Научная статья на тему 'Ключевые приоритеты будущей европейской молодежной политики и механизмы ее реализации: повестка 2020. '

Ключевые приоритеты будущей европейской молодежной политики и механизмы ее реализации: повестка 2020. Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
601
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТ ЕВРОПЫ / ЕВРОПЕЙСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПОВЕСТКА 2020 / COUNCIL OF EUROPE / EUROPEAN YOUTH POLICY / AGENDA 2020

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Перфильева Ольга Владимировна

Статья освещает приоритетные направления будущего развития молодежной политики в Европе и за ее пределами, рассмотренные в рамках 8й Международной конференции министров, ответственных за молодежную политику, стран-членов Совета Европы. Анализируется Повестка 2020, принятая министрами в рамках конференции и содержащая комплекс политических мер и шагов, необходимых для развития молодежной сферы в странах членах и странах-партнерах Совета Европы. А также рассматриваются основные инструменты молодежной политики, направленные на эффективность реализации будущей молодежной политики и опирающиеся на принципы многостороннего сотрудничества и взаимодействия и со-управления молодежной сферой в соответствии с ключевыми демократическими ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key priorities for the future youth policy in Europe and mechanisms for its successful implementation: Agenda 20201

8th Council of Europe conference of ministers responsible for youth The future of the Council of Europe youth policy: Agenda 2020 was held in Kiev, Ukrain, in October 10-11, 2008. The paper highlights the key priorities for the future youth policy development in Europe and beyond fixed by the Agenda 2020. Agenda 2020 adopted during the Council of Europe ministerial conference summarizes set of policy actions and arrangements to be implemented to improve youth policy and youth sphere in member states and partner countries. It also describes different instruments and tools to ensure efficiency of the future youth policy developments based on the principles of multilateral cooperation and co-management and in accordance with the core democratic values.

Текст научной работы на тему «Ключевые приоритеты будущей европейской молодежной политики и механизмы ее реализации: повестка 2020. »

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Ключевые приоритеты будущей европейской молодежной политики и механизмы ее реализации: «Повестка 2020»

О.В. Перфильева*

Проблемы поиска механизмов поддержки культурного разнообразия, необходимости развития межкультурного и межпоколенческого диалога, вопросы соблюдения прав молодежи звучали на 8-й Конференции министров, ответственных за молодежную политику, стран - членов Совета Европы, состоявшейся 10-11 октября 2008 г. в Киеве. Значимым итогом конференции министров стало принятие Плана действий Совета Европы в отношении будущего молодежной политики на период до 2020 г. - «Повестки 2020».

В конференции приняли участие представители национальных министерств и ведомств из стран-членов и стран - партнеров Совета Европы. Российскую делегацию возглавил заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Олег Александрович Рожнов, ответственный за вопросы молодежной политики и международного сотрудничества.

Конференция министров, ответственных за молодежную политику, проводится Советом Европы каждые три года. Принятая в рамках прошедшей в Киеве конференции декларация министров о будущем молодежной политики является важным вкладом в реализацию Варшавского плана действий Совета Европы в части молодежной политики.

В части молодежной политики Варшавский план действий, одобренный в ходе Третьего саммита стран - членов Совета Европы в 2005 г., предусматривает создание условий для развития сотрудничества и кооперации в молодежной сфере в качестве одного из основных политических приоритетов. Основными механизмами достижения приоритета, поставленного перед национальными правительствами, были признаны: усиление участия молодежи в демократических процессах для повышения вклада молодых людей в распространение демократических ценностей в Европе; усиление молодежного измерения в программах

и мероприятиях Совета Европы; проведение общеевропейской молодежной кампании для социальной интеграции молодежи, повышения разнообразия и уровня участия молодых людей в жизни общества по примеру предыдущей «Общеевропейской молодежной кампании 1995 г. против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости»; развитие молодежных обменов и мобильности в Европе.

Киевская декларация должна составить основу развития молодежной политики в странах Совета Европы на период до 2020 г. В реализацию «Повестки 2020» с целью содействия и поддержки молодежи и молодежных организаций должны включиться все заинтересованные стороны, участвующие в молодежной политике на региональном, национальном и общеевропейском уровне для достижения эффективности выполнения поставленных задач. Со стороны органов, ответственных за молодежную политику на национальном уровне, всестороннюю поддержку получат программы мобильности, молодежных обменов, обучающие программы для волонтеров как внутри, так и за пределами Европы.

Приняв Киевскую декларацию, страны -члены Совета Европы подчеркивают значимость молодежной политики в разрешении наиболее острых социальных и социокультурных проблем современного общества, продолжающего переживать структурные трансформации и изменения в связи с глобализацией. Именно молодежные организации призваны играть особо значимую роль в решении проблем преемственности поколений, взаимодействия, принятия и понимания разных культур, развития солидарности и социальной сплоченности, предотвращения гендерного неравенства, недопущения проявлений расовой дискриминации. При этом эффективность молодежной политики на международном уровне достигается за счет участия других участников, прежде

* Материал подготовлен зам. директора Информационно-координационного центра по сотрудничеству с ОЭСР ИМОМС ГУ ВШЭ, корреспондентом-исследователем от РФ в Европейском центре знаний по вопросам молодежной политики Совета Европы Ольгой Владимировной Перфильевой.

всего профильных и смежных структур Совета Европы и Европейской комиссии, реализации кросс-секторального подхода к выполнению текущих и приоритетных задач молодежной политики.

На современном этапе кросс-секторальный подход1 к реализации молодежной политики учитывает потребности молодежи не только в более широких возможностях для творческой или гражданской самореализации. Здесь также учитываются потребности в качественном и доступном образовании и профессиональной подготовке, благоприятных условиях жизни, включая вопросы обеспеченности молодежи льготным жильем, услугами здравоохранения, возможностями трудоустройства и многие другие потребности молодых людей для жизни и успешной социализации в обществе в условиях глобализации. При этом в основании кросс-секторального подхода к молодежной политике сохраняются ключевые демократические ценности, такие как уважение прав человека и признание верховенства права.

Киевская декларация определяет три ключевых приоритета, в направлении которых должна развиваться молодежная политика в Европе в ближайшее десятилетие. К ним относятся:

• соблюдение прав человека и развитие демократии;

• межкультурный диалог и социокультурное разнообразие;

• социальная интеграция молодых людей.

Приоритет уважения прав человека и развития демократии в контексте молодежной политики ориентирует страны на создание благоприятных условий для обеспечения:

- полного соблюдения прав молодых людей, уважения их человеческого достоинства, а также условий, поощряющих приверженность идее верховенства прав человека;

- активного участия молодых людей в демократических процессах и их более широкой представленности в ключевых демократических структурах;

- равных возможностей для участия всех молодых людей во всех без исключения аспектах повседневной жизни;

- эффективных мер по борьбе с гендер-ным неравенством и всевозможными формами насилия и дискриминации по половому признаку;

- увеличения числа просветительских мероприятий и обучающих программ, повышающих уровень осведомленности молодых людей в отношении проблем окружающей среды и устойчивого развития;

- доступности информационных и консультационных ресурсов, ориентированных на потребности молодежи.

Приоритет развития межкультурного диалога, солидарности и навыков сосуществования и взаимопонимания, обусловленный усилением социокультурного разнообразия в современном мире, для будущего молодежной политики означает:

• предоставление молодежи права развивать и поддерживать, прежде всего в повседневной жизни, культурное разнообразие, понимать важность межкультурного диалога и сотрудничества;

• недопущение и предотвращение всех форм расизма и дискриминации по любому из возможных оснований/признаков;

• всестороннюю поддержку молодежных организаций и инициатив по предотвращению и управлению конфликтами, а также постконфликтному урегулированию посредством установления межкультурного и межрелигиозного диалога;

• содействие молодежным инициативам по работе с беженцами и социально уязвимыми категориями молодежи;

• дальнейшую поддержку межрегионального взаимодействия молодежи в Европе и за ее пределами;

• поддержку молодежи в развитии солидарности и сотрудничества на глобальном уровне.

Приоритет усиления социальной интеграции молодежи предполагает:

- поддержку инициатив по социальному включению уязвимых категорий молодежи;

- обеспечение молодых людей свободным доступом к образованию, профессиональной подготовке и профессиональной деятельности, особенно посредством развития и признания результатов неформального образования и обучения;

- содействие молодежи при переходе от обучения к трудовой деятельности, ее

1 То есть предполагающий взаимодействие различных ведомств и внутриведомственных структур.

успешной интеграции в современный рынок труда, например, посредством расширения возможностей гармонизации и нахождения баланса между личной жизнью и профессиональной деятельностью;

- создание необходимых условий для расширения автономии и свобод молодых людей, повышения их благополучия и качества жизни;

- обеспечение молодых людей равным доступом к культурным и спортивным мероприятиям, возможностями для творческой реализации;

- поддержку и поощрение диалога между поколениями, содействие их солидарности.

Выполнение приоритетов долгосрочного развития молодежной политики подразумевает использование комплекса методов и инструментов, гарантирующих эффективность преобразований в молодежной сфере, в том числе национальных политических мер, предусматривающих:

• развитие молодежной политики и в целом сотрудничество в молодежной сфере;

• работу с молодежью и реализацию соответствующих программ образования и подготовки;

• развитие исследований и знания в молодежной сфере.

Национальные политические меры в отношении развития молодежной политики и в целом сотрудничества в молодежной сфере, прежде всего, должны опираться:

- на межгосударственное и международное сотрудничество, направленное на разработку общих стандартов реализации приоритетов молодежной политики и содействие их выполнению на национальном уровне;

- подготовку международных обзоров состояния и развития национальных мо-

лодежных политик и развитие консультационных служб в помощь странам -членам и партнерам Совета Европы;

- взаимодействие с Европейским союзом и его структурами;

- партнерство с другими заинтересованными участниками молодежной политики и службами, вовлеченными в важные для Совета Европы сферы молодежной политики;

- механизм совместного управления как наиболее значимый и единственно возможный механизм взаимодействия между национальными правительствами и молодежными организациями.

Национальные политики в отношении работы с молодежью и реализации соответствующих программ образования и подготовки должны опираться:

- на многостороннее сотрудничество как наиболее подходящий способ содействия международному пониманию ирас-пространению ключевых ценностей Совета Европы в отношении молодежной политики;

- работу с мультипликаторами2, так же как и на содействие повышению качества работы с молодежью и признанию ее результатов;

- реализацию программ межкультурного обучения как одной из форм неформального образования, особенно значимых для развития межкультурного диалога и борьбы с проявлениями расизма и нетерпимости;

- деятельность и возможности Европейских молодежных центров3 и Европейского молодежного фонда4 как уникальных инструментов поддержки, развития и усиления взаимодействия между молодежью из разных стран Европы.

В свою очередь национальные политики в отношении развития исследований и знания в молодежной сфере должны опираться:

2 Волонтеры, обеспечивающие распространение информации о реализации программы «Молодежь в действии», содействующие развитию и функционированию соответствующей сети волонтеров, взаимодействующей с ресурсными центрами реализации программы на территории программных и партнерских стран.

3 Европейские молодежные центры (ЕМЦ) - ключевые структуры, содействующие реализации политических планов Совета Европы в отношении молодежной сферы. ЕМЦ представляют собой центры обучения и площадки для большинства встреч и семинаров, проводимых в рамках молодежной политики Совета Европы. ЕМЦ предоставляют гибкие и современные условия для учебы и работы, проведения международных мероприятий, располагая современным оборудованием, залами для заседаний, условиями для проживания больших групп участников. На сегодняшний день действуют два ЕМЦ: в Страсбурге (http://www.coe.int/t/dg4/youth/EYC/Strasbourg_en.asp) и в Будапеште (http://www.eycb.coe.int/).

4 Европейский молодежный фонд (ЕМФ) учрежден Советом Европы в 1972 г. для обеспечения финансовой поддержки мероприятий (проектов и программ), направленных на развитие молодежной сферы в странах - членах Совета Европы.

- на исследования в молодежной сфере и сотрудничество между исследователями и ведомствами, ответственными за молодежную политику на национальном и международном уровне, для создания аналитической основы молодежной политики и с целью поддержки ее основных участников и практиков;

- проведение тематических исследований, подготовку публикаций, а также разработку и распространение специальных материалов в целях содействия работе с молодежью и совершенствования молодежной политики;

- дальнейшее развитие Европейского центра знаний по вопросам молодежной политики5.

Признавая важность организации работы по развитию молодежной политики в соответствии с обозначенными приоритетами и на основе указанных инструментов, министры рекомендовали Комитету министров Совета Европы:

- содействовать исполнению Киевской декларации как важной части реализации решений Варшавского плана действий;

- разрабатывать программы мероприятий согласно Киевской декларации во взаимодействии с другими структурными подразделениями Совета Европы;

- развивать молодежное направление политики Совета Европы и усиливать на административном и политическом уровне координацию мероприятий по смежным направлениям,таким как политика в отношении детей и подростков, семейная политика, политика занятости;

- предпринимать необходимые политические и административные меры для усиления сотрудничества между сектором, ответственным за молодежную политику Совета Европы, и другими профильными структурными подразделениями института (такими, например,

как Генеральный директорат по социальной интеграции, Генеральный директорат по правам человека), содействуя закреплению молодежной проблематики в работе соответствующих подразделений при планировании и реализации различных мероприятий и программ;

- поддерживать деятельность Европейских молодежных центров и Европейского молодежного фонда;

- развивать партнерство с Европейской комиссией в сфере молодежной политики как пример успешного взаимодействия заинтересованных партнеров;

- развивать коммуникационную стратегию Совета Европы по расширению и продвижению информации о работе Совета Европы в сфере молодежной политики, как внутри, так и за пределами института;

- пытаться обеспечивать молодежную сферу адекватным бюджетным финансированием при планировании ежегодных рабочих планов и программ.

Рекомендации, зафиксированные в «Повестке 2020», планируется начать реализо-вывать уже со следующего года, опираясь на разработанные и успешно применяемые инструменты европейской молодежной политики, прежде всего Программу Европейского сообщества «Молодежь в действии»6 (Youth in Action) и Кампанию Совета Европы «Все различны, все равны» (All Different - All Equal). Важными, но далеко не единственными показателями исполнения Киевской декларации станут, например, динамика участия и вовлеченности молодежи в процессы принятия решений (decision-making process) на региональном, национальном и глобальном уровне; степень сформированности пространства равных шансов и возможностей (common area of equal rights) для молодежи в мультикультурном мире; создание условий для открытого межкультурного диалога (intercultural dialog) на международном уровне; и многое другое.

5 Европейский центр знаний по вопросам молодежной политики обеспечивает развитие знаний и распространение информации о реальном состоянии молодежной сферы в странах - членах и странах - партнерах Совета Европы и ЕС. Центр знаний создан в рамках Партнерства Совета Европы и Европейской комиссии по вопросам исследований в области развития молодежной сферы и представляет собой сеть взаимодействующих экспертов из стран - членов и стран - партнеров данных международных институтов. Центр знаний является основным инструментом реализации Белой книги Европейской комиссии «Новые стимулы для молодежи Европы» и призван содействовать процессам принятия решений в европейской молодежной политике. Основой работы Центра выступает деятельность по созданию аналитической базы и базы результатов научных исследований для усиления информационного обмена и конструктивного диалога по вопросам развития молодежной сферы в Европе.

6 Более подробно о программе ЕС «Молодежь в действии» см.: Перфильева О.В. Программа Европейского сообщества «Молодежь» как инструмент реализации политики социальной сплоченности регионов // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 5.

Решение актуальных проблем социальной сплоченности, гражданственности, построения общества, свободного от дискриминации, и других важных проблем развития молодежной сферы определяет развитие наряду с уже используемыми инструментами новых эффективных механизмов молодежной политики, опирающихся на создание более благоприятных условий для общения, обмена мнениями и опытом.

Важное значение для успешной реализации «Повестки 2020» наряду с совершенствованием процессов межведомственного взаимодействия при реализации молодежной политики будет иметь процесс согласования интересов и учет потребностей всех возможных участников молодежной политики (Рис. 1) при соблюдении демократических ценностей и с опорой на принципы совместного управления сферой.

Приоритеты, заложенные Киевской декларацией, и признание Россией приоритетов Киевской декларации и общеевропейских целей развития молодежной политики представляют особую важность для российского общества, которое, с одной стороны, имеет свои традиции реализации молодежной политики, но с другой стороны - ведет работу по интеграции в международные механизмы ее регулирова-

ния. 2009 г. провозглашен президентом России Д.А. Медведевым Годом молодежи7. Рассматривается вопрос о возможности проведения в 2012 г. в Москве очередной регулярной встречи министров, ответственных за молодежную политику, стран-членов и стран - партнеров Совета Европы. Включенность страны в международные процессы, поддержка важных политических решений и документов, принимаемых в молодежной сфере, с одной стороны, и действия на национальном уровне в рамках текущих и будущих мероприятий - с другой, позволяют говорить о повышении интереса со стороны государства к проблемам молодежи, его готовности менять и совершенствовать молодежную сферу, о намерениях поддерживать и развивать творческое начало, заложенное в каждом без исключения ребенке, юноше, молодом человеке, для будущего развития страны, ее потенциала и благосостояния.

Однако в конечном счете все принимаемые политические меры должны быть направлены на решение совершенно конкретных задач: услышать голос, понять проблему, помочь найти ответ или определиться с выбором. Это позволит соблюсти баланс политических целей и реальных потребностей и интересов тех, ради которых эти политические цели провозглашаются.

Рис.1. Взаимодействие участников (акторов) молодежной политики

7 Указ Президента РФ Д.А. Медведева № 1383 от 18.09.2008 «О проведении в Российской Федерации Года молодежи» в 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.