Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕСТОВОГО МЕТОДА КАК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕСТОВОГО МЕТОДА КАК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тест / тестология / метод / оценивание / дистрактор / подготовка / проведение / обработка / закрытая форма заданий / закрытая форма заданий / test / testology / method / evaluation / distractor / preparation / conduct / processing / closed form of tasks / closed form of tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдов Денис Геннадьевич, Капаев Максим Александрович, Куприянов Андрей Юрьевич

В данной статье рассмотрены основные особенности тестового метода как формы контроля знаний. Представлены основные подходы к определению данного метода. Выделены основные этапы тестирования. Перечислены основные требования креализации тестового метода. Раскрыты содержательные аспекты вариантов тестовых заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдов Денис Геннадьевич, Капаев Максим Александрович, Куприянов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE TEST METHOD AS A FORM OF KNOWLEDGE CONTROL

This article discusses the main features of the test method as a form of knowledge control. The main approaches to the definition of this method are presented. The main stages of testing are highlighted. The main requirements for the implementation of the test method are listed. The content aspects of the variants of test tasks are revealed.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕСТОВОГО МЕТОДА КАК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _92 УДК 001.8

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕСТОВОГО МЕТОДА КАК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ1 CHARACTERISTICS OF THE TEST METHOD AS A FORM OF KNOWLEDGE CONTROL

ДАВЫДОВ Денис Геннадьевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры права и философии,

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева». 430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11А. E-mail: davden81@mail.ru;

КАПАЕВ Максим Александрович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры права и философии,

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева». 430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11А. Е-mail: kapaev11@inbox.ru;

КУПРИЯНОВ Андрей Юрьевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры права и философии,

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева». 430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11А. Е-mail: kupriandr@yandex.ru;

DAVYDOV Denis G.,

PhD, Associate Professor of the Department of Law and Philosophy, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev. 430007, Republic of Mordovia, Saransk, Studentskaya str., 11A. E-mail: davden81@mail.ru ;

KAPAEV Maxim A.,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Law and Philosophy, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev. 430007, Republic of Mordovia, Saransk, Studentskaya str., 11A. E-mail: kapaev11@inbox.ru;

KUPRIYANOV Andrey Yu.,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Law and Philosophy, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev. 430007, Republic of Mordovia, Saransk, Studentskaya str., 11A. E-mail: kupriandr@yandex.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассмотрены основные особенности тестового метода как формы контроля знаний. Представлены основные подходы к определению данного метода. Выделены основные этапы тестирования. Перечислены основные требования креализации тестового метода. Раскрыты содержательные аспекты вариантов тестовых заданий.

Abstract: This article discusses the main features of the test method as a form of knowledge control. The main approaches to the definition of this method are presented. The main stages of testing are highlighted. The main requirements for the implementation of the test method are listed. The content aspects of the variants of test tasks are revealed.

Ключевые слова: тест, тестология, метод, оценивание, дистрактор, подготовка, проведение, обработка, закрытая форма заданий, закрытая форма заданий.

Keywords: test, testology, method, evaluation, distractor, preparation, conduct, processing, closed form of tasks, closed form of tasks.

Для цитирования: Давыдов Д.Г., Капаев М.А., Куприянов А.Ю. Характеристика тестового метода как формы контроля знаний // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 92-95. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_92.

For citation: Davydov D.G., Kapaev M.A., Kupriyanov A.Yu. Characteristics of the test method as a form of knowledge control // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 92-95. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_92.

Статья поступила в редакцию: 20.10.2023

Привести логичное обоснование термина «тест» считали своим долгом многие российские тестологи. Именно так было сформировано множество различных подходов к определению понятия «тест», многообразие которых в первую очередь связано с тем, что тестология как наука прошла длительный путь в своем развитии: от своего зарождения в составе психологии - до отражения в медицине, педагогике, социологии и других науках, став междисциплинарной [8, с. 62].

В данной работе мы рассмотрим термин «тест» применительно к педагогической сфере научной деятельности и представим признанные и наиболее распространенные интерпретации данного понятия, авторами которых являются В.С. Аванесов и А.Н. Майоров, внесшие соразмерный их известности вклад в развитие отечественного тестового метода.

Работа В.С. Аванесова «Форма тестовых заданий» отражает в себе авторское видение понятия «педагогический тест» и обосновывается им как «система параллельных заданий возрастающей трудности, специфической формы, которая позволяет качественно и эффективно измерить уровень и структуру подготовленности испытуемых» [2, с. 11].

А.Н. Майоров имеет несколько иной подход, который был сформулирован в его труде «Теория и практика создания тестов для систе-

1 Статья написана в рамках сетевого гранта «Реализация основных концепций правового обучения в условиях педагогического вуза» с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

мы образования». Автор определяет тест как «инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии и анализа результатов для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений, измерение которых возможно в процессе систематического обучения» [6, с. 13].

Оба приведенных выше определения понятия «тест» отражают его специфику как метода оценки результативности обучения. Однако следует отметить, что раскрытие сущности данного термина в большей степени было осуществлено Майоровым, поскольку, определяя результаты процесса обучения, он делает акцент не только на измерение учебных достижений, но и на установление уровня развития «качеств и свойств личности», чтобезусловно является значимым в условиях современного процесса образования.

Продолжая раскрытие основных терминологических категорий тестологии, введем в оборот понятие «тестовое задание», которое можно определить как единицу теста, характеризующуюся краткостью и логичностью формулировки и собственно «педагогическое тестирование» - форму измерения знаний учащихся, основанную на применении педагогических тестов[5].

Все вышеприведенные термины взаимосвязаны друг с другом и образуют единую систему, в которой каждая составная единица важна и не может быть изъята, поскольку в этом случае процесс тестирования станет невозможен.

Отметим, что сама процедура тестирования подразделяется на несколько существенных этапов - подготовка, проведение, обработка результатов.

Первый этап представляет собой качественную подготовку тестового материала. Данный этап является наиболее важным и ответственным ввиду того, что именно здесь происходит конструирование теста. В этой связи назревает необходимость более подробного его рассмотрения.

Поскольку тестирование имеет направленность на выявление уровня усвоения учащимся изученного материала, к заданиям, входящим в состав теста, предъявляется ряд требований, которые можно подразделить наобщие и специфические.

В число общих требований, первоочередно, следует включить то, что тестовые задания должны разрабатываться с учетом положений, предъявляемых ФГОС [1], и соответствовать рабочей программе учебного предмета. Уже исходя из этого, определяется направленность теста - те ЗУН, сформированность которых нужно оценить.

Каждое тестовое задание, по своему содержанию, должно иметь определенную смысловую нагрузку, отражающую единичный аспект учебного предмета, и не должно повторяться. Сам подход к содержанию заданий должен характеризоваться разноплановостью, выраженной в сочетании разноуровневых по сложности и различных по форме, тестовых заданий.

Особое внимание следует уделить формулировке задания, которое должно иметь утвердительную форму. Соответственно, исключаются вопросительные предложения так часто встречающиеся в ряде «некорректных» тестов. Текст заданий должен конструироваться с учетом таких критериев как: грамотность, четкость и ясность изложения. Автор теста, при его разработке, должен избегать двусмысленности или неопределенности формулировок, передавать суть заданий кратко, без лишней витиеватости речевых оборотов. Необходимо исключить также и использование отрицаний в предложении, сложных для восприятия символов и знаков. Помимо этого, текст задания не может начинаться с таких частей речи: как союз, предлог или частица [3, с. 9].

Следующее, на что необходимо направить внимание - это варианты ответов, среди которых должны быть один или несколько правильных (в зависимости от формы заданий теста), а также группа неверных ответов, которые именуются дистракторами.

Верный ответ, равно как и дистрактор, не должен быть слишком очевидным. Это означает, что учащийся с отсутствием знаний по вопросу задания, не должен выбрать верный ответ лишь исходя из нелогичности и смысловой неотносимости других ответов, предложенных заданием теста. Ответ должен быть изложен в краткой форме и по размерам соответствовать неверным ответам из перечня. Все варианты ответа должны быть грамматически связаны с текстом задания, в противном случае задача выбора верного ответа учащимся существенно облегчается. Не стоит забывать и о важности стиля изложения заданий в рамках одного теста, единство которого должно прослеживаться из задания в задание.

Соблюдение перечня критериев, который можно назвать общим для всех разновидностей тестов, позволит сформировать своего рода базис тестового задания. Однако для успешного завершения компетентно разработанного теста, необходимо учитывать и специфичность форм заданий, о чем и пойдет речь далее.

Рассмотрим четыре варианта тестов, отличающихся по форме заданий - это закрытые и открытые, тесты, содержащие задания на соответствие и установление правильной последовательности. Данное разделение было введено в научный оборот В.С. Аванесовым, в сопровождении соответствующей терминологии. Кратко изложим ее суть:

- задания закрытого типа - это задания, предполагающие выбор одного или нескольких ответов из предложенного списка;

- задания открытого типа - это задания, где необходим сформулировать ответ, состоящий из слова или словосочетания, самостоятельно;

- задания на установление соответствия - это задания, основанные на выявлении соответствия между элементами двух множеств;

- задания на установление правильной последовательности - это задания, направленные на приведение в соответствующий порядок перечня объектов, действий или процессов. Безусловно, наработка теста может включать в себя как весь приведенный перечень вариантов заданий, так и некоторые из них [2, с. 100].

Требования к закрытому формату задания теста можно сформулировать следующим образом:

1) утверждение, представленное в основной части, должно становиться верным или ложным, в зависимости от подстановки ответа;

2) краткое изложение смысла задания в рамках 7-8 слов одного предложения, которое должно включать характеристики, раскрывающие суть задания - для ответа остается лишь несколько вариантов;

3) ассоциативный выбор варианта ответа исключается. Учащийся должен ориентироваться на знания и практический опыт, а не на догадки;

4) в тесте закрытого типа не может быть больше пяти вариантов выбора ответа на задание. Наиболее приемлемое число вариантов -

четыре;

5) верных ответов в задании может быть как один, так и несколько;

6) угадыванию ответа способствует использование таких слов как: «всегда», «иногда», «ни одного» или «все», поэтому при составлении ответов на задание их следует исключить.

Открытая форма заданий также имеет свои критерии:

1) простая синтаксическая конструкция предложений, составляющих задание теста, которая исключает использование повторов и двойных отрицаний;

2) пропуск понятия имеет обозначение в тексте в виде точек или нижнего подчеркивания, которые имеют равную длину. Постановка данных знаков зависит от роли понятия в тексте задания, которая должна быть ключевой;

3) ответ состоит из слова или сочетания двух слов, не более;

4) автор задания должен учесть все вариации верного ответа, которые представляются им в ключе теста.

Рассмотрим требования, предъявляемые к тестовым заданиям на соответствие:

1) установление соответствия между группами объектов, одинакового размера или же с наличием лишней позиции (что предпочтительнее), должно быть однозначным. Следовательно, элементу из левого столбца должен соответствовать подходящий по смыслу объект из правого столбца;

2) задание теста сопровождается стандартизированной инструкцией, начинающейся со слов «Установите соответствие...».

Построение заданий на установление правильной последовательности также обладает собственной спецификой. Прежде всего это

однозначность располагаемых относительно друг друга элементов, которая исключает возможность повторения любого из них. Помимо этого, задание должно содержать указание на направление последовательности. Это может быть расположение объектов в порядке убывания или возрастания, в хронологической последовательности и прочее. Инструкция выполнения задания также имеет свои особенности, главной из которых является ее формулировка - «Установите правильную последовательность».

аким образом, реализация первого этапа педагогического тестирования во многом является более затрудненной, нежели последующих. Необходимо отметить, что конструирование теста зависит от компетентности в данном вопросе учителя-разработчика, который не только должен на высоком уровне владеть преподаваемым предметом, но и обладать знаниями в области тестологии, умениями их практического применения. К сожалению, в российской системе подготовки педагогических кадров данному вопросу уделяется недостаточно внимания, что является существенным упущением.

Следующей ступенью реализации тестирования является его проведение. Данный этап предполагает объяснение правил заполнения тестовых бланков, а также их раздачу. Строгость и дисциплина - вот две составляющие, которые сделают процесс реализации тестового метода успешным. При этом важно учитывать, что эффективность тестирования зависит по большей части от того насколько объективны собранные данные. В этой связи на учителя возлагается ответственность наблюдателя, который пресечет любые попытки списывания. Это касается как тестов, проводимых на бумажных носителях, так и тестов, реализуемых посредством компьютерных технологий. Оба варианта имеют собственную специфику, учесть которую особенно важно при проведении тестирования.

Важно отметить, что учитель-наблюдатель не должен своими действиями оказывать давление на коллектив класса, совершать шумные движения, мешающие концентрации учащихся, вести диалог со школьниками на отличные от текущей учебной задачи темы. Следовательно, на данном этапе важно создать психологически стабильную атмосферу написания теста, уравнять возможности учащихся в честном демонстрировании своих знаний, исключив угрозу списывания.

Заключительный этап тестирования - это обработка полученных результатов, которая позволит сделать вывод об усвоении изученного материала школьником и уровне его знаний. Особую важность на данном этапе играет ключ ответов, разработанный совместно с заданиями теста. Он не должен иметь в своем составе неверных утверждений, наиболее полно отражать вариативность ответов, что особенно важно для заданий открытого типа, где учащийся самостоятельно формулирует ответ, выражающий его видение решения тестового задания.

Значимость ключа ответов - бесспорна, поскольку оценивание результатов проведенного теста строится не на тексте каждого задания, а лишь на его номере и соответствующем ему варианте ответа - это существенно упрощает проверку правильности выполненного теста, однако допущенная при разработке ключа ответов ошибка может существенно подорвать объективность оценивания, вызвать недовольство учащихся и даже падение авторитета учителя. В этой связи учитель должен ответственной подходить к разработке заданий теста и ответов на них.

Становится очевидной взаимосвязь всех этапов реализации тестирования - от разработки самих заданий, их реализации в классе до проверки результата. Нарушение сбалансированности тестирования в рамках любого из данных этапов - недопустимо. Даже малейшая погрешность в процедуре измерения может привести к непредсказуемому, но заведомо необъективному результату.

Таким образом, тестирование - это многоступенчатый процесс, ключевым понятием которого является тест. Необходимо соблюдение требований к созданию материала тестовых заданий. В частности, обязательным является включение в тест заданий, различающихся по типу конструкции и уровню сложности, что обеспечит большую объективность теста, исключит излишнюю легкость или трудность выполнения заданий тестирования. Именно сбалансированный, грамотно сконструированный тест, соответствующий перечню приведенных выше критериев, будет куда эффективнее, нежели тест, разработанный без соответствующей компетенции.

Библиография:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Приказ Министерства просвещения РФ № 287 от 31.05.2021 г.] - Текст: электронный // Гарант: официальный сайт. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 20.08.2023).

2. Аванесов, В. С. Форма тестовых заданий : учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей / В. С. Аванесов. -М.: Интеллект-Центр, 2005. - 156 с. - Текст : непосредственный.

3. Белоус, О. В. Использование тестов как инструмента контроля и обучения в современной школе / О. В. Белоус, Ю. А. Белоус // Проектирование образовательных систем в условиях реализации ФГОС : Материалы Международной научно-практической конференции, 26 апреля 2018 г. / Отв. ред. Е.А. Плужниковой ; Армавирский государственный педагогический университет. - Армавир, 2018. - С. 7-10.

4. Буянова, И. Б. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов к оцениванию образовательных результатов обучающихся / И. Б. Буя-нова, С. Н.Горшнина. - Т екст : непосредственный // Гуманитарные науки и образование. -2019. - Т. 10. - № 4 (40). - С. 13-19.

5. Захарова, Т. И. Т естирование как эффективная форма контроля знаний / Т. И. Захарова. - Т екст : электронный //Образовательная социальная сеть. URL: https://nsportal.ru/shkola/materialymetodicheskikhobedinenii/library/2019/09/08/testirovanie-kak-effektivnaya-forma (дата обращения 02.08.2023).

6. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А. Н. Майоров. - М.: Интеллект-Центр, 2001. - 298 с. - Текст : непосредственный.

7. Федотова, В.С. Организация тестирования знаний студентов по основам кадастра недвижимости и мониторинга земель / В. С. Федотова. - Т екст : непосредственный // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - Т. 13. - № 1 (49). - С. 95-104.

8. Шмелев, А. Г. Тестология - это не только психометрические тесты / А. Г. Шмелев. - Текст : непосредственный // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2019. - № 4. - С. 61 -75.

References:

1. On the approval of the Federal state educational standard of basic general education [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 287 dated 05/31/2021] - Text: electronic // Garant: official wsbsite. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920 / (date of appeal 08/20/2023).

2. Avanesov, V. S. The form of test tasks : a textbook for teachers of schools, lyceums, teachers of universities and colleges / V. S. Avanesov. - M.: Intellect Center, 2005. - 156 p. - Text : direct.

3. Belous, O. V. The use of tests as a tool for control and learning in a modern school / O. V. Belous, Yu. A. Belous // Designing educational systems in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard : Materials of the International Scientific and Practical Conference, April 26, 2018 / ed. by E.A. Pluzhnikova ; Armavir State Pedagogical University. - Armavir, 2018. - pp. 7-10.

4. Buyanova, I. B. Practice-oriented training of future teachers to assess the educational results of students / I. B. Buyanova, S. N.Gorshnina. - Text : direct // Humanities and education. -2019. - T. 10. - № 4 (40). - Pp. 13-19.

5. Zakharova, T. I. Testing as an effective form of knowledge control / T. I. Zakharova. - Text : electronic //Educational social network. URL: https://nsportal.ru/shkola/materialymetodicheskikhobedinenii/library/2019/09/08/testirovanie-kak-effektivnaya-forma (accessed 08/02/2023).

6. Mayorov, A. N. Theory and practice of creating tests for the education system / A. N. Mayorov. - M.: Intellect Center, 2001. - 298 p. - Text : direct.

7. Fedotova, V.S. Organization of testing students' knowledge on the basics of real estate cadastre and land monitoring / V. S. Fedotova. - Text : direct // Humanities and education. - 2022. - T. 13. - № 1 (49). - Pp. 95-104.

8. Shmelev, A. G. Testology is not only psychometric tests / A. G. Shmelev. - Text : direct // Bulletin on pedagogy and psychology of Southern Siberia. - 2019. - No. 4.

- pp. 61-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.