Научная статья на тему 'ДИСКУССИОННЫЙ МЕТОД И ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ'

ДИСКУССИОННЫЙ МЕТОД И ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУССИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / МЕТОД / УЧЕНИК / ОЦЕНИВАНИЕ / КОНФЕРЕНЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдов Денис Геннадьевич, Капаев Максим Александрович, Куприянов Андрей Юрьевич

В данной статье рассмотрены основные особенности реализации дискуссионных методов в проектной деятельности по праву. Представлены основные виды дискуссий. Показана организационная роль учителей школ в организации дискуссионной работы. Перечислены основные требования к организации проектной работы. Проанализированы основные особенности реализации дискуссионных методов в проектной деятельности. Раскрыты содержательные аспекты проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдов Денис Геннадьевич, Капаев Максим Александрович, Куприянов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSION METHOD AND PROJECT TECHNOLOGY IN LEGAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

This article discusses the main features of the implementation of discussion methods in project activities in law. The main types of discussions are presented. The organizational role of school teachers in the organization of discussion work is shown. The main requirements for the organization of project work are listed. The main features of the implementation of discussion methods in project activities are analyzed. The substantive aspects of the project activity are disclosed.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИОННЫЙ МЕТОД И ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_7_39 УДК-001.8

ДИСКУССИОННЫЙ МЕТОД И ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ1 DISCUSSION METHOD AND PROJECT TECHNOLOGY IN LEGAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

ДАВЫДОВ Денис Геннадьевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры права и философии

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева». 430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11А. E-mail: davden81@mail.ru;

КАПАЕВ Максим Александрович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры права и философии

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева». 430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11А. Е-mail: kapaev11@inbox.ru;

КУПРИЯНОВ Андрей Юрьевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры права и философии

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева». 430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11А. Е-mail: kupriandr@yandex.ru;

DAVYDOV Denis Gennadievich,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Law and Philosophy FGBOU HE "Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev". 430007, Republic of Mordovia, Saransk, Studentskaya str., 11A. E-mail: davden81@mail.ru ;

KAPAEV Maxim Alexandrovich,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Law and Philosophy FSBEI HE "Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev". 430007, Republic of Mordovia, Saransk, Studentskaya str., 11A. E-mail: kapaev11@inbox.ru;

KUPRIYANOV Andrey Yuryevich,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Law and Philosophy FSBEI HE "Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev". 430007, Republic of Mordovia, Saransk, Studentskaya str., 11A. E-mail: kupriandr@yandex.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассмотрены основные особенности реализации дискуссионных методов в проектной деятельности по праву. Представлены основные виды дискуссий. Показана организационная роль учителей школ в организации дискуссионной работы. Перечислены основные требования к организации проектной работы. Проанализированы основные особенности реализации дискуссионных методов в проектной деятельности. Раскрыты содержательные аспекты проектной деятельности.

Abstract: This article discusses the main features of the implementation of discussion methods in project activities in law. The main types of discussions are presented. The organizational role of school teachers in the organization of discussion work is shown. The main requirements for the organization of project work are listed. The main features of the implementation of discussion methods in project activities are analyzed. The substantive aspects of the project activity are disclosed.

Ключевые слова: дискуссия, рефлексия, метод, ученик, оценивание, конференция, проектная деятельность, интерактивность.

Keywords: discussion, reflection, method, student, assessment, conference, project activity, interactivity.

Статья поступила в редакцию: 12.06.2022

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) требуют перехода к деятельностному способу обучения. При дея-тельностном подходе весь образовательный процесс построен таким образом, что ученики активно участвуют в образовательном процессе, и здесь в полной мере проявляются интерактивные методы обучения.

Важнейшими для современного педагога являются дискуссионные методы и проектная деятельность обучения помогающие реализовать именно интерактивность обучения.

Что же такое дискуссия? Дискуссия является одним из методов всестороннего и глубокого изучение какой-либо учебной темы предмета, в основе которой стоит проблема, мнение на которое в обществе в основном крайне неоднозначное, и как минимум существует две противоборствующих точки. В праве такой проблемой может быть «Смертная казнь: за и против». Таким образом дискуссионный метод обучения является проблемным, и способным формировать инициативность, критическое мышление.

Можно предложить различные темы для дискуссии по праву: «Нужно ли законодательно закрепить право на эвтаназию в РФ?» «Является ли армия необходимым атрибутом государства?» и тд.

1Статья написана в рамках сетевого гранта «Особенности использования дискуссионных методов и дебатов в правовом образовании» с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (руководитель -А. Ю. Куприянов).

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 7(211)

Г.К. Селевко, отмечает что «Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, стимулирование творчества» [3, с. 107].

Необходимо отметить что в педагогической практике при проведении учебного занятия дискуссия используется фрагментарно, получили распространения свернутые формы дискуссионного обмена мнений. К их числу относятся: индивидуальные дискуссии, конференции, дискуссия в СМИ, прогрессивная дискуссия, дискуссия соревнование, семинар-дискуссия, «круглый стол», брифинг и др.

Важно отметить, что дискуссия может стать частью выполнения проекта по праву.

В настоящее время мы видим особое внимание к реализации проектного подхода в современной образовательной системе России. Одной из достоинств, проектной деятельности является развитию с одной стороны самостоятельности, а с другой овладению умения работать в группах, поиск совместных решений. Важно отметить практическую сущность проектов, переход от теоретического образования к достижению конкретных результатов образовательной деятельности.

Среди проектов чаще используемых в методике преподавания права а это практико-ориентированные,информационные, игровые, получили особое распространение исследовательские проекты по праву. Во многом исследовательские проекты схожи с научными работами, и включают в себя его компоненты, актуальность, предмет и объект, цели и задачи, чёткую методологию, источники.

Среди проблем работы над исследовательским проектом можем выделить 1) Реальность проблематики темы проекта 2) Возможность внедрения результатов исследования.

«Использование игрового проекта основано на моделировании игровой ситуации и проектировании цели ожидаемого результата, имеющего в основе решение проблемы» [1, с. 58]. Например, проекты имитирующие заседание реальных государственных органов власти. Это могут быть имитации работы, например органов судебной и исполнительной власти. Здесь мы видим определённое соприкосновение таких методов обучения, как учебная игра и проекты. Здесь возможны варианты дискуссий.

Главное назначение информационного проекта по праву - этонаучить учащихся искать необходимую информацию. Данный проект имеет четкую связь с исследовательским проектом и часто его предваряет, по сути это его важнейшая часть. Здесь школьники участвуют в различных методах научного поиска информации, опрос, анкетирование, эксперимент, метод наблюдения и др.

Особенностью практико-ориентированного проекта является на достижения определённого итога, который может быть связан с участниками проекта, или это решение острых социально-правовых проблем. Важно отметить чёткая формулировка цели и пути достижения этой цели, путём выполнения задач. Здесь необходима дорожная карта проекта, в составлении которой важна роль руководителя проекта, который формулирует реальные задачи и их выполнение. Разумеется, данный проект может продолжаться длительное время, и рассчитан не на один урок.

Тематика проектов должны иметь в своей основе проблемное зерно, актуальными, требующими межкурсовых и межпредметных связей, умениями искать нестандартные решения поставленных задач.

В качестве вариантов мы можем предложить следующие правовые темы, для осуществления проектной деятельности учащихся

- проект «Учебный фильм по правовой тематике»;

- проект «Ток-шоу» (примерная тематика:«Свобода слова», «Глас народа» и др.).

Площадкой для организации проектной деятельности школьников по праву может стать образовательное пространство школы за счет обеспечения взаимодействия общеобразовательной организации и профессионального юридического сообщества. В данном случае тематика проектов должна быть глобальной, охватывать многосторонние виды деятельности школьника. Например, «Знакомьтесь: судебная система России». Одной из главных задач этого проекта является повышение осведомленности учащихся о российской судебной системе. Для осуществления данного проекта необходимо скоординировать участие представителей судебной системы Республики Мордовия.

Необходимо отметить, что данное деление проектов весьма условное. По сути, все проекты должны носить научно-исследовательский характер, и необходимо достижение практико-ориентированного результата. Нам представляется, что каждый вид проекта может стать этапом единого проекта по праву. Например, первым этапом может стать информационный, именно тут происходит формулировка темы и определение методологии исследования. Активную роль здесь играет руководитель проекта, в задачи которого входит организационный компонент, и который обеспечивает координацию участников. Представляется важным обучению участников азам методологии научно-исследовательской деятельности. Игровой проект может стать следующим этапом проекта, и стать вариантом промежуточной апробации результатов исследования. Последний этап может заключаться в итоговой защите и апробации результатов проекта. Среди самых распространённых проблем осуществления проектов гуманитарного плана следует признать проблематичность внедрения результатов работы.

В ходе осуществления проекта должна сформулирована цель проекта.

Возможна ли связь ли проекта с темой занятия? Нам представляется это вполне реальным и осуществимым. Хотя чаще всего эта тема бывает гораздо шире темы урока, хотя возможно более узкое поле деятельности. Например, учебная тема: «Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации». Тема проекта может быть следующей: «Исполнительная и судебная власть в Республики Мордовия».

Среди методистов не существует единого мнения о преимуществах группового или индивидуального проекта. Индивидуальный проект имеет преимущество в оценки достижений конкретного ученика, здесь виден его вклад, ученик несёт личную ответственность за итоговые результаты своей работы Главное преимущество группового проекта заключается в формировании коммуникативных умений школьников, возможности расширить варианты решений задач проекта, многообразия вариантов решения главной проблемы. Безусловным минусом группового проекта является организационный так как, часто сложно найти тему, которая будет вызывать интерес у всех участников. Но с другой стороны позволяет выстроить

систему определённых ролей, позволяющую каждому участнику выполнять определённую роль в проекте согласно личным качествам и склонностям.

К сложным вопросам следует отнести итоговую защиту результатов работы над проектом. В рамках урочной деятельности это представляется весьма сложным, особенно если этот проект достаточно объёмен и охватывает широкие сферы исследования социально-правовой действительности общества. В данном контексте проект выносится во внеурочную сферу деятельности. Среди вариантов представления проекта возможны самые разнообразные варианта от защиты доклада до представления видеофильма, одной из проблем которого может быть правовая грамотность населения. В случае достижения отрицательных показателей, школьники представляют варианты решения проблемы. Необходимо в ходе итоговой защиты активное использование дискуссий.

Необходимым условием проектной деятельности является чёткая система критерий оценивания. Важными пунктами правового проекта должны стать «1) Проблемность вопроса исследования; 2) Оригинальность; 3) Использование исследовательских методов; 4) Использование правовых источников; 5) Практическая значимость полученных результатов; 6) Презентация работы» [5, с. 48].

Проектная деятельность представляет собой объемную и многоаспектную работу, которую должны самостоятельно выполнить ученики. Школьники выбирают интересующую их тему, перечень которых предлагается учителем. При этом важно учитывать следующие обстоятельства:

- задачи изучения курса, раздела, учебной темы;

- характер правового материала (возможность формулирования проблемных задач, развертывания и более детального рассмотрения изложенных в учебнике сюжетов, выстраивания собственных объяснений и оценочных суждений и др.);

- наличие доступных для школьников документов;

- доступность (посильность проекта для школьников данного возраста и возможность их поступательного движения «в зоне ближайшего развития»);

- ресурс учебного времени.

На уроках права проектная деятельность реализуется в рамках выполнения проектов.

Главная цель проектного урока - формирование у учащихся компетентности, умения формулировать проблему, находить способы ее

решения.

Преподавателю необходимо чётко сформулировать требования к результатам работы. Разработать критерии оценивания проекта.

Считаем необходимым использования проектной работы в конце изучения не одного параграфа, а целого раздела. Например, изучение главы «Право и государство» может предполагать выполнение проектов по одному из параграфов или дополнительным темам предложенным учителем. Итоговая защита проекта должна включать в себя проектную дискуссию, включающая в себя определённую группу оппонентов (эту роль можно предложить приглашённым юристам или другим ученикам). Представляется важным в дискуссии научить автора отстаивать свой проект, приводить доказательства озвученных положений.

В процессе работы над проектом в профильных классах «учащиеся интегрируют информацию из различных источников, ищут наиболее эффективные способы решения проблемных задач, работают с ИКТ, общаются друг с другом» [4, с. 167].

Эффективной формой работы может стать разработка и реализация социального проекта.

Предварительная работа над социальным проектом предполагает актуализацию поставленной проблемы. С этой целью предлагают учащимся ознакомиться с документом и ответить на вопросы к ним, чтобы затем выйти на обсуждение.

Таким образом, мы можем отметить, что практическая реализация на уроках права дискуссионных и проектных методов является важным показателем интерактивного обучения и деятельностного подхода. Следует также отметить, что дискуссионные методы, несмотря на их самостоятельность и самодостаточность, являются необходимой частью заключительного этапа проектной технологии.

Следует отметить, что данные методы имеют в своей основе и недостатки. Например, проектная технология не универсальна в своей основе, и необходима чёткая градация их практической реализуемости в различных классах, акцентированное внимание на использование дискуссий может способствовать снижение теоретических знаний по предмету. Также важна подготовка преподавателя по предмету «Праву», здесь желательно иметь кроме педагогического образования ещё специальную юридическую подготовку, или помощь юристов-практиков.

Однако, как показала практика, плюсов гораздо больше. Дискуссионные методы и проектные технологии способствуют расширение кругозора учащихся, формирование устойчивого интереса к предмету «Право».

Библиогра фия:

1. Ильченко, В. Н. Использование метода проектов в целях повышения качества правового образования в школе / В. Н. Ильченко, А. А. Носко // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 4. - С. 56-62.

2. Иоффе, А. Н. Школьное самоуправление: организуем проектную деятельность учащихся / А. Н. Иоффе // Право в школе. - 2011. - № 1. - С. 44-50.

3. Селевко, Г. К. Дискуссия как эффективный метод познания / Г. К. Селевко // Вестник Новосибирского университета. - 1998. - №2. - С. 106-114.

4. Матяш, Н. В. Проектная деятельность как средство развития исследовательской компетентности старшеклассников / Л. В. Верес, Н. В. Матяш // Вестник Брянского государственного университета. - 2013. - № 1-1. - С. 165-169.

5. Морозова, Н. Н. Дискуссионные методы в правовом образовании учащихся / Н. Н. Морозова // Право в школе. - 2010. - № 1. - С. 47-51.

6. Мачехина О.Н. Технология образовательного процесса - ресурс развития школы / О. Н. Мачехина // Преподавание истории в школе. - 2013. - № 1. - С. 5-7.

References:

1. Ilchenko, V. N. Using the project method to improve the quality of legal education at school / V. N. Ilchenko, A. A. Nosko // Pedagogical education in Russia. - 2017. -No. 4. - pp. 56-62.

2. loffe, A. N. School self-government: organizing project activities of students / A. N. loffe // Law at school. - 2011. - No. 1. - pp. 44-50.

3. Selevko, G. K. Discussion as an effective method of cognition / G. K. Selevko // Bulletin of Novosibirsk University. - 1998. - No. 2. - pp. 106-114.

4. Matyash, N. V. Project activity as a means of developing the research competence of high school students / L. V. Veres, N. V. Matyash // Bulletin of the Bryansk State University. - 2013. - No. 1-1. - pp. 165-169.

5. Morozova, N. N. Discussion methods in legal education of students / N. N. Morozova // Law at school. - 2010. - No. 1. - pp. 47-51.

6. Machekhina O.N. Technology of the educational process - a resource for school development / O.N. Machekhina // Teaching history at school. - 2013. - No.1. - p. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.