Научная статья на тему 'Ключевые проблемы'

Ключевые проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые проблемы»

Не могу не сказать еще об одной проблеме. Сегодня приходится признать, что в последние годы в студенческую среду стали все более активно проникать наркотики, асоциальные настроения. Это противоречит традициям нашей высшей школы. Особую актуальность приобретает постановка в новых условиях и новых формах воспитательной работы в вузах, прежде всего путем вовлечения самого студенчества в общественно-значимую деятельность. Предстоит воссоздание органов студенческого самоуправления в каждом вузе, на уровне регионов, а возможно, и общероссийского студенческого союза. И решение этого вопроса нельзя откладывать на потом, до следующего съезда ректоров.

Перед российской высшей школой сегодня стоят действительно серьезные задачи в деле ее обновления на основе принятой концепции модернизации российского образования, принципов сохранения лучших его традиций. И мы должны всеми своими действиями достичь расширения доступности высшего образования, улучшения его качества и эффективности. Все выводы, все предложения, которые будут выработаны вашим съездом, будут самым внимательным образом рассмотрены Правительством Российской Федерации. Я хочу пожелать вам успехов в работе, от которой во многом зависит и будущее многих миллионов россиян, и будущее нашей России.

В. ФИЛИППОВ, министр образования РФ

Съезд ректоров - это крупное событие в жизни не только нашего образования, это заметное событие в общественной жизни России. Поэтому не случайно, что среди множества вопросов, которые обычно ставят на съезде, всегда есть несколько крупных, ключевых проблем, на сегодня наиболее актуальных для жизни и развития высших учебных заведений страны. На совете Союза ректоров таких ключевых проблем за день до съезда было отмечено три.

Первая - проблема налоговых льгот в связи с введением налогового кодекса. По этой проблеме мы получили принципиальную поддержку Президента России, признал наши доводы и министр по налогам. С учетом того, что на заседании Правительства России 5 декабря было принято решение готовить целый пакет изменений в налоговый ко-

Ключевые проблемы

декс, считаем, что начато решение и этой сложнейшей проблемы.

Вторая проблема - повышение автономии вузов в связи с работой казначейства по введенному Бюджетному кодексу, здесь мы также получили принципиальное понимание Президента, что не надо нами руководить, нажимая какие-то кнопочки. А с учетом того, что по итогам встречи группы ректоров с Председателем Правительства России Михаилом Касьяновым ведется уже соответствующая работа по повышению самостоятельности вузов, их финансовой деятельности, и здесь можно выйти на новые, нужные нам движения.

Третья серьезная проблема, связанная как с Гражданским кодексом, так и с законом о науке, - это вопрос о юридическом статусе НИИ в составе вузов и о статусе вузов как научных организаций и вхождении НИИ в состав ву-

зов. Президент принципиально поддержал этот последний вариант с учетом того, что у нас уже есть совместно подписанное соглашение с министром по науке Ильей Клебановым - о критериях отнесения вузов к научным организациям. И процесс присвоения вузам статуса научных организаций уже начат, теперь легче будет это решить и в законодательном порядке.

Таким образом, практически достигнуты необходимые результаты по всем трем ключевым темам. Это стало реально благодаря выверенной подготовленной позиции Союза ректоров, благодаря четко сформулированным проблемам в докладе президента Союза ректоров Виктора Антоновича Садовни-чего. Конечно, предстоит многомесячная кропотливая работа, связанная с подготовкой, согласованием с министерствами и ведомствами, с принятием соответствующих поправок к закону и изданием соответствующего постановления Правительства. Но съезд сделал то, что не могло сделать одно Министерство образования, и в этом смысле съезд выполнил свою важнейшую миссию для высшей школы страны.

Остановлюсь еще на некоторых, наиболее актуальных затронутых на съезде вопросах.

Качество и стандарты школьного образования. Несколько коротких комментариев. Первое - новые стандарты школьного образования сохранят свою системность. Россия по уровню стандартов школьного образования останется в числе самых сильных стран мира. Второе - ни одна формула из стандартов школьного образования не выбрасывается и не будет выброшена ни по математике, ни по физике, ни по химии, ни по биологии и так далее. Третье - вводится профильное обучение в 10-11 классах для повышения качества образования и для лучшей подготовки в вуз. При этом начинается углублен-

ное изучение соответствующих предметов, и часть материалов по физике, химии, биологии, математике и так далее будет перенесена в профильную старшую школу. Весь спор по проекту стандарта относится к традиционному вопросу о выделяемых на предметы часах и к тому, что никто не хочет переносить в профильную школу отдельные учебные темы по некоторым разделам физики, химии, математики, биологии и т.д. Считают, что все школьники должны одинаково, в полной мере изучать все разделы этих предметов. Сейчас проблема решается во вновь созданных предметных комиссиях с участием педагогов, ученых Российской академии наук, профессоров вузов, многие из которых из Московского государственного университета. Я благодарен Виктору Антоновичу Садовничему за гражданскую позицию. Идет жаркий спор между учителями и учеными, доработка этих проектов стандартов школьного образования.

О едином государственном экзамене. Остановлюсь на нескольких моментах, поскольку тема эта тоже очень актуальна. Первое - пора уже быть корректными и не придавать значения мнению, что тесты по ЕГЭ одурачат нашу школу. Многократно доказывалось, что контрольно-измерительные материалы (КИМ) по экзаменам ЕГЭ не сводятся к тестам, а содержат три части; притом лишь первая часть состоит из тестов, а другие - из сложных письменных заданий. Замечу, что вряд ли кто из нас с вами - из ректоров, докторов наук, профессоров - наберет 100 баллов или получит твердую четверку по этим критикуемым нами как одурачивание контрольно-измерительным материалам.

Второе - очевидны функции ЕГЭ как системы критериев, объективно оценивающих качество работы школы и уровень знаний ученика. Это отметил и

Юрий Лужков, который сам попробовал пройти через эту процедуру и оценил качество контрольно-измерительных материалов по физике. Таким образом, ЕГЭ в совокупности с профессиональной ступенью школы позволяет существенно повысить качество подготовки школьников. Это вполне очевидно. А доводы о том, что введение ЕГЭ резко понизит качественный уровень приходящих в вуз школьников, необоснованны.

Третье - технология приема в вуз: ЕГЭ расширяет доступность образования для детей из удаленных регионов и сельской местности. Он делает процедуру приема более прозрачной, а следовательно, и более эффективной - это привлекает и школьников, и родителей. С учетом всего сказанного - регионы в массовом порядке настояли на включении их в эксперимент. В итоге, в 2003 году эксперимент по ЕГЭ проводится в 48 субъектах РФ. Через ЕГЭ пройдет примерно 600 тысяч выпускников - 50 процентов от всех выпускников 11 классов. В вузы будут приняты не менее трехсот тысяч человек. Результаты не являются секретными, и мы готовы дать информацию по любой школе, любому райцентру. Мы договорились с регионами не публиковать официальных данных по всей стране, поскольку идет эксперимент.

Четвертое. Происходит сближение позиций сторонников и противников эксперимента относительно ЕГЭ, что отметил в своем выступлении и Президент. ЕГЭ не решает в полной мере проблемы отбора качественных студентов, потому надо использовать и другие механизмы поиска талантливой молодежи, а их достаточно. Планируется принятие поправок к закону об образовании, согласно которым вузы смогут принимать победителей олимпиад, в том числе и регионального уровня. Кроме того, необходимо сохранить определенный процент для приема в вуз

не по результатам ЕГЭ, а по правилам, установленным вузом. Но окончательно решать это надо, когда будут отработаны технологические аспекты ЕГЭ, разъяснятся все вопросы по его объективности. Общий вывод по отношению к ЕГЭ надо делать не только с учетом нашего отношения к приему в вуз на основе ЕГЭ. Абсолютно ясно, что в этом вопросе следует учитывать мнения всех сторон: и преподавателей, и студентов, - и это вполне естественно. Но надо спрашивать также учащихся и родителей, ведь они наши главные заказчики и потребители в образовании.

Было много предложений по повышению статуса учителя, педагога, но если изменить его статус, а зарплату оставить на том же уровне - это будет обман, лучше тогда ничего не менять. Чтобы вести речь о повышении заработной платы, не нужно принимать новые законы, надо только выполнять существующие законы об образовании, где сказано, что средняя зарплата профессора вуза должна быть не ниже двух средних зарплат в промышленности.

Другие вопросы. Речь должна идти не о снижении подготовки инженерных кадров, а о ее реструктуризации, которая определяется спросом на специалистов.

Конкурс по госзаданию. Работали 29 групп по 29 направлениям, для того, чтобы ответить на запросы общества, итоги обсуждались на Госсовете в Правительстве.

В июне этого года задействована программа по целевому приему в вузы. В ближайшее время предстоит разработать и принять соответствующее постановление Правительства. Оно предусматривает заключение договоров вуза с администрацией субъекта РФ или органа местного самоуправления. Может быть заключен и тройственный договор: администрация - вуз - предприятие.

Ведомственные вузы. Скоро на за-

седании правительства будет рассмотрен и этот вопрос. Главное при этом -определить критерии, по которым вводятся понятия «федеральный ведомственный вуз», «ведомственный вуз федерально-регионального уровня», «федерально-отраслевой ведомственный вуз». Ведомственный вуз не должен создаваться за счет финансирования других учебных заведений. Для этого нужно изыскивать другие средства.

Отраслевая пенсионная система. Вопросы пенсионного обеспечения волнуют всех сотрудников учебных заведений. При разработке советом ректоров Москвы проекта отраслевой пенсионной системы было высказано много серьезных замечаний.

Положение об отраслевой системе ипотечного кредитования жилья. На следующий год впервые принята программа «Молодая семья, доступное жилье», на которую выделено 500 млн. рублей. Ряд регионов РФ требуют закрепления молодежи на местах. Для этого 250 млн. из пятисот будет выделено Дальнему Востоку, Сибири, а остальное распределено по другим областям России.

О мерах по обеспечению качества высшего образования. В планах модернизации к 2003 году предстоит создать государственную аттестационную систему контроля качества высшего образования. Она будет действовать по принципу Высшей аттестационной комиссии. Существующая госинспекция Московской области будет реорганизована в департамент, а в других регионах предстоит создать независимые центры контроля качества.

Новая система оплаты труда. Экономическим советом под руководством Балыхина (с участием многих ректоров) был разработан проект, который мы неоднократно направляли в Министерство труда, ряд регионов: в нем дается определение категории вуза.

О Болонской декларации. Она была подписана в июне 1999 года в Болонье и сводится к тому, что в Европе до 2010 года должна быть построена общая система высшего образования. В мае 2001 года состоялся форум в Праге, а в сентябре 2003 г. планируется провести его в Германии. Принципы Болонской декларации: подготовка бакалавра - 3 или 4 года, магистра - 1 или 2 года. Подчеркну: именно в таком определении -не жестко 3 года или 1 год. Мы этой позиции придерживаемся, и российской системе образования не предстоит к этому подстраиваться. Предлагается также введение системы зачетных единиц вместо приложенных к диплому названий дисциплин и количества часов. В ближайшие годы в ряде вузов мы планируем отработать такую систему зачетных единиц. Предусматривается создание прозрачных структур контроля качества как в целом по стране, подписавшей декларацию, так и в каждом вузе.

Декларацию подписали уже более 30 стран. Среди них - ни одной страны СНГ. В сентябре 2003 года на форуме в Германии, возможно, будут изменены критерии приема: это обычный рынок - рынок образовательных услуг. Главный принцип - не пускать конкурентов. Ведь основные критерии - цена и качество, по которым мы будем представлять серьезную конкуренцию в образовательной сфере.

Что будет, если мы не будем вступать в систему этой декларации? Резко снизятся мобильность наших студентов и возможности вузов заработать на дистанционном образовании. Более того, снизится прием иностранных студентов.

Мы ставим вопрос о присоединении к Болонской декларации не любой ценой, а только на выгодных для России условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.