ф ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КЛИНИКО-ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА В Г. БЕСЛАНЕ
Терроризм, заложничество, приобретая угрожающие размахи, становятся социальной реальностью нашей страны. Массовое заложничество длится не часы, а дни, иногда недели. Однако существует и более маскированное социальное заложничество, когда целые социальные группы, проживающие в отдельных территориальных регионах, превращаются в заложников, у которых формируется специфическая психология. Эта психология становится социально доминирующей, видоизменяя биологическую, психологическую и духовную сферы личности.
Состояние заложничества, потерю близких и родных людей несомненно можно отнести к критическим жизненным событиям, которые ведут к формированию различных патологических состояний организма, выраженных неблагоприятных функциональных и психических состояний. За последние годы возрос интерес специалистов к роли психической травмы в происхождении и течении некоторых болезней.
Существует зависимость между характером психической травмы и типом патологической реакции на нее. По мнению И.В. Боева, важным внутренним условием возникновения наиболее распространенных психогенных заболеваний является наличие особых черт личности, развивающихся вследствие нарушения процесса ее формирования. Именно выраженность вариационной личностной изменчивости, конституционально-детерминированной ответственна за особенности преломления внешних факторов через внутреннее, конституциональное содержание личности1.
Клинико-психологическое исследование лиц, оказавшихся в ситуациях заложничества и пострадавших от террористических актов, как и психология терроризма, наиболее интенсивное развитие в отечественной науке приобрели после трагических событий в Буденновске, Первомайском, Кизляре, Буйнакске, Волгодонске, Москве, которые потрясли не только нашу страну, но и весь мир.
Увеличиваются угрозы повсеместного возникновения террористических актов, причиной которых могут выступать религиозные, межэтнические конфликты и политическая нестабильность.
Г.А. КОВАЛЬ
После событий в г. Беслане 1—3 сентября 2004 г. было проведено экспериментальное исследование 102 человек, пострадавших от террористического акта. Для диагностики типа акцентуации характера у заложников и пострадавших был использован характерологический опросник Леонгарда. На основании этой методики исследуемые были поделены на четыре базовых психотипа: 1) истероиды (48%); 2) циклоиды (25); 3) эпилептоиды (25); 4) шизоиды (2%).
Использование оценочной шкалы многомерного клинического патопсихологического анализа по результатам клинического опросника для выявления невротического состояния позволяет проводить сравнительный многомерный анализ как отдельных признаков, так и всей группы выделенных признаков представителей различных психотипов. Были составлены градации по степени выраженности основных специфических патопсихологических симптомов, получаемых в результате использования проективной методики «Дерево». При использовании оценочной шкалы многомерного группового патопсихологического анализа по результатам проективной методики использовалось двумерное выражение степени того или иного патопсихологического признака: отсутствие признака (0 баллов) — наличие признака (1 балл).
Психологические реакции у представителей нор-мы-акцентуации циклоидного типа по сравнению с представителями других психотипов отличаются выраженностью депрессивных состояний, астенических нарушений, заниженной самооценки. У представителей истероидного ядра чаще, чем у других психотипов, наблюдаются агрессивное поведение и ситуационная тревога. Что касается пострадавших эпилептоидного психотипа, то с наибольшей частотой встречаются фобические реакции, эмоциональное напряжение и наличие признаков невротического состояния.
На основе полученных данных можно утверждать о клинико-психологических особенностях поведенческих и личностных реакций у пострадавших от террористического акта, относящихся к различным типам конституционально-континуального пространства. Так, пребывание в психотравмирующей ситуации
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
для представителей циклоидного ядра не обернулось столь ярко выраженными психологическими реакциями, как для представителей других групп. Отмечается прежде всего снижение порога возбуждения в отношении стимулов, вызывающих ситуационную тревогу, что нашло отражение в появлении таких признаков, как беспокойство и тревога за собственное здоровье, за близких и родных, неуверенность и нерешительность. Ярко выраженными оказались вегетативные нарушения, астенизация, ощущение внутренней напряженности.
Психологические реакции представителей исте-роидного психотипа в аналогичной ситуации отличаются выраженностью расстройств чувствительности и вегетативных функций. В психологическом и психическом здоровье пострадавших на первый план выступают симптомы вегетативных нарушений в рамках истерического реагирования. Характерные для истерической личности черты — эгоцентризм, демонстративность, жажда внимания и восхищения, требование признания и сочувствия переместились на задний план, что повлекло за собой высокую степень выраженности по показателям вегетативных нарушений, невротической депрессии, агрессивного поведения.
Психотравмирующая ситуация у лиц эпилепто-идного ядра привела к развитию глубоких психологических реакций, среди которых на первый план выступают вегетативные расстройства, ситуативная и конституциональная тревожность. Клинико-пси-хологическая тревога проявляется ощущением неопределенной угрозы, характер и время которой не поддаются предсказанию, диффузными опасениями и тревожным ожиданием, которые в дальнейшем сменяются страхом. В результате на первый план личностных переживаний выступают недоверчивость и подозрительность.
Террористический акт, произошедший в г. Бесла-не, сопровождавшийся захватом в заложники около 1 тыс. человек, является беспрецедентным случаем в практике терроризма и остро ставит проблему оказа-
ния специализированной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации.
Представители всех трех сравниваемых психотипов с признаками поведенческих и личностных реакций, перенесшие острый и хронический информационный стресс в результате акта терроризма и попадания в ситуацию заложничества, отреагировали на стрессовую ситуацию вспышкой ярких, отчетливых реакций, соответствующих базовому психотипу, окрашенных прежде всего вегетативной неустойчивостью, которая обусловлена резким всплеском конституциональной тревоги.
Полученные экспериментальным путем данные свидетельствуют об этом: ведущим, ярко выраженным показателем клинико-психологических реакций и у циклоидов, и у истероидов, и у эпилептоидов являются вегетативные нарушения; обсессивно-фоби-ческие нарушения приобретают среднюю степень выраженности. У пострадавших с истероидной психотипологической структурой отмечаются выраженные показатели по шкалам невротической депрессии и астенических нарушений, отмечаются высокие показатели агрессивного поведения. Лиц эпилепто-идного ядра отличают высокие показатели по конституциональной, ситуационной тревожности и эмоциональному напряжению, в то же время ни у одного представителя данной группы не отмечалось признаков невротической депрессии. Особенностью реагирования на стрессовую ситуацию циклоидов является более равномерное распределение всех реакций — от отсутствия признака до его максимального проявления.
В экстремальных условиях острого социально-ин-формационного стресса в виде терроризма — заложничества — психологические и психопатологические реакции у пострадавших зависят от места их расположения в конституционально-континуальном личностном пространстве.
1 См.: Боев И.В. Пограничная аномальная личность. — Ставрополь, 1999.