Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

КЛЮЧЕВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экономический рост / технологический суверенитет / уровень потребительской активности / инвестиционный потенциал экономики / человеческий капитал / Economic growth / technological sovereignty / level of consumer activity / investment potential of the economy / human capital

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майкова Светлана Эдуардовна, Егина Наталья Алексеевна

В статье рассмотрены основные причины низкого потенциала экономического роста России в современных условиях, среди которых ограниченность бюджетных расходов по причине сокращения экспортных доходов, несоответствие человеческого капитала задачам экономического роста и дефицит инвестиционного потенциала. Идентифицированы ключевые детерминанты долгосрочной экономической политики, направленной на обеспечение экономического роста. Их оценка позволила определить основные факторы риска, степень влияния на экономический рост и возможности их нейтрализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Майкова Светлана Эдуардовна, Егина Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC DETERMINANTS OF LONG-TERM ECONOMIC POLICY AND ECONOMIC GROWTH

The article considers the main reasons for the low potential of Russia’s economic growth. The reasons are: the limited budgetary spending as a result of the reduction in export revenues. Mismatch of human capital with the objectives of economic growth and lack of investment potential. The key determinants of a long-term economic policy aimed at ensuring economic growth are identified. Their assessment made it possible to determine the main risk factors, the degree of influence on economic growth and the possibility of their neutralization.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

DOI: 10.38197/2072-2060-2023-242-4-159-177

ключевые

детерминанты

долгосрочной

экономической

политики

и экономического

роста

basic determinants of long-term economic policy and economic growth

МАЙКОВА СВЕТЛАНА ЭДУАРДОВНА

Заведующая кафедрой теоретической экономики и экономической безопасности Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, к.э.н., доцент

SVETLANA E. MAYKOVA

Head of the Department of Theoretical Economics and Economic Security, Ogarev Mordovia State University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

л

ЕГИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

Доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, к.э.н., доцент

NATALIA A. YEGINA

Associate Professor, Department of Theoretical Economics and Economic Security, Ogarev Mordovia State University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основные причины низкого потенциала экономического роста России в современных условиях, среди которых ограниченность бюджетных расходов по причине сокращения экспортных доходов, несоответствие человеческого капитала задачам экономического роста и дефицит инвестиционного потенциала. Идентифицированы ключевые детерминанты долгосрочной экономической политики, направленной на обеспечение экономического роста. Их оценка позволила определить основные факторы риска, степень влияния на экономический рост и возможности их нейтрализации.

The article considers the main reasons for the Low potential of Russia's economic growth. The reasons are: the limited budgetary spending as a result of the reduction in export revenues. Mismatch of human capital with the objectives of economic growth and lack of investment potential. The key determinants of a long-term economic policy aimed at ensuring economic growth are identified. Their assessment made it possible to determine the main risk factors, the degree of influence on economic growth and the possibility of their neutralization.

ABSTRACT

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экономический рост, технологический суверенитет, уровень потребительской активности, инвестиционный потенциал экономики, человеческий капитал. KEYWORDS

Economic growth, technological sovereignty, Level of consumer activity, investment potential of the economy, human capital.

Потенциал роста российской экономики в долгосрочном периоде до 2035 г. имеет ограничение не более 1-1,5% в ежегодном исчислении. Детерминанты обеспечения значительных темпов экономического роста в предыдущих периодах, исчерпаны. Вместе с тем применяемые в настоящее время, мероприятия по стимулированию количественного увеличения и качественного совершенствования общественного продукта в рамках бюджетной, денежно-кредитной и курсовой политики имеют краткосрочный эффект [1]. Для изменения сложившейся тенденции необходимо задействовать потенциал развития на внутреннем рынке и обеспечить приток инвестиций в критические отрасли, к которым можно отнести сельское хозяйство, авиа- и машиностроение, электронику и энергетику, строительство жилья.

Высокие темпы развития экономики в 1999-2008 гг. опирались на значительный рост инвестиций, источником которых в большей части выступали быстро растущие экспортные доходы. Такие инвестиции позволяли создавать спрос в условиях укрепляющегося рубля. Кризис 2008-2009 гг. привел к снижению темпов роста российской экономики, что было связано со стагнацией доходов от внешнеэкономической деятельности и сокращением возможностей стимулирования эффективного спроса по причине ослабления рубля.

162

В настоящее время динамика сокращения поставок углеводородов при умеренно благоприятной ценовой конъюнктуре приведет к тому, что среднегодовые темпы роста экспорта в 2024-2035 гг. могут снизиться до 2% (2,5% в 20122021 гг.). Такой прогноз базируется на результатах исследований ИНП РАН [1]. Поддержание такой динамики будет возможно за счет неэнергетического экспорта, и позволит создать условия для обеспечения в 2024-2035 гг. среднегодового темпа роста инвестиций на 1,5%. Однако этого будет недостаточно для ускорения темпов роста экономики и преодоления барьера в 1,5% увеличения ВВП в годовом выражении.

В качестве базовых причин невысокого потенциала экономического роста в современных условиях можно выделить следующие. Прежде всего это ограничение бюджетных расходов, связанное с сокращением доходов от экспорта, исчерпание резервов по увеличению численности занятых в экономике, что обусловлено в том числе и демографической ямой, а также недостаточность объемов инвестиций в основной капитал [1]. Кроме того, к факторам риска, влияющим на экономический рост, можно отнести снижение и так невысокого уровня производительности труда.

Ключевыми детерминантами долгосрочной экономической политики и обеспечения экономического роста будут являться спрос и потребительская активность населения, технологии, кадры и инвестиции. Эффективное использование перечисленных «точек роста» зависит прежде всего от качественного, сбалансированного отраслевого и межотраслевого планирования, а также возможности промышленности получать на развитие долгосрочные кредиты по относительно низкой стоимости.

По позитивному прогнозу от Министерства экономического развития ВВП нашей страны в 2023 г. вырастет на 1,2%. В сравнении с динамикой предыдущих периодов темп невысокий, однако это лучше изначально заявленного падения. Важным является определение возможных источников такого позитивного прогноза в условиях санкций, сокращения экспортных доходов и сворачивания активности иностранного бизнеса на территории России. По данным министерства экономического развития главным фактором экономического роста будет потребление, увеличение которого прогнозируется в 2023 г. Основой обеспечения роста потребления будет самый большой (за последние пять лет) рост уровня заработных плат в номинальном выражении. Минэкономики также прогнозирует увеличение реальных доходов населения: на 3,4% - в 2023 г., на 2,6% - в 2024-2025 гг. и на 2,7% — в 2026 г. Кроме заработной платы и расширения потребительского спроса факторами роста станут адресная помощь семьям с детьми, индексация минимального размера оплаты труда, прожиточного минимума, пенсий, социальных пособий и льгот [2]. Реализация данного сценария опирается на запущенную программу индексации заработной платы работников, занятых в бюджетной сфере, улучшение текущих финансовых показателей компаний реального сектора по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. Однако есть значительные риски, что такая основа экономического роста спровоцирует рост инфляции. Предотвратить это может «сильный» внутренний спрос и увеличение предложения.

Однако в настоящее время уровень потребительской активности населения по-прежнему невысокий. По результатам регулярных обследований, режим экономии актуален для 70-80% жителей крупных городов и мегаполисов [3].

164

Постепенно формируются условия для осторожного потребительского оптимизма, но мотив предосторожности остается ведущим и режим сбережения денег рассматривается как способ преодоления негативных последствий, которые возможны в будущем.

При этом большинство респондентов таких исследований склонно полагать, что резкого роста цен все-таки не будет, хотя и жители мегаполисов, в своем большинстве уверены, что ослабление рубля обязательно скажется на их потребительских возможностях, очевидно, в сторону ухудшения. На фокус-группах примерно треть респондентов указывают, что они вынуждены отказываться не только от покупок бытовой техники, но и товаров длительного пользования (например, одежды): согласно данным социологов в малых и средних городах страны и сельской местности доля таких респондентов значительно выше. Параметр «экономия на еде или товарах первой необходимости» — так или иначе касается примерно 30-40%. По данным исследований ВШЭ 17% регулярно испытывают нехватку средств на питание, одежду или обувь, а 25% тратят на продукты две трети доходов семьи или более. Еще около 20% респондентов отмечает, что им хватает на все, но «лишних» средств не остается и возможностей для накоплений нет. Показательно также то, что уровень закредитованности по данным исследования фокус-групп стоит рассматривать как высокий [3]. Все это свидетельствует о том, что в обществе экономический запас прочности находится на довольно низком уровне.

Обеспечение экономического роста и высокого уровня конкурентоспособности отечественной экономики во многом зависит от экономического и технического лидерства. Если рассмотреть отрасли, в которых осуществляли свою

деятельность компании лидеры в конце прошлого столетия, то к ним в первую очередь относились добывающие нефтегазовые компании, предприятия-производители потребительских товаров, организации оказывающие банковские и страховые услуги. В настоящее время лидерами являются прежде всего технологические компании. [4] Наиболее вероятным сценарием технологического развития по мнению специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития Д. Пескова являются перезагрузка глобальных технологических рынков, национализация техстандартов, релокализа-ция производства критических товаров [5]. Соответственно, обеспечение технологического суверенитета является частью данного сценария.

Технологический суверенитет — задача, которая приобрела особую актуальность еще в марте 2022 г. Концепция его достижения заключается в перестройке самой логики взаимодействия научной и производственной составляющей российской экономики. Ключевой задачей данной концепции является превращение процесса по развитию технологий в устойчивый фактор роста экономики (отказ от экспортно-сырьевой модели ресурсоемкой экономики, обеспечивающей экстенсивный экономический рост [6]) и социальной сферы, а также обеспечение стабильного функционирования производственных систем. Постановлением Правительства от 15 апреля 2023 г. № 603 определены приоритетные направления проектов, реализация которых будет способствовать решению этой задачи, а также позволит провести структурную адаптацию экономики к современным реалиям [7].

Кроме того, важно отметить, что фундаментом обеспечения технологического суверенитета сегодня должны стать

и обновление материальной базы производства, и изменение структуры экономики с сокращением удельного веса сырьевых отраслей и увеличением доли машиностроения, станкостроения, авиационной промышленности, электроники и энергетики, и самое главное — увеличение доли в экономике отраслей, являющихся катализатором экономического развития. Прежде всего, к ним следует отнести наукоемкие и высокотехнологичные отрасли инновационной модели развития России. Инновационное развитие отраслей и внедрение высоких технологий требует проведения больших затрат на исследования и разработки (рис. 1).

2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020

■ Россия ■ Европа В США Н Китай

Рис. 1. Динамика внутренних затрат на НИОКР, % к ВВП за 2000-2020 гг. [8]

По состоянию на 2021 г., страны-участницы Европейского союза тратили на исследования и разработки около 306 млрд евро или 1,71% от ВВП против 1,23% уровня 2000 г. Высокая заинтересованность в научных исследованиях обуслов-

лена, преимущественно, частным сектором — 66% и лишь 11% — государственным. Средний уровень затрат на исследования и разработки за 2000-2020 гг. Соединенных Штатов Америки составляет 2,89% или 580,2 млрд долларов что, безусловно, выше уровня рассматриваемых стран в целом. Значительные инвестиции в НИОКР осуществляют, в основном, транснациональные компании (Microsoft, Intel, Apple, Johnson & Johnson), что является особенностью финансирования инновационного развития США. Наблюдается ежегодное увеличение расходов на НИОКР Китаем, значения которых к 2020 г. достигли 2,4% (574,4 млрд долл.). Бюджетное финансирование НИОКР в России достигло к 2020 г. 1,09%, что лишь на 0,04% выше уровня 2000 г. Крайне малые значения обусловлены низкой заинтересованностью частного предпринимательства в осуществлении инвестиций в исследования и разработки — это примерно 40%, несмотря на возможность налоговой оптимизации компаниям, осуществляющим данный вид финансирования.

В краткосрочном периоде особенно важно устранение зависимости от импорта в критически важных областях, обеспечивающих национальную безопасность и жизнедеятельность общества [9]. Для этого крайне важно ускоренными темпами обеспечить высокую степень независимости при создании технологий и инженерных решений производства критически значимой продукции [10]. Очень важной задачей обеспечения технологического суверенитета является подготовка квалифицированных кадров и возрождение отечественной инженерной школы.

Безусловно, необходимым условием обеспечения экономического роста сегодня является формирование человеческого капитала с новым набором компетенций,

168

соответствующих инновационному развитию критически важных отраслей и обеспечению технологического суверенитета. В настоящее время можно идентифицировать несоответствие структуры человеческого капитала задачам экономического роста. Оно проявляется как в количественном, так и в качественном аспектах, которые являются и взаимосвязанными, и взаимообусловленными. Первый из них находит выражение в дефиците рабочей силы.

В долгосрочной перспективе уменьшение численности населения страны — самый серьезный вызов суверенитету и территориальной целостности. Ситуация в области демографии в настоящее время достаточно тяжелая: ключевой показатель — суммарный коэффициент рождаемости колеблется в пределах 1,66-1,7 [11], что означает необратимую, по критериям традиционной демографии, утрату населения и национальной идентичности. Такая ситуация стала следствием целого комплекса причин — разрушительных реформ 90-х, утраты социального оптимизма и нарастающих кризисно-идеологических тенденций, трансформация региональной и сельской медицины, общедоступного образования, разрушение существовавшей идеологической платформы и радикальная смена ценностных приоритетов.

Механизм решения данной проблемы получил воплощение в национальном проекте «Демография» и национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей». В качестве основных результатов сегодня можно отметить построение системы господдержки семей с детьми; переход на качественно новый уровень здравоохранения материнства и детства; реализация проекта по повышению рождаемости; повышение доступности ипотеки для семей с детьми; восстановление системы первичного звена в здравоохранении

и другие системные меры. Всего на эти цели только в 2023 г. выделено свыше 1,7 трлн руб. бюджетных средств. Главным индикатором такой работы стало существенное сокращение темпов падения народонаселения (оценочно на 5,3%).

Таблица

Динамика демографических показателей в России, 2000-2022 гг. [12]

Годы Численность населения На 1000 чел. населения

всего, млн чел. трудоспособное население, млн чел. рождаемость смертность естественный прирост

2000 146,8 84,5 8,7 15,3 -6,6

2005 143,4 86,9 10,2 16,1 -5,9

2010 142,8 87,8 12,5 14,2 -1,7

2015 146,5 84,2 13,3 13,0 0,3

2016 146,8 83,2 12,9 12,9 -0,01

2017 146,8 82,2 11,5 12,4 -0,9

2018 146,7 81,3 10,9 12,5 -1,6

2019 146,7 82,6 10,1 12,3 -2,2

2020 146,1 81,8 9,8 14,6 -4,8

2021 146,1 83,2 9,6 16,7 -7,1

2022 145,5 - 8,9 12,9 -4,0

Демографическая ситуация в России похожа на ту, что сложилась в других развитых странах, прошедших стадию демографического перехода, когда рождаемость стала относительно невысокой, а продолжительность жизни увеличилась. Из-за преобладания возрастных категорий населения нагрузка на трудоспособных граждан будет ожидаемо возрастать. Компенсировать возникающий в такой ситуации дефицит за счет внутренних резервов практически невозможно, особенно с учетом незначительных темпов повыше-

170

ния производительности труда в экономике. Такая ситуация объективно диктует необходимость привлечения внешних трудовых ресурсов за счет роста трудовой миграции.

Безусловно, положительный прирост трудовых ресурсов за счет миграции имеет положительный эффект, когда обеспечивается приток высокообразованных и высококвалифицированных кадров, приносящих в силу большей производительности существенный вклад в валовой внутренний продукт страны. Однако в современной ситуации российские предприятия привлекают, как правило, низкоквалифицированную рабочую силу, занимающую ниши в строительстве, торговле, других секторах экономики с относительно невысоким уровнем оплаты труда.

С учетом существующей динамики численности коренного населения страны, для сохранения численности на уровне 146 млн чел. по данным исследований о замещающей миграции Института демографии имени А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ, необходимо привлекать от 0,39 до 1,1 млн мигрантов каждый год до конца столетия. Уточняется, что при условии отсутствия мигрантов к 2100 г. население России сократится до 67,4 млн человек [13]. Однако, возникают значительные риски при реализации такой миграционной политики, в частности компенсируя убыль населения мигрантами запускаются трудно предсказуемые социально-демографические процессы.

Проблема дефицита работников (по состоянию на 01.02.2023 — 2,2 млн чел., в том числе дефицит рабочих кадров — около 60%) уже сегодня оказывает негативное влияние на обеспечение устойчивого экономического роста. Ее решение требуется в короткие сроки, особенно в сфере среднего профессионального образования [14].

Качественный аспект проблемы несоответствия человеческого капитала задачам экономического роста проявляется как несоответствие сформированных профессиональных компетенций, функциональных навыков и умений решать сложные профессиональные задачи требованиям современных высокотехнологичных производств. Решение этой задачи прежде всего затрагивает сферу образования. В этой связи образовательные организации высшего и среднего профессионального образования должны стать не только генераторами и трансляторами передовых знаний, но и обеспечивать воспроизводство необходимых компетенций, использовать интеллектуальную собственность как ликвидный актив, формировать команды разработчиков [5].

Кроме того, выполнение этих задач невозможно без современной методологии и инструментария управления человеческим капиталом, а также применения эффективных в данной экономической ситуации методах мотивации, стимулирования, обучения, и опережающего развития персонала.

В настоящее время, в условиях обеспечения технологического суверенитета, модернизации и развития критически важных отраслей, модель экономического развития становится проект-но-ориентированной. Тем не менее реализация такой модели сталкивается с проблемой дефицита инвестиций (рис. 2).

В настоящее время наблюдается дефицит инвестиций в основной капитал порядка 33 трлн руб. Сегодня на такой вид инвестиций приходится примерно 17% ВВП вместо запланированных 25% [16].

В текущий период Министерство экономического развития уже реализует комплекс мер поддержки инвестиционной активности, в частности соглашения о поощрении капиталовложений, инвестиционной таможенной

л

140

117,4

120

100

80 60 40 20 0

2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал в Российской Федерации, % [15]

льготе и Фабрике проектного финансирования [17]. Применение такого стимулирующего инструмента основано на применении сниженных коэффициентов риска при финансировании кредитными организациями проектов, направленных на обеспечение технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. В основном данный механизм призван упростить процесс привлечения кредитных средств по приемлемым ставкам для реализации таких проектов в долгосрочной перспективе. Особое внимание должно быть уделено снижению барьеров и расширению доступности кредитных ресурсов, прежде всего за счет цифровизации процессов их получения на основе использования имеющихся у регуляторных органов данных, использование венчурного капитала,

Инвестиции, % к предыдущему году Linear (Инвестиции, % к предыдущему году)

реализация государственных программ совместного финансирования.

Использование принципов целевого проектного финансирования для генерации новых производств должно обеспечить соблюдение важнейшего на современном этапе развития условия, когда дополнительные деньги поступают в экономику строго через инвестиции. В этом случае будет обеспечиваться в первую очередь создание новой добавленной стоимости и обеспечение эмитированных денег, что будет способствовать сдерживанию инфляционных процессов.

Таким образом, следует акцентировать внимание на необходимости комплексного решения вопросов, связанных с обеспечением экономического роста российской экономики в условиях внешнего санкционного давления и сложной геополитической ситуации. Прежде всего необходимо обеспечить формирование комплекса взаимосвязанных мероприятий стратегического характера с учетом ключевых детерминант долгосрочной экономической политики, направленной на обеспечение экономического роста.

Библиографический список

1. Гусев М.С. Стратегия экономического развития России — 2035: пути преодоления долгосрочной стагнации // Проблемы прогнозирования. 2023. № 2 (197). С. 18-29. DOI: 10.47711/0868-6351-197-18-29.

2. Реальным зарплатам обещан нереальный рост. [Электронный ресурс] — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5939178 (дата обращения: 18.04.2023).

3. Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения / Под ред. В.В. Радаева / Научные доклады факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Вып. 1 (1) 2023.

174

4. Якименко О.А. Технологический суверенитет как ключ к устойчивому развитию России в XXI веке. [Электронный ресурс] — URL: https://roscongress.org/materials/tekhnologicheskiy-suverenitet-kak-klyuch-k-ustoychivomu-razvitiyu-rossii-v-xxi-veke (дата обращения: 19.04.2023).

5. Песков Д. Почему для России важен технологический суверенитет. [Электронный ресурс] — URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/0 6/10/62a0e95b9a79472d8b713207 (дата обращения: 19.04.2023).

6. Майкова С.Э. Государственные и рыночные механизмы поддержки эко-инвестирования: опыт зарубежных стран // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы». 2021. № 2. — URL: https://resources.today/ PDF/03EC0R221.pdf, свободный. DOI: 10.15862/03EC0R221.

7. Правительство определило приоритетные направления проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики России. [Электронный ресурс] — URL: http://government.ru/ docs/48272/ (дата обращения: 19.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Россия и страны мира. 2022: Стат. сб./ Росстат. М., 2022. 400 с.

9. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет: основные направления политики по его достижению в современной России // Вопросы инновационной экономики. 2022. Том 12. № 4. С. 21932212. DOI: 10.18334/vinec.12.4.116433.

10. Егина Н.А. Оценка промышленного потенциала с позиции обеспечения экономической безопасности территории // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2021. № 11 (404). С. 2071-2094. DOI 10.24891/ni.17.11.2071

11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 19.04.2023).

12. Труд и занятость в России. 2021: Стат. сб./ Росстат. М., 2021. 177 с.

13. Демографы ВШЭ оценили потребность в мигрантах для сохранения населения России. [Электронный ресурс] — URL: https://www.

vedomosti.ru/society/news/2023/04/13/970714-demografi-vshe-otsenili-potrebnost-v-migrantah (дата обращения: 18.04.2023).

14. Афанасьев А.А. Основные направления формирования ограниченно открытой экономики суверенного типа // Вопросы инновационной экономики. 2022. № 3. С. 1869-1886. DOI 10.18334/ vinec.12.3.115133.

15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — URL: https://rosstat.gov.ru/investment_nonfinancial (дата обращения: 10.07.2023).

16. Порошин А. Как инвестиции обеспечат технологический суверенитет России. [Электронный ресурс] — URL: https://deloros. ru/press-centr/slovo-gensoveta/kak-investitsii-obespechat-tekhnologicheskiy-suverenitet-rossii/ (дата обращения: 20.04.2023).

17. МЭР ожидает роста инвестиций в проекты технологического суверенитета до 10 трлн рублей. [Электронный ресурс] — URL: https:// tass.ru/ekonomika/17457751 (дата обращения: 20.04.2023).

References

1. Gusev M.S. Russia's Economic Development Strategy 2035: Ways to Overcome Long-Term Stagnation // Problems of Forecasting. 2023. No. 2 (197). pp. 18-29. DOI: 10.47711/0868-6351-197-18-29.

2. Real wages are promised unrealistic growth. [Electronic resource] -URL: https://www.kommersant.ru/doc/5939178 (accessed 18.04.2023).

3. How Russians cope with the new crisis: social and economic practices of the population / Ed. V.V. Radaeva / Scientific reports of the HSE Faculty of Social Sciences. Issue. 1 (1) 2023.

4. Yakimenko O.A. Technological sovereignty as a key to Russia's sustainable development in the 21st century. [Electronic resource] — URL: https://roscongress.org/materials/tekhnologicheskiy-suverenitet-kak-klyuch-k-ustoychivomu-razvitiyu-rossii-v-xxi-veke (accessed 19.04.2023).

17

5. Peskov D. Why is technological sovereignty important for Russia [Electronic resource] — URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/06/ 10/62a0e95b9a79472d8b713207 (accessed 19.04.2023)

6. Maykova S. E. State and market mechanisms for supporting eco-investment: the experience of foreign countries // Waste and Resources Internet Journal. 2021. № 2. — URL: https://resources. today/PDF/03EC0R221.pdf, free. DOI: 10.15862/03EC0R221.

7. The government has identified priority areas for projects of technological sovereignty and structural adaptation of the Russian economy. [Electronic resource] — URL: http://government.ru/ docs/48272/ (accessed 19.04.2023).

8. Russia and countries of the world. 2022: Stat. Sat / Rosstat. M., 2022. 400 p.

9. Afanasiev A.A. Technological sovereignty: the main directions of policy to achieve it in modern Russia // Issues of innovative economics. 2022. Volume 12. No. 4. S. 2193-2212. DOI: 10.18334/vinec.12.4.116433.

10. Yegina N.A. Assessment of industrial potential from the position of ensuring the economic security of the territory // National interests: priorities and security. 2021. No. 11 (404). pp. 2071-2094. DOI 10.24891/ni.17.11.2071.

11. Federal State Statistics Service [Electronic resource] — URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/12781 (accessed 19.04.2023).

12. Labor and employment in Russia. 2021: Stat. Sat / Rosstat. M., 2021. 177 p.

13. HSE demographers assessed the need for migrants to preserve the population of Russia. [Electronic resource] — URL: https://www. vedomosti.ru/society/news/2023/04/13/970714-demografi-vshe-otsenili-potrebnost-v-migrantah (accessed 18.04.2023).

14. Afanasiev A.A. The main directions of the formation of a limitedly open economy of a sovereign type // Issues of innovative economics. 2022. No. 3. S. 1869-1886. DOI 10.18334/vinec.12.3.115133.

15. Federal State Statistics Service [Electronic resource] — URL: https:// rosstat.gov.ru/investment_nonfinancial (accessed 10.07.2023).

16. Poroshin A. How investments will ensure the technological sovereignty of Russia. [Electronic resource] — URL: https://deloros.ru/press-centr/ slovo-gensoveta/kak-investitsii-obespechat-tekhnologicheskiy-suverenitet-rossii/ (accessed 20.04.2023).

17. The Ministry of Economic Development expects an increase in investments in technological sovereignty projects up to 10 trillion rubles. [Electronic resource] — URL: https://tass.ru/ekonomika/17457751 (accessed 20.04.2023).

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» 430005, Саранск, ул. Большевистская, 68

Ogarev Mordovia State University, 68, Bolshevist str., Saransk, 430005, Russia

Майкова Светлана Эдуардовна / Svetlana E. MAYKOVA maykova_se@mail.ru

Егина Наталья Алексеевна / Natalia A. YEGINA avantacom@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.