УДК: 370.15
Медетова Р.М. доктор педагогических наук, и.о. профессора, Ташкентский государственный педагогический университет,
Ташкент, Республика Узбекистан Капалыгина И.И. кандидат педагогических наук, доцент, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы,
Гродно, Республика Беларусь Medetova R.M.
DSc of Pedagogical Sciences, Acting Associate Professor, Tashkent State Pedagogical University, Tashkent, Republic of Uzbekistan E-mail: medetova.raushan@mail.ru Kapalygina I.I.
PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Yanka Kupala name of Grodno State University, Grodno, Republic of Belarus E-mail: kapalygina_ii@grsu.bu
Ключевые позиции, определяющие рейтинг вузов Key positions determining the ranking of universities
Аннотация: В статье перечислены факторы, влияющие на конкурентоспособность вузов. Говорится о рейтинге высших образовательных учреждений. Названы критерии по определению рейтинга вузов.
Abstract: The article lists the factors affecting the competitiveness of universities. It is said about the rating of higher educational institutions. The criteria for determining the rating of universities are named.
Ключевые слова: рейтинг; высшее учебное заведение; образование; конкурентоспособность; система оценки; показатель; преподаватель; студент.
Keywords: rating; higher éducation institution; éducation; competitiveness; évaluation system; indicator; teacher; student.
Процессы мировой глобализации способствуют интеграции образования и, в то же время, обостряют конкурентное соперничество на рынке образовательных услуг. Перед высшими учебными заведениями всех стран мира, в том числе и Узбекистана и Беларуси, стоит актуальная задача, связанная с повышением конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве. Конкурентоспособность вузов имеет определенную специфику, так как учитывает не только количество потребителей предложенной образовательной услуги и прибыльности, но и конкурентоспособность выпускников учебного заведения на рынке труда, успешность и результативность их профессиональной карьеры.
Ключевой позицией, наиболее доступной пониманию и отражающей конкурентоспособность вуза, является рейтинг вуза. Первый рейтинг в виде отклика на происходящие в мире процессы глобализации высшего образования опубликован в 1983 году журналом «US News&World Report». С тех пор для потенциальных клиентов образовательных услуг рейтинги становятся наиболее важным фактором, влияющим на выбор каждого абитуриента.
Сегодня высшие учебные заведения мира стремятся по своим показателям занять ведущие позиции в международных рейтингах. К примеру, в современных условиях одним из наиболее влиятельных международных рейтингов вузов мира считается рейтинг The Times Higher Education World University Rankings, который рассчитывается по методике британского издания Times Higher Education (THE) при участии информационной группы Thomson Reuters.
Методика The Times определяет рейтинг образовательных заведений по 13 критериям. Самым важным считается общая цитируемость научных публикаций на основании анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период.
Другим наиболее авторитетным международным рейтингом университетов мира считается QS World University Rankings [1]. Этот рейтинг ежегодно составляется компанией Quacquarelli Symonds. В нём вузы оцениваются по шести критериям: 1) академическая репутация (ACADEMIC REPUTATION) составляет 40% от общей оценки; 2) отношение работодателей к выпускникам вуза (EMPLOYER REPUTATION) оценивается в 10% от общей оценки; 3) уровень цитируемости публикаций сотрудников университета (CITATIONS PER FACULTY) определяется в 20%; 4) соотношению показателей студентов и преподавателей (FACULTY STUDENT Ratio) принадлежит 20%; 5) количество в вузе иностранных студентов (Proportion of INTERNATIONAL STUDENTS) оценивается в 5%; 6) численность в вузе иностранных преподавателей (Proportion of INTERNATIONAL FACULTY) составляет 5%.
Академический рейтинг университетов мира (The Academic ranking of world universities, ARWU), известный как Шанхайский рейтинг, существует с 2003 года. Он считается одним из самых объективных и строгих из существующих рейтингов. Его основу составляют библиометрические показатели деятельности вузов и наличие обладателей престижных научных премий среди сотрудников и выпускников. Причем, этот рейтинг оценивает только те университеты, которые имеют сотрудников или выпускников лауреатов Нобелевской или Филдсовской премий. А также тех, кто включен в список наиболее цитируемых ученых мира по данным Clarivate Analytics, имеющих публикации в ведущих мировых научных журналах, с большим количеством статей в журналах, индексируемых в базе данных Web of Science. И обязательным требованием является количество статей, опубликованных в «Nature» и «Science» за последние пять лет.
В общем рейтинге ARWU представлены четыре основных критерия, разделенных на подкритерии: первый — качество образования (Quality of Education), определяемое количеством нобелевских лауреатов или обладателей Премии Филдса в списке выпускников вуза; второй — качество работы
сотрудников (Quality of Faculty), оцениваемое по показателю обладателей указанных премий и количеству высоко цитируемых ученых среди сотрудников вуза; третий — качество научной работы (Research Output), на которое влияет количество научных статей, опубликованных в Nature или Science, либо проиндексированных в базах данных Social Science Citation Index (SSCI) и Science Citation Index-Expanded (SCIE); четвертый — учитывает эффективность работы каждого отдельного сотрудника университета (Per Capita Performance) и рассчитывается как сумма баллов по всем указанным выше параметрам, разделенная на количество вузовских ученых и преподавателей [2].
Стандартный рейтинг ARWU получил название «Проект 5-100». В него входит 500 вузов мира. Список этих 500 лучших университетов публикуется в рейтинге. В рейтинге 2018 года учреждения ранжировались по 54 предметам в области естественных и инженерных наук, наук о жизни, медицинских и общественных наук. Всего было оценено более 4000 университетов и лучшие среди них были представлены в рейтинге.
Представляет интерес и еще один рейтинг, который сформирован редакцией русской версии журнала Forbes [3]. В нём использованы результаты мониторинга эффективности деятельности более 600 учреждений высшего образования. В методике рейтинга учитываются качество образования, статистические данные о трудоустройстве выпускников, их востребованность в регионах, количество предпринимателей среди них. Для получения этих данных в процессе подготовки рейтинга проведены исследования биографий и профессиональной карьеры более 1600 представителей элиты и их детей, руководителей частных и государственных компаний, чиновников и депутатов.
Учреждения высшего образования проанализированы по десяти метрикам, которые сгруппировали на три категории: качество образования (50 баллов); качество выпускников (максимум 30 баллов); фактор Forbes, учитывающий
«элитность» учебного заведения и долю предпринимателей в общем количестве выпускников (20 баллов).
В целях повышения конкурентоспособности вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров следует мотивировать вузы к формированию участия в глобальных рейтингах QS, Times Higher Education, ARWU, где одним из критериев является то, что в штате научно-педагогических сотрудников вуза 10% должны занимать иностранные преподаватели и не менее 15% от общего контингента студентов вуза должны принадлежать иностранцам.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 371 «О внедрении системы рейтинговой оценки высших образовательных учреждений» от 29 декабря 2012 года в Республике Узбекистан с 2013 года введена система рейтинговой оценки высших образовательных учреждений. Так, ежегодно с того года составляется рейтинг высших образовательных учреждений республики, и его результаты публикуются в средствах массовой информации. Критерии рейтинга сгруппированы в четыре категории, среди которых индекс уровня качества преподавания (35%), индекс квалификации студентов и выпускников (20%), научный потенциал вуза (35%) и прочие показатели (10%) [4].
В первую группу критериев входят такие показатели как профессорско-преподавательский состав вуза, количество курсов по направлениям образования (специальностям), преподаваемых на иностранном языке, уровень владения профессорско-преподавательским составом иностранными языками и информационно-коммуникационными технологиями.
Вторая группа критериев включает такие показатели как число статей, опубликованных в течение года в научных журналах и полученных сертификатов (патентов) на объекты интеллектуальной собственности.
В целях продолжения работы в данном направлении на основе Указа Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева № УП-5847 «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики
Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года [5, с. 1] определены конкретные задачи по государственному обеспечению конкурентоспособности высших учебных заведений нашей страны. В их числе: «включение не менее 10 высших образовательных учреждений республики в первые 1000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Academic Ranking of World Universities), в том числе Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета — в первые 500 позиций данного перечня; поэтапное внедрение концепции «Университет 3.0», предусматривающей тесную связь образования, науки, инноваций и деятельности по коммерциализации результатов научных исследований в высших образовательных учреждениях и др. Значит, среди намеченных ключевых позиций приоритетной выделена задача по постепенному вхождению высших образовательных учреждений республики в список топ-1000 и топ-500.
Следующий пункт связан с «налаживанием взаимовыгодного сотрудничества образования с производственными предприятиями и научно-исследовательскими институтами». Здесь следует отметить, что профессорско-преподавательский коллектив Ташкентского государственного педагогического университета в сотрудничестве с Гродненским государственным университетом Беларуси осуществляет научно-исследовательскую деятельность в виде прочтения лекции ведущим доцентом, публикацией статей, а также научно-методической деятельностью в качестве рецензента на научно-методические сборники и авторефераты диссертаций. Такой синтез педагогической науки и практики способствует повышению качества подготовки будущих учителей и научно-педагогических кадров для двух республик. Данный подход к решению ряда задач в области сотрудничества поможет добиться поставленной цели. Кроме того, плодотворное сотрудничество будет способствовать повышению рейтинга вузов.
Предпринятые меры по реализации государственной политики в области образования в наших университетах позволили повысить количество публикаций преподавателей, добиться увеличения количества педагогов с учёной степенью с преимущественной подготовкой молодых учёных.
Кроме того, постепенное увеличение качества инфраструктуры и доступности образовательной системы также повлияло на результат рейтинга вузов. Благодаря развитию Интернет технологий высшая школа получила возможность разнообразить средства и методы обучения за счет привлечения различных образовательных инструментов. Показательным примером по данному параметру является Британский открытый университет, проводящий обучение в 20 странах мира. Среди стран, в которых количество иностранных студентов составляет наибольшее число, являются США, Великобритания, Германия, Франция, Австрия. К примеру, в США учится примерно треть всех иностранных студентов мира, в России же их доля составляет приблизительно сороковую часть.
Интерес научно-образовательного сообщества к рейтингам, понимание их значимости для формирования конкурентных преимуществ и инновационных изменений образовательных процессов и стремление вузов занять позиции по мировым стандартам, бесспорно, заслуживает особого признания.
В этом рейтинге именно преподаватель является решающим звеном в системной конкурентоспособной стратегии управления вузом.
Кроме того, важным критерием является повышение наукометрических показателей профессорско-преподавательского состава и успешные выступления студентов вузов на престижных международных олимпиадах.
Ценность совершенствования названной системы определяется проведением инновационных исследований и достижением международных стандартов учебного процесса в наших университетах. При этом ключевым моментом в этом вопросе должно стать понимание того, что рейтинг рассматривается как одна из целей повышения конкурентоспособности вузов.
Рейтинг вузов зависит от ряда факторов. В их числе: привлечение квалифицированных зарубежных специалистов; внедрение совместных образовательных программ в сотрудничестве с высшими образовательными учреждениями, вошедшими в топ-1000 высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций; с целью изучения склонности абитуриентов к педагогической деятельности усовершенствован процесс приёма в вуз путём введения предварительного экзамена наряду с тестовыми испытаниями. Эти задачи обозначены в принятом от 21 июня 2022 года Постановлении Президента Республики Узбекистан № ПП-290 «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами» [6]. Реализация на практике утверждённой данным документом Программы трансформации и комплексного развития ТГПУ имени Низами в 2022-2026 годах и целевых показателей развития ТГПУ имени Низами в 2023-2026 годах позволит добиться намеченной цели — подготовить конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/QS_World_University_Rankings/ Дата обращения 14.07.2022 — Загл. с экрана.
2. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48000279/ Дата обращения 14.07.2022 — Загл. с экрана.
3. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://www.forbes.ru/ratings/ Дата обращения 14.07.2022 — Загл. с экрана.
4. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 371 «О внедрении системы рейтинговой оценки высших образовательных учреждений» от 29 декабря 2012 года в Республике Узбекистан.
5. Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева № УП-5847 «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года // Народное слово. — Ташкент, — 2019. — 9 октября. — С. 1-2.
6. Постановление Президента от 21 июня 2022 года № 1111-290 «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами»: [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL:
https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/tgpu_im_nizami_poluchit_finansovuyu_nezavisimost / Дата обращения 11.07.2022 — Загл. с экрана.