Научная статья на тему 'Ключевые внутригосударственные организации, контролирующие деятельность в области экспорта вооружений в Швеции'

Ключевые внутригосударственные организации, контролирующие деятельность в области экспорта вооружений в Швеции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ВООРУЖЕНИЙ / ТОВАРЫ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ / WEAPONS EXPORT / DUAL-USE GOODS / STRATEGIC EXPORT CONTROLS / GLOBALIZATION / TRADE LIBERALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатькина Елизавета Игоревна

Система экспортного контроля продукции военного назначения всё чаще становится предметом исследований. В статье сделана попытка определить роль внутригосударственных организаций в принятии решений по контролю над экспортом вооружений. Рассмотрена деятельность основных организаций Швеции, устанавливающих экспортные ограничения на национальном и наднациональном уровне, приведены важнейшие положения решений и директив по данному вопросу. Уделено внимание роли бизнеса в шведской системе экспортного контроля. Автор статьи приходит к выводу о решающей роли внутригосударственных организаций, деятельность которых связана с контролем экспорта продукции военного назначения, и высокой степени важности участия в этой области международных организаций и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main domestic organizations controlling arms export in Sweden

The article is dedicated to the role of domestic organizations in controlling Swedish arms exports. We have reviewed and identified the key organizations engaged in arms export control in Sweden. The organizations that establish restrictions at the national and supranational level, as well as the main decisions and directives concerning this issue have been considered. Since business also plays an important role in the export control system in Sweden, attention is also paid to this issue. As a result of this study, we have concluded that domestic organizations play the crucial role in carrying out activities related to control of exports in the defense industry; at the same time, other elements such as international organizations and businesses are also fairly important.

Текст научной работы на тему «Ключевые внутригосударственные организации, контролирующие деятельность в области экспорта вооружений в Швеции»

История

Исторические науки и археология

DOI: 10.18721/JHSS.9401 УДК 327

ключевые внутригосударственные организации, контролирующие деятельность в области экспорта вооружений в Швеции

Е.И. Фатькина

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Система экспортного контроля продукции военного назначения всё чаще становится предметом исследований. В статье сделана попытка определить роль внутригосударственных организаций в принятии решений по контролю над экспортом вооружений. Рассмотрена деятельность основных организаций Швеции, устанавливающих экспортные ограничения на национальном и наднациональном уровне, приведены важнейшие положения решений и директив по данному вопросу. Уделено внимание роли бизнеса в шведской системе экспортного контроля. Автор статьи приходит к выводу о решающей роли внутригосударственных организаций, деятельность которых связана с контролем экспорта продукции военного назначения, и высокой степени важности участия в этой области международных организаций и бизнеса.

Ключевые слова: экспорт вооружений; товары двойного назначения; стратегический экспортный контроль; глобализация; либерализация торговли

Ссылка при цитировании: Фатькина Е.И. Ключевые внутригосударственные организации, контролирующие деятельность в области экспорта вооружений в Швеции // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9, № 4. С. 7-13. DOI: 10.18721/JHSS.9401

main domestic organizations controlling ARMS export in SwEDEN

E.I. Fatkina

Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications, St. Petersburg, Russian Federation

The article is dedicated to the role of domestic organizations in controlling Swedish arms exports. We have reviewed and identified the key organizations engaged in arms export control in Sweden. The organizations that establish restrictions at the national and supranational level, as well as the main decisions and directives concerning this issue

have been considered. Since business also plays an important role in the export control system in Sweden, attention is also paid to this issue. A a result of this study, we have concluded that domestic organizations play the crucial role in carrying out activities related to control of exports in the defense industry; at the same time, other elements such as international organizations and businesses are also fairly important.

Keywords: weapons export; dual-use goods; strategic export controls; globalization; trade liberalization

Citation: E.I. Fatkina, Main domestic organizations controlling arms export in Sweden, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 9 (4) (2018) 7-13. DOI: 10.18721/JHSS.9401

Введение

Распространение оружия массового уничтожения является, возможно, самой большой угрозой для безопасности мира. Создание международных организаций, связанных с проблемами экспортного контроля продукции военного назначения, а также развитие его механизмов замедлили распространение оружия, однако человечество вступает в новый и опасный для себя период, когда будет велика вероятность гонки вооружений, особенно на Ближнем Востоке, а достижения в области биологии могут повысить эффективность биологического оружия.

При этом нередко речь идет об экспорте оружия в страны, подвергшиеся серьезной критике за нарушения прав человека. Несмотря на активную поддержку Швецией развития международных механизмов контроля за экспортом вооружений, а также ее участие в международных операциях по поддержанию мира, сегодня эта страна является одним из крупнейших в мире экспортеров оружия, в пересчете на душу населения [1, с. 3].

Постановка проблемы и цели исследования

Система экспортного контроля продукции военного назначения всё чаще становится предметом исследований. Однако исследователи уделяют внимание изучению контроля за экспортом вооружений преимущественно в крупных государствах, например в США, России, великобритании. небольшие европейские государства, например страны Скандинавского региона, довольно редко становятся предметом подобных исследований. В то же время значительная часть исследований представлена на иностранных языках и носит общий характер.

В связи с этим представляется актуальным рассмотрение системы экспортного контроля за вооружениями в Швеции.

Методология

При изучении вопроса были использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, исторические и системный методы, что позволило обеспечить обоснованность выводов.

Результаты исследования

В 2006—2011 гг. общий объем экспорта вооружений из Швеции увеличился с 9,4 до 13,9 млрд шведских крон — это самый высокий показатель за всю историю страны. основными торговыми партнерами Швеции в 2012 г. были Индия (объем экспорта 1,4 млрд крон), Саудовская Аравия (922 млн), Франция (899 млн), Пакистан (615 млн) и Таиланд (600 млн) [2].

Очевидно, что в условиях нестабильной политической ситуации на международной арене Швеция, по соображениям внешней политики, политики безопасности и обороны, выбрала путь развития торговли оружием.

Рассматривая вопрос об экспорте вооружений, важно упомянуть схему принятия решений по нему и установления ограничений на наднациональном уровне. иногда это были меры, которые способствовали либерализации в торговле. Например, в 2012 г. риксдаг принял Директиву Евросоюза, призванную гармонизировать и либерализировать торговлю оружием в странах ЕС, т. е. способствовать торговле военным оборудованием между государствами — членами ЕС. Документ предусматривает установление правил выдачи лицензий на эк-

спорт, тем самым устанавливая нормы на наднациональном уровне. Что касается товаров двойного назначения, то государства — члены ЕС прилагают усилия для упрощения процесса лицензирования в рамках союза. Хотя экспорт таких товаров основан на законодательстве ЕС, контроль за экспортом военной техники осуществляется на национальном уровне. О деятельности в данной области сообщается риксдагу в ежегодном письме правительства о стратегическом экспортном контроле. Это обеспечивает прозрачность проводимой им политики [3, с. 5].

В отличие от многих других стран, в Швеции оборонная промышленность целиком принадлежит частному сектору экономики, и многие компании, занятые в этой сфере, являются иностранными. в последнее время отмечается тенденция к снижению внутреннего спроса, и в этой связи доля экспорта растет. Многие компании полностью зависят от экспорта. Если раньше основной целью такого производства являлась непосредственно оборона, то сегодня речь идет скорее об экономическом росте [4]. в сфере оборонной промышленности доминируют несколько крупных игроков, активно привлекается иностранный капитал.

Таким образом, с одной стороны, правительство Швеции сталкивается с необходимостью соблюдения правил, норм и директив ЕС, НАТО и ООН, максимально нацеленных на сокращение торговли в данной области, с другой, очевидна необходимость развития экономики страны, а следовательно, стимулирования экспорта вооружений.

Основным отличием экспорта продукции оборонной промышленности является строгая нормативная база. Требования к деятельности шведских компаний регулируются Законом о военной технике и Постановлением о военной технике. Кроме того, потенциальные компании-экспортеры должны получить разрешение ряда инстанций, например Инспекции по стратегической продукции (ISP), для осуществления такого рода экспорта. Задачи ISP, являющейся государственным агентством при министерстве иностранных дел, состоят в основном в принятии решений о лицензировании и контроле, об экспорте оружия и товаров двойного назначения в соответствии с различными правилами, требованиями и нормативными актами. Инс-

пекция является независимым директивным органом.

Для оформления запроса на поставку военного оборудования обычно требуется, чтобы власти страны-импортера выступили в качестве заявителя. Сделки по продаже крупной военной техники заключаются на правительственном уровне. Следует отметить, что спрос на подобные поставки постоянно растет.

Основные заказчики продукции военного назначения — отдельные государства, являющиеся одновременно источником инвестиций в шведскую оборонную промышленность. Спецификации требований к новым продуктам настолько технологически усовершенствованы, что исключительно коммерческие запросы в данной сфере в принципе невозможны. Сегодня большинство стран стремится сократить свои затраты на разработку оружия и наладить взаимодействие с другими государствами в области производства военного оборудования, что приводит к увеличению доли иностранного капитала и иностранной собственности в этой сфере.

Несмотря на приватизацию оборонных предприятий, ответственность за экспортный контроль в Швеции несет правительство. За политику правительства в данной области ответственен министр иностранных дел, а министр торговли работает с изменениями в нормативной базе. в шведской системе экспортного контроля исполнительными полномочиями наделена IsP, она принимает решение о возможности такого экспорта и в случае необходимости может консультироваться с правительством перед принятием окончательного решения. Таким образом, ISP, Совет по экспортному контролю (EKR) и частный сектор работают в тесной взаимосвязи, а ISP выступает посредником между бизнесом и государством [5, с. 17].

Совет по экспортному контролю является консультативным органом, занимающимся вопросами поставок вооружений за рубеж. Задача EKR — установление руководящих принципов для IsP, в соответствии с которыми инспекция должна принимать свои решения. Официальные представители министерства обороны и министерства иностранных дел Швеции участвуют в ежемесячных заседаниях EKR. Когда в начале 1980-х гг. в стране усилилась критика в отношении шведского экспорта вооружений, правительство объявило о

необходимости обеспечения прозрачности в этой области. Было предложено вопросы экспорта, имеющие принципиальное значение, рассматривать более тщательно. В этой связи в 1984 г. был создан Консультативный совет, состоявший из шести членов парламента. В 1996 г. он был преобразован в EKR. Состав Совета был расширен до десяти членов, чтобы «отразить» более широкий состав Совета по иностранным делам (в него вошли представители Партии охраны окружающей среды и Левой партии).

Сегодня цель EKR состоит в том, чтобы последовательно интерпретировать руководящие принципы для дальнейших проверок на их соответствие, что означает отсутствие влияния на решение напрямую, лишь через принципы [6, с. 32]. Всё, что рассматривается и решается в EKR, является конфиденциальным. Таким образом, общественность не имеет доступа к его рекомендациям по экспортному контролю.

До 1996 г. деятельность в данной сфере регулировалась исключительно на государственном уровне органом по контролю за экспортом военной техники — Военно-материальной инспекцией (KMI), созданной в 1935 г. при министерстве иностранных дел, затем ее полномочия были переданы ISP. Тем самым правительство делегировало полномочия по решению вопросов в столь деликатной сфере отдельному органу, находящемуся под ответственностью государства [7, с. 10].

Стоит также заметить, что ISP, прежде чем принять решение по важнейшим вопросам, должна консультироваться с EKR, хотя Совет и не имеет возможности накладывать официальный запрет на ее решения. Ежегодно EKR проводит около семи совещаний. На этих встречах министерство иностранных дел представляет свою оценку потенциальных стран-получателей, а министерство обороны дает оценку уровня важности сделки. В бывшем Консультативном совете все его члены имели право вето в каждом отдельном случае, т. е. принцип единогласия в работе Совета был основным, а роль государства в принятии им решений соответственно была ключевой. Позднее эта практика была отменена [8, c. 17].

В период с 2010 до 2015 г. контроль в области оборонной промышленности Швеции в значительной степени осуществлялся Комите-

том по экспорту вооружений, представлявшим интересы правительства. Основные цели Комитета: 1) способствовать экспорту шведских вооружений путем определения и упорядочения приоритетов действий правительственных учреждений; 2) проводить деятельность, связанную с экспортом в оборонном секторе, посредством общих мер по содействию экспорту оружия на международных рынках и организованной деятельности конкретных экспортных предприятий.

комитет нес ответственность за продажу и хранение оборудования в оборонном секторе, которое уже не требовалось для операций государства или стало непригодным для использования. кроме того, комитет координировал экспортную поддержку оборонных ведомств и представлял государство при продаже продукции военного назначения, а также способствовал тому, чтобы государство уделяло больше внимания анализу и установлению приоритетов в сфере развития шведского экспорта вооружений. Организация смогла обеспечить общую финансовую транспарентность, сформировать представление о государственных издержках в данной сфере. В 2015 г. в связи со сменой правительства деятельность комитета была приостановлена [9, с. 6].

Продвижение деятельности по поддержке экспорта вооружений осуществлялось также в рамках общего стимулирования экспорта министерством иностранных дел и военным атташе. Эти проблемы обсуждались координационными и рефератными группами по содействию деятельности правительства в сфере оборонной промышленности и вопросам поддержки экспорта. В управлении шведским материально-техническим обеспечением в области оборонной промышленности за развитие экспорта отвечал Департамент по экспорту и продажам. Это касалось главным образом крупных сделок, например по продаже истребителей Gripen и подводных лодок, других крупных систем, таких как Ейеуе [3].

Нельзя не отметить и Подразделение по стратегическому экспортному контролю (ESEK), являющееся государственным органом и действующее при министерстве иностранных дел. В сферу ответственности ЕSЕK входят разработка политики и международное сотрудничество в области обороной промышленности.

кроме того, ESEK взаимодействует с министерством, обеспечивая подготовку документов о деятельности в данной области, например ежегодных отчетов. Подразделение также является промежуточной инстанцией в случаях, когда ISP необходимо отправить запрос на рассмотрение правительству, и в целом контролирует деятельность организации. Высшей инстанцией в области контроля за экспортом вооружений в Швеции является министерство торговли.

Задачей ISP является также взаимодействие с компаниями-экспортерами. На совещаниях Инспекция предоставляет устную информацию о том, какие страны имеют право запрашивать лицензии на покупку вооружений. Если точная информация о конечном потребителе отсутствует, после консультации с EKR возможен запрос дополнительной информации. Если сомнение вызывает правовой статус личности в государстве-импортере, то окончательное решение о поставке оружия может быть отложено до тех пор, пока условия в этой стране не будут изменены, хотя формально запрет на продажу не выдвигается.

Компании — экспортеры вооружений обязаны ежеквартально представлять в ISP отчеты о своей деятельности за рубежом. Если ISP одобряет экспорт, лицензия на него обычно выдается лишь после того, как инспекция получит так называемый «сертификат конечного пользователя», т. е. гарантию того, что товар будет передан только получателю, указанному в лицензии на экспорт [10, с. 20].

С 1985 г. в рамках повышения транспарентности правительство ежегодно представляет отчеты о шведском экспорте военной техники. Это не является обязательным требованием, но такая процедура стала необходимостью после того, как в конце 1970-х и начале 1980-х гг. было обнаружено большое количество спорных, а иногда и незаконных поставок оружия. Швеция стала первой европейской страной, представившей подобный отчет, в котором содержится описание законов и руководящих принципов, применяемых в этой области, а также список всех стран, в которые она экспортировала военную технику и товары двойного назначения [11, с. 18].

Следует отметить еще две организации, не связанные с деятельностью на государственном

уровне, но действующие в сфере оборонной промышленности.

Шведская ассоциация безопасности и оборонной промышленности (SOFF) — это объединение, в которое входит более 90 предприятий, занятых в производстве военного оборудования, техники и продукции двойного назначения, с суммарным оборотом более 49 млрд шведских крон (по данным на 2009 г.). Ассоциация, подчеркивая важность роста экспорта вооружений для развития экономики Швеции, ставит перед собой задачу объединить ресурсы организаций в данной области и создать хорошие условия для производства и продаж [12].

Наряду с этим SOFF сотрудничает с аналогичными организациями в других странах и является членом Ассоциации аэрокосмической и оборонной промышленности в Европе, Промышленной консультативной группы НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира» и имеет ряд соглашений о сотрудничестве с ассоциациями в других странах. осуществляется и тесное сотрудничество со Шведской ассоциацией гражданской безопасности.

Шведское общество мира и арбитража (Svenska Freds) рассматривает вопрос торговли оружием в первую очередь с моральной точки зрения. Это партийное политическое и религиозное объединение было основано в 1883 г. В нем в 2009 г. насчитывалось около 5 500 членов. Цель организации — прекращение торговли оружием. За свою деятельность Общество получило Нобелевскую премию мира [4].

Заключение

Изложенное выше позволяет четко определить систему осуществления контроля за экспортом вооружений в Швеции и в то же время выявить основные трудности, с которыми сталкивается правительство этой страны. С одной стороны, бизнес сосредоточил в своих руках всю шведскую военную промышленность и активно привлекает иностранный капитал для производства. с другой стороны, нельзя не отметить крупные международные организации, диктующие свои правила торговли оружием, чаще всего создающие новые торговые барьеры, что связано со стремлением к сокращению объема вооружений в мире и борьбой с распространением оружия в страны с недемократическим режимом. Наряду с этим такие организации, как

ISP и SOFF, помогают наращивать экономический потенциал в данной сфере в соответствии с нормами и требованиями, не противореча законодательству. Однако, несмотря на тот факт, что вся оборонная промышленность Швеции

находится в руках частных компаний, государство имеет четкую структуру и механизмы регулирования в области экспорта вооружений, что выгодно отличает Швецию среди участников международного рынка торговли оружием.

список литературы

1. European Security Strategy — A Secure Europe in a Better World. URL: http://europa.eu/globalstrategy/ en/european-security-strategy-secure-europe-better-world (дата обращения: 09.09.2018).

2. Ronnestig E. Swedish Arms Export Idealistic goals with realistic means — Three cabinet formations during 2002—2014. Swedish National Defence College, 2014. 34 p.

3. Tydligare roller och okad transparens En uppfolj-ning av Forsvarsexportmyndigheten. URL: http://www. statskontoret.se/globalassets/publikationer/2014/201430. pdf (дата обращения: 09.09.2018).

4. Svenska Freds och Skiljedomsforeningen. Vape-nindustrin i Sverige. URL: http://www.svenskafreds.se/ vapenindustrin-i-sverige (дата обращения: 09.09.2018).

5. Pyka A., Burghof H.-P. Innovation and Finance. N. Y.: Routledge, 2014. 190 p.

6. Davis I. The Regulation of Arms and Dual-Use Exports Germany, Sweden and the UK. N. Y.: Oxford Univ. Press Inc., 2002. 360 p.

7. Inspektion för strategiska produkter. Verksamhet. ISP, Stockholm, 2011. 32 s.

8. SOU 2005:009 KRUT Reformerat regelverk för handel med försvarsmateriel. Norstedts Juridik AB, 2005. 345 s.

9. Strategic Export Control in 2013 — Military Equipment and Dual-Use Items? Government Communication 2013/14:114, 2013. 79 s.

10. Lindahl R. Fokus pä vapenhandeln. Svenska Freds och Skiljedomsföreningen, 2001. 49 s.

11. Rosengren J. Svensk vapenexport — varför (inte)? Örobro Univ., 2011. 38 s.

12. Om SOFF. URL: https://soff.se/om-soff/ (дата обращения: 09.09.2018).

Фатькина Елизавета Игоревна

E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.09.2018 г.

references

[1] European Security Strategy — A Secure Europe in a Better World. Available at: http://europa.eu/global-strategy/en/european-security-strategy-secure-europe-better-world (accessed 09.09.2018).

[2] E. Ronnestig, Swedish Arms Export Idealistic goals with realistic means — Three cabinet formations during 2002—2014, Swedish National Defence College, 2014.

[3] Tydligare roller och okad transparens En uppfoljning av Forsvarsexportmyndigheten. Available at: http://www.statskontoret.se/globalassets/ publikationer/2014/201430.pdf (accessed 09.09.2018).

[4] Svenska Freds och Skiljedomsforeningen. Va-penindustrin i Sverige. Available at: http://www.svenska-freds.se/vapenindustrin-i-sverige (accessed 09.09.2018).

[5] A. Pyka, H.-P. Burghof, Innovation and Finance, Routledge, New York, 2014.

[6] I. Davis, The Regulation of Arms and Dual-Use Exports Germany, Sweden and the UK, Oxford Univ. Press Inc., New York, SIPR, 2002.

[7] Inspektion för strategiska produkter. Verksamhet, ISP, Stockholm, 2011.

[8] SOU 2005:009 KRUT Reformerat regelverk för handel med försvarsmateriel, Norstedts Juridik AB, 2005.

[9] Strategic Export Control in 2013 - Military Equipment and Dual-Use Items? Government Communication 2013/14:114, 2013.

[10] R. Lindahl, Fokus pä vapenhandeln, Svenska Freds och Skiljedomsföreningen, 2001.

[11] J. Rosengren, Svensk vapenexport — varför (inte)? Örobro Univ., 2011.

[12] Om SOFF. Available at: https://soff.se/om-soff/ (accessed 09.09.2018).

Fatkina Elizaveta I.

E-mail: [email protected]

Received 29.09.2018.

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.