Научная статья на тему 'ИНДИКАТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В МЕТОДОЛОГИИ МИРОВЫХ РЕЙТИНГОВ УНИВЕРСИТЕТОВ'

ИНДИКАТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В МЕТОДОЛОГИИ МИРОВЫХ РЕЙТИНГОВ УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / МЕТОДОЛОГИЯ / ИНДИКАТОР / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / RATING / METHODOLOGY / INDICATOR / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярушкина Н.А.

В статье проведен сравнительный анализ методологических подходов к составлению ряда ведущих мировых рейтингов, показаны наличие и вес направлений/индикаторов инновационной активности образовательных организаций в итоговой рейтинговой оценке ВУЗов. Цель представленного исследования - на основании сопоставления методологии различных рейтингов высших учебных заведений продемонстрировать значимость инновационной составляющей, реализуемой через широкий спектр индикаторов. Результаты проведенного исследования могут служить информационной основой для определения траекторий инновационной активности университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярушкина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE METHODOLOGY OF WORLD UNIVERSITY RATINGS

The article provides a comparative analysis of methodological approaches to compiling a number of leading world ratings, shows the presence and weight of directions/indicators of innovative activity of educational organizations in the final rating assessment of universities. The purpose of the study is to demonstrate the importance of the innovative component implemented through a wide range of indicators by means of comparing the methodology of various ratings of higher education institutions. The results of the study can serve as an information basis for determining the paths of innovative activity of universities.

Текст научной работы на тему «ИНДИКАТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В МЕТОДОЛОГИИ МИРОВЫХ РЕЙТИНГОВ УНИВЕРСИТЕТОВ»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.96.6.136

ИНДИКАТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В МЕТОДОЛОГИИ МИРОВЫХ РЕЙТИНГОВ УНИВЕРСИТЕТОВ

Обзорная статья

Ярушкина Н.А. *

Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия

* Корреспондирующий автор (natali1598[at]rambler.ru)

Аннотация

В статье проведен сравнительный анализ методологических подходов к составлению ряда ведущих мировых рейтингов, показаны наличие и вес направлений/индикаторов инновационной активности образовательных организаций в итоговой рейтинговой оценке ВУЗов. Цель представленного исследования - на основании сопоставления методологии различных рейтингов высших учебных заведений продемонстрировать значимость инновационной составляющей, реализуемой через широкий спектр индикаторов. Результаты проведенного исследования могут служить информационной основой для определения траекторий инновационной активности университетов.

Ключевые слова: рейтинг, методология, индикатор, инновационная активность

INDICATORS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE METHODOLOGY OF WORLD UNIVERSITY RATINGS

Review article

Yarushkina N.A. *

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia

* Correspondent author (natali1598[at]rambler.ru)

Abstract

The article provides a comparative analysis of methodological approaches to compiling a number of leading world ratings, shows the presence and weight of directions/indicators of innovative activity of educational organizations in the final rating assessment of universities. The purpose of the study is to demonstrate the importance of the innovative component implemented through a wide range of indicators by means of comparing the methodology of various ratings of higher education institutions. The results of the study can serve as an information basis for determining the paths of innovative activity of universities.

Keywords: rating, methodology, indicator, innovative activity.

Введение

В последние годы активное развитие получили мировые рейтинги университетов, ставшие отражением академической и исследовательской реальности [1]. Показатели ведущих рейтингов позволяют обратить внимание как на качество образования, так и на результаты инновационной деятельности образовательных организаций. Определенная позиция в рейтинге - это не только возможность позиционирования ВУЗов на рынке образовательных услуг, но и отражение реального положения дел в образовательной организации.

Основная часть

Так, например, мировой рейтинг университетов Times Higher Education World University Rankings (THE) был впервые опубликован в ноябре 2004 г. под объединенным брендом THE-QS. С 2010 г. рейтинги THE и QS издаются независимо. При этом используемая на начальном этапе методология THE-QS перешла к рейтингу QS, в то время как рейтинг THE с 2010 г. издается на основе принципиально новой методологии. При составлении рейтинга THE [2] используются нормированные показатели для обеспечения наиболее полных и сбалансированных сравнений. Методология расчета рейтингов ВУЗов предусматривает проведение исследований в следующих направлениях:

- обучение: 30% (в т.ч. академическая репутация в сфере образования - 15%, соотношение персонала и студентов

- 4,5%, соотношение выпускников с PhD и выпускников бакалавриата - 2,25%, соотношение числа присужденных докторских степеней и числа сотрудников университета - 6%, доход университета - 2,25%);

- исследования: 30% (в т.ч. исследовательская репутация - 18%, доход от исследований - 6%, производительность исследований - 6%)

- цитирование (распространение знаний): 30%;

- международное взаимодействие: 7,5% (в т.ч. доля иностранного персонала - 2,5%, доля иностранных студентов

- 2,5%, международное сотрудничество (доля научных публикаций, написанных в соавторстве с иностранными учеными) - 2,5%);

- отраслевые доходы - доходы от инноваций (эффективность трансфера технологий [3]): 2,5%

Переход от ряда частных индикаторов к общему баллу учреждения в рейтинге требует сопоставления значений, представляющих принципиально разные данные. Для этого проводится стандартизация каждого частного индикатора, а затем их значения объединяются в указанных выше пропорциях.

В мировой рейтинг Academic Ranking of World Universities (ARWU) [4], [7], составляемый азиатским агентством ShanghaiRanking Consultancy и сфокусированный на научной и академической деятельности вузов, включены университеты, имеющие в числе выпускников и научно-педагогических работников Нобелевских лауреатов, лауреатов медали Филдса, высоко цитируемых исследователей или статьи, опубликованные в Nature&Science. Кроме того, сюда же включены университеты со значительным количеством статей, индексируемых в базах SCIE (расширенный индекс научного цитирования) и SSCI (индекс социального научного цитирования).

Университеты ранжируются по следующим индикаторам академической или исследовательской деятельности:

- качество образования: 10% (численность выпускников учебного заведения - лауреатов Нобелевских премий и медалей Филдса);

- качество профессорско-преподавательского состава ВУЗа: 40% (в т.ч. число выпускников учебного заведения -лауреатов Нобелевских премий и медалей Филдса - 20%, число высоко цитируемых исследователей - 20%);

- результаты научных исследований: 40% (в т.ч. количество статей, опубликованных в Nature&Science (для учреждений, специализирующихся на гуманитарных и социальных науках, Н&С не учитывается, и вес Н&С переносится на другие показатели) - 20%, количество статей, индексируемых в базах SCIE и SSCI - 20%);

- успеваемость: 10% (академическая успеваемость учебного заведения в расчете на душу населения).

Рейтинг QS World University Rankings ежегодно публикуется Quacquarelli Symonds (QS), британской компанией, специализирующейся на образовании и обучении за рубежом (компания была основана в 1990 году). Международный рейтинг университетов QS World University Rankings (QS) впервые опубликован в ноябре 2004 года под объединенным брендом THE-QS. С 2010 года рейтинг QS издается независимо. QS перенял методологию совместного рейтинга THE-QS. QS для получения необходимой информации при составлении рейтинга сотрудничает с компанией Elsevier и, соответственно, с базой данных Scopus. Международный рейтинг университетов QS World University Rankings - один из наиболее авторитетных университетских рейтингов.

На основе шести индикаторов рейтинг оценивает университеты в четырех направлениях: исследование, преподавание, трудоустройство и интернационализация. Каждый из шести индикаторов имеет различный вес при расчете общего балла университета, его позиции в рейтинге. Четыре индикатора основаны на объективных количественных данных, два - на глобальных опросах ученых и работодателей. Методология расчета рейтинговой оценки (QS оценивает 1000 лучших университетов мира) в World University Rankings QS предусматривает использование таких индикаторов, как [5], [8]:

- академическая репутация (40%);

- репутация среди работодателей (10%);

- соотношение научно-педагогического состава и студентов (20%);

- количество цитирований, приходящихся на одного научно-педагогического работника (в базе данных Scopus) (20%);

- соотношение иностранных сотрудников и иностранных студентов (10%).

QS Stars University Rankings - это рейтинговая система, представляющая подробный обзор учебного заведения, позволяя определить, какие университеты являются лучшими по конкретным темам.

Следующие критерии, лежащие в основе рейтингов QS Stars, были выбраны в качестве ключевых столпов того, что делает университет ВУЗом мирового класса, принимая во внимание ряд факторов, которые часто упускаются из виду в университетских рейтингах и других оценках [9], [10]:

- исследования (рассматриваемые здесь индикаторы включают оценку качества научных исследований среди ученых, количество опубликованных работ), цитируемость и награды (например, Нобелевские премии или медали Филдса));

- обучение (типичными индикаторами оценки качества обучения являются отзывы студентов, удельный вес студентов продолжающих дальнейшее обучение в университете, соотношение студентов и преподавателей);

- академическое развитие (эта категория является альтернативой категории «исследования», рассматривая усилия учреждений по улучшению опыта внеаудиторного обучения студентов; в этой категории учитывается наличие академических учебных центров для студентов, а также возможности преподавания и научного ассистентства);

- трудоустройство (индикаторами в этой области являются опросы работодателей, показатели трудоустройства выпускников и поддержка карьерного роста);

- интернационализация (индикаторы - доля иностранных студентов и сотрудников, число прибывающих и выбывающих студентов по обмену, число национальностей, представленных в студенческом сообществе, число и сила международных партнерств с другими университетами и наличие религиозных объектов);

- инфраструктура (индикаторами выступают: наличие спортивных сооружений, информационных технологий, библиотек, медицинских учреждений, количество студенческих сообществ);

- онлайн/дистанционное обучение (эта категория рассматривает такие индикаторы, как студенческие услуги и технологии, записи курсов, вовлеченность студентов в деятельность ВУЗа, взаимодействие студентов, ориентация на онлайн сервисы и репутация университета);

- социальная ответственность (измеряет, насколько серьезно университет относится к своим обязательствам перед обществом, инвестируя в местное сообщество, а также в благотворительную деятельность и помощь в случае стихийных бедствий, развитие человеческого капитала и экологическая осведомленность);

- инновации (индикаторы - инновации, результаты деятельности университетов и их результаты для экономики, общества и культуры);

- искусство и культура (показателями являются количество концертов и выставок, организованных учреждением, количество культурных премий, а также культурные инвестиции);

- инклюзивность (категория рассматривает доступность университета для студентов, в частности стипендии и гранты, доступность для инвалидов, гендерный баланс и охват населения с низкими доходами);

- специализация (эта категория рассматривает аккредитацию и рейтинг дисциплин).Исторически университеты играли решающую роль в развитии реального сектора экономики посредством инноваций, и особенно в тех областях, где такие научно-технические связи с неакадемическим миром остаются центральными для их миссии. В области инноваций QS Stars баллы присваиваются с учетом следующих индикаторов:

- патенты - 20 баллов (одним из важных способов влияния работы университета за пределами академического сообщества является внедрение инноваций с практическими применениями, которые могут варьироваться от научных и промышленных областей до повседневной жизни; способ измерить это - количество патентов, зарегистрированных в национальных и международных патентных ведомствах);

- созданные компании - 10 баллов (большая часть работы, проделанной в университетах, легко реализуется на рынке, и поэтому для создания этих уникальных активов характерно создание независимых дочерних компаний, что указывает на выполнение ВУЗами работы, которая востребована в мире за пределами их собственных стен);

- промышленные исследования - 20 баллов (ВУЗы и независимые корпорации имеют взаимовыгодные отношения - первые могут предоставить свои уникальные знания, вторые - капитал).

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что методология всех рассмотренных выше рейтингов предусматривает учет одного или нескольких индикаторов инновационной активности организаций высшего образования (табл. 1).

Таблица 1 - Индикаторы инновационной активности образовательных организаций

Рейтинг Направления/индикаторы

The Times Higher Education World University Rankings исследования, цитирования, отраслевые доходы

Academic Ranking of World Universities качество образования, качество профессорско-преподавательского состава ВУЗа, результаты научных исследований

QS World University Rankings количество цитирований, приходящихся на одного научно-педагогического работника

QS Stars University Rankings исследования, академическое развитие, онлайн/дистанционное обучение, инновации

Участие российских ВУЗов в рейтингах образовательных организаций, учитывающих при формировании интегральной рейтинговой оценки показатели, отражающие инновационную активность, свидетельствует об их несомненной ориентированности на инновационное развитие, в противном случае университеты могут быть исключены из рейтингов, что снижает их академическую и исследовательскую репутацию.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан None declared

Список литературы/ References

1. Полихина Н.А. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, изменения / Н.А. Полихина, И.Б. Тростянская / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: ФГАНУ «Социоцентр», 2018. - 189 с.

2. THE World University Rankings 2020: methodology [Электронный ресурс]. - URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/world-university-rankings-2020-methodology (дата обращения 28.04.2020).

3. Мониторинг эффективности инновационной деятельности университетов России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/596/universities_monitor.pdf (дата обращения 11.05.2020).

4. Academic Ranking of World Universities: Methodology [Электронный ресурс]. - URL: http://www.shanghairanking.com/ARWU-Methodology-2019.html (дата обращения 24.04.2020).

5. Москалёва О.В. Рейтинги университетов: правила составления и система оценок / О.В. Москалёва // Университетская книга. - 2014. - №4. - С. 20-25.

6. Фролов А.В. Рейтинговая оценка мировых университетов. Новые тенденции в условиях глобальной экономики / А.В. Фролов // Экономика образования. - 2012. - №2. - С. 80-86.

7. Шагабаев И.А. Анализ международных и российских рейтинговых систем оценки деятельности университетов / И.А. Шагабаев, И.П. Василюк // Интерактивная наука. - 2017. - №11 (21). - С. 94-97.

8. QS World University Rankings: Methodology [Электронный ресурс]. - URL: https://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings/methodology (дата обращения 12.05.2020).

9. QS Stars: Methodology [Электронный ресурс]. - URL: https://www.topuniversities.com/qs-stars/qs-stars-methodology (дата обращения 10.05.2020).

10. Методика QS Stars University Rankings / Перевод И.Б. Тростянская [Электронный ресурс]. - URL: https://www.5top100.ru/upload/iblock/792/QS-Stars-University-Ratings_metodika.pdf (дата обращения 10.05.2020).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Polihina N.A. Rejtingi universitetov: tendencii razvitija, metodologija, izmenenija [University rankings: development trends, methodology, changes] / N.A. Polihina, I.B. Trostjanskaja / Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii [Ministry of education and science of the Russian Federation. - M: FGANU "Sociocentric"]. - M: FGANU «Sociocentr», 2018. - 189 p. [in Russian]

2. THE World University Rankings 2020: methodology. - URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/world-university-rankings-2020-methodology (accessed: 28.04.2020).

3. Мониторинг эффективности инновационной деятельности университетов России [Monitoring the effectiveness of innovation activities of Russian universities]. - URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/596/universities_monitor.pdf (accessed: 11.05.2020). [in Russian]

4. Academic Ranking of World Universities: Methodology. - URL: http://www.shanghairanking.com/ARWU-Methodology-2019.html (accessed: 24.04.2020).

5. Moskaljova O.V. Rejtingi universitetov: pravila sostavlenija i sistema ocenok [University rankings: rules for compiling and rating system] / O.V. Moskaljova // Universitetskaja kniga [University book]. - 2014. - №4. - P. 20-25. [in Russian]

6. Frolov A.V. Rejtingovaja ocenka mirovyh universitetov. Novye tendencii v uslovijah global'noj jekonomiki [Rating assessment of world universities. New trends in the global economy] / A.V. Frolov // Jekonomika obrazovanija [Economics of education]. - 2012. - №2. - P. 80-86. [in Russian]

7. Shagabaev I.A. Analiz mezhdunarodnyh i rossijskih rejtingovyh sistem ocenki dejatel'nosti universitetov [Analysis of Russian and international rating systems for evaluating the activities of universities] / I.A. Shagabaev, I.P. Vasiljuk // Interaktivnaja nauka [Interactive science]. - 2017. - №11 (21). - P. 94-97. [in Russian]

8. QS World University Rankings: Methodology. - URL: https://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings/methodology (accessed: 12.05.2020).

9. QS Stars: Methodology. - URL: https://www.topuniversities.com/qs-stars/qs-stars-methodology (accessed: 10.05.2020).

10. Metodika QS Stars University Rankings [Method QS Stars University Rankings] / Perevod I.B. Trostjanskaja. - URL: https://www.5top100.ru/upload/iblock/792/QS-Stars-Universi^-Ratings_metodika.pdf (accessed: 10.05.2020). [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.