УДК 339.564
Фатькина Елизавета Игоревна
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича,
Lizzza92@mail.ru
ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ШВЕЦИИ В СФЕРЕ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В статье предпринята попытка рассмотреть и определить роль шведских предприятий в становлении и развитии государственной системы экспортного контроля. Автором рассмотрены крупнейшие предприятия Швеции, их развитие во второй половине XX века. Рассматривается также степень глобализации в этой сфере, уделяется внимание вопросу принадлежности шведских предприятий к крупным международным корпорациям. Несомненно, такие факторы, как высокий уровень зависимости государства от экспорта и активное участие в международных программах и организациях, имеют ключевое значение. Автор сосредотачивает внимание на истории развития и слияния крупнейших государственных организаций, приходя к выводу о явной тенденции к либерализации в сфере экспорта вооружений в Швеции, связанной, в частности, с сокращением внутренних потребностей государства и повышением спроса за рубежом.
Ключевые слова: система экспортного контроля, оборонная промышленность Швеции, глобализация, либерализация торговли, взаимозаменяемости продукции, производители военной техники, международная торговля.
Шведская военная промышленность начала развиваться в разгар Второй мировой войны, поскольку правительство этой скандинавской страны должно было быть уверено в подготовленности Швеции в случае возможного нападения. Защита государства при этом не должна была зависеть от других стран. Планировалось, что предприятия могли быть как государственным, так и частными, но шведскими, а целью государственной военной промышленности по плану была не прибыль, а лишь производство для нужд обороны страны. Однако в действительности шведское правительство предпочло использовать контракты с частными компаниям, ориентированными на получение доходов.
Сегодня в сфере производства военной продукции Швеции четко видны тенденции к глобализации. Так, трудно назвать полностью шведские предприятия в сфере оборонной промышленности. Все компании находятся в частной собственности и многие из них принадлежат крупным международным корпорациям или иностранным акционерам, а значительная доля шведских товаров производится и собираются в других странах. В то же время шведские компании активно инвестируют
за рубеж, налаживая там производство. В качестве примеров можно упомянуть офисы компании Saab в Австралии, США, Южной Африке, Германии, Норвегии, Дании и Финляндии, концерна Volvo в США и Норвегии и фирмы PartnerTech в Польше, Великобритании, Финляндии, Норвегии и США.
Трудно провести черту между производством военной продукции для внутреннего и внешнего рынков. Очевидно, что международная торговля в данной сфере важна для обеспечения экономической устойчивости, ведь внутренние потребности страны не настолько велики, однако экспорт достаточно востребован. Будучи небольшим европейским государством, Швеция в значительной степени зависит от экспорта, а экспорт в данной области на душу населения является одним из самых высоких в Европе (рис. 1).
И хотя оборонная промышленность играет важную роль в обеспечении военной техникой шведских вооруженных сил, не все может быть разработано и произведено в Швеции. Согласно решению Риксдага, Швеция должна стремиться участвовать в программах международного сотрудничества с тем, чтобы иметь возможность разделять издержки и обеспечить взаимозаменяемость [2, с. 9].
Vapenexport per capita
201t 2012 2013 2014
1. Sverige 1. Israel i. Israel 1. Israel
2. Israel 1. Ryssiand 2. Ryssland 2. Schweiz
3. Brunei 3. Sverige 3. Sverige 3. ftyssland
4. Ryssiand 4. Nederländerna 4, Vitryssland A. Sverige
5. Frankrike 5. Norge 5. Schweiz Nederländerna
6. Schweiz 6. USA 6. Frankrike 6. USA
7. Nederlandema 7. Ukraina 7. Siorbritannien 7. Frankrike
8. U5A 8. Schwei; 3. USA 3. Storbritannien
9. Bosnien- 9. Frankrike 9. Nederländerna 9. Norge
Herze?ovina 10, Nya Zee lard Ю. Finland 10. Spanien
Ю. Norge
Рис. 1. Позиции европейских государств, лидирующих в области экспорта вооружений (2011-2014 гг.) [6]
Вестник КГУ ^ № 4. 2018
© Фатькина Е.И., 2018
66
Нельзя не отметить, что хорошо сбалансированный импорт и экспорт военного оборудования как раз является гарантией взаимозаменяемости продукции.
Экспорт боевой техники способствует сохранению компетенции и потенциала шведских компаний и помогает поддержать дальнейшее развитие шведских вооруженных сил. Доля экспорта увеличилась в последние годы и по-прежнему превышает 50 % [1, с. 16]. Отметим, что шведская оборонная промышленность тесно связана с международной оборонной промышленностью как с точки зрения прав собственности и территории производства, так и в области обслуживания. Успешный экспорт, а также исследования и технологии, разработанные для потребностей шведских вооруженных сил, способствуют тому, что шведская оборонная промышленность привлекает интерес иностранных государств.
После Второй мировой войны стало возможным выделить ряд компаний, ставших доминирующими производителями на рынке шведской военной техники и автомобильной промышленности. В авиационной отрасли такими компаниями были Saab-Scania, Volvo и Ericsson, производившие более 80 % продукции. Что касается остального военного оборудования, то самыми важными компаниями были Bofors, FFV и ASEA. Конечно, Saab, Scania и Volvo наиболее широко известны в сфере производства как техники гражданского, так и военного назначения. Проблема заключалась в том, что все три компании в начале своего пути были не слишком крупными, а производство не было достаточно диверсифицированным для того, чтобы компании могли развиваться независимо. Это, вероятно, и стало причиной значительного количества слияний, объединений и совместных разработок, ведь сегодня самые крупные шведские компании в сфере автомобильной и оборонной промышленности более не являются исключительно шведскими. Можно выделить несколько важных событий. Так, Volvo был куплен Ford в 1999 году, а в 2010 году продан китайскому концерну Geely. Saab Autimobile был продан в 2 этапа (1990 год и 2000 год) General Motors, а затем голландскому производителю спортивных авто Spyker в 2010 году, однако в 2011 году уже разорился (по причине неудачных переговоров General Motors и из-за отказа в продаже некоторых технологий). В 2006 году Volvo поглощает Nissan Diesel, одновременно купив и их технологии [7, с. 28].
Ошибочно, однако, полагать, что данная тенденция исключительно современная, поскольку уже в 50-е гг. ХХ века руководство Volvo приняло решение о том, что им необходимо выходить на американский рынок. Уже в 70-е гг. США стали самым крупным рынком для Volvo, переместив, таким образом, фокус со шведского рынка. С 1972 года этот концерн начинает занимать доминирующую позицию в DAF Trucks - отчасти для того, чтобы
расширить производство небольших автомобилей, отчасти из-за уникальной системы двигателей, разработанной DAF Trucks. А гидравлические технологии, используемые в авиационных двигателях, были впервые использованы Volvo в грузовых автомобилях и строительном оборудовании [5, с. 126].
Следует отметить, что с тех пор произошли некоторые изменения, и шведская оборонная промышленность изменила структуру. Когда в 2000 году Saab поглотил Celsius Group, государство полностью утратило контроль над производством в сфере оборонной промышленности. Эта сделка, по сути, означала, что все производство оружия в Швеции было приватизировано и открыто для иностранной собственности. На сегодняшний день, к примеру, около 150 компаний в Швеции имеют разрешение на производство военной техники [4]. Около 40 из них также активно работает на экспорт. Ежегодно Швеция продает оружие на сумму не менее 30 млрд шведских крон, однако по структуре многие компании являются дочерними и принадлежат крупным иностранным корпорациям.
Saab сегодня производит около 80 % военной техники и оборудования. С переходом верфей Kokmus в Карлскруне от немецкого концерна Thyssen-Krupp к SAAB (еще в 2014 году), производство боевых самолетов считается полностью шведским, по крайней мере с точки зрения собственности. SAAB (Svenska Aeropllan Aktiebolaget) была основана в 1937 году для производства военных самолетов для обороны Швеции. Первый завод в Тролльхеттане открылся в 1938 году. В 1965 году компания сменила название на Saab AB, а также начала разработку автомобилей. Saab automobile имеет не менее запутанную в плане слияний и поглощений историю. В 1949 году было запущенно массовое производство. Интересно, что практически всю историю существования производство автомобилей Saab было убыточным, но в тоже время инновационным в плане технологий. В автопром Saab привнес ряд технологий безопасности, заимствованных из авиационной промышленности. К примеру, первая система защиты от бокового удара была представлена Saab в 1972 году. Однако производить доступные или же люксовые автомобили Saab не мог, и в 1900-2000 годах был продан General Motors , который на тот момент нуждался в качественном бренде и был готов сделать финансовые вложения, которых не хватало компании [5, с. 152].
Сегодня Saab является крупнейшим экспортером военной техники в Швеции и представляет более 60 % экспорта шведских вооружений [9], имеет долгую и довольно сложную историю. С декабря 2005 года компания участвовала в проекте Dassault nEUROn и приобрела Ericsson Microwave Systems в 2006 году, а также начала производство в сфере радиолокационных и сенсорных систем, в том числе представила свою радарную систему Erieye.
Вестник КГУ ^ № 4. 2018
67
Saab Tech Electronics насчитывает более 200 сотрудников и является ведущим поставщиком оборудования для радиоэлектронной борьбы в целях обороны Швеции. Компания также установила оборудование на большое количество истребителей, таких как JAS, Tornardo, F-14, Mirage и Eurofighter. Saab Bofors Dynamics производит продукцию для компании Bofors, в том числе ракеты Robot 70 и BAMSE ВВС, гранатомет Carl-Gustaf и торпеды.
Компании BAE Systems Bofors, и BAE Systems Hägglunds, производящие боеприпасы, гранаты и боевые машины, являются частью британской группы BAE Systems, а точнее ее американского подразделения BAE Systems Land & Armament. Другие компании - Nammo Sweden, принадлежащие компании Nammo, со штаб-квартирой в Норвегии - производят боевые боеприпасы и военные компоненты.
В сентябре 2013 года в средствах массовой информации сообщалось, что Boeing и Saab начнут сотрудничество по производству истребителей Gripen, а три года спустя, в соответствии с требованиями ВВС США по подготовке к повышению квалификации пилотов, был разработан первый Boeing T-X [8].
Распад Советского Союза и роспуск Организации варшавского договора стали отправным сигналом для полной реорганизации вооруженных сил Швеции, что привело, в свою очередь, к масштабной реструктуризации оборонной промышленности. Поэтому период 90-х гг. XX века для шведской оборонной промышленности является важным в плане слияний и объединений компаний, а также объединения усилий для работы над различными общими проектами. Причем нередко шведские компании объединялись с иностранными.
Так, Celsius, одно из крупнейших военных предприятий в Швеции, в 1991 году приобрело Förenade Fabriksverken (FFV), а в 1992 объединилось с Bofors. В 1995 году Saab объединил усилия с британской оборонной и аэрокосмической компанией British Aerospace (BAE), крупнейшим в Европе и третьим в мире производителем военной техники, для совместной разработки истребителей JAS. В 1998 году BAE приобрела 35 % акций Saab. Сотрудничество в основном проходило в рамках совместной работы над шведскими истребителями JAS и британскими самолетами Hawk. Hägglunds Vehicle, крупнейший в Швеции производитель военной техники, был куплен британской компанией Alvis в 1997 году [9].
Ericsson и Saab объединили свои усилия в нескольких проектах. Интересно, что лишь около 1 % общего объема продаж Ericsson, - военная техника, однако компания по-прежнему занимает второе место среди шведских производителей оборонной промышленности. В 1998 году Ericsson продал военную технику на 2,092 млн. шведских
крон. Ericsson Microwave Systems производит военные радиолокационные системы для истребителей и противовоздушной обороны. В 1999 году Ericsson Microwave Systems подписала крупный контракт на поставку военных радиолокационных систем в Грецию на сумму около 4 млрд шведских крон. Ericsson являлся частью промышленной группы, занятой в производстве истребителей JAS, просуществовавшей с 1980 по 2008 год, включавшей в себя также Volvo Aero и Saab [3, с. 37].
В июле 1999 года Saab объявил, что приобретает все технологии Barracuda Technologies от Hägglunds Vehicle. Kockums, ведущий производитель подводных лодок в Швеции, был продан шведским Celsius немецкой компании HDW в октябре 1999 года. В то же время Celsius купил 25 % HDW. В ноябре 1999 года Saab продолжил свой путь к тому, чтобы стать крупнейшим в Швеции производителем военной техники и объявил о желании приобрести Celsius. В течение следующих месяцев был приобретен весь Celsius, в том числе акции немецкого HDW. Таким образом, Saab стал самым крупным экспортером военной техники в Швеции.
Согласно ежегодному перечню крупнейших мировых производителей военной техники, составленному журналом Defense News, «новый» Saab занимает 22-е место среди крупнейших в мире производителей военного оборудования в 1999 году [3, с. 22]. По данным SIPRI - Стокгольмского института исследования проблем мира, Saab и Celsius продали в 1998 году военную технику на 14,7 млрд шведских крон, что соответствует примерно 65 % от общего объема экспорта [10].
Летом 2000 года Saab продал Bofors Weapons Systems (Bofors Defense) США, однако основная деятельность предприятия все же сконцентрирована в Швеции. Компания Bofors была основана в 1646 году в городе Бергслагене как сельскохозяйственное предприятие, также занималась добычей железа и леса. В 1883 году Bofors получил свой первый заказ на производство оружия и стал производить военную технику. Bofors Gullspäng был приобретен Альфредом Нобелем в 1894 году и был в его распоряжении до 1896 года. Во время Второй мировой войны Bofors заключил уникальное соглашение с сфере оборонной промышленности со шведским государством и расширил производство. В 2005 году британская компания по производству военной техники BAE Systems купила Bofors, и в связи с этим Bofors изменил свое название на BAE Systems Bofors AB [9].
Концерн Hägglunds, основанный в 1998 году, продает оборонную технику на сумму 1,548 млн шведских крон, 98 % производства предприятия -военная техника. Hägglunds принадлежит британскому Alvis и в основном производит различные виды боевых машин [1, с. 67]. Hägglunds & Soner
68
Вестник КГУ ^ № 4. 2018
была основана в 1899 году как фабрика столярных изделий. В 1950-х годах Hägglunds получил первый заказ на танк от шведских вооруженных сил, и с тех пор развивается в данной сфере. В 1997 году Hägglunds была продана британской компании Alvis, которая, в свою очередь, была приобретена британской BAE Systems, купившей Hägglunds [9].
Изложенный выше материал позволяет сделать следующие выводы: Швеция, несмотря на проводимую мирную политику, является одним из крупнейших производителей военного оборудования на мировой арене. В связи с низким спросом внутри государства компании, занятые в сфере оборонной промышленности, сильно зависят от экспорта. Сегодня производство шведского военного оборудования находится полностью в частной собственности, что, безусловно, ограничивает влияние государства. Нельзя не сказать о высоком уровне иностранной собственности. Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, данная особенность еще больше способствует упрощению контроля государства в данной сфере, фактически сводя его к минимуму. С другой же стороны, либерализация международной торговли в такой важной для Швеции сфере, как оборонная промышленность, обусловлена не в последнюю очередь тенденцией к унификации и взаимозаменяемости продуктов и материалов. Это позволяет создавать стандарты, в том числе международные, а также способствует развитию глобализации.
Библиографический список
1. Davis I. The Regulation of Arms and Dual-Use Exports Germany, Sweden and the UK. - New York: Oxford University Press Inc., SIPR, 2002. - 360 p.
2. Försvarspolitiskt samarbete - effektivitet, solidaritet, suveränitet: Rapport frân Utredningen om Sveriges internationella försvarspolitiska samarbete. -Regeringskansliet, 2013. - 141 p.
3. Lindahl R. Fokus pâ vapenhandeln. - Svenska Freds-och Skiljedomsföreningen, 2001. - 49 s.
4. Motion till riksdagen 2017/18:3826 av Stig Henriksson och Amineh Kakabaveh [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://data.riksdagen.se/ dokument/H5023826#_Toc492466633 (дата обращения: 09.09.2018).
5. PykaA., Burghof H.-P. Innovation and Finance. -New York: Routledge, 2014. - 190 p.
6. Svenska Freds- och Skiljedomsföreningen. Snabba fakten om vapenexporten [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.svenskafreds.se/ snabba-fakta-om-vapenexporten (дата обращения: 09.09.2018).
7. Swedish Arms Export in 1997 A Government Report. - Ministry for Foreign Affairs Strategic Export Control Division Stockholm, 1998 (May). - 34 p.
8. SOU 2005:009 KRUT Reformerat regelverk för handel med försvarsmateriel. - Norstedts Juridik AB, 2005. - 345 s.
9. Svenska Freds-och Skiljedomsföreningen. Vapenindustrin i Sverige [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.svenskafreds. se/vapenindustrin-i-sverige (дата обращения: 09.09.2018).
10. Trends in international arms transfers, SIPRI Fact Sheet, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sipri.org/ (дата обращения: 09.09.2018).
References
1. Davis I. The Regulation of Arms and Dual-Use Exports Germany, Sweden and the UK. - New York: Oxford University Press Inc., SIPR, 2002. - 360 p.
2. Försvarspolitiskt samarbete - effektivitet, solidaritet, suveränitet: Rapport fran Utredningen om Sveriges internationella försvarspolitiska samarbete. -Regeringskansliet, 2013. - 141 p.
3. Lindahl R. Fokus pa vapenhandeln. - Svenska Freds-och Skiljedomsföreningen, 2001. - 49 s.
4. Motion till riksdagen 2017/18:3826 av Stig Henriksson och Amineh Kakabaveh [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://data.riksdagen. se/dokument/H5023826#_Toc492466633 (data obrashcheniya: 09.09.2018).
5. Pyka A., Burghof H.-P. Innovation and Finance. -New York: Routledge, 2014. - 190 p.
6. Svenska Freds- och Skiljedomsföreningen. Snabba fakten om vapenexporten [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.svenskafreds.se/ snabba-fakta-om-vapenexporten (data obrashcheniya: 09.09.2018).
7. Swedish Arms Export in 1997 A Government Report. - Ministry for Foreign Affairs Strategic Export Control Division Stockholm, 1998 (May). - 34 p.
8. SOU 2005:009 KRUT Reformerat regelverk för handel med försvarsmateriel. - Norstedts Juridik AB, 2005. - 345 s.
9. Svenska Freds-och Skiljedomsföreningen. Vapenindustrin i Sverige [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.svenskafreds.se/ vapenindustrin-i-sverige (data obrashcheniya: 09.09.2018).
10. Trends in international arms transfers, SIPRI Fact Sheet, 2010 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.sipri.org/ (data obrashcheniya: 09.09.2018).
Вестник КГУ № 4. 2018
69