Научная статья на тему 'Ресурсный Центр, содействующий укреплению здоровья, поддерживающий реализацию ключевой компетенции «Быть здоровым» в образовательном пространстве'

Ресурсный Центр, содействующий укреплению здоровья, поддерживающий реализацию ключевой компетенции «Быть здоровым» в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ / КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ "БЫТЬ ЗДОРОВЫМ" / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверкова Анна Юрьевна

Автором представлена модель деятельности ресурсного центра содействующего укреплению здоровья при формировании ключевой компетенции «быть здоровым» в непрерывном образовании. Характеризуется деятельность центра как поддержка образовательных технологий формирования здорового образа жизни, создание пространства, в котором субъекты образовательного взаимодействия способны демонстрировать степень владения ключевой компетенцией «быть здоровым». Автор рассматривает ресурсный центр содействия укреплению здоровья, как автономную структуру, позволяющую осуществить интеграцию реализуемых здоровьеориентированных педагогических технологий при организации образовательного взаимодействия субъектов разного возраста, разных ступеней образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсный Центр, содействующий укреплению здоровья, поддерживающий реализацию ключевой компетенции «Быть здоровым» в образовательном пространстве»

здоровьесберегающая деятельность

УДК:740.000.555.+51.1

Зверкова Анна Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования института детства Новосибирского государственного педагогического университета, fppdzverkova@mail.ru, Новосибирск

ресурсный центр, содействующий укреплению здоровья, поддерживающий реализацию ключевой компетенции «быть здоровым» в образовательном пространстве

Аннотация. Автором представлена модель деятельности ресурсного центра содействующего укреплению здоровья при формировании ключевой компетенции «быть здоровым» в непрерывном образовании. Характеризуется деятельность центра как поддержка образовательных технологий формирования здорового образа жизни, создание пространства, в котором субъекты образовательного взаимодействия способны демонстрировать степень владения ключевой компетенцией «быть здоровым». Автор рассматривает ресурсный центр содействия укреплению здоровья, как автономную структуру, позволяющую осуществить интеграцию реализуемых здоровьеориентированных педагогических технологий при организации образовательного взаимодействия субъектов разного возраста, разных ступеней образования.

Ключевые слова: центр содействия укреплению здоровья, ключевая компетенция «быть здоровым», дополнительное образование

Zverkova Anna Yurevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Procedure of Pre-school Formation of the Institute of the Childhood of Novosibirsk State Pedagogical University, fppdzverkova@mail.ru, Novosibirsk

resource center, which contributes to health strengthening and supports the realization of key scope «to be healthy» in the educational space

Abstract. By the author is presented the model of the activity of the resource center of the contributing to strengthening health with shaping of key scope "to be healthy" in the continuous formation. Is characterized the activity of center as the support of the educational technologies of shaping of the healthy means of life, the creation of space, in which the subjects of educational interaction are capable of demonstrating the degree of the possession of key scope «to be healthy».

Keywords: the center of assistance to strengthening health, key scope "to be healthy", the additional formation

Оптимальным структурным элементом для реализации здоровьесберегающей педагогики в системе непрерывного образования является центр содействия укреплению здоровья. Приказ министерства образования Российской Федерации от 15 мая 2000 года № 1418 «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» стал отправной

точкой для реализации здоровьеориентиро-ванных технологий в системе образования [4]. Особенностью такого центра содействия укрепления здоровья является минимальная реализация медицинского аспекта здоровьесбережения в условиях системы образования. Деятельность центра направлена только на поддержку образовательных технологий формирования здорового образа жизни, создание информационно-ме-

тодического и научно-исследовательского пространства, в котором субъекты образовательного взаимодействия способны демонстрировать степень владения ключевой компетенцией «быть здоровым» [1, 5, 6].

В свободных источниках интернета можно найти многочисленные версии центров содействия укреплению здоровья:

- Межвузовский Центр содействия укреплению здоровья обучающихся и развития информационных технологий на базе Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, созданный в 2007 году;

- Учебно-научный центр содействия укреплению здоровья студентов Владимирского государственного университета (далее - Центр СУЗС), который представляет собой структурное подразделение Владимирского государственного университета (ВлГУ), создан в 2008 году;

- Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений Белгородской области, структурное подразделение Белгородского государственного университета (далее БелГУ);

- Центры содействия укреплению здоровья в государственных образовательных учреждениях № № 1307, ЦО № 1455, 806, 807, 1114, ГОУ «Начальная школа - детский сад» № 1815 Западного административного округа города Москвы (приказ Московского комитета образования от 09.02.2001 г. «О создании в структурах государственных образовательных учреждений центров содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников»);

- Центр здоровья муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Лангепаса (Письмо Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 09.11.2010 года № 6870 «О создании Центров здоровья в образовательных учреждениях ХМАО-Югры»):

- Центр содействия укреплению здоровья МОУ СОШ № 85 Советского района Красноярска, 2007 год.

- Центр содействия укреплению здоровья обучающихся МОУ СОШ № 31 Красноармейского района г. Волгограда, 2009 год.

- Центр содействия укреплению здоровья обучающихся МОУ Новоуколовская СОШ Красненского района Белгородской

области, (2010 г.);

- Центр содействия укреплению здоровья обучающихся МБОУ «СОШ имени В.Г.Шухова» г. Грайворона, Белгородской области (2012 г.);

- Центр содействия укреплению здоровья участников образовательного процесса МБОУ СОШ №2 с. Иглино (2012 г.);

- Центр содействия укреплению здоровья воспитанников МДОУ комбинированного вида «Детский сад №76 г. Йошкар-Олы «Солнышко» и т.д.

Количество центров содействия укреплению здоровья, открывшихся в образовательных учреждениях с 2000 года, настолько выросло, что в некоторые регионы проводят конкурсы. Например, региональный конкурс на лучший Центр содействия укреплению здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений Ульяновской области.

Приказ министерства образования Российской Федерации от 15 мая 2000 года № 1418 «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» весьма четко регламентирует деятельность такого структурного подразделения [4]. Цели центра разделены на две части, что отражает двойственность усилий - оздоровление и формирование культуры здоровья у субъектов образовательного взаимодействия [1, 4]. Первая часть - содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, воспитанников; второй аспект целей - содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации к здоровью и здоровому образу жизни. Для современного, соответствующего проводимым реформам взгляда на центр содействия укреплению здоровья можно предложить такую модель ресурсного центра, поддерживающего в системе непрерывного образования этапы формирования ключевой компетенции «быть здоровым» (Рисунок 1).

Реформа образования детей обусловлена введением в действие нового поколения

Этапы формирования ключевой компетенции «быть здоровым»

Досуговый этап: формирование культуры здоровья и представлений о стратегиях безопасного поведения на уровне своего быта, осознание поведения, разрушаюшающего индивидуальное здоровье

Клубный этап: осмысление индивидуального образовательного маршрута сохранения своего здоровья, принятие важности сохранения здоровья ребенка как части профессиональных умений

Креативно-волонтерский этап:

самостоятельная проектная деятельность по ЗОЖ, участие в проведении мероприятий и организация массовых дел (воспитательных, коллективных творческих дел) для сверстников

ДОШКОЛЬНОЕ /НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Первые 3 года жизни ребенка: обеспечение базового уровня здоровья семьей

ОСНОВНАЯ /СТАРШАЯ ШКОЛА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ

3-7 лет: детский сад; отработка навыков ведения ЗОЖ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ УКРЕПЛЕНИЮ

здоровья

ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЕ

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИЙ-

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

7-11 лет: освоение общих стратегий культуры здоровья в начальной школе

11-17 лет: освоение палитры социальных ролей и присвоение стратегий безопасного поведения с

сохранением индивидуального здоровья

Г

17 - 21 год: юность; ориентация на стратегии сохранения здоровья в процессе реализации первичного профессионального выбора

Рисунок 1 - Центр содействия укреплению здоровья как пространство формирования ключевой компетенции «быть здоровым»

ССУЗ / ВУЗ

федеральных государственных образовательных стандартов и ступлением в сил 1 сентября 2013 года нового зокона «Об образовании». Дополнительное образование детей, оформившееся из внешкольного образования с принятием предыдущей версии закона «Об образовании», вновь трансформируется. Потребность молодежи в дополнительном опыте социализации, проявлении своих способностей и талантов как естественная часть процесса взросления всегда присутствовала в культуре. Дополнительное образование детей, понимаемое как реализация вариативных, необязательных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства, постепенно реформируется. Таким вариативным является образовательное пространство, которое способен создать центр содействия укреплению здоровья [1; 5; 6].

Тенденция, когда знания ребенку доста-

ются дорогой ценой, ценой своего здоровья, остается, несмотря на многочисленные усилия. Причем ухудшается не только биологическое здоровье, но и психологическое. Нарушается процесс социализации, обедняется палитра социальных ролей, сенситивный период для первых профессиональных проб истекает, не формируются дополнительные референтные группы, поддерживающие подростков в сложном пубертатном периоде. Град критики обучения и воспитания, продолжающийся сыпаться на систему образования со стороны общества, только ухудшает состояние здоровья субъектов образовательного взаимодействия. Следует отметить, что государство, утвердив новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов, везде зафиксировало приоритеты формирования здорового образа жизни как часть программ воспитания (воспитания и социализации

в основной школе). Появляются предложения по реализации образовательных программ по здоровью. Например, Ю. В. Науменко, О. В. Науменко «Образовательная программа для младших школьников «Мое здоровье»» [3] или обобщение опыта А. С. Черногоровой «Формирование потребности здорового образа жизни у ребенка 9-11 лет в режиме учебного дня» [7].

Школа обязана реализовывать программу «Здоровье», обеспечивая формирование здорового образа жизни в интеграции как с экологией, так и с безопасностью жизнедеятельности. Второй частью становится обязательное формирование условий внутри образовательного учреждения, сохраняющих здоровье обучающихся, воспитанников (приказ № 2106) [1].

А что же с системой дополнительного образования детей? Где теперь будет формироваться здоровьеориентированное мировоззрение субъектов образовательного взаимодействия? Что станет социокультурной средой для проявления компетенций в области здоровья (ключевой компетенции «быть здоровым»)? Куда пойти подростку, интересующемуся физическим и психическим здоровьем? Как найти сверстников, разделяющих его ценности и интересы в области здорового образа жизни? В школе, обучающих тысячу учащихся, можно проводить яркие мероприятия, полноценно формировать подростковое сообщество, ведущее здоровый и безопасный стиль жизни, в школе, где учащихся менее пятисот, оздоровить их всеми мыслимыми способами. Но достаточно ли этого? По сути, школа ограничивает детей внутри себя, вновь прикрепляет ярлыки (любишь читать - «библиотекарь», любишь цветы - «эколог»), не вернет ли изменение понимания дополнительного образования нас в восьмидесятые годы прошлого века?

Вполне логично предположить, что если дополнительное образование детей становится второй половиной дня в школе, то изменения функционала педагогов дополнительного образования неизбежно. Активное обсуждение необходимости введения профессиональных стандартов деятельности ставит вопросы о соединении областей дополнительного и элективного образования, выход на проблемы образования как одаренных детей, так и детей с особыми образо-

вательными потребностями. Современный педагог дополнительного образования уже не воспитатель в клубе по интересам для малого количества детей, а педагог, конструирующий индивидуальную образовательную траекторию в области профессиональных проб для детей, вводящий в мир профессий, не зажатый содержанием учебного предмета. Тогда педагог дополнительного образования меняется вместе с запросами общества - создает пространство, соединяющее учебные предметы с реальным миром профессий. Например, учебные предметы области естествознания через проблемы здоровья приводят нас в мир профессий связанных с биологией, медициной, образованием, экологией и т.д.

Положение о центре содействия укреплению здоровья предлагает несколько, весьма традиционных направлений действий для коллектива образовательного учреждения. Основные направления деятельности Центра реализуются в процессе преподавания уроков здоровья, курсов естественнонаучного цикла, через систему различных тренингов, практических занятий, семинаров, конференций и других мероприятий, а также через ведение аналитической и прогностической деятельности [1; 4].

Стремительные перемены, модернизация социального пространства России, которая осознается обывателем в основном по быстротечной трансформации бытовой техники, делают особенно актуальными изменения в системе дополнительного образования детей. То, за чем не успевает школа, сдерживаемая государственными образовательными стандартами, должно стать основой для вариативного образования детей, отвечая их потребностям и самостоятельно получаемым знаниям. Но что происходит на самом деле? Педагоги дополнительного образования во многом отстают от стремительно потока инноваций, в том числе и технических. Массовое старение педагогических кадров, эмоциональное выгорание, проявляемое в ригидности используемой палитры педагогических технологий, приводит к потере интереса у детей к учреждениям дополнительного образования. Очевидными эти тенденции становятся при анализе реального контингента воспитанников. Неутешительные цифры перегруженности детей школь-

ными заданиями также не дают позитивного прогноза, особенно остро проблема будет разворачиваться в ближайшее время, когда все школы войдут в реализацию нового поколения ФГОС.

Актуальным остается вопрос разработки комплексной, системной программы службы здоровья, службы здоровья дополнительного образования, в которой бы участвовали специалисты разного профиля - представители педагогических, медицинских, психологических и других наук. Именно понимание учреждения дополнительного образования детей как ресурсного центра, содействующего укреплению здоровья, позволяет говорить о необходимости систематизации на региональном, городском, районном уровнях технологий, методов и приемов поддержки инициатив обучающихся в области сохранения здоровья.

Ресурсный центр, содействующий укреплению здоровья, объединяющий в Шегпе1-пространстве единомышленников по ведению здорового образа жизни, ориенти-

рованный на непрерывное образование в течение жизни, объединяющий специалистов-единомышленников, имеющий возможность обучения педагогов и разные категории слушателей, а так же предоставляющий услуги по оздоровлению - вот новый шаг дополнительного образования, соответствующий стратегии развития образования в России.

Ресурсный центр содействия укреплению здоровья, представленный как автономная структура, позволяет осуществить интеграцию реализуемых здоровьеориентирован-ных педагогических технологий при организации образовательного взаимодействия субъектов разного возраста, разных ступеней непрерывного образования (Рисунок 2).

Деятельность центра содействия укреплению здоровья позволяет выполнять многочисленные актуальные задачи. Например, на основе объективного контроля (модели мониторинга, научно-исследовательское направление центра) можно прослеживать актуальное состояние здоровья, степень формирования культуры здоровья и безопасного

ДОШКОЛЬНОЕ /НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОСНОВНАЯ /СТАРШАЯ ШКОЛА

ССУЗ / ВУЗ

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рисунок 2 - Модель деятельности ресурсного центра содействующего укреплению здоровья при формировании ключевой компетенции «быть здоровым» в непрерывном образовании

41 Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2014

образа жизни. Совершенствовать процесс обучения и воспитания, формировать, укреплять и развивать здоровье детей на всех этапах школьной и внешкольной деятельности; формировать осознанную мотивацию к здоровому образу жизни; формировать общечеловеческие ценности: ценность жизни, здоровья, образования, духовные ценности.

Вместе с тем, пока система дополнительного образования будет являться заложником отсутствия внимания со стороны государства, которое только предъявляет растущие требования к уровню образования, а само не заботится о здоровье нации, воспитать нравственно и физически здоровую личность в государстве без нравственного поведения будет невозможно. Поэтому сегодня на различные центры творчества учащихся возлагается большая задача - воспитания и формирования всесторонне развитой здоровой личности с помощью здоровьеориентиро-ванных педагогических технологий, например метода проектов [1].

Таким образом, система дополнительного образования позволяет создать внешнее пространство единомышленников (референтную группу, не ограниченную школой, районом, городом), в котором можно создавать ситуацию успеха у участников мероприятий по популяризации ведения здорового образа жизни. Центры дополнительного образования (например, областные или городские) могут стать новым поколением ресурсных центров, позволяющих объединить единомышленников вне образовательных учреждений. Дети и педагоги, ведущие здоровый образ жизни, нацеленные на сохранение и укрепление потенциала здоровья, могут участвовать в городских акциях, презентовать свои достижения и умения в специально организованном пространстве. Кроме того, ресурсный центр содействия укреплению здоровья позволяет систематизировать взаимодействие и со взрослыми, а не только с учащимися разных ступеней системы непрерывного образования. В предложенной модели ресурсного центра содействия укреплению образования

каждое из направлений может развиваться как отдельное структурное подразделение. Например, информационно-издательское направление деятельности предполагает структурное подразделение на базе функционирующего сайта. Сайт «Твое здоровье» - площадка для публикаций педагогов, проведения конкурсов, организации тематического чата, подбор материалов, тематическая библиотека, методическая копилка, обзоры возможностей и новинок по проблеме здоровья.

Библиографический список

1. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Здоровье-ориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов): монография по проблеме сохранения здоровья. - Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. - 160 с.

2. Зверкова А. Ю., Абаскалова Н. П. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Сибирский педагогический журнал. -№ 9. - 2012. - С. 25-29.

3. Науменко Ю. В., Науменко О. В. Образовательная программа для младших школьников «Мое здоровье» // Народное образование. -№8, - 2013. - С. 193-200.

4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 15 мая 2000 года № 1418 «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения». -[Электронный ресурс] Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы, http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_00/1418.html (дата обращения 31.07.2013)

5. Прилепо А. Ю. Формирование здорового образа жизни детей в учреждениях дополнительного образования. - дисс. ... канд. пед. наук. -Барнаул, 2004. - 123 с.

6. Прилепо А. Ю. Центр здоровья в учреждении дополнительного образования. - Новосибирск: Изд-во ДТД УМ «Юниор», 2003. - 97с.

7. Черногорова А. С. Формирование потребности здорового образа жизни у ребенка 9-11 лет в режиме учебного дня // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2012. - № 1 (19). - С.187-192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.