Научная статья на тему 'Клопицы: из истории эстонского православия'

Клопицы: из истории эстонского православия Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
9
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Клопицы / Россия / эстонцы / Эстония / православие / история / культура / Klopitsy / Russia / Estonians / Estonia / Orthodoxy / history / culture

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Тамби С. А.

Данное уникальное исследование впервые в отечественной и зарубежной историографии представляет подробное описание жизнедеятельности православных эстонцев в селе Клопицы, находящемся в настоящее время на территории Волосовского района Ленинградской области. В настоящей статье на основе ранее не вводившихся в научный оборот дореволюционных материалов периодической печати на эстонском языке, а также новых выявленных автором сведений из архивных источников рассказывается о первых эстонцах-переселенцах, прибывших в Клопицы, открытии здесь в 1900 г. русско-эстонского прихода в Петропавловской церкви, а также о местной эстонской школе и различных просветительских обществах. В исследовании уделено внимание как предвоенному, так и современному положению клопицких эстонцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Klopitsy: from the history of Estonian Orthodoxy

This unique scientific paper, for the first time in the Russian and foreign historiography, provides a detailed description of the life of Orthodox Estonians in the village of Klopitsy, currently located on the territory of the Volosovsky District of the Leningrad Region. In this article, on the basis of pre-revolutionary materials of the periodical press in Estonian language, which were not previously introduced into scientific circulation, as well as new information revealed by the author from archival sources, the author tells about the first Estonian settlers who arrived in Klopitsy, the opening here in 1900 of a Russian-Estonian parish in the Peter and Paul Church, as well as about the local Estonian school and various educational societies. The study pays attention to both the pre-war and modern situation of the Estonians in Klopitsy.

Текст научной работы на тему «Клопицы: из истории эстонского православия»

Тамби С.А.

Магистр со знанием иностранных языков. ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации».

Клопицы: из истории эстонского православия

В конце XIX в. в Санкт-Петербургской епархии полноценное развитие получило национальное эстонское движение, нашедшее свое выражение в создании православного эстонского прихода в Санкт-Петербурге, а позже - в учреждении русско-эстонского братства, благочиния эстонских приходов, эстонских приходских школ, возведении в тогдашней российской столице Санкт-Петербурге русско-эстонского храма - Свято-Исидоровской церкви. Если история этого храма, а также деятельность русско-эстонского православного братства во имя священ-номученика Исидора уже довольно хорошо исследована российскими и зарубежными историками [3, с. 319], то история общины православных эстонцев в Клопицах до настоящего времени глубоко не изучалась отечественными и зарубежными исследователями. Настоящее комплексное и всестороннее исследование призвано восполнить имеющийся пробел с опорой на многочисленные дореволюционные эстоноязычные материалы из периодических изданий, а также выявленные автором ранее не вводившиеся в научный оборот архивные сведения из архивов Российской Федерации и Эстонской Республики. Автор настоящего исследования дистанционно выступил 17 мая 2023 г. на ежегодной 38-й Международной студенческой конференции финно-угроведов IFUSCO-2023, которая прошла в г.Турку (Финляндия), с докладом на тему «Эстонцы в Клопицах», в котором кратко представил полученные в ходе проведенного им исследования результаты.

Переселение эстов в Клопицы. К концу XIX в. в селе Клопицы Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии стала зарождаться эстонская община. Эстонцы-переселенцы продолжали активно прибывать сюда и позже, в 1905 - 1906 гг. [65, с. 4]. Если ознакомиться с сохранившимися до наших дней метрическими книгами православного русско-эстонского прихода Петропавловской церкви в Клопицах, то нам станут известны имена многих первых поселенцев [25, с. 1-149]. В ноябре

1889 г. в газете «Вирмалине» на эстонском языке было опубликовано объявление о сдаче крестьянином Гаврилой Матвеевичем Кузнецовым в аренду в Ронковицах, что близ Клопиц, участков земли [50, с. 4]. Через несколько лет, в апреле 1903 г. в окрестностях имения Клопицы продавались земельные участки, о чем были опубликованы соответствующие объявления в нескольких номерах крупнейшей эстонской газеты «Постимеэс» [66, с. 4], вообще газеты пестрели сообщениями о продаже земли в Клопицах (илл. 1, 2, 3, 4). В 1895 г. на должность лесного сторожа имения Клопицы утверждался крестьянин Юган Яковлевич Мянник [26, с. 1-2]. В октябре 1904 г. в газете «Уус Аэг» было напечатано объявление, в котором сообщалось, что у жителя Клопиц Адама Агеса была украдена шестилетняя лошадь, за возврат которой владельцу было обещано вознаграждение в размере 25 руб. [35, с. 3]. К январю 1906 г. в Клопицах проживал 21-летний лютеранин чернорабочий Карл Карлович Отто [5, с. 3].

К 1922 г. Клопицы насчитывали 35 эстонских семей [39, с. 3]. К 1928 г. сельсовет объединял семь земельных обществ с количеством дворов - 298 единиц, и населением - 1339 человек (мужчин было 648 чел., женщин - 691). Население сельсовета тогда было смешанным: русские, финны-ингерман-ландцы, эстонцы, причем последних

^«мгЦо^ пш(|»тмв, С^нЬдшИа

оп 100 (кипим выдЬ, йЬг* (ЛМ сЬР ичЬстамв (йЮчв ^а

с II и

ЗМал ш р&НипмаЙ ТЗИ>и14Т -УдЬпнг аппа*

191 л« [ о^опм ¡*ЙПМ тлЛитпт?

Ъ" И » I ||

****** Т Ж

(11 а 1» а. *******

Илл. 1. Объявление в газете «Вирмалине» о сдаче в ноябре 1889 г. крестьянином Гаврилой Матвеевичем Кузнецовым в аренду земельных участков в Ронковицах, что близ Клопиц.

Источник: '^гшаНпе. № 44. 04.11.1889. Ьк. 4.

Ш шМяШ!

■©0(11 ганЫе?Ь тйоЬя 10 тоегг1а Лт((пио ¡патаЦ Й1иц:1(а тт(а ]ииге« ш(ШЬа|(е 11ц.

1. таИцц рйейтр. оп ма, Тоя11ш3 пш1[а ро1Ь ¡а (сгпе ¡ади гойВДе гпе((ада. ^¡дета! 1еа1иГ1 (щаИГц» ¡и {пи[01!ада ^аЬ 1йгдпи|е аЬге«К )йге!е: Иваиъ Пеньяновичъ Кекки, станшя Кнксрнно, С. ж. Д. 3.0.3.90

Илл. 2. Объявление в газете «Постимеэс» о продаже в апреле 1903 г. участков земли вблизи Клопицкой усадьбы.

Источник: РоэНшееэ. 1903. № 85. 17.04.1903. Ьк. 4.

- 331 чел. [6]. Во время нацистской оккупации Клопиц и последующего организованного нацистами насильственного переселения значительной части местных эстонцев на эстон-

Илл. 3. Объявление о сдаче и продаже участков земли в мае 1912 г. в имении Кло-пицы.

Источник: Петербургская газета. № 135. 19.05.1912. С. 5.

СДАЮТСЯ

разжыя дачи-квартиры отъ одной и до восьми комн., в-ь имгЬши «Кчощщы», удобно для ггрпота или ноловш, уелоЫя на м!>сгН, отъ ст. Киотрино и Волосово, Валт1йск0й яьел. дор. 11 вер. по пго»ое, 70 вер. отъ Петрограда по Нарвсколяу шоссе, но сосЬдетву л'Ьоъ и природа. Оно же и продается

скую землю (примерно в 1943 г.) была составлена «перепись населения» Клопиц и окрестностей, в т.ч. и местного эстонского населения [32].

Этимология. Интересно, что с эстонского языка на русский язык слово klopits переводится как «выбивалка» или «хлопушка». В Эстонии встречается фамилия Юорйэ [31]. А вот с офенского «языка» (возник во Владимирской губернии) на русский язык слово «клопица» передается как «палица».

Православная эстонская церковь Святых Апостолов Петра и Павла. Если тешковские эстонцы-переселенцы (Тешково - деревня неподалеку от Клопиц) в большинстве своем исповедовали лютеранство, то эстонцы в Клопицах были в основном православными [63, с. 4]. Интересно, что связь с городом Ревелем Эстляндской губернии (ныне -Таллин, столица Эстонской Республики) у Клопиц является давней: еще в далеком 1788 г. о переводе в Петропавловскую церковь Клопиц ходатайствовал дьячок ревельской Никольской церкви Петр Гаврилов [10].

Шестнадцатого июля 1900 г. в Клопицах состоялось торжественное открытие православного русско-эстонского прихода в церкви Святых Апостолов Петра и Павла (илл. 5). После проведения богослужения благочинным Павлом Кульбушем в сослужении священников местного русского прихода С. Тихомирова, диакона Карпа Эльба, а также вновь

Илл. 4. Объявление о сдаче и продаже в мае 1916 г. «дач-квартир» неподалеку от имения Клопицы. Уточнялось, что участки удобны «для приюта или колонии» (согласно толковому словарю В.И. Даля, колонист - это поселенец из другой земли; переселенец, занимающийся земледелием).

Источник: Новое время. № 14434. 14.05.1916. С. 18.

назначенного к эстонскому приходу священника Пеэтера Саара, благочинный сказал свое приветственное слово. Торжественный крестный ход был организован из клопицкой русской церкви Св. Живоначальной Пресвятой Троицы во вновь открытый православный эстонский приход. Во время шествия в крестном ходе духовенство несло утварь, в т.ч. книги и сосуды для совершения богослужений, а также часть Запасных Даров. Благочинный торжественно объявил новый приход открытым, с приветственным словом в адрес своей паствы выступил и Пеэтер Саар. Он напомнил собравшимся «о милостях Высшей Власти к эстонскому народу вообще и, в частности, к переселенцам в другие губернии, наглядным доказательством чему служит и настоящее торжество». Был отслужен благодарственный молебен Господу Богу с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святому Правительствующему Синоду и Высокопреосвященнейшему митрополиту Антонию, а также прихожанам нового эстонского прихода. На мероприятии собралось около 800 эстонцев, причем не только православные, но и эстонцы-лютеране. Каменное кирпичное здание церкви вмещало примерно 400 - 500 человек. Односветный четверик был перекрыт деревянным куполом, с алтарем и притвором, над которым стоял деревянный ярус звона.

Этот храм, возведенный еще в 1784 - 1788 гг. на средства помещика Валентина Платоновича Мусина-Пушкина и названный в честь Святых Апостолов Петра и Павла [8], примерно к 1896 г. перестал быть церковью для русского прихода. Дело в том, что местный помещик, потомственный почетный гражданин Петр Платонович Синебрюхов, который в 1874 г. приобрел мызу Клопицы, решил построить в связи со значительным увеличением русского прихода гораздо больший каменный храм. В 1891 - 1893 гг. по проекту архитектора К.К. Циглера была возведена каменная церковь Пресвятой Живоначальной Троицы с приделами апостола Петра и преподобной Пелагии (не действовала с 1935 г., закрыта в 1940 г., разрушена в годы Великой Отечественной войны [9, с. 1-23]).

Петропавловская же церковь осталась пустовать, превратившись по сути в часовню: лишь один раз в году в храмовый праздник в ней совершались богослужения. Но так продолжалось недолго. Наконец, она была передана местным православным эстонцам с назначением к храму самостоятельного причта. Число прихожан в этом новом русско-эстонском приходе изначально составляло примерно 500 человек [2, с. 2]. Функционировало в Клопицах и созданное в 1900 г. церковно-при-ходское попечительство, обеспечивающее всестороннюю деятельность

Кмящу.

■ПгтгрАтрг-

t*ul) I Элбв I (ОДРМКЪ

ВО О.

цинод» открыты 1п ■ «осл* врвгЪтт^я-

Илл. 5. Заметка в газете «Ревельские известия» об открытии 16 июля 1900 г. русско-эстонского прихода в церкви Святых Апостолов Петра и Павла в селе Клопицы.

Источник: Ревельские известия. № 161. 19.07.1900. С. 2.

Петропавловского храма, а также организовавшее бесплатную духовную библиотеку и занимавшееся реализацией книжной продукции.

Будущий священник русско-эстонского прихода в Клопицах Пеэтер Антонович Саар (1871 - 1927 гг.) обучался в 1883 - 1892 гг. в Рижской духовной школе и семинарии. Окончив пять классов, он получил профессию кистера -школьного учителя. По этой профессии он и стал работать -сначала в Преображенском приходе в Ревеле (1891 - 1894 гг.), потом во вспомогательном училище Мудасте прихода Рождества Христова в Кыргес-сааре (1892 - 1893 гг.), наконец, в Петропавловском приходе в Сууре-Яани (1893 - 1900 гг.). В 1900 г. в Клопицах П.А. Саар был рукоположен во диакона/иерея епископом Рижским и Митавским Агафангелом (Преображенским). П.А. Саар был женат на дочери епископа Платона (П. Кульбуша) Александре Саар (урожденной Кульбуш), у них родились две дочери - Леонида и Клав-

дия, и три сына - Александр, Макс и Леонид. В эстонской школе в Клопицах Пеэтер Саар работал также кистером - школьным учителем (илл. 8). С 29 июня 1917 г. он стал протоиереем. Примерно в 1926 (по другим данным в 1927 г.) священник трагически погиб в результате пожара в Клопицах и был похоронен на

Илл. 6. Церковь Святых Апостолов Петра и Павла. Село Клопицы, примерно 1900 - 1920 гг. Фотография публикуется впервые.

Илл. 7. Церковь Святых Источник: Ееэ!! КаЬуивагЬпу, Апостолов Петра и Павла. ЕАА.5410.1.123.25. Село Клопицы, 17 октября 1905 г. Фотография публикуется впервые.

Источник: ЕеэИ КаЬуц-эагЬНу, ЕАА.5410.1.123.27.

местном кладбище. Автору настоящего исследования, к сожалению, не удалось обнаружить в рамках проведения полевого исследования в Клопицы в 2023 г. (илл. 9) его могилу на Клопицком кладбище. Зато он установил имена многих эстонцев-переселенцев и их потомков, которые на нем покоятся (илл. 15).

Псаломщиками Петропавловского храма являлись: в 1902 г. -Георгий Эрельт, а с 1902 по 1908 гг. - Георгий Петрович Вахт. К 1911 г. кистером здесь был утвержденный в 1909 г. псаломщик Василий Козы-

Илл. 8. Диакон русско-эстонского прихода церкви Святых Апостолов Петра и Павла в селе Клопицы Пеэтер Саар.

Источник: Geni.com.

рев [22]. Церковными старостами были: Иоанн Лаур (утвержден на первое трехлетие 1 марта 1904 г.), Николай Юргенсон (утвержден 28 февраля 1907 г.) и А. Лаху (Лахо; утверждался дважды - 19 февраля 1910 г. и 26 июня 1913 г.).

Клопицы располагали готовыми причтовыми помещениями, причт получал т.н. «квартирное пособие». Павла Кульбуша всерьез беспокоили имевшиеся жилищные условия для местного клира. Так, в августе 1903 г. он пожаловался управляющему Санкт-Петербургской епархией Гдовско-му епископу Константину (Булычеву) о неудовлетворительном состоянии и обветшалости дома русского причта в Клопицах, отмечая, что на перестройку здания или же на постройку нового дома финансовых средств не имелось [14]. К концу 1904 г. Клопицкий причт размещался в казенном доме, возведенном в 1902 г. на ассигнованные Святым Синодом «квартирные деньги» в размере 3 тыс. рублей. Здание было поставлено вчерне, т.е. не обшито снаружи, а внутри не оштукатурено, а посему вовсе не обжито. П. Кульбуш сетовал на то, что если не завершить его постройку, то здание могло попросту сгнить, придя в полную негодность. Священник подчеркивал, что местных средств на данное богоугодное дело не находилось ни в церкви, ни в попечительстве, призвав заняться поисками требуемой суммы «где-либо на стороне» [16, с. 418].

Илл. 9. Исследователь эстонских общин С.А. Тамби с поднятым с земли кирпичом в руках у развалин церкви Святых Апостолов Петра и Павла, где в 1900 г. был открыт русско-эстонский православный приход. Клопицы, май 2023 г.

Источник: фотография из личного архива С.А. Тамби

Дом священника располагался напротив клопицкой эстонской православной школы [48, с. 3]. К апрелю 1922 г. священником был эстонец по фамилии Мазинг. Его «зарплата» составляла два фунта муки в год с каждого взрослого эстонца Клопиц. В 1922 г. (по другим данным в 1936 - 1937 гг.) храм во имя Святых апостолов Петра и Павла был закрыт.

Сектанты. Посещали Клопицы и эстонцы-сектанты. Так, в марте 1909 г. из города Ревеля в Клопицы и другие близлежащие населенные пункты, в которых проживало эстонское население, приезжали некие два молодых парня (по словам очевидцев, выглядели они примерно лет на 20), которые пытались проповедовать свое «слово Божье». Но местные жители из деревни Ронковицы быстро вычислили в юношах сектантов и «тем не поздоровилось» [62, с. 388].

Отделение Санкт-Петербургского эстонского общества образования в Клопицах. Данное отделение открылось в Клопицах стараниями Д. Куусенина [57, с. 2]. Учредительное собрание (илл. 10) состоялось 23 марта 1908 г. в здании Клопицкой эстонской школы [51, с. 4]. К 1912 г. в отделении состояло 13 членов. Его духовным лидером стал православный учитель Георгий Петрович Вахт, чьими стараниями и под чьим руководством в Клопицах начал работу эстонский хор и драматический кружок. Председателем общества был Д. Куусенин [52, с. 3]. Двадцать седьмого июля 1908 г. усилиями этого отделения в Клопицах был организован первый Эстонский летний праздник, на котором были показаны две драматические постановки. Выступил на нем и эстонский хор под руководством Г.П. Вахта [41, с. 2]. А в 1912 г. активисты отделения, к большому их сожалению, не смогли организовать ни одного праздника в Клопицах, в связи с тем, что полиция сочла прежнее здание, где они проходили, непригодным для их проведения [56, с. 1].

Эстонская школа. На рубеже XIX - XX вв. в Клопицах работали две земские школы - одноклассная и двуклассная (последняя была созда-

Jlttrrlmri itsti gariinff Sdtf

Ütopitfn tmrnfrltfl

asutamisc koosolek

on püijapäcto 23. mcirtfU fed 2 p.

(3«о1о8|"оюо i«ama ЩеЬа!.) Slopitfa fiifa (SeÖtf foolimaiaft

igaüitalic iimberiaubjeib eeftlafi roil' tcl arroul lottu tulle.

fcarufeUft ajutüjab.

Илл. 10. Объявление о проведении 23 марта 1908 г. учредительного собрания Отделения Санкт-Петербургского эстонского общества образования в Клопицах.

Источник: Koit. № 22. 18.03.1908. Lk. 4.

на в 1875 г.). Находящаяся рядом со зданием церкви, русская земская школа Клопиц являлась в то же время и церковно-приходской. Учитель П. Храмов организовал здесь хор [11, с. 283]. Существенным препятствием к открытию эстонской школы в Клопицах являлась недостаточная грамотность местного псаломщика [12, с. 139]. Все же это препятствие было преодолено и в 1902 г. в Клопицах в крестьянской избе (вмещавшей всего 20 чел.; см. илл. 11) была открыта эстонская школа [18, с. 51]. В селе имелась и русская школа: так если в 1902 г. в Клопицкой эстонской школе обучались 32 учащихся, то в русской школе - 27 учащихся. В 1903 г. учащихся в эстонской школе насчитывалось 27 чел., а в русской школе - 41 [19, с. 56]. В 1904 г. в эстонской школе Клопиц обучалось 27 человек, в 1905 г. - 41 чел., в 1909 г. - 20 чел. [21]. В Клопицком приходе русско-эстонского благочиния имелась также Ольховская школа грамоты. Проживавший осенью 1907 г. в здании Клопицкой эстонской школы работник вспоминал, что ночами в нем раздавались «громкие и отчетливые шорохи» от чьих-то шагов. Но не увидев на протяжении нескольких ночей никого, он сделал вывод о том, что там жило «привидение или же чей-то дух» [46, с. 9].

Совместными усилиями прихожане занимались сбором средств на отопление и освещение школы. Училищный совет выделил специальную субсидию на наем помещения [13, с. 404]. К 1903 г. школа уже не вмещала всех тянущихся к знаниям (многим желающим учиться приходилось отказывать в этом). Имелась острая потребность в собственном здании [15, с. 412-413]. В ноябре 1904 г. данное здание-изба сгорело [17, с. 418]. Владелец Клопицкой усадьбы местный землевладелец П.П. Синебрюхов

Илл. 11. Вид на здание эстонской школы. Село Клопицы, примерно 1900 - 1920 гг. Фотография публикуется впервые. Источник: ЕеэИ КаЬуцзагЬну. ЕАА.5410.1.123.29.

on inr)ui3 tf iopitfa liesti fopli pcidlc, 12 )uer§ta ¿Hfi'rittb raitblcc iaamaft. SHahwafpo^oIci fcpiiipftaja mli-mifeFl pceicitfc 12. oii. ftfl 12 fractal, fofjalifit fooltmaja nmmibeS, fuiju fait'oibaatu patutaffe ilmubct. Ст. Кикернно, уч. Я. ^алам. " ля передачи в Кзшгбцк, Зсг. школа.

Илл. 12. Объявление об открытии вакансии школьного учителя в Клопицкой эстонской школе и анонс собрания для его избрания, назначенного на 12 октября 1919 г. в здании местной эстонской школы.

Источник: Edasi. № 216. 28.09.1919. Lk. 4.

построил просторный дом с общежитием [36, с. 1], оборудовав его всем необходимым [20 с. 319]. По некоторым данным Клопиц-кая эстонская школа закрылась в 1909 - 1910 г. Учителю Г. П. Вахту пришлось покинуть Клопицы из-за ссоры с другим местным священником. Новый псаломщик недостаточно знал эстонский язык, что также способствовало закрытию школы [23, с. 28]. Ее здание было передано православной русской церкви [4, с. 202]. В Эстонском национальном архиве сохранились фотографии Клопицкой эстонской школы [30]. Позже, в первые годы советской власти (в годы коренизации) в Клопицах также действовала эстонская школа (примерно до 1924 г.).

Так, осенью 1919 г. в Клопицкую эстонскую школу требовался школьный учитель (илл. 12). Общественное собрание по его избранию было намечено на 12 октября того же года в 12 часов дня в помещении местной школы, куда и просили явиться всех кандидатов [43, с. 4]. К 1923 г. учителем здесь был эстонец Р. Киесель. Тогда в ней обучались 18 детей (несколькими годами ранее - около 80 учащихся). После 1 марта 1923 г. в школу пришло известие, что государство больше не будет снабжать учебное заведение различным оборудованием/инвентарем, и переселенцы должны будут делать это самостоятельно [33, с. 3]. В декабре 1923 г. местные власти разрешили спилить три кубометра деревьев из ближайшего леса для нужд Клопицкой эстонской школы. Школьный комитет решил выделить каждому родителю учащегося по полсажени древесины [42, с. 3]. К марту 1924 г. учителем являлся Михкель Пыльд [60, с. 3]. К августу 1924 г. необходимый капитальный ремонт школы так и не был проведен: крыша была сплошь дырявой: в дождливую погоду вода в каждом классе школы доходила до середины голени. Оконные рамы подгнили, частично оставшись без стекол. Пятого октября 1924 г. в школе состоялся праздник, на котором показывалась театральная постановка «Судьба» - трагедия в трех действиях. В связи с тем, что погода в тот день была ясной, на праздник прибыло много зрителей. Осуществлялся финансовый сбор

в пользу Клопицкой эстонской читальни [49, с. 4]. В 1924 г. находившуюся в Народном доме эстонскую школу закрыли, здание же передали под нужды русского клуба [61, с. 3].

Эстонский клуб, кружки. 26 декабря 1921 г. эстонский клуб в Клопи-цах организовал праздничный вечер, показывали театральную постановку «Самоубийца», затем состоялся конкурс чтецов [27, с 3]. 26 марта 1922 г. культурно-образовательный кружок в Клопицах провел праздничный вечер, доход от проведения которого пошел в пользу голодавших [64, с. 6]. Шестого мая 1922 г. газеты писали о том, что, дескать, священник П.А. Саар вместе с подговоренными им русскими жителями деревни якобы «забрали себе помещение клуба эстонцев-переселенцев вместе с инвентарем, а также хотели закрыть школу и отобрать ее помещения» [34, с. 3]. Осенью 1924 г. в Клопицах был создан почтовый кружок, число членов которого по прошествии полугода увеличилось до 21 человека [65, с. 4].

Артель, кооператив. К 1925 г. в Клопицах имелся кооператив. А к лету 1931 г. здесь действовала артель, членами которой являлись Вольдемар Эрбе, Густав и Оскар Танк, Антс, Александр и Мария Лоху, Александр Пилль и др. [38, с. 3].

Коммуна «Ленинский путь». Весной 1929 г. в Клопицах была организована коммуна «Ленинский путь», членами которой стали пять семей. Площадь сельскохозяйственной земли коммуны составила 107 га, а площадь принадлежавшей ей леса - более 100 га. Коммуна расположилась в помещениях бывшей усадьбы, которые находились в хорошем состоянии, однако некоторые постройки нуждались в капитальном ремонте. Власти выделили коммуне древесину [40, с. 3]. В 1935 г. коммуна была преобразована в одноименный колхоз.

Потребительский кооператив «Коллективная работа». 11 марта 1929 г. в Клопицах состоялось общее собрание членов этого кооператива. В правление было избрано восемь членов, среди избранных оказались и два эстонца. Большинством голосов было принято решение об увеличении членского взноса до 15 руб. [44, с. 3].

Колхоз. В марте 1931 г. сообщалось, что в Клопицах был основан колхоз «Красная Поляна» (эст. - РипапероЫ), который к апрелю того же года объединял семь семей (24 чел., трудоспособных - 14 чел.). Площадь пахотной земли составила 42 га [54, с. 7].

Значимые события. 10 сентября 1917 г. состоялось собрание отделения по Петергофскому уезду Сельскохозяйственного республиканского союза эстонских поселенцев, собравшее жителей десяти эстонских посе-

Илл. 14. Расписание на весну 31 г. гастр поселениям области Эстонского передвиж ного агиттеатра из Ленингра

№ 37.

Илл. 13. Деревня Клопицы на карте 1938 г.

Источник: Топографическая карта

1931 г. гастролей по эстонским Генштаба РККА, 1938 г. (О-35-23-Б-Г). Ленинградской

лений, в т.ч. эстонцев из Клопиц и Рон-ковиц. От поселенцев уезда выбрали да. 29 марта 1931 г. он показал депутатом во Временный земский совет

свои театральные постановки в Эстонии (Мттж) бывшег° кистера и

школьного учителя Клопиц Георгия Петровича Вахта, который в то время находился в Ревеле [53, с. 2].

Делегатом от Клопиц на прошедшей в 1931 г. Конференции эстонских переселенцев Петроградской губернии был Густав Танк [37, с. 3]. Второго апреля 1922 г. в Клопицах был организован детский праздник, основная программа которого включала показ нескольких детских спектаклей, а также конкурс чтецов. Дети блестяще исполнили свои партии [47, с. 3]. Весной 1931 г. Эстонский передвижной агиттеатр из Ленинграда совершил свои пятые гастроли по эстонским поселениям Ленинградской области (илл. 14), показав 29 марта 1931 г. театральные постановки в Клопицах [28, с. 4].

Происшествия. В ночь на 10 ноября 1916 г. на клопицкий хутор, где проживал 60-летний эстонец Юхан Веэбер, было организовано нападение. Хуторянин погиб, у него было украдено 600 руб. [55, с. 2].

дер. Клопицы.

Источник: Еёаэь 25.03.1931. Ьк. 4.

Илл. 15. Фрагмент могилы жительницы Клопиц Юганны Магнусовны Ойнас (30.01.1907 - 22.07.1988). Клопицы, Кло-пицкое кладбище, май 2023 г.

Источник: фото из личного архива С.А. Тамби.

ш:тС:

Илл. 16. Руины церкви Святых Апостолов Петра и Павла. Клопицы, 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: фотография из личного архива Сергея Рябцева.

Газета. Жители Клопиц выписывали газету «Эдази», выходившую в Ленинграде на эстонском языке. К лету 1925 г. председателем кружка друзей этой газеты был Саар.

Раскулачивание, сталинские репрессии. Некоторые жители Клопиц подверглись раскулачиванию. Осенью 1930 г. в Волосовском районном суде слушалось дело Й. Лаури, М. Ламбака-хара по делу о саботаже закупки зерновых. В итоге суд приговорил Лаури к двум годам лишения свободы с лишением прав и частичной конфискацией имущества, а Ламбакахар - к восьми годам шести месяцам принудительных работ с конфискацией части имущества [45, с. 3]. Сталинские репрессии коснулись многих жителей Клопиц. Так, уроженец и житель Клопиц беспартийный хлебопашец Ян Янович Лаур (1873 г.р.) был арестован 3 января 1931 г. и заключен в концлагерь сроком на три года. Другой уроженец Клопиц беспартийный путевой обходчик Октябрьской железной дороги Рудольф Давы-дович Хирт (1888 г.р.), проживавший в соседнем пос. Кикери-но, был арестован 16 декабря 1937 г. и приговорен к высшей мере наказания; расстрелян в Ленинграде 18 января 1938 г. Современность.

К 2017 г. в Клопицах проживали 1229 человек [1, с. 84]. Большинство эстонского населения деревни Клопиц мигрировало в Эстонию, оставшиеся же в значительной степени ассимилировались. Многие потомки эстонцев-переселенцев сохранили эстонские фамилии, среди которых Ойнас, Орава, Тейдер, Курги, Вильсон, Куддо и другие. На Клопицком кладбище имеется захоронение авиаторов 51-го минно-торпедного Таллинского Краснознаменного орденов Ушакова и Нахимова авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота, погибших за Родину в июле 1944 г. А в окрестностях Клопиц находится увенчанная якорем с воздушными винтами (пропеллерами) стела, надпись на которой гласит, что здесь в 1944 г. начинал свой боевой путь этот авиаполк, потопивший за 10 мес. боевых действий в 1944 - 1945 гг. 159 кораблей и судов противника. Авиаполк базировался на аэродроме Клопицы.

Основное население деревни составляют в настоящее время русские. В Эстонском национальном архиве сохранились уникальные фотографии Петропавловской церкви Клопиц, датированные началом XX в. [29], впервые представленные выше в настоящем исследовании (илл. 6, 7). В послевоенные годы обветшавшее здание церкви стали потихоньку разбирать что называется «по кирпичикам». В мае 1981 г. Кирилл Владимирович Овчинников запечатлел здание бывшей Петропавловской церкви, на которых видно, что кирпичная кладка уже частично разрушена, хотя стены и крыша все еще имелись [7].

Метрические книги с записями о рождении, бракосочетании и смерти эстонского прихода Петропавловской церкви хранятся в Центральном государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге [24]. Они оцифрованы и доступны удаленным пользователям. В настоящее время лишь руины [58, с. 57] у небольшого живописного пруда (илл. 13, 16) напоминают нам о том, что раньше здесь возвышалась каменная Петропавловская церковь [59, с. 3], в которой имелся и русско-эстонский приход. Местные мальчишки беззаботно и играючи носятся вокруг этого пруда, но они точно знают: когда-то здесь стоял красивый храм Божий.

Список литературы / Bibliography

1. Административно-территориальное деление Ленинградской области / Сост. Кожевников В.Г. Справочник. СПб.: Инкери, 2017. С. 84.

2. Клопицы // Ревельские известия. № 161. 19.07.1900. С. 2.

3. Костромин К.А. Православные эстонцы Петербурга и православное миссионерское общество // Церковь. Богословие. История. 2020. № 1. С. 319.

4. Костромин К.А. Эстонское благочиние Санкт-Петербургской епархии // Петербургский исторический журнал. № 4 (24). 2019. С. 202.

5. На основании 846-852 ст. ... // Лифляндские губернские ведомости. № 59. 06.06.1907. С. 3.

6. Отчет о работе Клопицкого сельсовета с 1 октября 1927 г. по 1 октября 1928 г. Председатель сельсовета Васин. Цит. по: Клопицкое сельское поселение Волосовского района // Геральдикум. // URL: http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/ klopic.htm (дата обращения: 04.02.2023).

7. ЦГАКФФД СПб. Фотодокумент Ар 238422; ЦГАКФФД СПб. Фотодокумент Ар 238423. Вид разрушенной церкви Свв. апп. Петра и Павла в дер. Клопицы. Автор съёмки: К. В. Овчинников. 24.05.1981 г.

8. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 12455. Лл. 1-3. О разрешении на постройку новой каменной Петропавловской церкви в с. Клопицы Рождественского уезда; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 13967. Лл. 1-2. О разрешении на освящение новой каменной церкви в с. Клопицы Рождественского уезда.

9. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 82. Д. 32. Лл. 1-23. О постройке новой Троицкой каменной церкви в с. Клопицы Петергофского уезда.

10. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 82. Д. 13997. Л. 1. О переводе дьячка ревельской Никольской церкви Петра Гаврилова в Петропавловскую церковь с. Клопицы.

11. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 92. Д. 13. Л. 283.

12. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 92. Д. 15. Л. 139 - 139-об.

13. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 94. Д. 52. Л. 404.

14. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 95. Д. 31. Л. 313 - 313-об.; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 96. Д. 41. Л. 418.

15. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 95. Д. 32. Л. 412-об. - 413.

16. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 95. Д. 32. Л. 418 - 418-об.

17. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 96. Д. 41. Л. 418.

18. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 96. Д. 46. Л. 51.

19. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 96. Д. 46. Л. 56.

20. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 97. Д. 37. Л. 319-об.

21. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 97. Д. 41. Л. 38; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 97. Д. 32. Л. 28; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 102. Д. 39. Л. 5.

22. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 102. Д. 22. О причислении псаломщика эстонской Петропавловской церкви села Клопицы Ямбург-ского уезда Василия Козырева к духовному ведомству. 1910 - 1911 гг.

23. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 102. Д. 36. Л. 28.

24. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 1356. Лл. 127 - 190-об. Метрическая книга церкви с. Клопицы, Свв. апп. Петра и Павла, эстонская, за 1902 г.

25. ЦГИА СПб. Ф. 824. Оп. 1. Д. 40. Лл. 1-149. Метрическая книга церкви Свв. Апостолов Петра и Павла с. Клопицы.

26. ЦГИА СПб. Ф. 831. Оп. 1. Д. 114. Лл. 1-2. Об утверждении крестьянина Югана Яковлевича Мянник в звании лесного сторожа имения Клопицы.

27. Asunduste elu // Edasi. № 5. 06.01.1922. Lk. 3.

28. Eesti Agit-Randteatri 5. ringreis // Edasi. № 37. 25.03.1931. Lk. 4.

29. Eesti Rahvusarhiiv. EAA.5410.1.123.24; EAA.5410.1.123.25; EAA.5410.1.123.26; EAA.5410.1.123.27. Vaade Klopitsa eesti oigeusu koguduse Peeter-Pauli kirikule.

30. Eesti Rahvusarhiiv. EAA.5410.1.123.29; EAA.5410.1.123.28. Vaade Klopitsa kUla Eesti koolimajale.

31. Eesti Rahvusarhiiv. ERA.33.2.2353. Klopits, Ado Jakobi p.; ERA.33.2.2354. Klopits, August Martini p.

32. Eesti Rahvusarhiiv. ERA.R-1916.1.4. Volossovo rajoon, Klopitso kogukond kd. 1; Eesti Rahvusarhiiv. ERA.R-1916.1.48a. Volossovo rajoon, Klopitso kogukond kd. 2.

33. Hakkavad asjast aru saama // Edasi. № 90. 25.04.1923. Lk. 3.

34. Haridusosakond, ae! // Edasi. № 106. 16.05.1922. Lk. 3.

35. Hobune warastatud // Uus Aeg. № 120. 12.10.1904. Lk. 3.

36. Hr. Ruusenin... // Sakala. № 87. 02.08.1917. Lk. 1.

37. Kiri toimetusele // Edasi. № 101. 09.05.1923. Lk. 3.

38. Klopitsa artellis pole ohk puhas // Edasi. № 87. 06.07.1931. Lk. 3.

39. Klopitsa asundus // Edasi. № 66. 23.03.1922. Lk. 3.

40. Klopitsasse kommuuna // Edasi. № 37. 17.05.1929. Lk. 3.

41. Klopitsast // Koit. № 60. 05.08.1908. Lk. 2.

42. Kool tuleb korda saadida // Edasi. № 190. 23.08.1924. Lk. 3.

43. Kooliopetajat on tarwis Klopitsa Eesti kooli paale... // Edasi. № 216. 28.09.1919. Lk. 4.

44. Kuidas lahevad tarvitajate kooperatiivide Umbervalimised // Edasi. № 23. 22.03.1929. Lk. 3.

45. Kulakud wiljaostu hoogtoo lohkujad said teenitud palga // Edasi. № 121. 02.11.1930. Lk. 3.

46. Kummalised sammud korwaltoas // Waba Maa. № 113. 15.05.1930. Lk. 9.

47. Laste-pidu // Edasi. № 85. 20.04.1922. Lk. 3.

48. Papi poliitika // Edasi. № 148. 12.07.1922. Lk. 3.

49. Parandasid wea ara // Edasi. № 235. 16.10.1924. Lk. 4.

50. Peeterhofi maakonnas... // Wirmaline. № 44. 04.11.1889. Lk. 4.

51. Peterburi Eesti Hariduse selts... // Elu. № 62. 14.03.1908. Lk. 4.

52. Peterburi kub. Klopitsa Eesti asundus on. // Postimees. № 245. 22.10.1912. Lk. 3.

53. Polluharijate... // Paewaleht. № 218. 27.09.1917. Lk. 2.

54. Purustada kulakute kihutustoo // Edasi. № 54. 28.04.1931. Lk. 7.

55. Roowmortsukatoo // Pealinna Teataja. № 267. 18.11.1916. Lk. 2.

56. Sommer G. Asunduste hariduseseltsid ja kodulaste opetamine // Koit. № 10. 29.12.1912. Lk. 1.

57. St. Peterburi Eesti Hariduse Seltsi paakoosolekule. // Elu. № 66. 19.03.1908. Lk. 2.

58. Tambi S. Estonians in Klopitsy // XXXVIII IFUSCO 2023. Turku, 15.05.-19.05.2023. Book of Abstracts. Turku: Sugri ry:n IFUSCO-toimikunta, 2023. P. 57.

59. Teadaanne // Edasi. № 73. 30.03.1924. Lk. 3.

60. Tehke silmad lahti // Edasi. № 7. 09.01.1926. Lk. 3.

61. Teschkowost // Meie Elu. № 27. 08.04.1909. Lk. 3.

62. Teshkowo eestlased // Uus Aeg. № 94. 15.08.1905. Lk. 388.

63. Tootawad energiliselt // Edasi. № 76. 04.04.1922. Lk. 4.

64. Wahem plaane, rohkem tegu // Edasi. № 24. 30.01.1925. Lk. 6.

65. Wotke eeskuju Klopitsa asunikkudelt // Edasi. № 46. 26.02.1922. Lk. 4.

66. 50 maakrunti mUUa! // Postimees. 1903. № 85. 17.04.1903. Lk. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.