Научная статья на тему 'Эстонское благочиние Санкт-Петербургской епархии'

Эстонское благочиние Санкт-Петербургской епархии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
181
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстонская диаспора / Павел Кульбуш / Платон Ревельский / благочиние / Петербургская епархия / приход / церковная школа / попечительство / кладбище / история Русской церкви / Estonian diaspora / Pavel Kulbush / Platon of Revel / deanery / Petersburg diocese / parish / church school / guardianship / cemetery / history of the Russian Church

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Костромин Константин Александрович

В научной литературе, посвященной истории Санкт-Петербургской епархии, упоминался факт существования благочиния эстонских приходов, однако его история до сих пор не изучалась. В связи с увеличением числа эстонцев, мигрировавших в Петербургскую губернию на заработки во второй половине ХIХ в. и часто остававшихся жить здесь, в 1894 г. был создан эстонский православный приход в Петербурге, была открыта священническая вакансия, которую занял выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия Павел Кульбуш, построивший в столице храм в честь священномученика Исидора Юрьевского в 1907 г. В 1900 г., видя усилия по постройке храма и активность Кульбуша, церковные власти решили открыть благочиние русско-эстонских приходов епархии, чтобы скоординированно осуществлять их деятельность и поощрять их рост и активность с назначением на эту должность священника Павла Кульбуша. В 1904 г. из состава благочиния были выделены русские приходы. По состоянию на вторую половину 1913 г. благочиние насчитывало восемь храмов — шесть эстонских, один латышский и один финский. В статье приведены данные о клире этих приходов, устройстве школ и деятельности попечительств, а также о состоянии кладбищ. Исследование показало, что появление талантливого организатора — священника Павла Кульбуша — открывало перспективы в решении вопроса окормления эстонцев в духе государственной идеи, основывавшей монархическую государственность на православии. За 17 лет деятельности отец Павел не только создал и собрал в единую систему эстонские приходы, но и заложил основы для более легкой репатриации эстонцев после революции, а до того — способствовал мирному сосуществованию русских и эстонских общин. Благочиние, жизнь в котором к 1905–1907 гг. в целом была налажена, продолжало расти и развиваться. Перспектива его развития состояла в объединении всех балтийских (включая латвийские и финские вне территории Финляндии) православных Петербургской губернии в одно церковное подразделение. Кульбушу также удалось создать небольшую сеть эстонских приходских школ, составившую существенную конкуренцию лютеранским школам. На далеких перспективах развития благочиния эстонских приходов крест поставили революционные события 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Костромин Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estonian Deanary of the Petersburg Diocese

In the scientific literature on the St. Petersburg diocese history was mentioned the fact of the existence of the deanery of Estonian parishes, but its history has not yet been studied. Because of increase in the number of Estonians who migrated to St. Petersburg province to earn money in the second half of the 19th century and often left to live here, an Estonian Orthodox parish in St. Petersburg was created in 1894, a priestly vacancy was opened, which was taken by a graduate of the St. Petersburg Theological Academy, a candidate of theology Pavel Kulbush, who built a church of the holy martyr Isidor of Yuryev in the capital in 1907. In 1900, seeing the efforts to build the church and the Kulbush’s activity, the church authorities decided to open the deanery of the Russian-Estonian parishes in order to coordinate their activities and to encourage their growth with the appointment of priest Pavel Kulbush. In 1904 Russian parishes were separated from the deanery. In the second half of 1913 the deanery consisted of eight churches — 6 Estonian, 1 Latvian and 1 Finnish. The article provides data on the clergy in these parishes, the structure of schools and the activities of guardianships, as well as the state of cemeteries. The study showed that the emergence of a talented organizer — priest Pavel Kulbush — opened up prospects for resolving the issue of Estonians nourishing in the Orthodox idea, on which founded monarchist statehood. Over the 17 years of activity Rev. Pavel not only created and put Estonian parishes into a single system, but also laid the foundations for easier Estonians repatriation after the revolution, and before that, facilitated the peaceful coexistence of Russian and Estonian communities. Deanery, life in which by 1905–1907 as a whole had been established, continued to grow and develop. The prospect of its development consisted in the unification of all the Baltic Orthodox of Petersburg province (including Latvian and Finnish outside the territory of Finland) in one church unit. Kulbush also managed to create a network of Estonian parish schools, which made a significant competition to Lutheran schools. On the distant prospects for the development of the deanery of Estonian parishes, the revolutionary events of 1917 put an end to

Текст научной работы на тему «Эстонское благочиние Санкт-Петербургской епархии»

УДК 262.142+94(47).083 БОТ

К. А. Костромин

Эстонское благочиние Санкт-Петербургской епархии

В научной литературе, посвященной истории Санкт-Петербургской епархии и истории эстонского православного храма Санкт-Петербурга, освященного в честь священномученика Исидора Юрьевского, упоминался факт существования благочиния эстонских приходов1, однако его история до сих пор не изучалась2. Общее описание храмов, входивших в него, составил М. В. Шкаровский3, правда, основное внимание он уделил много раз описанному Свято-Исидоровскому храму. Изучение истории данного благочиния только начато4, однако обзор сохранившихся документов Петербургской духовной консистории, содержащихся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (далее — ЦГИА СПб), позволяет утверждать, что ^

его история может быть реконструирована достаточно полно. о

^

Главный источник сведений о состоянии благочиния в целом, входивших ^ в его состав приходов, храмов и прихрамовых зданий, приходских попечи- с тельств и школ, а также религиозности и нравов эстонских выселенцев из Эст- Л ляндии на петербургской земле — это отчеты священника, затем протоиерея Павла Кульбуша, настоятеля Свято-Исидоровского храма Санкт-Петербурга, '§ благочинного эстонских приходов Петербургской епархии, впоследствии — я епископа Ревельского (в монашестве — Платона), расстрелянного большеви- ад ками в середине января 1919 г. в Тарту5. В ЦГИА СПб хранятся подробные отчеты о состоянии благочиния начиная с 1900 г. (за первую половину 1904 & и 1905 гг. имеются только акты обозрения храмов благочиния, однако в сопро- ^ водительном рапорте указывается, что в связи с реорганизацией благочиния .5

оо

отчет в этом полугодии представлен не будет6) по 1905 г. Далее в архивном хранении коллекция отчетов неполна: имеется отчет за весь 1909 г., за 1 половину 1908 и 1-ю и 2-ю половины 1913 гг. имеются только акты обзоров храмов благочиния без отчета, однако в рапорте за 1-ю половину 1905 г. имеется отсылка на отчет, который должен был быть передан в консисторию в составе другого дела (до сих пор не найденного)7. Даже этот неполный комплект дел позволяет составить вполне ясное представление, что это было за благочиние, а также выявить определенную динамику в его деятельности.

Прежде всего следует указать на обстоятельства его возникновения. Эстонские приходы или эстонские части русских приходов в Петербургской епархии стали появляться в третьей четверти XIX в., в местах наиболее массового расселения эстов. Это было вызвано как усилившимися миграционными процес-сами8, так и активизацией лютеранской церкви в Эстляндии и на сопредельных территориях, где пасторы всё активнее вовлекали в религиозную жизнь именно эстонское население9. Эстонские приходы поначалу не выделялись из «материнских» русских приходов, составляя в них «национальную фракцию». Иногда их окормляли священники прибалтийского происхождения, из них известны священники Федор Кульдсар и Адам Симо. Еще в 1880-х гг. они перебрались из Рижской епархии в Петербургскую, где первый нашел место в храме села Заянье10, где проживало довольно много эстонцев, а второй — в Андреевском соборе Кронштадта, проживая в основном в Петербурге и занимаясь исполнением треб и богослужений для православных эстонцев и латышей одновременно11.

В 1894 г. был создан эстонский православный приход в Петербурге, и была открыта священническая вакансия, которую занял выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия Павел Кульбуш12. Приход быстро рос и к началу XX в. смог приступить к поиску места для 2 строительства храма, который был возведен на пересечении Екатерингофско-го (Римского-Корсакова) проспекта, Екатерининского (Грибоедова) канала ^ и Большой Мастерской улицы (Лермонтовского проспекта) и освящен в честь « священномученика Исидора Юрьевского в 1907 г.13 В 1898 г. также было создано русско-эстонское православное братство во имя священномученика Иси-^ дора, призванное помогать приходу в организационно-финансовых вопросах, 5§ которое просуществовало до конца 1917 г.14

у В 1900 г., в связи с созданием в Петербурге эстонского прихода и, что не-Ци маловажно, многообещающим началом его деятельности — открытием школы, £ усилиями по постройке храма и вообще активностью его молодого настоятеля, ® церковные власти решили открыть благочиние эстонских приходов епархии15, § чтобы скоординированно осуществлять их деятельность и поощрять их рост ^ и активность. Благочинным был поставлен всё тот же священник Павел Куль-буш, который уже успел зарекомендовать себя как человек, способный почти £ с нуля организовать дело, имеющее далеко идущие полезные результаты. Вся С

история благочиния с момента его создания и практически до его исчезновения после 1917 г. связана с его именем.

К началу 1901 г. состав благочиния насчитывал 6 приходов: Андреевский собор в Кронштадте; Павловский собор в Гатчине; Екатерининский собор в Луге; Знаменская церковь в Нарве; Троицкая и Петропавловская (эстонская) церкви в с. Клопицы и Николаевская церковь в с. Заянье16. Далее этот состав несколько менялся, особенно в 1904 г., когда благочиние было кардинально реорганизовано. Во втором полугодии 1901 г. «из Заянского прихода, Гдовского у. выделено около 800 душ и, с присоединением к ним нескольких деревень из соседних приходов, образован новый приход в с. Шавкове, при Преображенской церкви, выстроенной на средства местного уроженца, В. Естифеева»17.

На второе полугодие 1901 г. в благочинии насчитывалось «7 приходов с 17 храмами, 21 священником, 11 диаконами и 14 псаломщиками. При Шав-ковской церкви нет особого эстонского причта, как во всех остальных приходах, хотя из Заянья и наезжает сюда часто свящ. Кульдсар для совершения богослужений для местных эстонцев, тем более что по соседству, в имение, для лютеранских служб приезжает также пастор»18. Помимо указанных храмов в благочинии числилось также 27 часовен19. В конце 1903 г. «отдельным храмом снабжен эстонский приход в Кронштадте»20. Речь идет о Крестовоздви-женской церкви Кронштадта.

Существенные изменения в составе благочиния произошли в 1904 г. Из него были выделены русские приходы. До того при составлении актов об обозрении храмов приход рассматривался как одно целое, без разделения на русский и эстонский. Получалась странная ситуация: в состав благочиния эстонских приходов входили такие крупные русские приходы, как кронштадтский Андреевский собор или Павловский собор Гатчины. Благочинный изучал метрические книги, положение финансов, утварь и причтовые дома русских приходов, их священников и диаконов, что могло выглядеть как противоестественная дискриминация по национальному признаку — эстонец ревизовал русские приходы, подчиненные ему по национальной принадлежности меньшинства прихожан (клир в них был иногда полностью русским или, как в Луге, эстонским С! клириком был один псаломщик). При этом в некоторых случаях ревизии под- ^ вергались крупные комплексы (как в Луге или Нарве), состоявшие из несколь- ^ ких храмов21. Теперь же всё становилось на свои места — в составе благочиния | остались только эстонские приходы, в большей части снабженные храмами или ^ хотя бы причтовыми домами, а эстонский клир был создан в каждом из прихо- -с дов. Как писал священник Павел Кульбуш, «за 4^ года существования русско- ^ эстонского благочиния, последние успели настолько вырасти и окрепнуть, что ^ в силах как самостоятельно существовать, так и составить из себя отдельную ^ административную единицу Кроме того, выделение их давало надежду на ис- § ключительное внимание к их нуждам, не отвлекаемое более в сторону сложными делами разносоставного благочиния»22. я

В благочинии осталось 6 эстонских приходов и появился один латышский, который возглавил священник Адам Симо23. «Из них только один, в Кронштадте — имеет свою вполне самостоятельную церковь; два — в Нарве и Клопицах — имеют церкви приписные, но ведут в них отдельное хозяйство и содержат самые храмы; причт в Луге, Гатчине и Заяньи служат в местных храмах на правах приписных к оным, также и латышский в П[етербурге], в Лаврской надворот-ной церкви. Все приписные причты (последние четыре), кроме Гатчинского, в вопросе об обеспечении местом молитвы не оставляют желать чего либо лучшего», — писал о. Павел Кульбуш в отчете за 2-ю половину 1904 г.24 Преображенский храм в с. Шавково по временам исчезал из отчетов, поэтому числить его в благочинии как постоянную единицу затруднительно25. Составляя отчеты о положении дел в благочинии, отец Павел Кульбуш особое внимание обращал на состояние храмов и причтовых домов.

По состоянию на вторую половину 1913 г. благочиние насчитывало восемь храмов:

1. Крестовоздвиженская эстонская церковь в Кронштадте;

2. Успенская эстонская церковь в Гатчине;

3. Эстонский приход при Екатерининском соборе в Луге;

4. Николаевская церковь, приписная к Знаменской, в Нарве;

5. Петропавловская эстонская церковь в с. Клопицы;

6. Николаевская церковь-школа эстонского прихода в с. Заянье;

7. Ирининская русско-финская церковь в с. Волгово;

8. Надворотный храм Александро-Невской лавры в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость», представленный в пользование латышскому приходу26.

До 1904 г., когда благочиние было преобразовано, клир соответствовал русским приходам. В некоторых храмах имелись эстонские псаломщики, эстонские 2 священники были только в Кронштадте — свящ. Адам Симо, и в с. Заянье —

свящ. Федор Кульдсар27. ^ С момента создания Крестовоздвиженской эстонской церкви в Кронштадте « без изменений до 1917 г. в нем служили свящ. Николай Симо (сын о. Адама

Л

Симо, будущий священномученик) и диакон Иосиф Лаврентьев28. То же самое

^ можно сказать об Успенской эстонской церкви в Гатчине (за одним исключе-

5§ нием — собственным храмом эстонский гатчинский приход обзавелся позд-

& нее) — там служили священник Карп Ламберг и псаломщик Иван Якобсон.

в В Нарвском Николаевском храме с момента преобразования благочиния

£ и до конца его существования служил священник Константин Колчин, а пса-

5 ломщик менялся. До 1905 г. это был Авдий Кост29, а после 1906 г. — Константин

§ Эрниц. Примерно та же история была и в Петропавловском храме в селе Кло-

^ пицы: там священником бессменно служил священник Петр Саар, а псаломщик сменился — до 1906 г. им был Георгий Вахт, а после 190830 место псаломщика

£ досталось Василию Козыреву. С

На двух приходах со временем сменился и священник. В эстонском приходе Лужского Екатерининского собора, так и не нашедшего себе иного пристанища, обязанности эстонского священника до 1906 г. исполнял священник Андрей Лифляндский31, а потом его сменил священник Иоанн Гаусвальтер. Псаломщик там поменялся в 1908 г. — вместо Антония Оя это место занял Константин Лийк. В Николаевском храме села Заянье с давних пор служил священник Федор Кульдсар. Создание благочиния застало его уже в преклонном возрасте и плохом состоянии здоровья (об этом красноречиво свидетельствует его почерк на актах обозрения храма). В 1906 г. он скончался, и в храм был переведен священник Иоанн Тамман, а псаломщиком стал Августин Пиккат.

Наконец в Ирининской русско-финской церкви в с. Волгово на момент присоединения ее к благочинию служил свящ. Николай Зотиков с псаломщиком Григорием Сахаровым. А в столичном латышском приходе, квартировавшем в надвратном храме Александро-Невской лавры настоятельствовал еще один «прибалтийский старожил» Петербургской епархии, успевший послужить и в Кронштадте, и в Гатчине32, свящ. Адам Симо, псаломщиком был Иван Панкул33.

Отчеты благочинного 1900-1904 гг. заметно отличаются от последующих — 1905 и 1909 гг., прежде всего тем, что до преобразования благочиния русские приходы в них по возможности рассмотрены отдельно от эстонских (а не всегда проблемы одних можно было отделить от проблем других). Поскольку благочиние русско-эстонских, а потом — просто эстонских приходов создавалось именно ради эстонцев, интерес для нас представляет эстонская тематика (иногда в сравнении с русской).

Основное внимание благочинного, помимо изучения состояния храмов и причтовых домов, представляли церковно-приходские школы.

На момент создания благочиния школы в эстонских приходах имелись только в Луге и Гатчине («за исключением Петербурга и Шлиссельбургско-го уезда» — что имеется в виду, неясно, поскольку в отчете речь идет именно о приходских эстонских школах, а эстонских храмов и, соответственно, эстонских приходских школ в Шлиссельбургском уезде не было). В Нарве только С! обсуждался вопрос о создании школы, «и псаломщик-диакон о. Колчин со- ^ гласен вести в ней обучение. Но дальше его симпатии к школе, по-видимому, ^ не идут». «Была открыта школа в Заянье, но за незнанием эстонского языка | псаломщиком, только читающим по-эстонски, но не понимающим его, закры- ^ лась, — писал в отчете о. Павел Кульбуш, — Большим препятствием к откры- -с тию школы к Кронштадте, тоже необходимой, служит неопытность в школьном деле и малограмотность эстонского псаломщика-диакона Лавреньева»34. Впо- ^ следствии, если вопрос о псаломщике в Заянье удалось решить положитель- ^ но, то в Кронштадте диакон Иосиф Лаврентьев служил вплоть до революции, § а школой занялся И. Якобсон. Русских школ в Нарве и, можно сказать, в Кронштадте (о. Павел обращал внимание на то, что финансирование этой школы я

со стороны Андреевского попечительства таково, что школу можно считать несуществующей35) также на 1900 г. не было. Формально в 1901 г. удалось открыть эстонскую школу в Нарве, но не был найден для нее учитель36.

Уже к концу 1901 г. благочинный не скрывал, что школьное дело в эстонских приходах, даже там, где школы уже есть, имея большие перспективы, наталкивается на отсутствие помещений и средств, решаясь сказать о неудовлетворительности состояния школы в Гатчине. Псаломщик использовал школьное помещение для своей большой семьи в ущерб учившимся эстонским детям, в то время как сам, обладая лишь начальным образованием, не мог обучить чему-то большему, чем только грамоте. Он был как учитель не слишком популярен среди эстонцев: к нему приходили учиться частным порядком также русские, евреи, эстонцы-лютеране — детей-эстонцев среди его учеников едва насчитывалась треть. Благочинный предпочел бы вместо него хорошего учителя и заведующего школой в лице местного эстонского священника37. Вопрос удалось решить переводом псаломщика-учителя из Заянья, что отодвинуло решение вопроса об открытии школы в Гдовском уезде, в непосредственной близости от Эстляндии, при наличии полутора десятков лютеранских школ. Школы в Кронштадте и Клопицах удалось открыть в конце 1902 г.38

В 1903 г. удалось расширить лужскую школу, о перспективах роста которой о. Павел предупреждал ранее39. Ее потенциал оказался так велик, что результат превзошел ожидания: «В ней было к Рождеству около 125 чел. детей эстонцев. Дошло до того, что опустела местная лютеранская школа», хотя позднее, из-за испортившихся отношений между местным наблюдателем и заведующим, часть детей покинула школу40. В 1904 г. для школы в Нарве было снято подходящее помещение, а в Заянье — отчасти на синодальные, отчасти на спонсорские средства было построено новое здание школы41.

К 1905 г. благочинный эстонских приходов мог рапортовать: церковно-2 приходские школы заведены при всех эстонских приходах. «В Луге и Заяньи

О

уже ранее имелись новые хорошие школьные здания. В Кронштадте, Гатчине ^ и Нарве нанимаются для сего соответствующие помещения. В Клопицах пре-« красное здание для школы минувшею осенью выстроил местный землевладелец П. П. Синебрюхов... Особый учитель для занятий в школе имеется только ^ в Кронштадте; в прочих школах обучает детей причт — псаломщик и священ-5§ ник. В Нарве и Луге есть помощники учителя. Общее число детей эстонцев, у обучающихся в школах к 31 декабря 1905 г., было 341 (167 мальчиков и 174 де-8 вочки). Наиболее людна школа в Нарве»42. В 1909 г. школа в Клопицах закры-£ лась, не выдержав конкуренции с земскими школами43.

® Помимо школ большое значение имели церковно-приходские попечитель-§ ства, обеспечивавшие функционирование как самих храмов, так и их социаль-^ ных проектов. Эстонские церковно-приходские попечительства были открыты в 1900 г. в Нарве, Клопицах и Кронштадте, и в 1901 г. — в Гатчине и Луге. Глав-£ ным интересом попечительств были создание бесплатных духовных библио-С

тек при храмах и организация продажи книг. Среди них выделялись библиотеки в Нарве, Клопицах и Луге, а также в селе Заянье, где священник Федор Кульдсар собрал на покупку книг 211 р., что для деревни было значительной суммой44. Впрочем, и русские попечительства активностью не отличались, за исключением Андреевского в Кронштадте, которое активно занималось благотворительностью «под покровом» преп. Иоанна Сергиева (Кронштадтского). В Нарве при Знаменской церкви, состоявшей в благочинии, попечительства не было, так как общее для всех нарвских церквей попечительство имелось при Спасо-Преображенском соборе45. Постепенно удалось заставить попечительства вести дела более активно: собрать деньги на ремонт кровли в Клопицах, создать библиотеку в Гатчине, заняться социальной помощью в Луге и развить школьное дело в Нарве46.

Этому способствовала новая организация работы попечительств: «При открытии их я принял на себя решимость рекомендовать о. о. иереям смотреть на членов попечительства не только как на материальную силу, но и доброжелательных и полезных советников и сотрудников. В дальнейшее развитие нормального устава о попечительствах, во главе их устроилось нечто вроде советов, из 10-12 членов; помимо утвержденного председателя имеются товарищ его, казначей, делопроизводитель. Ко всему составу попечительства обращаются нечасто, текущие дела решает совет. Это внесло в дело заметную струю жизненности»47. Основное внимание попечительств в 1903-1904 гг. было направлено на устроение школ или, если они уже имелись, на улучшение условий их существования. Только за 1904 г. попечительства эстонских приходов потратили на школьное дело около 2 тыс. р., «что при бедности и немногочисленности прихожан очень хорошо и является отрадным показателем их усердия, так как деньги собираются мелочами»48.

Войдя в курс дел, в 1901 г. благочинный священник Павел Кульбуш озаботился также состоянием кладбищ. Они оставляли у него неровное впечатление, поскольку «русский человек любит своих усопших слишком отвлеченно». Особенно ему понравилось Гатчинское кладбище. «Изначала разбитое по правильному плану, оно заполняется согласно последнему и, несмотря на разнообразие в памятниках и крестах, всюду оставляет приятное впечатление порядка и чистоты». Старые кладбища «представляют полный лабиринт могил; ^ в новейших частях видны попытки ввести план, но по-видимому удается это | не легко». Отец Павел предлагал распланировать новые территории кладбищ, отметив хотя бы колышками будущие дорожки и оставляя между ними место -с для двух рядов могил49. Рассуждения благочинный претворил в жизнь: в 1902 г. он констатировал: «Шавковское кладбище, как новое, распланировано мною ^ лично дорожками и рядами с предоставлением хоронить, где угодно, но в ряду. ^ Кроме того, Заянскому церковно-приходскому Попечительству предложено § углубить вокруг местного кладбища ров, поправить вал, счистить накопившиеся между могил сучья, убрать развалившиеся кресты и изгороди. Предложено я

'Й со

повторять это каждою весною. В некоторых приходах, например, в г. Луге, это организовано при помощи Попечительства очень хорошо»50. На этом вопрос о состоянии кладбищ о. Павел считал для себя закрытым и к нему в отчетах более не возвращался. Отчасти это было связано с тем, что, когда в 1904 г. из состава благочиния были выведены русские приходы, вместе с ним из его ведения ушли и кладбища (некоторые приписные храмы, которые ему приходилось осматривать, были кладбищенскими), а отдельных эстонских кладбищ в Петербургской губернии, конечно, не было.

Кроме указанных вопросов — состояния храмов и причтовых домов, формирования кадров и условий проживания клириков, устройства школ и деятельности попечительств, а также состояния кладбищ — благочинный интересовался мировоззрением петербургских эстонцев, их религиозными чаяниями и особенностями, отношением к лютеранству. Все эти вопросы составляют особый предмет исследования, частично уже рассмотренный в историографии51.

Подводя итог, можно констатировать, что объединение православных эстонских общин в Петербургской (Петроградской) губернии и, соответственно, епархии, ставшее данностью в начале XX в., имело очень короткую предысторию, связанную с активностью эстонцев — выселенцев из Эстлян-дии и Лифляндии. На территории Петербургской епархии эстонцы почти не окормлялись в русских приходах и, таким образом, оказывались вне влияния государственной идеи, основывавшей монархическую государственность на православии. Появление талантливого организатора — священника Павла Кульбуша — открывало перспективы в решении данного вопроса. За 17 лет деятельности отец Павел не только создал и собрал в единую систему эстонские приходы, но и заложил основы для более легкой репатриации эстонцев после революции, а до того — способствовал мирному сосуществованию русских и эстонских общин. Можно обратить внимание на то, что благочиние, 2 жизнь в котором к 1905-1907 гг. в целом была налажена, продолжало расти и развиваться. Перспектива его состояла в объединении всех балтийских ^ (включая латвийские и финские вне территории Финляндии) православных « Петербургской губернии в одно церковное подразделение. Ему также удалось создать сеть эстонских приходских школ, хотя и небольшую, но составившую ^ существенную конкуренцию лютеранским школам, что обеспечило эстонцам 5§ получение образования на родном языке и нерастворение их в русском насе-& лении Петроградской губернии.

Ци На далеких перспективах развития благочиния эстонских приходов крест £ поставили революционные события 1917 г. Однако это благочиние стало ® одним из значимых событий как жизни дореволюционного Петербурга, так § и всей Православной российской церкви, повлияв на положение православия ^ в бывших частях Российской империи, обретших государственность после ^ 1917 г.52

н С

1 Нестор (Кумыш), иером. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб.: Сатисъ; Держава, 2003. С. 98.

2 За исключением статьи с предварительным обзором благочиния (в основном посвященном активности благочинного — протоиерея Павла Кульбуша, впоследствии — священ-номученика Платона, епископа Ревельского), в которой сведения об полноте архивных данных были очень неточными: Костромин К., прот. Эстонское благочиние Петербургской епархии в 1900-1917 годах // Актуальные вопросы церковной науки. 2019. № 2. С. 49-56.

3 Шкаровский М. В. Эстонские православные приходы в Санкт-Петербургской епархии // Православие в Балтии. 2018. № 7 (16). С. 57-72.

4 Костромин К., прот. Священномученик Платон, епископ Ревельский — протоиерей Павел Кульбуш как благочинный эстонских приходов Петербургской (Петроградской) епархии (к 100-летию мученической кончины) // Церковь. Богословие. История. Материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2019 г.). Екатеринбург: ЕДС, 2019. С. 73-79.

5 Костромин К., прот. Священномученик Платон, епископ Ревельский: проблема сохранения Православия на постимперской территории // Богословский вестник. 2017. № 2627. Вып. 3-4. Сергиев Посад, 2017. С. 179-195.

6 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 96. Д. 40. Л. 397.

7 Там же. Оп. 97. Д. 36. Л. 114.

8 Мусаев В. И. Эстонская диаспора на северо-западе России во второй половине XIX — первой половине ХХ в. СПб.: Нестор, 2009. С. 15-37.

9 Санкт-Петербургское православное эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. Отчет о деятельности братства за 1898-9 год. СПб., 1900. С. 72-73.

10 Бовкало А. А. Заянье. Церковь Святителя и Чудотворца Николая. URL: http://slanist.ru/ publ/pljussa/zajane/182-1-0-1274 (дата обращения 03.11.2018).

11 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 86. Д. 33. Л. 25; Шкаровский М. В. Эстонские православные приходы в Санкт-Петербургской епархии. С. 58.

12 Костромин К. А. Свято-Исидоровская церковь сегодня и сто лет назад // Коломенские чтения — 2008. Альманах № 3 / Под ред. В. В. Антонова. СПб., 2009. С. 51-66; Кар-пук Д. А. Кандидатские диссертации выпускников Санкт-Петербургской духовной академии, причисленных Русской Православной Церковью к лику новомучеников и исповедников // Вестник исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2018. № 1. С. 88.

13 Чижов А., диак., Алексеев А. А. Русско-эстонский Исидоровский приход в Петербурге — Петрограде — Ленинграде // Из истории православия к северу и западу от Великого Новгорода. Л., 1989. С. 133-142; Берташ А. В. Церковь во имя священномученика Исидора Юрьевского // Памятники истории и культуры Петербурга. Вып. 6. СПб., 2002. С. 195-205; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов. Изд. 3-е, исправ. и доп. СПб., 2010. С. 102-103.

14 Костромин К., прот. 1) Братство при приходе или приход при братстве? К истории русско-эстонского Православного братства во имя священномученика Исидора Юрьев-

ского в Петербурге // Свет Христов просвещает всех. Альманах Свято-Филаретовского Л института. 2018. Вып. 27 (Лето). С. 65-79; 2) Русско-эстонское православное братство во имя священномученика Исидора Юрьевского в Петербурге // Православные братства -д в истории России: к 100-летию воззвания патриарха Тихона об образовании духовных +2 союзов: сборник научных трудов: В 2 ч. М.: Преображение, 2018. Ч. 2. С. 21-35; Вла- д сов А. Г. 1) Из истории «Санкт-Петербургского православного эстонского братства во имя священномученика Исидора Юрьевского»: 1898-1911 гг. // Клио. 2016. № 1 (109). ^ С. 180-185; 2) Праздник православных эстонцев Петербурга 24 августа 1903 г. // Исто- £ рико-психологические аспекты праздничной культуры: Материалы 38-й Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 14 декабря 2015 г.) / Под ред. С. Н. Полто-рака. СПб.: Полторак, 2015. С. 129-133.

Oi

15 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 3927.

16 Там же. Оп. 93. Д. 7. Л. 85.

17 Там же. Д. 9. Л. 259.

18 Там же. Л. 259.

19 Там же. Оп. 94. Д. 52. Л. 402.

20 Там же. Д. 53. Л. 329.

21 Там же. Д. 52. Л. 406-415.

22 Там же. Оп. 96. Д. 41. Л. 417.

23 Там же. Оп. 107. Д. 47. Л. 2 об.

24 Там же. Оп. 96. Д. 41. Л. 417.

25 Костромин К., прот. Эстонское благочиние Петербургской епархии в 1900-1917 годах. С. 51.

26 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 105. Д. 67. Л. 273 — 286 об.

27 Костромин К. А. Свято-Исидоровская церковь сегодня и сто лет назад. С. 51-66.

28 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 109. Д. 42. Л. 9 об. — 10, 12 об. — 13.

29 Там же. Оп. 96. Д. 41. Л. 426.

30 Там же. Оп. 100. Д. 51. Л. 343-344.

31 Там же. Оп. 97. Д. 37. Л. 325 об.

32 Там же. Оп. 88. Д. 35. Л. 1.

33 Там же. Оп. 105. Д. 67. Л. 273 — 286 об.

34 Там же. Оп. 92. Д. 13. Л. 288.

35 Там же. Л. 282 об.

36 Там же. Оп. 93. Д. 7. Л. 89.

37 Там же. Д. 9. Л. 260 об. — 261.

38 Там же. Оп. 94. Д. 52. Л. 404.

39 Там же. Оп. 95. Д. 31. Л. 313 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 Там же. Д. 32. Л. 412 об.

41 Там же. Оп. 96. Д. 41. Л. 418.

42 Там же. Оп. 97. Д. 37. Л. 319 об.

43 Там же. Оп. 102. Д. 36. Л. 28.

44 Там же. Оп. 93. Д. 7. Л. 88 об. — 89.

45 Там же. Л. 86 об. — 87.

46 Там же. Д. 9. Л. 261 об.

_ 47 Там же. Оп. 96. Д. 41. Л. 417 об.

^ 48 Там же. Л. 417 об. — 418.

^ 49 Там же. Оп. 93. Д. 7. Л. 86 — 86 об.

50 Там же. Оп. 94. Д. 52. Л. 404 об.

^ 51 Костромин К., прот. Особенности эстонского православного самосознания в начале

« ХХ века (к 100-летию мученического подвига священномученика Платона (Кульбуша),

ЛН епископа Ревельского) // Христианское чтение. 2019. № 1. С. 180-190.

^ 52 Петров И. В. 1) Православие в Эстонии в 1940 — начале 1941 годов: проблемы воссое-

sS динения с Московским патриархатом // Вестник Русской христианской гуманитарной

s академии. 2015. Т. 16. №1. С. 267; 2) Православные приходы Эстонии в конце 1917 —

& 1920-х годах в контексте военного противостояния // Проблемы истории и историогра-

g фии. Сборник докладов межвузовской научной конференции. 2014. Т. 2. С. 196-203. ¡^

о н о

S «

S «

о

^ References

^ ANTONOV V. V., KOBAK A. V. Svyatyni Sankt-Peterburga. Entsiklopediya khristianskikh khramov ^ [Shrines of St. Petersburg. Encyclopedia of Christian Churches. In Russ.]. St. Petersburg, 2010.

BERTASH A. V. Tserkov' vo imya svyashchennomuchenika Isidora Yur'yevskogo [Church in the Name of the Hieromartyr Isidor of Yuryev. In Russ.] // Pamyatniki istorii i kul'tury Peterburga. 2002. Vol. 6. P. 195-205.

BOVKALO A. A. Zayan'ye. Tserkov' Svyatitelya i Chudotvortsa Nikolaya [Zayanye. Church of St. Nicholas the Wonderworker. In Russ.] URL: http://slanist.ru/publ/pljussa/zajane/182-1-0-1274 (date of accesse 03.11.2018).

CHIZHOV A., ALEKSEYEV A. A. Russko-estonskiy Isidorovskiy prikhod v Peterburge — Petrograde — Leningrade [Russian-Estonian Isidor Parish in St. Petersburg — Petrograd — Leningrad. In Russ.] // Iz istorii pravoslaviya k severu i zapadu ot Velikogo Novgoroda. Leningrad, 1989. P. 133-142.

KARPUK D. A. Kandidatskiye dissertatsii vypusknikov Sankt-Peterburgskoy Dukhovnoy Akademii, prichislennykh Russkoy Pravoslavnoy Tserkov'yu k liku novomuchenikov i ispovednikov [Candidate dissertations of the St. Petersburg Theological Academy graduates, ranked by the Russian Orthodox Church as new martyrs and confessors. In Russ.] // Vestnik istoricheskogo obshchestva Sankt-Peterburgskoy Dukhovnoy Akademii. 2018. N 1. P. 75-93.

KOSTROMIN K. A. Svyato-Isidorovskaya tserkov' segodnya i sto let nazad [The Holy Isidor Church today and a hundred years ago. In Russ.] // Kolomenskiye chteniya — 2008. Vol. 3. St. Petersburg, 2009. P. 51-66.

KOSTROMIN K. Bratstvo pri prikhode ili prikhod pri bratstve? K istorii russko-estonskogo Pravo-slavnogo bratstva vo imya svyashchennomuchenika Isidora Yur'yevskogo v Peterburge [Brotherhood at the parish or parish at the brotherhood? On the History of the Russian-Estonian Orthodox Brotherhood in the Name of the Holy Martyr Isidor of Yuryev in St. Petersburg. In Russ.] // Svet Khristov prosvesh-chayet vsekh. Academic periodical of St. Philaret's Christian Orthodox Institute. 2018. Vol. 27, Summer. P. 65-79.

KOSTROMIN K. Osobennosti estonskogo pravoslavnogo samosoznaniya v nachale XX veka (k 100-leti-yu muchenicheskogo podviga svyashchennomuchenika Platona (Kul'busha), yepiskopa Revel'skogo) [The Features of Estonian Orthodox identity at the beginning of the 20th century (on the 100th anniversary of the martyrdom of the holy martyr Platon (Kulbush), Bishop of Revel). In Russ.] // Khristianskoye chteniye. 2019. N 1. P. 180-190.

KOSTROMIN K. Russko-estonskoye pravoslavnoye bratstvo vo imya svyashchennomuchenika Isidora Yur'yevskogo v Peterburge [Russian-Estonian Orthodox fraternity in the name of the Holy Martyr Isidor of Yuryev in St. Petersburg. In Russ.] // Pravoslavnyye bratstva v istorii Rossii: k 100-letiyu vozzvaniya patri-arkha Tikhona ob obrazovanii dukhovnykh soyuzov: In 2 vols. Moscow, 2018. Vol. 2. P. 21-35.

KOSTROMIN K. Svyashchennomuchenik Platon, yepiskop Revel'skiy — protoiyerey Pavel Kul'bush kak blagochinnyy estonskikh prikhodov Peterburgskoy (Petrogradskoy) yeparkhii (k 100-letiyu muchenicheskoy konchiny) [Hieromartyr Platon, Bishop of Revel — Archpriest Pavel Kulbusch as a Dean of the Estonian parishes of the Petersburg (Petrograd) Diocese (to the 100th anniversary of the martyrdom). In Russ.] // Tserkov'. Bogosloviye. Istoriya. Materials of 7th scientific conference. Yekaterinburg, 2019. P. 73-79.

KOSTROMIN K. Svyashchennomuchenik Platon, yepiskop Revel'skiy: problema sokhraneniya Pravoslaviya na postimperskoy territorii [Hieromartyr Platon, Bishop of Revel: the problem of the preservation of Orthodoxy in the post-imperial territory. In Russ.] // Bogoslovskiy vestnik. 2017. N 26-27, Vol. 3-4. P. 179-195.

KOSTROMIN K. Estonskoye blagochiniye Peterburgskoy yeparkhii v 1900-1917 godakh [Estonian Deanery of the Petersburg Diocese in 1900-1917. In Russ.] // Aktual'nyye voprosy tserkovnoy nauki. 2019. Z; N 2. P. 49-56.

MUSAYEV V. I. Estonskaya diaspora na severo-zapade Rossii vo vtoroy polovine XIX — pervoy polovine XX v. [The Estonian diaspora in northwestern Russia in the second half of the 19th and first half of the 20th J3 century. In Russ.]. St. Petersburg, 2009.

NESTOR (KUMYSH). Novomucheniki Sankt-Peterburgskoy yeparkhii [New Martyrs of the St. Petersburg Diocese. In Russ.]. St. Petersburg, 2003.

PETROV I. V Pravoslaviye v Estonii v 1940 — nachale 1941 godov: problemy vossoyedineniya s Mos-kovskim Patriarkhatom [Orthodoxy in Estonia in 1940 — early 1941: problems of reunification with the Mos- "tg cow Patriarchate. In Russ.] // Vestnik Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii. 2015. Vol. 16. N 1. d P. 266-275. i2

PETROV I. V. Pravoslavnyye prikhody Estonii v kontse 1917-1920-kh godakh v kontekste voyennogo -g protivostoyaniya [Estonian Orthodox parishes in the late 1917-1920s in the context of military confrontation. In Russ.] // Problemy istorii i istoriografii. Materials of scientific conference. 2014. Vol. 2. P. 196-203. s

'3

d

Sankt-Peterburgskoye pravoslavnoye estonskoye bratstvo vo imya svyashchennomuchenika Isidora Yur'yevskogo. Otchet o deyatel'nosti bratstva za 1898-9 god [St. Petersburg Orthodox Estonian Brotherhood in the name of the Holy Martyr Isidor of Yuryev. Report on the fraternity activities for 1898-9. In Russ.]. St. Petersburg, 1900.

SHKAROVSKIY M. V. Estonskiye pravoslavnyye prikhody v Sankt-Peterburgskoy yeparkhii [Estonian Orthodox Parishes in the St. Petersburg Diocese. In Russ.] // Pravoslaviye v Baltii. 2018. N 7 (16). P. 57-72.

VLASOV A. G. Iz istorii "Sankt-Peterburgskogo pravoslavnogo estonskogo bratstva vo imya svyashchennomuchenika Isidora Yur'yevskogo": 1898-1911 gg. [From the History of the "St. Petersburg Orthodox Estonian Brotherhood in the Name of the Hieromartyr Isidor of Yuryev": 1898-1911. In Russ.] // Clio. 2016. N 1 (109). P. 180-185.

VLASOV A. G. Prazdnik pravoslavnykh estontsev Peterburga 24 avgusta 1903 g. [The Feast of St. Petersburg Orthodox Estonians on August 24, 1903. In Russ.] // Istoriko-psikhologicheskiye aspekty prazdnichnoy kul'tury: Materials of 38th scientific conference. St. Petersburg, 2015. P. 129-133.

Список литературы

Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов. Изд. 3-е, исправ. и доп. СПб., 2010.

Берташ А. В. Церковь во имя священномученика Исидора Юрьевского // Памятники истории и культуры Петербурга. 2002. Вып. 6. С. 195-205.

Бовкало А. А. Заянье. Церковь Святителя и Чудотворца Николая. URL: http://slanist.ru/publ/ pljussa/zajane/182-1-0-1274 (дата обращения 03.11.2018).

Власов А. Г. Из истории «Санкт-Петербургского православного эстонского братства во имя священномученика Исидора Юрьевского»: 1898-1911 гг. // Клио. 2016. № 1 (109). С. 180-185.

Власов А. Г. Праздник православных эстонцев Петербурга 24 августа 1903 г. // Историко-психо-логические аспекты праздничной культуры: Материалы 38-й Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 14 декабря 2015 г.) / Под ред. С. Н. Полторака. СПб.: Полторак, 2015. С. 129-133.

Карпук Д. А. Кандидатские диссертации выпускников Санкт-Петербургской духовной академии, причисленных Русской Православной Церковью к лику новомучеников и исповедников // Вестник исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2018. № 1. С. 75-93.

Костромин К. А. Свято-Исидоровская церковь сегодня и сто лет назад // Коломенские чтения — 2008. Альманах № 3 / Под ред. В. В. Антонова. СПб., 2009. С. 51-66.

Костромин К., прот. Братство при приходе или приход при братстве? К истории русско-эстонского Православного братства во имя священномученика Исидора Юрьевского в Петербурге // Свет Христов просвещает всех. Альманах Свято-Филаретовского института. 2018. Вып. 27 (Лето). С. 65-79.

Костромин К., прот. Особенности эстонского православного самосознания в начале ХХ века q (к 100-летию мученического подвига священномученика Платона (Кульбуша), епископа Ревельско-Ö го) // Христианское чтение. 2019. № 1. С. 180-190.

Костромин К., прот. Русско-эстонское православное братство во имя священномученика Исидора ^ Юрьевского в Петербурге // Православные братства в истории России: к 100-летию воззвания патри-S арха Тихона об образовании духовных союзов: сборник научных трудов: В 2 ч. М.: Преображение, 2018. Л Ч. 2. С. 21-35.

^ Костромин К., прот. Священномученик Платон, епископ Ревельский — протоиерей Павел Кульбуш jg как благочинный эстонских приходов Петербургской (Петроградской) епархии (к 100-летию мучениче-§ ской кончины) // Церковь. Богословие. История. Материалы VII Всероссийской научно-богословской си конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2019 г.). Екатеринбург: ЕДС, 2019. С. 73-79. S Костромин К., прот. Священномученик Платон, епископ Ревельский: проблема сохранения Правого славия на постимперской территории // Богословский вестник. 2017. № 26-27. Вып. 3-4. Сергиев По-5 сад, 2017. С. 179-195.

sS Костромин К., прот. Эстонское благочиние Петербургской епархии в 1900-1917 годах // Актуаль-S ные вопросы церковной науки. 2019. № 2. С. 49-56.

У Мусаев В.И. Эстонская диаспора на северо-западе России во второй половине Х!Х — первой поло-^ вине ХХ в. СПб.: Нестор, 2009.

^ Нестор (Кумыш), иером. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб.: Сатисъ; Держава, £ 2003.

с

Петров И. В. Православие в Эстонии в 1940 — начале 1941 годов: проблемы воссоединения с Московским Патриархатом // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16, № 1. С. 266-275.

Петров И. В. Православные приходы Эстонии в конце 1917-1920-х годах в контексте военного противостояния // Проблемы истории и историографии. Сборник докладов межвузовской научной конференции. 2014. Т. 2. С. 196-203.

Санкт-Петербургское православное эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. Отчет о деятельности братства за 1898-9 год. СПб., 1900.

Чижов А., диак, Алексеев А. А. Русско-эстонский Исидоровский приход в Петербурге — Петрограде — Ленинграде // Из истории православия к северу и западу от Великого Новгорода. Л., 1989. С. 133-142.

Шкаровский М. В. Эстонские православные приходы в Санкт-Петербургской епархии // Православие в Балтии. 2018. № 7 (16). С. 57-72.

К. А. Костромин. Эстонское благочиние Санкт-Петербургской епархии

В научной литературе, посвященной истории Санкт-Петербургской епархии, упоминался факт существования благочиния эстонских приходов, однако его история до сих пор не изучалась. В связи с увеличением числа эстонцев, мигрировавших в Петербургскую губернию на заработки во второй половине XIX в. и часто остававшихся жить здесь, в 1894 г. был создан эстонский православный приход в Петербурге, была открыта священническая вакансия, которую занял выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия Павел Кульбуш, построивший в столице храм в честь священ-номученика Исидора Юрьевского в 1907 г.

В 1900 г., видя усилия по постройке храма и активность Кульбуша, церковные власти решили открыть благочиние русско-эстонских приходов епархии, чтобы скоординированно осуществлять их деятельность и поощрять их рост и активность с назначением на эту должность священника Павла Кульбуша. В 1904 г. из состава благочиния были выделены русские приходы. По состоянию на вторую половину 1913 г. благочиние насчитывало восемь храмов — шесть эстонских, один латышский и один финский. В статье приведены данные о клире этих приходов, устройстве школ и деятельности попечи-тельств, а также о состоянии кладбищ.

Исследование показало, что появление талантливого организатора — священника Павла Кульбу-ша — открывало перспективы в решении вопроса окормления эстонцев в духе государственной идеи, основывавшей монархическую государственность на православии. За 17 лет деятельности отец Павел не только создал и собрал в единую систему эстонские приходы, но и заложил основы для более легкой репатриации эстонцев после революции, а до того — способствовал мирному сосуществованию русских и эстонских общин. Благочиние, жизнь в котором к 1905-1907 гг. в целом была налажена, продолжало расти и развиваться. Перспектива его развития состояла в объединении всех балтийских (включая латвийские и финские вне территории Финляндии) православных Петербургской губернии в одно церковное подразделение. Кульбушу также удалось создать небольшую сеть эстонских приходских школ, составившую существенную конкуренцию лютеранским школам. На далеких перспективах развития благочиния эстонских приходов крест поставили революционные события 1917 г.

Ключевые слова: эстонская диаспора, Павел Кульбуш, Платон Ревельский, благочиние, Петербург- ^ ская епархия, приход, церковная школа, попечительство, кладбище, история Русской церкви.

Я

3

►Я

K. A. Kostromin. Estonian Deanary of the Petersburg Diocese

о

In the scientific literature on the St. Petersburg diocese history was mentioned the fact of the existence of о the deanery of Estonian parishes, but its history has not yet been studied. Because of increase in the number .a of Estonians who migrated to St. Petersburg province to earn money in the second half of the 19th century and К often left to live here, an Estonian Orthodox parish in St. Petersburg was created in 1894, a priestly vacancy ^ was opened, which was taken by a graduate of the St. Petersburg Theological Academy, a candidate of theology -Q Pavel Kulbush, who built a church of the holy martyr Isidor of Yuryev in the capital in 1907. Й

In 1900, seeing the efforts to build the church and the Kulbush's activity, the church authorities decided ^ to open the deanery of the Russian-Estonian parishes in order to coordinate their activities and to encourage ^

their growth with the appointment of priest Pavel Kulbush. In 1904 Russian parishes were separated from the deanery. In the second half of 1913 the deanery consisted of eight churches — 6 Estonian, 1 Latvian and 1 Finnish. The article provides data on the clergy in these parishes, the structure of schools and the activities of guardianships, as well as the state of cemeteries.

The study showed that the emergence of a talented organizer — priest Pavel Kulbush — opened up prospects for resolving the issue of Estonians nourishing in the Orthodox idea, on which founded monarchist statehood. Over the 17 years of activity Rev. Pavel not only created and put Estonian parishes into a single system, but also laid the foundations for easier Estonians repatriation after the revolution, and before that, facilitated the peaceful coexistence of Russian and Estonian communities. Deanery, life in which by 1905-1907 as a whole had been established, continued to grow and develop. The prospect of its development consisted in the unification of all the Baltic Orthodox of Petersburg province (including Latvian and Finnish outside the territory of Finland) in one church unit. Kulbush also managed to create a network of Estonian parish schools, which made a significant competition to Lutheran schools. On the distant prospects for the development of the deanery of Estonian parishes, the revolutionary events of 1917 put an end to.

Key words: Estonian diaspora, Pavel Kulbush, Platon of Revel, deanery, Petersburg diocese, parish, church school, guardianship, cemetery, history of the Russian Church.

Костромин, Константин Александрович — к. и. н., кандидат богословия, проректор по научной работе, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии.

Kostromin, Konstantin Alexandrovich — PhD, Vice-Rector for Scientific Work, Associate Professor of the Department of Church History, St. Petersburg Theological Academy.

E-mail: k. a.kostromin@mail.ru

cs

и rt К

«

s «

о

Sr1

S

¡^

О H о

S «

s «

о \o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.