Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ'

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тестология / тестолог / учебный процесс / контроль знаний / компьютерное тестирование / банк тестов / формы тестовых заданий / testology / testologist / educational process / knowledge control / computer testing / bank of tests / forms of test tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю К. Кижнер

В статье затрагивается вопрос о контроле над качеством знаний учащихся. Приводятся примеры тестовых и нетестовых форм контроля. Говорится о том, что создание тестов – длительный творческий процесс, требующий времени и знаний как предметной области, так и основных положений теории тестирования. Сюда относится знание различных форм тестовых заданий, понятие об измерителях качества теста, таких как надежность, валидность, объективность. Рассматривается вопрос создания банков тестовых заданий. Обращено внимание на то, что созданием банков тестовых заданий должны заниматься профессионалы в предметной области совместно с тестологами – специалистами в области тестологии. Приведены профессиональные и личностные качества, которыми должен обладать тестолог. Особое внимание отведено внимательности и ответственности разработчиков тестов. Показано, что эффективность тестирования напрямую связана с профессиональной подготовкой создателей тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY ASPECTS OF EFFECTIVE TESTING

The article focuses on an issue of quality assessment of students’ knowledge and gives examples of test and non-test control methods. The author makes an emphasis on the fact that production of tests is a long creative process that requires time and knowledge of both the subject field and basic provisions of the theory of testing. Key competences of a test expert include knowledge of various forms of test tasks and understanding of test quality measures, such as reliability, validity, objectivity. The article also deals with the issue of creation of banks of test tasks. Attention is drawn to the fact that banks of test tasks should be composed by professionals in the respective subject domain together with testologists that are cross-disciplinary experts in high-quality and science-based measuring techniques. Specific professional and personality qualities that a testologist should have are mentioned. Particular attention is paid to the attentiveness and responsibility of test developers. It is pointed out that the effectiveness of testing directly depends on the test creators’ professional background.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ»

7. Naegle Kristen. Ten simple rules for effective presentation slides. PLOS Computational Biology. 2021; № 17 (12). Available at: https://www.researchgate.net/publication/356742820_ Ten_simple_rules_for_effective_presentation_slides

8. Rakhmawati, Ittaqy Tafuzy, Amelia Eka Ratnasari, Rofiq H. The Students' Speaking Performance in a Speaking Classroom Environment Viewed from the Students' Satisfaction and their Motivation. International Conference on English Language Teaching (ICONELT 2019). 2020: 314-318.

References

1. Baranova O.I., Voskresenskaya I.N. Razvitie prezentacionnyh navykov studentov-filologov v obrazovatel'nom processe: metodicheskie priemy v obuchenii i analiz tipichnyh oshibok. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021: № 72-4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-prezentatsionnyh-navykov-studentov-filologov-v-obrazovatelnom-protsesse-metodicheskie-priemy-v-obuchenii-i-analiz

2. Akishina A.A., Kogan O.E. Uchimsya uchit'. Dlya prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo. Moskva: Russkij yazyk, 2002.

3. Balyhina T.M., Netesina M.S. Kommunikativnoe prostranstvo megapolisa: analiz zvuchaschejrechi: monografiya. Moskva: Rossijskij universitet druzhby narodov, Izdatel'stvo, 2012.

4. Cotter C. Accuracy and fluency. 2013.

5. Kazanskaya N.V. Obschie problemy prepodavaniya fonetiki russkogo yazyka narodam abhazo-adygskoj gruppy: preodolenie i ustranenie foneticheskoj interferencii v usloviyah bilingvizma. Rhema. Rema. 2018, № 3: 136-152.

6. Parupalli R. The significance of just a minute (JAM) sessions in developing speaking skills in English language learning ELL) environment. Research Journal Of English (RJOE). 2019; Vol-4, Iss. 4: 237-248.

7. Naegle Kristen. Ten simple rules for effective presentation slides. PLOS Computational Biology. 2021; № 17 (12). Available at: https://www.researchgate.net/publication/356742820_ Ten_simple_rules_for_effective_presentation_slides

8. Rakhmawati, Ittaqy Tafuzy, Amelia Eka Ratnasari, Rofiq H. The Students' Speaking Performance in a Speaking Classroom Environment Viewed from the Students' Satisfaction and their Motivation. International Conference on English Language Teaching (ICONELT 2019). 2020: 314-318.

Статья поступила в редакцию 10.06.24

УДК 378.146

Kizhner Yu.K., teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: YKKizhner@fa.ru

KEY ASPECTS OF EFFECTIVE TESTING. The article focuses on an issue of quality assessment of students' knowledge and gives examples of test and nontest control methods. The author makes an emphasis on the fact that production of tests is a long creative process that requires time and knowledge of both the subject field and basic provisions of the theory of testing. Key competences of a test expert include knowledge of various forms of test tasks and understanding of test quality measures, such as reliability, validity, objectivity. The article also deals with the issue of creation of banks of test tasks. Attention is drawn to the fact that banks of test tasks should be composed by professionals in the respective subject domain together with testologists that are cross-disciplinary experts in high-quality and science-based measuring techniques. Specific professional and personality qualities that a testologist should have are mentioned. Particular attention is paid to the attentiveness and responsibility of test developers. It is pointed out that the effectiveness of testing directly depends on the test creators' professional background.

Key words: testology, testologist, educational process, knowledge control, computer testing, bank of tests, forms of test tasks

Ю.К. Кижнер, преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: YKKizhner@fa.ru

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

В статье затрагивается вопрос о контроле над качеством знаний учащихся. Приводятся примеры тестовых и нетестовых форм контроля. Говорится о том, что создание тестов - длительный творческий процесс, требующий времени и знаний как предметной области, так и основных положений теории тестирования. Сюда относится знание различных форм тестовых заданий, понятие об измерителях качества теста, таких как надежность, валидность, объективность. Рассматривается вопрос создания банков тестовых заданий. Обращено внимание на то, что созданием банков тестовых заданий должны заниматься профессионалы в предметной области совместно с тестологами - специалистами в области тестологии. Приведены профессиональные и личностные качества, которыми должен обладать тестолог Особое внимание отведено внимательности и ответственности разработчиков тестов. Показано, что эффективность тестирования напрямую связана с профессиональной подготовкой создателей тестов.

Ключевые слова: тестология, тестолог, учебный процесс, контроль знаний, компьютерное тестирование, банк тестов, формы тестовых заданий

Актуальность предлагаемой темы объясняется тем, что в настоящее время тестирование все активнее применяется в разных сферах деятельности, в том числе в учебных структурах, для контроля качества знаний.

Цель работы - показать значимость науки тестологии в связи с возрастающей тенденцией внедрения компьютерных технологий в педагогику.

Задача исследования - определить статус тестолога в процессе создания банков тестовых заданий.

Новизна работы заключается в доказательстве необходимости привлечения к созданию педагогических тестов специалистов-тестологов, тем самым повысив качество тестового материала и высвободив время преподавателей-предметников для выполнения других работ, в том числе повышения педагогической квалификации.

Теоретическая значимость научной статьи заключается в том, что качественные тесты для контроля знаний учащихся могут быть получены только в том случае, если они составлены в тандеме специалистов - преподавателя-предметника и тестолога.

Практическая значимость работы заключается в исследовании мнения студентов относительно тестовой формы контроля и доказательстве необходимости создания и применения тестов, составленных с участием педагогов и специали-стов-тестологов с учетом требований, предъявляемых наукой тестологией для проведения качественной оценки знаний с помощью компьютерного тестирования.

Контроль является фундаментальным элементом любого процесса, в том числе и образовательного. Формы проведения контроля в образовании можно объединить в три основные группы: устные, письменные и автоматизированные или компьютерные. По виду исполнения контроль знаний можно проводить в виде экзамена, зачета, опроса, контрольных и лабораторных работ, собеседования, самоконтроля, а задания для контроля можно формулировать в тестовой или нетестовой форме [1].

Используя эти разнообразные подходы, преподаватели могут объективно оценить результаты обучения и принять решение о дальнейшем применении тех или иных форм и методов обучения.

В статье остановимся на применении тестовой формы контроля, так как в последнее время педагогическое тестирование приобрело значительную популярность.

В Большой российской энциклопедии тестология определяется как теория и технологическая практика создания и применения тестов в областях науки и практики, связанных с деятельностью и поведением людей. Отдельно выделяется такое направление, как «педагогическая тестология», которая занимается вопросами разработки тестов для объективного контроля подготовленности учащихся [2].

В тестологии, как в любой науке, существует свой понятийный аппарат. Рассмотрим некоторые понятия [3; 4].

Задания в тестовой форме - это наименьшая единица теста, которая представлена в форме утверждения с вариантами ответов. При создании заданий в тестовой форме основная трудность не в вопросе, а в предложенных вариантах ответов. Создатели таких заданий должны обладать не только способностью давать точные ответы на заданные вопросы, но и уметь создавать эффективные отвлекающие варианты ответов, так называемые «дистракторы», которые требуют полного понимания предмета.

Дистрактор - это неправильный, но правдоподобный ответ. Слово образовано от английского слова distractor, distracter, что означает отвлекать.

Тестовые задания - это задания в тестовой форме, прошедшие этап статистической обработки.

Банк тестов - множество тестовых заданий, сгруппированных по темам, из которых формируется тест для каждого испытуемого.

Создание банков тестов представляет собой сложный поэтапный процесс, включающий в себя создание заданий в тестовой форме, статистическую проверку, редактирование, формирование тестовых заданий, распределение по темам.

Доверить создание банков тестов неопытным преподавателям является ошибкой, так как у них может не хватать необходимых теоретических знаний и практического опыта для выполнения этой непростой задачи. К этой работе важно привлечь квалифицированных специалистов в областях педагогики и тестоло-гии, знакомых с формами тестовых заданий, понимающих смысл статистических характеристик теста, к которым относится надежность, валидность, объективность, знающих автоматизированную систему, с помощью которой будет производиться тестирование. Также специалисты, выполняющие эту работу, должны соблюдать педагогические и логические требования к созданию теста. А именно: учитывать соответствие содержания теста целям тестирования, включать в него только наиболее важные элементы учебной программы, представляющие объективно истинное и аргументируемое содержание дисциплины, проверять знания на современном учебном и контрольном материале, исключая устаревшие данные, обеспечивать непротиворечивость заданий [3; 4].

В связи с возрастающей значимостью тестовой формы проверки знаний специальность «тестолог» приобретает заметную популярность. Многие вузы ведут подготовку таких специалистов. Например, программы бакалаврата, специ-алитета, а также курсы повышения квалификации тестологов по профессии «тестолог специалист в области педагогических измерений» имеются в МГПУ (Московский городской педагогический университет), РосНОУ (Российский новый университет), МГУ имени М.В. Ломоносова, РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет), Едином центре дополнительного профессионального образования (ЕЦ ДПО) и других.

Основываясь на параметрах проведения и обработки результатов компьютерного тестирования можно говорить о том, что оно является наиболее экономичным и оперативным методом контроля. Кроме того, использование компьютерного тестирования позволяет значительно сократить затраты времени преподавателя. Раньше приходилось проводить письменные работы или устные опросы и выставлять оценки, что отнимало много времени. С помощью компьютерного тестирования можно тестировать всю группу одновременно, и автоматизированная система автоматически выставит оценку в соответствии с заранее заданным алгоритмом, а у преподавателя высвободится время для других видов работы, например, повышения педагогической квалификации.

Отношение к тестированию как к способу контроля очень неоднозначное и среди преподавателей, и среди студентов.

Автором статьи был проведен опрос об отношении к тестированию знаний в группах студентов 2 курса Финансового университета. В опросе приняли участие 60 человек.

Были заданы вопросы и получены ответы:

Абс. (чел.) %

1. Как вы относитесь к тестированию?

а) положительно, 19 32%

б) отрицательно, 13 22%

в) безразлично 28 47%

2. Является ли для вас метод тестирования предпочтительным в качестве

метода контроля знаний?

а) да, 38 63%

б) нет 22 37%

3. Считаете ли вы тестирование наиболее объективным методом контроля?

а) да, 43 72%

б) нет 17 28%

4. Какая из форм тестовых заданий вам больше нравится

а) закрытая форма с одним правильным ответом, 35 58%

б) закрытая форма с двумя и более правильными вариан-

тами ответов, 3 5%

в) открытая форма для формулировки и ввода ответа самим

студентом, 10 17%

г) форма на установление соответствия для выбора из двух

приведенных множеств объектов пары, 8 13%

д) форма на установление правильной последовательности 4 7%

30

25

20

47%

50%

45%

40%

35°%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

положительно

отртцательно ■ Абс. ^^Проц.

безразлично

Рис. 1.Отношение студентовк тестированию, Финансовый университет, 2 курс

Отношение студентов к тестированию как форме контроля знаний!

41%

45%

40%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

положительно

отрицательно

нейтрально

■ Абс.

■Проц.

Мнения респондентов распределились следующим образом: около половины студентов (47%) проявляет безразличие к тестированию как форме контроля успеваемости, треть (32%) относится к тестированию знаний положительно, а остальные (22%) выражают негативное отношение. Результаты представлены на диаграмме на рис. 1.

Негативное отношение к тестированию зачастую обусловлено невнимательным и поверхностным прочтением вопросов и вариантов ответов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти данные не противоречат результатам опросов, проведенных в других вузах, например, анонимного анкетирования 90 студентов 3 курса Юридической академии, возраст от 19-21 года (рис. 2) [5].

Результаты опроса показали, что около двух третей (63%) выбрали метод тестирования предпочтительным в качестве метода контроля знаний, а более двух третей студентов (72%) назвали форму компьютерного тестирования наиболее объективным методом контроля.

Рис. 2.0тношение студентовкоестированию, Юртдическая акадтмия, 3 курс

Фектичессе с уществоюв .аил ичтыефоршеестовыхзадасий, такии га к закрытая фтрма с очтемилчОетттвариасюмееезетов. Сюда стесксноотнести и фа^ытдс сопоставление понятий и установление правильной последовательно-ктт, в также чтфыаоя фомма [(с].

МРуткотам былзансн оопрособ оыношеаии кразнсмфоооаю тсытовыхза-дадды. [та) доточамме 2% |сма. т зредмтоылетд! рез^зтзныопртое.

На установление правильной последовательности (Установить верную последовательность в соответствие со сформулированным критерием упорядочения)

На установление соответствия (Выбрать из двух приведенных множеств объектов пары)

Открытая (Сформулировать и ввести ответ самим обучаемым)

Закрытая (Выбрать нескольких правильных вариантов ответов из предложенных)

Закрытая (Выбрать 1 правильный вариант ответа из предложенных)

0И 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рис. 3. Отношение студентов к формам тестовых заданий

Закрытую фф°му с одним правильным вариантом ответа № 1(7%ли 58%.

Для студента эта форма кажется наиболее простой. Но простота представляется лишь на первый взгляд. Если при составлении заданий в такой форме разработчикитестоо удапели жестыточное ^нит^^ние подбору дистракторов, то угадать правилоныйсявет ЗДот нелегко.

15

10

5

0

58%

Закрытую форму с двумя и более правильными вариантами ответов отметили всего лишь 5% студентов, так как в этом случае, не имея знаний, выбрать все правильные ответы представляется непросто.

Форму на установление соответствия отметили 13% опрошенных.

Форма на установление соответствия является одной из форм закрытых тестовых заданий. Здесь студент должен сопоставить элементы из списка вопросов с элементами из списка ответов, например, события с датами. Для усложнения такого типа тестовых заданий разработчик должен предложить в качестве ответа один или более лишних вариантов-дистракторов.

Форму на установление правильной последовательности отметили 7% опрошенных.

Такой тип тестовых заданий, на первый взгляд, несложный, но требует четкого понимания порядка (алгоритма) действий, т. е. умения выстроить технологическую цепочку процесса. Вероятность угадывания правильного ответа здесь крайне мала. Здесь требуются знания.

Открытой форме тестовых заданий предпочтение отдали 17% опрошенных.

Тестовые задания открытой формы являются наиболее сложными как для студентов, так и для разработчиков теста.

Для студентов они сложны, потому что такие задания требуют конкретного знания, так как не предоставляют готовых вариантов ответов и этим сводят эффект угадывания ответа к нулю.

Для разработчиков тестов открытая форма требует особой ответственности. Студент должен видеть четкую инструкцию, касающуюся ввода ответа. Например, «ответ введите прописными буквами» или «ответ дайте с точностью до десятых», или «ответ введите в именительном падеже» и т. д. Если таких четких указаний нет, то должны быть предусмотрены при формировании перечня ответов для сравнения с введенным студентом ответом разные варианты ввода.

Все формы тестовых заданий могут использоваться для контроля знаний в любых дисциплинах, но тестирование является наиболее эффективным в учебных дисциплинах, где вопросы могут быть точно сформулированы, а правильные ответы легко идентифицированы. Есть большой перечень учебных дисциплин или их разделов, в которые тестовый метод контроля органично вписывается. Выбор формы тестовых заданий зависит от методологического подхода к процессу обучения. Напротив, в темах, где задачи требуют более сложных мыслительных процессов, таких как математические вычисления, сравнительные анализы, логические умозаключения или визуальная интерпретация, тестирование может не быть столь привлекательным методом оценки.

Библиографический список

Студенты должны быть эмоционально готовы к процедуре тестирования. Это зависит от правильной организации процесса тестирования. Студенты должны быть заранее знакомы с автоматизированной системой тестирования, знать количество задаваемых вопросов, время, отведенное на опрос, ориентироваться в формах тестовых заданий. Возникает вопрос: в каком формате и должны ли студенты получать материал для подготовки к тестированию?

Опыт показывает, что если проводить тестирование после прохождения темы или раздела дисциплины, не дав студентам ознакомиться с вопросами теста, то в результате испытания мы увидим оценки ниже возможных даже у успевающих студентов.

Если студенты получают материал для подготовки, содержащий тестовые вопросы и варианты ответов к ним даже без указания правильных ответов, то чаще всего в результате испытания мы увидим оценки выше ожидаемых по группе, так как в процессе подготовки ответы будут заучены механически.

Из этого следует, что для получения адекватного результата правильным вариантом может быть предоставление студентам вопросов без указания вариантов ответов, как при любой форме контроля.

Широко признается, что тестирование является эффективным методом контроля знаний. Это возможно только при применении качественных тестов. Качество тестов зависит от правильно подобранных форм тестовых заданий, грамотно составленных вопросов, ответов и дистракторов, а это связано с профессионализмом составителей - преподавателя-предметника и тестолога [1].

К специалистам в любой области предъявляются определенные требования. Кроме знаний в области тестологии, тестолог должен уметь пользоваться компьютерными программами, которые применяются при составлении банков тестов и в проведении непосредственно тестирования, иметь знание основных понятий, категорий, методов педагогики. Кроме профессиональных требований, нужно выделить и личностные качества тестолога. Это, безусловно, внимательность, усидчивость, ответственность, так как от того, насколько грамотно составлены тестовые задания, зависит оценка испытуемого.

Тем не менее тестирование нельзя назвать уникальным и единственным способом контроля знаний. К сожалению, с помощью тестового метода невозможно понять и проверить ход решения, логику рассуждения, а также способы и методы решения примера или задачи. Это еще раз подчеркивает, что нельзя исключать другие методы обучения и контроля, такие как контрольные работы, устные опросы, коллоквиумы и другие [6].

1. Кижнер Ю.К. Место тестолога в повышении эффективности тестирования. Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2022: 61-65.

2. Тестология. Большая российская энциклопедия. Available at: https://bigenc.ru/c/testologiia-f956ed

3. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий: учебная книга. Москва: РГБ, 2006.

4. Аванесов В.С. Теория и практика педагогических измерений (материалы публикаций). Подготовлено ЦТ и МКО УГТУ-УПИ, 2005.

5. Тимофеев Д.А., Разаков Д.Х., Разаков И.Д. Отношение студентов к использование тестовых заданий в системе методов контроля и оценки знаний. Мировые тенденции развития науки, образования, технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021: 103-105. Available at: https://apni.ru/article/2540-otnoshenie-studentov-k-ispolzovanie-testovikh

6. Кижнер Ю.К. Особенности контроля практических навыков учащихся. Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. 2022: 49-53.

References

1. Kizhner Yu.K. Mesto testologa v povyshenii 'effektivnosti testirovaniya. Razvitie sovremennoj nauki i tehnologij v usloviyah transformacionnyh processov: sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2022: 61-65.

2. Testologiya. Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya. Available at: https://bigenc.ru/c/testologiia-f956ed

3. Avanesov V.S. Kompoziciya testovyh zadanij: uchebnaya kniga. Moskva: RGB, 2006.

4. Avanesov V.S. Teoriya ipraktika pedagogicheskih izmerenij (materialy publikacij). Podgotovleno CT i MKO UGTU-UPI, 2005.

5. Timofeev D.A., Razakov D.H., Razakov I.D. Otnoshenie studentov k ispol'zovanie testovyh zadanij v sisteme metodov kontrolya i ocenki znanij. Mirovye tendencii razvitiya nauki, obrazovaniya, tehnologij: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod: OOO Agentstvo perspektivnyh nauchnyh issledovanij (APNI), 2021: 103-105. Available at: https://apni.ru/article/2540-otnoshenie-studentov-k-ispolzovanie-testovikh

6. Kizhner Yu.K. Osobennosti kontrolya prakticheskih navykov uchaschihsya. Aktual'nyeproblemy obschestva, 'ekonomikiiprava vkontekste global'nyh vyzovov: sbornik materialov XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2022: 49-53.

Статья поступила в редакцию 21.05.24

УДК 378.14

Kovaleva N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Didactics, Methods and Technologies of Education Department, Sevastopol State University

(Sevastopol, Russia), E-mail: nskovaleva26@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5247-2590

FORMATION OF FUTURE TEACHERS' ECOLOGICAL RESPONSIBILITY. The task of students' ecological responsibility formation and finding effective ways to develop school teachers' liable attitude to the ecological issues and eco-friendly processes is becoming more urgent in modern conditions. The article is aimed at modern technologies consideration for forming students' ecological responsibility through the use of interactive techniques, based on methods of ecological psy-chopedagogy (formation of a subjective attitude towards nature) and ones of developmental ecopsychology (formation of personal experience of unity with nature). The research objectives are: to conduct a theoretical analysis on the problem of ecological responsibility in the context of environmental education; to develop a methodological recommendations dealing with given issues. To diagnose the main components of environmental responsibility, the subtests and the value-normative method of G.E. Zalessky are used. The study provides recommendations for developing environmental responsibility. In conclusion, methods of environmental education and eco-psychological interaction are described.

Key words: nature, ecological crisis, environment, environmental education, responsibility, professional training, ecopsychology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.