Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГИМНОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИЛИ НОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ?'

КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГИМНОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИЛИ НОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
170
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОФИЦИАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН / ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дерендяева Анна Дмитриевна

В статье изучаются основные концепты, которые стали ключевыми при конструировании текстов гимнов в постсоветских республиках. После распада СССР во многих республиках неоднородное по этническому и религиозному составу общество стало ареной внутренних размежеваний. Поэтому проводимая органами власти политика идентичности, должна была учитывать интересы как малых, так и больших социальных групп. Символическое пространство, формируемое в данной ситуации, стало полем отражения различных концептов идентичности. Среди основных символических индикаторов выступила официальная государственная символика, принявшая на себя роль консолидирующего инструмента. В условиях ограниченности времени (а зачастую и недостатка практического опыта) конструирование гимнов оказалось непростой задачей. В данном исследовании предпринята попытка проанализировать текст гимнов в постсоветских республиках, а также провести их компаративный анализ с последующим выделением ключевых концептов. В исследовании учитывается подходы теории социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукманна, в рамках которой гербы и флаги рассматриваются как «изобретенные традиции» (Э. Хобсбаум), то есть специально сконструированные сверху элементы символического пространства. Эмпирические методы исследования представлены в работе компаративным анализом текста гимнов. В результате проведенной работы, отмечается, что некоторые страны отображают в своих музыкальных композициях постулаты советского наследия (Беларусь, Таджикистан, Узбекистан). Вместе с тем, выделяются государства, в гимнах которых присутствует «коллективная травма» (Азербайджан, Армения, Украина). Автор называет и те страны, которые в текстах официальных символов акцентируют внимание на своих отличительных аспектах - природных, религиозных, этнических (Грузия, Казахстан, Туркменистан). Выделены те постсоветские республики, которые до сих пор находятся в состоянии неопределенности и, отображая аспекты «макрополитической» идентичности в своих гимнах, на самом деле до сих пор не могут сконструировать ключевые направления проводимой политики идентичности (Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Эстония). В символике отразились те направления развития государств, которые представлялись в конкретно-исторической обстановке 1990-х гг. приоритетными для новых элит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY CONCEPTS OF STATE ANTHEMS IN THE POST-SOVIET SPACE: HISTORICAL CONTINUITY OR NEW IDENTITY?

The paper considers the main concepts that are now the key ones in the construction of anthem texts in the post-Soviet republics. After the collapse of the USSR, a society heterogeneous in terms of ethnic and religious composition became the scene of internal dissociations in many republics. That is why the identity policy pursued by the authorities had to accommodate the interests of both small and large social groups. The symbolic space formed in this situation became a field of reflection for various identity concepts. Among the main symbolic indicators were the official state symbols, which assumed the role of a consolidating instrument. However, under conditions of time limitation (and often of scant practical experience), the design of anthems turned out to be a difficult task. The study attempts to summarize the experience of designing of anthemsin the post-Soviet republics, as well as to conduct their comparative analysis followed by identification key concepts. In the study, the approaches of the social constructivism theory by P. Berger and T. Luckmann is taken into account, in which the anthems are considered as «invented traditions» (E. Hobsbawm), that is, elements of symbolic space specially constructed from above. The empirical research methods are presented in the work by a comparative analysis of texts anthems. As a result of this work, it is noted that some countries reflect the postulates of the Soviet legacy in their musical compositions (Belarus, Tajikistan, and Uzbekistan). At the same time, some states are identified, in the anthems of which a «collective trauma» is present (Armenia, Azerbaijan, and Ukraine). The author also specifies those countries that emphasize their distinctive aspects (natural, religious, and ethnic) in the texts of their official symbols (Georgia, Kazakhstan, and Turkmenistan). Those post-Soviet republics have been also distinguished, which are still in a state of uncertainty and actually unable to construct the key directions of their identity policies while showing some aspects of «macropolitical» identity in their anthems (Kyrgyzstan, Latvia, Lithuania, Moldova, and Estonia). The symbols reflected those directions of the development of the states, which seemed to be of top priority for the new elites under the concrete historical setting of the 1990s.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГИМНОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИЛИ НОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ?»

ИДЕНТИЧНОСТЬ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ IDENTITY AND INTERCULTURAL COMMUNICATION

Научная статья / Research article

Ключевые концепты государственных гимнов на постсоветском пространстве: историческая преемственность или новая идентичность?

А. Д. Дерендяева

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия e-mail: a.derendyaewa@yandex.ru

Аннотация. В статье изучаются основные концепты, которые стали ключевыми при конструировании текстов гимнов в постсоветских республиках. После распада СССР во многих республиках неоднородное по этническому и религиозному составу общество стало ареной внутренних размежеваний. Поэтому проводимая органами власти политика идентичности, должна была учитывать интересы как малых, так и больших социальных групп. Символическое пространство, формируемое в данной ситуации, стало полем отражения различных концептов идентичности. Среди основных символических индикаторов выступила официальная государственная символика, принявшая на себя роль консолидирующего инструмента. В условиях ограниченности времени (а зачастую и недостатка практического опыта) конструирование гимнов оказалось непростой задачей. В данном исследовании предпринята попытка проанализировать текст гимнов в постсоветских республиках, а также провести их компаративный анализ с последующим выделением ключевых концептов. В исследовании учитывается подходы теории социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукманна, в рамках которой гербы и флаги рассматриваются как «изобретенные традиции» (Э. Хобсбаум), то есть специально сконструированные сверху элементы символического пространства. Эмпирические методы исследования представлены в работе компаративным анализом текста гимнов. В результате проведенной работы, отмечается, что некоторые страны отображают в своих музыкальных композициях постулаты советского наследия (Беларусь, Таджикистан, Узбекистан). Вместе с тем, выделяются государства, в гимнах которых присутствует «коллективная травма» (Азербайджан, Армения, Украина). Автор называет и те страны, которые в текстах официальных символов акцентируют внимание на своих отличительных аспектах - природных, религиозных, этнических (Грузия, Казахстан, Туркменистан). Выделены те постсоветские республики, которые до сих пор находятся в состоянии неопределенности и, отображая аспекты «макрополитической» идентичности в своих гимнах, на самом деле до сих пор не могут сконструировать ключевые направления проводимой политики идентичности (Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Эстония). В символике отразились те направления развития государств, которые представлялись в конкретно-исторической обстановке 1990-х гг. приоритетными для новых элит.

Ключевые слова: постсоветское пространство, официальная символика, государственный гимн, идентичность.

Для цитирования: Дерендяева А. Д. Ключевые концепты государственных гимнов на постсоветском пространстве: историческая преемственность или новая идентичность? Постсоветские исследования. 2022;2(5):170-180.

Key Concepts of State Anthems in the Post-Soviet Space: Historical Continuity

or New Identity?

Anna D. Derendyaeva

Altai State University, Barnaul, Russian Federation e-mail: a.derendyaewa@yandex.ru

Abstract. The paper considers the main concepts that are now the key ones in the construction of anthem texts in the post-Soviet republics. After the collapse of the USSR, a society heterogeneous in terms of ethnic and religious composition became the scene of internal dissociations in many republics. That is why the identity policy pursued by the authorities had to accommodate the interests of both small and large social groups. The symbolic space formed in this situation became a field of reflection for various identity concepts. Among the main symbolic indicators were the official state symbols, which assumed the role of a consolidating instrument. However, under conditions of time limitation (and often of scant practical experience), the design of anthems turned out to be a difficult task. The study attempts to summarize the experience of designing of anthemsin the post-Soviet republics, as well as to conduct their comparative analysis followed by identification key concepts. In the study, the approaches of the social constructivism theory by P. Berger and T. Luckmann is taken into account, in which the anthems are considered as «invented traditions» (E. Hobsbawm), that is, elements of symbolic space specially constructed from above. The empirical research methods are presented in the work by a comparative analysis of texts anthems. As a result of this work, it is noted that some countries reflect the postulates of the Soviet legacy in their musical compositions (Belarus, Tajikistan, and Uzbekistan). At the same time, some states are identified, in the anthems of which a «collective trauma» is present (Armenia, Azerbaijan, and Ukraine). The author also specifies those countries that emphasize their distinctive aspects (natural, religious, and ethnic) in the texts of their official symbols (Georgia, Kazakhstan, and Turkmenistan). Those post-Soviet republics have been also distinguished, which are still in a state of uncertainty and actually unable to construct the key directions of their identity policies while showing some aspects of «macropolitical» identity in their anthems (Kyrgyzstan, Latvia, Lithuania, Moldova, and Estonia). The symbols reflected those directions of the development of the states, which seemed to be of top priority for the new elites under the concrete historical setting of the 1990s.

Keywords: post-Soviet space, official symbols, national anthem, identity policy.

For citation: Anna D. Derendyaeva Key Concepts of State Anthems in the Post-Soviet Space: Historical Continuity or New Identity?. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;2(5):170-180. (In Russ.)

Новая политическая реальность 1991 г. оказалась совершенно неожиданной для большинства граждан бывших союзных республик СССР. Распад Советского Союза привел к «болезненным» экономической и социально-культурной трансформациям. В первую очередь эти страны не были однородными в этнокультурном смысле и не имели длительной традиции собственной государственности. В такой ситуации от новых политических элит требовалось проведение новой политики

нациестроительства, влияющей в первую очередь на создание устойчивой идентичности и лояльного отношения к власти в обществе.

Среди прочих практик, таких как «удревнение истории», «политика памяти», «свой-чужой», мемориальная политика важным оказывается создание новой государственной символики, а именно гимна как торжественной песни, исполняющейся

во время различных официальных мероприятий. Государственный гимн выступает как особый формат ценностного позиционирования страны, как во внутреннем, так и во внешнем проявлениях. В связи с этим основной целью исследования является выявление и сравнение основных смысловых концептов в текстах гимнов постсоветских республик, которые закладывались на момент становления данных государств. Такое исследование поможет лучше понять траектории развития стран, определить ключевые нарративы, вокруг которых либо сохраняется историческая преемственность (советского периода), либо конструируется новая идентичность общества.

Говоря о степени изученности поставленной проблемы, стоит отметить, что тексты гимнов как правило рассматриваются в филологическом ракурсе [Воркачев 2019; Зотеева 2013; Ощепкова 2018]. В то же время

нельзя отрицать наличие историко-политологических работ, посвященных исследованию музыкальных композиций [Мизякина 2020; Соболева 2005; Типиухова 2014]. Теоретико-методологической основой исследования прежде всего выступает теория социального конструктивизма Л. Бергера и Т. Лукмана, в рамках которой гимны рассматриваются как социально конструируемые элементы реальности [Berger, Luckmann 1966]. Кроме того, для подробного анализа текстового содержания музыкальных композиций стоит также опираться на «анкету» речевого жанра Т.В. Шмелёвой [Шмелёва 1990: 24].

Терминологический аппарат

исследования прежде всего связан с категорией «постсоветское пространство». Так, исследователь А.В. Петров предлагает ранжировать бывшие советские республики по пяти группам: 1) Восточноевропейские страны, 2) Центральноазиатские

государства, 3) Закавказье, 4) Прибалтийские страны. В отдельную, пятую категорию выделяется Россия, как «доминирующий» актор изучаемого региона [Петров 2012: 16].

Восточноевропейские государства

Беларусь

Государственный гимн «Мы, белорусы» был принят в качестве официального символа лишь в 2002 г., причем музыка композиции сохранялась от предыдущей гимнодии, существовавшей еще в советский период.

В качестве образа автора и адресата выступает местоимение «мы», а также словосочетание «...белорусы - мирные люди...». К данным образам добавляются категории «братский союз», «народ», что еще больше подчеркивает патриотический дискурс композиции. Кроме того, через концепты «... в работящей вольной семье. », «.мирные люди.» можно увидеть основные ценностные постулаты

белорусского общества: «труд», «семья» и «мир».

Образ прошлого в тексте гимна раскрывается через положительные исторические события, поскольку отмечается «героическое прошлое» белорусов, которые вместе с «. братьями храбро веками.» (под ними очевидно

понимаются народы республик советского периода) сумели сохранить свою страну от врагов. В таком контексте можно говорить о наличии в музыкальной композиции концепта «свой-чужой».

Аксиологический блок гимнодии находит своё выражение в категориях «родина», «любимая мама-Отчизна», «родная земля», тем самым формируются чувства гордости, восхищения своею страной (отчасти Родина выступает и адресатом гимна). Кроме того, важной ценностью в тексте гимна становится интеграция общества, формируемая через такие концепты, как «дружба народов», «сила народов».

Особенным символом в третьем куплете гимна выступает категория «путь», обозначенная терминами «. наш заповедный, солнечный путь.». Данное словосочетание формирует образ будущего, показывает ключевую цель развития государства: «.вечно живи и цвети, Беларусь!..».

Таким образом, данные концепты («братский союз», «труд», «мир», «дружба народов» и т.д.) и сохранение мелодии гимна Белорусской ССР в основе современного официального символа прежде всего говорят о попытках страны сконструировать идентичность на основе сохранения общих советских ценностей, придавая им новые контуры развития. Такую модель можно обозначать, как «неосоветская» [Казаринова, Думалян 2022: 74] или как идентичность, объединяющая дискурсы советской и национально-белорусской истории. Важно отметить, что и на других официальных символах Республики Беларусь - гербе и флаге сохраняются мотивы советского наследия. Кроме того, Беларусь - это единственная постсоветская страна, которая фактически полностью восстановила флаг Белорусской ССР (если не говорить о Приднестровье, которое считается непризнанной республикой).

Украина

Государственный гимн Украины «Не погибла ещё Украина» был утвержден в 1992 г. 6 марта 2003 г. Верховная Рада приняла закон, в котором символ был видоизменен и

ограничивался первым куплетом и припевом песни.

В современной музыкальной

композиции в качестве образов автора и адресата выступают следующие концепты: «братья молодые», «братья, казацкого рода» и местоимение «мы». Стоит отметить, что в неофициальной обстановке вместо «братья молодые» часто исполняется иная категория: «братья-украинцы», что еще больше подчеркивает этническую идентичность.

Важно отметить, что в музыкальной композиции более ранней версии (от 1992 г.) четко обозначалось историческое прошлое, выраженное через события, связанные с именами казаков-борцов за свободу украинского народа. К таковым относились: Северин Наливайко, Максим Железняк, Тарас Трясило, а в припеве гимна ключевой фигурой выступал Богдан (прим. Богдан Хмельницкий). Обозначая последнего «славным гетманом», его вместе с тем в тексте музыкальной композиции подвергали критике за то, что он «...отдал Украину Москалям поганым...».

Новая версия гимна избегает таких отрицательных концептов, кроме того, в ней отсутствуют исторические фигуры. Вместе с тем, даже по первому куплету современного символа можно понять, что образ прошлого украинцев выражен в негативной коннотации. Кроме того, в тексте гимна сохраняется и образ врага - «вороженьки», то есть тех, которые очевидно забрали свободу у украинского народа (возможно под ними понимается Российская империя, СССР или Речь Посполитая).

Также важным аксиологическим концептом музыкальной композиции выступает «свобода», а одна из строк гимна звучит так: «.душу и тело мы положим за нашу свободу.». В таком контексте можно увидеть агональность и жертвенность народа в борьбе за «... свой край...».

Образ будущего выступает в положительной коннотации,

подчеркивается, что украинцам ещё «. улыбнется судьба. », что они «... восторжествуют в своем краю...».

В целом можно говорить о том, что современный гимн Украины содержит в себе

концепты, отражающие суть оппозиции «свои-чужие» и формирующие на их основе «коллективную травму». Вместе с тем, в роли идентификатора выступает и этнический аспект, поскольку обозначается, что украинцы «. братья, казацкого рода. ». Таким образом, можно говорить о формировании в Украине модели антиимперской или постколониальной идентичности и вместе с тем, национальной, этнической.

Молдова

В качестве официального гимна Молдавии выступает музыкальная композиция «Наш язык», написанная на стихи священника и поэта А.М Матеевича. Символ был утверждён в 1994 г. в измененном варианте: в него вошли только 5 строф из всего стихотворения. Образы автора и адресата здесь имеют необычное выражение, в качестве основного концепта выступает сам «язык». Очевидно, что он выполняет идентификационную функцию, тем более что язык «синонимичен» народу: «язык - народ, земля с одноплеменным населением своим, с одинаковой речью» [Воркачев 2019: 99]. Кроме того, в качестве адресата выступает местоимение «мы», предложенной в тексте музыкальной композиции в разных формах (именительного, дательного падежа и т.д.).

Образ прошлого формируется с помощью таких концептов, как «.тихий говор дедов наших.», «.отцовский край.», тем самым подчеркивается ценность поколений, важность сохранения исторической памяти. Концепт образа будущего представлен в положительном аспекте, поскольку подчеркивается, что «.роптать не придётся.» (имеется в виду, что язык наполнится новыми словами, «расцветёт», а вместе с ним «расцветёт» и народ).

В тексте гимна также представлены географические символы, отражающие природный ландшафт страны: «. Кодры, шорох листопада.», «.плёс Днестра, в котором ясно.».

Определить, какая идентичность (молдавская или румынская) конструируется в данной стране, только на основе

официального гимна, представляется сложным. И это неслучайно: из всех народов бывших советских республик молдаване обладают самым противоречивым самосознанием, а борьба за конструирование идентичности в обществе сохраняется до сих пор.

Страны Центральной Азии

Казахстан

Гимн Республики Казахстан принимался дважды: в 1992 и в 2006 гг. Современная версия текста композиции в качестве образа автора и адресата находит своё отражение через концепты: «.мой казахский народ!..», «.О, мой народ!..» и личное местоимение: «я». В то же время добавляется и другая категория - «страна», упомянутая в припеве гимна: «.О, моя страна!..».

Образ прошлого отражается прежде всего в таких исторических событиях, которые связаны с древним периодом, так называемым «золотым веком» Казахстана: «.в седой древности родилась наша слава.». В положительной коннотации выступает и образ будущего «. открывающая путь будущим

поколениям.», закладывающий

одновременно такой концепт, как «путь». Данный символ даёт надежду на светлое будущее, что подтверждают строки второго куплета музыкальной композиции «.наша страна счастливая!..». Важно отметить и то, что ярким концептом становится образ «солнца». Без него не будет освящён путь, а значит и не будет будущего.

В качестве природных символов выступают концепты «золотое солнце», «золотое зерно», «небо», «степь», показывающие основные географические ценности. Кроме того, золотой оттенок, упоминаемый в тексте гимна, является одним из ключевых в тинктуре герба и флага Республики Казахстан.

В музыкальной композиции

используются и приемы масштабной визуализации: «.широкая необъятная земля есть у меня.», что формирует чувство гордости за просторы своей страны.

Аксиологический блок находит своё выражение в таких концептах, как «независимость» и вместе с тем «дружба». Эти категории подтверждают модели

идентичности, выбранные первым президентом Н.А. Назарбаевым - казахская (этническая) и многонациональная (евразийская).

Кыргызстан

Гимн Республики Кыргызстан был утвержден в 1992 г. и первоначально содержал три куплета и припев, однако в 2012 г. второй куплет был исключён постановлением Жогорку Кенеша.

В тексте музыкальной композиции в качестве образа автора и адресата выступает концепт «киргизский народ». Текст гимна отображает историческую преемственность через такие категории, как: «отцы», «мечты отцов сбылись», «наследье отцов», «потомки», тем самым показывается «славный» образ прошлого.

Кроме того, в официальной композиции встречаются природные символы: «.высокие горы, долины, поля.», «Ала-Тоо», подчеркивающие тем самым географические достопримечательности государства.

Важным аксиологическим концептом выступает «свобода», отражающая в строках «.вперед, киргизский народ, путём свободы вперёд!» не только ценностный, но и побудительный характер.

Образ будущего в музыкальной композиции также, как и во многих других странах, представлен в положительных категориях: «.взрастай, народ,

расцветай.», тем самым подчеркивается некое «плодородие» государства.

В целом, можно говорить о формировании многосоставной (модель баланса между государственной, этнической и религиозной [Казаринова, Думалян 2022: 74.]) или макрополитической

идентичностями в данной республике [Дерендяева, Чернышов 2021: 122]. Такую модель идентичности можно объяснить до сих пор не до конца определившимся курсом политического развития государства, что подтверждает и иная символика Кыргызстана: герб и флаг страны отображают разные по своим основаниям, ценностные постулаты.

Таджикистан

Принятый в 1994 г. гимн Таджикистана также, как и символ Белоруссии, в качестве

основной музыки использует мелодию гимна Таджикской ССР. Изучая структуру музыкальной композиции, в качестве образа автора можно выделить концепт, предложенный в виде местоимения «мы. Образ адресата представлен самой страной и находит своё отображение в следующих словосочетаниях: «. наша любимая страна.», «.моя Родина.», «.мой свободный Таджикистан.», что

подчеркивает патриотическую

составляющую официального символа.

Образ прошлого заключается в таких концептах, как: «.шли к этому дню с древних времен.», «.наши предки.». Вместе с тем, как и во многих других постсоветских гимнах образ будущего формируется в положительной коннотации, через категории «счастье», «надежда», «мир любит нас», «свободный Таджикистан». На основании этого можно увидеть аксиологическую составляющую гимна. Важно отметить, что музыкальная композиция наполнена положительным дискурсом, в ней нет никаких отрицательных концептов: «врагов», оппозиции «свои-чужой» или «коллективной травмы».

В целом, можно говорить о том, что в Таджикистане конструируется

макрополитическая модель идентичности, которая в первую очередь отражает этнический характер. Вместе с тем, есть и историческая преемственность в виде советского наследия («неосоветская идентичность»), что кстати можно увидеть и на других символах государства - на гербе и на флаге страны.

Туркменистан

Национальный гимн Туркменистана был утверждён в 1996 г. До этого времени в качестве официальной композиции в период с 1992 по 1996 гг. выступал гимн Туркменской ССР, причем в версии без словесного содержания. Однако и принятый гимн поддавался корректировке: в 2008 г. появилась новая версия символа, а из прежней композиции были убраны мотивы, связанные с «культом личности» первого президента страны - С.А. Туркменбаши. Вместо фамилии лидера в текстовое содержание гимна был введен концепт

«народ». В новой версии (от 2008 г.) в качестве основных образов автора и адресата выступают местоимение «я», а также термин «народ».

Текстовая часть гимна содержит в себе отсылку к образам прошлого, подчеркивается историческая

преемственность: «.духом предков отважные славны сыны.», «.по жилам племён.», «.течёт предков кровь.», что говорит о сохранении традиционного типа общества (Туркменистан принято называть «нацией племен»).

Важно отметить, что музыкальная композиция носит сакральный характер, поскольку в ней подчеркивается «святость» государства, выраженная в концептах: «.земля моя свята.», «.Туркменистан -светоч (прим. божественное существо) .». Кроме того, аксиологический блок музыкальной композиции представляет собою совокупность следующих категорий: «единство», «дружба народа», что подтверждает словосочетание из третьего куплета: « . един мой народ. ».

В тексте гимна, аналогично иным символам постсоветского пространства, говорится о «светлом» будущем, причем эти концепты чередуются с неким наставлением своему народу: «. сохраним и умножим славу и честь.», «.во веки веков ты живи, процветай!..».

Говоря об идентичности Туркменистана, можно также сказать, что она носит «макрополитический» характер, вместе с тем в данной модели преобладает религиозный аспект (исламские традиции), а до 2008 г. доминировал персонифицированный фактор (роль лидера).

Узбекистан

Гимн Республики Узбекистан, принятый в 1992 г., также, как и гимны Беларуси и Таджикистана, использует в качестве основной мелодии композицию советского периода. Образ автора и адресата представлен в тексте в виде самой страны, что можно увидеть в таких концептах, как «.светлый край.», «.ты спасительный друг и спутник. », «. родной мой Узбекистан.», «.независимый край.», «.родина моя.» и т.д. Подчеркивается

историческая преемственность, прошлое формируется с помощью таких категорий: «.дух великих людей.», «.предков мощь.».

Аксиологическая часть музыкальная композиции находит свое отображение через концепты «.независимость.»,

«.мудрости оплот.», «.щедрый мой народ.». Отличительные признаки природного ландшафта выражены через категорию: «.золотые эти долины.».

Важно отметить, что данный гимн содержательно похож на гимн Таджикистана, аналогичным образом пытается сохранить советское наследие. И этот аспект, так же, как и на гербах Беларуси и Таджикистана, встречается на официальном символе Узбекистана («неосоветская» идентичность). С другой стороны, можно увидеть конструирование макрополитической идентичности,

поскольку присутствует и исторический, и природный, и иные факторы, отражающие специфику страны.

Страны Закавказья

Азербайджан

Гимн «Марш Азербайджана» был написан в 1919 г., официально принять его удалось лишь с восстановлением независимости, в 1992 г. В качестве образа автора в данной композиции выступает сам народ, представленный в виде местоимения «мы». Страна выступает в качестве образа адресата и находит свое отображение через концепты: « . колыбель святая. », «. Отчизна. ». В используемых категориях «.от истока нашей жизни.», «.колыбель святая.», «.край наш древний.» можно увидеть не только образ прошлого и «длинную» историю азербайджанского народа, но и сакральный характер гимна.

Вместе с тем, диктумная составляющая гимна повествует о трагических событиях общества: «.тысячи нас, павших в бою, защищавших землю свою.». С одной стороны, данный концепт конструирует коллективную травму, на основе которой формируется идентичность общества. С другой стороны, здесь можно увидеть агональный и жертвенный характер народа: «.в час роковой встанем стеной.».

Несмотря на «мрачное прошлое», образ будущего находит свое выражение в достаточно положительных концептах. Так в строках гимна «.пусть цветут сады, твои.», «.созидай, мечтай, твори.», «.сердце, полное любви.» можно увидеть аксиологический блок гимнодии, где главной ценностью выступает «любовь».

Важно отметить, что для Азербайджана так же, как и для многих других постсоветских республик, до сих пор актуален конфликт идентичностей, представленный в виде дилеммы между несколькими ценностными основаниями. В данном случае мы можем говорить о противостоянии иранской и тюркской идентичностей, однако в тексте музыкальной композиции его сложно увидеть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Армения

Гимн Армении «Наша Родина» был официально утвержден в 1991 г. Однако уже в период 1918-1920 гг. текст композиции в несколько ином варианте также считался официальным символом. Интерес в структуре гимна представляет образа автора, выраженный в концепте самой страны. Образ адресата также любопытен, поскольку он представлен категорией - «брат». Данный концепт имеет особое значение для армянского народа, поскольку в обществе сохраняется устойчивое представление о нерасторжимости терминов: народ - нация -этнос [Семененко, 2017: 65].

Образ прошлого закладывается в словосочетании «...веками жила.», что также показывает «богатую» историю. В тексте музыкальной композиции

присутствует концепт «свой-чужой» представленный строкой «. пусть блистает перед врагами.». Аналогичным образом отмечается агональный и жертвенный образ армянского народа: «.блажен тот, кто погибает за свободу своего народа.». Образ счастливого будущего находит свое отражение в предложении: «.пусть всегда будет Армения!..», что показывает нам «вечность», «незыблемость» данного государства. Кроме того, аксиологический блок гимна представлен в виде следующих ценностей: «свобода», «независимость». Также в качестве важно концепта выступает

другой официальный символ - «флаг», отмечается его «священный» характер.

Вместе с тем, отмечается, что в Армении отсутствует запрос на конструировании гражданской нации, поскольку идентичность данному народу и так обеспечена.

Грузия

Гораздо позднее, чем в других постсоветских странах, в 2004 г. был принят государственный гимн Грузии - «Свобода». С самого начала музыкальная композиция несёт в себе сакральный характер, а образ адресата выражен в следующих концептах: «. моя икона - родина. », «. иконостас -весь мир.», «.Бог.» и т.д. Кроме того, подчеркивается «священный» характер и природной символики: «. освященные горы, долины, брошенные жребием у Бога. ».

Вместе с тем, музыкальная композиция небольшая по своему содержанию и образ прошлого в данном гимне отсутствует. Зато в побудительной форме конструируется образ будущего: «.будущему поёт славу», «звезда. воссияет».

Аксиологическая составляющая гимна находит свое выражение в таких концептах, как «слава» и «свобода». Данные категории представлены в последней строке официальной композиции: «. Слава свободе, Свободе слава!..».

Несмотря на свою лаконичность, гимн Грузии позволяет определить ключевые ценностные постулаты общества, увидеть значимость религиозных аспектов, формируемых порою «сверху». Таким образом, вера в грузинском контексте становится важным идентификатором, а её символическое отображение можно увидеть даже в официальном гимне страны.

Страны Прибалтики

Латвия

Благодаря Верховному Совету Латвийской ССР в 1990 г. в качестве официального гимна был возвращен символ, использовавшийся ранее, в 1920 г. Гимн Латвии «Боже, благослови Латвию!» имеет небольшое текстовое содержание. Вместе с тем, в нем четко отображается образ адресата, им является сама страна, выраженная в концептах: «Латвия», а также « . наше дорогое отечество. ».

Важно отметить, что композиция несет в себе ритуальный характер, напоминает некую молитву, поскольку в её тексте содержатся такие строки: «. Боже, благослови Латвию.», «.Ах, благослови её!..». Вместе с тем, данные концепты вызывают порою в обществе недовольство: «противники» гимна подчеркивают светский характер Латвии и утверждают, что официальный гимн - «устарел» и не соответствует настоящему политическому дискурсу.

Образ прошлого отсутствует в национальной песне, имеет место быть лишь образ будущего, который также наполнен положительными событиями. Они отображаются с помощью следующих словосочетаний: «. где цветут дочери. », «.где поют сыновья.», «.там в счастье танцевать. ».

Литва

Государственный гимн Литвы «Национальная песнь» также, как и символ Латвии, имеет достаточно длинную историю: впервые он был опубликован в журнале «Varpas», в 1898 г. Уже в 1988 г., до провозглашения своей независимости, музыкальная композиция была возвращена в качестве гимна Литовской ССР, а затем и гимна Литовской Республики в 1992 г.

В качестве образа адресата выступает сама страна, находящая свое выражение в таких концептах: «.Литва (Летува), Родина наша.», «.Ты - земля героев.».

Образ прошлого в структуре гимна носит «славный» характер, поскольку в одной строк отмечается, что «. из твоего прошлого могущество черпаем.». Аксиологический блок музыкальной композиции выражается в таких концептах, как: «единение», «любовь», «право», «слава», «правда» и т.д. В третьем куплете важную роль играет концепт «солнца», подчеркивается, что оно может «.мрак ночной развеять.», «.путь наш озарить.».

Эстония

Официальный гимн был создан в 1920 г., однако в советское время песня «Отчизна моя, моё счастье и радость» была запрещена. В 1991 г. гимн вновь стал музыкальной композицией государства.

В качестве образа адресата также, как и в других странах Прибалтики выступает сама страна. В данном тексте она находит свое выражение через такие концепты, как: «мой край», «Отчизна моя».

Кроме того, гимн Эстонии, так же, как и гимн Латвии, носит ритуальный характер, о чем говорят строки третьего куплета: «. Благословит Господь Святой тебя, мой край родной.». Вместе с тем, присутствует и жертвенный аспект, выраженный в концептах: «. до смерти верность - мой завет. », «.над всем другим поставлю я тебя, страна моя!..».

Говоря о прибалтийских странах, можно отметить, что тексты гимнов показывают наличие определенных проблем с конструированием идентичности в Литве, Латвии и Эстонии. Такая ситуация подтверждается существующим дискурсом: с одной стороны, данные государства стремятся сохранить свой суверенитет, а с другой стороны в их политике нациестроительства видится стремление к евроинтеграции (европейской

идентичности).

Заключение

Изучая опыт конструирования официальной символики, а именно гимнов в постсоветских странах, важно отметить, что их смысловое содержание зачастую соотносится с тем политическим дискурсом, который существовал на момент принятия музыкальной композиции. Изменения в международном политическом пространстве порой приводили к изменению текста гимнов (например, в Казахстане, Украине, Туркменистане). Кроме того,

содержательная часть музыкальных композиций зависела от тех стратегий и практик, которые считала

основополагающими государственная

власть, в рамках политики

нациестроительства.

Так, фактически для всех постсоветских гимнов характерно отсутствие

конкретизации исторического нарратива, что объяснимо различными подходами в интерпретации прошлого. Вместе с тем в музыкальных композициях есть общие обращения к истории и предкам: 1) восхваляющие своё «древнее», «славное»,

«героическое прошлое» (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Литва, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) 2) акцентирующие внимание на «коллективных травмах» своего народа (Азербайджан, Армения, Украина), а также те символы, в которых 3) отсутствует хронотоп (Грузия, Латвия, Эстония).

В текстах многих гимнов в качестве образа адресата выступает сам «народ» (Беларусь, Казахстан, Туркменистан, Украина и др.) или «государство» (Грузия, Латвия, Таджикистан, Эстония и др.). На этом фоне выделяется гимн Молдовы, для которого адресатом является «язык».

Аксиологический блок музыкальных композиций представлен в виде совокупности различных ценностей, среди которых наиболее популярными являются: 1) «дружба» (Беларусь, Казахстан,

Туркменистан), 2) «мир» (Беларусь), 3) «труд» (Беларусь), 4) «независимость» (Армения, Казахстан, Узбекистан), 5) «свобода» (Армения, Грузия, Кыргызстан, Таджикистан 6) «щедрость» (Узбекистан) и даже 7) любовь (Азербайджан, Литва) и т.д.

Кроме того, в гимнах содержатся: 1) этнические (Казахстан, Украина), 2) религиозные (Грузия, Латвия, Туркменистан, Эстония) и 3) природные (Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Узбекистан) символы, отображающие специфику изучаемых государств. В ранее принятых гимнах (которые затем были отредактированы) также содержались и 4) знаковые фигуры (например, гимн Туркменистана и Украины). Также в некоторых музыкальных композициях встречаются такие символы, как «солнце» (Казахстан, Литва), «путь» (Беларусь, Казахстан, Литва) и т.д.

Говоря о преобладающих моделях идентичности, можно отметить, что некоторые страны отображают в своих гимнах ценности советского прошлого (Беларусь, Таджикистан, Узбекистан), что позволяет судить о конструировании «неосоветской» модели идентичности. Вместе с тем, выделяются государства, в гимнах которых присутствует

антиимперская, постколониальная политика (Азербайджан, Армения, Украина).

Некоторые страны, акцентирующие внимание на своих отличительных аспектах, тем самым формируют новую модель идентичности на основе этнических (Казахстан), религиозных (Грузия, Туркменистан) и иных аспектов. Вместе с тем, выделяются и те государства, в которых до сих пор нет единых стратегий и практик в проведении политики идентичности, и это

приводит к формированию так называемой «макрополитической модели»

(многосоставной, гибридной) (Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Эстония).

Важно отметить и то, что образ будущего фактически во всех постсоветских гимнах выступает в положительной коннотации, что подчеркивает надежду государств на благоприятные траектории своего развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. New York, 1966. 125 p.

Воркачев С.Г. Патриотический дискурс: гимнодия Республик Бывшего СССР // Язык. Текст. Дискурс. 2019. №17. С. 97-104.

Дерендяева А.Д., Чернышов Ю.Г. Принятие государственной символики в странах Центральной Азии в начале 1990-х гг.: основные маркеры идентичности // Вестник Томского государственного университета. История. 2021. № 74. С. 115-124.

Зотеева Т.С. Государственный гимн как жанр политического дискурса // Политическая лингвистика 1(43). 2013. С. 133-143.

Казаринова Д.Б., Дунамалян Н.А. Траектории развития постсоветских идентичностей: подходы, модели, тенденции // Политическая наука. 2022. № 1. С. 52-79.

Мизякина С.Н. Гимны восточно-славянских государств: сравнительный анализ ценностно-смысловой структуры // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2020. № 4. С. 104-113.

Ощепкова Л.А. Жанрово-стилистические особенности гимнов социалистических стран // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 9. С. 115-124.

Петров А.В. Страны постсоветского пространства. Иркутск, 2012. 173 с.

СемененкоИ.С., ЛапкинВ.В. Между государством и нацией: дилеммы политики идентичности на постсоветском пространстве // Полис. Политические исследования. 2017. № 5. C. 54-78.

Соболева Н.А. Из истории отечественных государственных гимнов // Отечественная история. 2005. № 1. С. 3-21.

Типиухова И.П. Интерпретация гимнов в социуме // Среднерусский вестник общественных наук. Философия и проблемы гуманитарного знания. 2014. № 3 (33). С. 45-52.

Шмелева Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. 1990. № 2. С. 20-32.

REFERENCES

Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. New York, 1966. 125 p.

Vorkachev S.G. Patrioticheskij diskurs: gimnodiya Respublik Byvshego SSSR // Yazyk. Tekst. Diskurs. 2019. №17. S. 97-104.

Derendyaeva A.D., Chernyshov Yu.G. Prinyatie gosudarstvennoj simvoliki v stranah Central'noj Azii v nachale 1990-h gg.: osnovnye markery identichnosti // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2021. № 74. S. 115-124.

Zoteeva T.S. Gosudarstvennyj gimn kak zhanr politicheskogo diskursa // Politicheskaya lingvistika 1(43). 2013. S. 133-143.

Kazarinova D.B., Dunamalyan N.A. Traektorii razvitiya postsovetskih identichnostej: podhody, modeli, tendencii // Politicheskaya nauka. 2022. № 1. S. 52-79.

Mizyakina S.N. Gimny vostochno-slavyanskih gosudarstv: sravnitel'nyj analiz cennostno-smyslovoj struktury // Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2020. № 4. S. 104-113.

Oshchepkova L.A. Zhanrovo-stilisticheskie osobennosti gimnov socialisticheskih stran // Vestnik NGU. Seriya: Istoriya, filologiya. 2018. T. 17, № 9. S. 115-124.

Petrov A.V. Strany postsovetskogo prostranstva. Irkutsk, 2012. 173 s.

Semenenko I.S., Lapkin V.V. Mezhdu gosudarstvom i naciej: dilemmy politiki identichnosti na postsovetskom prostranstve // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2017. № 5. C. 54-78.

Soboleva N.A. Iz istorii otechestvennyh gosudarstvennyh gimnov // Otechestvennaya istoriya. 2005. № 1. S. 3-21.

Tipiuhova I.P. Interpretaciya gimnov v sociume // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. Filosofiya i problemy gumanitarnogo znaniya. 2014. № 3 (33). S. 45-52.

Shmeleva T.V. Rechevoj zhanr. Vozmozhnosti opisaniya i ispol'zovaniya v prepodavanii yazyka // Russistik. Rusistika. Nauchnyj zhurnal aktual'nyh problem prepodavaniya russkogo yazyka. 1990. № 2. S. 20-32.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Дерендяева Анна Дмитриевна, Anna D. Derendyaeva, postgraduate аспирант кафедры всеобщей истории и student of the Department of World History and международных отношений ИИМО АлтГУ, International Relations of Altai State University Алтайский государственный университет, (ASU), Altai State University, Barnaul, Russian Барнаул, Россия. E-mail: Federation. E-mail: a.derendyaewa@yandex.ru

a.derendyaewa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.