Научная статья на тему 'Направления совершенствования конкурентоспособности и достижения конкурентных преимуществ предприятия'

Направления совершенствования конкурентоспособности и достижения конкурентных преимуществ предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ИСТОЧНИКИ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА / УДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Ю.А., Егоренко А.О.

В статье определяются конкурентные преимущества предприятия. Рассматриваются создание и условия формирования основных конкурентных преимуществ. Определяется стратегия конкурентных преимуществ. В заключении формулируются основные направления совершенствования конкурентных преимуществ предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS AND ACHIEVING COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE COMPANY

The article defines the competitive advantages of the enterprise. Discusses the creation and formation conditions of the main competitive advantages. Defines the strategy of competitive advantages. In conclusion, the main directions of improvement of the competitive advantages of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования конкурентоспособности и достижения конкурентных преимуществ предприятия»

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

DIRECTIONS OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS AND ACHIEVING COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE COMPANY

Ю.А. РОМАНОВА, докт. экон. наук, профессор

А.О. ЕГОРЕНКО, канд. экон. наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве РФ

Y.A. ROMANOVA, Doctor of Economics, professor

A.O. EGORENKO, Ph.D. (Economics), associate professor,

Financial University under the Government of the Russian Federation»

Аннотация

В статье определяются конкурентные преимущества предприятия. Рассматриваются создание и условия формирования основных конкурентных преимуществ. Определяется стратегия конкурентных преимуществ. В заключении формулируются основные направления совершенствования конкурентных преимуществ предприятия.

Abstract

The article defines the competitive advantages of the enterprise. Discusses the creation and formation conditions of the main competitive advantages. Defines the strategy of competitive advantages. In conclusion, the main directions of improvement of the competitive advantages of the enterprise.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, конкурентные возможности, конкурентная стратегия, источники конкурентного преимущества, удержание конкурентных преимуществ.

Keywords: œmpetitiveness, competitive advantage, competitive opportunities, competitive strategy, sources of competitive advantage, retaining competitive advantage.

Конкурентное преимущество субъекта (объекта) - эксклюзивная ценность, которой он обладает. Конкурентные возможности покупателей

возникают по причине влияния со стороны покупателей (таких как предприятия-потребители инвестиционных проектов и торгово-посреднические предприятия или физические лица. Они и являются конечными покупателями потребительских продуктов) на предприятия-производителей. И очень часто они стремятся углубить дифференциацию товаров и услуг с целью завоевать новые сегменты рынка и сократить свою зависимость от крупных покупателей.

Эффективным средством для укрепления позиций фирм-производителей является формирование и применение стратегии по расширению сферы деятельности предприятий с учетом приобретения торгово-посреднических предприятий или усиления контроля над структурами, которые находятся между предприятиями и конечными потребителями их продукции, или системой сбыта.

Конкурентные возможности предприятия, которые производят товары-заменители, зависит от отношения цен на оригинальные товары и товары-заменители и отличительных характеристик качества. Воздействие конкуренции со стороны товаров-заменителей сказывается на улучшение качества производимых товаров, поддержание цен на оптимальном уровне на оригинальные товары, а также придание этим товарам уникальных свойств, затрудняющих переход к приобретению товаров-заменителей. Сегодня в России сильная угроза со стороны товаров-заменителей вызвана ввозом импортных товаров, их производство отечественными производителями еще не освоено, например, отдельных видов продовольствия, фармацевтических товаров, промышленного оборудования, бытовой и видеотехники.

Сила конкуренции между предприятиями, которые производят аналогичную продукцию и услуги, является основным качественным показателем конкуренции, именно в наиболее концентрированном виде выявляются победы и проигрыши предприятия в обеспечении

дополнительных конкурентных преимуществ. Конкуренция имеет наиболее прогрессивный и плодотворный результат в случае, когда на рынке уже сложилась конкурентная среда, именно в этих условиях конкурентная борьба приводит к выпуску производителями новых видов товаров, расширению ассортимента оказываемых услуг и внедрению новых прогрессивных технологий и техники.

Конкуренция принимает ярко выраженный наступательный, даже агрессивный характер особенно в случаях появления новых видов товаров, которые являются причиной формирования новых сегментов рынка, их проникновение на рынок прогнозирует новые возможности получения высокой прибыли. При таких условиях крупные предприятия стремятся расширить свои возможности и долю на рынке, часто действуют агрессивно, поглощая мелкие. Сегодня в России подобный конкурентный характер приобретает только в некоторых немногочисленных отраслях экономики, которые уже смогли выйти из кризиса и ориентируются на реальный платежеспособный спрос. Именно поэтому конкурентная борьба принимает агрессивный характер. Кроме того, конкурентная борьба характеризуется наиболее ожесточенными и драматическими особенностями в «депрессивных» отраслях с высокими выходными барьерами. Это значит, что затраты на выход с рынка (выплату компенсации увольняемому персоналу, консервацию производства и т.п.) превышают расходы, которые связаны с продолжением проведения конкурентной борьбы. Оказавшиеся в сложном финансовом положении предприятия вынуждены проводить оборонительную стратегию, пытаясь удержаться на плаву, сохранить свои позиции на рынке даже в условиях низкой и постоянно снижающейся рентабельности, а также отсутствия доходов на капитал. Такая же ситуация присуща многим отраслям Российской экономики в современных условиях [1].

Все основные пути укрепления конкурентных позиций предприятий находят отражение при разработке ими долгосрочной стратегии. Долгосрочные стратегии в современных экономических условиях имеют свои особенности в сравнении со стратегиями предприятий, которые функционируют в условиях развитой рыночной экономики.

Конкурентная стратегия представляет собой стремление компании занять определенную конкурентную позицию на отраслевом рынке. Конкурентная стратегия предприятия направлена на формирование и укрепление устойчивой и выгодной позиции, которая позволяет предприятию противостоять напору тех сил, которые могут определять конкурентную борьбу в отрасли.

Конкурентная стратегия определяет и то, как предприятие может конкурировать в конкретной отрасли, а также предполагает согласованную деятельность различных направлений деятельности предприятия, благодаря которой все предпринимаемые усилия служат поступательному укреплению потенциальных преимуществ предприятия на рынке. Кроме того, конкурентная стратегия предполагает различные направления для получения конкурентных преимуществ, складывающиеся из определенного набора конкурентных преимуществ и масштаба стратегических задач. Конкурентные стратегии лидерства по дифференциации и минимизации издержек зачастую ориентированы на выявление конкурентного преимущества в масштабах широкого спектра различных сегментов отрасли, в то время как стратегия фокусирования предполагает выявление конкурентных преимуществ в отношении издержек или дифференциации в узких сегментах отрасли. Те четкие и конкретные действия, требующие предпринять для реализации каждой конкурентной стратегии, меняются в зависимости от вида индустрии, различными будут и возможности реализации той или иной общей конкурентной стратегии в конкретной отрасли. Сложно выбрать общую

стратегию, и еще сложнее реализовать ее на практике, тем не менее, имеются логически «выстраиваемые» методы для получения конкурентных преимуществ, и такие методы можно пробовать внедрять в любой индустрии.

Общие стратегии ориентированы на получение определенных конкурентных преимуществ. Чтобы добиться этих конкурентных преимуществ, предприятие должно принять решение - какого именно вида конкурентные преимущества ему необходимы и в каком масштабе предприятие будет достигать этих конкурентных преимуществ. Быть «всем для всех» нельзя - это конкурентная стратегия средней и малоэффективной деятельности предприятия; зачастую может означать, что у предприятия отсутствуют в принципе конкурентные преимущества.

Стратегия лидерства в минимизации издержек зачастую требует признания того, чтобы предприятие оставалось единственным лидером. Эта стратегия лидерства чаще всего основывается на приоритетном праве обладания определенным конкурентным преимуществом.

Другой из наиболее общих конкурентных стратегий является стратегия дифференциации, т.е. предприятие пытается захватить уникальное положение в той или иной индустриальной отрасли, придавая производимому товару такие конкурентные характеристики, которые смогут по достоинству оценены, большим числом потребителей. Предприятие в основу дифференциации закладывает такие атрибуты продукта, которые смогли бы отличить его от товара предприятия-конкурента.

Третья общая стратегия конкуренции - стратегия фокусирования, основанная на выборе более узкой сферы конкуренции в рамках одной отрасли. Предприятие, применяющее стратегию фокусирования, определяет конкретный сегмент или группу сегментов конкретной отрасли и развивает свою деятельность по обслуживанию исключительно данного

сегмента или группы сегментов. Стратегия фокусирования развивается в двух направлениях: фокусирование на издержках (т.е. преимущество за счет низких затрат) и фокусирование на дифференциации в своем целевом сегменте.

Компания, безуспешно пытающаяся реализовать одновременно все три стратегии, обязательно окажется «застрявшей» посередине между лидерами и отстающими. Даже если такое предприятие удачным образом сформирует прибыльный товар или широкую группу покупателей, то конкуренты, которые имеют конкурентные преимущества и знают приемы и способы, которые смогут удержать эти преимущества. К таким предприятиям можно даже отнести вполне успешные и крупные предприятия: те предприятия, которые с целью роста или имиджа предприятия в ходе реализации конкретной, одной из выбранных общих конкурентных стратегий приняли решение пойти на компромиссы.

Существует ряд направлений по достижению конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются: лидерство в издержках (себестоимости продукции); дифференциация продукции; фокусирование (концентрация); ранний выход на рынок (стратегия первопроходца).

Инновационные предприятия должны иметь

высококвалифицированный персонал, достаточные финансовые возможности для создания и выведения товаров-новинок на рынок. Подобная стратегия присуща как крупным предприятиям, так и небольшим венчурным фирмам. Конкурентное преимущество раннего выхода на рынок может быть связано не только с новой технологией или продукцией, но и с приемами и методами сбытовой политики и маркетинга [2].

Главными факторами обеспечения конкурентоспособности организации является конкурентоспособность продукции, а такие факторы

как совершенствование взаимосвязей с факторами внешней среды, совершенствование качества управления, внедрение маркетинговых стратегий, формирование и совершенствование инновационной деятельности на предприятии - это факторы, способствующие обеспечению повышению конкурентоспособности товаров и услуг.

Библиографический список

1. Иващенко С.А., Федько В.П. К вопросу формирования комплексной маркетинговой стратегии вуза и повышения его рейтинга в общественном сознании на рынке образовательных услуг региона. //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - №2 (50).

2. Гладкова М.В. Маркетинговые инструменты обеспечения качества услуг вуза. //Креативная экономика. - 2011. - № 9 (57). - С. 53-57.

Контактная информация

8 (964)-508-28-86

annaegorenko@yandex.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ

ОРИЕНТАЦИИ

RUSSIAN MARKETING SYSTEM ENHANCEMENT ON THE BASIS OF MARKET ORIENTATION CONSTRUCT

Н.С. ПЕРЕКАЛИНА, докт. экон. наук, профессор, зав. кафедрой МАТИ

С.П. КАЗАКОВ, канд. экон. наук, доцент НИУ ВШЭ

N.S. PEREKALINA, Doctor of Economics, head of department MATI

S.P. KAZAKOV, Ph.D. (Economics), ass. professor NRU HSE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.