Научная статья на тему 'Ключевые показатели результативности процессов и процедур - как метод управления качеством медицинской помощи'

Ключевые показатели результативности процессов и процедур - как метод управления качеством медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
241
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые показатели результативности процессов и процедур - как метод управления качеством медицинской помощи»

турсацыз, ол аздщ кай жер^з ауыратынын жаксы бiлетiн болады, кез келген уакытта кажетт кецес бере алатын жануялык дэр^ер^зге айналса, куба-куп.

Кептеген аурулардыц басты себебi жYйке кYйзелiсi екендiгi казiргi тацда дэлелденген мэселе жэне психологиялык кемек бiздщ эркайсысымызга кажет. Сондыктан да тургындардыц денсаулыгын жаксарту максатында, биылгы жылы емханаларда элеуметтiк кызметкерлер, психолог мамандар жумыс iстей бастады. Бул бастама одан эрi дами бермек. Сондыктан да CÍ3 Yшiн керсетiлетiн кызметтердi толыгымен пайдаланып, денсаулыгыцызды тYзетудi умытпацыз.

Сiздiк денсаулыгыцыз Yшiн езiкiздiк колыцыздагы аса кажеттi Yш нэрсе, ол - салауатты емiр салты, тиiмдi тамактану, дене шыныктырумен айналысу. Денсаулыкты бузып, адам емiрiн кыскартатын Yш нэрсе, ол - аз козгалу, артык салмак, жагымсыз кылыктар.

Дендер^з сау, гумырларыцыз узак болсын.

УДК 613.4:614.4:615.49

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ И ПРОЦЕДУР - КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Альжаксина Г.Б.

Национальный научный центр материнства и детства, Астана, Казахстан

В настоящее время одним из приоритетов здравоохранения в Казахстане является оказание качественной и безопасной медицинской помощи.

Созданный по поручению Президента Н.Назарбаева АО «Национальный научный центр материнства и детства», оказывающий высокоспециализированную помощь женщинам и детям, одной из первых в составе клиник АО «Национальный медицинский Холдинг» претендует на получение международной аккредитации Международной Объединенной Комиссии (далее JCI).

JCI - это неправительственная некоммерческая организация, основанная в городе Чикаго, США, в 1994 году на базе, существующей с 1951 года, Объединенной Комиссии (JC) по Аккредитации Больниц США. Историю создания Объединенной Комиссии относят к 1910 году, когда Д-р Эрнст Кодман (хирург из Бостона, США) предложил «систему конечного результата в стандартизации больниц» для длительного наблюдения за исходом лечения каждого пациента с целью выявления эффективности лечения.

По определениям Международной Объединенной Комиссии и Института Медицины США, «качество медицинских услуг - это уход, лечение и услуги, сосредоточенные на пациенте, практикуемые каждым работником, уровень безопасности, эффективности и своевременности которых определяет вероятность получения желаемого результата, и соответствуют современным профессиональным достижениям медицины».

Для оценки качества и безопасности медицинских услуг организацией согласно международным стандартам аккредитации определяются ключевые индикаторы мониторинга структур, процессов, результатов - ключевые показатели результативности (далее КПР).

В основе КПР лежат международные цели по безопасности пациентов:

• правильная идентификация пациента.

• эффективная передача информации между персоналом.

• безопасное использование медикаментов высокого риска.

• правильный выбор участка тела, правильная процедура, и правильное определение пациента при проведении хирургических вмешательств.

• нижение риска внутрибольничных инфекций.

• предотвращение травматизации пациента вследствие падений.

Дополнительно к международным целям по безопасности пациентов, организация должна проводить мониторинг своей деятельности по определенным областям медицинской и управленческой деятельности. Выбор КПР согласно международным стандартам аккредитации должен быть основан на тех процессах, которые имеют высокий риск для пациентов, а также тех вопросов, которые являются проблематичными в данной организации. То есть для каждой организации есть возможность фокусироваться на актуальных для нее вопросах и после тщательного мониторинга с помощью индикаторов, улучшить качество структуры, процесса, результатов.

Так, падения составляют значительную часть причин травматизации госпитализированных пациентов. Инциденты падения регистрируются и наблюдаются динамически. Все случаи травматизации пациентов разбираются с участием сотрудников соответствующих отделений и разработкой мер по их устранению.

КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА КАЗАХСТАНА №3,4 (22,23) 2011 Таблица №1. Показатели падений пациентов за 2011г.

Цель ведения КПР - это выработка контр-мер. В контексте обслуживаемого контингента, вида оказываемых услуг, и условий дизайна и обстановки помещений, с целью снижения показателя падений и травматизации пациентов и персонала были предприняты меры: выделены пациенты с высоким риском падения (идентифицированы с помощью браслета на руке), перемещение данной группы пациентов по Центру на каталке с ограничителями и только в сопровождении. Одним из причин падений является мокрый пол, в связи с чем Центром были закуплены указатели для пациентов и персонала «осторожно: мокрый пол». Все окна зафиксированы в положение «безопасное открывание».

Одной из важных составляющих улучшения качества лечебного процесса является регистрация и анализ потенциальных и совершенных ошибок. Частота совершения в медицинских организациях ошибок при проведении хирургических вмешательств и его анализ вызвали необходимость проведения предоперационной верификации хирургического пациента, маркировки операционного поля и проведения процедуры «тайм-аута» непосредственно перед любым вмешательством.

Таблица №2. Показатель проведения тайм-аута перед хирургическим вмешательством.

Доля хирургических пациентов, которым проведена п роцедура тайм-аута

93

100

а 75 | |

шт у

2010год

1квартал

II квартал II кеартаЛУквартал

2011 год

Как видно из таблицы №2 проведение тайм-аута перед хирургическими и инвазивными вмешательствами возросла до 93%, во избежание ошибок.

Нередки ошибки при назначении и использовании медикаментов, что потребовало наблюдения за процессом назначения, использования медикаментов. Наиболее частые ошибки: неправильно выбранный медикамент, неправильная доза, неправильное разведение, не тот путь введения, не та продолжительность введения, использование медикаментов с истекшим сроком годности.

Таблица №3. Ошибки и неточности при назначении и использовании медикаментов:

Информацию о выявленных ошибках (совершенных и предотвращенных) при назначении и использовании медикаментов предоставляют медицинские работники (врачи, медсестры), выявившие ошибку. Философия JCI - показать проблему, а не скрывать, не боясь наказания, в результате чего число сообщений об инцидентах, связанных с медикаментами, увеличивается.

Качество медицинской помощи определяется и своевременностью исполнения лабораторных услуг. Так, Центр выбрал в качестве КПР по мониторингу лабораторной деятельности своевременность исполнения экспресс-исследований клинико-диагностической лабораторией (по аналогии рентгенологических, ультразвуковых исследований).

Таблица №4. Доля экспресс-исследований показателей протеинурии, выполненных в течение 20 минут.

100

50

IIIIJJIIII I I I

Г Г ГI I! IIIIIIIII

У s? ^ ¿ ^ У ч>Л ^ О* У

Своевременность исполнения экспресс-анализов.

i Цель CK)

Кроме того, для мониторинга Центром выбраны следующие процессы и процедуры:

• своевременное использование крови и ее препаратов, возврат неиспользованной крови.

• оценка записей медицинской документации («читабельность», «отсутствие ретуширований и исправлений»);

• использование антибиотиков второго и выше ряда (косвенная оценка показателя ВБИ);

• своевременность приобретения (закупа) медикаментов и изделий медицинского назначения и др.

Обязательной оценке и анализу подлежат все случаи отклонения от нормы процессов и явлений (экстремальное событие). Все случаи экстремальных событий изучаются с помощью серьезного анализа корневых причин. Если анализ корневых причин выявляет, что системные улучшения или другие действия могут предотвратить или снизить риск возникновения экстремальных событий, организация проводит редизайн процессов и предпринимает все возможные для этого действия.

Анализ данных позволяет обеспечить непрерывную обратную связь в процессе управления качеством, что помогает специалистам принимать решения, связанные с улучшением клинического и управленческого процессов.

Когда текущие индикаторы больше не предоставляют полезной информации для анализа процесса, процедуры или результата, выбираются новые индикаторы.

Литература

1. Стандарты аккредитации Международной объединенной комиссии JCI, 4е изд. , 2011г.

2. Maria R. Olives, Andrew Bernotas, Paul Reis «JCI Survey Process Guide», 4 -th Edition, 2010 г,.

УДК 616.31;617.52-089

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Магзумова Р.З., Улманов А.Т.

Медицинский университет Астана, Казахстан Национальный научный медицинский центр, Астана, Казахстан

Профилактика стоматологических заболеваний - это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний [1,2]. Планирование программ оказания стоматологической помощи, в том числе и профилактической, во всем мире осуществляется на основании изучения стоматологической заболеваемости населения, которая и определяет стратегию науки и практики. Медико-социальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.