Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оборонно-промышленный комплекс / направления развития / национальные интересы / национальная оборона / military-industrial complex / development directions / national interests / national defense

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.Ю. Изварина, Д.А. Лахина, Н.Ю. Сидоренко, К.А. Турков

Направления государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса обусловлены потребностью в обеспечении национальной безопасности России. Решение важнейшего вопроса выстраивания иерархии приоритетов по развитию той или иной части родов войск на территории страны, а также по распределению средств на закупку вооружения для них оправляется возможностями государственного бюджета. В статье систематизированы проблемы, связанные с расходования бюджетных средств на нужды государства в военных целях, сформулированы основные параметры выработки государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса и предложены ее ключевые направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY DIRECTIONS OF STATE POLICY IN THE FIELD OF DEVELOPMENT OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

The directions of state policy in the field of development of the military-industrial complex are conditioned by the need to ensure the national security of Russia. The solution of the most important issue of building a hierarchy of priorities for the development of one or another part of the armed forces on the territory of the country, as well as for the distribution of funds for the purchase of weapons for them, is provided by the capabilities of the state budget. The article systematizes the problems associated with spending budget funds for the needs of the state for military purposes, formulates the main parameters of the development of state policy in the field of development of the military-industrial complex and suggests its key directions.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Н.Ю. Изварина, канд. экон. наук, доцент Д.А. Лахина, студент Н.Ю. Сидоренко, студент К.А. Турков, студент

Донской государственный технический университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-4-124-127

Аннотация. Направления государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса обусловлены потребностью в обеспечении национальной безопасности России. Решение важнейшего вопроса выстраивания иерархии приоритетов по развитию той или иной части родов войск на территории страны, а также по распределению средств на закупку вооружения для них оправляется возможностями государственного бюджета. В статье систематизированы проблемы, связанные с расходования бюджетных средств на нужды государства в военных целях, сформулированы основные параметры выработки государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса и предложены ее ключевые направления.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, направления развития, национальные интересы, национальная оборона.

Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации выступает динамично развивающимся сектором экономики. Учитывая устойчивое поступление внешних угроз и вызовов, Россия должна идти по пути постоянного совершенствования техники, технологии, управления, организации производства компаний, входящих в оборонно-промышленный комплекс и занимающихся производством вооружения, военной и специальной техники, разработкой высокотехнологичных промышленных образцов для использования в процессе обеспечения национальной безопасности страны.

Основные направления развития оборонно-промышленного комплекса России до 2027 года определены принятием соответствующей программы вооружений [1]

(в 2020 году в нее внесены изменения). В настоящее время ведется подготовка этой программы на период 2024-2033 гг. Для того, что планирование было качественным необходимо проанализировать результаты прошлого опыта планирования и исполнения планов по вооружению.

Важнейшим вопросом по-прежнему остается выстраивание иерархии приоритетов по развитию той или иной части родов войск на территории страны, а также по распределению средств на закупку вооружения для них. Бюджетные средства ограничены и должны использоваться максимально эффективно.

Проблемы, связанные с расходования бюджетных средств на нужды государства в военных целях, представлены данными рисунка 1.

Понимание экономического эффекта от расходов на оборону

Совершенствование методов обеспечения рационального использования ресурсов на оборону

Оценка результатов военных расходов для национальной обороны и экономики страны

Рис. 1. Проблемы, связанные с расходования бюджетных средств на нужды государства

в военных целях

Согласно данным рисунка 1 при планировании расходов на оборону за счет государственного бюджета ключевым фактором эффективности выступает выстраивание такого грамотного соотношения, при котором, с одной стороны, обеспечивается сохранение параметров безопасности страны, а с другой стороны, влияние расходов на военные цели не является обременительным для экономики.

Информация о бюджетной политике государства свидетельствует о том, что расходы на оборону в 2023 году в бюджете федерации определены с превышением уровня 2022 года на 302,9 млрд рублей и составят 4,981 трлн рублей. Указанная бюджетная статья согласно программе вооружения, подразумевала расходы на уровне 3,573 трлн, однако за последние два года увеличение затрат произошло практически на 1,4 трлн рублей [4, с. 67]. Такое изменение параметров обусловлено влиянием высокой степени неопределенности ввиду влияния факторов внешней среды на государственную систему.

При условии стабилизации вопросов обеспечения безопасности внешнего периметра страны, к 2030 году неизбежно произойдет снижение расходов государства на оборону и переход компаний ОПК на выпуск гражданской продукции, что неизбежно стабилизирует экономику этих узконаправленных производств. По плану в 2024 и 2025 году затраты на оборону должны снизиться до 4,649 и 4,206 трлн рублей соответственно, поскольку приоритет страны будет направлен на улучшение здравоохранения и это потребует дополнительного финансирования и на погашение государственного долга [3, с. 35].

В ситуации, когда достигнут высокий уровень технологии, в том числе в сфере вооружения, многие процессы производства автоматизированы и цифровизация во всех сферах жизни человека достигла высокого уровня развития, выработка государственной политики в области развития ОПК опирается на следующие вводные, представленные данными рисунка 2.

- - = к и 1 CL. О О к — Усиление значимости прогнозирования и моделирования при планировании развития системы вооружения

CL> a nj E. CO — 'j 2 a £ ^ О П 3 - я я о — Использование современных возможностей интеллектуализации вооружения, в том числе средств искусственного интеллекта

tU 2 S с о С tic _, а л ~ ~ fi. 2 о й •©< p. 5 S- — Автоматизация процессов оперативного принятия решений на основе анализа и обработки информации в режиме реального времени

a — Расширения спектра перспективных единиц вооружения, включая беспилотные летательные аппараты и робототехнические комплексы

Рис. 2. Основные параметры выработки государственной политики в области развития

ОПК

Согласно данных рисунка 2 для государственной политики в отношении ОПК наибольшую значимость приобретает прогнозирование и моделирование. Результатом планирования развития системы вооружения должны быть достаточно точные целевые установки по формированию научного задела на основе тесной связи исследователей, производителей вооружения и представителей действующей армии. В таких условиях решение о создании того или иного образца вооружения принимается на основе его модели, прототипа и не

приводит к большим инвестициям. При разработке перспективных единиц вооружения особенно важна оперативность. Фактически используемые сегодня передовые возможности единиц боевой техники стали возможными именно благодаря предшествующим научно-техническим наработкам.

Ключевые направления государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса представлены данными рисунка 3.

Рис. 3. Ключевые направления государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса

Представленные на рисунке 3 ключевые направления государственной политики в области развития оборонно-

промышленного комплекса основаны на сочетании мероприятий, предусматривающих использование производственного потенциала и инновационных технологий.

В этой связи случае особую значимость приобретает диверсификация продукции ОПК, при которой достигается национальная независимость и одновременное наполнение внутреннего рынка страны высокотехнологичной продукцией гражданского и двойного назначения.

Долгосрочный импульс развитию отрасли задает диверсификация продукции компаний помощью национальных проектов. Помочь этому процессу, должен формируемый государством спрос на гражданскую продукцию. Отрасли, которые планируется задействовать в рамках реализации проектов: медицина, транспортное машиностроение, радиоэлектроника, энергетическое машиностроение, высокотехнологичные разработки для предприятий, занимающихся добычей нефти и газа, их переработкой [2, с. 201].

В настоящее время уже есть компании, которые смогли осуществить диверсификацию своей продукции быстрыми темпа-

ми. Концерн «Калашников», являющийся частью государственной корпорации «Ро-стех», в настоящее время разрабатывает и производит гражданское оружие, например, винтовки для биатлона, карабины «Сайга» и «Тигр», а также катера и лодки. Компании, входящие в объединение НПО «Высокоточные комплексы» осуществляют производство техники для строительства дорог, а также оборудования, используемого в медицинских целях. Кроме того, актуальные технические разработки позволили начать производство гражданской машины, используемой для борьбы с пожарами в лесу, причем в сложнонодоступ-ных местах, производятся современные трактора. Активно развивается гражданское судостроение (в числе судов: ледоколы и научно-исследовательские суда, сухогрузы, танкеры, пассажирские корабли).

Особое направление политики России в отношении эффективности развития оборонно-промышленного комплекса в привлечении к этому процессу персонала, являющегося высококлассными специалистами в отрасли. Поскольку оборонные компании выступают стратегически важными промышленными объектами, используют современные технологии, для участия в разработках нужны квалифици-

рованные кадры, способные реализовать снабжения. От качества кадрового потен-достижение этих сложных целей. Следова- циала зависит баланс всех бизнес-тельно, необходимо привлечение на пред- процессов внутри компании оборонного приятия ОПК технического персонала с комплекса.

высшим профессиональным образованием, Ключевые направления политики в об-

создание исследовательских подразделе- ласти развития оборонно-промышленного ний, формирование структур, ответствен- комплекса помогают государству каче-ных за развитие, привлечение специали- ственно и оперативно решать задачи без-стов, способных организовать эффектив- опасности страны за всех реализации всех ную систему материально-технического указанных направлений.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 №425-8 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/ (дата обращения 28.10.2023).

2. Изварина, Н.Ю. Влияние уровня развития оборонно-промышленного комплекса РФ на безопасность России / Н.Ю. Изварина, Е.А. Абливанцев, А.А. Курилов и др. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 6-1 (81). - С. 199203.

3. Кравцов, А.А. Риски финансирования производственной деятельности государственных корпораций оборонно-промышленного комплекса при выполнении государственного оборонного заказа / А.А. Кравцов, А.А. Крюков, О.А. Безверхий, А.В. Кольцов // Инновации. - 2021. - № 6 (272). - С. 35-37.

4. Петрова, Г.В. Финансово-правовое регулирование управления оборонно-промышленным комплексом в обеспечении технологического суверенитета России / Г.В. Петрова // Проблемы экономики и юридической практики. - 2023. - Т. 19, № 1. -С. 67-73.

5. Толстых, Т.О. Принципы и цели устойчивого развития в стратегиях развития промышленных предприятий / Т.О. Толстых, О.А. Кондратьева // Регион: системы, экономика, управление. - 2021. - № 3 (54). - С. 120-127.

KEY DIRECTIONS OF STATE POLICY IN THE FIELD OF DEVELOPMENT OF THE

MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

N.Yu. Izvarina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

D.A. Lakhina, Student

N.Yu. Sidorenko, Student

K.A. Turkov, Student

Don State Technical University

(Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. The directions of state policy in the field of development of the military-industrial complex are conditioned by the need to ensure the national security of Russia. The solution of the most important issue of building a hierarchy of priorities for the development of one or another part of the armed forces on the territory of the country, as well as for the distribution of funds for the purchase of weapons for them, is provided by the capabilities of the state budget. The article systematizes the problems associated with spending budget funds for the needs of the state for military purposes, formulates the main parameters of the development of state policy in the field of development of the military-industrial complex and suggests its key directions.

Keywords: military-industrial complex, development directions, national interests, national defense.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.