, 50% работников трудилось в системе КОГИЗа менее года, 27% - менее 3 лет, специалистов со стажем работы до 10 лет насчитывалось примерно 13%, наиболее опытных работников книжной торговли - около 10%.

Образовательный уровень книготорговцев был также крайне низок: 31% - имели только начальное образование, 55% - неполное среднее, 13% -среднее, и всего лишь 1% от общего количества - высшее или незаконченное высшее [6].

Действующая в КОГИЗе система оплаты труда не создавала реальных стимулов к повышению производительности труда. Работники, имеющие опыт в книжной торговле, а также работники с высшим и средним образованием на книготорговую работу, как низкооплачиваемую, шли в исключительных случаях. Повсеместно наблюдалась текучесть кадров [7]. Кадровая ситуация в регионе осложнялась еще и тем, что в годы войны учебные заведения страны не занимались подготовкой специалистов для книжной торговли.

Развитие книготорговой сети после войны шло в основном по линии расширения и обновления предприятий книжной торговли, в первую очередь посредством дальнейшего увеличения сети книжных магазинов [8].

За годы первой послевоенной пятилетки удалось не только восстановить сеть книготорговых предприятий, существовавшую до войны, но и создать много новых магазинов Книготоргового объединения ОГИЗа. Так, вместо планируемых к открытию в 1947 - 1949 гг. 260 магазинов приступили к реализации литературы 457. План по Сибири был выполнен на 175%.

Несмотря на перевыполнение планов открытия книготорговых предприятий по региону, развитию книжной торговли по-прежнему мешала разобщенность книготорговых систем, организационная слабость КОГИЗа и его отделений, недостаточная структурная целостность в построении книгопроводящего аппарата (книжные магазины располагались главным образом в крупных городах, низовая торговля была развита слабо).

После реформы 1949 г. в области книжного дела произошли некоторые позитивные сдвиги. Вместо организационно слабой, как оказалось, системы КОГИЗа на местах создавались хозрасчетные государственные конторы книжной торговли, сеть которых постоянно росла. И хотя к концу изучаемого периода она не была развита повсеместно, но к 1953 г. в Сибири произошло четырехкратное расширение сети книготорговых магазинов по сравнению с 1940 г., и товарооборот в них вырос в среднем в 4 раза.

Для продвижения книги в сельскую местность, труднодоступные и отдаленные районы Сибири были привлечены системы различных ведомств. В 1949 г. КОГИЗом было принято решение вновь обязательно и повсеместно привлечь к продаже книг потребительскую кооперацию. Процесс воссоздания на селе книгопроводящей сети потребительской кооперации шел значитель-

но медленнее, чем развитие городской торговли книгой КОГИЗа, а затем территориальных книготоргов. Успехи здесь были незначительны, темпы роста продажи книг - недостаточны [9]. Отсутствие специализированной торговой сети [10], неудовлетворительно организованное сотрудничество книготоргов с кооператорами в деле продвижения литературы к сельскому читателю, острая нехватка квалифицированных специалистов, а также существенные просчеты в организации торговли сдерживали рост продажи книг на огромных пространствах сельской территории на востоке России.

Несмотря на рост книготорговли КОГИЗа и участие в распространении книг потребкооперации, во многих районах Сибири не было ни книжных магазинов, ни киосков, ни книжных отделов в сельпо. Следовательно, в первую очередь именно в таких районах Союзпечать и должна была осуществлять книготорговлю.

Расширение сети киосков Союзпечати в регионе проходило медленно. Вплоть до начала 1950-х годов Союзпечать по-прежнему не имела своих газетно-журнальных киосков во многих районах региона [11].

Ситуация в области книжной торговли, особенно розничной, оставалась в Союзпечати по-прежнему сложной. Основная часть книг реализовалась только в районных центрах и не доходила до селян.

Наблюдался массовый перевод предприятий на новые, активные методы работы с покупателем, усилилась работа по пропаганде и рекламе книжной продукции, развивалось движение общественных распространителей книг. Эта форма работы требует специального исследования.

В 1949 г. Главполиграфиздат развернул работу по организации и продаже книг через нештатных работников - книгонош. Они распространяли книги в цехах фабрик и заводов, на станциях железных дорог и в вагонах поездов, в квартирах и общежитиях. Особенно активно использовался этот опыт работы в отдаленных населенных пунктах Тюменской области, в аймаках Бурят-Монголии, в таежных селениях Кемеровской области [12].

Анализируя состав книжной продукции, поступавшей в регион из центра, необходимо отметить, что в первые послевоенные годы в торговую и библиотечную сеть региона шла литература самого разнообразного ассортимента, но преобладала учебно-педагогическая и общественно-политическая литература. В среднем за период 1946 - 1953 гг. в регион поступило книжной продукции: учебной - 34,7%, общественно-политической - 16,1%, сельскохозяйственной -13,1%, художественной - 11,4%, детской - 8,4%,

54

И.В. Лизунова.

технической - 7,7%, медицинской - 2,3% прочей литературы - 4% [13]. Причем процент сельскохозяйственной, научно-технической, медицинской в различных областях региона был неодинаковым.

* Составлено по данным: ГААК, ф. Р - 752; ГАИО, ф. 2823; ЦДНИ ИО, ф. 127; ГАКО, ф. Р -756, ф. П - 75; ЦХИДНИ КК, ф. 26; ГАНО, ф. П -4; ГАОО, ф. 2104; ЦДНИ ТО, ф. 607; ГАРФ, ф. Р

- 4851, ф. А - 501; Хроника // Сов. кн. торговля.

- 1953. - № 2. - С. 24; Большой спрос на книги // Забайкал. рабочий. - 1953. - 25 июля.

Из отчетов отделений КОГИЗа, а позднее и книготоргов явствовало, что, несмотря на ежегодный рост товарооборота и перевыполнение планов торговыми организациями Восточной и Западной Сибири, огромный спрос на художественную литературу оставался не удовлетворенным [14].

Повсюду оставалась дефицитной детская литература. Детские издания в первую очередь распределялись по библиотекам, образовательным учреждениям, детским садам, а оставшаяся часть передавалась в торговую сеть. Литературы, поступавшей в продажу, было недостаточно для удовлетворения покупательного спроса населения. Так, например, в 1946 г. в Омскую область была направлена большая партия разнообразной художественной литературы для детей: рассказы и сказки М. Горького, А. Толстого, К. Ушинского и др. Книги, поступившие на торговый прилавок, были распроданы буквально в течение 3 - 4 часов

[15].

В то же время широким потоком в торговую и библиотечную сеть региона поступала общественно-политической литература, прежде всего издания «Краткого курса истории ВКП(б)» и биографии И.В. Сталина, работы партийного руководства страны. Наиболее активно распространя-

лись и пропагандировались, в том числе и среди подписчиков, собрания сочинений В.И. Ленина и И.В. Сталина. Причем подписка на произведения классиков марксизма-ленинизма, их доставка

на места и своевременное получение и выкуп контролировались местными бюро обкома или крайкома, а результаты докладывались в отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). В больших количествах ввозились и издавались на местах политические брошюры, доклады, призывы, плакаты к выборным кампаниям [16]. Тем не менее во многих областях Сибири методическая литература, программы для начальных школ, а также учебники на языках народов Сибири по-прежнему оставались дефицитными [17].

На протяжении всего изучаемого периода значительную часть в ассортименте книжных товаров региона составляла сельскохозяйственная литература [18], однако магазины не удовлетворяют спрос на научно-техническую литературу. В продаже совершенно невозможно было найти книги по механике, машиностроению, строительству, кино- и радиотехнике. Дефицитными были книги для железнодорожников, машиностроителей, строителей, в помощь рабочим массовых профессий. Крайне редко в продаже появлялись книги «досугового» назначения: по кройке и шитью, кулинарии, фотографии. Не хватало справочной литературы по сельхозтехнике, ветеринарии, рыболовству, охоте.

Что касается торговли в регионе букинистической литературой, то здесь ситуация была неоднозначной. В годы войны торговля подобной продукцией расширилась; в послевоенные годы наблюдается сокращение объемов торговли литературой подобного рода. Закрытие большинства таких магазинов (во избежание торговли в них запрещенной литературой) [19].

Рост сети книготорговых предприятий в Оибири к 1953 г. в сравнении с 1940 г.*

Отделения 1940 1946 1953

магазины киоски магазины киоски магазины киоски

Алтайское краев. 25 5 20 1 83 9

Иркутское обл. 13 3 10 6 60 17

Кемеровское обл. 24 1 63 51

Красноярское краев. 24 5 15 5 95 21

Новосибирское обл. 54 50 18 2 61 18

Омское обл. 28 9 17 1 47 16

Томское обл. 6 3 35 16

Тувинское обл. 6 27 10

Тюменское обл. 8 34 14

Бурят-Монгольское респ. 11 2 35 10

Якутское респ. 5 2 6 2 30 9

Читинское обл. 16 3 10 40 14

Итого по Сибири 176 77 142 21 610 205

В первые послевоенные годы среди населения распространялась и литература религиозного содержания. В 1946 г. с ведома цензурных организаций в регион поступали журналы Московской патриархии, стенные и настольные календари, Евангелия (изданные Американским Библейским обществом в Нью-Йорке), молитвенники. На местах издавались обращения настоятелей церквей (в основном патриотические воззвания) и брошюры [20]. Факты легализованного распространения религиозной литературы в последующие годы в документах не встречаются. Торговля литературой подобного рода была свернута и в конечном итоге запрещена.

Одновременно с этим архивы изобилуют данными об изъятии из торговли местных произведений печати, больших партий запрещенной цензурой литературы, книг, якобы «разглашающих государственные и военные тайны», «фальсифицирующих советскую действительность» и т. п. Явление это носило массовый характер, было поставлено под контроль местных цензурных органов [21].

Таким образом, состояние книжной торговли в регионе в 1946 - 1953 гг. было обусловлено социально-политическим и экономическим состоянием как Сибири, так и страны в целом. Давали о себе знать, с одной стороны, жесткий контроль государственно-управленческих, в том числе и цензурных структур за распространяемой литературой, с другой - материальные трудности послевоенного периода. Но именно в послевоенные годы была воссоздана система книжной торговли региона, что позволяло обеспечивать печатной продукцией жителей многих отдаленных уголков Сибири. В эти годы продолжала расширяться география продвижения книги к читателям. Вместе с тем наблюдалось и увеличение каналов распространения при одновременном росте самих книжных потоков. Использование активных нестандартных форм продвижения книг, привлечение к этой работе книгонош и общественных распространителей, а также пропаганда литературы через печать и радио - давали возможность, с одной стороны, достаточно эффективно использовать книжные издания в целях идеологической, партийно-политической и культурно-массовой пропаганды, а с другой - в минимальной степени удовлетворять духовные потребности и некоторые читательские интересы сибиряков.

Послевоенные (1946 - 1953) годы стали этапом системного восстановления и дальнейшего развития книгораспространения в регионе.

[1] ГАРФ. Ф. Р - 4851. Оп. 4. Д. 103. Л. 47 - 50; 400 лет русского книгопечатания. Книгоиздательство в СССР. 1917 - 1964. М., 1964. Т. 2. С. 507.

[2] ГААК. Ф. 752. Оп. 1. Д. 57. Л. 14 - 15.

[3] ГАРФ. Ф. Р - 4851. Оп. 4. Д. 103. Л. 86.

[4] Марилов Е. О книжной торговле на селе // Сов. кн. торговля. 1948. № 9. С. 17.

[5] ГАРФ. ф. Р - 4851. Оп. 1. Д. 74. Л. 64 - 65; д. 89, л. 67 - 68, 87 - 88.

[6] Подсчитано по данным: ГАРФ. Ф. Р - 4851. Оп. 1. Д. 121. Л. 1.

[7] ГАРФ. Ф. Р - 4851. Оп. 1. Д. 1379. Л. 1; Там же. Д. 122. Л. 6.

[8] Подсчитано по данным таблицы.

[9] На радиоперекличке // Сов. кн. торговля. 1949. № 4. С. 38; Новоселов А. Книгу - в массы // Красное знамя. 1949. 31 мая. № 105. С. 2.

[10] Потребительская кооперация в послевоенные годы не имела специальных книжных магазинов, оборот ее книжной торговли был невелик. В 1952 г. он равнялся в СССР 12598 тыс. руб., что в общем товарообороте Центросоюза составляло всего 0,14%. Вполне объяснимо поэтому отношение руководства большинства потребсоюзов к организации книжной торговли на селе, как к побочной, второстепенной обязанности (Потребительская кооперация СССР за 1952 г.: Стат. сб. М., 1953. С. 12.).

[11] ЦДНИ ОО. Ф. 17. Оп. 42. Д. 102. Л. 33 - 35; Осипов М. Газеты и книги - в массы // Тюмен. правда. 1951. 25 окт. № 212. С. 2.

[12] Книгоношеству - широкий размах // Сов. кн. торговля. 1949. № 7. С. 19.

[13] Подсчитано по материалам архивов: ЦДНИ ИО. Ф. 127. Оп. 30. Д. 58. Л. 11 - 12, 34; Там же. Д. 212. Л. 42; РГА СПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 613. Л. 17; ГАКО. Ф. 786, Оп. 1. Д. 15. Л. 20 - 25; Упорядочить книжную торговлю в Рубцовске // Алт. правда. 1953. 22 июля; ЦХИДНИ КК. Ф. 26. Оп. 24. Д. 539. Л. 1 - 4.

[14] РГА СПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 613. Л. 7 - 8.

[15] Литература для детских домов // Ом. правда. 1946. 19 мая.

[16] ГАНО. Ф. П - 4. Оп. 13. Д. 389. Л. 26; ЦДНИ ИО. Ф. 127. Оп. 14. Д. 655. Л. 49 - 50; Там же. Оп. 30. Д. 58. Л. 12.

[17] ГАКО. Ф. Р - 271. Оп. 3. Д. 10. Л. 10.

[18] ЦХИДНИ КК. Ф. 26. Оп. 24. Д. 539. Л. 1 - 4; ЦХИДНИ ОО. Ф. 17. Оп. 36. Д. 149. Л. 5 - 10.

[19] Там же. Ф. П - 42. Оп. 2. Д. 1. Л. 41 - 42.

[20] ГАНО. Ф. П - 4. Оп. 11. Д.23. Л. 156 - 157.

[21] ЦДНИ ИО. Ф. 127. Оп. 35. Д. 36; Д. 20; Оп. 31. Д. 24; История советской политической цензуры: Документы и коммент. / Федер. арх. елужба России; Сост. Т.М. Горяева/ М., 1997. 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.