Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА РЫНКЕ ТРУДА'

КЛЮЧЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА РЫНКЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предприятие / рынок труда / стратегия / стратегия конкурентных преимуществ / конкурентное преимущество / этапы разработки стратегии / принципы формирования стратегии / enterprise / labor market / strategy / strategy of competitive advantages / competitive advantage / stages of strategy development / principles of strategy formation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобозева Елена Михайловна, Медведева Ирина Юрьевна

В данной статье рассмотрена роль стратегии достижения конкурентных преимуществ на рынке труда. Охарактеризованы концептуальные основы формирования стратегии конкурентных преимуществ. Выделены этапы разработки и внедрения стратегии достижения конкурентных преимуществ. Перечислены принципы разработки стратегии достижения конкурентных преимуществ на рынке труда. Сделан вывод о том, что применение стратегии конкурентных преимуществ на рынке труда позволит предприятию осуществлять эффективное функционирование в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY TOOLS FOR FORMING A STRATEGY TO ACHIEVE COMPETITIVE ADVANTAGES IN THE LABOR MARKET

This article examines the role of the strategy for achieving competitive advantages in the labor market within enterprises belonging to natural monopolies. The definition of competitive advantage and competitive strategy is given. The essence and basis of formation of a strategy of competitive advantages in the labor market are considered. The defining stages of development and implementation of a competitive advantage strategy are indicated. The features of the strategy of competitive advantages in the market of natural monopolies are characterized. The key principles for developing a strategy for achieving competitive advantages in the labor market are listed. As a conclusion, it was noted that for the effective functioning of an enterprise, an integrated approach to developing and implementing a strategy is necessary.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА РЫНКЕ ТРУДА»

УДК 339.137.2

Кобозева Елена Михайловна, к.экон.н., доцент (e-mail: alena.cobozeva@yandex.ruj Медведева Ирина Юрьевна, студент (e-mail: iraira0907@gmail.com)

Кубанский государственный технологический университет г.Краснодар, Россия

КЛЮЧЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВНА РЫНКЕ ТРУДА

Аннотация: В данной статье рассмотрена роль стратегии достижения конкурентных преимуществ на рынке труда. Охарактеризованы концептуальные основы формирования стратегии конкурентных преимуществ. Выделены этапы разработки и внедрения стратегии достижения конкурентных преимуществ. Перечислены принципы разработки стратегии достижения конкурентных преимуществ на рынке труда. Сделан вывод о том, что применение стратегии конкурентных преимуществ на рынке труда позволит предприятию осуществлять эффективное функционирование в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: предприятие, рынок труда, стратегия, стратегия конкурентных преимуществ, конкурентное преимущество, этапы разработки стратегии, принципы формирования стратегии.

В современных условиях развития рыночной экономики особую роль в успешном и эффективном функционировании предприятия играют вопросы формирования конкурентного потенциала, определения, создания и развития предпосылок для устойчивости конкурентных преимуществ, выбор правильной формы конкурентного поведения на рынке труда. Из-за постоянного ускорения темпов обновления знаний, а также ужесточения конкурентной борьбы на рынке труда как среди соискателей, так и среди предприятий, относящихся к субъектам трудового рынка, возникает необходимость в поддержании имеющихся и формировании новых конкурентных преимуществ. Для работников ключевыми факторами в данном случае являются развитие творческих навыков, постоянное повышение квалификации и актуализация своих профессиональных и личностных навыков. В свою очередь, предприятие как работодатель должно обладать технологическими, ресурсными, управленческими и культурными конкурентными преимуществами.

Рассмотрим понятие «конкурентное преимущество». Под конкурентным преимуществом принято понимать экономическую категорию, которая означает наличие у предприятия уникальных характеристик, выгодно отличающих его от других аналогичных субъектов на рынке [1].

Для успешного функционирования предприятия в условиях рыночной экономики необходимо формирование стратегии конкурентных преимуществ. Сущность стратегии достижения конкурентных преимуществ заключается в стремлении и возможности предприятия превзойти своих конкурентов в предоставлении покупателям товаров (услуг), создании конкурентного преимущества и, как следствие, занятии лидирующей позиции на рынке конкретной отрасли [2]. Основу данной стратегии составляет внутренняя деятельность предприятия, направленная на предоставление клиентам более высокой потребительской ценности, чем у конкурентов.

Основной целью формирования стратегии конкурентных преимуществ, направленная на рост или поддержание конкурентоспособности, чаще всего зависит от производственно-хозяйственных целей предприятия, а также от текущей рыночной позиции. Этим в дальнейшем определяется специфика разработки конкретных управленческих задач, приемов и методов. Задачи, задействованные в формировании конкурентной стратегии предприятия, предусматривают последовательное осуществление действий по развитию предприятия в направлении повышения его конкурентоспособности [3].

Для определения сущности стратегии достижения конкурентных преимуществ рассмотрим характеристики концептуальных основ формирования стратегии конкурентных преимуществ (рисунок 1) [3].

Предмет Содержание Характерн стнка

Основы возникновения конкурента ог о преимущества Нововведение Нововведение в широком смысле: в технике, е технологиях, е научной, производственной, коммерческой н управленческой областях, в рыночных характеристиках, в продукции и т.д.

Сфера возникновения конкурента ог о преимущества Любые виды деятельности е общей цепочке ценностей Все енды как внутренней деятельности и связей организации, так и внешней системы создания ценностей в условиях внешней конкурентной среды национальной экономики

Способ поддержания конкурентного преимущества Непрерывные повышения ранга конкурентного преимущества Улучшение как самого конкурентного преимущества, так и ето источников е направлении преимуществ более высокого уровня

Подход к развитию конкурента ого преимущества Глобализация сферы влияния Глобальный характер развития конкурентного преимущества н расширяющийся масштаб системы создания ценностей: стратегическая групп а-отрасль-наци он альн ая экой омнкд^ миров ой рынок

Рисунок 1 - Характеристики концептуальных основ формирования стратегии конкурентных преимуществ

Как видно из рисунка 1, способы поддержания конкурентного преимущества предприятия сводятся либо к росту конкурентоспособности, либо к поддержанию ее на существующем уровне. Реализация данных способов возможна с помощью нововведений, формирования различных видов деятельности в общей цепочке ценностей или глобализации сфер влияния.

Основная идея разработки стратегии достижения конкурентных преимуществ - это план действий, который позволит предприятию получить экономическую выгоду, укрепив свою конкурентную позицию [4]. В общем виде разработку и внедрение стратегии достижения конкурентных преимуществ можно представить в виде схемы (рисунок 2).

Рисунок 2 - Этапы разработки и внедрения стратегии достижения

конкурентных преимуществ

Представленная на рисунке 2 схема показывает, что разработка стратегии достижения конкурентных преимуществ базируется на миссии и стратегии предприятия, оценке прошлого опыта, последовательности выполняемых шагов или этапов и цикличности.

Сложность достижения конкурентных преимуществ может быть вызвана ограниченным количеством фирм на рынке труда.

Одним из направлений формирования стратегии достижения конкурентных преимуществ на рынке труда является ориентация на привлечение и удержание лучших специалистов. Монополия на таланты существует, когда работодатель может привлекать исключительно лучших людей, увлеченных растущим рынком [5]. Предприятия, зарекомендовавшие себя как наиболее привлекательные места для работы на данном рынке, могут построить монополию на таланты. Поэтому им необходимо сосредоточиться

на создании собственного бренда работодателя и его эффективной коммуникации для привлечения компетентных кандидатов.

Другим направлением стратегии является инвестирование в обучение и развитие сотрудников для повышения их навыков и знаний. Это может помочь предприятию улучшить свои производственные процессы, снизить затраты и повысить эффективность деятельности, что может привести к конкурентному преимуществу на рынке.

Разработка стратегии достижения конкурентных преимуществ на рынке труда также включает в себя несколько основных принципов (рисунок 3) [6].

Рисунок 3 - Принципы разработки стратегии достижения конкурентных

преимуществ на рынке труда

Рассмотрим каждый принцип, представленный на рисунке 3, более подробно.

1. Активная практика честности с сотрудниками. Сотрудники становятся конкурентным преимуществом предприятия, когда у них есть свобода действий, а это означает, что они делают больше, чем требуется. Работники создают ценность, когда выполняют задачу или берутся за проект. Дискреционные условия для них - это выбор, который сотрудники делают ежедневно, и он связан с организационным климатом и их отношениями со своим непосредственным руководителем. Поэтому крайне важно практиковать добросовестность и обеспечивать безопасность на рабочем месте.

2. Постоянное совершенствование стратегии. На рынке, ориентированном на кандидатов, сильный бренд работодателя поможет привлечь и удержать таланты, что делает инвестиции в достижение цели критически важными. Профессионалы ищут организации, которые могут предложить значимую работу вместо более традиционных мотиваторов, таких как оплата труда.

3. Применение стратегии обеспечения ресурсами. Предприятия должны принять стратегии обеспечения ресурсами, которые позволят им привлекать нужных сотрудников в свои рабочие группы и оставаться привлекательными для потенциальных соискателей. Понимание позиционирования организации, ее сильных и слабых сторон и целевой группы на рынке труда является ключом к разработке эффективных стратегий по привлечению большего количества талантов [7]. Например, аналитики рынка труда могут изучить такие аспекты, как базовая заработная плата, предлагаемая конкурентами, льготы при трудоустройстве, такие как гибкая работа, уровень дифференциации для различных должностей, качество рабочей среды, стратегии признания сотрудников, предоставляемые возможности личного и профессионального развития и гарантии занятости.

4. Регулярное проведение анализа рынка труда. Анализ рынка труда является основной частью сбора информации о рабочей силе. Он дает представление о спросе и предложении рабочей силы. Этот процесс включает в себя изучение существующих рынков труда для различных должностей и специальностей. Каждый отдел кадров должен провести анализ рынка труда, чтобы информировать и уточнять кадровые стратегии и политику предприятия. ИЯ-менеджеры проводят анализ рынка труда на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. К макроэкономическим показателям относятся производительность труда и уровень безработицы, а на микроэкономическом уровне исследуются индивидуальная заработная плата, отработанное время и другие показатели.

5. Создание динамичного внутреннего рынка труда. Создание внутреннего рынка труда требует от организаций разработки процессов, норм и инфраструктуры, которые облегчают мобильность сотрудников при переходе от их текущих ролей к другим существующим или вновь созданным ролям в организации. Чтобы достичь этого, лидеры по управлению талантами сосредоточивают внимание на трех ключевых инициативах: готовность сотрудников делать все возможное на работе, намерение сотрудников остаться на должности и внутренняя мобильность на предприятии.

В результате проведенного анализа разработки стратегии конкурентных преимуществ на рынке можно сделать вывод, что комплексное применение указанных принципов позволит предприятию эффективно регулировать производственно-хозяйственную деятельность, выявить наиболее сильных конкурентов на отраслевом рынке, а также сильные и слабые стороны предприятия, на основе которых будет выстраиваться актуальная маркетинговая политика предприятия.

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что потребность формирования стратегии конкурентных преимуществ на рынке труда вызвана ускорением темпов обновления знаний и ужесточением конкурентной борьбы в условиях нестабильности внешней среды. Для удовлетворения данной потребности предприятиям необходимо использовать комплексный подход при разработке и внедрении стратегии,

соблюдать основные принципы, ориентированные непосредственно на рынок труда, а также применять обширный методологический инструментарий.

Список литературы

1. Кобозева Е.М., Кутовая Н.В. Влияние факторов внешней среды на конкурентоспособность предприятия // Юность и знания - гарантия успеха -2020. Сборник научных трудов 7-й Международной молодежной научной конференции: в 3 томах. 2020. - С. 118-121.

2. Кобозева Е.М., Соболь А.В. Пути повышения конкурентоспособности промышленного предприятия // Экономика и предпринимательство. 2023. - № 2 (151). - С. 839-842.

3. Кобозева Е.М., Мануйлова Ю.И. Определение конкурентных преимуществ предприятий // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. Сборник научных статей 9-ой Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. 2019. -С. 291-294.

4. Попов С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2023. - 464 с.

5. Кобозева Е.М., Ванеева Д.В. Стратегическое управление человеческими ресурсами в корпорации // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы. Сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2020. - С. 294-297.

6. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: Новости, 2020. - 261 с.

7. Прохорова В.В., Кобозева Е.М., Схаплок Р.Б. Основы проектного менеджмента: учеб. пособие. - Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2022. - 180 с.

Kobozeva Elena Mikhailovna, Candidate of Economics, Associate Professor (e-mail: alena.cobozeva@yandex.ru) Medvedeva Irina Urievna, student (e-mail: iraira0907@gmail.com)

Kuban State Technological University Krasnodar, Russia KEY TOOLS FOR FORMING A STRATEGY TO ACHIEVE COMPETITIVE ADVANTAGES IN THE LABOR MARKET

Abstract. This article examines the role of the strategy for achieving competitive advantages in the labor market within enterprises belonging to natural monopolies. The definition of competitive advantage and competitive strategy is given. The essence and basis of formation of a strategy of competitive advantages in the labor market are considered. The defining stages of development and implementation of a competitive advantage strategy are indicated. The features of the strategy of competitive advantages in the market of natural monopolies are characterized. The key principles for developing a strategy for achieving com-

petitive advantages in the labor market are listed. As a conclusion, it was noted that for the effective functioning of an enterprise, an integrated approach to developing and implementing a strategy is necessary.

Keywords: enterprise, labor market, strategy, strategy of competitive advantages, competitive advantage, stages of strategy development, principles of strategy formation.

УДК 339.137.2

DOI 10.47581/2023/IE-06/Kotelnikova-01 Котельникова Надежда Владимировна, к.э.н., доцент

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Высшая школа технологии и энергетики г.Санкт-Петербург, Россия

К ВОПРОСУ О МАНИПУЛИРОВАНИИ ДАННЫМИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ

В статье рассмотрены основные риски для различных групп стейкхол-деров, которые возникают при манипуляциях данными финансовой отчётности. Проанализированы причины, положительные и отрицательные последствия манипулирования показателями финансовой отчётности. Представлены типы манипулирования данными финансовой отчётности, их характеристики и способы выявления. Сформирован чек-лист, который может быть использован стейкхолдерами для выявления искажений данных финансовой отчётности. Информация, представленная в статье, позволит заинтересованным сторонам более эффективно анализировать финансовую информацию и защищать свои интересы.

Ключевые слова: стейкхолдеры, финансовые махинации, искажение данных отчётности

"Манипулирование данными финансовой отчётности - это тень, которая всегда преследует свет финансового мира."

Вступление. В современном мире, где ситуация на финансовых рынках становится все более сложной и непредсказуемой, тема манипулирования данными финансовой отчётности остаётся крайне актуальной и важной. Честная и точная финансовая отчётность является фундаментом доверия инвесторов, кредиторов и общества к бизнесу и финансовым рынкам в целом. Манипуляции данными финансовой отчётности могут привести к серьёзным последствиям, таким как убытки для инвесторов, правонарушения и ущерб репутации компаний.

Цели статьи: систематизация и анализ причин, типов и способов манипулирования данными финансовой отчётности исходя из интересов заинтересованных сторон в деятельности бизнеса; составление чек-листа, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.