Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологический кризис / окружающая среда / экологическое образование / профессиональная подготовка / ответственность / экопсихология / nature / ecological crisis / environment / environmental education / responsibility / professional training / ecopsychology

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н С. Ковалёва

Актуальность написания представленной работы связана с тем, что необходимость решения задачи формирования экологической ответственности студентов и поиска эффективных путей формирования у будущих учителей ответственного отношения к экологическим проблемам становится все более насущной в современных условиях. В статье рассмотрены технологии формирования экологической ответственности обучающихся, основанные на методах экологической психопедагогики (становление субъективного отношения к природе) и развивающей экопсихологии (формирование личностного опыта связи с природой). Автором проведен теоретический анализ проблемы экологической ответственности в контексте экологического образования; разработаны методические рекомендации по данным вопросам. Для диагностики основных составляющих экологической ответственности использованы субтесты, а также ценностно-нормативный метод Г.Е. Залесского. Представлены рекомендации по развитию экологической ответственности. В заключение описаны методы экологического образования и экопсихологического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUTURE TEACHERS’ ECOLOGICAL RESPONSIBILITY

The task of students’ ecological responsibility formation and finding effective ways to develop school teachers’ liable attitude to the ecological issues and eco-friendly processes is becoming more urgent in modern conditions. The article is aimed at modern technologies consideration for forming students’ ecological responsibility through the use of interactive techniques, based on methods of ecological psychopedagogy (formation of a subjective attitude towards nature) and ones of developmental ecopsychology (formation of personal experience of unity with nature). The research objectives are: to conduct a theoretical analysis on the problem of ecological responsibility in the context of environmental education; to develop a methodological recommendations dealing with given issues. To diagnose the main components of environmental responsibility, the subtests and the value-normative method of G.E. Zalessky are used. The study provides recommendations for developing environmental responsibility. In conclusion, methods of environmental education and eco-psychological interaction are described.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

Закрытую форму с двумя и более правильными вариантами ответов отметили всего лишь 5% студентов, так как в этом случае, не имея знаний, выбрать все правильные ответы представляется непросто.

Форму на установление соответствия отметили 13% опрошенных.

Форма на установление соответствия является одной из форм закрытых тестовых заданий. Здесь студент должен сопоставить элементы из списка вопросов с элементами из списка ответов, например, события с датами. Для усложнения такого типа тестовых заданий разработчик должен предложить в качестве ответа один или более лишних вариантов-дистракторов.

Форму на установление правильной последовательности отметили 7% опрошенных.

Такой тип тестовых заданий, на первый взгляд, несложный, но требует четкого понимания порядка (алгоритма) действий, т. е. умения выстроить технологическую цепочку процесса. Вероятность угадывания правильного ответа здесь крайне мала. Здесь требуются знания.

Открытой форме тестовых заданий предпочтение отдали 17% опрошенных.

Тестовые задания открытой формы являются наиболее сложными как для студентов, так и для разработчиков теста.

Для студентов они сложны, потому что такие задания требуют конкретного знания, так как не предоставляют готовых вариантов ответов и этим сводят эффект угадывания ответа к нулю.

Для разработчиков тестов открытая форма требует особой ответственности. Студент должен видеть четкую инструкцию, касающуюся ввода ответа. Например, «ответ введите прописными буквами» или «ответ дайте с точностью до десятых», или «ответ введите в именительном падеже» и т. д. Если таких четких указаний нет, то должны быть предусмотрены при формировании перечня ответов для сравнения с введенным студентом ответом разные варианты ввода.

Все формы тестовых заданий могут использоваться для контроля знаний в любых дисциплинах, но тестирование является наиболее эффективным в учебных дисциплинах, где вопросы могут быть точно сформулированы, а правильные ответы легко идентифицированы. Есть большой перечень учебных дисциплин или их разделов, в которые тестовый метод контроля органично вписывается. Выбор формы тестовых заданий зависит от методологического подхода к процессу обучения. Напротив, в темах, где задачи требуют более сложных мыслительных процессов, таких как математические вычисления, сравнительные анализы, логические умозаключения или визуальная интерпретация, тестирование может не быть столь привлекательным методом оценки.

Библиографический список

Студенты должны быть эмоционально готовы к процедуре тестирования. Это зависит от правильной организации процесса тестирования. Студенты должны быть заранее знакомы с автоматизированной системой тестирования, знать количество задаваемых вопросов, время, отведенное на опрос, ориентироваться в формах тестовых заданий. Возникает вопрос: в каком формате и должны ли студенты получать материал для подготовки к тестированию?

Опыт показывает, что если проводить тестирование после прохождения темы или раздела дисциплины, не дав студентам ознакомиться с вопросами теста, то в результате испытания мы увидим оценки ниже возможных даже у успевающих студентов.

Если студенты получают материал для подготовки, содержащий тестовые вопросы и варианты ответов к ним даже без указания правильных ответов, то чаще всего в результате испытания мы увидим оценки выше ожидаемых по группе, так как в процессе подготовки ответы будут заучены механически.

Из этого следует, что для получения адекватного результата правильным вариантом может быть предоставление студентам вопросов без указания вариантов ответов, как при любой форме контроля.

Широко признается, что тестирование является эффективным методом контроля знаний. Это возможно только при применении качественных тестов. Качество тестов зависит от правильно подобранных форм тестовых заданий, грамотно составленных вопросов, ответов и дистракторов, а это связано с профессионализмом составителей - преподавателя-предметника и тестоло-га [1].

К специалистам в любой области предъявляются определенные требования. Кроме знаний в области тестологии, тестолог должен уметь пользоваться компьютерными программами, которые применяются при составлении банков тестов и в проведении непосредственно тестирования, иметь знание основных понятий, категорий, методов педагогики. Кроме профессиональных требований, нужно выделить и личностные качества тестолога. Это, безусловно, внимательность, усидчивость, ответственность, так как от того, насколько грамотно составлены тестовые задания, зависит оценка испытуемого.

Тем не менее тестирование нельзя назвать уникальным и единственным способом контроля знаний. К сожалению, с помощью тестового метода невозможно понять и проверить ход решения, логику рассуждения, а также способы и методы решения примера или задачи. Это еще раз подчеркивает, что нельзя исключать другие методы обучения и контроля, такие как контрольные работы, устные опросы, коллоквиумы и другие [6].

1. Кижнер Ю.К. Место тестолога в повышении эффективности тестирования. Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2022: 61-65.

2. Тестология. Большая российская энциклопедия. Available at: https://bigenc.ru/c/testologiia-f956ed

3. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий: учебная книга. Москва: РГБ, 2006.

4. Аванесов В.С. Теория и практика педагогических измерений (материалы публикаций). Подготовлено ЦТ и МКО УГТУ-УПИ, 2005.

5. Тимофеев Д.А., Разаков Д.Х., Разаков И.Д. Отношение студентов к использование тестовых заданий в системе методов контроля и оценки знаний. Мировые тенденции развития науки, образования, технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021: 103-105. Available at: https://apni.ru/article/2540-otnoshenie-studentov-k-ispolzovanie-testovikh

6. Кижнер Ю.К. Особенности контроля практических навыков учащихся. Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. 2022: 49-53.

References

1. Kizhner Yu.K. Mesto testologa v povyshenii 'effektivnosti testirovaniya. Razvitie sovremennoj nauki i tehnologij v usloviyah transformacionnyh processov: sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2022: 61-65.

2. Testologiya. Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya. Available at: https://bigenc.ru/c/testologiia-f956ed

3. Avanesov V.S. Kompoziciya testovyh zadanij: uchebnaya kniga. Moskva: RGB, 2006.

4. Avanesov V.S. Teoriya ipraktika pedagogicheskih izmerenij (materialy publikacij). Podgotovleno CT i MKO UGTU-UPI, 2005.

5. Timofeev D.A., Razakov D.H., Razakov I.D. Otnoshenie studentov k ispol'zovanie testovyh zadanij v sisteme metodov kontrolya i ocenki znanij. Mirovye tendencii razvitiya nauki, obrazovaniya, tehnologij: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod: OOO Agentstvo perspektivnyh nauchnyh issledovanij (APNI), 2021: 103-105. Available at: https://apni.ru/article/2540-otnoshenie-studentov-k-ispolzovanie-testovikh

6. Kizhner Yu.K. Osobennosti kontrolya prakticheskih navykov uchaschihsya. Aktual'nye problemy obschestva, 'ekonomiki i prava v kontekste global'nyh vyzovov: sbornik materialov XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2022: 49-53.

Статья поступила в редакцию 21.05.24

УДК 378.14

Kovaleva N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Didactics, Methods and Technologies of Education Department, Sevastopol State University

(Sevastopol, Russia), E-mail: nskovaleva26@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5247-2590

FORMATION OF FUTURE TEACHERS' ECOLOGICAL RESPONSIBILITY. The task of students' ecological responsibility formation and finding effective ways to develop school teachers' liable attitude to the ecological issues and eco-friendly processes is becoming more urgent in modern conditions. The article is aimed at modern technologies consideration for forming students' ecological responsibility through the use of interactive techniques, based on methods of ecological psy-chopedagogy (formation of a subjective attitude towards nature) and ones of developmental ecopsychology (formation of personal experience of unity with nature). The research objectives are: to conduct a theoretical analysis on the problem of ecological responsibility in the context of environmental education; to develop a methodological recommendations dealing with given issues. To diagnose the main components of environmental responsibility, the subtests and the value-normative method of G.E. Zalessky are used. The study provides recommendations for developing environmental responsibility. In conclusion, methods of environmental education and eco-psychological interaction are described.

Key words: nature, ecological crisis, environment, environmental education, responsibility, professional training, ecopsychology

Н.С. Ковалёва, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Е-mail: nskovaleva26@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Актуальность написания представленной работы связана с тем, что необходимость решения задачи формирования экологической ответственности студентов и поиска эффективных путей формирования у будущих учителей ответственного отношения к экологическим проблемам становится все более насущной в современных условиях. В статье рассмотрены технологии формирования экологической ответственности обучающихся, основанные на методах экологической психопедагогики (становление субъективного отношения к природе) и развивающей экопсихологии (формирование личностного опыта связи с природой). Автором проведен теоретический анализ проблемы экологической ответственности в контексте экологического образования; разработаны методические рекомендации по данным вопросам. Для диагностики основных составляющих экологической ответственности использованы субтесты, а также ценностно-нормативный метод ПЕ. Залесского. Представлены рекомендации по развитию экологической ответственности. В заключение описаны методы экологического образования и экопсихологического взаимодействия.

Ключевые слова: экологический кризис, окружающая среда, экологическое образование, профессиональная подготовка, ответственность, экопсихология

Концепция устойчивого развития способствует объединению всех сфер деятельности человека - экологической экономической, социальной - для защиты мира от экологического кризиса. «Экологическая проблема цивилизации на современном этапе её развития на Земле обусловлена осознанием того, что технологические возможности человечества стали сравнимы с глобальными процессами планеты» [1, с. 379]. Экологический кризис в настоящее время рассматривается как мировоззренческий, как перелом человеческого сознания и его отношения к природе. Предотвращение и преодоление экологического кризиса невозможно без изменения отношения человека к окружающему миру природы и к себе как части этого мира природы [2].

Огромная ответственность за окружающую среду и будущий генофонд страны лежит не только на государственных структурах, но и на педагогах, обществе. Путь к экологической ответственности видится через эффективное экологическое образование [3, с. 697]. Решение экологических проблем любого масштаба требует перестройки нынешнего доминирующего антропоцентрического типа экологического сознания людей на экоцентрический [1; 4]. «Дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в сочетании с законами природы, при осознании человеком своей реальной роли в системе биотической регуляции. Человечеству предстоит очень трудная задача - внести фундаментальное уважение в своё сознание. Это, в свою очередь, требует изменения многих поведенческих стереотипов» [5, с. 7].

В эпоху создания постиндустриального общества экологическое образование наполняется новым смыслом: оно связано с проблемами национальной безопасности, ответственности перед собой и миром, умением сравнивать свои действия с экологическими принципами. Считается, что система экологического образования выполняет ключевую педагогическую функцию: способствует формированию экологического сознания студентов.

Отношение к окружающей природе формируется в процессе взаимодействия эмоциональной и интеллектуальной сфер сознания людей. Психологическим феноменом, формирование которого может помочь преодолеть экологический кризис, является экологическая ответственность.

Психологический фактор развития у будущих специалистов экологической ответственности дает возможность корректировки модели поведения по окружающей среде. Экопсихология «отличается от традиционной психологии тем, что фокусируется на изучении эмоциональной связи между человеком и Землей» [6].

В этих условиях все более актуальной становится задача усиления экологической направленности образования, отбора эффективных путей развития экологической ответственности и отношения людей к окружающей среде. «Современная бизнес-среда характеризуется неопределённостью, острой глобальной конкуренцией и меняющимися потребительскими ожиданиями» [7, с. 108-222].

Многочисленные публикации показывают особую важность экологического образования сегодня. Соответственно, представляют интерес вопросы, касающиеся личностных качеств студентов, влияющих на формирование экологической ответственности. Р Чавес, М. Малик, Х. Гадери, Вантао Ю. рассматривали экологическую ориентацию и результативность. Они отметили, что поведенческие операции являются важной темой исследования, и раскрыли неявные «связи между управлением операциями и человеческим поведением» [7, с. 108-222]. М. Абоэльмагед внес свой вклад как на теоретическом, так и на управленческом уровне в области устойчивого развития, экоинноваций и экологической ориентации [8].

В.И. Панов относит понятия «экологическое мышление», «экологическую ответственность», «экологическая культура» и «экологическое образование» к контексту устойчивого развития [1, с. 11]. Д.В. Мирошкин, А.В. Гриненко, М.М. Тхуго, О.В. Мизонова, И.Г Кочетков, С.Н. Казакова, Н.Г Милорадова отмечают, что «реализация идей гуманистической педагогики и психологии служит основой ценностного отношения к природе и окружающему миру для формирования нового типа экологического сознания» [4, с. 593]. Они также раскрывают значение восприятия окружающей среды для формирования экоцентрической позиции и отмечают, что очевидно, что взаимодействие между земной цивилизацией и биосферой зашло в тупик.

Конечно, отечественные и зарубежные авторы по-своему правы при анализе экологической ответственности, поскольку каждый из них представляет

данную проблему, исходя из собственных научных позиций. «Пройдя путь самопознания, студенты обретают собственную систему ценностей, целей и убеждений с заданной эго-идентичностью, которые, в свою очередь, определяют зрелые формы личностной саморегуляции...» [8, с. 537].

Если принимать во внимание, что ответственность проявляется в способности принимать, осознавать и оценивать противоречия и трудности, адекватным образом разрешая их [9], экологическую ответственность можно охарактеризовать как осознанное взаимодействие людей с окружающей средой, приверженность экологическим ценностям, саморефлексию и саморегуляцию в окружающей среде при осуществлении выбора стратегий и тактик поведения личности.

При изучении динамики интеграции экологической ответственности в систему личностной зрелости важно опираться на концепцию эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности. Б. Сабойя де Арагао, С. Альфинито оценивают влияние человеческих ценностей на сознательное экологическое поведение. «Универсализм и природоохранные ценности тесно связаны с экологическим поведением» [10, с. 5].

В настоящее время целесообразно использовать технологии, включающие методы экопсихологического взаимодействия с природой.

Таким образом, формирование экологически ответственной личности можно рассматривать как результат экологического образования. Но сложилось противоречие: с одной стороны, наблюдается экологизация дисциплин, насыщение обучения природоохранными мероприятиями, а с другой - выпускник вуза не способен предвидеть и решать экологические проблемы. Одной из причин противоречивой ситуации является несформированность экологической ответственности, что позволяет обозначить актуальную проблему: какие технологии способствуют формированию экологической ответственности будущих учителей? Следует изучить влияние человеческого фактора: человек влияет на экологию, здоровье людей с целью корректировки данного взаимодействия.

Объектом работы является феномен экологической ответственности студентов.

Предмет исследования - методика формирования экологической ответственности.

Цель исследования - обоснование методики формирования экологической ответственности будущих учителей на деятельностной основе с учетом междисциплинарного подхода в процессе профессионального становления.

Основная задача исследования заключается в проведении теоретического анализа проблемы экологической ответственности в контексте экологического образования.

Теоретическая значимость работы состоит в изучении экологической ответственности с целью обоснования актуальности исследования и необходимости реализации методов по формированию экологической ответственности профессионалов.

Практическая значимость заключается в возможности применения предложенных диагностических методов в вузах с целью контроля над процессом формирования экологической ответственности будущих специалистов.

Исследование проводилось в течение 2022-2023 гг. на базе Севастопольского государственного университета (СевГУ), Гуманитарно-педагогического института в несколько этапов. Изучены результаты отношения студентов к загрязнению окружающей среды и его последствиям. Для диагностики основных компонентов экологической ответственности использованы методика исследования экологического сознания, предложенная учёными М.О. Мдивани, В.И. Пановым, Ш.Р. Хисамбеевым, Э.В. Лидской (субтесты), а также ценностно-нормативный метод Г.Е. Залесского.

Теоретической базой изучения экологической ответственности в нашей работе послужили работы таких отечественных ученых, как Б.Г Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Ф. Каптерев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эль-конин и другие, а также исследования зарубежных ученых: А. Маслоу, Г. Олпорта, У. Франкла, З. Фрейда, Э. Фромма, Э. Эриксона и других.

Экспериментальная база: исследование проводилось в Севастопольском государственном университете (СевГУ). В нем приняли участие студенты 1-3 курсов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: Начальное образование и иностранный язык) и 37.05.02 Психология служебной

деятельности (профиль: Психология безопасности) Гуманитарно-педагогического института СевГУ. В эмпирическом исследовании приняли участие 100 человек.

Сбор диагностических данных проводился методом анкетирования студентов с использованием методик экопсихологических исследований, исходным для которых является понятие, согласно которому психическое развитие, обучение, поведение студента и его психическое здоровье не следует рассматривать вне связи данной личности с окружающей средой.

Для определения компонентов экологической ответственности нами была использована шкала из опросника В.И. Панова [11]. Были выделены следующие составные экологической ответственности студента вуза:

- когнитивный (оценочный) компонент (становление экологической грамотности и формирование личностного опыта единства с природой и су бкеотива ного отношения к природе, знаний о последствиях загрязнения природы, развитое восприятие);

- эмоционально-волевой компонент: отношение к природе, умение контролировать свое поведение с целью сохранения ресурсов и защиты экосискен, готовность брать на себя ответственность за отрицательные экологическиапо-следствия;

- поведенческий компонент как саморефлексия и саморегуляция оыбора тактик поведения личности, экологическая культура, осознанное участие в экклн-гической жизни).

Для экопсихологического исследования компонентов экологическойотбетб ственности использованы наиболее эффективные методики известных ученых:

1) для изучения когнитивного (оценочного) компонента была реалозо-вана методика В.И. Панова, Ш.Р. Хисамбеева, М.О. Мдивани, Э.В. Лидской(йбб-тесты «Оценка экологических угроз» и «Экологическая ответственность»), что позволило определить степень экологической грамотности, уровень знаний об экологических изменениях, охране окружающей среды, последствиях залряелбл ния природы, «развитое восприятие и оценка (осознание, понимание, объяснение) объектов среды и получить систематизированную информацию об особенностях восприятия субъектами всех компонентов (пространственного, социального и психодидактического) университетской образовательной среды» [11, с. 83];

2) для изучения эмоционально-волевого компонента проведено исследование экологического сознания по методике В.И. Панова, М.О. Мдивани, Э.В. Лидской и Ш.Р. Хисамбеева (субтест «Единение с природой») [11]. Проведена диагностика следующих показателей эмоционально-волевого компонента: готовность отвечать за последствия своей деятельности; чувство принадлежности к природе; инициативность в сфере охраны окружающей среды посредством продвижения экологических инноваций; стремление помочь природе;

3) для диагностики поведенческого компонента применялась методика В.И. Панова, М.О. Мдивани, Э.В. Лидской и Ш.Р. Хисамбеева (субтест «Ситуации») [11], что позволило проверить 3 поведенческих компонента экологического сознания.

Ценностно-нормативный метод Г.Е. Залесского (ЦНМ) - «метод вовлечения испытуемых в жизненные ситуации путем систематического изменения условий одной и той же задачи» [12, с. 30]. Для проведения диагностики нами созданы ситуативные задачи, в которых вопросы экологии связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов-педагогов.

В настоящее время особенно важна разработка инновационных психологических средств для формирования экологической ответственности в образлз вательном процессе, что положительно влияет на все его компоненты (знания, формирование характера, мировоззрение, культура) и уровень здоровья стодал-тов [12; 13].

Этапами развития экологической ответственности студентов являются следующие:

1. Подготовительный, включающий первоначальную диагностику лфбрмн-рованности компонентов экологической ответственности.

2. Формирующий, основой которого являются технологии форминотанйя у обучающихся экологической ответственности: становление экологической грамотности, добровольная вовлеченность студентов в мероприятиях, связанных с защитой окружающей среды, саморефлексия и саморегуляция в окружающей среде через поддержку и продвижение экологических предложений и инноваций.

3. Итоговый этап - диагностика сформированности компонентов экологической ответственности.

По сравнению с существующими технологиями формирования у обучающихся экологической ответственности наши рекомендации отличаются тем, что они основаны на методах экологического образования и экопсихологического взаимодействия. Экологическая грамотность как составная составляющая экологической ответственности предполагает не только владение экологической информацией, но и знаниями о влиянии природных катаклизмов на наше здоровье.

Эффективным методом формирования личностного опыта практической деятельности по охране окружающей среды мы считаем поэтапное выполнение проектной деятельности: 1. Выбор темы. 2. Разработка и защита проекта. 3. Подведение итогов выполнения проекта. В целом проектно-исследовательская деятельность выступает средством формирования экологической ответственности у студентов вуза.

Методы экопсихологии развития целесообразно применять для формирования личностного опыта единства с природой и субъективного отношения к

природе. В процессе становления взаимоотношений «человек - окружающая среда» «взаимодействия между её компонентами претерпевают определенные изменения. В частности, «окружающая среда» из объекта восприятия постепенно превращается в объект преобразования человеком» [4, с. 593].

Формирования личностного опыта единства с природой и субъективного отнйшйнаякяриЕюде может бытйреалзповсозпйбредойвомметафорбй-скаго лбраза, котнаыйбгздайтлнсблнощбю современных карт метафорических ассоциаций. Использование метафорических ассоциативных карт и материалов покeззразoнтeкcен формирооаниаэлйлогичессоЗотсйтконенносзи, ткк экк-тз-ная технология позволяет раскрыть научную категорию посредством созданных о£5рамов. Их -уншезапонинзюз;oнивключюют в сл^лилнобтбймсмьюс.

Iйбладгютрсизбльнлl3lэтaпйпйнктдeна пepвлнолбльзaaaнбгзoбтокал«Pни-тости компонентов экологической ответственности.

П ослеформирующегоэтапа.которы ре ализацию технологий

формирооакия у иннс^йб ответювеннйсти, нбокeдйнлeнтpoкм

бфо^и^заззоз-^пк^гн^с^и^нка^ эl<oрззичeскoй отнеткяоемнботи наоенглнам нтаое.

1. Оценка когнитивного (оценочного) компонента.

Субзебб «(^анкаэкклогичезких угроз» - модель «взаимодействия чело-нл оа икййpoраl,гэаоoздeMрлвиeролoвйэмяa приpoдзинpияодюначелтонка представлены в сознании как два независимых фактора» [11].

Cy«пббт юркмбогичйккая отвзтэтвйзноозь»- ксзтазлн нкэзогибабэого сознания личности, основанный «на оценке респондентом природоохранных мб^фиятнф зогорые билбофо[сушровагыпри пoмoщиилнющeгоос прзн Oйдooлрпнкoкб злэлзoаэтальаква эккло-ичeезoзлMфa-

ственности» [11].

Pезyльбalыгю«тecтoи«Oцаока оз»н«Эаоло|-ичебмия

азвенлтваззoсто»яaйaпькoФ нннргйнюгзмоспoн сзeдcэмолeноlаa щоа-аамме Г (рий.1).

Начальный этап

Итоговый этап

45 40 35 30 25 20 15 10 5 и

I

рмпжекга щкдсгавле репре

нродынйч н природы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЛИЯНИИ IipBKSjicíIBH ВЛИЯНИИ ■

ироды Hfl Ч Z природы ЛОВОЕйШ шрироду

Пиа,1.Димmoбникa кoгрибнaзoaлкoмп онен та (в %)

Как показывают данные, на начальном этапе студенты имели недостаточ-зыеазаптя 0ббтбацaтбльaыxпйялeю|ю■зияxлeбшнльеблти аeло»акa.ПoтллПлз валась работа по развитию знаний об экологических проблемах, техносферной Плоопазаоэти ироли 46^0X8 в эоолойзящй.

2. Исследование эмоционально-волевого компонента предполагало ис-пбаоззаез инбубтаста «Фциоэккэ с пpийб»ой».PeзyльэaтыккOзeбнe «Едизезолз природой» и ЦНМ зачальзого и итогового этапов предбтавлезы за диаграмме 2 (риб. 2).

Начальный тгап

Итоговый тгап

lili

^всшспрг щщежшс!

ВЕППТООЗЗ

: шыщино Екдашщей

гогашиьююташкаьр ашншк'

^ íMü ш епить шжбп шщттнвн по щщ огв ость т-хакшв

Вио. 2.Диавзрызика элоциозальыо-итлеви-о аомпозозтоНв %)

Результаты данной диагностики демонстрируют несформированность показателей эмоционально-волевого компонента (лишь 10-14% респондентов считают себя частью природы, а на итоговом этапе результаты значительно выше (2И-50%).

3. Диагностика поведенческого компонента представлена субтестом «Си-иуациио.Былитзелиожеиы олро^таотов ив р^ьиезий.Иббледовао-1 ыред-

почтения техногенной среды и природной среды в условиях конфликта.

Методика Г.Е.Залесского (ЦНМ)как«методвовлеченияиспытуемых в жизненные ситуации путем систематического изменения условий одной и той же за-дачя»[10, и.2Я] содержиозадвчос пцЦ^1^ммиситу!^-^няеи, котерыееяеебуют вклячяеностилиияоср^ь^^хддвано^мов ис^мт»с^»^а^чые ецос^т^ея внярбшдт ние» [12, с. 46]. Результаты субтеста «Ситуации» и ЦНМ начального и итогового эоотов иреа ста^г^оиына диаграмме 3 (рис. 3).

Рие.З^иатосзиаасовндегеесногокомптнонта % %)

Результаты эксперимента показывают, что на начальном этапе респонденты при выборе поведения в ситуации конфликта разных сред предпочли социальную и техногенную, а на итоговом - природную среду. Это доказывает cфoвачя»яоннбстьикоцигиея»коT одчеосвченноссикакготтвночауееить эатебя ответственность за экологические последствия и инициативность в сфере охра-ныз кртжсащаЕсреды.

Библиографический список

Экоио гическую ответственность мы охарактеризовали как осознанное взаимодействие людей с окружающей средой, приверженность экологическим цен-ноозям, самортфлексия и саморегуляция в окружающей среде в осуществлении вы^исфазегеи поведения личности. Показателями сформированности экологической ответственности являются следующие способности и умения: знания о влиянии природы на людей и человека на природу; умение определять проблемы экологии; готовностью брать на себя ответственность за экологические последствия; понимание и осознание природных закономерностей; инициативность в сфере охраны окружающей среды через поддержку и продвижение экологических предложений и инноваций. Результаты эксперимента показывают, что важны не только знания об экологии, окружающей среде, но и личностный опыт единства с природой и субъективного отношения к природе.

Анализ теоретических источников по теме исследования позволил акцентировать внимание на следующих моментах:

1. Эгопсихологический аспект процесса формирования экологической ответственности у будущих учителей позволяет создать уникальный объект проблемного взаимодействия на уровне познаний для корректировки модели поведения по отношению к природе, окружающей среде. Экопсихология как междисциплинарная и трансдисциплинарная область фокусируется на синтезе экологии и психологии и содействии устойчивому развитию.

2. Экологическая ответственность проявляется в способности принимать, осознавать и оценивать противоречия и трудности, адекватным образом разрешая их. Она выражается в чувстве готовности действовать, самоопределении и ориентации через переоценку системы ценностей.

3. Реализация методов экологического образования и экопсихологическо-го взаимодействия обеспечила формирование у студентов следующих компонентов экологической ответственности: когнитивного (оценочного); эмоционально-волевого (экологическое (природоцентрическое) сознание); поведенческого.

4. Практический потенциал данного исследования как перспективы даль-теешeгт изучеоия может заключаться в возможности разработки эмпирической модели психологического сопровождения студентов с целью формирования эко-

отв еоственности и сознания будущих учителей.

1. Panov V.I. Ecological Thinking, Consciousness, Responsibility. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013; № 86: 379-383.

2. Yachina N.P., Khuziakhmetov A.N., Gabdrakhmanova R.G. Formation and Development of the Regional System of Continuous Environmental Education of a Teacher. Ekoloji. 2018; № 106: 1315-1322.

3. Bilavych H.V., Borys U.Z., Dovgij O.J., Savchuk A.B., Fedchyshyn N.O., Fedoniuk L.Y., Savchuk B.P. Training of future professionals for sustainable development. WiadLek. 2022; № 75 (3): 697-707.

4. Miroshkin D.V., Grinenko A.V., Tkhugo M.M., Mizonova O.V., Kochetkov I.G., Kazakova S.N., Miloradova N.G. Psychology of Ecological Consciousness. Ekoloji. 2019; № 28 (107): 593-599.

5. Environmental education for sustainable development: theory and pedagogical reality: Materials of the XIV International Scientific and Practical Conference. N. Novgorod: NSPU im. K. Minina, 2017. Part I. 319 p.

6. Robbins J. Ecopsychology: How Immersion in Nature Benefits Your Health. The Yale School of the Environment. 2020. Available at: https://e360.yale.edu/features/ecopsychology-how-immersion-in-nature-benefits-your-health

7. Chavez R., Malik M., Ghaderi H., Yu W., Environmental orientation, external environmental information exchange and environmental performance: Examining mediation and moderation effects. International Journal of Production Economics. 2021; № 240.

8. Aboelmaged M. Direct and indirect effects of eco-innovation, environmental orientation and supplier collaboration on hotel performance: An empirical study. Journal of Cleaner Production. 2018; № 184: 537-549.

9. Kostsova M.V., Mikhaylova A.G., Grishina A.V. The problem of perfectionism and personality maturity in terms of ecological education. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024; № 2 (101): 180-188.

10. Saboyade Aragao B., Alfinito S. The relationship between human values and conscious ecological behavior among consumers: Evidence from Brazil. Cleaner and Responsible Consumption. 2021; Vol. 3.

11. Панов В.И., Мдивани М.О., Кодесс П.Б., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р Экологическое сознание: теория, методология, диагностика. Психологическая диагностика. 2012; № 1: 3-126.

12. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. Москва: МГУ, 1994.

13. Griban G.P., Okhrimenko !.М., Myroshnychenko M.S., Tomenko O.A., Matrosov S.O., Rohovenko M.M. Ecological education and its relationship with students' health. WiadLek. 2022; Vol. 75 (2): 525-532.

References

1. Panov V.I. Ecological Thinking, Consciousness, Responsibility. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013; № 86: 379-383.

2. Yachina N.P., Khuziakhmetov A.N., Gabdrakhmanova R.G. Formation and Development of the Regional System of Continuous Environmental Education of a Teacher. Ekoloji. 2018; № 106: 1315-1322.

3. Bilavych H.V., Borys U.Z., Dovgij O.J., Savchuk A.V., Fedchyshyn N.O., Fedoniuk L.Y., Savchuk B.P. Training of future professionals for sustainable development. Wiad Lek. 2022; № 75 (3): 697-707.

4. Miroshkin D.V., Grinenko A.V., Tkhugo M.M., Mizonova O.V., Kochetkov I.G., Kazakova S.N., Miloradova N.G. Psychology of Ecological Consciousness. Ekoloji. 2019; № 28 (107): 593-599.

5. Environmental education for sustainable development: theory and pedagogical reality: Materials of the XIV International Scientific and Practical Conference. N. Novgorod: NSPU im. K. Minina, 2017. Part I. 319 p.

6. Robbins J. Ecopsychology: How Immersion in Nature Benefits Your Health. The Yale School of the Environment. 2020. Available at: https://e360.yale.edu/features/ecopsychology-how-immersion-in-nature-benefits-your-health

7. Chavez R., Malik M., Ghaderi H., Yu W., Environmental orientation, external environmental information exchange and environmental performance: Examining mediation and moderation effects. International Journal of Production Economics. 2021; № 240.

8. Aboelmaged M. Direct and indirect effects of eco-innovation, environmental orientation and supplier collaboration on hotel performance: An empirical study. Journal of Cleaner Production. 2018; № 184: 537-549.

9. Kostsova M.V., Mikhaylova A.G., Grishina A.V. The problem of perfectionism and personality maturity in terms of ecological education. Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2024; № 2 (101): 180-188.

10. Saboyade Aragao B., Alfinito S. The relationship between human values and conscious ecological behavior among consumers: Evidence from Brazil. Cleaner and Responsible Consumption. 2021; Vol. 3.

11. Panov V.I., Mdivani M.O., Kodess P.B., Lidskaya "E.V., Hisambeev Sh.R. "Ekologicheskoe soznanie: teoriya, metodologiya, diagnostika. Psihologicheskaya diagnostika. 2012; № 1: 3-126.

12. Zalesskij G.E. Psihologiya mirovozzreniya i ubezhdenij lichnosti. Moskva: MGU, 1994.

13. Griban G.P., Okhrimenko I.M., Myroshnychenko M.S., Tomenko O.A., Matrosov S.O., Rohovenko M.M. Ecological education and its relationship with students' health. WiadLek. 2022; Vol. 75 (2): 525-532.

Статья поступила в редакцию 24.06.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.