УДК 338 ББК 65
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10098
Ключевые векторы экономической политики России и Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе: нахождение баланса конкуренции и сотрудничества
Key Vectors of Economic Policy of Russia and China in the Asia-Pacific Region: Finding a Balance of Competition and Cooperation
Евгений Леонидович ЛОГИНОВ,
доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, руководитель Проектного центра Международного научно-исследовательского института проблем управления (МНИИПУ)
E-mail: [email protected]
Светлана Ивановна БОРТАЛЕВИЧ,
доктор экономических наук, доцент, заведующая Центром исследования проблем развития энергетических рынков и энергетической инфраструктуры, Институт проблем рынка РАН
E-mail: [email protected]
Юлия Александровна РОМАНОВА,
доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН
E-mail: [email protected]
Владимир Улукбекович ЧИНАЛИЕВ,
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, Институт проблем рынка РАН
E-mail: [email protected]
Александр Анатольевич ШКУТА,
доктор экономических наук, профессор департамента «Мировой экономики и мировых финансов», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
E-mail: [email protected]
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-010-00956 А «Стратегия внедрения элементов цифровой экономики России для оптимизации взаимодействия агрегированных групп экономических агентов на основе развития логистики цифровых активов и интеллектуальной мобильности»).
Аннотация. В статье рассматривается механизм реализации экономических интересов России при развитии интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе с участием Китая. Предлагается использование пула электронных торговых площадок как элементов российской концепции «Электронная экономика» с опорой на цифровую платформу управления.
Ключевые слова: мировая экономика, Россия, Китай, Азиатско-Тихоокеанский регион, инвестиции, проекты, поставки
Введение
Мировая экономическая и политическая динамика усложняет условия участия России в интеграционных процессах в АТР [3; 4]. Главным проектом здесь является Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) — мегарегио-нальное торговое соглашение, которое объединит страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) с Китаем, Японией, Республикой Кореей, Индией, Австралией и Новой Зеландией.
Основным бенефициаром развития ВРЭП является Китай [1]. ВРЭП в прогнозируемом векторе развития приводит к резкому усилению экономической зависимости стран — торговых партнеров от Китая, в том числе к масштабному увеличению китайского товарного экспорта в эти страны. Это относится и к России. Поэтому России в отношении участия в соглашениях ВРЭП о либерализации торговли, активно «продавливаемых» Китаем в свою пользу, целесообразно не торопиться, уходя от прямой экономической конфронтации с США и избегая усиления зависимости от Китая. Прежде всего, предлагается пока развивать двухсторонние отношения с отдельными странами АТР.
Векторы реализации экономических интересов России в АТР
Векторы реализации экономических интересов России при развитии интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе таковы:
■ необходимо развитие недолларовых форм валютных расчетов и иных операций России со странами АТР. Слабое место инвестиционных процессов в странах АТР — это использование доллара США как валюты международных займов. Поэтому необходимо создание региональных рынков долговых обязательств с участием российского рубля и национальных валют стран АТР (прежде всего — Китая). В первую очередь, такие рынки следует создать в Китае и Син-
Abstract. The article discusses the mechanism for realizing Russia's economic interests in the development of integration processes in the Asia-Pacific region with the participation of China. It is proposed to use a pool of electronic trading platforms as elements of the Russian concept of "Electronic Economy" based on a digital management platform.
Key words: global economy, Russia, China, Asia-Pacific region, investments, projects, supplies
гапуре с участием крупных российских банков путем заключения договоров с крупными банковскими группами этих стран (в том числе о валютных парах «рубль — юань», «рубль — сингапурский доллар» и пр., двусторонних своп-линиях). Это позволит российским компаниям преодолеть экономические санкции, направленные на блокирование возможности привлечения ими займов за рубежом. России необходимо расширить практику перехода на расчеты в национальных валютах во внешнеторговых контрактах из расчета, что в среднесрочной перспективе минимум 2/3 экспорта и 1/3 импорта в двусторонних расчетах должны происходить в национальных валютах стран-партнеров;
■ необходима ускоренная цифровая (управленческая) интеграция транспортно-инф-раструктурных систем и информационно-логистических сервисов России и Китая для выстраивания единого мультимодаль-ного пространства Азия — Европа с целью ускорения и удешевления перевозок грузов и пассажиров и более полной загрузки имеющихся и перспективных транспортных мощностей и логистических хабов обеих стран. Для этого ОАО «Российские железные дороги» должно реализуемые меры по цифровизации своей работы структурировать как российскую часть российско-китайского совместного проекта, предложив китайской стороне заключение договора о сотрудничестве в этой сфере;
■ целесообразна разработка стандартизированных организационно-информационных и финансовых механизмов для заключения средне- и долгосрочных (на 15—20 лет) контрактов китайских компаний с российскими компаниями по производству различной сельскохозяйственной продукции, включая ее переработку и транспортировку (с целевой подготовкой сельхозугодий и строительством необходимых объектов производственной и логистической инфраструкту-
ры), с возможностями привлечения китайских страховых компаний и банковских организаций для страхования производственных и ценовых рисков и хеджирования валютных рисков. Для этого необходимо привлечь к данной программе Российский сельскохозяйственный банк как государственного агента-координатора (в ряде случаев гаранта) заключения таких сделок с привлечением к этой работе администрации субъектов Российской Федерации (прежде всего на Дальнем Востоке);
■ необходимо выстраивание российско-китайского инфраструктурного проекта для транспортировки пула базовых топливно-энергетических ресурсов (по образцу предложенного Президентом России Азиатского энергетического кольца) в страны Азии. Распределение обязанностей: Россия — поставки ТЭР и части оборудования для транспортировки топливно-энергетических ресурсов (далее — ТЭР); Китай — поставки оборудования для транспортировки ТЭР и генерации электроэнергии. Проект ориентирован на строительство в странах Азии российскими и китайскими компаниями объектов энергетической инфраструктуры, формирования в этих странах Азии энергопотребляющих кластеров, увязанных с проектом Экономического пояса Шелкового пути, как долгосрочных покупателей ТЭР из России и оборудования из Китая;
■ целесообразно формирование российско-китайской программы для стран Азии по массовой подготовке высококвалифицированных кадров — студентов бакалавриата со знанием трех языков — русского, китайского и английского — по схеме 2 х 2: два года в России и затем два года в Китае и, наоборот, в ведущих университетах обеих стран по наиболее востребованным специальностям (цифровые технологии, топливно-энергетические технологии, производство сложной оборонной техники, научные исследования и управление инновациями и пр.) с одно-, двух- и трехсторонним финансированием, в том числе с предоставлением государственных кредитов и банковского кредитования, с возможностью продолжать учебу в магистратуре и аспирантуре и пр.
Формирование
Евразийского распределенного мегахаба
В условиях наличия глобального геоэкономического проекта, реализуемого Китаем, —
Экономического пояса Шелкового пути, призван-
ного коренным образом переформатировать зоны стратегического влияния в существенном сегменте мировой экономики, необходима новая управленческая модель партнерского российского проекта — формирование кластера транспортно-транзитных и топливно-энергетических коридоров АТР для поставок российских ресурсов азиатским потребителям.
Организационным ядром кластера транспор-тно-транзитных и топливно-энергетических коридоров должен являться Евразийский распределенный мегахаб как комплекс сетевых узлов и транспортно-распределительных центров ресур-со- и услугоснабжения [1; 13].
Технологической базой такого проекта является инфраструктура производства, транспортировки и сбыта топливно-энергетических, сырьевых, продовольственных и подобных ресурсов и оказания энергетических, логистических, транспортных и других услуг, в первую очередь, России и Китая [16].
Проекты развития Евразийского распределенного мегахаба как сопряженного проекта Экономического пояса Шелкового пути позволяют заполнить грузами стран АТР имеющуюся российскую и китайскую транспортную инфраструктуру и поставить вопрос об ее развитии [12; 5].
Евразийский распределенный мегахаб обеспечивает выход на новые информационно-аналитические и оперативно-управленческие возможности систем управления оказанием транспортных, логистических, энергетических услуг и поставок российских ТЭР для потребителей группы ключевых стран Азиатско-Тихоокеанского региона с центром технологического управления и экономической координации в Москве [2; 5; 6].
При финансовом обслуживании операций в рамках мегахаба востребованы схемы валютных пар («рубль — юань», «рубль — иена» и пр.) и двусторонние своп-линии, прежде всего, России и Китая.
Концепция формирования Евразийского распределенного мегахаба на базе одного из вариантов Азиатского энергетического кольца как организационного ядра кластера транспортно-транзит-ных и топливно-энергетических коридоров Азиатско-Тихоокеанского региона базируется на поставках пакета ключевых российских топливно-энергетических ресурсов (электроэнергия, а также газ, нефть, уголь) и энергетического оборудования (российского и китайского производства) [7; 17].
Это создает возможность существенного наращивания взаимного товарообмена при сопряжении транспортно-транзитных и топливно-энергетических коридоров, идущих по территории
России, Китая, других государств Азиатско-Тихоокеанского региона [10; 14].
В основе концепции формирования Евразийского распределенного мегахаба лежит имеющийся и растущий платежеспособный спрос стран АТР на сырье и топливно-энергетические ресурсы, за-кольцовку энергосетей и транспортно-транзитные услуги по маршрутам «Азия — Европа» [8; 9; 11].
В результате формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе Евразийского распределенного мегахаба на базе одного из вариантов Азиатского энергетического кольца создастся возможность расширения с участием России рыночно координируемых показателей стран АТР (валюта в расчетах, объемы энергопроизводства, цены, тарифы, структура энергопотребления и пр.) как элемента группового антикризисного управления и стимулирования деловой активности. Снижается возможность диктата на условия российских энергопоставок в Азиатско-Тихоокеанском регионе со стороны зарубежных энергопотребителей и их политических представителей.
Заключение
Принципиальная особенность предлагаемого механизма организации для АТР четкого координирования объемов поставок и цен на пакет ключевых ТЭР, а также оптимизации объемов расчетов в различных валютах за поставки российских и транзитных ТЭР заключается в использовании пула электронных торговых площадок как элементов российской концепции «Электронная экономика» с опорой на цифровую платформу управления.
Список литературы
1. Агеев А.И., Логинов ЕЛ, Зоидов К.Х., Мед-ков A.A. Формирование российского кластера транс-портно-транзитных и топливно-энергетических коридоров Евразии, интегрированного с китайским Экономическим поясом Шелкового пути // Экономические стратегии. 2017. Т. 19. № 8 (150). С. 18—27.
2. Астахов НД., Хачатуров В.Р., Григорьев В.В. Алгоритмы определения оптимальной совокупности отраслевых вариантов размещения предприятий с учетом эффекта агломерации // Сообщения по прикладной математике. Вычислительный Центр АН СССР. М., 1984. С. 22—25.
3. Волхонский Б.М. Политика Индии в Азиатско-тихоокеанском регионе в контексте конкуренции США и Китая // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 2 (35). С. 70—88.
4. Голобоков A.C., Вознесенский В.Е., Пироговская О.О. Особенности проведения внешней политики России, США и Китая в АТР на совре-
менном этапе // Международные отношения.
2017. № 1. С. 44—51.
5. Григорьев В.В., Думбадзе Л.Г., Леонов В.Ю. Задачи эффективного использования и развития сети при капиталовложениях и кредитах // Известия Российской академии наук. Теория и системы управления. 2007. № 6. С. 58—65.
6. Григорьев В.В. Вычислительные алгоритмы и опыт решения задачи определения оптимальной совокупности многоотраслевых комплексов // Информатика, вычислительная техника, автоматизация в науке, технике и народном хозяйстве: -Материалы конференции. М., 1983. С. 177—179.
7. Изотов Д. Россия — АТР: перспективы либерализации торговли // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 5. С. 67—78.
8. Кнобель А.Ю., Седалищев В.В. Риски и выгоды для ЕАЭС от различных сценариев интеграции в Азиатско-тихоокеанском регионе // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 2. С. 72—85.
9. Лигин С.В., Кузнецова Л.Г. Развитие промышленности и цифровизация экономики в условиях действия свободных экономических зон в странах АТР // Синергия наук. 2018. № 23. С. 473—485.
10. Ма Бо. Стратегия России «поворот на Восток»: возможности и вызовы для сопряжения с китайскими трансрегиональными проектами // Сравнительная политика. 2017. Т. 8. № 2. С. 82—97.
11. Макаров ИА., Соколова А.К. Эволюция цепочек добавленной стоимости в АТР и возможности для России // Пространственная экономика. 2018. № 1. С. 16—36.
12. Тепман Л.Н., Эриашвили Н.Д. Управление инвестиционными рисками. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
13. Цветков ВА., Зоидов К.Х., Медков АА., Зоидов З.К. Концептуальные подходы к моделированию, формированию и развитию инновационно-индустриального пояса современного торгового пути // Экономика и управление.
2018. № 5 (151). С. 4—16.
14. Цзе Ш. Китайский фактор на новом этапе развития восточных регионов России // ЭКО. 2017. № 3 (513). С. 37—47.
15. Черняк В.З., Эриашвили Н.Д. Проблемы строительства и экономики // Вестник экономической безопасности. 2017. № 3. С. 218—222.
16. Шевченко И.В., Илиадис И.Т. Анализ основных энергетических проектов России // Экономика устойчивого развития. 2018. № 1 (33). С. 212—217.
17. Щеголькова АА. Пространственная организация транспортировки энергетических ресурсов: экономика и геополитика // Геополитика и безопасность. 2015. № 2 (30). С. 95—99.