Сдасюк Г.В.
д.геогр.н., профессор, в.н.с. Института географии РАН
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ В СВЕТЕ ПОВЕСТКИ ООН УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ ДО 2030 ГОДА
Ключевые слова: кризисы, устойчивое развитие, стратегия, цели, интегральные индексы, демографическая ситуация, бедность, природно-экологические ресурсы, производственные фонды, зеленая экономика, олигархат, налогообложение, неравенство, офшоризация, вывоз капитала, система управления, наука, взаимодействие.
Кризисное состояние России усиливает необходимость научного обоснования стратегии перехода страны к устойчивому развитию. Один из важнейших ориентиров при этом - принятый Генеральной Ассамблеей ООН (25.09.2015 г.) документ «Преобразуя наш мир: Повестка устойчивого развития до 2030 года»1 - второй этап программы ООН «Цели тысячелетия». «Повестка 2030» содержит 17 социо-эколого-экономические цели устойчивого развития (ЦУР)2. Эти цели имеют «комплексный, взаимосвязанный и неделимый» характер. Их сопоставление с тенденциями развития России и ее ключевыми проблемами необходимо для коррекции проводимого курса и реализации инновационной модели устойчивого регионального развития.
ЦУР были определены с участием Международного совета по науке (International Council for Sciences - ISCU), Международного совета социальных наук (International Social Sciences Council - ISSC), при широких общественных обсуждениях. Этот «открытый, инклюзивный и прозрачный процесс» длился около трех лет. «Повестка 2030» аккумулирует результаты предшествующих работ ООН в области устойчивого развития (УР), официально ведущиеся с 1980-х гг. Сущность Концепции устойчивого развития (КУР) - гармонизация отношений между обществом и природой, необходимая для сохранения цивилизации и обеспечения благополучия ныне живущих и будущих поколений.
При подведении итогов первого этапа Программы ООН «Цели тысячелетия» (2000-2015 гг.) было признано, что, хотя некоторый прогресс по переходу к устойчивому развитию достигнут, реализация КУР по-прежнему представляет «вызов для большинства стран и для планеты в целом». Главный успех выполнения первого этапа Программы - сокращение наполовину в мире доли людей, живущих за чертой бедности. Общий вывод внушает тревогу: «...продолжение современных стратегий развития недостаточно для достижения устойчивого развития. Экономический и социальный прогресс остается неравномерным, глобальный финансовый кризис обнажил хрупкость прогресса, ускоряющаяся деградация окружающей среды наносит ущерб обществу»3. Кризисная ситуация в мире - геополитическая, социально-демографическая, природно-ресурсная, экологическая, финансово-экономическая, - усугубляется.
«Повестка 2030» направлена на изменение стратегий развития. По определению Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, Повестка 2030 «содержит универсальный, комплексный план действий, нацеленный на глубокие преобразования. Она призвана стать поворотным моментом в истории человечества». «Повестка 2030» - инновационная модель развития, предлагаемая мировому сообществу. Социо-природно-экономические цели «Повестки 2030» имеют «комплексный, взаимосвязанный и неделимый» характер. Каждая цель должна достигаться во взаимосвязи со всеми другими. ЦУР отражают гуманистическую сущность КУР, ее демократичный характер.
Цели устойчивого развития к 2030 году
- Повсеместно ликвидировать нищету во всех ее формах.
- Ликвидировать голод, обеспечить продовольственную безопасность, улучшить питание, содействовать развитию устойчивого сельского хозяйства.
- Обеспечить здоровую жизнь и содействовать благополучию для всех в любом возрасте.
- Обеспечить всеохватывающее и равное, качественное образование, поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
- Обеспечить гендерное равенство и расширять права и возможности всех женщин и девочек.
- Обеспечить доступное для всех и устойчивое водопользование и санитарию.
- Обеспечить доступ к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех.
- Содействовать удовлетворяющему, всеохватывающему и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работы для всех.
1 Transforming Our World: the 2030 Agenda for Sustainable Development / UN. Department of Economic and Social Affairs. 2015.
2 Sustainable Development Goals 2015 https://sustainabledevelopment. un.org/menu
3 Global Sustainable Development Report. Briefs 2015. - https://sustainabledevelopment. un.org/content/document
78
- Создать жизнеспособную инфраструктуру, содействовать обеспечению всеохватывающей и устойчивой индустриализации, способствовать развитию инноваций.
- Сократить неравенство внутри стран и между ними.
- Сделать города и поселения всеохватывающими, безопасными, жизнестойкими и устойчивыми.
- Обеспечить устойчивую модель потребления и производства.
- Принять срочные меры противодействия изменению климата и его последствий.
- Охранять и устойчиво использовать океаны, моря и морские ресурсы для устойчивого развития.
- Охранять, восстанавливать и содействовать устойчивому использованию экосистем суши, устойчивому лесопользованию, борьбе с опустыниванием, прекращению деградации земель и их восстановлению, прекращению потери биоразнообразия.
- Содействовать построению мирных и открытых обществ для устойчивого развития, обеспечить доступ для всех к правосудию, создать эффективные, подотчетные и всеохватывающие институты на всех уровнях.
- Укрепить средства достижения устойчивого развития и активизировать работу механизмов глобальное партнерство для устойчивого развития.
Принцип осуществления «Повестки 2030» - интегрированное решение социально-эколого-экономических проблем путем комплексного развития территорий на разных иерархических уровнях. Приоритетное место в системе ЦУР занимают социально-демографические проблемы.
Проведение радикальных российских преобразований 1990-х гг. сопровождалось катастрофическим ухудшением демографической ситуации. Естественный прирост населения, составлявший 3,6 млн. человек в 1986-1990 гг., сменился громадной убылью населения. В целом за период 1992-2011 гг. показатель естественной убыли населения составил 13 374 тыс. человек. Эта беспрецедентно высокая для мирного времени убыль населения - своеобразная «цена», которую Россия заплатила за разрушение существовавшей ранее институциональной системы. Общие потери населения России в результате «шоковой терапии» превысили 15 млн. человек (это называют «либеральными репрессиями»), что сопоставимо с потерями российского населения в годы Великой Отечественной войны1. По словам лауреата Нобелевской премии Амартья Сена, «нездоровая экономическая политика» (unhealthy economic policy) характерна для стран, осуществляющих ускоренные экономические трансформации без проведения адекватной социальной политики.
Впервые за последние 20 лет переход от естественной убыли населения к естественному приросту в России был зафиксирован в июле-ноябре 2012 г. благодаря осуществлению мер стимулирования рождаемости. Это отражает чрезвычайно большое воздействие государственной политики на социально-демографическую ситуацию. Эффективная государственная политика требует последовательности осуществления. Однако стимулирование рождаемости в России не сопровождается адекватными мерами поддержки малообеспеченных семей с несовершеннолетними детьми - в результате уровень жизни у таких семей опускается ниже черты бедности.
По затратам на общественное здравоохранение Россия значительно отстает от западных стран. В 2010 г. их доля в ВВП нашей страны составляла (% ВВП) - 3,5; в Великобритании - 8, Германии - 8,8, Канаде - 8, Франции - 9. Соответственно в этих странах средняя продолжительность жизни составляла 80-83 года, а у россиян в 2015 г. она немного превысила 71 лет. Доля частных расходов в общем объеме финансирования здравоохранения в России выросла с 10% в советский период до 36% в 2010 г. Во Франции и Италии, например, она составляет 22%, в Великобритании и Норвегии - 16%. Слабость контроля на ценообразование приводит к росту цен на лекарства.
Прожиточный минимум - ключевой показатель определения уровня бедности в стране. Бедность в России усиливается: в 2015 г. 16% ее населения имели доход ниже прожиточного минимума в сравнении с 13,8% в 2014 г. Численность бедного населения в 2015 г. достигла 23 млн. человек, прогнозируется ее рост еще на треть, что критично. По определению Трудового Кодекса РФ, величина прожиточного минимума является основой для установления минимального размера оплаты труда (МРОТ). В.В.Путин, занимая пост премьер-министра и выступая в Госдуме 11.04.2012 г., говорил: «...минимальный размер оплаты труда в ближайшие несколько лет должен сравняться с уровнем прожиточного минимума»2. Но МРОТ, составлявший 55,5% прожиточного минимума (9662 руб.) в 2015 г., снижается до 53,6%. в 2016 г.
Бедность населения и охрана окружающей среды несовместимы - давно известная истина3. «Уродство развития страны на современном этапе, обозначавшееся в начале 90-х гг. ХХ в., помимо социального дискомфорта, демографических издержек и ухудшения в целом экологической обстановки, нашло отражение и в росте нагрузок на биоресурсы и биоразнообразие»4. В этот период широко распространилось «социально вынужденное браконьерство», превышающее объемы продукции легальной охоты. Рационализация использования промысловой фауны России и повышение биоразнообразия связаны с общей системой природопользования - согласованием действий лесного, сель-
1 Иванов В.Н., Овсиенко Ю.В., Сухова Н.Н. Социальная сфера России в 1990-2000-е годы (демографические проблемы) // Экономика и математические методы. 2014. - Т. 50.
2 Стенограмма выступления В. Путина в Государственной Думе 11 апреля 2012 г. - pravdaoputine.
3 Еще в 1972 г., выступая на пленарной сессии конференции ООН «Человек и окружающая среда» в Стокгольме, премьер-министр Индии Индира Ганди сказала: «Не являются ли бедность и нужда величайшими загрязнителями? ... Состояние окружающей среды не может быть улучшено в условиях нищеты. Также как бедность не может быть устранена без использования науки и технологии». Она напомнила слова - предупреждение Махатмы Ганди: «Дикая природа исчезает в джунглях, но она усиливается в городах»..
4 Тишков А.А. Биоразнообразие и проблема бедности в России // Природопользование и устойчивое развитие. Мировые экосистемы и проблемы России / Устойчивое развитие: проблемы и перспективы. Вып. 3. - М.: КМК, 2006. - С. 198-229.
79
скохозяйственного, рыбохозяйственного, охотничьего и других взаимосвязанных секторов на региональном и общегосударственном уровнях. Это требует проведения государственной политики на всех уровнях управления, опирающейся на современные эколого-экономические и географические знания.
Россия, обладающая громадными природно-экологическими ресурсами, - богатая страна бедных людей. «Россия - одна из немногих в мире «самодостаточных в природно-ресурсном отношении стран, что создает все предпосылки для ее «устойчивого развития». На огромной российской территории сосредоточены минеральные ресурсы мирового значения., более половины черноземных почв мира, почти четверть мировых лесов, 10% речного стока планеты. Более 25% мировых запасов пресной воды находится в «колодце планеты» - оз. Байкал»1. Решение ведущих глобальных проблем современности - энергетической, водной, продовольственной - будет все более опираться на природно-ресурсный потенциал России. Это должно учитываться при проведении политики в национальных интересах.
Российское национальное богатство, включая экономические и природные ресурсы, оценивается в 40 трлн. долларов (По данным НИИ статистики Госкомстата РФ). В.Ю.Катасонов подтверждает эту величину и оценивает стоимость природных ресурсов России в 32 трлн. долларов, стоимость экономического потенциала - 8 трлн. долларов (конец 2010 г.) при исходной пропорции между ними - 4:12. Проблема финансовой оценки природно-ресурсного и природно-экологического потенциала России требует дальнейшего изучения. Задача состоит в совершенствовании оценки в денежном эквиваленте изменений природного капитала с учетом методов «Зеленого учета» и «Всестороннего учета богатства» (Inclusive Wealth Accounting). Всемирный банк использует такие показатели при оценке «истинных сбережений» или «скорректированных чистых национальных накоплений»3.
Для оздоровления народнохозяйственного организма страны необходим безошибочный диагноз, основанный на анализе адекватной информации. В Докладе Группы ООН высокого уровня подчеркивается: «. если процесс не поддается оценке, то им невозможно управлять». Чтобы объективно измерять реальные результаты развития, необходимо использовать интегральные индексы, отражающие совокупное состояние природного - экономического - человеческого капиталов.
Россия выделяется богатством и разнообразием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, создающих благоприятные условия для диверсификации производств и комплексного регионального развития. Но в годы либерализации и массированной приватизации был нанесен сокрушительный удар по важнейшим отраслям обрабатывающей промышленности и сельскому хозяйству. Россия пережила масштабную деиндустриализацию, произошло тотальное упрощение структуры производства. Хозяйство страны приобрело одностороннюю топливно-сырьевую специализацию.
Используя свои углеводородные ресурсы, Россия стала крупнейшим в мире производителем и экспортером энергоресурсов, ее бюджет в решающей мере зависит от экспорта углеводородного сырья. О рисках и опасностях зависимости от «нефтяной иглы» говорится давно, однако структурные изменения не происходят. В 2015 г. на фоне низких цен на нефть (при усиливающемся истощении зрелых месторождений) Россия установила рекорд добычи нефти - 534 млн. т (на 1,4% больше, чем в 2014 г.), ее экспорт вырос на 10,6% и достиг 220,3 млн. т.
Развитие энергетики - это не только «двигатель», но и «тормоз» развития России и ее регионов4. Нашей стране необходима структурная перестройка энергетического хозяйства - основы перехода от «коричневой» к «зеленой» экономике. Это соответствует Энергетической программе ООН на 2030 г. «Устойчивая энергетика для всех», которая ставит три главные задачи:
- снижение мирового энергопотребления на 40%5;
- обеспечение всеобщего доступа к современным энергетическим услугам;
- увеличение доли возобновляемых источников энергии до 30%.
Эти задачи решаются на основе современных технологий и реструктуризации энергетики, ориентированных на повышение социо-эколого-экономической эффективности развития.
Состояние экономики России, по словам В.В. Путина (2012 г.), «не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния». В его статье «О наших экономических задачах» говорится: «Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг и эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе»6. Однако в условиях стихии рынка и проведения ультралиберального политического курса новая российская экономика не формируется. Падение цен на нефть с 2014 года вызвало тяжелый кризис. Если в 2013 г. ВВП России составлял 2097 млрд. долларов и наша страна занимала 9 место в мире (опережая Индию), то в 2015 г. российский показатель ВВП сократился до
1 Клюев Н.Н. Стратегические ресурсы устойчивого развития, природно-ресурсный комплекс России и траектория «неустойчивого» развития // Стратегические ресурсы и условия устойчивого развития Российской Федерации. - М., 2014. - С. 13-28.
Катасонов В.Ю. Ограбление России. Рэкет и экспроприация Вашингтонского обкома. - М.: Книжный мир, 2015. - 287 с.
3 Выпуск 4 серии ИГ РАН «Устойчивое развитие: проблемы и перспективы» включает раздел «Определение реальных тенденций развития на основе интегральных индикаторов устойчивости». Авторы С.Н. Бобылев и В.В. Соловьева, проведя расчеты на основе модели «Экосенс» и агрегированных индикаторов, приходят к выводу, что ущербы от загрязнения для здоровья населения в мире и в России сопоставимы с приростом ВВП.
4 Сдасюк Г.В. Энергетика России - двигатель и тормоз регионального развития // Устойчивое развитие: проблемы и перспективы. Вып. 5. - М.: КМК, 2012. - С. 189-204.
5 При среднемировой энергоемкости ВВП 200 кг условного топлива на 1000 долларов в России этот показатель - 500 кг на 1000 долларов ВВП, что свидетельствует о колоссальных возможностях рационализации российской энергетики.
6 Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. - М., 2012. - № 3029, 30 января.
1236 млрд. долларов (1,68% мирового ВВП) - Россия опустилась на 13 место (ВВП Индии в 2015 г. увеличился до 2183 млрд. долларов и она поднялась на 7 место)1.
Генезис российской компрадорской олигархии уникален в истории развития капитализма. Российская олигархия миновала начальные стадии первичного накопления капитала. Ее колоссальная собственность возникла путем приобретения за бесценок в 1990-х гг. мощных государственных производств, созданных в советское время. Основные источники обогащения российской олигархии - природная рента от использования природных ресурсов, что сочетается с амортизацией основного производственного фонда и эксплуатацией человеческого капитала. Крупный бизнес России связан, в первую очередь, с добычей и первичной переработкой минерально-сырьевых ресурсов. С введением западных санкций, падением цен на топливно-энергетические ресурсы и другую продукцию первичной обработки сырья большинство российских компаний несет существенные убытки.
Сокращение неравенства - одна из целей «Повестки 2030». Имущественная поляризация в России достигла крайних пределов. «В качестве предельно критического (порогового) значения коэффициента фондов, т.е. соотношения доходов крайних 10% наиболее и наименее обеспеченных групп населения, принято считать соотношение 10:1. В странах с социал-демократической традицией (Скандинавии и Германии) этот показатель составляет 5-7 раз. В 1991 г. в нашей стране он составлял 4,5 раза, в 2014 г. - 16 раз по официальной статистике, что в 3 раза выше, чем в царской России. Экспертные оценки дают еще более драматичную картину - от 25 до 40 раз с учетом скрытых доходов»2.
Самые богатые 10% российского населения владеют 87% домохозяйств страны - это значительно больше, чем в других развитых странах (76% в США, 66% в Китае)3. В 2011 г. В.В.Путин говорил: «... у нас еще сохраняется большая имущественная дифференциация... Мы должны уделить этой проблеме самое пристальное внимание. Здесь огромные риски - и социальные, и политические, и экономические»4. В 2000 г. миллиардеров в России не было, к 2003 г. их появилось 17, в 2008 г. - 87, 2013 г. - 110, 2014 г. - 121. В 2015 г. из-за упадка цен на топливно-сырьевые товары и действия западных санкций их число сократилось до 88. Всего на 1% самых богатых российских граждан приходится 71% национального богатства. Это исторический максимум. Россия занимает первое место в мире среди развитых крупных стран по неравенству распределения богатства5.
В России отсутствует прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц - вместо нее действует плоская шкала подоходного налога в 13%, что не имеет аналогов в мире. По оценке академика С.Ю.Глазьева, «отказ от архаичной квазифеодальной системы налогообложения в пользу современной ориентированной на социально-экономическое развитие по аналогии с «развитыми демократиями» даст увеличение доходов бюджета на 5 трлн. руб.»6. Однако премьер-министр Д.А. Медведев повторяет: «В ближайшие годы налоговую систему власти трогать не будут, уже принято такое решение» (интервью пяти телеканалам 9.12.2015). Разрыв в уровнях доходов российского населения расширяется. Это противоречит «Повестке 2030»: в ней поставлена цель систематического опережения роста доходов у наименее обеспеченных 40% населения по сравнению со средними по стране темпами.
Имущественная поляризация имеет яркое территориальное выражение. С 2008 г. издания Форбс называют Москву «столицей миллиардеров мира». Москва концентрирует около 80% капитала России. Численность населения Москвы и Московской области увеличилась с 15,6 млн. человек в 1990 г. до 20 млн. в 2015 г. За то же время численность населения Дальнего Востока, составляющего свыше трети территории страны, уменьшилась с 8,3 млн. человек до 6,2 млн. (по данным Росстата). Современные тенденции меняющейся географии населения противоречат историческому направлению движения российского народа на восток. Углубляющиеся региональные диспропорции влекут риски региональной дезинтеграции России7.
Переход к УР тормозится глобализацией финансового сектора и усилением его влияния на всю экономическую систему. С 1980-х гг. по мере либерализации рынка капиталов глобализация наиболее быстро проявляется в финансовой сфере. Международные потоки капиталов, составлявшие в 1980-1990-х гг. менее 5% глобального ВВП, возросли до 20% в 2007 г. Потоки капитала и их циклические колебания отягощают циклы производства. Либерализация финансовой сферы ведет к финансиализации (finandalization) - трансформации финансового капитала в фиктивный и виртуальный капитал, его отделению от реальной, производственной сферы. В экономике усиливается роль финансовых мотивов игроков, рынков и институтов. Доходы финансовых институтов увеличиваются по сравнению с нефинансовыми корпорациями, возрастают доли рантье в национальном доходе. Сплетение финансового капитала с корпорациями и государством укрепляет мощный олигархический капитал, его правление в глобальных и региональных масштабах усиливается. Все это остро проявляется в России, занявшей место периферии мировой финансово-экономической системы.
Финансовая глобализация включает офшоризацию - перемещение капитала в «финансовые гавани». Офшоры (от английского offshore - вне берега) - финансовые центры с упрощенной системой регистрации и низкими налогами. Крупнейшие офшоры находятся на Кипре, на Багамах, островах Кайман, Джерси, Британских Виргинских островах, в Гонконге, Сингапуре, в Ирландии, Нидерландах, Люксембурге, Швейцарии и др. Хотя официальная статистика
1 Credit Suisse Global Wealth Report. 14.10.2015. - http://www.currenttim
2
Глазьев С.Ю. К стратегии социальной справедливости и развития. Авторский доклад Изборскому клубу. 2015.
3 Credit Suisse Global Wealth Report. 14.10.2015. - http://www.currenttim
4 Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. - М., 2012. - № 3029, 30 января.
5 Synovitz R. Russia Has Highest Level of Wealth Inequality. 2013. - http://www.rferl.org/content/russia-billiopnaire-wealth-inequality/25132471.html
6 Глазьев С.Ю. К стратегии социальной справедливости и развития. Авторский доклад Изборскому клубу. 2015.
7 Сдасюк Г.В., Тишков А.А. Уроки практической географии // Изв. РАН. Сер. геогр. - М., 2014. - № 5.
об объемах активов, контролируемых из офшоров, отсутствует, эксперты считают, что они превышают 1/4 глобального ВВП - на них приходится 20 трлн. долларов при мировом объеме ВВП 78 трлн. долл. (2015). Офшоризация экономики значительно снижает налоговые поступления государств, с чем сталкиваются и развитые страны и с чем их правительства стремятся бороться. Так, основной темой встречи «Большой восьмерки» в 2013 г. в Лондоне было стремление «положить конец корпоративной конфиденциальности» и уклонению от налогов.
Россия лидирует по офшоризации своей экономики. Российская экономика имеет «офшоризированный» характер. Большинство крупных и средних российских предприятий использует офшоры в своей деятельности. «Практически вся российская промышленность зависит от иностранного капитала (в т.ч. только формально иностранного капитала российских граждан) и управляется из-за границы в основном - через офшорные юрисдикции»1. Эти производства остаются на территории России, но юридически ей не принадлежат. В РФ доля неофшорных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) не превышает 15%. Между моделями российской и западной офшоризации существует принципиальное отличие. «У них в офшоры выводятся лишь прибыли. У нас в офшоры выводятся не только прибыли, но и активы. Первый вариант создает проблемы фискального характера. Второй вариант создает угрозу окончательной утраты всей отечественной экономики»2.
Опасность офшоризации российской экономики состоит не только в огромном недополучении налоговых доходов. «Главные угрозы, с которыми сталкивается государство, связаны с утратой контроля над стратегическими активами в ТЭКе, металлургии, машиностроении, сборочных производствах и, следовательно, с потерей управления экономикой. Чрезвычайно высокий, на фоне других развитых стран, уровень офшоризации российской экономики создает прямую угрозу безопасности и обороноспособности страны»3. Офшоризация функционирует по схеме: добыча полезных ископаемых на местах - экспорт - вывод получаемой финансовой прибыли за пределы отечественной
4
юрисдикции .
О неуправляемости этой системы В.В.Путин говорил в 2011 г. на заседании «Деловой России»: «.когда у нас за офшорами вообще ничего не видно, не видно конечного бенефициара совсем, нам невозможно даже принимать решения по некоторым ключевым вопросам». На заседании экспертов Изборского клуба в сентябре 2015 г. подчеркивалось: «Все войны велись за ресурсы и рынки. Но если захватить ресурсы и рынок не удается, можно поставить под свой контроль компании, занимающиеся добычей ресурсов и поставкой продукции на мировой рынок. Для этого офшоры и существуют»5.
Россия занимает первое место в мире по вывозу капитала, общая сумма которого оценивается в 2 триллиона долларов. Только в 2014 г. этот вывоз составил 151 млрд. долларов. Призывы Президента и правительства к возвращению вывезенных капиталов не получают отклика. Провозглашенная с 1 июля по 31 декабря 2015 г. амнистия капиталов практически не дала результатов. Ее действие предполагается продлить с внесением поправок, делающих ее «более привлекательной и надежной». Несмотря на тяжелое финансово-экономическое положение российские денежные власти отказываются от введения ограничений на трансграничное движение капитала. Центральный банк РФ не выполняет функции регулятора валютного курса. По оценкам экспертов, объем российских капиталов в офшорах будет расти ежегодно примерно на 10,2% до 2019 г.
Реализация «Повестки 2030» требует соответствующей институциональной системы управления. При анализе причин слабости реализации КУР признается, что одна из главных среди них - разрыв между научными исследованиями и предложениями, с одной стороны, и существующими структурами и деятельностью политических систем, с другой. Для устранения этого разрыва в сентябре 2013 г. в ООН создан Политический Форум высокого уровня по устойчивому развитию (The United Nations High-level Political Forum on Sustainable Development - HLPF), призванный укреплять средства достижения УР и активизировать механизмы глобального партнерства в этой области. Ежегодные заседания Форума посвящаются проверке взятых обязательств, оценке прогресса в осуществлении Плана действий после 2015 года, принятию согласованных деклараций. Определение КУР как триады взаимодействия мега-систем «природа - общество - экономика» дополняется четвертой составляющей - система управления.
Переход к УР - научно обоснованный процесс. «Повестка 2030» строится на основе науки по устойчивому развитию НУР (Science for Sustainable Development), интегрирующей работы представителей социально-экономических и естественных наук. Многие вопросы УР требуют привлечения представителей гуманитарных и инженерных наук с их очень разными методами и традициями исследований, а также использование накопленных местных традиционных знаний и др. НУР выполняет социально ответственные функции - научное обоснование «этически приемлемых, устойчивых и социально желательных инновационных процессов»6.
Для России необходимо решение задачи, поставленной «Повесткой 2030», - «усиления взаимодействия науки и политики» (science-policy interface) при широких общественных обсуждениях. Это необходимо для научного обоснования стратегии справедливого развития страны, решения ее ключевых проблем перехода из состояния перманентных кризисов к устойчивому развитию.
1 Деофшоризация российской экономики. Доклад. Изборский клуб. 2015. - http://www.dynacon.ru/content/articles/2700/
Катасонов В.Ю. Ограбление России. Рэкет и экспроприация Вашингтонского обкома. - М.: Книжный мир, 2015. - 287 с.
3 Деофшоризация российской экономики. Доклад. Изборский клуб. 2015. - http://www.dynacon.ru/content/articles/2700/
4 В связи с этим особого внимания заслуживает упомянутая ранее книга профессора В.Ю.Катасонова.
5 Деофшоризация российской экономики. Доклад. Изборский клуб. 2015. - http://www.dynacon.ru/content/articles/2700/
6 Global Sustainable Development Report. Briefs 2015. - https://sustainabledevelopment. un.org/content/document
82