Научная статья на тему 'Ключевые вызовы развитию региона в условиях глобализации Российской экономики *'

Ключевые вызовы развитию региона в условиях глобализации Российской экономики * Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
783
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / вызовы развитию / риски и ограничения социально-экономического развития / региональная политика
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые вызовы развитию региона в условиях глобализации Российской экономики *»

УДК 65.01

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЮ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ *

А.В. ШУЛЕШКО" Л.Н. БОРИСОГЛЕБСКАЯ21

При выборе пути инновационного развития необходимо учитывать возможные риски и ограничения социально-экономического развития, продуцированные перспективами постепенного вступления России в единое мировое экономическое пространство. В работе рассмотрены ключевые вызовы развитию России и регионов на долгосрочную перспективу.

Ключевые слова: глобализация, вызовы развитию, риски и ограничения социально-экономического развития, региональная политика.

В последние годы в российском обществе обозначился явный дефицит долгосрочного (на 10-15 и более лет) видения перспектив развития национальной экономики. Инерционное ослабление роли факторов «советского наследства» оставляет России роль мирового запасника сырья и энергии. При этом рост доходов, связанный с экспортносырьевой специализацией российской экономики не компенсируют отсутствие четкой стратегии ее диверсификации.

Нарастающие процессы глобализации, несмотря на свои противоречивые следствия, ведут к более равномерному распределению ресурсов влияния и экономического роста, закладывая объективную основу для многополярной конструкции международных отношений. Продолжается укрепление коллективных и правовых начал в международных отношениях на основе признания неделимости безопасности в современном мире.

Вступление России в ВТО и интеграция в глобальную экономику должно послужить особым стимулом к инновационным преобразованиям с учетом всех факторов как положительного, так и отрицательного характера, связанных с данным интеграционным процессом.

При этом, выбирая путь инновационного развития, необходимо учитывать возможные риски и ограничения, продуцированные перспективами постепенного вступления России в единое мировое экономическое пространство, возникновение которых обусловлено следующими причинами1:

• вызовами со стороны внешнего мира, определяемыми уровнем глобальной стабильности, стратегиями мировых центров силы (США, ЕС, Китай, Индия), политическими и политико-экономическими процессами как в зоне ближайшего окружения России (постсоветское пространство), так и по основным векторам ее экономической интеграции в мировое хозяйство (европейском, южноазиатском и дальневосточном);

• исчерпанием источников экономического роста, в частности возможностей наращивания сырьевого экспорта с темпом, превышающим 10% в год. Как только темпы роста устойчиво снизятся до 3-4% в год, неизбежно проявятся накопленные в экономике дисбалансы, покрываемые в настоящее время высокими мировыми ценами на нефть;

• развертыванием мировых демографических тенденций (старение населения), сокращением численности трудоспособного населения на 8-10% за каждое пятилетие по-

* Статья подготовлена в рамках разработки Стратегии социальноэкономического развития Белгородской области до 2025 года

1 Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. - М.: Деловая литература, 2007 - 352 с.

И.Ю. БЕЛЕЦКАЯ31

1) Департамент экономического развития Белгородской области

2) Белгородский государственный университет

e-mail: boris gleb@bsu.edu.ru

3) Белгородский государственный университет

e-mail: Beletskaya I@bsu.edu.ru

сле 2010 года. Это задает нижнюю планку требуемого для компенсации сокращения трудовых ресурсов повышения производительности труда - не менее 3-4% в год;

• вероятным усилением уже наметившихся негативных процессов социальной инфраструктуры (ЖКХ, здравоохранение, общее образование);

• качественным изменением условий конкуренции на внутренних рынках, вызванных не только открытием товарных рынков, но и новыми процессами - глобализацией сферы обращения (торговля и финансы) и потребления;

• необходимостью модернизации производственно-технологической базы инфраструктурных отраслей (электроэнергетика, транспорт), а также сельского хозяйства, что потребует перераспределения ресурсов в экономике или приведет к расширению «кризисных зон»;

• исчерпанием технологических заделов в ряде высокотехнологичных отраслей экономики, что может привести к потере имеющихся позиций на внешних рынка высокотехнологичной продукции;

• сокращением к середине следующего десятилетия заделов рентабельных запасов природных ресурсов (нефть, руды цветных металлов и др.).

Перечисленные факторы задают инерционные траектории развития, анализ которых показывает предстоящий в России в ближайшие 10 лет ряд локальных кризисов, что создает качественно новый формат для социально-экономического развития регионов.

Основные вызовы (риски) на долгосрочную перспективу

Риск вступления России в ВТО

Присоединение к ВТО означает для России не только открытие своих рынков, но и выход на рынки других стран, превращение экономики страны в конкурентоспособную. Но данный процесс сопряжен с совокупностью рисков, основными из которых являются:

• увеличение конкуренции и приход «крупных игроков» на российский рынок;

• ограничения возможности предоставления субсидий на производство импортозамещающей продукции;

• снижение таможенных тарифов на ввоз промышленных товаров, которое должно осуществляться с учетом интересов отечественных производителей;

• изменение законодательной и нормативной базы в соответствии с требованиями, в частности, в сфере защиты интеллектуальной собственности и технического регулирования.

Наиболее существенные для региона факторы риска, связанные со вступлением России в ВТО:

• увеличение цен на энергоносители на внутреннем рынке;

• повышение степени открытости внутреннего рынка для иностранных компаний за счет вынужденного изменения таможенной политики;

• усиление конкуренции и потеря (утрата) позиций на внешнем рынке;

• изменение правовых условий деятельности хозяйствующих субъектов.

В результате действия выявленных факторов риска региональная экономика может оказаться в затруднительном положении из-за недостаточно высокой конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями региона, и негативности основной массы экономических агентов функционировать в новых условиях.

Позитивная в целом роль открытости внешнего рынка на этом этапе не сможет проявиться в полной мере. Поэтому постепенная перестройка, модернизация и обновление производства, формирование наукоемкой экономики способны изменить экономическую ситуацию в лучшую сторону, начиная с 2010-2012 гг.

Учитывая первоначальные трудности, с которыми неизбежно столкнется региональная экономика на первом этапе вступления в ВТО, следует обратить особое внимание на формирование соответствующих компенсационных механизмов, нейтрализующих риск и способных предотвратить возможный экономический кризис.

Риск сырьевой зависимости

Циклические колебания цен на товары российского сырьевого сектора на мировых рынках создает угрозу периодического снижения доходов от внешнеэкономической деятельности. В зоне риска находится нефтегазовый сектор, для которого характерны колебания цен, в том числе и в сторону понижения, на десятки процентов. Зоной значитель-

ного риска является черная металлургия, где рецессия может наступить уже в среднесрочной перспективе.

В России замедляются темпы добычи нефти, на этом основании прогнозируется потеря динамики роста нефтяных экспортных доходов. Рост поставок газа на внешние рынки в настоящий момент не в полной мере покрывается за счет интенсификации добычи на действующих месторождениях и ввода в действие новых, что может привести к дефициту газа в будущем.

Повышение цен на энергоносители в Белгородской области в перспективе может привести к сокращению общего объема производства, средней заработной платы, среднедушевого дохода, доходов регионального бюджета.

Наблюдается значительная зависимость экономики области от внешних факторов: конъюнктуры рынков и цен на железорудное сырье и черные металлы, размеров транспортных тарифов, цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы. Кроме того, в области высока доля износа тепловых сетей и существенно недостает собственных источников генерации электрической энергии.

В этих условиях приоритетной для региона становится задача ускоренного внедрения энергосберегающих технологий, необходимость дальнейшей диверсификации экономики в целях снижения доли черной металлургии и развития энергетической базы для экономического роста области.

Риски сырьевой зависимости управляемы на основе построения эффективной экономической политики при создании необходимой институциональной базы.

Риск технологического отставания

По данным Минобрнауки, в последние пятнадцать лет Россия значительно отстала по своему технологическом развитию от экономически развитых государств. Срок эксплуатации технологического оборудования превышает двадцать лет, а приборная и опытно-конструкторская база не обновлялась последние пятнадцать лет, что привело к отставанию научного оборудования на два поколения.

Исчерпание резервов основных фондов, т.е. резервы для существенного роста без технического перевооружения и создания новых производств в последующие годы практически отсутствуют. Технологическое отставание влечет за собой низкие показатели производительности оборудования (труда), высокие удельные расходы материальных энергоресурсов, устаревшие технологии производства.

Риск технологического отставания связан с утратой конкурентоспособности экономики регионов России, появлением возможности вытеснения продукции российских предприятий.

Российские компании, стремясь сохранить свою технологическую и кадровую конкурентоспособность, уже прибегают к ускоренному импорту стандартных технологий2, отдельных специалистов и менеджеров, передают подряды на технологически сложные работы западным компаниям, приобретают последние в расчете на получение современных ключевых компетенций. В частности, в России фиксируется отрицательный торговый баланс по экспорту-импорту технологий и платежей по импорту технологий.

Общий уровень финансирования научных исследований и проектных разработок в стране пока несопоставим с экономически развитыми странами. Доля отчислений на науку в настоящее время существенно ниже признанного мировым сообществом критического порога, при котором возможно поддержание и развитие интеллектуального потенциала страны.

Важнейшей характеристикой уровня развития инновационной деятельности региона является показатель величины внутренних затрат на исследования и разработки и его доли в валовом региональном продукте области.

Несмотря на то, что на протяжении последних лет наблюдается тенденция роста величины внутренних затрат на исследования и разработки, доля затрат на развитие на-

2 В регионах со стандартными геологическими условиями, например, в Западной Сибири, 85% заказов осваивают российские машиностроители. Там, где речь идет о проектах повышенной сложности, например, в Ненецком АО, используются, в основном, зарубежные технологии и оборудование (Национальный доклад «Инновационное развитие: основа ускоренного роста экономики Российской Федерации».- М.: Ассоциация менеджеров, 2006).

учных исследований и разработок в общих затратах на производство валового регионального продукта по-прежнему очень мала.

Поэтому одной из важнейших задач регионального управления является задача изыскания необходимых возможностей для сохранения и развития научно-технического потенциала региона.

Риск инвестиционной привлекательности

Решение долгосрочных системных проблем, стоящих перед экономикой России, сдерживают растущие глобальных экономические и геополитические риски.

Важнейшим аспектом модернизации государственного управления является проведение эффективной региональной политики. Для сегодняшнего дня характерна большая и всё усиливающаяся дифференциация между социально-экономическим развитием регионов - с преобладанием количества субъектов Российской Федерации, имеющих низкие показатели.

Рост экономической самостоятельности и политической значимости регионов Российской Федерации привели к возрастанию их роли в социально-экономическом развитии страны.

Современное состояние инвестиционного процесса в России характеризуется следующими особенностями:

• существенный дефицит инвестиционных ресурсов;

• радикальная перестройка условий хозяйствования в России, обусловленная формированием рыночных отношений, которая привела к тому, что государственное финансирование инвестиционной деятельности осуществляется в крайне небольших масштабах;

• резкое увеличение объема импорта в связи с происходящими процессами глобализации и интеграции регионов в мировую экономику.

Рост инвестиционной активности можно ожидать при наличии надежных предпосылок развития региона и его отраслей, возникающих в результате проведения рациональной инвестиционной политики, направленной на усиление привлекательности региона для инвесторов. Важнейшей характеристикой успешного социальноэкономического развития региона является уровень его инвестиционного климата, который включает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).

Привлечение инвестиций в регионы относится к числу наиболее важных задач, решаемых местными властями. Для этого необходимо совершенствование механизмов и мер по государственному регулированию инвестиционного рынка, включая действия по обеспечению экономической безопасности в регионе. Реальным критерием оценки эффективности инвестиционной политики и условием развития региона является снижение региональных рисков.

Белгородская область в 2007 году в ежегодном российском рейтинге («Эксперт РА») среди регионов Российской Федерации с уровнем инвестиционного риска ниже среднероссийского за последние 12 лет заняла вторую позицию. Область является регионом, имеющим одновременно стабильный и качественный инвестиционный климат, обладает высоким ресурсным и производственным потенциалом и характеризуется низким уровнем интегральных инвестиционных рисков, позволяющим региону значительно увереннее удерживать свои позиции по уровню инвестиционной привлекательности по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

Риск дефицита трудовых ресурсов

По прогнозу Минэкономразвития России, к 2020 г. население страны может сократиться по сравнению с 2001 г. даже при инновационном сценарии развития и составить 141,2 млн. человек. Численность населения в трудоспособном возрасте составит около 80 млн. человек или 60% всего населения страны.

В рамках существующего горизонта экономического планирования меры по увеличению рождаемости не способны привести к росту населения трудоспособных возрастов, поскольку в период до 2020 года родившиеся дети не успеют достигнуть трудоспособного возраста. Складывающаяся ситуация может создать серьезные дополнительные препятствия для достижения высоких темпов роста ВВП. В частности, рост рождаемости ведет к возрастанию социальной нагрузки на работающее население. Уменьшающееся работающее население вынуждено будет нести тройную дополнительную социальную на-

грузку: финансировать пенсионные и медицинские расходы для растущего числа пенсионеров; формировать часть собственной будущей пенсии в связи с переходом к накопительной пенсионной системе; осуществлять социальные расходы на нужды растущего числа детей и их родителей.

По прогнозу Центра стратегических разработок (ЦСР), который использовал консервативные оценки миграции, исходя из среднегодовой квоты 250 тыс. мигрантов в год и оценки потенциала наиболее вероятных стран-доноров миграционных процессов в Российскую Федерацию, за весь рассматриваемый период этот фактор дает около 3,5 млн. дополнительной численности трудоспособного населения.

Таким образом, совокупность мер демографической и миграционной политики обеспечит в целом по Российской Федерации около 5,7-5,8 млн. дополнительной численности трудоспособного населения. Это составляет примерно одну треть от ее снижения под действием демографических факторов и не сможет компенсировать ожидаемого падения численности населения в трудоспособных возрастах3.

По прогнозу Департамента экономического развития Белгородской области при общем приросте численности населения, для региона, начиная с 2016 года, также будет характерно снижение численности населения в трудоспособном возрасте.

В этих условиях труд будет одним из самых дефицитных ресурсов. Диспропорции рынка труда и системы профобразования станут в долгосрочной перспективе одним из самых существенных ограничений для устойчивого социально-экономического развития регионов4.

Не менее важным риском регионального развития является недостаточная эффективность использования человеческого капитала: высокая доля занятых, работающих на должностях, которые не соответствуют полученным квалификациям; высокая текучесть кадров на предприятиях и прочее. Рабочая сила в России постепенно перестает быть дешевой (доля фонда заработной платы в ВВП страны, по оценке Минэкономразвития России, к 2010 году должна достичь 27%).

Проблемы политики развития приграничных зон

Процесс развития приграничных территорий России имеет свои уникальные специфические особенности, влияющие на макроэкономическую политику государства:

• развитие приграничных регионов России имеет большое значение не только для повышения эффективности ее участия в мировой экономике, но и для улучшения региональных макроэкономических пропорций национальной экономики - важное условие повышения конкурентоспособности всего российского производства;

• среди регионов приграничного пояса более благоприятные условия для развития имеют те, которые располагаются на глобальных коммуникациях и на коммуникациях, обеспечивающих межрегиональное сотрудничество;

• повышение барьерности границ в таможенном или визовом отношении должно быть компенсировано ростом контактности в плане развития институтов международного хозяйственного сотрудничества;

• во внешней и макроэкономической политике необходимо принимать во внимание местные последствия для приграничных регионов общегосударственных акций, так как эти регионы не должны быть заложниками глобальной федеральной политики.

Приграничные регионы сильно различаются по условиям развития и приграничного сотрудничества. Наиболее эффективным в устранении приграничного барьера вхождения России в глобальную экономику может быть комбинация мер внутренней политики социально-экономических программ и специальных мер поддержки в виде международных соглашений на двусторонней основе по решению проблем контактности взаимных границ и хозяйственному развитию смежных территорий.

В ноябре 2003 года учрежден первый российко-украинский еврорегион «Слобожанщина» в составе Белгородской и Харьковской областей.

Наиболее крупными совместными проектами между приграничными регионами станут строительство между Белгородом и Харьковом автотрассы, соответствующей евро-

3 Глава Центра стратегических разработок М. Дмитриев. Какой будет Россия, или нужен ли нам демографический взрыв // http://www.izvestia.rU/economir./article3i03iQ5/

4 Индекс развития человеческого потенциала. Доклад о Программе развития ООН // www.belgorodsovet.ru

пеиским стандартам, сооружение на границе современного международного аэропорта. Одним из направлений приграничного сотрудничества, представляющим взаимный интерес для регионов является экология. Правительством Белгородской области и Харьковской областной государственной администрацией совместно разработана межрегиональная экологическая программа по охране и использованию вод бассейна реки Северский Донец.

Но, несмотря на это, имеющийся потенциал приграничного сотрудничества задействован далеко не в полной мере. Пока еще не существует четко сформулированной политики государств по отношению к приграничным территориям, формам их поддержки, привлечения инвестиций.

Устойчивость к внешним и внутренним рискам, поддержание условий поступательного экономического развития, эффективная интеграция в глобальную экономику возможны только при наличии эффективной социально-экономической политики, как на уровне России, так и ее регионов.

Таким образом, в современных условиях глобализации экономики России, характеризующейся элементами неопределенности и расширением зон рисковых ситуаций, необходимо определить, ранжировать и минимизировать возможные виды рисков для обеспечения финансово-экономической безопасности российского бизнеса.

KEY CALLS TO DEVELOPMENT OF REGION IN CONDITIONS GLOBALIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

A.V. SHULESHKO" L.N. BORISOGLEBSKAYA21

I.Y.BELETSKAYA3 A u f n

At a choice ot a way ot innovation ot development it is necessary to take Department ofeconomic devel- into account the risks and restrictions ot socio economic development, producer-opment ofthe Belg0r0d area ing by prospects ot the gradual introduction ot Russia in uniform world economic

space are possible. In work the key calls to development ot Russia and regions on 2) Belgorod state university long-term prospect are considered.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: boris gleb@bsu-edu.ru Key words: globalization, calls to development, risks and restrictions ot

, „ , j + + ■ ■+_ socio economic development, regional policy.

Belgorod state university r ° r j

e-mail: Beletskaya I@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.