Научная статья на тему 'Ключи успеха'

Ключи успеха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимов Владимир Васильевич

О рубежных показателях образования, реализация которых способна повысить качество учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключи успеха»

ции. Во-первых, изучить рынок и потребности клиентов, во-вторых, разработать продукт, соответствующий потребностям рынка, в-третьих, уделять больше внимания развитию собственного персонала.

На основании проведённого и с с л едо вани я сделан вывод, что предприятия г. Ульяновска, как крупные, так и средние, находятся не в лучшем положении и при вступлении России в ВТО велика вероятность их разорения. Рекомендуется регулярно проводить диагностику их организационной культуры в организациях в рамках самооценки и корректировать свои стратегии развития.

Б И Б Л И О ГРАФИ Ч ЕС К И И СПИСОК

1. Грошев, И. В. Организационная культура: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации» / И. В. Грошев, П. В. Емельянов, В. М. Юрьев. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 288 с.

2. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. -

СПб.: Питер, 2002.

Гунбипа Светлана Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент». Имеет работы в области управления персоналом и изучения корпоративной культуры организации.

УДК 378 В. В. ЕФРЕМОВ

КЛЮЧИ УСПЕХА

О рубежных показателях образования, реализация которых способна повысить качество учебного процесса.

В последние годы успевающие западные компании осознают важность синергии действий по улучшению работы на всех уровнях деятельности. Практика показала, что применение какого-либо одного подхода или метода, обеспечивающего повышение эффективности, например, производства, даёт временный положительный результат, так как остальные составляющие жизненного цикла продукции, работающие по-старому, тормозят этот полученный эффект.

Оказывается, гораздо важнее производить постепенные пошаговые и синхронные улучшения во всех сферах деятельности компании, чем направлять все силы на улучшение одного какого-либо фактора.

Всё большее внимание уделяется интегрированным системам управления, обеспечивающим комплексный подход к улучшению деятельности. Так. например, одновременное

©В. В. Ефимов, 2005

применение на практике стандартов ИСО 9000, стандартов ИСО 14000 (по экологии), стандартов ИСО 19000 (по безопасности), сбалансированной системы показателей (БСП) позволяет компании провести улучшение качества деятельности не только в производственной, но и в финансовой сфере, во внешнем и внутреннем маркетинге.

Самая последняя новинка менеджмента по комплексному улучшению деятельности компании под названием «Практическая программа революционных преобразований на предприятии (ППРПП)» является продолжением интегрированных систем управления и базируется на 20 сбалансированных ключевых направлениях деятельности. Система фокусируется на фундаментальных проблемах производства продукции и предоставлении услуг, предлагая чёткий, простой, полезный и предельно прозрачный алгоритм действий (рис.

1)-

Улучшение качества

производства

Быстрее (длительность

производств

Дешевле [затраты)

/

Рис. 1. 20 ключей управления Ивао Кобаяси:

Ключ 1 Наведение чистоты и порядка Ключ 2 Рационализация системы управления Ключ 3 Деятельность малых трупп

Ключ 4 Сокращение материально-производственных запасов

Ключ 5 Технология быстрой переналадки

Ключ 6 Стоимостный анализ производственных операций

Ключ 7 Производство без постоянного присмотра

Ключ 8 Совместное производство

Ключ 9 Обслуживание машин и оборудования

Ключ 10 Учёт и распределение рабочего времени

Ключ 11 Система контроля качества

Ключ 12 Помощь поставщикам в повышении качества их продукции

Ключ 13 Устранение потерь с помощью «карты горы сокровищ»

Ключ 14 Наделение рабочих полномочиями проводить улучшение

Ключ 15 Обучение смежным профессиям

Ключ 16 Планирование производства

Ключ 17 Управление производительностью труда

Ключ 18 Использование информационных систем (микропроцессов)

Ключ 19 Сбережение энергии и материалов

Ключ 20 Общая технология, технология производства

На рисунке четыре ключа вне кольца (1,2, 3, 20) предназначены для поддержки и стимулирования внутренних ключей.

Система предложена японским специалистом в области менеджмента Ивао Кобаяси и, по его мнению, основанному на непродолжительной, но объёмной практике, система не только синтезирует мировые достижения в области повышения качества и производительности, но и интегрирует отдельные методики в одно взаимосвязанное целое. В результате получаем синергетический эффект.

Система «20 ключей» демонстрирует, каким образом улучшения в таких сферах, как качество, стоимость и поставки, согласуются в совершенствовании и повышении конкурентоспособности компании. Каждый ключ имеет пять уровней с максимальной оценкой в 5 баллов. Для того чтобы достичь совершенства, придётся собрать «связку» из 20 ключей, набрав при этом 100 баллов. Кобаяси считает, что каждый из ключей является точкой опоры на пути к вершине совершенства компании.

На наш взгляд, принципы этой системы можно перенести на совершенствование процессов деятельности образовательных учреждений. Если рассматривать, например, аккре-дитационные показатели деятельности вуза, то можно отметить, что они взаимосвязаны, то есть решение кадровых проблем подготовки высококвалифицированных специалистов лежит через повышение качества учебного процесса и развитие научных исследований. И если будут кардинальные подвижки в каком-то одном показателе, а не во всех, то это не решит задач, поставленных перед вузом.

Предлагается, как один из возможных вариантов, «20 ключей» успеха вуза, одновременная реализация которых с большой вероятностью может привести к улучшению качества образования:

1 Расширение активных средств обучения (до 20 % от объёма занятий);

2 Внедрение практики проведения проблемных лекций (до 15 % от объёма учебного курса);

3 Введение информационных технологий в каждый учебный курс;

4 Разработка преподавателями планов самостоятельной работы студентов в заданном объёме часов по каждому лекционному курсу;

5 Проведение взаимного внутреннего аудита деятельности кафедр и деканатов;

6 Установление договорных отношений с потребителями (предприятиями) каждой выпускающей кафедрой;

7 Введение наставничества студентов преподавателями выпускающих кафедр на последнем году обучения;

8 Проведение бенчмаркинга (исследования) аналогичных по профилю кафедр других вузов;

9 Обязательное участие преподавателей в кафедральных или межкафедральных научных семинарах;

10 Каждому профессору, как минимум, по одному студенту постоянно;

11 Введение учёта времени использования компьютерной и оргтехники в учебном процессе ■

12 Разработка и мониторинг ежегодного изменения уровня качества обучения;

13 Ликвидация компьютерной безграмотности преподавателей всех кафедр;

14 Введение в учебные планы всех специальностей учебного курса по методам генерирования новых идей;

15 Обязательное проведение каждой выпускной кафедрой российской или областной научной конференции (в течение пятилетки);

16 Внедрение компьютерных средств обучения в лекционные курсы (не менее чем в 10 % учебных аудиторий);

17 Непрерывное обновление и введение каждой кафедрой новых учебных курсов (не менее 15 % в пятилетку);

18 Введение факультативных занятий студентов 1-го и 2-го курсов по культуре труда и коммуникаций;

19 Введение системы материального поощрения кафедр за суммарный прирост аккредита-ционных показателей (не менее 10 % в год);

20 Подготовка и опубликование каждым кандидатом наук за счёт вуза не менее одной монографии или двух учебных пособий (в течение пятилетки).

Естественно, что внедрение предлагаемой системы «20 ключей успеха», если таковое будет инициировано ректоратом или учёным советом, требует обсуждения па кафедрах и факультетах. Количество и содержание «ключей» можно изменить, сократить или увеличить. Важно лишь то, что без серьёзного толч-

ка преподавательского коллектива в сторону совершенствования учебной и научной деятельности невозможно вывести вуз на современный уровень требований.

В качестве мотивации по реализации этой или другой системы совершенствования вуза необходимо разработать и принять такую с и сте м у м ате р и а л ь н о го поо щре н и я П П С из внебюджетных источников, которая заменит

существующую уравниловку и обеспечит прямую зависимость оплаты труда от результатов.

Ефимов Владимир Васильевичу доктор технических наук профессор, заведующий кафедрой «Управление качеством».

УДК 65.012

Н. А. ВОЛКОВА, О. В. СТУКАЧ

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

На примере оценки качества трудовой жизни предприятия показано, что кластерный анализ методом К-средних является эффективным методом оценки результатов социологического исследования. Предлоэ!сено использовать кластеризацию в качестве предварительной оценки данных для системного анализа.

1. Проблема кластерного анализа

На сегодняшний день большинство социологических опросов даёт лишь процентное соотношение голосов: считается основное количество положительно ответивших либо процент неудовлетворённых, но системно этот вопрос не рассматривают [1]. Чаще всего опрос не показывает тенденции изменения ситуации. В некоторых случаях есть необходимость считать не количество человек, которые «за» или «против», а расстояние, или меру сходства, то есть определять группы людей, которые думают примерно одинаково.

Для выявления на основе данных опроса некоторых реально существующих взаимосвязей признаков и порождения на этой основе их типологии можно использовать процедуры кластерного анализа [2]. Наличие каких-либо априорных гипотез социолога при работе процедур кластерного анализа не является необходимым условием.

© Н. А. Волков, О. В. Стукач, 2005

Задача кластерного анализа состоит в разбиении исходной совокупности объектов на группы схожих, близких между собой объектов. Эти группы называют кластерами. Объединение объектов в кластеры происходит на основе вычисляемой меры близости. Другими словами, кластерный анализ - это один из способов классификации объектов по их признакам. В настоящее время известно около сотни разных алгоритмов кластеризации. Их разнообразие объясняется не только разными вычислительными методами, но и различными концепциями, лежащими в основе кластеризации. Наиболее часто используются иерархический кластерный анализ и кластеризация методом к-средних.

Кластерный анализ применяется в различных областях. В маркетинге - это сегментация конкурентов и потребителей. В менеджменте -классификация поставщиков, выявление схожих производственных ситуаций, при которых возникает брак. В медицине - классификация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.