Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО БУДУЩЕГО (КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ)'

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО БУДУЩЕГО (КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СКИЛЛ-СЕТ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепухалина М.А.

Настоящая статья посвящена вопросам, связанным с определением набора компетенций, которые призваны выделить государственного служащего в профессиональной среде (или, как используется в зарубежной литературе по экономике и менеджменту, скилл-сета), с учетом интересов инновационно-технологического развития национальной экономики как экономики знаний в долгосрочной перспективе. Всего пару десятилетий назад самым ценным ресурсом считались полезные ископаемые, а развитие технологий было сфокусировано в промышленном производстве. В настоящее время акцент сместился на цифровые решения и человеческий капитал. В условиях активной глобализации мировой экономики, сопровождающейся развитием технологий и инноваций, источником идей и методов их реализации является именно человек, со всеми присущими ему способностями, умениями и знаниями. При этом поставщиком принятия решений для обновления экономики и содействия устойчивому инновационному развитию является именно государство, выраженное в соответствующей работе государственных органов разных уровней управления. Принимая и поощряя инновации, государство в лице органов государственной власти способствует не только лучшему пониманию потребностей общества, но и успешнее реализовывает государственные программы, которые ориентированы на предоставление услуг и создание товарной продукции высокого качества при наименьших затратах. Для содействия в осуществлении отмеченных инициатив на государственном уровне необходимо уже сейчас задать вопросы о качестве подготовки соответствующих кадров (определить необходимый и достаточный набор компетенций) для государственного управления, способных на высоком профессиональном уровне исполнять служебную деятельность, связанную с инновационным развитием национальной экономики, выраженным в повышении качества человеческого капитала, качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чепухалина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY COMPETENCIES OF A CIVIL SERVANT OF THE FUTURE (COLLECTIVE PORTRAIT OF A CIVIL SERVANT OF THE NEW TIME)

This article is devoted to issues related to the definition of a set of competencies that are designed to distinguish a civil servant in a professional environment (or, as used in foreign literature on economics and management, a skill set), taking into account the interests of innovative and technological development of the national economy as a knowledge economy in the long term. Just a couple of decades ago, minerals were considered the most valuable resource, and technology development was focused on industrial production. Currently, the focus has shifted to digital solutions and human capital. In the conditions of active globalization of the world economy, accompanied by the development of technologies and innovations, the source of ideas and methods of their implementation is precisely a person with all his inherent abilities, skills and knowledge. At the same time, the provider of decision-making for the renewal of the economy and the promotion of sustainable innovative development is precisely the state, expressed in the corresponding work of state bodies at different levels of government. By accepting and encouraging innovations, the state, represented by public authorities, contributes not only to a better understanding of the needs of society, but also more successfully implements state programs that are focused on providing services and creating high-quality commercial products at the lowest cost. To assist in the implementation of these initiatives at the state level, it is necessary to ask questions about the quality of training of relevant personnel (to determine the necessary and sufficient set of competencies) for public administration, capable of performing official activities at a high professional level related to the innovative development of the national economy, expressed in improving the quality of human capital, quality of life, in the production of knowledge of high technologies, innovations and high-quality services [5].

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО БУДУЩЕГО (КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ)»

Ключевые компетенции государственного служащего будущего (коллективный портрет госслужащего нового времени)

CS CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

Чепухалина Мария Александровна,

преподаватель-исследователь, АНО ВО «Московский международный университет», mchepuhalina@yandex.ru.

Настоящая статья посвящена вопросам, связанным с определением набора компетенций, которые призваны выделить государственного служащего в профессиональной среде (или, как используется в зарубежной литературе по экономике и менеджменту, скилл-сета), с учетом интересов инновационно-технологического развития национальной экономики как экономики знаний в долгосрочной перспективе.

Всего пару десятилетий назад самым ценным ресурсом считались полезные ископаемые, а развитие технологий было сфокусировано в промышленном производстве. В настоящее время акцент сместился на цифровые решения и человеческий капитал.

В условиях активной глобализации мировой экономики, сопровождающейся развитием технологий и инноваций, источником идей и методов их реализации является именно человек, со всеми присущими ему способностями, умениями и знаниями. При этом поставщиком принятия решений для обновления экономики и содействия устойчивому инновационному развитию является именно государство, выраженное в соответствующей работе государственных органов разных уровней управления. Принимая и поощряя инновации, государство в лице органов государственной власти способствует не только лучшему пониманию потребностей общества, но и успешнее реализовывает государственные программы, которые ориентированы на предоставление услуг и создание товарной продукции высокого качества при наименьших затратах. Для содействия в осуществлении отмеченных инициатив на государственном уровне необходимо уже сейчас задать вопросы о качестве подготовки соответствующих кадров (определить необходимый и достаточный набор компетенций) для государственного управления, способных на высоком профессиональном уровне исполнять служебную деятельность, связанную с инновационным развитием национальной экономики, выраженным в повышении качества человеческого капитала, качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг [5]. Ключевые слова: скилл-сет ключевых компетенций будущего на государственной службе, инновационное развитие, национальная экономика, экономика знаний.

Долгосрочное экономическое планирование становится более сложным в условиях происходящей цифровой трансформации во всех сферах жизни. При этом развитие экономики знаний - ключевое условие для стимулирования прорывных инноваций, создания новых моделей управления для содействия становлению «Индустрии 4.0», способной кардинально и качественно изменить структуру производственных отношений применительно к разным масштабам осуществления хозяйственной деятельности.

Сегодня беспрепятственное взаимодействие/мгновенная обратная связь происходят благодаря развитию искусственного интеллекта и интернета вещей, что в свою очередь влияет на контекст современных условий работы, производства и навыков, где информация и знания доступны для всех.

В фокусе внимания уже сейчас находится креативность как одна из основных компетенций, создающая высококачественный и расширенный межотраслевой опыт. При этом технологии выступают лишь инструментом, влияющим на степень развития данной компетенции в соответствующий момент времени.

Также цифровая этика, открытость и прозрачность являются нормой, включенной в продукты, услуги и отношения взаимодействия.

Сегодня в контексте облачной экосистемы: интернета вещей, больших и малых данных создаются новые способы ведения бизнеса и гиперпер-сонализированные услуги.

Требование работодателя и, как следствие, рынок труда меняются так быстро, как никогда прежде, и навыки, которые были актуальны вчера, сегодня уже никого не интересуют.

О феномене квалификационной ямы эксперты заговорили в начале 90-х годов 20 века как явлении, которое стало нормой для мирового рынка труда. Как отмечалось ранее, быстрое изменение жизни привело к тому, что традиционное понимание профессии на всю жизнь, утратило свою актуальность.

В России более половины населения работает или не по профессии, или не в соответствии с уровнем квалификации, которая может быть, как избыточной, так и, собственно, недостаточной [2, С. 151].

В качестве причин отечественные эксперты отмечают, что российская образовательная система завязана на рынок труда через призму профессиональных стандартов, которые разрабатывает отраслевой ФОИВ - Министерство труда и социальной защиты РФ. Данные профессиональные стандарты ориентированы на понимание профессии с позиции определенных требований к специализации, функционалу, навыкам.

Скорость изменений, вызванных цифровой трансформацией, выдвигает требования, когда в одном сотруднике необходимо сочетание нескольких профессиональных компетенций одновременно, наложение профессиональных полей. Кроме того, требования современного рынка труда таковы, что конкретная квалификация, несет в себе не только владение актуальными отраслевыми инструментами/обладание передовыми предметными навыками/знание современных профильных областей, но подразумевает определенный набор поведенческих стратегий/ролей, мета-предметные компетенции (например, умение ком-муницировать, готовность к изменениям, готовность к работе в сложных и неопределенных условиях и др.).

Согласно общедоступным данным содержание квалификаций специалистов меняется (существенно, либо полностью) в течение 2-5 лет.

Профессиональные стандарты более инерционны и не адаптируются с учетом периодичности отмеченных изменений. В результате за профессиональными стандартами не поспевают ФГОСы, за ФГОСами не поспевают вузы и, как следствие, для специалистов, подготовленных с указанной нормативной/технологической задержкой, возрастают риски работать не по профессии/не в соответствии с квалификацией.

Особенно остро данная проблема может отразиться на качестве подготовки кадров для государственного управления, ответственных за реализацию передовых инициатив государственной политики и обеспечивающих стабильность и благополучие экономической и общественной жизни в стране.

Безусловно, для системной работы по преодолению данной проблемы целесообразно в образовательные стандарты по подготовке кадров для государственного управления включить сведения, устанавливающие постоянную готовность к обучению для поддержания требуемого уровня квалификации вне зависимости от опыта последующей работы, а также предложить подходы к освоению навыков обучения на протяжении всей жизни (Lifelong Learning).

При этом важно определиться в части соответствующего набора компетенций (необходимого и достаточного), который вне зависимости от отраслевой направленности позволит обеспечить эф-

фективность работы правительственных организаций в целом и стимулировать их переход к реализации передовых моделей управления, использование которых также обусловлено содержанием и скоростью структурных изменений в современной экономике.

Если ранее перед системой государственного управления стояла задача по эффективному использованию моделей управления «Менеджмент 1.0» и «Менеджмент 2.0», то есть моделей, обеспечивающих следующие алгоритмы взаимодействия:

- командно-контролирующий «сверху-вниз»;

- иерархический с улучшенным дизайном за счет расширения управления и содействия его эффективности на основе системы сбалансированных показателей, концепции управления изменениями «Шесть сигм», систем управления качеством и др. соответственно.

То в текущих условиях, связанных со сложностью изменений и неопределенностью конечных результатов, необходимо задуматься о внедрении модели управления «Менеджмент 3.0», предложенной Юргеном Аппело («АдПе-менеджмент: Лидерство и управление командами», 2021), для функционирования организации на основе командного подхода и создания правильной социально-сетевой структуры, обеспечивающей беспрепятственный обмен информацией.

Как отмечает Ю. Аппело, реальность такова, что организации, полагающиеся только на принципы менеджмента, либо только на принципы самоорганизации и доминирующей роли не менеджера, а лидера, не способны в чистом виде обеспечить длительную эффективность своей деятельности.

В контексте менеджмента применительно к государственному управлению важно обеспечить наличие уровней ответственности согласно установленным полномочиям, рычагов власти в вопросах реализации государственных функций и др., т.е. управленческая иерархия для правительственных организаций - базовая необходимость. Вместе с тем, основная часть работы государственных органов с учетом сложившейся практики взаимодействия на всех уровнях управления совершается внутри определенных социально-сетевых структур, состоящих из самоорганизующихся лиц с лидерскими качествами и лиц, руководствующихся менеджерскими качествами, то есть, как принято говорить, в рабочем порядке или в рамках коммуникационного процесса.

Таким образом, коммуникация осуществляется через сети, а полномочия через иерархию. Этот тезис справедлив, как для системы государственного управления, так и для организаций иных форм собственности.

Учитывая изложенное о новой модели управления - «Менеджменте 3.0», необходимо определиться с содержанием скилл-сета государственного

х

X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

сч сч о

CS

о ш m

X

<

m О X X

служащего, способного успешно справляться с кросс-функциональными/кросс-информационными вызовами завтрашнего дня.

В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил, что началась Четвертая технологическая революция. Это значит, что скоро все за нас будут делать роботы, а к 2020 году каждый востребованный сотрудник должен будет уметь:

1) решать комплексные задачи;

2) думать критически;

3) творчески мыслить;

4) управлять людьми;

5) работать в команде;

6) распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими;

7) формировать суждения и принимать решения;

8) ориентироваться на клиента;

9) вести переговоры;

10) быстро переключаться с одной задачи на другую.

Данные умения принято называть soft skills (гибкие/мягкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес hard skills — «жестким» профессиональным навыкам/компетенциям.

В нашей стране специалисты от российского образования сократили Давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название скилл-сет «Система 4К» таблица 1.

Таблица 1

Сведения о компетенциях «Системы 4К»

№ п/п Наименование компетенции Характеристика компетенции

1 2 3

1. Критическое мышление (Critical Thinking) Умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач.

2. Креативность (Creativity) Позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.

3. Коммуникация (Communication) Сейчас все находятся на расстоянии телефонного звонка или сообщения практически круглые сутки. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.

4. Координация (сотрудничество) (Coordinating With Others) Тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.

2020 год остался позади и можно с уверенностью отметить, что запрос на вышеотмеченные компетенции скилл-сета «Система 4К» сформирован. Об этом свидетельствуют общедоступные данные, связанные с ежегодными опросами российских работодателей, в том числе работодателей из сферы государственного управления, на предмет текущей ситуации на рынке труда в соответствии с их отраслевой направленностью (к примеру, опросы международной рекрутинговой фирмы «HAYS»).

Вместе с тем, с учетом приоритетов опережающего экономического развития необходимо спрогнозировать потребность в компетенциях будущего для системы государственного управления, учитывая, что ее сотрудники находятся на передовой линии работы с разного рода изменениями и их последствиями.

Для определения соответствующего скилл-сета компетенций государственного служащего будущего была использована общедоступная информация, содержащая мнения экспертов, занимающихся вопросами о ценности человеческого капитала, об управлении изменениями, о мотивации и лидерстве в мире будущего, о научно-технологическом прогнозировании, среди которых эксперты международного форума «ReForum WINNING THE HEARTS» (периоды проведения 2018-2021), Ассоциации менеджеров, Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ «Высшая школа экономики», Московской школы управления «Сколково».

По итогам исследования соответствующей информации коллективный портрет госслужащего нового времени должен базироваться на следующих компетенциях:

№ 1: «Самостоятельное планирование». Самоорганизация, самомотивация, умение планировать свое время и встраивать его в контекст коллективного режима работы;

№ 2: «Способность к самообразованию». С одной стороны, это неизбежно. Если направление работы нравится, то естественно будешь стремиться обрести/освоить новые знания/навыки/компетенции, а с другой стороны-это постоянный фоновый процесс, ведь для любой квалификации есть постоянно развивающийся набор инструментов;

№ 3: «Умение осознавать свои ограничения и вписываться в новые ситуации». Важно понимать собственные ограничения и сохранять эффективность в состоянии неопределенности;

№ 4: «Умение видеть возможность в сложной неопределенной среде, то есть смекалка». Этот навык уже несколько лет лидирует в качестве главной компетенции эффективного менеджера будущего (справочно: по данным опроса Ассоциации менеджеров и Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в 2021 году ее

необходимость отметили 70% менеджеров крупных и средних компаний разных форм собственности);

№ 5: «Глокальное мышление». Понимание как местного, так и глобального значения социальных процессов/общественных явлений. Социальные проблемы рассматриваются не как локальные или глобальные, а как взаимозависимые и взаимосвязанные (глокальные), требующие организационных практик, которые одновременно решают местные и глобальные проблемы;

№ 6: «Самоидентификация». Человек будущего - это человек мира, ответственен за весь мир, но сохраняет свою самоидентификацию (закономерно возникает при применении компетенции «глокальное мышление»).

Важно отметить, что в настоящее время всё острее становится вопрос, смогут ли люди принимать инновации и новые технологии. И во многих странах ответственность за его решение стоит не перед научным сообществом, а перед правительствами.

События недавнего пандемического прошлого наглядно продемонстрировали, что преимущества самых передовых технологий моментально девальвируются человеческой неготовностью/ отторжением/ невежестом, препятствующим восприятию предложенных научных способов и своевременному решению проблем для борьбы с новым вирусом (COVID-19).

Эти факторы требуют работы над ними и зависят от особенностей внутрисемейных ценностей, от образования, от контекста общественных ценностей, на которые невозможно повлиять быстро. Каким будет поколение россиян 2030-2040-х годов, которому сейчас закладываются основы восприятия - вопрос открытый, а вот ответственность за его успешное решение однозначно в зоне влияния государства.

В этой связи лицам, ответственным за эффективное функционирование системы государственного управления в будущем просто необходимо быть максимально компетентными и уметь работать в сложной неопределенной среде, а значит им не обойтись без компетенций госслужащего нового времени.

С точки зрения развития теории управления, выводы и положения настоящей статьи могут использоваться в дальнейшем, к примеру, при проведении исследования закономерностей влияния качества подготовки кадров государственного управления на реализацию современных стратегий устойчивого инновационного развития регионов. И в числе первоочередных задач, которые могут быть решены в ходе отмеченного исследования установить определение методов развития вышеотмеченных компетенций госслужащего будущего и методов их соответствующей оценки.

Литература

1. Аппело, Юрген. Agile-менеджмент: Лидерство и управление командами [Текст] / Юрген Аппело; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2021. -534 с.

2. Беседы об экономике. Том VIII [Текст]: научно-популярное изд. / под ред. С.Д. Бодрунова, д. э. н. - Мытищи: ООО «Кодекс», 2021. - 312 с.

3. Управление проектами [Текст] / пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2021. - 188 с.

4. Чулок, А. Социализм 2.0 и общество смекалистых [Текст] // Журнал РБК: деловой журнал. -2022. - № 01-02. - С. 95-97.

5. [Электронный ресурс]: Экономика знаний -режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эконо-мика_знаний (дата обращения: 09.01.2022 ).

6. [Электронный ресурс]: Проект о будущем. «ReForum WINNING THE HEARTS» - режим доступа: https://winningthehearts.com/about (дата обращения: 09.01.2022 ).

7. [Электронный ресурс]: Глокальное мышление - новая «операционная система» | Ruben Vardanyan | TEDxSadovoeRing - режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=dQj_7Y77ePQ (дата обращения: 04.01.2022).

Key competencies of a civil servant of the future (collective portrait of a

civil servant of the new time) Chepukhalina M.A.

Moscow International University

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article is devoted to issues related to the definition of a set of competencies that are designed to distinguish a civil servant in a professional environment (or, as used in foreign literature on economics and management, a skill set), taking into account the interests of innovative and technological development of the national economy as a knowledge economy in the long term. Just a couple of decades ago, minerals were considered the most valuable resource, and technology development was focused on industrial production. Currently, the focus has shifted to digital solutions and human capital.

In the conditions of active globalization of the world economy, accompanied by the development of technologies and innovations, the source of ideas and methods of their implementation is precisely a person with all his inherent abilities, skills and knowledge. At the same time, the provider of decision-making for the renewal of the economy and the promotion of sustainable innovative development is precisely the state, expressed in the corresponding work of state bodies at different levels of government. By accepting and encouraging innovations, the state, represented by public authorities, contributes not only to a better understanding of the needs of society, but also more successfully implements state programs that are focused on providing services and creating high-quality commercial products at the lowest cost. To assist in the implementation of these initiatives at the state level, it is necessary to ask questions about the quality of training of relevant personnel (to determine the necessary and sufficient set of competencies) for public administration, capable of performing official activities at a high professional level related to the innovative development of the national economy, expressed in improving the quality of human capital, quality of life, in the production of knowledge of high technologies, innovations and high-quality services [5]. Keywords: skill set of key competencies of the future in public service,

innovative development, national economy, knowledge economy. References

1. Appelo, Jurgen. Agile management: Leadership and team management [Text] / Jurgen Appel; translated from English - M.: Alpina Publisher, 2021. - 534 p.

2. Conversations about economics. Volume VIII [Text]: popular science ed. / edited by S.D. Bodrunova, Doctor of Economics - Mytishchi: LLC "Codex", 2021- - 312 p.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

Project management [Text] / translated from English - M.: Alpina Publisher, 2021. - 188 p.

Chulok, A. Socialism 2.0 and the savvy society [Text] // RBC Magazine: business Journal. - 2022. - No. 01-02. - pp. 95-97. [Electronic resource]: Knowledge Economy - access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/Economic_known (accessed: 09.01.2022 ).

[Electronic resource]: Project about the future. "ReForum WINNING THE HEARTS- - access mode: https://winningthehearts.com/about (accessed: 09.01.2022 ).

[Electronic resource]: Glocal thinking - a new "operating system| / Ruben Vardanyan | TEDxSadovoeRing - access mode: https://www.youtube.com/watch?v=dQj_7Y77ePQ (accessed:

04.01.2022).

CS CS

o

CS

o m m

X

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.