КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
КИРЕЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail:[email protected]
В статье уделено внимание разработке способов повышения эффективности предпринимательской деятельности. Подчеркивается, что в их основе должны лежать следующие направления: оптимизация использования социально-экономических ресурсов; применение предпринимательского опыта и эффекта масштаба; применение современных информационных технологий автоматизации учета. В данной статье представлены меры по повышению эффективности предпринимательской деятельности в российских условиях, в контексте ее организации и ведения, учитывая стратегические и социально-экономические аспекты развития предпринимательской деятельности. При этом учитывается тот факт, что стратегия эффективного использования финансовых средств субъектов предпринимательства должна ставить перед собой задачи рационального использования наиболее ликвидных активов, для поддержания предпринимательской устойчивости в долгосрочной перспективе. Ведение и организация предпринимательской деятельности должна затрагивать прекращение операций по нерентабельным видам деятельности, не покрывающим постоянные издержки. Стратегия предпринимательских структур на рынках сбыта должна предусматривать: использование эффективных способов продажи товаров и ее реализации на старых рынках, привлечение незначительных объемов инвестиций для продажи товара на новых рынках, реализации амбициозных проектов продвижения нового товара на освоенные рынки. Вопросы управление персоналом компании должны решаться на главных принципах и приоритетах кадровой политики: структуры, штата, кадровых перемещений, мотивации сотрудников, повышения квалификации и переподготовки персонала, их соответствия целям компании. Автор уделяет внимание комплексному подходу к мерам повышения эффективности предпринимательской деятельности: от адаптационных к стимулирующим в зависимости от финансово-экономического состояния субъекта предпринимательства. Таким образом, анализ внутренних и внешних факторов развития предпринимательской деятельности позволяет активизировать предпринимательскую активность и повысить ее эффективность в современных российских условиях.
Ключевые слова: социально-экономическая эффективность, предпринимательство, эффективность предпринимательской деятельности
В современных экономических условиях предпринимательство как социально-экономический институт служит неотъемлемой частью формирования гражданского общества. При этом общество является не только средой для развития предпринимательской деятельности, но и выступает как ее организатор.
Организация и ведение предпринимательской деятельности предполагает комплекс мер эффективного использования выделенных ресурсов. Комплексная оценка социальной и экономической эффективности деятельности субъекта предпринимательства позволяет оценить: финансовые результаты предпринимательской деятельности, рациональное использование средств производства, трудовых ресурсов, а также
творческих способностей коллектива к предпринимательству.
В турбулентных экономических условиях, для обеспечения устойчивого развития предпринимательской деятельности, нередко применяются превентивные механизмы адаптации предпринимательских структур. Данные способы адаптации выбираются в зависимости от конкретных условий развития внутренней и внешней ситуации.
По мнению И. А. Бланка [1], к основным превентивным способам нейтрализации кризисной ситуации относят:
- сокращение объемов инвестирования в наиболее рискованные направления предпринимательской деятельности;
- страхование рисков, связанных с факторами угрозы возникновения финансового кризиса;
- повышение платежеспособности компании за счет реализации неиспользуемых активов;
- снижение уровня дебиторской задолженности путем налаживания расчетно-платежной дисциплины.
В качестве способов нейтрализации кризисной ситуации за счет внутренних факторов И. А. Бланк, предложил к использованию прогнозную оценку скорости и объема предпринимательскими структурами:
- обеспечения роста чистых денежных потоков;
- снижения общей суммы финансовых обязательств;
- реструктуризации финансовых обязательств, путем перевода их из краткосрочных в долгосрочные активы;
- снижения уровня текущих затрат и финансовой зависимости от привлеченного капитала;
- снижения уровня финансового риска в предпринимательской деятельности;
- положительного изменения других финансовых показателей, несмотря на отрицательное воздействие внешних факторов.
При неправильном применении превентивных механизмов в предпринимательских структурах могут возникать следующие проблемы:
- увеличение материально-производственных запасов при снижении темпов объема продаж;
- ускорение оборачиваемости текущих обязательств;
- появление проблем с поставкой и снижением качества готовой продукции;
- падение деловой активности компании;
- снижение рентабельности и объемов финансовых результатов;
- сокращение собственных источников и резервов развития.
Характерным признаком перехода предпринимательских структур из нормального финансового состояния в кризисное является снижение уровня платежеспособности, вызванное неправильно выбранной стратегией компании в сложившейся рыночной ситуации.
Стратегия, не приводящая к желаемым результатам, должна быть пересмотрена путем изменения планов развития. Для адаптации ведения предпринимательской деятельности в кризисных условиях и сохранения субъектами
предпринимательства конкурентоспособности на рынке необходимо вносить изменения в их организацию. Пересмотр стратегии развития должен помочь субъектам предпринимательства сфокусировать внимание на средствах и методах адаптации в условиях нестабильной внешней среды.
Кризисная ситуация в экономической науке [2] рассматривается как следствие неправильно выбранной стратегии или ее слабой реализации. Одним из наиболее удобных и апробированных способов оценки стратегического состояния предпринимательских структур является SWOT-анализ, используемый для определения слабых и сильных сторон предпринимательской деятельности. Сильными сторонами предпринимательских структур могут быть приобретенные навыки, опыт, ресурсы, технологии и др., слабыми - отсутствие тех важных качеств, что есть у конкурентов. Со стратегической позиции сильные стороны могут составлять концептуальную основу стратегии компании. Пересмотр стратегии также должен быть направлен на выявление и устранение недостатков ведения предпринимательской деятельности, способствовавших возникновению кризисных ситуаций.
К мероприятиям по выходу из кризиса можно отнести: оптимизация расходов, сокращение действующих филиалов и подразделений, сотрудников организации, объемов производства, маркетинговых исследований, изменение ценовой политики, привлечение кредитов и т. д. (табл. 1).
Как правило, пересмотр стратегии экономической адаптации предпринимательской деятельности связан с четырьмя основными направлениями:
- стратегии поведения предпринимательских структур на рынке сбыта;
- стратегии ведения и организации предпринимательской деятельности;
- стратегии эффективного использования финансовых накоплений и способов их привлечения;
- стратегии управления кадровым потенциалом.
По опыту одной из наиболее сложных проблем для субъектов предпринимательства является разработка стратегии развития предпринимательской деятельности на рынках сбыта. Здесь основной акцент должен быть направлен на применение и развитие технологии продаж, расширение линейки выпускаемой продукции и повышение качества обслуживания (табл. 2).
Стратегия предпринимательских структур на рынках сбыта должна предусматривать: использование эффективных способов продажи товаров и ее реализации на старых рынках, привлечение
N. N. КШЕБУ
незначительных объемов инвестиций для прода- озных проектов продвижения нового товара на жи товара на новых рынках, реализации амбици- освоенные рынки.
Таблица 1
Стратегические направления развития предпринимательской деятельности в рыночных условиях
Стратегическое направление Способ реализации
1. Удержание позиций на рынке (доли рынка) Проведение активной маркетинговой политики и повышение качества сбыта (повышение квалификации сотрудников, мониторинг рыночной ситуации, применение технологии активных продаж и послепродажного сервиса)
2. Формирование и закрепление на новых рынках сбыта Увеличение клиентской базы, получение обратной связи по реализованной продукции, сервису и оказанным услугам, анализ и оценка стратегии конкурентов
3. Продвижение принципиально новых, ранее неизвестных продуктов на рынок Требуется оценка и анализ потребительских предпочтений покупателей, определение целевого сегмента рынка, а также выделение дополнительных средств в разработку, освоение и продвижение новых товаров на рынок
4. Расширение линейки выпускаемой продукции и пересмотр рынков сбыта Оценка и анализ ситуации на рынке в выбранном сегменте, уровне платежеспособности потенциальных покупателей в условиях ограниченной информации
5. Уход с рынка Требуется проведение тщательного анализа рыночной ситуации, оценки социальных и экономических последствий в связи с уходом с рынка
Таблица 2
Стратегические направления ведения и организации предпринимательской деятельности
Стратегическое направление Предлагаемые меры
1. Повышение качества обслуживания покупателей Как один из наиболее важных факторов ведения предпринимательской деятельности, повышение качества обслуживания, должно предполагать внедрение систем управления качеством на всех стадиях технологических процессов, в том числе послепродажного обслуживания
2. Структурные изменения организации предпринимательской деятельности Основной целью данного направления является повышение рентабельности активов компании. Для этого решаются следующие структурные задачи: - выделение и перерегистрация отдельных подразделений и филиалов в обособленные организации; - закрытие убыточных подразделений и филиалов; - рациональное использование помещений, в том числе сдача неиспользуемых в аренду
3. Диверсификация реализуемой продукции Данное направление служит расширению спектра удовлетворения потребностей и запросов покупателей. Реализация данной задачи предполагает расширение линейки выпускаемой продукции и услуг, в том числе с применением новых технологий обслуживания
4. Улучшение экономической эффективности продаж Реализуется за счет: - увеличения объемов продаж; - применения технологий активных продаж; - рационального и экономного использования материально-производственных затрат
Стратегия ведения и организации предпринимательской деятельности должна затрагивать прекращение операций по нерентабельным видам деятельности, не покрывающими постоянные издержки. Также сюда следует отнести, анализ качества обслуживания покупателей и его повышение.
Стратегия эффективного использования финансовых средств субъектов предпринимательства должна ставить перед собой задачи рационального использования наиболее ликвидных активов, для поддержания предпринимательской устойчивости в долгосрочной перспективе. Привлечение дополнительных финансовых средств: максимизация прибыли, повышение капитализации компании, ее инвестиционной привлекательности и деловой активности (табл. 3).
Повышение показателей экономической эффективности предпринимательской деятельности
предполагает также профессиональный рост сотрудников компании. Вопросы управление персоналом компании должны решаться на главных принципах и приоритетах кадровой политики: структуры, штата, кадровых перемещений, мотивации сотрудников, повышения квалификации и переподготовки персонала, их соответствия целям компании (табл. 4).
Принятые меры по обеспечению экономической независимости предпринимательских структур можно считать успешно проведенными при выполнении следующих условий:
- произошло снижение уровня кредиторской задолженности, а непогашенная была реструктурирована;
- увеличился объем денежных поступлений;
- повысился уровень капитализации компании;
- реализованы и ликвидированы убыточные активы компании, либо проведена их реструктуризация;
- проведены мероприятия по совершенствованию систем управления, применению систем контроллинга;
- оптимизирована кадровая структура компании и т. д.
Стратегические направления эффекти
Для субъектов предпринимательства, особо важным остается определение способности компании к дальнейшему развитию, который зависит от:
1) управления и организации внутрихозяйственных процессов;
2) формирования устойчивого спроса на реализуемую продукцию.
Таблица 3
о использования финансовых ресурсов
Стратегическое направление Предлагаемые меры
1. Улучшение показателей ликвидности компании Реализация неиспользуемого имущества компании и снижение уровня дебиторской задолженности путем налаживания расчетно-платежной дисциплины
2. Оптимизация структуры пассивов компании Оценка и анализ оптимального соотношения собственных и привлеченных средств, для определения независимости компании. После оценки состояния капитала в будущем приносить прибыль, рассматриваются варианты привлечения заемных средств
3. Совершенствование систем учета и мониторинга расходов компании Проведение мониторинга оценки и анализа издержек обращения компании, безубыточности предпринимательской деятельности, контроль расходов, определение резервов и потенциала компании, совершенствование налоговой, финансовой и управленческой политики
4. Увеличение прибыли Повышение финансовых результатов деятельности за счет выявления и сокращения постоянных и переменных издержек компании
Таблица 4
Стратегические направления эффективного управления кадровой структурой компании
Стратегическое направление Предлагаемые меры
1. Улучшение кадровой структуры компании Совершенствование кадровой структуры предполагает: - смену руководства; - сокращение сотрудников; - оценку условий труда; - совершенствование систем мотивации работников; - аудит работы маркетинга, бухгалтерии и финансового отдела; - повышение квалификации и обучение сотрудников; - повышение требований к руководству в части функций контроля и мотивации персонала компании
2. Применение новых способов контроля и управления Совершенствование систем стратегического менеджмента и бюджетирования, путем приобретения и внедрения специализированного программного обеспечения
3. Реорганизация корпоративной культуры управления Совершенствование корпоративной культуры компании
Формирование устойчивого спроса на реализуемую продукцию предусматривает:
- определение потребностей потенциальных покупателей;
- проведение мониторинга сложившейся ситуации на рынке;
- проведение оценки качества обслуживания покупателей;
- проведение акций на реализуемую продукцию и услуги;
- расширение сегментов и рынков сбыта товара, в том числе продвижение на рынок новых видов продукции;
- обеспечение высоких показателей рентабельности предпринимательской деятельности;
- совершенствование маркетинговой стратегии с учетом сложившихся рыночных условий;
- применение технологий активных продаж с целью стимулирования спроса на продукцию и услуги.
В условиях финансовой независимости, предпринимательские структуры могут прибегать к способам резервирования ресурсов, применяемого в кризисных условиях. В экономической литературе [3; 4; 5] процесс формирования и привлечения резервов компании называется маневрированием.
N. N. KIREEV
Основными способами маневрирования хозяйственных средств могут составлять:
- материально-производственные запасы;
- финансовые и трудовые резервы;
- резервы готовой продукции;
- резервы производственной мощности;
- резервы инфраструктурного обеспечения.
Повышение социально-экономической эффективности предпринимательских структур предполагает проведение реформ в направлении их развития, обеспечивая высокие темпы роста финансовых показателей, конкурентоспособности выпускаемой продукции, завоевание новых позиций на рынке, оптимизируя организационную структуру и диверсифицируя предпринимательскую деятельность.
Для субъектов предпринимательства, находящихся в тяжелом финансовом состоянии, для выхода из кризиса необходимо провести реструктуризацию компании, т. е. проведение структурных организационных реформ систем управления, с сохранением экономического потенциала. Связано это с тем, что в условиях рынка изменился спрос и предложение на товары и услуги, которые привели к изменениям в структуре активов компании. Жесткая конкуренция на рынке привела к деформации структуры пассивов компании, с преобладающей долей кредиторской задолженности и заемных средств, а работа в убыток привела к потере основной части собственного капитала.
Реструктуризация предпринимательских структур предполагает пересмотр стратегии и целей компании. Для повышения ликвидности необходимо сокращение доли медленно и труднореализуемых активов, повышение оборачиваемости оборотных активов, увеличение доли собственных оборотных средства, повышение финансовой независимости компании, за счет погашения финансовых обязательств по кредитам и займам и т. д.
Для повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности необходимо: проведение мониторинга состояния конъюнктуры рынка и оперативного реагирования на его изменения, проведение мероприятий по сохранению позиций на рынке, оптимизации основных бизнес-процессов.
Повышение эффективности предпринимательской деятельности может предполагать как локальные внутренние изменения, так и проведение комплексных мероприятий.
К комплексным направлениям повышения эффективности предпринимательской деятельности следует отнести:
1. Применение предпринимательского опыта и эффекта масштаба. Организация процесса создание
инновационных продуктов и услуг позволяет закрепить эмпирические навыки и опыт. Создание благоприятного климата для активизации творческих способностей персонала к предпринимательству, позволяет получить новые знания, умения и навыки и повысить социальную эффективность компании.
Эффект масштаба - один из важных факторов развития предпринимательской деятельности. Для получения экономического результата от эффекта масштаба, необходимо проведения комплекса мероприятий, по увеличению объемов сбыта, снижению цен на товары и услуги, с целью захвата дополнительной рыночной доли.
2. Оптимизация использования социально-экономических ресурсов:
- повышение эффективности использования внеоборотных активов, включая своевременное проведение капитального ремонта, оптимизация использования производственной мощности оборудования, рациональной планировки основных фондов, сокращение потерь простоя оборудования и т. д.;
- повышение эффективности оборотных активов, включая повышение ликвидности оборотных средств, путем снижение уровня долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности, сокращение материальных издержек готовой продукции, построение адресной системы хранения товара, совершенствование логистической системы отправки готовой продукции и т. д.;
- повышение эффективности использования трудовых ресурсов, путем повышение квалификации работников, производительности труда, снижению простоев, улучшений условий и безопасности труда.
3. Применение современных информационных технологий автоматизации учета: покупка и внедрение информационных технологий автоматизации сбора, обработки и анализа используемой информации, систем электронного документооборота, интернет-продаж и т. д.
Практика ведения предпринимательской деятельности за рубежом и опыт российских предпринимательских структур подтверждают, что применение методов стратегического и тактического управления предпринимательской деятельностью, позволяет повысить гибкость предпринимательских структур и их реакцию на внешнюю и внутреннюю ситуацию, смещая акцент с анализа только финансовых результатов к перспективам развития предпринимательской деятельности.
Литература
1. Бланк И. А. Управление прибылью. М., 2005.
2. Королев В., Королев С. Механизм обеспечения экономического роста фирмы // Экономист. 2008. № 1. С. 53-60.
3. Абдукаримов И. Т. [и др.] Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008.
4. Любушин Н. П. [и др.] Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ, 2002.
5. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2005.
References
1. Blank I. А. Upravleniye pribyl'yu. [Management of profit.] M., 2005.
2. Korolev V., Korolev S. Mekhanizm obespe-cheniya ekonomicheskogo rosta firmy [Mechanism of ensuring economic growth of firm] // Ekonomist. 2008. № 1. S. 53-60.
3. Abdukarimov I. T. [i dr.] Analiz finansovo-khozyajstvennoj deyatel'nosti predpriyatiya. [Analysis of financial and economic activity of the enterprise.] Tambov: Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina, 2008.
4. Lyubushin N. P. [i dr.] Analiz finansovo-ekonomicheskoj deyatel'nosti predpriyatiya. [Analysis of financial and economic activity of the enterprise.] M.: YuNITI, 2002.
5. Savitskaya G. V. Analiz khozyajstvennoj deyatel'nosti predpriyatiya. [Analysis of economic activity of the enterprise.] M.: INFRA-M, 2005.
* * *
KEY DIRECTIONS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF BUSINESS ACTIVITY IN MODERN CONDITIONS OF MANAGING
KIREEV NIKOLAY NIKOLAEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article the author paid attention to development of ways of increase of efficiency of business activity; emphasized that the following directions have to be their cornerstone: optimization of use of social and economic resources; application of enterprise experience and scale effect; application of modern information technologies of automation of the account. This article presented measures for increase of efficiency of business activity in the Russian conditions, in the context of its organization and maintaining, considering strategic and social and economic aspects of development of business activity. Thus the author considered the fact that strategy of effective use of financial means of subjects of business has to set the tasks of rational use of the most liquid assets, for maintenance of enterprise stability in the long term. Maintaining and organization of business activity has to affect the termination of operations on the unprofitable kinds of activity which aren't covering constant expenses. Strategy of enterprise structures on sales markets has to provide: use of effective ways of sale of goods and its realization at the old markets, attraction of the insignificant volumes of investment for sale of goods in the new markets, implementation of ambitious projects of advance of new goods on the mastered markets. Issues of human resource management of the company have to be resolved on the main principles and priorities of personnel policy: structures, staff, personnel movements, motivation of employees, professional development and retraining of the staff, their compliance to the purposes of the company. The author paid attention to an integrated approach to measures of increase of efficiency of business activity: from adaptation to stimulating depending on a financial and economic condition of the subject of business. Thus, the analysis of internal and external factors of development of business activity allows to make active enterprise activity and to increase its efficiency in modern Russian conditions.
Key words: social and economic efficiency, business, efficiency of business activity.
N. N. KIREEV