Культурология и искусствоведение
УДК 379.8 М.В. Малошик
Ключевые моменты свот-анализа развития отрасли культуры г. Улан-Удэ до 2030 года
Аннотация
В настоящей статье автор анализирует основные вопросы, рассмотренные теоретиками и практиками отрасли культуры по вопросам выработки стратегии культурной политики г. Улан-Удэ до 2030 года. Научный труд содержит обоснованные выводы, представляющие интерес для специалистов в области культурологии.
I Ключевые слова: свот-анализ, культурная политика, учреждения культуры, досуг, стратегия развития, отрасли культуры, краткосрочная перспектива, долгосрочная перспектива, культурный потенциал, культурные запросы, культурные потребности.
M.V. Maloshik
Key points swot-analysis of the industry's development of culture
in Ulan-Ude up to 2030
Abstract
In this article the author analyzes the main issues addressed by theorists and practitioners of cultural industries on the development strategy of cultural policy of the city of Ulan-Ude up to 2030. The paper includes conclusions, which are interesting for cultural studies specialists.
I Keywords: SWOT analysis, cultural policy, cultural institutions, leisure, development strategy of cultural industry, short term and long term, cultural resources, cultural needs, cultural needs.
Развитие благосостояния населения невозможно без удовлетворения основных потребностей жителей. В современном динамично развивающемся мире важнейшей составляющей развития является уровень развитости культуры в конкретном регионе. А уровень культуры города, соответствующий современным требованиям, является единственно возможным при удовлетворении запросов населения с одной стороны и предоставлением максимально возможного выбора культурных услуг с другой.
Поэтому, в соответствии с решением о переходе на стратегическое планирование в 2014 году решением Президента Российской Федерации было принято решение закрепить необходимость разработки Администрацией города Стратегии развития культуры города Улан-Удэ до 2030 года. Реализация данной стратегии проходит в рамках реализации направления «Реализация человеческого капитала» - Город богатый культурой.
В проектной сессии приняли участие комитет по культуре Администрации г. Улан-Удэ, Министерство культуры республики Бурятия, Народный Хурал Республики Бурятия, Городской совет депутатов,
руководители учреждений культуры г. Улан-Удэ, представители общественности города и республики, представители образовательных учреждений культуры - колледжа искусств им. Чайковского и Восточно-Сибирского государственного института культуры.
Итогом работы проектной сессии стало заполнение - SWOT-анализа. В настоящей статье осветим основные моменты, высказанные экспертныеми группами по вопросам развития отрасли культуры в городе Улан-Удэ на период до 2030 года. Мнения экспертных групп в общем виде можно сгруппировать по следующим позициям БШОТ-анализа:
1. Сильные стороны:
- программный метод управления отраслью;
- разветвленная сеть учреждений культуры для организации досуга населения: культурно-досуговые учреждения, детские школы искусств, библиотеки, парки, музеи, профессиональные коллективы;
- востребованность услуг учреждений культуры;
- наличие бесплатных (частично платных) услуг, доступная ценовая политика;
Cultural Studies and Art Studies
- географическое положение г. Улан-Удэ, «Перекресток культур», удобное географическое положение и наработанные межкультурные связи с Монголией, многообразие национальных культур;
- город с богатыми самобытными традициями (семейские, буряты, сибирские казаки);
- Улан-Удэ - театральная столица. Необходимо активнее позиционировать имеющийся в городе потенциал уже существующих театров;
- уникальное культурное наследие, которое проявляется в наличии большого количества деятелей культуры и искусства в самых разных сферах: исполнительское искусство, декоративно-прикладное искусство, живопись, литературное творчество;
- богатый художественный потенциал позволяет проводить в городе постоянно действующие выставки-экспозиции работ современных отечественных представителей культуры и искусства;
- Улан-Удэ - город талантливых детей. Необходимо активнее использовать потенциал ДШИ, функционирующих в городе;
- в работе ДШИ акцент сделать именно на предпрофессиональной подготовке. Именно предпрофессиональная подготовка является тем фундаментом, который позволяет в последующем готовить хорошую смену для обеспечения учреждений отрасли культуры города профессиональными специалистами, к тому же город обладает всеми возможностями для профессиональной подготовки (Музыкальный колледж, колледж искусств им. Чайковского, Восточно-Сибирский государственный институт культуры);
- организованная на высоком уровне работа национально-культурных центров;
- рост востребованности услуг учреждений культуры.
2. Слабые стороны:
- несоответствие материально-технической базы учреждений культуры современным требованиям (износ музыкальных инструментов, свето- и звукоусилительной аппаратуры, одежды сцены; 11 зданий муниципальных объектов требуют капитального ремонта, 2 - находятся в аварийном состоянии (СКЦ «Кристалл», ГКЦ); отсутствие собственных зданий у ряда учреждений; недостаток площадей для: размещения музейного и библиотечного фонда хранилища (экспозиционные площади), репетиционной деятельности профессиональных творческих коллективов, детских школ искусств);
- дефицит высоко-квалифицированных кадров;
- проблемы привлечения и закрепления молодых специалистов, отсутствие стимулирующих программ по поддержке и закреплению на местах, социальные льготы;
- слабая социальная защищенность работников учреждений культуры;
- недостаточно активное привлечение инвесторов и меценатов для поддержки отрасли, в том числе проработка на законодательном уровне;
- отсутствие равного доступа лиц с ограниченными возможностями к получению услуг учреждений культуры, проблемы инклюзивного образования;
- отсутствие в деятельности парков культурной программы или концепции развития, что ограничивает возможности участия парков в культурной жизни города Улан-Удэ. (Современное состояние парков города Улан-Удэ не в полной мере включено в культурную жизнь столицы. Одним из путей решения данной ситуации является разработка концепции деятельности парков на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. С одной стороны, это позволит паркам в своей деятельности охватить больше населения города, с другой стороны включенность парков в городские культурные проекты будет способствовать наибольшей их эффективности);
- отсутствие оборудованной Набережной в городе как рекреационной зоны. (одним из показателей эффективной работы в сфере культуры города является наличие и соответствие современным требованиям рекреационных зон с возможностью доступности для разных категорий населения вне зависимости от их социально-демографических характеристик. Такой рекреационной территорией города должна стать Набережная города. Требуется создание городского пляжа, экскурсионных маршрутов по водным артериям города, а также оборудование современных смотровых площадок, наиболее ярко демонстрирующих яркие виды панорамы города);
- отсутствие «прозрачности» в градостроительной политике г. Улан-Удэ, когда точечные застройки ухудшают общие панорамные виды города. (учитывая особый статус города Улан-Удэ как столичного города требуется введение в практику градосторительной политики с учетом сложившихся исторических мест города, различных территорий со своими богатыми традициями. Возведение новых архитектурных композиций должно соответствовать общему генеральному плану развития города и кроме того не ухудшать общий вид города и панорамные виды города, ставшие историческими ценностями, определяющими «лицо» города);
- давление со стороны общего дополнительного образования бесплатностью на профессиональное образование. (доминирование в структуре современных досуговых предпочтений детей и подростков учреждений дополнительного образования в равнении с учреждениями культуры. Приоритет бесплатности дополнительного образования делает его более привлекательным в отличие от образовательных услуг, предлагаемых учреждениями культуры).
3. Возможности:
- развитие культурного пространства г. Улан-Удэ;
- рост основных показателей деятельности отрасли культуры: удельного веса населения, участвующего в
Культурология и искусствоведение
культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры и в работе любительских объединений, количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения;
- внедрение современных видов услуг, предоставляемых населению;
- модернизация материально-технической базы отрасли;
- использование культурного потенциала для формирования положительного имиджа столицы и развития культурного туризма;
- активное привлечение инвестиций в развитие отрасли культуры города;
- расширение сети учреждений культуры с учетом меняющихся демографических и социально-экономических особенностей города Улан-Удэ; -позиционирование города Улан-Удэ именно как столицы Республики Бурятии, необходимость реализации в городе проектов, отвечающих запросам «столичного» города;
- продуманная линейка культурных мероприятий, когда период становления отрасли до 2030 года целесообразно разбить на этапы для подведения промежуточных итогов и конкретизации планирования на краткосрочную и долгосрочную перспективу;
- обеспечить более тесное сотрудничество туристических фирм (туристической сферы) с учреждениями культуры. Создание взаимовыгодных партнерских отношений при котором отрасли могут развиваться параллельно, дополняя и взаимно обогащая друг друга;
- расширение ассортимента культурных услуг, когда наряду с традиционными, устоявшимися культурными продуктами следует внедрять новые;
- создание городского Благотворительного фонда, как независимого экономического ресурса отрасли, средства от которого дополнительно должны пойти на реализацию инициатив города в сфере культуры;
- наличие специализированных учреждений в городе как кузницы кадров, позволяющих осуществлять непрерывную профессиональную подготовку на уровне школ, средних образовательных и высших образовательных учреждений;
- актуализировать среди населения достижения местных деятелей культуры и искусства получивших российское и международное признание. В частности, в парках города необходимо устанавливать скульптуры Д. Намдакова;
- ведение маркетинговых исследований по всем направлениям отрасли культуры, позволяющим в том числе выявить одаренных детей на ранних стадиях и организовать с ними более углубленную подготовку и стимулировать их посредством участия в различных проектах, назначением стипендий и иных форм социальной поддержки;
- приглашение высококвалифицированных специалистов из других регионов для обмена опытом, реализации инновационных культурных проектов;
- развитие культурного туризма;
- активное использование сети интернет для работы с потенциальной аудиторией;
- создание продуманной системы условий для реализации творческих идей работников культуры;
- возможность реализации в городе арт-проектов, например, «Улан-Удэнские премьеры», адаптированно к учреждениям культуры в соответствии с их спецификой. Например, в парках это могут быть театральные проекты «под открытым небом», в библиотеках - литературно -музыкальные гостиные, в музеях - передвижные выставки.
4. Угрозы:
- отток профессиональных кадров как в иные сферы деятельности, так и в регионы с более лучшим уровнем жизни;
- снижение качества и количества услуг, предоставляемых населению;
- социальная напряженность;
- старение кадров;
- сокращение бюджетных расходов на отрасль культуры города в целом;
- принятие законодательных актов без учета отраслевой специфики;
- возрастающая конкуренция с частными компаниями;
- повышение уровня заработной платы работникам культуры и искусств не покрывающее темпов роста инфляции;
- утрата самобытной культуры малочисленных народов;
- мало создается культурных продуктов, отражающих многонациональную культуру Республики Бурятии;
- отсутствие в системе культуры ряда вакансий (юрист, управляющий, системный администратор) для оптимизации работы отрасли. (среди кадрового состава учреждений культуры города отсутствуют вакансии, наличие которых обусловлено веянием времени - юрист, управляющий, системный администратор и т. п., наличие которых обусловлено современным состоянием отрасли);
- резкий перекос по популяризации иностранной культуры среди населения города в ущерб отечественной. (проведение иностранных акций, праздников и не знание своих отечественных традиций, обрядов и праздников).
Грамотно выбранный подход со стороны руководства Администрацией города Улан-Удэ, Комитета по культуре Администрации города Улан-Удэ, который проявился в учете мнения жителей столицы, общественных объединений на территории города, а также представителей системы ведомственного образования позволили в значительной мере сформировать концепцию развития отрасли на краткосрочную и долгосрочную перспективу с учетом реальных запросов и потребностей в удовлетворении культурных благ и запросов всех субъектов культурного пространства
Cultural Studies and Art Studies
города Улан-Удэ: горожан и гостей столицы, работников отрасли культуры города, представителей общественных объединений, а также административно-управленческого аппарата. Только такой подход на наш взгляд является единственно возможным и действенным. Реализация всего потенциала тех целевых установок, к которым пришли участники экспертной группы в общем виде может быть сведена к следующим направлениям:
5. На организационном уровне:
- работа по созданию брэнда города - для узнаваемости города не только на пространстве Российской Федерации, но и за рубежом;
- формирование положительного имиджа города Улан-Удэ, повышение коонкурентоспособности услуг сферы культуры;
- совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры;
- ориентир в развитии культуры в направлении «экоэкономики» - зеленая экономика как важный фактор в развитии культуры, на основе традиций и обычаев;
- предоставление налоговых преференций для бизнесменов и меценатов;
- актуализация развития исторической части города - центральной части как центра культуры, на уровне администрации решать вопрос о передаче объектов недвижимости под ремесленные, художественные объекты. Чтобы не только сам дом был объектом культуры, но и внутреннее содержание;
- поликультурность - направление развития г. Улан-Удэ - средоточение разных культур;
- создание центра современного искусства;
- городской фестиваль искусств;
- развитие дополнительного художественного образования;
- создание сети артплощадок для участия молодых исполнителей, творческих лиц, творческих союзов;
- поддержка творческих союзов композиторов, писателей, художников.
6. На уровне системы учреждений культуры города:
- актуализация бюджетной и внебюджетной составляющей в работе учреждений культуры;
- развитие единого культурного пространства города Улан-Удэ, создание условий для равного доступа граждан к культурным ценностям и информации;
- повышение качества и доступности услуг в сфере культуры;
- создание и поддержка творческого союза писателей - дома писателей, акции литературные;
- культурно-событийные мероприятия;
- интернет-медийное пространство в культуре -появление нового вида рекламы культурных мероприятий;
- сохранение и развитие духовного наследия.
7. На уровне населения:
- сохранение и популяризация многонационального культурного наследия народов, проживающих на территории города Улан-Удэ;
- человек как стратегический ресурс развития экономики;
- активнее использовать трехчастную систему социализации: школа - ссуз - вуз;
- продуманная система мониторинга и поддержки одаренных детей.
Подводя итог следует отметить, что сформированные задачи и целевые установки в части развития отрасли культуры г. Улан-Удэ на период до 2030 года уже находят свое отражение и развитие в конкретных мероприятиях и имеются все предпосылки, что все намеченные приоритеты будут реализованы.
Литература
1. Мозаичное пространство культуры: Международный сборник научных статей / Науч. ред. М.В. Малошик. -Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. - 155 с.
2. Конструкты пространства культуры XXI века: Международный сборник научных статей: В 3 ч. / Науч. ред. М.В. Малошик. - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГА КИ, 2007. - Ч. 2: Морфология культуры. - 159 с.
3. Малошик М.В. Телевизионные образовательные технологии в этнокультурном регионе / М.В. Малошик // Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур: Материалы IV международного научного симпозиума. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2003. - Т. 1- С. 186-191.
4. Малошик М.В. Методы исследования пространственных форм культуры Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: В 3-х т. / М.В. Малошик // материалы 2 международ. научно-практической конф. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2004. - Т. 1. - С. 20-39.
5. Роль телевидения в духовно-культурном развитии населения; Отражение культурных процессов в средствах массовой печати Культурные процессы в Республике Бурятия: оценки в глазах населения (опыт социологического изучения) / Ю.Б. Рандалов [и др.]. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. - С. 136-158; 158-168.
6. Малошик М.В. Телевизионное пространство России: культурологический и социологический дискурс / М.В. Малошик. - Улан-Удэ: ИПК ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. - 187 с.