Научная статья на тему 'Ключевая составляющая системы управления персоналом'

Ключевая составляющая системы управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1019
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / ПОДБОР / ОТБОР / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРИБЫЛЬ / КОЛЛЕКТИВ / PERSONNEL / SELECTION / INTEGRATED APPROACH / STRATEGIC THINKING / PROFIT / COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Побегайлов Олег Анатольевич, Воронин Александр Александрович

Анализируются процессы подбора и отбора кадров. Приводятся средства внешнего и внутреннего подбора, основные подходы к отбору и подбору персонала. Преимущество внутреннего набора – это повышение мотивации у сотрудников к более качественному выполнению обязанностей. Кроме того, этот метод дешевле по сравнению с внешним. Предлагается качественно новый подход к подбору кадров, поступающих на работу в престижные компании. Передовым фирмам необходимы специалисты, обладающие желанием и способностью стратегического планирования развития бизнеса и себя как личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key component of a personnel management system

Selection of shots – one of key components of a personnel management system. Trial and error methods of the personnel share on active and passive, and sources of attraction of shots – external and internal. Active trial and error methods use, in the majority when on a labor market demand exceeds the offer. Passive trial and error methods use when the offer on a labor market exceeds demand. Most widespread of passive methods can call placement of announcements in which the name of open vacancy, requirements to competitors is indicated to a position, work terms of payment. To external sources of attraction of the shots, applied most actively, rank: the announcement on television, in newspapers, on radio, on the Internet; visit by employees of the company of educational institutions; appeal to the centers of employment of the population and staff recruitment agency. Search plus in the company is that fact that when filling vacancy to this position the person familiar with orders of the organization, with its personnel and rate of work that is pledge of successful work gets. The worker adapts for a new position easier. Advantage of an internal set is an increase of motivation at employees to better performance of duties. One more plus – comparative low cost in comparison with external. Qualitatively new approach to selection of the shots arriving for work in the prestigious companies is offered. The experts possessing desire and ability of strategic planning of development of business and as persons are necessary for the advanced company.

Текст научной работы на тему «Ключевая составляющая системы управления персоналом»

Ключевая составляющая системы управления персоналом

О.А. Побегайлов, А.А. Воронин

Жизнедеятельность любой организации, безусловно, связана с потребностью в комплектовании штата сотрудников.

Подбор кадров - одна из ключевых составляющих системы управления персоналом.

Егоршин А.П. в свой работе «Управление персоналом» делает вывод: «Подбор персонала представляет собой процесс отбора подходящих кандидатур на вакантные рабочие места исходя из имеющегося резерва кадров на бирже труда и на предприятии» [1, с. 49].

Подбор персонала, кроме того что обеспечивает режим нормального функционирования организации, непосредственно связан с будущими успехами или неудачами компании в целом.

Сплоченный, работоспособный и «эффективный» персонал - основной критерий долгосрочного успеха. В наше время человеческий капитал - это наиважнейший стратегический ресурс любой организации, высокоэффективное направление вкладывания инвестиций [2].

С умом подобрать штат сотрудников - одна из важнейших задач, стоящих перед руководством любой компании. Для достижения наивысших результатов и процветания организации трудовой коллектив должен представлять собой команду единомышленников, партнеров и профессионалов, способных осознавать, принимать и реализовывать общие замыслы.

Сейчас даже по тому, во что и сколько вкладывается средств в области работы с персоналом, можно оценивать настоящее компании и предсказывать возможное развитие событий в будущем [3].

Сотрудники организации - это конкурентное богатство, капитал предприятия, главный ресурс компании, от качества и эффективности использования которого в большей степени зависят экономические результаты ее деятельности. Поэтому разработка четкого плана действий, политика предприятия по подбору персонала является первостепенной для любой компании, т. к. играет

немаловажную роль для достижения целей и задач организации [4].

Для любой должности существует определенный перечень требований и необходимых знаний и навыков. Только эффективное использование налаженной системы методов проверки этих знаний и навыков у соискателя на должность - верный путь к подбору продуктивного сотрудника.

Сейчас каждый опытный руководитель понимает, что сотрудник - первостепенный фактор производства, а это значит, что грамотные действия по подбору персонала не менее важны, чем, например, снижение издержек. Доходы компании, в первую очередь, приносят продуктивные, высокопрофессиональные кадры. К человеку стоит подходить не только с точки зрения средства для функционирования организации.

Для успешного функционирования и развития компании необходимо непрерывно обучать, оценивать и заниматься своевременным поощрением персонала. Главной задачей при формировании штата является подбор сотрудников согласно производственной необходимости не только в количественном, но и в качественном отношении. Весь процесс подбора персонала занимает немало времени, достаточно трудоемок и является дорогостоящим. В него включен процесс анализа потребности в кадрах, затем определение источников поступления кандидата и выбор методик отбора. Для сокращения расходов, компания должна как можно продуктивнее организовать процесс подбора кадров. Для этого, несомненно, необходимо содействие других структурных подразделений организации. Формирование штата - это задача, требующая предельного внимания всех участников этого процесса.

Для привлечения на работу кандидатов обладающих нужными нам качествами производят ряд действий и называемых наймом.

Наем на работу - это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией.

При найме персонала необходимо иметь в виду что:

- формирование штата не должно рассматриваться как просто подбор

подходящего человека для выполнения определенного вида деятельности; оно должно быть связано с существующей системой управления кадрами;

- не только профессионализм кандидатов, но и его личные качества и способность без лишних сложностей влиться в коллектив являются приоритетными для приема на работу. Компания может понести больше потерь, чем приобрести в случае, когда примет в коллектив профессионала, не способного устанавливать здоровые взаимоотношения с коллегами, или что ещё хуже, с клиентами или поставщиками;

- немаловажно и отношение ко всем соискателям - непредвзятое с учетом всех требований трудового законодательства, обеспечивающее хорошую репутацию компании в целом.

В книге «Управление персоналом» Карякин А.М. делает вывод: «Чтобы найти подходящего человека для определенной работы, необходимо получить точное представление о характере самой работы, квалификации и качествах претендента, которые требуются для ее выполнения» [5, с. 6].

Отсюда следует, что для того чтобы действия по формированию штата были результативны - работники подходили всем предъявляемым требованиям, необходим систематичный подход. Нет одного идеального метода на все случаи жизни. Необходимо владеть всем многообразием методов по подбору персонала и применять их в зависимости от поставленной задачи.

Общепринято считать, что методы подбора персонала делятся на активные и пассивные, а источники привлечения кадров - внешние и внутренние.

Активные методы подбора используют, в большинстве своем, когда на рынке труда спрос превышает предложение. Это так называемая вербовка персонала - установление контакта с теми сотрудниками, которые интересны компании. Например, ее производят напрямую в учебных заведениях, что дает возможность в результате получить молодого перспективного специалиста, которого можно в дальнейшем обучить «под себя» [6].

Сотрудников также привлекают через личные связи работников организации. К активным методам относятся участия в ярмарках вакансий. Формиро-

вание образа надежной привлекательной для соискателей компании тоже является важным в деле привлечения кадров. Активные методы привлечения персонала в большинстве случаев применяются к набору сотрудников массовых специальностей, среднего и низкого уровня квалификации.

Пассивными методами подбора пользуются, когда предложение на рынке труда превышает спрос. Самым распространенным из пассивных методов можно назвать размещение объявлений, в которых указывается наименование открытой вакансии, требованиях к соискателям на должность, условиях оплаты труда. В наше время огромное количество средств массовой информации, как печатных изданий, так и сайтов сети Интернет, дают возможность работодателю разместить свои объявления об существующих в организации открытых вакансиях на должность.

К внешним источникам привлечения кадров, применяемым активнее всего, причисляют: объявление на телевидении, в газетах, на радио, в сети Интернет; посещение работниками компании учебных заведений; обращение в центры занятости населения и агентства по подбору персонала.

Привлечение персонала с помощью вышеперечисленных источников действенно, но немало организаций отдают предпочтение подбору кадров на открытие вакансии главным образом внутри своей компании. Повышение по должности своих сотрудников требует меньших затрат, а так же увеличивает их интерес, стремление выполнять обязанности с еще большим усердием, а так же улучшает социально-психологический климат в коллективе.

Но во что бы то ни стало отбирать необходимо сотрудника, обладающего наилучшим уровнем квалификации для выполнения установленного круга обязанностей, а не работника, время которого пришло для продвижения по карьерной лестнице. К данному вопросу необходимо подходить с высокой степенью объективности, принимая во внимание уровень образования, профессионализм, личных качествах и опыте кандидата [7].

Поиск такого работника производится также на основании его соответствия к уже сформированным в должностной инструкции требованиям.

В наше время есть немало организаций, которые пренебрегают важностью составления должностных инструкций, хотя они определяют основное содержание работы, выполняемой работником.

Магура М.И. в своей работе «Поиск и отбор персонала» освещает два основных способа описания должностных инструкций. Это традиционный - описание обязанностей, решаемых задач и выполняемых видов деятельности. И способ в понятиях результата. Такая должностная инструкция помогает работникам понять, почему их работа важна для компании [8].

По нашему мнению, выбор того или иного способа описания должностной инструкции зависит от того какому человеку она предназначена. Одним работникам достаточно лишь знать свои обязанности, а другим важно еще и понимать, какого результата от них ждут.

Плюсом поиска внутри компании является тот факт, что при заполнении вакансии на данную должность попадает человек, знакомый с порядками организации, с ее персоналом и темпом работы, что является залогом успешной работы. Работник легче адаптируется в новой должности.

Преимущество внутреннего набора - это повышение мотивации у сотрудников к более качественному выполнению обязанностей. Еще один плюс -сравнительная дешевизна по сравнению с внешним. Но все же, выбор ограничен лишь работниками данной компании, и возможно среди них и не найдется подходящий человек. Это главный недостаток такого набора.

Из вышесказанного следует, что вряд ли возможно однозначно вынести решение в пользу одного из источников найма. Компании стоит искать комбинированный способ использования как внешних, так и внутренних источников набора персонала.

Крупные компании и государственные корпорации часто используют многоэтапный процесс отбора [9].

Первый этап - предварительный отбор, анкетирование, тестирование, собеседование, проверка рекомендаций и т. д.

В этом случае, работодатель ориентирован на сильные стороны соискате-

ля, не на поиск идеального человека, а наиболее подходящего.

Итак, при подборе персонала необходимо учитывать: цели организации и практику управления персоналом; необходимость комплексного подхода; обеспеченность сотрудника, занимающегося наймом должностными инструкциями, положениями и т.п.; зависимость используемых методов от источников привлечения кадров и требований, предъявляемых к искомому работнику.

Решение о приеме на работу соискателя - кульминационный момент всего процесса подбора. Оно должно быть объективным. При принятии на работу важную роль играет собеседование, но и тестирование в качестве решающего метода отбора становится все более востребованным. Принять верное решение помогает отлаженная система найма персонала, помогающая избежать ошибки неправильного выбора, которая может дорого обойтись компании в целом [10].

Нами предлагается качественно новый подход к подбору кадров, поступающих на работу в престижные компании.

Современная фирма, собирающаяся уверенно завоевывать соответствующий рынок, в том числе строительный, должна ценить время своих сотрудников. А следовательно подбирать на работу необходимо таких специалистов, которые ценят свое время, время коллег и время предприятия в целом. Речь не о банальной борьбе с опозданиями и ранними уходами с работы. Мало толку с работника, просидевшего на рабочем месте «от звонка до звонка», но при этом добрую половину рабочего времени потратившего на «социальные сети» и «перекуры». Кроме того, для фирмы должно быть важно, как работник проводит свой досуг. Если даже на работе закрыт доступ в популярные социальные сети, но дома работник проводит «в них» по 1,5 и более часов и не выспавшийся приходит на работу, то такой работник опять-таки фирме не нужен.

Поэтому на стадии подбора кадров и далее, в процессе психологической работы с сотрудниками очень важно выявлять сериало- и интернет-зависимых людей, курильщиков и прочих, ведущих нездоровый образ жизни. Вместе с тем, необходимо поощрять занятия работников в фитнесс-клубах, тренажерных залах и другие способы поддержания сотрудниками хорошего самочувствия.

В первую же очередь, на работу следует подбирать людей со стратегическим мышлением. Задача руководителя или штатного психолога здесь состоит не только в том, чтобы выявить задатки стратегического мышления в принципе. Стратегии бывают разными. Вряд ли очень ценен работник со стратегией «здесь и сейчас», заключающейся в составлении планов как дожить до конца недели, до зарплаты и т. п., по достижении чего можно расслабиться алкоголем и т. п. нездоровым образом.

Передовой компании необходимы специалисты, обладающие желанием и способностью стратегического планирования развития бизнеса и себя как личности. И не следует бояться того, что этот человек, получив опыт и связи в вашей фирме, покинет вас и откроет собственный бизнес. Пока он пришел к вам, и вместе с вами способен сотворить успех вашей компании (тем более что в строительстве открыть новый бизнес теперь не так-то просто).

Руководство компании должно заботиться о своих высококлассных специалистах и работниках, обладающих способностью таковыми стать. Духовная практика руководителя - создать коллектив, в котором было бы лучше, чем в других компаниях. Руководитель передовой компании должен сам обладать стратегическим мышлением и вести здоровый образ жизни, и подбирать таких же сотрудников.

Литература

1. Егоршин А.П. Управление персоналом. 4-е изд., испр. - Н. Новгород, 2003. - 720 с.

2. Constantinides G. Admissible uncertainty in the intertemporal asset pricing model // Journal of Financial Economics. -1980. - № 8(1), March. - P. 71-86.

3. Костюченко В.В. Проектирование комплектов машин при системной организации строительного производства [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2011. - № 4. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/ archive/n4y2011/715 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Джинчарадзе Г.Р. Процедура оценки персонала в рамках системы управления человеческими ресурсами // Интернет-журнал «Науковедение»,

2013. - № 3. Режим доступа http://naukovedenie.ru/PDF/24ergsu313 .pdf.

5. Карякин А.М. Управление персоналом: Электронное учеб. пособие. 3-я редакция. - Иваново: Иван. гос. энер. ун-т, 2005. - 304 с.

6. Морозова О.А. Методика повышения интеллектуального потенциала

управленческого персонала строительной организации [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2011. - № 1. - Режим доступа:

http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/342 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

7. Морозова О.А. Методологические основы повышения качества и конкурентоспособности управленческих работников строительной организации [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2011. - № 4. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/592 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.

8. МагураМ.И. Поиск и отбор персонала. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 236 с.

9. Дружинин Е. Отбор персонала организации сквозь призму соционики // Управление персоналом. - 2003. - № 10. - С. 12-21.

10. Merton R. An intertemporal capital asset pricing model // Econometrica. -1973. - № 41. September. - P.867-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.