Научная статья на тему 'Ключевые компетентности основа обновления содержания общего образования'

Ключевые компетентности основа обновления содержания общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова В. К., Плотникова О. В.

Рассматривается сущность понятия ключевых компетентностей, необходимость их учета при модернизации содержания образования, а также возможности курса общей физики в решении задач формирования ключевых компетентностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые компетентности основа обновления содержания общего образования»

Вопросы качества образования

В.К. СУХАНОВА,

О.В. ПЛОТНИКОВА

Ключевые компетентности -основа обновления содержания общего образования

Рассматривается сущность понятия ключевых компетентностей, необходимость их учета при модернизации содержания образования, а также возможности курса общей физики в решении задач формирования ключевых компетентностей.

Стратегия модернизации содержания общего образования предполагает, что в основу обновленного содержания будут положены так называемые ключевые компетентности. В мировой практике профессионального образования понятие компетентности выступает в качестве центрального. Оно объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образования, вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к довольно широкой сфере культуры и деятельности (информационной, правовой и т.д.), предполагает переосмысление содержания образования, формируемого «от результата».

Понятие компетентности включает в себя, с одной стороны, знания, умения и навыки (как результат обучения), а с другой - систему ценностных ориентаций, мотиваций, стиль мышления и т.д. Формируются компетентности как при обучении в школе, вузе, так и под влиянием семьи, друзей, коллег, культурной среды. В связи с этим возможность реализации компетентностного подхода зависит от всей образовательнокультурной ситуации, в которой живет и развивается человек.

Термин компетентности (ключевые компетентности) попал в поле зрения исследователей психологии труда в первую очередь в таких странах, как США, Великобритания и Германия, а с недавнего времени он используется в России в связи с изменениями, произошедшими на мировом рынке труда. Эти изменения, в свою очередь, связаны с небывалыми темпами научно-технического прогресса, стремительным совершенствованием технологии.

Поскольку количество информации в мире удваивается каждые 15 лет, предъявляются очень жесткие требования к уровню подготовки персонала, в том числе в организационных и управленческих структурах. Выявлена и отчетливо сформулирована проблема: нет недостатка в хороших специалистах, но есть острый недостаток в хороших работниках.

Понятия специалист и сотрудник неравнозначны. В отношении подготовки специалистов система образования удовлетворяет потребностям сферы труда. Хороший же сотрудник, т.е. специалист, обладающий еще и ключевыми компетентностями, встречается довольно редко. Поэтому принято выделять профессиональные компетентности (квалификации) и ключевые компетентности.

Квалификация - это прежде всего совокупность профессиональных и смежных знаний, умений, способностей, которые необходимы для выполнения работы в какой-либо области. При этом, чтобы работник мог успешно пользоваться ими в практической работе в различных ситуациях, ключевые компетентности не должны зависеть от сферы деятельности человека и являются универсальными. Сфера образования, являясь традиционно консервативной системой, пока дает не много для их формирования. Школа, ориентирующаяся только на знания, с точки зрения новых запросов труда устарела.

Дискуссия о ключевых компетентностях возникла в рамках обсуждения той глубокой трансформации, которой подвергается все современное общество, а вместе с ним и положение человека в современном мире вообще и в мире труда в частности. В конце 70-х годов прошлого века несоответствие между требованиями рынка труда и результатами образования стало проявляться особенно резко. Представители бизнеса довольно активно критиковали школы и вузы за отсутствие необходимых для развития экономики качеств у выпускников школ и учебных заведений. Например, Американская ассоциация промышленников отмечала, что продуктивный (эффективный) работник должен:

- правильно выбирать оборудование и методы труда;

- вести документацию и пользоваться электронными носителями информации;

- умело распределять время и финансы;

- общаться с людьми, имеющими разный культурный опыт;

- овладевать новыми профессиональными умениями.

В целом представители бизнеса все чаще подчеркивали, что скорее заинтересованы в базисной готовности к работе, чем в специальной подготовке к конкретным операциям.

В результате дискуссий деятелей образования и работодателей стала проясняться необходимость достижения образовательного результата нового типа, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков и ориентированного на решение реальных задач. Этот тип образовательных результатов и стал называться компетентностями.

Какие качества, какие способности необходимы современному работнику? Попытаемся описать такую личность. Это человек предприимчивый, творческий, самостоятельный, ответственный, коммуникабельный, способный видеть и решать проблемы и автономно, и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно находить и использовать нужную информацию и т.д. Все эти качества необходимы в любой профессиональной деятельности. Они-то и называются ключевыми компетентностями.

В европейских источниках часто используют термин профессиональная квалификация. В чем сущность профессионала? Конечно, это и хорошее знание своего предмета, и умение применять знания в работе. Далее, для квалифицированного сотрудника характерна известная мера общего образования, т.е. он должен иметь представление о том, что происходит в смежных областях. Например, хороший инженер-технолог знает общие экономические законы. Он имеет представление о том, что такое доход, прибыль, откуда берется его зарплата, он осознает свои юридические и гражданские права, понимает в общих чертах, что происходит в других производственных отделах его предприятия, и т.д.

Хотя ключевые компетентности являются общими для всех предметных областей, они формируются на конкретном материале и на основе конкретных предметных умений, навыков и способов действия.

Включение понятия ключевых компетентностей в практику образования требует исследования многих вопросов: о принципах выделения ключевых компетентностей, об их взаимосвязях с профессиональной квалификацией, о корреляции процессов их формирования, о выделении предметных умений и навыков, которые служат основой формирования тех и других, о конкретных методах их формирования, о способах оценки эффективности этих методов и т.д.

На кафедре физики ТГЭУ проведен анализ курса общей физики для студентов специальностей 351100 и 072000 с целью определения его возможностей в плане формирования некоторых ключевых компетентностей. С нашей точки зрения основная задача курса физики в этом отношении при подготовке специалистов в области товароведения и экспертизы товаров, стандартизации и сертификации состоит в том, чтобы формировать у студентов умения, которые по своему характеру могут быть подразделены на 4 группы:

- конструктивно-технические;

- информационно-аналитические;

- организационно-технологические;

- операционно-контрольные.

К первой группе можно отнести умения:

- сформулировать цель работы или проблему, требующую решения;

- представить себе конечный результат работы в форме образа предмета или сущности технологического процесса;

- зафиксировать этот образ (выразить его в схемах, рисунках, чертежах, таблицах, описаниях и т.д.).

Ко второй группе относятся умения:

- находить источники нужной информации, в том числе на электронных носителях;

- выделять главное в полученной информации;

- систематизировать информацию, полученную из разных источников;

- составлять вторичный информационный документ в виде реферата, аннотации, аналитической справки и т.д.

Третья группа включает в себя умения:

- планировать свою работу в соответствии с поставленной целью и полученной информацией;

- выбрать в данных конкретных условиях наиболее целесообразные варианты реализации плана работы, методы решения поставленной задачи;

- выбрать подходящую модель объекта изучения или процесса;

Наконец, к четвертой группе можно отнести умения:

- подобрать и использовать в соответствии с выбранными методами нужные измерительные приборы;

- учитывать влияние различных факторов на точность измерений;

- направленно воздействовать на ход эксперимента;

- оперативно корректировать исходное знание и практические действия при получении новой информации;

- делать математическую обработку результатов измерений;

- оценивать полученный результат с точки зрения надежности и соответствия реальности;

- давать практические рекомендации по использованию полученных результатов, учитывать их возможные последствия.

Методы, которые выбирает преподаватель для формирования этих умений, могут быть разными, они зависят от содержания дисциплины, ее объема, от ступени обучения, от уровня подготовки студентов. Если говорить о курсе физики, то здесь весьма значительная роль принадлежит физическому эксперименту. Это связано с тем, что умения не могут быть сформированы только на основе словесного изложения технологии действий, ими овладевают при непосредственном участии в практической деятельности. В процессе физического эксперимента создаются условия, в которых студент не только приобретает конкретные предметные умения, он приобретает опыт чувственной деятельности в самом широком ее понимании, что способствует общему сенсорному развитию личности, а также опыт решения практических задач, анализа и использования их результатов. То есть здесь закладываются основы формирования общетрудовых умений, навыков, способов деятельности, иначе говоря - ключевых компетентностей.

При этом физический эксперимент выполняет следующие функции:

1. Является средством формирования нового знания о свойствах и закономерностях процессов.

2. Знакомит студентов с физическими методами исследования и возможностями их применения в областях деятельности, связанных с будущей профессией студента, и смежных областях с общей технологией решения проблем.

3. Служит тем конкретным тренировочным материалом, на основе которого отрабатываются умения и навыки общетрудового характера.

4. Способствует развитию образного мышления. Это важно в современных условиях, когда человек часто имеет дело не с реальными объектами, а с их образами, моделями или элементами управления -пультами, панелями и др.

Проведенный анализ позволяет определить направления совершенствования курса общей физики с целью создания наиболее благоприятных условий для формирования ключевых компетентностей. Это увеличение удельного веса экспериментальных заданий разного характера для студентов, в том числе домашних заданий; увеличение объема самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях; проведение специальных занятий по отработке отдельных умений и навыков общетрудового характера, разработка индивидуальных заданий для студентов по работе с источниками информации и обсуждение их результатов, более широкое внедрение лабораторных работ творческого, поискового характера.

Литература

1. Иванов Д.А. Стратегия модернизации содержания образования / Д. А. Иванов, Л.Ф. Иванова. - М., 2001.

2. Меерович М.И. Технология творческого мышления: практич. пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. - М.: Харвест; АСТЮ, 2000.

3. Schlusseiqualifikationen. Handlungs- und Methodenkompetenz, Personale und soziale Kompetenz. - Munchen: Verleg C.H. Beck, 2000.

© Суханова В.К., Плотникова О.В., 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.