Научная статья на тему 'Клубныеобъединения сохранения и развития здоровьякак инструмент социализации обучающихся'

Клубныеобъединения сохранения и развития здоровьякак инструмент социализации обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
226
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛУБ-НЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / SOCIALIZATION / GENERAL EDUCATION / FURTHER EDUCATION / CLUB / ASSOCIATIONS / HEALTHYLIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевченко Н. И., Махотин Д. А.

Рассматриваются подходы к решению социальной проблемы сохранения и развитияздоровья обучающихся в условиях общего образования. Предлагается решение даннойпроблемы посредством организации семейно-гражданских клубов сохранения и разви-тия здоровья, позволяющих создавать среду для формирования здорового образа жиз-ни детей и их родителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шевченко Н. И., Махотин Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clubs of health development as an instrument of socializationof students

The article discusses approaches to solve a social problem of preservation and developmentof the health of students. It offers a solution to this problem by creating a family-civic clubsof preservation and development of health which can create an environment to promotehealthy lifestyles for children and their parents

Текст научной работы на тему «Клубныеобъединения сохранения и развития здоровьякак инструмент социализации обучающихся»

УДК 37.013.42

Д.А. МАХОТИН, Н.И. ШЕВЧЕНКО

КЛУБНЫЕ ОБЬЕПИНЕНИЯСОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗПОРОВЬЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Рассматриваются подходы к решению социальной проблемы сохранения и развития здоровья обучающихся в условиях общего образования. Предлагается решение данной проблемы посредством организации семейно-гражданских клубов сохранения и развития здоровья, позволяющих создавать среду для формирования здорового образа жизни детей и их родителей.

Ключевые слова: социализация, общее образование, дополнительное образование, клубные объединения, здоровый образ жизни.

The article discusses approaches to solve a social problem of preservation and development of the health of students. It offers a solution to this problem by creating a family-civic clubs of preservation and development of health which can create an environment to promote healthy lifestyles for children and their parents.

Key words: socialization, general education, further education, club, associations, healthy lifestyle.

Современное российское общество пребывает в состоянии глубоких изменений и трансформации. Вызывает серьезную обеспокоенность здоровье подрастающего поколения. Статистические данные, приведенные на коллегии Минобрнауки Российской Федерации, показывают, что из 13,4 млн школьников более половины (53%) имеют ослабленное здоровье; две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания и лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений можно отнести к категории здоровых. Очевидна серьезная тенденция ухудшения показателей физического развития детей: около 10% школьников имеют сниженные антропометрические характеристики; примерно 7% страдают ожирением, т.е. неправильно питаются и страдают от гиподинамии. Будет справедливым отметить, что в Западной Европе аналогичный показатель несколь-

© Махотин Д.А., Шевченко Н.И., 2013

ко хуже. Так, из 77 млн детей, проживающих в странах Европейского союза, 14 млн имеют избыточную массу. Вместе с тем отмеченные данные по России не могут не вызывать тревогу. Если говорить о подростках во всем их возрастном диапазоне, то данная возрастная группа в наибольшей мере подвержена влиянию различных социально-экономических и политических процессов, социальных групп. Этот возрастной период является стержневым в процессе гражданской идентификации личности, восприятии и осмыслении ею перемен, происходящих в мире и России, в местном сообществе.

Школа является особой образовательной средой, в которой происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и складываются условия для формирования здоровья — самой важной, базовой характеристики человека, обеспечивающей успешную реализацию всех остальных. Начало обучения ребенка в школе

повышает нагрузку на весь его организм, в связи с чем, как правило, ослабляется его здоровье. В этой связи главная задача образовательной организации — обеспечение мотивированных личностно-дифференцированных условий сохранения и развития здоровья обучающихся как основного фактора социализации.

Согласно классификации Всемирной организации здоровья различают следующие виды здоровья:

Физическое — совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое — высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное — это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное — это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сфер в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное — система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

В отношении индивида здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет результат процесса взаимодействия человека и среды. Здоровье фор-

мируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Отражением изменения ситуации в обществе, поступательного развития системы образования является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Эти стандарты — социальная конвенциальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.

Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Новые единые стандарты призваны задать ориентиры и определить целевые установки как для системы общего образования в целом, так и отдельных предметов, и прежде всего для формирования нового образа выпускника: активного, здорового, самостоятельного, нацеленного на здоровый образ жизни, успешного и профессионально сориентированного. Федеральный образовательный стандарт, с одной стороны, отражает обязательства государства перед своим гражданином, а с другой — гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует, в свою очередь, необходимый для этого уровень образовательных услуг.

Стандартизация общего образования, нацеленная на повышение качества образования, неразрывно связана также с поиском новых форм сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни воспитанников и обучающихся. Таким образом, очевидно

значение здоровья подрастающего поколения для развития российской нации, повышения ее конкурентоспособности в различных областях экономики и науки. Реализация образовательных стандартов акцентирует роль взаимодействия главных институтов воспитания и социализации школьников — семьи и школы, актуализируя процессы подготовки родителей и педагогов к совместной работе в этом направлении, позволяющей использовать для этого потенциал системы дополнительного образования.

Попытки наладить работу по социализации обучающихся, в том числе и в области формирования здорового образа жизни, культуры здоровья, предпринимаются в нашей стране давно. Преимущественно делается упор на традиционные подходы, формы и методы, нацеленные на массовость (т.е. на проведение однообразных и во многом формальных мероприятий), а не на индивидуализацию и учет личностных потребностей. В результате нашего исследования было выявлено, что педагоги в своей деятельности используют преимущественно традиционные формы работы как с детьми, так и с родителями и мало внимания уделяют инновационным. Между тем, как показали результаты анкетирования, родители предпочитают такие формы работы, как совместный досуг с детьми, тренинги, беседы, совместная социально значимая деятельность, спортивные состязания с привлечением представителей различных социальных групп, общественные акции сопереживания и др. Различие в приоритетных формах и методах не мешает общности целей и интересов педагогов и родителей.

Системный подход к разработке, внедрению программ и моделей сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них потребности в здоровом образе жизни предполагает активное включение в данный процесс не только школы, учреждений дополнительного образования, но и родительской обществен-

ности во всех муниципалитетах Московской области. В свою очередь педагогические коллективы должны обеспечить организационно-педагогические условия реализации этой социальной стратегии. Проблема роста качественных показателей детского здоровья может быть решена за счет согласованного объединения усилий основных социальных институтов: семьи, образования и общества (в лице органов местного самоуправления) на муниципальном уровне; а также распределения прав и обязанностей участников этого важного социального проекта, предполагающего ответственное партнерство.

Вместе с тем школа, система дополнительного образования не всегда и не везде могут предложить ожидаемый родителями спектр услуг по разным причинам. Поэтому в муниципальных образованиях Московской области возникла практика разработки совместных проектов педагогов и родителей (по инициативе последних) — кружков, клубов, секций и прочих объединений социального партнерства по формированию здорового образа жизни на уровне местного социума.

Образ жизни — понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, определяемые исторической эпохой. Различают образ жизни конкретного класса, социального слоя, городского и сельского населения. Охватывает труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей в обществе1.

Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей (Ю.П. Лисицын, Г.И. Царегородцев). Он обеспечивает гармоническое развитие, сохранение и укрепление здоровья, вы-

1 История культуры и искусств: словарь терминов и понятий: учеб. пособие для студентов. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010.

сокую работоспособность и продление творческого долголетия, позволяет в значительной мере раскрыть наиболее ценные качества личности, которые необходимы в условиях динамического развития нашего общества.

Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. Особенно это важно на пороге выхода из школы во взрослую жизнь. Чтобы здоровье стало потребностью каждого, необходимо изменить общественное отношение к нему, повысить персональную ответственность.

Ученый К.А. Оглоблин подчеркивал: «Здоровый образ жизни — это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья»1.

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

По мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры Г.Л. Горцева, Л.Т. Тимофеева, здоровый образ жизни — это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей.

Ученые С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт заложили основы современной нам валео-логии. Боткин видел здоровье человека прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недоста-

1 Оглоблин К.А. Здоровый образ жизни. Уссурийск, 1998. 126 с.

точность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии.

Медико-биологический смысл здорового образа жизни заключается в адаптационных возможностях человека. Это его понимание2 чаще всего основано на таких положениях, как:

• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

• безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда;

• знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

• отказ от вредных привычек (курения, употребления наркотиков, злоупотребления алкоголем);

• умеренное, соответствующее физиологическим потребностям питание;

• осознанный выбор продуктов и напитков;

• физически активная жизнь, включая специальные упражнения (например, фитнес);

• соблюдение правил личной и общественной гигиены;

• владение навыками первой помощи;

• закаливание.

Все компоненты здорового образа жизни связаны между собой. На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому отдельно в медико-биологических теориях выделяют следующий блок составляющих:

• эмоциональное самочувствие — психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

• интеллектуальное самочувствие — способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

• духовное самочувствие — способность устанавливать действительно значимые,

2 Corbin C.B., Lindsey R. Concepts of physical fitness with Laboratories. WCB Brown&Benchmark publishers, 8th edition, 1994.

конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

В результате исследования нами предложена модель семейно-гражданского клуба здоровья и развития как формы работы по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, формированию у него здорового образа жизни. Современные модели здоро-вьесбережения должны отвечать принципам гуманизации, дифференциации, индивидуализации, адекватности образовательным потребностям слушателей, гибкости и технологичности, а также носить практико-ориентированный характер. Проектируемая организационно-методическая модель сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни воспитанников и обучающихся будет строиться на принципах личностно ориентированного образования, предполагающего учет образовательных потребностей обучающихся. Создание модели сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни воспитанников и обучающихся целесообразно осуществлять также на основе принципов многообразия, критического анализа российского и международного опыта развития теории и практики воспитания и социализации, образования, научно-педагогической рефлексии теоретических и содержательных аспектов в этой области.

Модель сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни воспитанников и обучающихся Московской области представляет собой форму семейно-гражданского клуба. На данном этапе он имеет инновационные черты и отражает изменение ценностей и ориентиров, особенности потребностей, как детей, так и родителей, в способах достижения цели здоровьесбережения.

Клубное объединение — одна из сложившихся форм гражданской инициативы. Противоречивость состоит в том, что это форма гражданского волеизъявления (как, впрочем, и создание муници-

пального образования), которая не может быть подконтрольна власти и стать частью государственной системы.

Клубное движение сохранения и укрепления здоровья в Московской области создается вследствие неспособности школы и семьи решать в одиночку столь сложную проблему здоровьесбе-режения детей в современных условиях (впрочем, эта ситуация типична для всей нашей страны в целом). В организации своей практической деятельности клубам целесообразно соотносить ее с образовательной политикой муниципалитета, деятельностью отдельных школ, их программами и планами. В то же время общеобразовательным учреждениям необходимо осознать, что только разработки и внедрения программ воспитания и социализации, сохранения и укрепления здоровья школьников недостаточно. Также недостаточно реализации планов внеурочной деятельности. Следует признать, что данные формы не тождественны по целям, содержанию и формам дополнительного образования детей.

Семейно-гражданский клуб здоровья и развития предполагает установление между детьми, педагогом и родителями доверительных отношений, осознание значимости семьи в здоровьес-бережении человека. Тесное взаимодействие, паритетные отношения позволяют правильно распределить роли и оценить важность участия в сохранении и укреплении здоровья детей как педагогов (ДОУ, школы, учреждений дополнительного образования), так и родителей, местных органов власти, а также самих воспитанников и обучающихся. В процессе участия в деятельности клуба у родителей сформировался новый взгляд на достижение цели сохранения и укрепления здоровья ребенка, основанный на понимании того, что каждый ребенок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью. В процессе совместной деятельности большое значение имеет атмосфера взаимного уваже-

ния, понимания и доверия, что способствует преодолению психологических барьеров в общении с родителями, детьми, педагогами ДОУ и школы.

Клубные встречи (занятия) требуют создания собственной демократичной, интерактивной среды, которая формирует культуру здорового образа жизни. В клубе создается особый микроклимат, для которого характерны уважение к личности ребенка, забота о каждом, доверительные отношения между родителями и детьми, родителями и педагогами.

Как правило, изначально появляются клубы для малышей, которым требуется общение со сверстниками и другими взрослыми. Эти добровольные клубные объединения ориентированы прежде всего на развитие малышей. С возрастом интересы семей, детей развиваются, актуализируется потребность в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, освоения способов сохранения и укрепления детского здоровья. Появляются клубы здоровья и развития, объединяющие разные возрастные группы, в том числе и родителей.

Таким образом, можно сказать, что клуб здоровья и развития, как преимущественно родительско-гражданский клуб, — это эффективная форма работы с детьми и родителями, которая будет способствовать самореализации, взаимообогащению, взаимообучению, взаимовоспитанию каждого, формируя при этом культуру здорового образа жизни.

Содержательное, организационно-методическое и кадровое обеспечение действующих программ по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников и обучающихся осуществляется в рамках общей программы развития конкретного учреждения, собственных ресурсов. Анализ финансового обеспечения действующих федеральных и региональных программ сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового и безопасного образа жиз-

ни воспитанников и обучающихся позволил выделить разные источники инвестирования. Однако доминируют источники федерального уровня. В такой ситуации решение невозможно без поддержки общественных сил на местном уровне — в муниципальном образовании.

В ходе проведенного анализа выявлено, что для дошкольников создаются и действуют клубы как на основе федеральных и региональных инвестиций, так и на основе частной инициативы — гражданской, семейной (на местном уровне). Как показывает статистика, последний источник инвестирования деятельности клубов имеет возрастающую динамику.

Таким образом, в настоящий момент существуют необходимые предпосылки (организационные, нормативные, экономические) для создания региональной системы формирования здорового и безопасного образа жизни, опорными точками и основными элементами которой должны и могут стать добровольные клубные объединения граждан, ориентированные на создание условий сохранения и укрепления здоровья, развития их детей и их самих. Такие объединения являются результатом вызова демократических преобразований формирующемуся гражданскому обществу. По сути, это объединения наиболее социально активных граждан, способных взять на себя решения острых проблем и объединить вокруг себя других заинтересованных людей по месту жительства. Объединения носят характер клубных и включают не только детей, но и их родителей, обладающих или стремящихся к овладению социальной и коммуникативной компетенциями. Их можно определить как семейно-гражданские клубы здоровья, ориентированные на решение этих задач и осуществляющие свои функции в тесном взаимодействии с органами муниципальной и региональной власти, учебными и иными педагогическими заведениями и учреждениями, в том числе и детско-юношескими спортивными школами.

Очевидна потребность в развитии данного направления за счет вовлечения активных граждан, родителей, педагогов, заинтересованных в развитии детей, сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового и безопасного образа жизни воспитанников и обучающихся для их успешной социализации по окончании уровня общего образования. Наиболее востребованными и популярными являются, как показал анализ, спортивное и туристское направления.

Динамика востребованности спортивного направления в поддержке и развитии дошкольников, подростков, молодежи, сохранения и укрепления здоровья, формирования у них здорового и безопасного образа жизни свидетельствует о признании ценности здоровья в проектировании будущих жизненных успехов и необходимости расширения действующей системы физкультурно-спортивных учреждений в Московской области.

Создавая сеть добровольных семейно-гражданских клубов, граждане вовлекают в свою сеть другие учреждения и организации как ресурсы. Учреждения могут стать структурами клуба здоровья и развития. Результатом деятельности клуба являются изменения в физических показателях здоровья детей, их образовательных достижениях и качестве работы образовательного учреждения.

Сетевое взаимодействие клубов здоровья и развития — это совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими; совместная деятельность добровольного объединения граждан, в результате которой формируются группы по интересам для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. Сеть можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, сеть такого клубного объединения может создаваться по определенному по-

воду — для достижения общего результата посредством объединения ресурсов. С другой стороны, сеть может создаваться для обмена ресурсами, но при этом результат у каждого участника сетевого взаимодействия будет свой.

Под клубным объединением понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха1.

Клубное объединение как форма гражданской инициативы снизу, по месту жительства, для решения актуальных вопросов сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового и безопасного образа жизни детей и молодежи нами определено как семейно-гражданский Клуб здоровья и развития. Его своеобразие в том, что он может осуществлять широкий спектр услуг через различные программы для обширной возрастной категории: от младших дошкольников — до пожилых людей, в соответствии с их заявленными интересами и потребностями. Все желающие, по согласованию, могут принимать деятельное участие в развитии самого Клуба здоровья и развития (далее — Клуб).

Семейно-гражданский клуб создается по инициативе нескольких семей или муниципального учреждения, в функ-

1 О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры (Решение коллегии Минкультуры Российской Федерации от 29.05.2002 г. № 10).

цию работы которого входит и работа с семьями. Государство со своей стороны также участвует в деятельности клуба путем регламентации деятельности общественных семейных объединений. Таким образом, семейный клуб создается как структура, призванная удовлетворить потребности, с одной стороны, своих участников, а с другой — общества в целом. Важно, чтобы эти потребности были четко отражены в целях и задачах клуба, которые, в свою очередь, конкретизированы в тематике мероприятий.

Направления деятельности Клуба здоровья и развития:

• разработка основной образовательной программы (ООП) клуба и рабочих программ, конкретизирующих ООП с позиции социальных ожиданий;

• учебно-методическое сопровождение процесса сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников и обучающихся Московской области (в том числе лиц с ограниченными возможностями);

• сопровождение управленческой деятельности по внедрению информационно-просветительской профилактической работы в образовательном учреждении;

• оказание консультативной поддержки практическим педагогам образовательного учреждения;

• создание базы информационных, методических, дидактических материалов по направлению здоровьесбережения;

• распространение инновационного опыта деятельности педагогов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

Подчеркнем, что в ходе анализа клубной деятельности в Московской области по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового и безопасного образа жизни, культуры дошкольников и обучающихся была выявлена простая, но эффективная практика данно-

го направления. Эта практика впоследствии сложилась в модель, включающую в себя другие модели. Практика сложилась в городском поселении Горки Ленинские Московской области, в семейном клубе здоровья и развития «Горки». Директор Клуба — Моосман Татьяна Николаевна, заместитель — Камали-хина Наталья. Данный клуб возник как ответ на решение острой проблемы отсутствия организованного семейного досуга, возможности развития детей с участием педагогов и родителей, отсутствия здорового и познавательного досуга для детей и семей, непонимания, а порой даже враждебного отношения между детьми, семьями других национальностей и традиций.

Обращаем внимание, что мы не призываем к отказу от традиционной модели по программам, включающим перечень мероприятий, ориентированных на решение задач сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников. Эта работа приносит свой результат как на этапе подготовки мероприятий за счет включения детей в разные виды деятельности, так и при его проведении, когда массовые мероприятия также влияют на эмоции и чувства ребят, что впоследствии становится основой для рефлексии и осознания значимости той здоровьесберегаю-щей информации, с которой их ознакомили. Наряду с этим значение имеет также массовый охват школьников здоро-вьесберегающими мероприятиями. Системное влияние такого рода массовых мероприятий на ребенка также весьма огромно в формировании у него культуры здорового образа жизни.

Таким образом, модель должна по-прежнему развиваться и широко использоваться в учреждениях, где сосредоточено много детей, наряду с моделью семейно-гражданских клубов здоровья и развития. Последние имеют адресный

характер, индивидуально ориентированы на определенного ребенка, родителя, семью и их ресурсы, их потенциал не предназначен для массовых мероприятий. В этом заключается отличие между двумя разными моделями сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников.

Изучив эту проблему, мы выяснили, что задача сохранения и укрепления здоровья школьников может быть решена только путем формирования среды, обеспечивающей здоровый образ жизни. Важнейшим условием решения этой задачи должно стать качественное улучшение образовательно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, досуго-вой работы с детьми силами не только школы, но семьи и общественности.

Показателями сохранения здоровья являются:

1. Мониторинг состояния здоровья.

2. Комфортность пребывания в школе, социально-психологический климат.

3. Профилактика заболеваемости: режим работы, расписание, посещение спортивных секций, пропаганда здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительная работа.

4. Организация питания.

При этом формирование понимания у школьников того, что здоровый образ жизни — залог их успешной социализации, возможно только при системном взаимодействии учреждений общего, дополнительного образования, других заинтересованных организаций и институтов, особенно семьи в организации работы с детьми в данном направлении.

Отметим, что анализ государственных образовательных стандартов для начальной и основной ступеней школы показал, что акцент на формирование здорового образа, его культуры сделан на уровне начальной школы. В образовательных стандартах основной ступени школы эта задача представляется отдельным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разделом в Программе воспитания и социализации, а также в контексте других задач.

В связи с этими изменениями актуализируется потребность в разработке учебно-методической и консультационно-информационной поддержки педагогических коллективов и объединений родителей в контексте разработки новых моделей сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни воспитанников и обучающихся. Особое значение в данном случае имеет работа с родителями по ознакомлению их с опытом работы семейных клубных объединений, о которых речь шла выше. Создание целевой интерактивной среды для детей — актуальной для их возраста потребности, обеспечит им сохранение и укрепление здоровья, интенсивно будет содействовать формированию здорового образа жизни и его культуры. С этой целью нами были разработаны и представлены три руководства, адресованные местной администрации, педагогам и родителям:

1. Семейные клубы как форма реализации государственной семейной политики, сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников и обучающихся. Методические рекомендации для муниципальных органов власти.

2. Создание в образовательных организациях семейных клубов в целях сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников и обучающихся. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций и педагогов.

3. Семейный клуб здоровья и развития как эффективная форма взаимодействия семьи и школы в целях сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников и обучающихся. Методические рекомендации для родителей.

Обобщая, отметим, что существова- развития здоровья детей и молодежи как ние социального запроса представля- условия решения серьезнейшей проблеет собой ориентир для местной и регио- мы социализации подрастающего поко-нальной власти в области сохранения и ления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глушенко О.Н. Здоровьесберегающий раста // Дошкольная педагогика. 2011. № 10. подход к организации обучения в начальной С. 60—61.

школе // Физическая культура: воспитание, 4. Слободянин Н.П. Психологическая по-

образование, тренировка. 2012. № 2. С. 52. мощь школьникам с проблемами в обучении.

2. Дзодзикова Л.А. Педагогическое сопро- М, 2003.

вождение здоровьесбережения студентов: 5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие об-

автореф. дис. канд. пед. наук. Владикавказ, разовательные технологии в работе учителя

2008. и школы. М, 2003.

3. Сербина Т.Ю. Повышение педагогиче- 6. Стратегия развития: здоровое поколе-ской компетентности родителей в вопросах ние // Обруч: образование, ребенок, ученик. физического воспитания детей раннего воз- 2007. № 1. С. 2—8.

ПОДПИСКА Вестник РМАТ

Научно-практический журнал, рассматривающий проблемы развития туристики как науки, экономики туриндустрии, педагогические проблемы профессионального туристского образования

Рубрики:

Туристика Экономика туризма Педагогика профессионального образования

Журнал выходит три раза в год.

Для публикации в журнале приглашаются авторы и рекламодатели.

Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогу «Роспечать»: индекс 70032.

Розничная продажа журнала производится в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: г.о. Химки, мкр-н Сходня, ул. Горького, 7.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РМАТ

УДК 378.147

А.И. ЗОРИН, С.Г. ЛАКОВСКИЙ, А.А. АШАКОВ, Н.В. ТОЛМАСОВА, С.Н. ШАПОВАЛОВ

СТУПИЯ НАУЧНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ТУРИЗМА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ПЕСТИНАЦИИ

Рассматривается инновационный студийный научно-экспедиционный метод проектирования и обеспечения устойчивого развития туристских дестинаций.

Ключевые слова: устойчивое развитие, образ туристской дестинации, студия, студийный метод, экспедиционный метод, туристская научная экспедиция.

Considered a new one method of creation and sustainable development of tourist destinations, based on the studio-method and expeditionary method.

Key words: sustainable development, the image of a tourist destination, studio, studio technique, expeditionary method, tourist scientific expedition.

В 1980-е гг. Ульяновская область входила в десятку ведущих туристских дестинаций СССР. Ежегодно ее посещали более 1 млн туристов и экскурсантов. В 1990-е и 2000-е гг. шло постоянное сокращение этого потока, к 2010 г. он составлял всего 120 тыс. посетителей в год. Начиная с 2010 г. тенденции к росту туристского потока возобновились — за последние четыре года он увеличился почти в 2 раза и достиг 230 тыс. туристов и экскурсантов.

К факторам роста относятся:

• особое внимание губернатора и Министерства экономики Ульяновской области к развитию туризма как важнейшего мультипликатора роста всей экономики области;

• организация при Министерстве экономики Ульяновской области Ресурсного центра развития туризма, что содействовало быстрому формированию ры-

© Зорин А.И., Лаковский С.Г., Ашаков А.А., Толмасова Н.В., Шаповалов С.Н., 2013

ночного сектора в туризме Ульяновской области на основе индивидуального предпринимательства, а также частно-государственного партнерства;

• Центр инициировал ряд важных инициатив по становлению туристской де-стинации мирового уровня «Симбирск— Ульяновск», а также современных инновационных структур, содействующих ее устойчивому развитию;

• Центр явился инициатором разработки концепции туристского кластера «Музей СССР», связав ее с приближающимися датами важных событий в истории нашей страны и всего мира: 150-летие со дня рождения В.И. Ленина (2020 г.) и 100-летие образования СССР (2022 г.);

• первоочередное внимание уделено вопросам обеспечения потребности в рекреации населения Ульяновской области — важнейшему фактору устойчивого развития туристской дестинации.

Инициативы Ресурсного центра, а также инициируемая им Программа последо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.