УДК 371.13
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «КОМПЕТЕНЦИЯ»
© 2013
И.А. Дзюбенко, аспирант
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В этой статье рассматриваются подходы относительно определения понятий «компетенции», «компетентности». На их основе мотивируется необходимость решения вопросов компетентности будущих учителей путем их реализации в высших учебных заведениях, а также характеризуется профессиональная компетентность и условия, необходимые для ее формирования в учителей в условиях информационного общества.
Ключевые слова: компетенции, компетентности, профессиональная педагогическая компетентность.
Направленность профессионального образования на усвоение студентами системы знаний, которая была традиционной и целесообразной еще несколько десятилетий назад, уже не соответствует социальному заказу, требует воспитания самостоятельных, инициативных и ответственных членов общества, способных эффективно взаимодействовать в осуществлении социальных, производственных и экономических задач. Для эффективного становления такой способности, как творческое мышление, обязателен комплекс условий [3]. Выполнение поставленных задач требует существенного усиления самостоятельной продуктивной деятельности будущих специалистов, развития их личностных качеств и творческих способностей, умений самостоятельно приобретать новые знания и решать социальные и профессиональные проблемы, ориентироваться в жизни общества.
Как показывает анализ опыта образовательных систем многих развитых стран мира, одним из путей обновления содержания образования и образовательных технологий, согласование их с современными потребностями, интеграции в европейское и мировое образовательное пространство является компетентностный подход и создание эффективных механизмов его внедрения. Определяющей причиной, позволяющей студенту-выпускнику правильно адаптироваться в социальном пространстве и, занимаясь трудовой деятельностью, свое влияние направить на социальную среду и различные общественные отношения, является профессиональная компетентность [12]. Цель статьи состоит в исследовании понятий компетентности и компетенции.
Ученые некоторых европейских стран считают, что приобретение молодежью знаний, умений и навыков, направленное на совершенствование их компетентности, способствует интеллектуальному и культурному развитию личности, формированию у нее способности быстро реагировать на запросы времени. Анализ периодических научно-методических изданий по исследуемой проблеме сведетельствует о наличии научного основания, в контексте которого целесообразно продолжить научный поиск в нужном направлении. Это касается, в первую очередь, исследования проблемы формирования компетентности и компетенций (Н. Бибик, О. Савченко, О. Локшина, О. Овчарук, О. Пометун, С. Трубачева и
др.).
Следует отметить, что само понятие «компетент-ностное образование» возникло в США. Оно основывается на практическом опыте и стало результатом многочисленных попыток проанализировать его, разработав определенную теоретическую, концептуальную основу. Уже тогда, в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., была попытка дать компетентности определенный образовательный результат. Сегодня, несмотря на некоторые различия в подходах, специалисты США определяют три основных компонента компетентностного образования, а именно: формирование знаний, умений и ценностей личности [2].
Наряду с этим, сегодня актуальность приобретает понятие компетентностей, поскольку именно компетентности, по мнению многих зарубежных и отечественных экспертов, являются индикаторами, позволяющими определить готовность ученика, выпускника школы к
жизни, его дальнейшего развития и активного участия в жизни общества. Так, примером ключевыми компе-тентностями некоторые ученые называют: способность сотрудничать и работать в команде, решать конфликты, применять информационные и коммуникационные технологии, творчество и изобретательность, способность применять знания и технологии и т.д. [4]. Один из участников проекта Делфи Б. Оскарссон приводит список базовых навыков, которые содержательно, а иногда и прямо по тексту, могут интерпретироваться как компетентности:
- «основные навыки», например, грамотность, способность считать;
- «жизненные навыки», например, самоуправление, отношения с другими людьми;
- «ключевые навыки», например, коммуникация, способность к решению проблем;
- «социальные и гражданские навыки», например, социальная активность, ценности;
- «навыки для получения занятости», например, способность к обработке информации;
- «предпринимательские навыки», например, исследование деловых возможностей;
- «управленческие навыки», например, консультирование, аналитическое мышление;
- «широкие навыки», например, планирование, контроль [2].
Автор отмечает, что «это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, выраженные в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни» [2].
Итак, в понимании зарубежных ученых, термин «компетентность» связывается с определенными навыками деятельности, прежде всего равняется профессиональной. Заметим, что в европейской науке сложилось и более широкое толкование компетенций. Так, по мнению экспертов по образованию Совета Европы, компетентности предусматривают: способность личности воспринимать и отвечать на индивидуальные и социальные потребности, комплекс ценностей, знаний и навыков.
Под компетентностью будущего специалиста зарубежные ученые Г. Халаж и В. Хутмаер [7] понимают соответствие структурированных (организованных) совокупности знаний, умений, навыков и отношений, приобретенных в процессе обучения. Они позволяют ему определять, т.е. идентифицировать и решать независимо от контекста (от ситуации) проблемы, характерные для определенной сферы деятельности.
Таким образом, понятие «компетентность» рассматривается как интегративная характеристика, включающая в себя следующие основные аспекты: готовность к целеполаганию, готовность к действию, готовность к оценке, готовность к рефлексии [7].
Подобный подход наблюдается в США, где с целью определенного прогресса в определении содержания компетентности в рамках Национального центра образовательной статистики США и Канады была начата программа «Определение и отбор компетентностей: теоретические и концептуальные основы» с сокращенным названием «DeSeCo». По мнению экспертов этой программы, компетентность проявляется в деятельности
личности в различных контекстах (например, в социально-экономической и политической жизни). При этом не только образование является ответственным за приобретение личностью необходимых компетенций; но на их формирование влияют также семья, работа, СМИ, религиозные и культурные организации и т.д.
В контексте определения особенностей компетент-ностного подхода, на наш взгляд следует остановиться на интерпретации взаимозависимости понятий «компетентность» и «компетенция». Ряд попыток выработать общую терминологию не имели большого успеха [12]. Следует отметить, что в современном научно-педагогическом обращении параллельно употребляются два термина: «компетентность» и «компетенция». По поводу их соотношения нет единого мнения [13-17]. Анализ различных научных источников позволяет выделить три подхода к определению соотношения этих понятий.
Первый подход характеризуется тем, что оба термина употребляются как синонимы (Т. Гудкова, С. Дружилов, Е. Зеер и другие).
Представители второго подхода считают компетенции составляющими компетентности (К. Махмурян, И. Пересторонина и другие).
Согласно третьему подходу понятие «компетенция» толкуется как круг полномочий определенного лица, перечень социальных требований к его деятельности в определенной сфере, тогда как «компетентность» означает обобщенную способность личности к деятельности. Придерживаемся мнения Е. Пометун о том, что большинство педагогов согласны с таким подходом, «определив, что под термином «компетенция» имеется в виду прежде круг полномочий какой-либо организации, учреждения или лица. В пределах своей компетенции лицо может быть компетентным или некомпетентным в определенных вопросах, то есть иметь (приобрести) компетентность (компетентности) в определенной сфере деятельности. Поскольку речь идет о процессе обучения и развития личности, что происходит в системе образования, то одним из результатов образования и будет обретение человеком набора компетенций, необходимых для деятельности в различных сферах общественной жизни» [4].
Анализ современной научной литературы по проблематике Болонского процесса [1] свидетельствует о частом употреблении европейскими учеными термина «компетенция» для определения содержания профессионального образования. Как показывает анализ научных источников [6; 7], у этого понятия довольно широкая амплитуда толкований. Приведем некоторые из них.
Известные ученые В. Краевский и А. Хуторской также различают понятия «компетентность» и «компетенция». Они отмечают, что компетентность является совокупностью личностных качеств специалиста (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере. Компетентность - это владение специалистом соответствующей компетенцией (компетенциями), которое включает его личностное отношение к ней как предмету деятельности [11].
Считаем атуальным мнение Л. Хоружей, что понятие «компетенция» и «компетентность» не тождественны. Компетенция отражает функциональные возможности специалиста и происходит от латинского слова «competentia» - приспособленность к делу: круг полномочий, вопросов, поручаемых определенному лицу [7]. Зато понятие «компетентность» по своему содержанию более широкое и близко к понятию «профессионализм». В частности, проф. Э. Риц выделяет профессионально-деятельностной компетенции как «имеющийся сформированный потенциал профессиональных способностей, позволяющий индивидууму действовать в конкретных профессиональных ситуациях в соответствии с поставленными требованиями» [10]. С. Адам и Г. Влуменштейн
определяют компетенцию как понятие, охватывающее способности, готовности, знания, поведение, необходимые для определенной деятельности (профессиональные, методические и социальные компетенции). При этом они рекомендуют избегать термина квалификация, поскольку в немецком и английском языках он относится только к формальному завершению деятельности и мало проясняет, какие способности, готовности, знания и поведенческие отношения фактически необходимы для успешной профессиональной деятельности [7].
Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовки специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Согласны с мнением А. Хуторского, что компетентность предполагает владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [11].
Подробнее остановимся на понятии «компетентность». Итак, понятие «компетентность» не сводится только к знаниям и навыкам, а относится к сфере сложных умений и качеств личности. По мнению А. Овчарука «Компетентность - это общая способность человека, основанной на знаниях, опыте, ценностях и способностях, приобретенных благодаря обучению» [6].
В «Словаре иностранных слов» под редакцией А. Мельничука компетентность определяется как «осведомленность, информированность, авторитетность» [9].
В «Новом толковом словаре украинского языка» под редакцией А. Слипушко и В. Яременко понятие «компетентность» подается в таком значении: хорошая осведомленность в чем-либо [5].
В словаре С. Ожегова понятие «компетентность» подается в двух значениях:
1) компетентен тот, кто обладает достаточными знаниями в любой или определенной области; кто с чем-либо хорошо осведомлен, квалифицирован, основывается на знании;
2) тот, кто имеет определенные полномочия, полноправный, полновластный [8].
В словаре терминов, компетентность (лат. competens - способный) - рассматривается как: 1) владение компетенцией; 2) владение знаниями, которые позволяют судить о чем-либо. Л. Карпова различает широкое и узкое толкование этого понятия. В широком смысле компетентность квалифицируется как степень зрелости человека, допускающая определенный уровень психического развития личности (обученность и воспитанность) и позволяющая индивиду успешно функционировать в обществе. В узком смысле компетентность рассматривается как деятельностная характеристика, т.е. как степень включенности человека в деятельность, предполагающая ценностное отношение [10].
Итак, мы можем сделать вывод, что понятие «профессиональная компетентность» включает в себя знания и умения, навыки выполнения задания, личностные качества, комплекс знаний и профессиональных личностных качеств, единство теоретической и практической готовности к педагогической работы и т.п.
Исследования данного вопроса не исчерпывает обозначенную проблему. Мы считаем, что перспективным для дальнейших исследований является анализ формирования компетентностей и компетенций будущих учителей на занятиях педагогического цикла.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жовта 1рина. Реформування вищо! освгги i Болонський процес // Освгга Украши. - 2003. - № 92 (грудень). -С. 3.
2. Компетентшсний тдхщ у сучаснш освт: свгговий досввд та украшсьш перспективи: Бiблiотека з освггаьо! политики /Пвд заг. ред. О. В. Овчарук. - К.: «К.1.С.», 2004. - 112 с.
3. Коростелев А. А. Обеспечение готовности сту-
дентов к инновационной деятельности на основе формирования инновационно-ориентированной учебно-исследовательской среды / А. А. Коростелев // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. №2.
4. Левшвський М. В. Вщповвдальшсть у структур! компетентносп майбутнього вчителя // Вюник Житомирського державного педагопчного ушверситету.
- 2003. - №3. - С. 9-12.
5. Новый толковый словарь украинского языка в 4-х т. / Сост. В. Яременко, А. Слипушко. - М.: Аконит, 1998., 1347 с.
6. Овчарук О. Ключов1 компетентности £вропейське бачення // Управлшня освггою. - 2003. - С. 6-9.
7. Оржеховська В. М. Фактори ризику // Освгга. -2008р. - №6-7. - С. 4.
8. Овчарук О. В. Розвиток компетентшсного подходу: стратепчш ор1ентири м1жнародно! стльноти / Компетентшсний пвдхщ у сучаснш освт: свгтовий до-сввд та украшсьш перспективи: Б1блютека з освггаьо! полтики / Шд заг. ред. О. В. Овчарук. - К.: «К.1.С.», 2004. - С. 6-16.
9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры.
- М.: Азъ, 1993. - 955 с.
10. Словарь иностранных слов / Под ред. А. С. Мельничука. - 2-е издание, перераб. и доп. - К.: Главная редакция (УСЭ), 1985. - 966с.
11. Трубачева С. Е. Умови реал1зацп компетентшсного тдходу в навчальному процес // Компетентшсний
шдхвд в сучаснш освт: свгговий досв1д та украшсьш перспективи. - К.: К.1.С., 2004. - С. 53-59.
12. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. Хуторской // Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО. - Центр «Эйдос», 24.04.2002. - http//www.eidos.ru/ news/compet.htlm
13. Ярыгина Н. А. Формирование профессиональных компетенций студентов экономических специальностей посредством инновационных методов преподавания / Н. А. Ярыгина // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. №4.
14. Ярыгин О.Н. Структура интеллектуальной компетентности и её тестирование // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 2. С. 410-413.
15. Ярыгин А.Н., Ярыгин О.Н. Относительное ранжирование интеллектуальных компетентностей с помощью интерактивных парных сравнений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.
2011. № 2. С. 413-417.
16. Ярыгин О.Н., Роганов Е.С. Изучение системной динамики как инструмент формирования компетентности менеджера и исследователя // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 88-92.
17. Ярыгин О.Н., Рудаков С.С., Роганов Е.С. Системное мышление как необходимый компонент управленческой компетентности // Вектор науки ТГУ.
2012. № 4 (22). С. 448-453.
© 2013
SUMMARY OF SKILLS AND COMPETENCE OF TERMS
I.A. Dziubenko, graduate student
Uman State Pedagogical University named after Pavlo Tichina, Uman (Ukraine)
Annotation: The unity of article is about the influence of game classes on the formation of the life-needed competentions of students. In the article we considered the approaches to definition of such notions as «competentence», « competentency», and on their basis we motivated the necessity of decision of problem of competence of future labourtraining teachers by means of its realization in higher pedagogical educationals institutions and determined professional competentency and conditions which are necessary for its formation in conditions of informational society.
Keywords: competentency, competentent teaher, professional pedagogical competentency.
УДК 378.016:81
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
© 2013
О.А. Иващенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии,
философии и общественных наук Академия пожарной безопасности имени Героев Чернобыля, Черкассы (Украина)
Аннотация: В статье рассмотрен один из компонентов профессиональной подготовки специалистов Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины - иноязычный лингвистический компонент. Проанализированы направления международного сотрудничества службы, определено содержание иноязычного образования в высших учебных заведениях ГСЧС Украины.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, содержание образования, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям Украины.
Приоритетной задачей системы образования есть профессиональная подготовка квалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Решение этой задачи требует педагогически обоснованного содержания и технологий подготовки специалистов в различных отраслях, которые владели бы высоким уровнем знаний, умений и навыков и могли приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни.
Наша статья посвящена проблемам профессиональной подготовки будущих специалистов Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины. Рассмотрим один из компонентов профессиональной подготовки, а именно - иноязычный лингвистический компонент. Цель статьи - определение содержания иноязычного образования в высших учебных заведениях
Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины.
Одна из главных задач Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины - расширение международного сотрудничества, цель которого - обмен научно-технической информацией, решение проблем в области предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ликвидации чрезвычайных ситуаций, минимизации человеческих жертв и материального ущерба, проведении поисково-спасательных работ и оказании помощи пострадавшим. Перечислим основные направления международной деятельности службы: 1) сотрудничество с правительственными и неправительственными международными организациями, занимающимися вопросами в области