УДК: 616.89:166.2-022+316.422
А.М. Нашкенова, Д.К.Аблезжан, Э.С.Сэбитова, А.М.Умарбек
Казахский национальный медицинский университет имени С.ДАсфендиярова
Алматы, Казахстан
КЛИНИКО-ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ФИЛЬМА «ИГРЫ РАЗУМА» (КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХИАТРИИ В ПЕРИОД ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19)
Резюме: в статье студентами КазНМУ им.С.ДАсфендиярова под руководством научного руководителя проведён тщательный клинико-психопатологический анализ психического состояния главного героя фильма «Игры разума». Предпринятая работа имеет инновационную и практическую значимость для учебного процесса в медицинских вузах, особенно в период пандемии COVID-19, когда студенты были вынуждены перейти на формат онлайн обучения, и может быть внедрена в учебную программу по предмету «психиатрия».
Ключевые слова: расстройства восприятия, иллюзии, галлюцинации; расстройства мышления по структуре, расстройства мышления по содержанию, сверхценные идеи, бредовые идеи; эмоциональные и волевые расстройства, поведенческие расстройства, парараноидная шизофрения, психофармакотреапия, психотерапия, социальная реабилитация.
А.М. Нашкенова, Д.;.Аблезжан, Э.С.Сэбитова, А.М.Умарбек
С.Ж. Асфендияров атындагы Цазац улттыцмедицинауниверситетi Алматы, Цазацстан
«ИГРЫ РАЗУМА» ФИЛЬМШЩ БАСТЫ КЕЙ1ПКЕР1НЕ КЛИНИКО-ПСИХОПАТОЛОГИЯЛЫ; ТАЛДАУ (COVID-19 ПАНДЕМИЯСЫ УАK;ЫТЫНДАFЫ ОНЛАЙН-ОЦЫТУ КЕЗЕН.1НДЕ ПСИХИАТРИЯДАН САБАЦТАР 0ТУ
БАРЫСЫНДА ДИДАКТИКАЛЫ; ИННОВАЦИЯ РЕТ1НДЕ)
Tyüiw мацалада С.Д.Асфендияров атындагы К,аз¥МУ студенттерi вздертщ устазыныщ жетекшытмен «Игры разума» фильмтщ кейткертщ психикалыцжагдайынамуцият клиникалыцжэне психопатологиялыц талдау жасады. Жасалган жумыстыщ медициналыцуниверситеттердегi оцу процей ушт инновациялыц жэне практикалыц мащызы бар, эйресе COVID-19 пандемиясы кезещтде студенттер онлайн режимде окуга квшуге мэжбур болтан кезде, сонымен цатар бул жумысты «психиатрия» пэн бойынша оцу багдарламасына енгiзуге болады.
Tyürndi свздер: цабылдаудыщ бузылуы, иллюзиялар, галлюцинациялар; цурылышы бойынша ойлаудыщ бузылуы, мазмуны бойынша ойлаудыщ бузылуы, аса цундылыц идеялар, сандырац идеялар; эмоционалды жэне ерiктi процестердщ бузылулар, мтез-цулыцтыц бузылуы, параноидты шизофрения, психофармакотерапия, психотерапия, элеуметтж ощалту.
A.M. Nashkenova, D.K. Ablezzhan, A.M. Sabitova, A.M. Umarbek
Asfendiyarov Kazakh national medical university Almaty, Kazakhstan
CLINICAL AND PSYCHOPATHOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROTAGONIST OF THE FILM «BEAUTIFUL MIND» (AS A DIDACTIC INNOVATION IN CONDUCTING ONLINE PSYCHIATRY CLASSES DURING DURING THE COVID-19 PANDEMIC)
Resume: in the article, students of S.D.AsfendiyarovKazNMU under the guidance of their supervisor carried out a thorough clinical and psychopathological analysis of the mental state of the protagonist of the film «Beautiful Mind». The work undertaken has an innovative and practical significance for the educational process in medical universities, especially during the COVID-19 pandemic, when students were forced to switch to the online learning format, and can be introduced into the curriculum on the subject of «Psychiatry».
Key words: perception disorders, illusions, hallucinations; thinking disorders by structure, thinking disorders by content, overvalued ideas, delusional ideas; emotional and volitional disorders, behavioral disorders, paranoid schizophrenia, psychopharmacotreatment, psychotherapy, social rehabilitation.
Введение
«Игры разума» - биографическая драма Рона Ховарда по одноимённой книге С. Назар, рассказывающей о жизни Джона Форбса Нэша, лауреата Нобелевской премии по экономике. Главную роль в картине исполнил Рассел Кроу. История начинается с ранних лет молодого гения Джона Нэша. У него начинает
развиваться параноидная_шизофрения.
сопровождающаяся галлюцинациями, бредовыми идеями, бредовым поведением, и прогрессирующая до тех пор, пока не ставит под удар его работу и отношения с женой и друзьями вследствие
усугубления клиники болезни и развития эмоционально-волевых расстройств, которые приводят к социальной дезадаптации. Главный герой фильма «Игры разума» - это реальный человек, ученый, по имени Джон Нэш. В фильме прослежена его жизнь на протяжении 50-ти лет - от того момента, когда он был студентом, полным надежд молодым математиком, из небольшого городка до начала 2000-х годов, когда он становится именитым профессором.
После просмотра фильма, каждый автор статьи сделал для себя выводы о состоянии здоровья и жизни
больного и внес вклад в написание работы в ходе тщательных размышлений и дискуссий как во время занятия, так и во внеурочное время. Анализируя отдельные сцены на основе клинико-психопатологического подхода, были изучены основные расстройства восприятия, мышления, поведения, эмоционально-волевые расстройства; синтезируя ранее разобранный материал, связывая эпизоды фильма, была создана динамика болезни, стадии ее развития.
Цель исследования: провести клинико-психопатологический анализ психического состояния главного героя фильма «Игры разума» с дидактической целью, чтобы закрепить, углубить и систематизировать изученный теоретический материал по общей (симптомы, синдромы) и частной психопатологии (в частности, шизофрении) и привить студентам умение применять полученные знания в описании психического статуса пациента и понимание динамики развития болезни как с точки зрения клинициста, так и понимание переживаний с точки зрения самого пациента и окружающих. Вместе с тем, дополнительной целью является раскрытие необходимости не только психофармакологического лечения, но и важности и эффективности психотерапии и социальной реабилитации в лечении шизофрении.
Материалы и методы и основные процедуры: изучение студентами совместно с преподавателем клинико-психопатологического метода и основных расстройств познавательной деятельности (в том числе восприятия, мышления), эмоционально-волевых и поведенческих расстройств; изучение клиники, диагностики и лечения шизофрении по учебнику «психиатрия»; просмотр фильма (прямая ссылка на фильм «Игры разума», 2001 г. https://kinogo.zone/films/10634-igry-razuma.html): разбор отдельных сцен на основе применения клинико-психопатологического метода и
психоаналитических знаний; выделение из эпизодов фильма сцен для демонстрации психопатологических симптомов и синдромов; синтез проанализированных эпизодов фильма для понимания динамики шизофрении. Основная часть:
В первую очередь мы обратили внимание на преморбидные особенности личности «героя», такие как:
• Замкнутость;
• Низкая физическая активность;
• Послушание;
• Склонность к фантазированию;
• Интерес к уединенным занятиям (занятие математикой, решение задач, «расшифровывание» секретных кодов).
• Демонстрация хороших способностей к абстрактному мышлению; «герою» легко дается точная наука (математика).
Дебют заболевания:
• Чрезвычайно озабочен наукой и открытием, решением нерешаемых задач, чтобы получить признание (свидетельство сверхценных идей величия).
• Ведет себя асоциально (Во время встречи с сокурсниками вместо приветствия, говорит: «Можно объяснить математически, чем плох Ваш галстук», не заботясь о чувствах собеседника. Сокурсники его
высказывание восприняли как остроумие, оценили как шутку, поздоровались, поэтому у него складывается впечатление, что они «хорошие».)
• Иллюзии, символизм, и паралогичность мышления (в рисунках галстука, на котором отражается свет, преломленный через стеклянную посуду с водой на столе, «видит» ломтики лимона, в реальности разложенные в блюде; проводит связь галстука с математикой).
• Легко может разорвать связи, нарастает аутизация, проявляет лёгкую ранимость и чёрствость - «дерево и стекло» (во время фуршета, когда его случайно восприняли, как официанта, не заботясь о чувствах товарища, говорит ему в лицо, что «прочёл его работы о нелинейных уравнениях и там -неплодотворные идеи и неоригинальные мысли, и у меня нет в этом никаких сомнений»). Манифестный период заболевания:
• Нарушение мышления (резонёрство в вербальных галлюцинациях: «Вы знаете, что похмелье - суть резкого недостатка в организме воды, необходимой для цикла Кребса, такова причина смерти от жажды, то есть, умирая от жажды, человек чувствует то же, что и при убийственном похмелье...»).
• Нарушения в сфере восприятия - истинные зрительные и вербальные галлюцинации (хотя в реальности у больных шизофренией преобладают вербальные галлюцинации, режиссер фильма добавляет зрительные галлюцинации и «герой» начинает видеть мужчину «Чарльза», слышит его речи и вступает с ним в диалоги).
• Распад единства личности - больной какое-то время ведет себя вполне адекватно и даже разумно, в другое время или а отдельные моменты - странно, нелепо, абсурдно («Чарльз», являющийся продуктом его больного восприятия - зрительного и слухового расстройства, говорит ему: «думаю, что тебе с людьми ладить труднее, чем с дробями», а «герой» отвечает: «учительница говорила мне, что я родился с двойной
порцией мозгов и половиной сердца».... « я не люблю
людей, и это взаимно», «у меня нет времени на семинары, учебники, зубрёжку идей тех, кто меня глупее!» Данный эпизод так же свидетельствует о том, что болезни предшествовало эмоциональное снижение, сверхценные идеи превосходства над другими).
• Бредовые идеи отношения и персекуторные бредовые идеи, идеи преследования т.е. идеи причинения больному и стране какого-либо вреда вплоть до угрозы лишения жизни,
• Бредовые идеи величия (парафренизация), доходящие до бреда Котара с фантастическим содержанием о возможной всеобщей гибели мира вследствие ядерного взрыва; идеи особого значения («Считает себя руководителем группы в военной лаборатории, где его миссией является спасение страны, путём расшифровки кодов, перехваченных из сигналов, передаваемых из Москвы, по цифрам на воображемом табло, «разгадывает секрет проникновения», вкладывая в них особый смысл, и «видит» на карте маршруты проникновения шпионов в Штаты. У «героя» появляются всё больше новых галлюцинацинаторных персонажей, которые «говорят» ему: «Вы удивили Пентагон! Гении знают ответ раньше, чем вопрос», «Вы - первый дешифровщик из тех, что когда-либо рождались». «Герой» чувствует и убеждён, что ему имплантирован радиоэлемент - «биологический код доступа», что
является проявлением как сенестопатий, так и сенестопатических автоматизмов).
• Неуправляемый поток мыслей, остановка, «закупорка», параллелизм мыслей. Все эти явления временами мешают ему понимать собеседника («меня интересует управляющая динамика, нужны оригинальные идеи! Только так я смогу стать заметным...». Когда его мысли останавливаются, включается «голос Чарльза»).
• Интроверсия - растущая прикованность внимания больного к явлениям внутренней, прежде всего бессознательной жизни: мечтам, фантазиям, далеким от реальности идеям, предчувствиям, озарениям.
• Начинает проявляться тенденция улавливать особый символический смысл в отдельных явлениях, ситуациях, начинает думать, что он умеет расшифровывать секретные шифры
(«герой» изобретает «оконную роспись», на которой в виде схем и формул изображает футбольный матч; стаю голубей, дерущихся за крошки; женщину, бегущую за вором, укравшему кошелёк»).
• Аутизация - уход из реального мира в виртуальный мир, причем виртуальный мир представляется больному несравненно более реалистическим и актуальным, нежели самая очевидная действительность (сидя в баре, создаёт математические гипотезы и формулы, представляя и размышляя о том, как достичь успеха в знакомстве с женщинами, применяя теории управляющей динамики к социальным коммуникациям).
• Мышление расплывчатое, в высказываниях происходит соскальзывание с одной темы на другую без видимой логической связи. Разноплавность в суждениях.
• Бредовые идеи очень упорны, лишены критического отношения к ним со стороны больного («герой» одержим мыслью стать знаменитым, рисуя математические схемы на окне, восклицает: «я не могу потерпеть неудачу!», разбивает окно головой, развивается психомоторное возбуждение, сопровождающееся зрительными и слуховыми «псевдогаллюцинациями». «Герой» выбрасывает стол из окна, при этом думая, что это сделал «Чарльз», являющийся его зрительной псевдогаллюцинацией, удивлённо смотрит из окна на выброшенный и вдребезги разбившийся стол -данный эпизод является демонстрацией двигательного психического автоматизма).
• Распад межличностных коммуникаций. Нарастает социальная изоляция, отгороженность от окружающих, скрытность, исчезают доверительные отношения (во время знакомства с женщиной в баре ведёт себя бесцеремонно, говорит об интимных вещах, шокируя её своими высказываниями - «аутизм наизнанку». При этом «голос Чарльза» комментирует это как «остроумие».)
Эмоциональные нарушения:
• Снижение эмоционально волевой сферы.
• Утрата чувства привязанности к людям (при этом «герой» считает отсутствие личных привязанностей своим преимуществом, так как является агентом Пентагона).
Двигательно-волевые нарушения:
• Приступы психомоторного возбуждения во время разговора с «Чарльзом», побега от воображаемых (галлюцинируемых) преследователей - шпионов.
Расстройства памяти и интеллекта не характерны.
Эмоционально-волевые расстройства:
• Эмоциональный дефект у «героя» нарастали постепенно, и позволяли герою длительно сохранять социальные связи, создать семью.
Социальная реабилитация:
• Благодаря поддерживающему окружению, «герой» остался трудоспособным, за ним сохранили должность преподавателя и профессора в вузе; сохранил отношения с супругой. Психофармакотерапия, электросудорожная терапия:
• Помогли в остром периоде болезни, редуцировали галлюцинаторно-параноидные расстройства до резидуальных орм, но вызвали у него массу побочных эффектов, из-за которых он отказался принимать лекарства.
Таким образом, клинико-психопатологический анализ преморбидной личности и поведения «героя» свидетельствует о том, что у него - параноидная форма шизофрении, ближе к непрерывному течению, для которой типично постоянное присутствие бреда и псевдогаллюцинаций без стойких ремиссий.
Признаки благоприятного прогноза у «героя», которые позволяют полагать, что применение психотерапии могло внести вклад в терапию и улучшение качества жизни пациента:
• Позднее начало заболевания (во время начала студенческой жизни).
• Отсутствие конституциональной предрасположенности (общительность, наличие друзей).
• Пикнический тип телосложения. Выделяется сильным развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) при слабом двигательном аппарате плечевого пояса и конечностей.
• Острое начало заболевания.
• Яркие, обостренные эмоции (мания, депрессия, тревога).
• Состояние в браке, наличие профессии.
• Продолжительные ремиссии в анамнезе (в течение одного года, во время принятия лекарств).
• Преобладание продуктивной симптоматики (все перечисленные признаки заболевания).
Обсуждение и заключение:
У главного героя преобладали шизоидные и параноидные черты характера, заболевание началось в возрасте примерно 25 лет, через «озарение» ложных идей с внезапным появлением галлюцинаций, и постепенным формированием бреда на основе сверхценных идей. В последующие годы шла интенсивная бредовая «работа»: все текущие впечатления и воспоминания переосмысливались в контексте бреда преследования. Спустя длительные сроки (десятки лет) бредовая работа у «героя» приостанавливается. Постепенно начали угасать эмоциональная заряженность, снижаться бредовая активность в борьбе с мнимыми преследователями. Полностью бред в данном варианте болезни не исчезает. «Бредовая личность» лишь уходит со сцены. Здоровая личность в это время как бы «оживает», постепенно восстанавливается, хотя и в неполном объеме - слишком много времени было упущено для ее нормального развития. Теперь она начинает контролировать поведение, обучаясь терпимому
отношению к своему «больному двойнику» -«Чарльзу» и, отчасти разделяя его бредовые установки, то есть, «герой» сохраняет резидуальные бредовые переживания. Мы считаем, что дополнительная психотерапевтическая работа, наряду с применением биологической терапии, могла бы внести значительный вклад в интеграцию расщеплённых частей личности «героя». По мнению Тиганова А.С., клиническая картина шизофрении определяется не только самим патологическим процессом, но и различными феноменами личностно-психологической природы. В этой связи, применение психотерапии «предотвращает изоляцию больных в обществе и их аутизацию, способствует социальной активации и смягчает реакции больных в ответ на ситуации, связанные с болезнью и лечением; формирует критическое отношение к болезни и дезактуализирует психотические переживания; потенциирует антипсихотические действия биологических методов лечения». Основные выводы: Предпринятая работа имеет инновационную и практическую значимость для учебного процесса в медицинских вузах, особенно в период пандемии COVID-19, когда студенты были вынуждены перейти на формат онлайн обучения, и может быть внедрена в учебную программу по предмету «психиатрия».
Вклад авторов. Все авторы принимали равносильное участие при написании данной статьи.
Конфликт интересов - не заявлен. Данный материал не был заявлен ранее, для публикации в других изданиях и не находится на рассмотрении другими издательствами. При проведении данной работы не было финансирования сторонними организациями и медицинскими представительствами. Финансирование - не проводилось.
Авторлардьщ улеа. Барлык; авторлар осы ма;аланы
жазуга тен, дэрежеде катысты.
Мудделер цацтьгеысы - мэлiмделген жо;.
Бул материал баска басылымдарда жариялау ушш
бурын мэлiмделмеген жэне бас;а басылымдардын
карауына усынылмаган.
Осы жумысты журпзу кезшде сырт;ы уйымдар мен медициналык; eкiлдiктердiн каржыландыруы жасалган жо;.
Царжыландыру жYргiзiлмедi.
Authors' Contributions. All authors participated equally
in the writing of this article.
No conflicts of interest have been declared.
This material has not been previously submitted for
publication in other publications and is not under
consideration by other publishers.
There was no third-party funding or medical
representation in the conduct of this work.
Funding - no funding was provided.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия. под ред. А.С.Тиганова. - М.Медицина, 1999. - 712с. - Т.1. - М.: Медицина, 1995. - 608 с.; ил. - [Учеб. Лит. Для - С.77-313, С. 407-555.
студентов мед. вузов]. 3 Фильм «Игры разума», 2001 г.
2 Руководство по психиатрии. В 2-х томах. https://kinogo.zone/films/10634-igry-razuma.html Т.1/А.Тиганов, А.В.Снежневский, Д.Д.Орловская и др.;
REFERENCES
1 Korkina M. V., Lakosina N. D., Lichko A. Е. Psychiatry. - D.D. Orlovskaya, et al; ed. - M.Medina, 1999. - 712с. VOL. 1 Moscow: Medicina, 1995. - 12. 608p.; ill. - M.: P. 77-313, PP. 407-555.
Medvednichestvo [Textbook Lit. for Students of Medical 3 Film "Mind Games", 2001.
Universities]. https://kinogo.zone/films/10634-igry-razuma.html
2 Guidelines for Psychiatry. In 2 vols. 2 Management of Psychiatry in Volume 1 / A.S. Tiganov, A.V. Snezhnevsky,
Контактные данные
Нашкенова Айгуль Максутовна, к.м.н., доцент кафедры психиатрии и наркологии КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, aigul555@inbox.ru, 8-707-109-10-07 , https://orcid.org/0000-0003-1107-346X
Аблезжан Динара Кайраткызы, студент КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова школы ОМ, 5-курс, ablezzhan@mail.ru, 87472674627, Алматы, Алатауский район, мкр. Шаныра;-2, ул.Рахимова 3/2
Сабитова Эсем Сэбитцызы, студент КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова школы ОМ, 5-курс, Sabitovaassem212@gmail.com, 87714509715, Алматы, Алатауский район, 1-я улица, 115 дом
Умарбек Аружан Мараткызы, студент КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова школы ОМ, 5-курс, Aruzhan Umarbek@mail.ru, 87023534345, Нуркент-1/36, кв. 23.