Научная статья на тему 'Клубы в досуговой повседневности населения Урала (вторая половина xix - начало XX века)'

Клубы в досуговой повседневности населения Урала (вторая половина xix - начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
273
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / ДОСУГ / ТВОРЧЕСКИЕ И САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / НОВЫЕ КЛУБЫ / EVERYDAY LIFE / LEISURE / CREATIVE AND AMATEUR TEAMS / NEW CLUBS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Перебейнос Артем Евгеньевич, Толстиков Виталий Семёнович

В статье рассматривается возрастающая роль досуга в повседневной жизни уральского населения в указанный период. Отмечается, что в структуре досуговой системы быстро росло число новых клубов, которые становились центрами организации свободного времени различных слоев населения. Анализируются основные формы клубной работы. Указываются недостатки в повседневной деятельности клубов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUBS IN LEISURE ROUTINE OF URAL POPULATION (THE SECOND HALF OF THE 19TH - BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES)

In this article the increasing role of leisure in everyday life of Ural population is being considered. It is marked that in the structure of leisure system there have been rapidly growing a number of new club, which were becoming centers of leisure for various strata of the population. The main forms of club activity are being analyzed. Disadvantages in everyday activity of clubs are being marked.

Текст научной работы на тему «Клубы в досуговой повседневности населения Урала (вторая половина xix - начало XX века)»

УДК 061.2

А. Е. Перебейнос, В. С. Толстиков

КЛУБЫ В ДОСУГОВОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)

В статье рассматривается возрастающая роль досуга в повседневной жизни уральского населения в указанный период. Отмечается, что в структуре досуговой системы быстро росло число новых клубов, которые становились центрами организации свободного времени различных слоев населения. Анализируются основные формы клубной работы. Указываются недостатки в повседневной деятельности клубов.

Ключевые слова: повседневная жизнь, досуг, творческие и самодеятельные коллективы, новые клубы

In this article the increasing role of leisure in everyday life of Ural population is being considered. It is marked that in the structure of leisure system there have been rapidly growing a number of new club, which were becoming centers of leisure for various strata of the population. The main forms of club activity are being analyzed. Disadvantages in everyday activity of clubs are being marked.

Keywords: everyday life, leisure, creative and amateur teams, new clubs

Создание клубов на Урале и формы их работы в пореформенный период и в начале XX в. стали предметом пристального внимания историков, культурологов, краеведов. Несмотря на значительное количество публикаций о клубной деятельности того времени ряд моментов в их работе остается слабо изученным. Так, исследователи рассматривают клубы чаще всего не как центры организации досуга, а лишь как места проведения культурно-развлекательных мероприятий. Мало внимания уделяется анализу недостатков, имевших место в руководстве клубами. Все это делает данную тему актуальной, а представленная статья призвана отчасти устранить проблемы в ее изучении.

На Урале в 60-70-е гг. XIX в. руководство промышленных предприятий, органы местного самоуправления стали активно создавать клубы. Они были призваны организовывать разумное времяпрепровождение широких слоев населения. Новые досуговые центры были весьма демократичными, в чем состояло их основное отличие от клубов при дворянских (благородных) собраниях.

Членами новых клубов становились мелкие и средние чиновники, служащие земств, железных дорог, интеллигенция, купцы, мещане и даже крестьяне. А в состав некоторых клубов, созданных в начале XX в., входили и женщины. Если в клубы при благородных собраниях можно было прийти только во фраках, то в новых клубах не требовалось соблюдения определенного дресс-кода. Здесь был меньшим и размер членских взносов. Иногда клубы создавались представителями уральского купечества в «пику» дворянству. Так в 1863 г. благодаря общественно активным представителям купечества в Перми был открыт купеческий клуб, позднее переименованный в общественное собрание (в знак протеста против Благородного собрания, двери которого «открывались лишь одетым во фраки»). По Уставу общественного собрания его членами могли быть домовладельцы Перми, проживающие в городе немало лет, чиновники, потомственные и личные почетные гра-

ждане, мещане. Членство в общественном собрании считалось престижным, и не каждый мог быть избранным в него. Во-первых, ценились заслуги перед городом, достойное поведение, авторитет в обществе. Во-вторых, нужно было иметь рекомендации и поручительство двух членов собрания. В-третьих, численность клуба строго ограничивалась двумястами человеками. Женщины не имели права вступать в общество. Однако они могли присутствовать на балах, карнавалах, танцевальных вечерах... Для руководства общественным собранием избирался совет старших, состоящий из 10 человек [2, с. 32-33]. На нем лежала обязанность организовывать все культурно-массовые мероприятия, проводимые клубом.

Цель этой общественной организации состояла в создании условий для общения и досуга членов клуба и его гостей. В 1882 г. купцами было построено летнее помещение клуба в Загородном саду. Сюда приглашались оркестры, которые в течение летних сезонов играли на массовых гуляниях горожан. Постепенно сад становится самым любимым местом отдыха пермяков.

При общественном собрании существовала большая библиотека, где можно было выписать книги, газеты и журналы. Купеческое общество не только устраивало для своих членов балы и танцы, но и приглашало ученых для чтения научно-популярных лекций.

В Пермской губернии процесс создания клубов имел место и в последующие годы. В 1885 г. в Перми был открыт четвертый по счету - офицерский воскресный клуб. В нем часто устраивались концерты, танцевальные вечера. В клубе был свой оркестр и даже свои композиторы. Так, в нотных магазинах города продавались ноты А. С. Дыхова, поручика четвертой роты Ирбитского резервного батальона, сочинявшего марши, вальсы и романсы [15, с. 83].

В те же 60-е гг. XIX в. в другой уральской губернии - Уфимской - также шел процесс создания клубов. Правда, по существующей традиции конца

87

XVIII - первой половины XIX в. они еще назывались «клубы благородного общества», но по своему социальному составу уже не были строго дворянскими.

Действительный член Уфимской статистической комиссии Р. Г. Игнатьев в статье «Город Бирск» рассказывает об общественной жизни горожан в 1868 г. При этом он, как и большинство его современников, «общественную жизнь» трактует весьма расширительно, включая в это понятие и организацию свободного времени населения.

Он пишет, что в нашем обществе одно сословие от другого стоит особняком, у всех свои потребности. «Благородное общество имеет свой клуб, где бывают танцевальные и карточные вечера, здесь же буфет, выписываются журналы; члены клуба, которыми могут быть и купцы, платят 10 рублей в год; стороннее лицо, гость может быть введен сюда только членом клуба, за его ответственностью, заплатив 50 коп. за вход. Купцы редко являлись в клуб, в этом отношении он может прямо называться “чиновничьим, благородным”». По мнению автора статьи, «это лучшее, бесспорно, препровождение времени избранного общества во всякое время года после домашних вечеров, карт и летних прогулок по пристани города. Клуб имеет хорошее помещение и свой небольшой оркестр, составленный из любителей» [13, с. 60].

В 1869 г. в Челябинске возник первый клуб -клуб городского общественного собрания. Эта общественная организация управлялась советом старшин и действовала зимой на базе арендованного ею дома

В. К. Покровского, а летом на базе городского сада. Членами клуба общественного собрания был средний класс городских обывателей - чиновничество, купечество, мещане и крестьяне, проживающие в городе [3, с. 196]. По мере роста городского населения возникла потребность в увеличении числа клубов. В начале XX в. в Челябинске появилось еще два клуба: клуб железнодорожного общества (1902) и «Новый клуб» (1911). Железнодорожный клуб имел зал на 400 мест, комнаты для бильярда, карточной игры, два буфета. Особенное оживление царило в клубе во время ярмарок и праздничных дней [4, л. 8]. Многонациональный состав населения Челябинска привел к созданию здесь татаро-башкирских самодеятельных кружков. «Новый клуб» был создан Обществом помощи голодающим. В совет старшин вошли известные люди города: Н. Л. Лебединский, М. А. Михайловский, Э. Ю. Кульчитский, П. М. Зло-казов, А. Н. Лаврухин, Н. М. Шефтель [1, с. 579]. Всего в совет старшин было избрано 9 человек и 5 кандидатов. В клубе насчитывалось более 130 человек [11, с. 3]. «Новый клуб» располагался на арендуемом за 1000 рублей у Вольного пожарного общества острове р. Миасс [3, с. 196].

Местная пресса особенно большое внимание уделяла работе «Нового клуба» в первый год его ра-

боты. 19 мая 1911 г. состоялось открытие летнего помещения клуба на острове р. Миасс. Об этом дне в жизни «Нового клуба» и челябинцев «Голос Приура-лья» писал следующее: «Сад, начищенный и прибранный, иллюминирован, с 8 часов вечера играл полный оркестр духовой музыки Инсарского пола... работает лото, два бильярда.» [5, с. 3]. Газета предлагала «устроить кегельбан и открытую площадку для торжеств... не мешало бы объявить, что для учащихся в форме вход на остров бесплатный» [Там же]. Несколько позже «Голос Приуралья» писал: «29 мая на острове, аккредитованном “Новым клубом”, состоялось народное гуляние, привлекшее много публики . играл оркестр. Около 9 часов на открытой эстраде начался концерт артистов оперных театров г-на Прав-дина и г-жи Чердоклин» [6, с. 3]. В Челябинской прессе поднимался вопрос о запрете азартных игр в клубах. Здесь на деньги играли в лото и карты. По поводу игры в лото в «Новом клубе» газета писала так: «С открытием “Нового клуба” в Челябинске стала усердно культивироваться игра в лото. Она, очевидно, пришла челябинцам по вкусу» [Там же].

Ежедневно, не говоря уж о праздничных днях, собирается очень много публики исключительно из-за лото. Бывают дни, когда клубы зарабатывают от лотошников до 150 рублей. Печальнее всего, что эта игра благодаря своей доступности привлекает такого рода публику, которая проигрывает последние крохи. Играют решительно все слои населения и все возрасты.» [8, с. 3]. Предлагалось запретить лото, так как оно из чисто семейной, домашней игры превратилось в азартное мероприятие. Этого сделано не было, но собрание членов клуба постановило, что в комнату для игры в лото гости допускались лишь по рекомендации членов клуба [7, с. 3].

Советы старшин уральских клубов старались разнообразить формы работы с населением, вели поиск новых направлений и внедряли их в повседневную досуговую жизнь. В работе клубов были свои «изюминки». Особенно этим отличалась деятельность «Нового клуба» в Челябинске. Он один из первых на Урале разрешил женщинам вступать в его ряды. Здесь больше, чем в других клубах, проводились физкультурно-спортивные мероприятия. В летний период его посетители могли кататься на роликовых коньках, а на открытой летней сцене проводились поединки цирковых борцов. Атлеты демонстрировали свою физическую силу, поднимали большие тяжести и гнули подковы и железные прутья.

Клуб железнодорожного общества станции Челябинск устраивал совместный отдых для родителей и их детей. В клубе имелась специальная комната с детскими книгами [3, с. 197].

В Челябинске, одном из первых городов на Урале, возник клуб учащихся средних учебных заведений, в котором собирались для культурного вре-

88

мяпрепровождения реалисты и гимназистки. Такой же клуб был создан в 1912 г. для учащихся торговой школы [Там же, с. 198].

В городах, где функционировало несколько клубов, между ними шла конкурентная борьба. Также ощущалось соперничество между клубами и появляющимися народными домами, которые не менее активно занимались устройством разумного досуга населения. Кроме этого, клубам приходилось, с одной стороны, конкурировать с музыкально-драматическими кружками, любительскими театрами, хоровыми коллективами; а с другой стороны, приходилось действовать с ними в тесном контакте, приглашая лучшие их артистические силы для участия в своих культурно-массовых мероприятиях. Ряд клубов предоставлял свои зрительные залы владельцам синематографа для демонстрации фильмов.

Однако в работе клубов имелись недостатки, которые снижали качество их работы. Наиболее распространенным негативным явлением было пьянство среди посетителей клуба. Из-за него посещение таких клубов было не безопасным, так как часто по вине «подонков общества, предавшихся дикому пьянству и веселью» [16, с. 3], происходили «кровопролитные сражения» [12, с. 35]. Особенно плохим было положение дел в Верхне-уфалейском клубе, принадлежащем местному обществу трезвости. Клуб располагал своим помещением, в котором были бильярд, библиотека-читальня, сцена и зрительный зал. «Все это на первый взгляд может показаться отрадным явлением на фоне нашей серой жизни, но, познакомившись поближе, видим, что это учреждение при других обстоятельствах могло бы служить проводником культуры, в данный момент является смешной и жалкой пародией на него. Клуб - какой-то кабачок, ни более, не менее. В библиотеке-читальне почти ничего нет для чтения, что бы можно было назвать литературой. О порядке тут и говорить не приходится. Ежедневно приходят посетители-завсегдатаи, но не с тем, чтобы что-нибудь почитать, нет, тут играют на гармошке, тут кричат и бранятся словно в кабаке или трактире... Иногда здесь даются любительские спектакли, но они благодаря этой редкости, а также отсутствию порядочного репертуара проходят незаметно и не оставляют почти никаких следов в местной жизни» [9, с. 3]. Такое стало возможным, потому что в клубе не удалось сформировать работоспособный совет старшин, который, опираясь на энтузиастов, наладил бы работу клуба и навел в нем элементарный порядок. В 1907 году сложилась такая же ситуация в Вятском клубе. Губернатор “.ввиду происходящих там безобразий: драк и азартных игр..” закрыл работу клуба» [14, с. 354].

Были недостатки в организации некоторых культурно-массовых мероприятий и в клубе железнодорожного общества Челябинска. О них в письме писали железнодорожники редактору газеты «Голос Приуралья» за 23 февраля 1907 г. Поводом к написанию письма-жалобы послужил художественно-костюмированный бал, который проводился с двумя оркестрами, хорами балалаечников, певцов и прочим. Но «многих железнодорожников со средним заработком, как членов собрания, так и не членов его, смущает: во-первых, плата за вход с членов и их семейств по 1 руб., а гостей - по 3 руб. с мужчин и 2 руб. - с дам. Во-вторых, форма одежды: фраки и сюртуки, а между тем Устав железнодорожного общества гласит, что оно учреждается с целью дать возможность членам и их семействам при наименьших затратах проводить свободное время . с удобством, приятностью и пользою». Но выходит, что «Совет старшин старается как бы наоборот, чтобы свободное время проводилось при больших затратах, с меньшим удовольствием. Ввиду указанных причин собрание многими почти не посещается. Посещение таких художественно-костюмированных развлечений семье из четырех человек, и даже при условии если глава семьи состоит членом собрания, стоит 4 руб. В противном случае он должен заплатить 10 руб. Неужели же нельзя устраивать литературно-музыкальные и другие общедоступные вечера?» [10, с. 2].

Анализ этого письма показывает, что совет старшин железнодорожного клуба справедливо критиковали за дороговизну проведенного художественнокостюмированного бала. Многие служащие и рабочие железнодорожной станции из-за этого не смогли попасть на бал. Из письма видно, что дорогие мероприятия в клубе проводились довольно часто. Например, «рабочий люд не мог ходить на представления заезжих гастролеров, т. к. цены на билеты были крайне высокими» [4, л. 5].

Таким образом, в исследуемый период роль досуга в повседневной жизни уральского населения существенно возросла. Его структура быстро пополнялась клубами, которые создавались и содержались органами местного самоуправления и администрацией предприятий. Руководство клубов, опираясь на энтузиастов из различных слоев общества, создавало любительские творческие коллективы, которые успешно выступали перед горожанами. Они ставили драматические спектакли, давали концертные представления, большинство из которых носили благотворительный характер. Помимо этого в клубе регулярно проводились массово-развлекательные мероприятия (маскарады, балы, танцы), которые с удовольствием посещались уральцами.

1. Андреева, Т. А. Новый клуб / Т. А. Андреева // Челябинск: энцикл. / сост. В. С. Боже, В. А. Черноземцев. - Челябинск: Камен. пояс, 2001. - 1120 с.

2. Баландина, Н. П. Пермь купеческая: краевед. изд-е / Н. П. Баландина. - Пермь: Пушка, 2002. - 160 с. - (Б-ка Перм. краеведа).

3. Боже, В. С. Клубная жизнь дореволюционного Челябинска / В. С. Боже // Исторические чтения: материалы науч. конф. Центра ист.-культур. наследия г. Челябинска: «Христианство на Урале» (2000), «Вдали от столиц: страницы городского быта» (2001), «Краеведение как явление культурного наследия» (2003). Вып. 7-8. - Челябинск: Центр ист.-культур. наследия, 2004. - 288 с.

4. ГАЧО. Ф. 1726. Оп. 1 Д. 2.

5. Голос Приуралья: газ. полит., общ., эконом. и лит. - 1911 . - № 105

6. Голос Приуралья: газ. полит., общ., эконом. и лит. - 1911 . - № 112

7. Голос Приуралья: газ. полит., общ., эконом. и лит. - 1911 . - № 115

8. Голос Приуралья: газ. полит., общ., эконом. и лит. - 91 . - № 138

9. Голос Приуралья: газ. полит., общ., эконом. и лит. - 91 . - № 230

10. Голос Приуралья: газ. полит., общ., эконом. и лит. - 1911 . - № 29.

11. Голос Приуралья: газ. полит., общ., эконом. и лит. - 1911 . - № 46.

12. Екатеринбургская неделя. - 1888. - № 2.

13. Игнатьев, Р. Г. Город Бирск / Р. Г. Игнатьев // Сборник статей исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней губернии, собранных и разработанных в течение 1866 и 1867 гг. - Уфа, 1868. - 117 с.

14. Миненко, Н. А. Повседневная жизнь уральского города в XVIII - начале XX в. / Н. А. Миненко, Е. Ю. Апкалимова,

С. В. Голикова. - М.: Наука, 2006. - 384 с.

15. Спешилова Е. Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди. 1723-1917 / Е. Спешилова. - Пермь: Курсив, 1999. - 580 с.

16. Урал. - 1900. - № 856.

Сдано 7.10.2011

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.