Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ'

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная поддержка / сельское хозяйство / субсидии / сельхоз-товаропроизводители / льготное кредитование / агропромышленный комплекс Российской Федерации / кредитование агропромышленного комплекса / государственная программа / agriculture / subsidies / agricultural producers / preferential lending / agro-industrial complex of the Russian Federation / lending to the agro-industrial complex / state program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Сидорин

В статье изучено текущее состояние государственной поддержки агропромышленного комплекса России. Представлены и систематизированы основные направления выделения финансовых ресурсов. Проанализирован состав и структура финансового обеспечения государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Российской Федерации на 2023-2025гг. Рассмотрены основные изменения в механизмах осуществления государственной поддержки сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL PRODUCERS

The article examines the current state of state support for the agro-industrial complex of Russia. The main directions of allocation of financial resources are presented and systematized. The composition and structure of financial support of the state program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets of the Russian Federation for 2023-2025 are analyzed. The main changes in the mechanisms of state support of agriculture are considered.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»

5. Российский рынок мяса 2019. Тенденции и прогнозы. Электронный ресурс. - Режим доступа: [Агровестник: https://agrovesti.net/lib/industries/beef-cattie/rossijskijrynok-myasa-2019-tendentsii-i-prognozy.html].

6. Самусенко Л.Д. Стратегические направления в развитии продукции овцеводства // Вестник сельского развития и социальной политики. 2021. №1 (29). С. 5-9.

7. Войтюк М.М., Мачнева О.П. Современное состояние овцеводства в России //Эффективное животноводство. 2021. №4. С. 102-106.

8. Кузьмин В.Н., Маринченко Т.Е. Кузьмина Т.Н. Опыт промышленного овцеводства в России //Техника и технологии в животноводстве. 2021. №4 (44). С. 119-126.

9. Патрушев Д. Господдержка и селекция - основа для дальнейшего развития овцеводства и козоводства в России. URL: https://mcx.gov.ru/press-service/news/dmitriy- patrushev-gospodderzhka-i-selektsiya-osnova-dlyadalneyshego- razvitiya-ovtsevodstva-i-kozovo/

10. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. URL: https://programs. gov.ru/portal/programs/passport/25

11. В три раза больше баранины к 2035 году. Как будет развиваться российское овцеводство. URL: https:// meatinfo.ru/news/v-tri-raza-bolshe-baranini-k-416656

УДК 330.142.211:303.7+330.322

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНЫХ

ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

А.А. Сидорин, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, инвестиции и кредит»

E-mail: sidorin a a@mail.ru Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

Аннотация: в статье изучено текущее состояние государственной поддержки агропромышленного комплекса России. Представлены и систематизированы основные направления выделения финансовых ресурсов. Проанализирован состав и структура финансового обеспечения государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Российской Федерации на 2023-2025гг. Рассмотрены основные изменения в механизмах осуществления государственной поддержки сельского хозяйства.

Ключевые слова: государственная поддержка, сельское хозяйство, субсидии, сельхозтоваропроизводители, льготное кредитование, агропромышленный комплекс Российской Федерации, кредитование агропромышленного комплекса, государственная программа.

KEY ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL

PRODUCERS

A.A. Sidorin, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Finance,

Investment and Credit Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin

Abstract: The article examines the current state of state support for the agro-industrial complex of Russia. The main directions of allocation of financial resources are presented and systematized. The composition and structure of financial support of the state program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets of the Russian Federation for 2023 -2025 are analyzed. The main changes in the mechanisms of state support of agriculture are considered.

Keywords: agriculture, subsidies, agricultural producers, preferential lending, agro-industrial complex of the Russian Federation, lending to the agro-industrial complex, state program.

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс в целом является ключевой отраслью экономики РФ. В современных экономических условиях с учетом введённых санкций и сложной политической обстановкой роль АПК возросла, так как вопрос обеспечения продовольственной безопасности стал еще острее. Анализируя текущее состояние агропромышленного комплекса, можно отметить, что эффективное развитие данной отрасли невозможно без постоянной государственной финансовой поддержки и контроля.

Недостаточность собственных финансовых ресурсов является основной причиной, тормозящей активное развитие АПК. Однако существуют и другие факторы, тормозящие этот процесс, к которым можно отнести:

- применение технологий производства и переработки продукции, не соответствующих современным требованиям;

- ограниченность ресурсов;

- производство сельскохозяйственной продукции подвержена влиянию фактора сезонности;

- низкий уровень рентабельности производства отдельных видов продукции АПК

В настоящее время государством в нашей стране осуществляется более 30 различных видов поддержки сельхозтоваропроизводителей. Рассматривая виды государственной поддержки агропромышленного комплекса, следует отметить, что одним из основных ее направлений в настоящее время является разработка и реализация государственных и региональных программ, направленных на развитие и поддержку села. Данные программы предполагают использование как прямой (финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей), так и косвенной поддержки (привлечение инвестиций в отрасль, помощь в восстановлении оборотных средств предприятий, устранение недобросовестных посредников в цепочке контрагентов, изменение условий кредитования сельскохозяйственных организаций и др.)

Современная стратегия развития агропромышленного комплекса Российской Федерации была определена в 2006г. когда начал реализовываться Национальный проект «Развития АПК». В дальнейшем он получил свое продолжение в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Российской Федерации. В целях оценки эффективности реализации всех мер поддержки в программе предусмотрены индикативные показатели, которые должны быть достигнуты. Анализ этих показателей позволяет совершенствовать механизмы господдержки. [2]

В настоящее время можно выделить следующие направления осуществления финансовой поддержки АПК России (рисунок 1)

Рисунок 1. Направления государственной финансовой поддержки АПК

Для достижения индикативных показателей, определенных в государственной программе, применяются разнообразные механизмы и методы, стимулирующие развитие отрасли. Они направленны на создание новых предприятий АПК и модернизацию уже существующих и на развитие новых видов агропромышленного производства, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Одним из механизмов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на протяжении всего периода реализации госпрограммы является предоставление льготных условий кредитования, путем субсидирования процентных ставок, увеличения сроков возврата выданных кредитов и сумм по ним. Такой механизм позволяет снизить себестоимость сельскохозяйственной продукции производимой на территории Российской Федерации, тем самым повышая ее конкурентоспособность как на внутреннем, так и на международном рынке.

Поддержка и стимулирование технической и технологической модернизации осуществляется путем предоставления субсидий производителям техники для сельскохозяйственного производства, а также путем частичной компенсации затрат на модернизацию объектов АПК и объектов, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции. Кроме того, поддержка оказывается и производителям минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов, средств борьбы с болезнями животных и растений, горюче смазочных материалов и других производителей материально-технических средств для сельскохозяйственного производства.

В целях сокращения затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на доставку произведённой продукции государством предусмотрена частичная компенсация расходов на транспортировку продукции агропромышленного комплекса наземным транспортом, в том числе и железнодорожным, а также субсидирование льготных тарифов на перевозку зерновых, овощеводческой продукции, сои и удобрений. Это

способствует обеспечению финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий в условиях постоянного роста тарифов на перевозку.

Существенное значение для поддержки сельскохозяйственных предприятий является реализуемая государством система поддержки цен на готовую продукцию, путем заключения долгосрочных договоров закупки сельскохозяйственной продукции по ценам, обеспечивающим рентабельность производства и находящиеся на уровне не ниже, чем цены на аналогичную импортную продукцию.

Развитие агропромышленной отрасли экономики невозможно без развития соответствующей инфраструктуры, поэтому государство реализует масштабный проект по поддержки социально-экономического развития сельских территорий. Данный проект направлен на привлечение рабочей силы в сельскую местность путем стимулирования создания инфраструктуры отрасли, благоустройство сельских территорий строительства объектов социальной сферы, магазины, школы, детские сады, медицинские учреждения и т.д.

Поддержка развития фермерских хозяйств осуществляется, в том числе и предоставлением консультационных услуг по передовым технологиям ведения сельскохозяйственного производства, внедрения цифровых технологий, современные технологии переработки произведенной продукции.

Защита внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции реализуется целым комплексом мероприятий. К ним можно отнести, в первую очередь, ввозные ограничения, регулирование которых осуществляется с помощью изменения размеров таможенных тарифов и пошлин с учетом динамики цен сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке. Применяются также и не тарифные ограничения путем установления определенных требований к качественным характеристикам ввозимых товаров. Всё это позволяет обеспечить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке относительно импортной. С другой стороны меры государственной поддержки направлены и на улучшение качества производимой продукции, реализуемой на международном рынке, устанавливая современные стандарты на отечественную продукцию, соответствующие международным стандартам. [4]

Рассмотрим состав и структуру планового финансового обеспечения реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Российской Федерации на 2023-2025г. в динамике (таблица 1).

Таблица 1. Состав и структура финансового обеспечения государственной программы развития сельского

Наименование государственной программы (комплексной программы), структурного элемента / источник финансового обеспечения 2023г. в % к итого 2024г. в % к итого 2025г. в % к итого Всего %

Государственная программа (комплексная программа) итого, в том числе: 406 840 823,2 100 393 965 201,9 100 309 586 958,8 100 1 110 392 983,9 100

Федеральный проект "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса" 136 092 950,1 33,45 141 505 405,2 35,92 143 835 057,5 46,46 421 433 412,8 37,9 5

Федеральный проект "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" 174 401 730,6 42,87 137 292 761,3 34,85 110 103 896,2 35,56 421 798 388,1 37,9 9

Федеральный проект "Создание условий для независимости и конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса" 5 369 426,70 1,32 5 690 319,60 1,44 14 107 909,4 4,56 25 167 655,7 2,27

Федеральный проект "Стимулирование развития виноградарства и виноделия" 4 664 873,50 1,15 3 583 131,80 0,91 3 814 268,90 1,23 12 062 274,2 1,09

Федеральный проект "Развитие сельского туризма" 742 083,30 0,18 1 017 550,00 0,26 1 017 550,00 0,33 2 777 183,30 0,25

Федеральный проект "Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства" 5 934 999,80 1,46 5 934 999,80 1,51 5 934 999,80 1,92 17 804 999,4 1,60

Федеральный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" 6 808 397,00 1,67 9 724 000,80 2,47 0 0,00 16 532 397,8 1,49

Федеральный проект "Экспорт продукции АПК" 41 469 001,5 10,19 59 035 711,1 14,99 0 0,00 100 504 712,6 9,05

Ведомственный проект "Цифровое сельское хозяйство" 233 785,90 0,06 99 016,40 0,03 89 989,00 0,03 422 791,30 0,04

Ведомственный проект "Укрепление материально-технической базы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" 822 972,80 0,20 567 627,20 0,14 508 521,20 0,16 1 899 121,2 0,17

Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственных организаций" 19 839 600,4 4,88 18 851 626,7 4,79 19 229 846,7 6,21 57 921 073,8 5,22

Комплекс процессных мероприятий "Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора" 10 461 001,6 2,57 10 663 052,0 2,71 10 944 920,1 3,54 32 068 973,7 2,89

Плановое финансовое обеспечение государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Российской Федерации на 2023-2025 гг. претерпит существенные изменения. Общий объем средств, выделяемых на реализацию государственной программы имеет тенденцию снижения и к 2025г. сократится на 14% относительно 2023г.

Анализ структуры распределения финансовых ресурсов по федеральным программа показал, что на протяжении всего периода основная часть направляется на реализацию федерального проекта "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса" и федерального проекта "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе". [5]

Однако происходит перераспределение выделяемых средств в пользу федерального проекта "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса". Объем финансирования данного направления увеличится на 5,68% и к 2025г. доля данного проекта составит 46,46%.

Финансирование федерального проекта "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" снижается более чем на 36%, и его доля в общем объеме составит 35.56%.

К 2025г. планируется полное прекращение финансирования федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" и федеральный проекта "Экспорт продукции АПК". В свою очередь часть средств с этих проектов будет направлена на финансирование федерального проекта "Создание условий для независимости и конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса". Объем финансирования данного направления увеличится более чем в 2,5 раза и в 2025г. составит 14,1 миллиарда рублей.

С 2023г. появляются новые направления государственной поддержки такие как федеральный проект "Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства". На данный проект планируется ежегодно выделять практически шесть миллиардов рублей. Эти средства планируется направлять на возмещение части затрат на поддержку элитного семеноводства - по ставке на 1 гектар посевной площади, засеянной элитными семенами

картофеля и овощных культур, включая гибриды овощных культур и на возмещение части затрат на поддержку производства картофеля и овощей открытого грунта - по ставке на 1 тонну реализованных картофеля и овощей открытого грунта. [2]

Анализ финансового обеспечения государственной программы показал, что поддержка направлена на обеспечение благоприятных условий развития предприятий АПК на всех этапах процесса производства готовой продукции. И воспользоваться этой поддержкой могут как малые предприятия и фермеры так и крупные агрохолдинги. Таким образом, реализация намеченных планов в рамках государственной поддержки аграрных товаропроизводителей позволит обеспечить продовольственную безопасность страны и эффективное развитие отрасли на долгосрочную перспективу.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 №717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" //СЗ РФ. 2012. №32. ст. 4549.

2. О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившими силу отдельных актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации http://docs.cntd.ru

3. Дударева А.Б. Совершенствование государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве //Вестник аграрной науки. 2020. № 2 (83). С. 108-114.

4. Полянин А.В., Попова О.В., Сидорин А.А. Модернизация механизмов государственного регулирования агробизнеса в России //Экономика и предпринимательство. 2019. №6 (107). С. 82-87.

5. Дударева А.Б. Совершенствование государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве //Вестник аграрной науки. 2020. №2 (83). С. 108-114

6. Сидорин А.А. Государственная поддержка как основа эффективного развития аграрного сектора экономики. /В сборнике: Реальный сектор экономики: проблемы и перспективы развития. материалы всероссийской (национальной) конференции. 2019. С. 361-366.

7. Сидорин А.А. Состояние и тенденции изменения потребительского и инвестиционного поведения населения России. Экономика и предпринимательство. 2020. № 8 (121). С. 263 -266.

8. Шестаков Р.Б., Яковлев Н.А. Экспериментальный процесс в воспроизводственом цикле агробизнеса //Вестник аграрной науки. 2022. № 4(97). С. 153-157. - БО! 10.17238^п2587-666Х.2022.4.153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.