Научная статья на тему 'Клубные коллективы народного творчества в этнокультурном пространстве'

Клубные коллективы народного творчества в этнокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
190
12
Поделиться

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федина Т. Ю.

Клубные учреждения, безусловно, являются компонентами культурного пространства наряду с музеями, театрами и т. д. Самодеятельные коллективы домов культуры и клубов, которые в своей деятельности ориентируются на фольклор (так называемые коллективы народного творчества), можно рассматривать не только как элементы пространства культуры, но и конкретизировать как компоненты этнокультурного пространства.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Федина Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Клубные коллективы народного творчества в этнокультурном пространстве»

"Культурная жизнь Юга России " 115 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

М 1 (26), 2008

Т. Ю. ФЕДИНА

КЛУБНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Клубные учреждения, безусловно, являются компонентами культурного пространства наряду с музеями, театрами и т. д. Самодеятельные коллективы домов культуры и клубов, которые в своей деятельности ориентируются на фольклор (так называемые коллективы народного творчества), можно рассматривать не только как элементы пространства культуры, но и конкретизировать как компоненты этнокультурного пространства.

Деятельность коллективов народного творчества определяется следующими задачами: приобщение участников к традиционной культуре; создание условий для развития и творческой реализации личности; пропаганда фольклора (проведение народных праздников, концертов и т. д.); участие в деле возрождения и сохранения устного нематериального наследия народов, населяющих Россию, а также субэтнических групп (например, казачества).

Наиболее достойным самодеятельным коллективам системы Министерства культуры присваиваются звания народных и образцовых. Поддерживая состоявшиеся народные самодеятельные коллективы, ориентированные на фольклор, государство «экспортирует» концертные номера в их исполнении на лучшие российские и международные форумы: фестивали, конкурсы, праздники. С одной стороны, это стимулирует развитие коллективов, с другой - позволяет региону (или России) демонстрировать свое внимание к культуре, народному творчеству, заботу о сохранении устного нематериального наследия и т. д. В какой-то мере, это является уловкой власти, ведь «за последние годы значительно сократилась сеть клубных учреждений. В настоящее время две трети сельских населенных пунктов не имеют никаких учреждений культуры. В сохранившихся клубных учреждениях все больше вымываются бесплатные услуги, что сильно ограничивает возможности культурной деятельности многих малообеспеченных слоев населения» (1). Проблема, таким образом, состоит в том, чтобы не только поддерживать отдельные коллективы, но и обеспечивать повсеместную массовость народного творчества и здоровую конкуренцию в этой сфере. Необходимо оказывать таким коллективам методическую помощь, постоянно улучшать материальную базу учреждений культуры клубного типа, усиливать их финансирование, в конце концов, выплачивать руководителям художественной самодеятельности достойную заработную плату.

В рамках данной статьи мы рассмотрим деятельность известного в нашей стране и за рубежом самодеятельного коллектива - народного ансамбля танца «Танок» Калининского Дома культуры (Краснодарский край).

Станица Калининская является районным центром, расположенным в 70 километрах от Краснодара. Сравнительно небольшая удаленность от столицы Кубани, постоянный приток специалистов положительно сказываются на развитии клубной системы района и его центра. Из 105 формирований самодеятельного художественного творчества в этом районе 13 носят звания образцовых и народных коллективов. В 14 танцевальных коллективах Калининского районного дома культуры занимаются 327 детей, что позволяет назвать его одним из центров самодеятельного хореографического творчества на Кубани. Из вышеназванных коллективов наиболее известным и признанным является избранный нами в качестве объекта исследования ансамбль «Танок» (руководитель - заслуженный работник культуры Кубани Галина Гогина, выпускница Краснодарского государственного института культуры 1982 года).

Первоначально коллектив назывался «Кали-ночка», но в 1996 году по предложению Г. П. Гогиной был переименован в «Танок». Это слово имеет два значения: танец и место, где казаки собирались, чтобы показать себя в танце. Отметим, что в репертуаре ансамбля есть композиция «Приглашаем на танок», которая передает атмосферу казачьего гулянья.

Как известно, «общенациональные особенности любого произведения фольклора преломляются сквозь призму конкретных и специфических областных особенностей» (2). Юные танцоры из станицы Калининской, осваивая русский народный танец, прежде всего, знакомятся с кубанской танцевальной культурой. Репертуар ансамбля в основном построен на фольклоре линейных и черноморских казаков. Подготовке каждого танца предшествует исследовательская работа, в ходе которой руководитель вместе с детьми изучает старинные фотографии, другие документальные материалы, литературу. Юные танцоры участвуют в разработке сценических костюмов. Г. П. Гогина многое делает для расширения репертуара ансамбля, обогащая его забытыми ныне бытовыми танцами. В течение нескольких лет она предпринимает поездки в станицы и хутора Калининского и других районов Краснодарского края для сбора этнографического материала, где

№ 1 (26), 2008

"Культурная жизнь Юга России " ^

в долгих беседах со старожилами по мельчайшим деталям, всплывающим в памяти стариков, пытается восстановить то, что с течением времени было утрачено кубанской танцевальной культурой. Она постоянно возвращается к своим записям, сделанным во время таких экспедиций. Собранный, но еще не обработанный материал, волнующие воображение, но пока не выношенные образы служат для постановщика стимулом в его подвижническом труде. Постоянное пребывание в поиске - это и есть творчество. В подтверждение этой мысли позволим себе процитировать Д. С. Лихачева: «Жизнь - прежде всего творчество. <...> Творчество тоже можно творить. <...> Оно беспрерывно» (3).

Помимо бытовых казачьих танцев, пританцо-вок, приплясок, в репертуаре представлен и на-родно-сценический танец. Благодаря кропотливой работе Г. П. Гогиной репертуар коллектива пополнился новыми сюжетными композициями, например: «Орлица», «Молодычка», «Краковяк», «Пошли хлопцы на работу», «Гарни молодычки», «За станицей на Толоке», «Вэсэлица» и др.

Ансамбль «Танок» связывает давняя дружба с известным краснодарским хореографом А. М. Литовченко (также выпускником Краснодарского государственного института культуры, но 1975 года, основателем ансамбля «Казачья вольница»). Здесь он поставил танец «Майносская гуртовая», созданный им на основе фольклора некрасовских казаков.

На наш взгляд, плодотворными для коллектива, строящего свой репертуар на основе кубанского фольклора, стали поездки в Украину и сотрудничество с украинскими постановщиками и коллективами. В 2006 году ансамбль «Танок» стал лауреатом VI Международного фестиваля-конкурса «Веселкова Терпсихора» в Киеве. Это представительный форум народной хореографии, в котором традиционно принимают участие танцевальные коллективы из России, Молдовы, Грузии, Казахстана, Румынии, Сербии, Черногории, Турции, Китая и других стран. Он запомнился юным посланцам Кубани не только яркими выступлениями участников, но и культурной программой, которая позволила им ближе познакомиться с традициями украинского народа. Особый интерес вызвало у потомков кубанских казаков посещение музея с. Пирогово, где на большой территории под открытым небом представлены хаты со старинной утварью, мельницы, церкви из разных областей Украины. Фестиваль завершился выходом его участников в народ: они прошли по Крещатику от Бессарабской площади до Майдана Независимости, где вечером состоялся заключительный концерт.

Две недели спустя детский танцевальный коллектив снова был приглашен в Украину, теперь на международный фестиваль в Днепропетровске, где также покорил зрителей своим выступлением. С этой поездки началось творческое сотрудничество кубанского ансамбля с инициатором конкурса - образцовым детским ансамблем народного танца «Цв1тень» городского Дворца

детей и юношества, которым руководит В. М. Терленко.

Сотрудничество кубанского коллектива с украинскими мастерами народного танца позволило обогатить репертуар новыми интересными постановками. Так, балетмейстер Государственного Волынского хора Валерий Смирнов подготовил на материале Луцкой области Украины «Волынскую польку». Следует отметить, что ансамбль «Танок» вообще не включает в свой репертуар чужих номеров. Все танцы ставятся исключительно для этого коллектива и учитывают возможности его участников. В числе известных хореографов, привлеченных к сотрудничеству с коллективом, главный балетмейстер ансамбля песни и пляски ВДВ России Г. В. Минх, старший преподаватель кафедры хореографии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств 3. Д. Лянгольф и др. Музыкальное сопровождение постановщики подбирают совместно с музыкальным руководителем ансамбля А. В. Гогиным, а фонограмму записывает оркестр Государственного ансамбля танца и песни «Казачья вольница».

Поскольку в репертуаре ансамбля «соседствуют» как аутентичные танцы, так и народно-сце-нические, этот коллектив нельзя назвать «чисто» фольклорным. В настоящее время у фолькло-ризма, использующего сценическую обработку фольклорного наследия, много противников, но все чаще раздаются голоса в его защиту. А. С. Каргин, например, включает фольклоризм, наряду с фольклором, любительским и самодеятельным творчеством, в общее понятие «народная художественная культура» (4). На примере ансамбля «Танок» мы видим, что фольклоризм - это не упрощение фольклора, а творческое отношение к аутентичной культуре. Традиционная культура, в том числе танцевальная, безусловно, нуждается в сохранении, но параллельно развивается фольклоризм. В этом направлении работают талантливые люди, и их деятельность нисколько не умаляет значения того, что мы называем традиционным наследием. Тем более, что их поиски осуществляются не только в рамках традиции, но и в контексте мировой художественной культуры.

Возвращаясь к деятельности ансамбля, отметим, что занятия в каждой возрастной группе делятся на уроки и репетиции, причем к первым применяется тендерный подход, так как раздельное обучение, по мнению руководителя, позволяет детям лучше усвоить программный материал. Г. П. Гогина с первых репетиций стремится воспитать у мальчиков волевой характер, который всегда был присущ казакам. Коллектив строится на основе строжайшей дисциплины, что тоже соответствует казачьей традиции.

Характеристика ансамбля «Танок» и его деятельности будет неполной, если мы не расскажем о том, что коллектив получил признание на многих всероссийских и международных форумах. Первой его наградой, полученной за пределами родного края, был диплом I Регионального фестиваля народов Кавказа «Ставропольская радуга» (1989). Он является обладателем гран-при

"Культурная жизнь Юга России" № 1 (26), 2008

Всероссийского конкурса «Тихвинский Лель» и Всероссийского фестиваля детского творчества «Орлята России-98». Помимо Украины, ансамбль представлял Кубань и Россию в Польше, Турции, Италии, Греции, Сербии. В сентябре 2004 года детскому ансамблю из кубанской станицы выпала честь в составе российской делегации принять участие в торжественных мероприятиях, посвященных открытию памятников русской истории на острове Лемнос в Греции.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что в танцевальном ансамбле «Танок» дети (подростки, юноши) не только овладевают исполнительским мастерством, но и проникаются интересом к традиционной культуре, изучая народный танец, народный костюм, быт и обычаи кубанских казаков, историю родного края. Представляя культуру региона на различных форумах, юные исполнители выступают как носители традиций кубанского казачества. К ним приходит осознание того, что возрождение традиционной культуры необходимо как обществу в целом, так и каждому человеку.

Достоинством коллектива является и то, что он не замыкается на бытовом танце и имеет в своем репертуаре сценические композиции, построенные на основе народного танца. Благодаря этому его участники проникаются творческим отношением к материалу, на практике постигают понятие сценической обработки фольклора. Не случайно за последние годы 15 выпускников ансамбля «Танок» выбрали своей профессией народную хореографию и поступили в вузы и колледжи культуры и искусств.

Проявляя себя творчески в таком коллективе, как «Танок», ребенок (подросток, юноша) из глубокой провинции (как правило, из несостоятельной семьи) получает возможность осуществить главную мечту детства - увидеть большой мир. Именно поэтому становится возможной жесточайшая дисциплина, установленная в ансамбле его руководителем. Народный коллектив, регулярно выезжающий на всероссийские и международные конкурсы, никогда не испытывает недостат-

ка в притоке способных участников. Вторым стимулом для юных танцоров является возможность показать себя, выступая на лучших сценических площадках сначала своего региона, затем России и зарубежья. Третьим - возможность проникнуться атмосферой праздника народного творчества, чувством единения с представителями других этнических культур, которые также увлечены фольклором. Все вышеназванные стимулы творчества, так или иначе, акцентируют гедонистическую функцию самодеятельного коллектива как клубного образования, которая в данной ситуации отводит на второй план образовательную, эстетическую и другие функции.

Проанализировав деятельность одного из ярких коллективов, выросших в системе клубных учреждений Кубани, мы можем заключить, что народное творчество как направление клубной работы рассматривается в регионе в качестве приоритетного. В перспективе учреждения культуры клубного типа могут занять достойное место в деле возрождения и дальнейшего развития традиционной культуры. Во-первых, они ближе к народу, чем любые другие учреждения культуры; во-вторых, опираются на инициативу лучших представителей народа, стремящихся познать свои исторические корни, идентифицировать себя со своим этносом; в-третьих, создают для участников творческих коллективов условия, позволяющие им реализоваться в творчестве; в-четвертых, помогают подрастающему поколению в процессе творчества усвоить традиции родного края.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Культура и будущее России. Новый взгляд: доклад председателя комиссии по вопросам развития культуры Общественной палаты Российской Федерации 15.11.2007 г. //http://www.stdrf.ru/mir/

2. Путилов Б. Н. Фольклор и художественная самодеятельность. Л., 1968. С. 12.

3. Лихачев Д. С. Раздумья. М., 1991. С. 291-292.

4. Каргин А. С. Народная художественная культура. М., 1997.