Научная статья на тему 'Ключевые компетентности будущих учителей гуманитарных специальностей'

Ключевые компетентности будущих учителей гуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ГУМАНИТАРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лановенко А. О.

В данной статье проанализировано понятие компетентность, определены компонентный состав (мировоззренческие (общекультурные) компетенции, социально-личностные компетенции, гностические (общеучебные) и познавательные компетентности, информационно-коммуни­кационные компетентности, профессионально-трудовые компетенции, компетентности самоусовершенствования и показатели ключевых компетентностей будущих учителей гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые компетентности будущих учителей гуманитарных специальностей»

ботаю с интерактивными ресурсами, умею общаться и сотрудничать. Школа даёт мне выбор, который поможет стать успешным!» Хотелось бы воспитать такого ученика, который бы сказал: «Я умею и хочу учиться».

Нам повезло: наверное, нет школы лучше, Но славу ей приносит ученик, И педагог, что с инновациями дружит, Чей труд так сразу незаметен, но велик!

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© Лановенко А.О.*

Винницкий государственный педагогический университет, Украина, г. Винница

В данной статье проанализировано понятие компетентность, определены компонентный состав (мировоззренческие (общекультурные) компетенции, социально-личностные компетенции, гностические (общеучебные) и познавательные компетентности, информационно-коммуникационные компетентности, профессионально-трудовые компетенции, компетентности самоусовершенствования и показатели ключевых ком-петентностей будущих учителей гуманитарных специальностей.

Ключевые слова: учитель, гуманитарные специальности, компетентность, ключевые компетентности.

Смена парадигмы образования в последние годы ставит перед высшей школой требование совершенствования подготовки будущих учителей, становления их как профессионалов, педагогически компетентных, способных использовать инновационные формы, средства и методы обучения. Применение ИКТ в учебном процессе позволит повысить содержательную емкость и эффективность обучения. Кроме того, поможет будущему педагогу проводить интегрированные уроки из любой дисциплины.

Таким образом, компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в условиях переменной социально-экономической действительности.

Анализ предыдущих исследований свидетельствует, что проблемой компетентностного подхода занимались такие ученые: В. Болотов, П. Бех, А. Бигич, Д. Иванов, И. Зимняя, Е. Зеер, А. Лебедева, А. Овчарук, А. Пометун,

* Аспирант.

В. Петрук, А. Пехота, А. Сибиль, Л. Тархан, Ю. Татур, Л. Филатова, И. Фру-мина, А. Хуторской и др.

Цель статьи состоит в определении компонентного состава и показателей ключевых компетентностей будущих учителей гуманитарных специальностей.

Компетентность (компетенция) - обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области [1].

Иванов Д. считает: «Компетентность - это характеристика, получаемая человеком по итогам оценки эффективности / результативности его действий, направленных на решение определенного круга значимых задач / проблем» [2].

Википедия дает такое определение компетенции (от лат. сошрйеге - отвечать, подходить) - это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью [3].

Одной из целей профессионального образования учителей гуманитарных специальностей является формирование их коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность педагога - это такой уровень обучения взаимодействия с другими участниками учебного процесса, который необходим для адекватного выполнения профессиональных функций в пределах своих способностей и социального статуса [5].

Коммуникативная компетенция - это овладение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями [3].

В теории и практике преподавания языков выделяют речевую, лингвистическую, коммуникативную, дискурсивную, социокультурную компетенции. В преподавании языка коммуникативная компетенция включает знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, построение описания, рассказ, рассуждения, способы связи предложений и др., умения и навыки анализа текста.

В преподавании языков главной является коммуникативная компетенция, а все остальные - базовые составляющие.

Коммуникативная компетенция подразумевает способность личности строить свое коммуникативное поведение согласно ситуаций общения, особенно профессионального. Понятно, что коммуникативная компетенция очень важна в связи с тем, что современный профессионализм невозможен без коммуникативной культуры, без коммуникативной грамотности, особенно преподавателей гуманитарных специальностей.

Каждый будущий учитель гуманитарных специальностей должен обладать умениями адекватно высказываться, понимать сказанное и прочитанное. С этой целью в настоящее время широко используется построение учеб-

ной деятельности будущих учителей с помощью проектной деятельности, интегрирует в себе реализацию ряда компетенций, например: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социокультурной и др.

Ориентируясь на разработки ученых по реализации компетентностного подхода (И. Зимняя, Н. Кузьмина, Е. Зеер, А. Пометун, А. Темняткина, А. Хуторской и др.), с учетом специфики проведенного исследования нами определены компонентный состав и показатели ключевых компетентностей будущих учителей гуманитарных специальностей:

Мировоззренческие (общекультурные) компетенции:

- Понимание ценности общечеловеческой культуры, науки, производства, религии;

- Осознание своей роли и умение ориентироваться в окружающем пространстве, выбирать ценностно-смысловые ориентиры для поступков и решений;

- Опыт освоения общественных явлений и традиций в жизни человека;

- Этническая идентификация, умение адаптироваться в поликультурном обществе, уважать интересы представителей других народов, религий.

Социально-личностные компетенции:

- Политическая и гражданская активность (патриотизм, знание государственной символики умение анализировать современную политическую ситуацию, знание и соблюдение прав и обязанностей студента, гражданина, свобода мысли, ответственность за собственные решения и поступки, выполнения гражданского долга, построение своего образа жизни с ориентацией на законы и общественные нормы);

- Соблюдение правил хранения здоровья (знания и не нарушение норм здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены, быта, физическая культура человека, умение оказать первую медицинскую помощь, бережное отношение к окружающей бреде, навыки безопасной жизнедеятельности);

- Знание и владение бытовыми навыками (знание основ семейного быта, традиций, навыки бытовых ремонтных работ, ухода за домом, приготовление пищи, рациональное использование свободного времени);

- Социальное взаимодействие (социальная мобильность, умение избежать и преодолеть конфликты, сотрудничество).

Гностические (общеучебные и познавательные компетентности):

- Организация продуктивной учебно-познавательной деятельности (получение знаний из различных источников информации, в т.ч. дополнительных, грамотное формулирование образовательных запросов, структурирования и прирост полученных знаний);

- Применение инноваций для поиска информации и умение представлять результаты своих исследований с использованием компьютерных технологий, умение контролировать познавательный процесс;

- Умение аналитически мыслить (анализировать, давать самооценку учебной и познавательной деятельности, выявлять пробелы в знаниях, умениях и навыках);

- Готовность и способность к самообразованию, самосовершенствованию, саморегулированию, саморазвитию, личностной и предметной рефлексии; профессиональному развитию, языковому и речевому развитию, овладение культурой родного языка, владение иностранным языком;

- Функциональная грамотность (демонстрация навыков измерительных процедур, умение отличать реальное знание от мифологического, применение вероятностных и статистических методов познания).

Информационно-коммуникационные компетентности:

- Осознание своего места в инфосреде, поиск, отбор, систематизация, анализ, обработка информации, оценка ее полезности и целенаправленное применение в перспективе для решения поставленных учебных задач; представление информации в различных формах (рисунки, графики, таблицы, диаграммы и т.д.) и на разных носителях (бумага, электронный вариант);

- Владение современными информационными технологиями: прием, переработка, передача информации, преобразование информации (чтение, конспектирование), мультимедийные технологии, компьютерная грамотность, Интернет технологии;

- Владение навыками устной и письменной речи, навыками работы с документами (заявление, объяснительная анкета, опросный лист, тест, письмо и т.п.), умение задать представление и отстаивание собственной точки зрения в диалоге и полилоге);

- Владение навыками общения: устном, письменном, диалог, монолог, написание и восприятие текста, знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета кросскультурную общения, деловая переписка, делопроизводство, бизнес-язык, иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента;

- Умение презентовать себя и свой коллектив, продуктивно взаимодействовать в команде, владение социальными ролями в коллективе.

Профессионально-трудовые компетенции:

- Знание экономико-правовых основ и умение анализировать социально-экономическую ситуацию, состояние рынка труда;

- Владение этикой гражданско-трудовых взаимоотношений;

- Профессиональное самоопределение (осознание своей роли в профессиональном пространстве, оценка своих профессиональных спо-

собностей и задатков, выбор будущей профессии; построение собственной профессиональной карьеры);

- Готовность к реализации трудовых прав и обязанностей (навыки рациональной самоорганизации рабочего времени, поиск работы, освоения экономических ролей (представителя, потребителя, производителя).

Компетентности самоусовершенствования:

- Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, личной рефлексии;

- Планирование и организация деятельности, непрерывное самопознание;

- Развитие личностных качеств (гуманности, чуткости, эмпатии, организованности, ответственности, открытости, уверенности в себе, самокритичности, корпоративности, эмоциональной устойчивости, креативного мышления, адаптивности и др.);

- Включенность в общественную работу (различные виды внеучебной деятельности: кружки, секции, молодежные объединения и т.п.).

Выводы

Данный паспорт включает компонентный состав ключевых компетент-ностей, составленный нами соответственно подготовке студентов гуманитарных специальностей в педагогических вузах и формируется в них в процессе преподавания дисциплин цикла профессионально-теоретической подготовки (2-4 курсы). Выше обозначенные ключевые компетенции выполняют следующие функции в обучении: выступают частью содержания различных учебных дисциплин (образовательных областей) как метапредметних элементов содержания образования, позволяют практически применять теоретические знания для решения конкретных задач; способствуют комплексному применению полученных знаний, умений и навыков; интегративно характеризуют качество образования (подготовку студентов) и выступают в роли средства проведения комплексного образовательного контроля.

Таким образом, сейчас невозможно качественно подготовить учителя гуманитарных специальностей без создания соответствующих условий для самостоятельного получения и осознания ими знаний. Задача преподавателей в условиях Болонского процесса не давать знания студентам в готовом виде, а создавать мотивацию, формировать комплекс умений самостоятельного обучения. Сотрудничество преподавателя и студентов предполагает умение педагога дозировать и направлять самостоятельную деятельность студентов с целью активизации их познавательной деятельности как основы личностного становления и развития.

Список литературы:

1. Бермус А.Г. Система качества профессионально-технического образования / А.Г. Бермус. - Ростов н/Д: Изд-во Росс. ун-та, 2002. - 220 с.

2. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.

3. Компетентнють. Вiкiпедiя [Электронный ресурс]. - Режим доступу: -http://uk.wikipedia.org/wiki.

4. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь / А.Н. Щукин. - М.: Астрель; АСТ; Хранитель, 2007. - 746 с.

5. Кадемiя М.Ю. 1нновацшш технологи навчання: словник глосарш / М.Ю. Кадемiя, Т.В. Ткаченко, Л.С. Свсюкова. - Львiв: Видавництво «СПО-ЛОМ», 2011. - 196 с.

6. Прозова Е.В. Коммуникативная компетентность учителя / Е.В. Про-зова. - М., 1998. - 231 с.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ РАБОЧУЮ ПРОФЕССИЮ

СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ, В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

© Максимова Р.К.*

Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, г. Чебоксары

В данной статье рассматривается использование некоторых принципов и приёмов педагогической деятельности на уроках математики с целью развития профессиональных и общих компетенций студентов, получающих рабочую профессию строительного профиля.

Ключевые слова: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность, привлекательная цель, удивительное, практическая задача, свой пример, опрос-итог, творческий проект.

Преобразования, произошедшие в нашем обществе в течение последних лет, оказали существенное влияние на характер занятости населения. Многие предпочитают открытию собственного дела, работе по найму, предпринимательской деятельности по той или иной профессии. При этом необходимы такие особенности мышления специалиста, которые позволяют ему успешно

* Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.