DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-04.13
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR LENDING SYSTEM
AT THE PRESENT STAGE
Горелкина М.В., аспирант Gorelkina M.V., Post-graduate student ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, Воронеж, Россия
Voronezh State Agrarian University named after Peter the Great, Voronezh, Russia
E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию изменения схемы государственной поддержки кредитования сельхозтоваропроизводителей. Задачей исследования являлось сравнение существовавшей и новой схемы предоставления субсидий на поддержку кредитования отрасли. В ходе исследования приводятся данные о динамике производства продукции сельского хозяйства, размера кредитных ресурсов и субсидий по кредитам в отрасли, отмечается их взаимосвязь. Осуществляется сравнение существовавшей схемы субсидирования кредитов и вновь введенной для АПК, при этом приводятся плановые величины субсидий по кредитованию на 2017 г. Отмечаются положительные моменты, недостатки новой схемы субсидирования кредитов, результативность которой будет оценена с учетом выполнения целевых параметров государственной программы развития сельского хозяйства.
ABSTRACT
The article is about the study of the change in the scheme of state loaning support for agricultural producers. The objective of the study was to compare the old and new scheme for granting subsidies to support loaning of the industry. The study provides data on the dynamics of production of agricultural products, the size of loan resources and subsidies for loans in the industry, also shows their correlation. A comparison is made between the old loan subsidy scheme and the newly introduced scheme for the agro-industrial complex. The planned values of subsidies for loans for 2017 are given. Positive and negative moments of the new scheme of subsidizing loans are noted. The effectiveness of new scheme will be evaluated taking into account the fulfillment of the target parameters of the State Program for the Development of Agriculture.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Государственная поддержка, агропромышленный комплекс, кредитные ресурсы, субсидии, проценты, льготное кредитование.
KEY WORDS
State support, agro-industrial complex, loan resources, subsidies, interest, favorable loaning.
Агропромышленное производство является стратегически важной отраслью экономики, от развития которой зависит уровень продовольственной, национальной безопасности страны, и государственная поддержка ее кредитования является объективно необходимой. Повышения доступности кредитных ресурсов относится исследователями к одному из приоритетных направлений обеспечения динамичного развития сельского хозяйства [6].
Сложившаяся система кредитования агропромышленного комплекса (АПК) страны представлена следующими основными участниками: аграрные коммерческие организации (АКО) (заемщик), кредитные организации - коммерческие банки (кредитор), государство, воздействующее на кредитные отношения посредством
законодательно-нормативного регулирования. Повышение эффективности ее функционирования связывается исследователями с выявлением условий и факторов, оказывающих позитивное влияние на развитие кредитования, поиском новых форм взаимодействия различных институтов рынка, государства и бизнеса в решении задач, стоящих перед сельским хозяйством [9]; разработкой эффективных кредитных продуктов для АПК, усилением государственной поддержки кредитования сельского хозяйства [11]; необходимостью усиления ответственности банков за использование средств, направляемых на финансирование государственных целевых программ развития АПК [19]; развитием национальной системы аграрного кредитования; поддержкой банковского капитала; повышения доверия заемщиков к системе агрокредитования [10]; эффективной политикой банков по внедрению технологических, финансовых и организационных инноваций [23], другими направлениями.
Произошедшие изменения в государственной поддержке АПК связаны, среди прочих направлений, с применением новой схемы субсидирования кредитования аграрной сферы экономики [20]. В связи с этим нам представляется целесообразным выявить сущность произошедших изменений в функционировании системы кредитования АПК в современных условиях.
Поддержка кредитования аграрного сектора всегда являлась составляющим элементом государственной аграрной политики в стране, и за рубежом, что проявляется в изменении результативности деятельности отрасли. За предыдущие годы в стране наблюдается рост производства продукции сельскохозяйственной продукции, темпы роста которой были наивысшим в 2011г. - 126,04% за исследуемый период (табл. 1).
Таблица 1 - Динамика производства сельскохозяйственной продукции, объема кредитов и субсидий по кредитам, выданных предприятиям АПК*
Показатели 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
Производство продукции сельского хозяйства, млрд. руб. 2587,7 3261,69 3339,1 3687,07 4319,05 5165,7
Темп роста производства продукции сельского хозяйства, % х 126,04 102,37 110,42 117,14 119,60
Объем кредитов предприятий АПК, млрд. руб. 1030** 1272** 1431** 1162,0 1011,36 1129,74
Темп роста кредитов, % х 123,49** 112,5** 81,20 87,03 111,70
Субсидии по кредитам предприятиям АПК, млрд. руб. 74,4 75,7 78,4 76,5 91,2 89,7
Темп роста субсидий по кредитам, % х 101,74 103,56 97,6 119,2 98,35
* составлено по [14], [15], [22]; ** с учетом переходящих кредитов.
Почти такая же величина темпов роста наблюдается по объемам кредитных ресурсов АПК в этот период - 123,49%. Размер ежегодных субсидий предприятиям АПК на возмещение расходов по уплате процентов за кредитные ресурсы за предыдущие 6 лет, в целом, имеет тенденцию к росту. Так, наибольший темп роста размера выплаченных субсидий был в 2014г. - 119,2%, при этом наблюдается рост темпов производства продукции сельского хозяйства примерно на такую же величину при снижении объема кредитных ресурсов. Представленные данные свидетельствуют о том, что государственная поддержка кредитования АПК оказывает положительное воздействие на результативность функционирования отрасли.
На современном этапе развития АПК в рамках Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [1] разработана «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [3], одним из приоритетов которой является повышение финансовой устойчивости АКО, в т.ч. за счет мер по расширению доступности их к кредитным ресурсам. Реализация данной Государственной программы сопровождается разработкой нормативно-правовых актов государственной политики для развития АПК, в числе которых порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение расходов на уплату процентов по кредитам и займам. До 2017г.
государственная поддержка кредитования осуществлялась в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» [2], и осуществлялась путем перечисления субсидий непосредственно сельхозтоваропроизводителям в следующем порядке (табл.2).
Таблица 2 - Схема предоставления субсидий из федерального бюджета АКО по краткосрочному кредитованию*
Субъекты кредитования, их взаимодействие Действия Пояснения
Заемщик - Кредитная организация Заключение кредитного договора В соответствие с положением о порядке кредитования кредитной организации
Заемщик - Орган управления АПК субъекта РФ Предоставление пакета документов 1. Пакет документов при первоначальном обращении (6 видов); 2. Пакет документов при последующем обращении (ежемесячно, по мере уплаты %) (4 вида)
Орган управления АПК субъекта РФ Проверка документов (в течение 10 рабочих дней) - Положительное решение (документ соответствует, просрочки нет, ЛБО не израсходовано); - Отказ - Письменное уведомление (в течение 10 дней)
Орган управления АПК субъекта РФ - Заемщик Перечисление субсидий Перечисление субсидий на р/с (в течение 30 календ. дней) при положительном решении; Предоставление субсидий осуществляется ежемесячно по мере поступления в орган управления АПК заявлений и подтверждающих документов.
* составлено автором.
Заемщик - сельхозтоваропроизводитель обращается в банк, и в соответствие с правилами кредитования, принятыми в банке, проходит всю процедуру получения, выдачи, погашения кредита. Так же он предоставляет в орган управления АПК субъекта РФ (департамент аграрной политики области) пакет документов для получения субсидии на возмещение расходов по уплате процентов. Решение о получении субсидий принимает орган управления АПК субъекта РФ, при этом получение кредита в банке не означает гарантированно положительного решения о выдаче субсидии.
С 1 января 2017г. начал действовать новый порядок предоставлений субсидий по кредитам, так называемое, льготное кредитование АПК. При этом предусматривается два вида льготных кредитов по ставке не более 5% годовых - инвестиционные кредиты на срок от 2 до 15 лет, краткосрочные кредиты на срок до 1 года с ограничением объема кредита на заемщика - не более 1 млрд. руб. Главным отличием новой схемы субсидирования кредитов является то, что получателем субсидий является кредитующий банк, которому субсидии возмещают недополученные доходы по льготным кредитам [4].
Коммерческими банками, которым может быть предоставлена субсидия в рамках новой схемы льготного кредитования АПК, определены системно значимые российские кредитные организации и отобранные МСХ РФ в соответствие со следующими критериями: наличие собственных средств в размере не менее 20 млрд. рублей; наличие специализированных кредитных продуктов и программ для организаций агропромышленного комплекса; срок деятельности организации составляет не менее 5 лет; организация не находится в стадии реорганизации и ликвидации; наличие статуса резидента Российской Федерации и регистрация на территории Российской Федерации.
На 2017г. уполномоченными банками по льготному кредитованию МСХ РФ определены следующие кредитные организации [17] (табл.3).
Таблица 3. Перечень российских кредитных организаций, отобранных Минсельхозом России в качестве уполномоченных банков для предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение недополученных ими доходов по выданным льготным кредитам в 2017 г.
Системно значимые банки в России Уполномоченные банки, отобранные МСХ России
АО ЮниКредит Банк, Банк Зенит
Банк ГПБ (АО) Банк Возрождение
Банк ВТБ (ПАО) Московский индустриальный банк
АО «АЛЬФА-БАНК» Связь-банк
ПАО Сбербанк АК БАРС Банк
ПАО Банк «ФК Открытие» Московский кредитный банк
ПАО РОСБАНК АКБ Российский капитал
ПАО «Промсвязьбанк» Всероссийский банк развития регионов
АО «Райффайзенбанк» Банк Санк-Петербург
АО «Россельхозбанк» ПАО «ТРАНСКАПИТАЛБАНК» Банк Россия РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО РосЕвроБанк Акционерный коммерческий банк «Абсолют Банк»
Схема льготного кредитования в 2017г. выглядит следующим образом:
1. Потенциальный заемщик подает в банк заявку по установленной форме и необходимые документы (в соответствии с правилами банка);
2. Банк проверяет потенциального заемщика на соответствие требованиям и целевому назначению кредита, включает его в реестр потенциальных заемщиков и направляет реестр в Минсельхоз России;
3. Минсельхоз России рассматривает полученные документы и в течение 7 рабочих дней направляет уведомление о включении или не включении потенциального заемщика в реестр заемщиков;
4. Банк выдает кредит заемщику при положительном решении Минсельхоза России;
5. Банк ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Минсельхоз России заявку на получение субсидии, с приложением необходимых документов;
6. Минсельхоз России осуществляет перечисление субсидии банку в соответствии с соглашением на основании представленных документов не позднее 10 рабочего дня с момента их получения.
Для получения льготного кредита заемщик должен удовлетворять следующим требованиям:
1. относиться к группе - сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов,
2. не находиться в процессе реорганизации, ликвидации и не иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности;
3. обладать статусом налогового резидента Российской Федерации;
4. быть зарегистрированным на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
5. в отношении заемщика не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
6. не иметь просроченной (неурегулированной) задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и в государственные внебюджетные фонды.
Минсельхоз России утвердил 27 февраля 2017 г. план льготного кредитования заемщиков на 2017г., который определяет объем субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам по планируемым к выдаче льготным кредитам. Предусмотрено выделение 21295535,79 тыс. руб., в т.ч. по краткосрочным кредитам 15431016,5 тыс. руб. (72,5%), по инвестиционным кредитам 5864519,29 тыс. руб. (27,5%) [18]. Одновременно сохраняется прежний вид субсидий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам, однако теперь это направление субсидирование является составляющей частью единой субсидии, куда включено около 30 направлений господдержки, действовавших ранее. Плановый размер единой субсидии в 2017 году составляет 449554,70 тыс. руб., в т.ч. возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования 7000,00 тыс. руб. (1,56%), возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам 183055,90 тыс. руб. (40,7%).
Таким образом, в 2017г. запланировано 21485591,69 тыс. руб. средств государственной поддержки кредитования АПК из федерального бюджета. При этом абсолютно большая часть средств (99,12%) направляется уполномоченным банкам, участвующих в схеме льготного кредитования. По итогам 2015г. размер субсидий по кредитованию, направленных в отрасль АПК, составил, как отмечено, 89,7 млрд. руб., что в 4 раза выше плановой величины этих субсидий в 2017г., которые будут, по существу, перенаправлены на поддержку кредитных организаций.
Сравнивая изменения в схеме господдержки кредитования, следует отметить, что налицо существенное упрощение администрирования процесса субсидирования этого направления. Принятие решения по выдаче льготных кредитов закреплено за МСХ РФ по представлению кредитующих банков, при этом региональные органы управления АПК, осуществляющие реализацию Государственной программы на местах, по сути, не принимают участие в системе льготного кредитования. Они имеют право направлять средства господдержки, полученные в виде единой субсидии, по своему усмотрению, где доля субсидирования кредитных ресурсов несущественна. Предусматривается сокращение перечня документов и сроков их оформления для получения сельхозтоваропроизводителями льготного кредита; сокращение количества участников процесса распределения и доведения субсидий до получателя; предотвращение выборки лимитов по краткосрочным кредитам крупными заемщиками. Наблюдается достаточно резкое ограничение размера субсидий на льготное кредитование, что снижает объем «дешевых» кредитов для предприятий отрасли, и, как следствие, может привести к сокращению доступности кредитных ресурсов для АПК.
Можно сделать вывод о том, что применение новой схемы господдержки кредитования АПК не сопровождается качественным изменением сущности системы кредитования. Как нам представляется, влияние государства на систему кредитования аграрного сектора экономики выражается посредством воздействия на составляющие ее элементы. При этом, как правило, не изменяются существенно формы их проявления, но затрагивается содержание взаимосвязи элементов системы. Посредством этого воздействия происходит развитие функционирующей системы кредитования, изменение ее свойств, что, несомненно, оказывает влияние на результативность процесса кредитования.
Развитие системы кредитования АПК посредством изменения порядка предоставления субсидий по кредитам нацелено на повышение эффективности ее функционирования. Оценка результативности новой системы кредитования может быть осуществлена по истечении определенного периода времени, в рамках выполнения целевых параметров Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. О развитии сельского хозяйства ФЗ РФ от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.03.2017г.)
2. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 1460 (с изменениями и дополнениями) / Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70292608/ (дата обращения: 12.10.2016г.).
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 (с изменениями и дополнениями) / Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70210644/#text (дата обращения: 12.10.2016г.).
4. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1528 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210135/ (дата обращения 10.03.2017 г.)
5. Агибалов А.В. Состояние финансового обеспечения государственной поддержки АПК / А.В. Агибалов, О.С. Капцова // Финансовый вестник. - 2016.-№1(32).-С. 72-81.
6. Бабенкова С.Н. Государственная поддержка кредитования сельского хозяйства / С.Н. Бабенкова // Финансы и кредит.- 2015.- №14 (638).- С.12-20.
7. Горелкина И.А. Управление банковским кредитованием сельскохозяйственных организаций и направления его совершенствования /И.А. Горелкина И.В. Еремеева // Молодежный вектор развития аграрной науки. Материалы 66 научной студенческой конференции. - Издательство: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I (Воронеж).- 2015.- С.85-92.
8. Горелкина М.В. Кредитование сельхозтоваропроизводителей в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства / М.В. Горелкина // Современные тенденции развития науки и технологий. Периодический научный сборник по материалам XIX Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 31 октября 2016 г.).- 2016 .- №10.- часть 11.- С.12-16.
9. Дмитриев И.В. Особенности и перспективы развития кредитования сельскохозяйственных предприятий [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / И.В. Дмитриев. - Москва, 2011.- 23с.
10. Долгачева Т. С. Развитие кредитования как фактора обеспечения воспроизводства в сельском хозяйстве [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Т. С. Долгачева. - Воронеж, 2015. - 24 с.
11. Еремина О. И. Банковское кредитование аграрного сектора экономики / О.И. Еремина // Теория и практика общественного развития - 2015.- №24.- С.160-162.
12. Закшевский В.Г. Развитие бюджетного финансирования агропромышленного комплекса в РФ / В.Г. Закшевский, А.О. Пашута, М.П. Солодовникова // Вестник Воронежского государственного аграрного университета - Издательство: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I (Воронеж).- 2016.- №2 (49).- С. 163-170.
13. Мирошина Т. А. Льготное кредитование АПК / Мартыщенко В., Мирошина Т. А. // Современные технологии в сфере сельскохозяйственного производства и образования. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции на иностранных языках.- Издательство: Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт (Кемерово).- 2016.- С.60-61.
14. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2012 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. №446 / Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.mcx.ru (дата обращения 10.03.2017г.)
15. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. №864-р / Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ[Электронный ресурс] URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/34699..htm (дата обращения: 12.10.2016 г.).
16. Осипова А. В. О новых правилах льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса России / А.В. Осипова // Социально-экономические явления и процессы - Издательство: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (Тамбов).- 2016.- Выпуск №11.-Том 11.- С.60-64.
17. Перечень банков, включенных в программу льготного кредитования предприятий и организаций АПК/ Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.mcx.ru (дата обращения 20.03.2017г.)
18. План льготного кредитования заемщиков на 2017 год / Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.mcx.ru (дата обращения 20.03.2017г.)
19. Проскурина Н.С. Государственное регулирование системы кредитования сельского хозяйства России / Н.С. Проскурина - Вестник ОГУ, Оренбургский государственный университет. - 2010.- №13 (119).- С. 194-199.
20. Субсидии - по-новому, приоритеты - по-старому. Agrovesti.net [Электронный ресурс] URL: https://agrovesti.net/novosti_apk/ (дата обращения 20.01.2017 г.)
21. Сущность системы кредитования сельского хозяйства. Основы менеджмента [Электронный ресурс] URL: http://www.manastart.ru/masts-449-4.html (дата обращения 7.12.2016 г.)
22. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели 2016 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_14p/Main.htm (дата обращения 3.03.2017г.)
23. Хицков А.И. Организационно-экономическая оценка системы кредитования сельского хозяйства / А.И. Хицков, А.О. Чередникова // АПК: экономика, управление. - 2013. - №6. - С. 68-72.
24. Шкарупа Е.А. Направления кредитного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013.- №12 (60). [Электронный ресурс] URL:http://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-kreditnogo-obespecheniya-selskohozyaystvennyh-tovaroproizvoditeley (дата обращения 3.03.2017 г.)