Научная статья на тему 'Клинико-психологическое обоснование применения различных немедикаментозных методов в терапии подростков с артериальной гипотензией'

Клинико-психологическое обоснование применения различных немедикаментозных методов в терапии подростков с артериальной гипотензией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
артериальная гипотензия / подростки / ТЭС-терапия / arterial hypоtension / teenagers / TES-therapy

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А. Ю. Сизова, Е. В. Доронина, Е. И. Волчанский

Физиотерапия и психотерапия являются основными методами немедикаментозного лечения артериальной гипотензии у подростков. Авторы рекомендуют ТЭС-терапию для лечения артериальной гипотензии у подростков с любым типом гемодинамики. Подростки с артериальной гипотензией нуждаются в психологическом обследовании и коррекции. При наличии у них психологических отклонений необходимо применение программ психологической реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А. Ю. Сизова, Е. В. Доронина, Е. И. Волчанский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL AND PSYCHOLOGICAL APPROACH TO MANAGEMENT OF ARTERIAL HYPOTENSION IN TEENAGERS

Physiotherapy and psychotherapy are the main types of non-medicamentous therapy of arterial hypotension (AH). The authors recommended physiotherapy for different types of hemodynamics. Teenagers with AH require observation by a psychologist and psychological correction. If any psychological deviations are detected, psychological rehabilitation program should be implemented.

Текст научной работы на тему «Клинико-психологическое обоснование применения различных немедикаментозных методов в терапии подростков с артериальной гипотензией»

УДК 616.12-008.331.1-08-053.6

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫХ МЕТОДОВ В ТЕРАПИИ ПОДРОСТКОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПОТЕНЗИЕЙ

А. Ю. Сизова, Е. В. Доронина, Е. И. Волчанский

Кафедра детских болезней педиатрического факультета ВолГМУ

Физиотерапия и психотерапия являются основными методами немедикаментозного лечения артериальной гипотензии у подростков. Авторы рекомендуют ТЭС-терапию для лечения артериальной гипотензии у подростков с любым типом гемодинамики. Подростки с артериальной гипотензией нуждаются в психологическом обследовании и коррекции. При наличии у них психологических отклонений необходимо применение программ психологической реабилитации.

Ключевые слова: артериальная гипотензия, подростки, ТЭС-терапия.

CLINICAL AND PSYCHOLOGICAL APPROACH TO MANAGEMENT OF ARTERIAL HYPOTENSION IN TEENAGERS

A. Yu. Sizova, E. V. Doronina, E. I. Volchansky

Abstract. Physiotherapy and psychotherapy are the main types of non-medicamentous therapy of arterial hypotension (AH). The authors recommended physiotherapy for different types of hemodynamics. Teenagers with AH require observation by a psychologist and psychological correction. If any psychological deviations are detected, psychological rehabilitation program should be implemented.

Key words: arterial hypоtension, teenagers, TES-therapy.

В последние годы возрос интерес исследователей и практикующих врачей к проблеме артериальной гипотензии (АГ) у подростков, что обусловлено ее широкой распространенностью (до 20 %), недостаточной изученностью патогенеза, возможностью трансформации в гипертоническую или гипотоническую болезнь, отсутствием данных об эффективных методах лечения [4, 5].

Согласно рекомендациям ВОЗ, в лечении начальных стадий АГ немедикаментозные методы могут рекомендоваться в качестве основного и даже единственного метода коррекции [1-3]. Ведущее место среди немедикаментозных методов занимают физиотерапевтические и психологические методики. К настоящему времени разработаны программы физиотерапии АГ в зависимости от клинико-патофизиологической формы, стадии и особенностей течения заболевания [3]. Вместе с тем существует необходимость оптими-

зации и расширения арсенала физиотерапевтических методов коррекции данного заболевания у детей и подростков.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

С учетом психосоматических отношений при АГ у подростков разработать комплексную методику восстановительного лечения на основе немедикаментозных методов.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу работы положены клинические наблюдения и исследования, выполненные на базе кафедры детских болезней педиатрического факультета ВолГМУ в Детской областной клинической больнице г. Волгограда. Объектом исследования были подростки в возрасте от 12 до 17 лет. Общее число обследованных составило 190 детей, из них 130 девочек и 60 мальчиков. Первоначальным критерием отбора пациентов был

средний уровень артериального давления (АД), зарегистрированный на трех повторных приемах у врача. В группу пациентов с АГ относили подростков с величиной систолического артериального давления (САД) или диастолического артериального давления (ДАД), равной или ниже 5 %0 для соответствующего пола, возраста и роста. При поступлении все пациенты предъявляли жалобы и имели клинические симптомы, характерные для АГ. Все они были обследованы по стандарту кардиологического больного. Для исключения АГ вторичного генеза проводилась оценка физического развития подростков, уронефроло-гическое обследование. Консультации специалистов осуществлялись по показаниям.

Всем пациентам было проведено комплексное исследование гемодинамики и психологическое обследование до и после проведенного курса физиотерапевтических процедур. Для определения уровня АД использовался аускульта-тивный метод Н. С. Короткова, измерение проводилось на обеих руках троекратно в положении сидя при первичном отборе и лежа при исследовании гемодинамики возрастными манжетками. Ударный объем (УО) и минутный объем кровотока (МОК) определялись методом трансторакальной тетраполярной реоплетизмографии, предложенной W. E. Kubicek (1970) в модификации М. С. Пушкаря (1977). Артериолярный тонус (АТ) определялся на основе тетрополярной реовазо-графии плеча путем вычисления модуля упругости по приросту объема на величину пульсового прироста давления в артериолах, разработанной Е. И. Волчанским (1984). Венозный тонус (ВТ) определялся методом окклюзионной плетизмографии на электроплетизмоанализаторе ЭМПА 2.01.

Психологический профиль личности мы оценивали по совокупности психологических опросников (САН, тревожность по Спилбергеру-Ханину, опросник акцентуаций Шмишека, агрессии Баса-Дарки, депрессии по Цунгу, Люшера, проективные методики, качество жизни). Проводилось тестирование родителей с помощью опросника типов семейного воспитания.

У всех подростков до лечения наблюдалось повышение цифр реактивной и личностной тревоги, снижение показателей самочувствия, активности, настроения, у части обследуемых наблюдались субдепрессивные проявления, высокие показатели агрессии. По типам семейного воспитания наиболее частым видом отклонений явились потворствующая и доминирующая гиперпротекция. Среди акцентуаций характера у пациентов чаще наблюдались: гипертимическая, экзальтированная, циклотимическая и эмотивная акцентуации.

Из 190 подростков были сформированы 2 группы. I группу составили пациенты, получавшие только физиотерапевтическое лечение

(90 подростков, из них 60 девочек, 30 мальчиков); II группу - пациенты, в терапии которых использованы психологические методики (100 подростков, из них 70 девочек и 30 мальчиков). В I группе мы выделили три подгруппы:

1) подростки с АГ, получавшие в терапии гальванический воротник по Щербаку: 4-10 mA по 4-10 минут, общим курсом 10 процедур (30 человек);

2) подростки с АГ, которым в терапии был назначен электрофорез с кальцием хлоридом на шейный отдел позвоночника: 4-10 mA по 4-10 минут, общим курсом 10 процедур (30 человек);

3) подростки с АГ (30 человек), получавшие транскраниальную электростимуляцию (ТЭС) аппаратом "Трансаир 01": 8 процедур 1 раз в день по 30 минут с силой тока 0,8 мА.

Во II группе по типам гемодинамики мы выделили следующие подгруппы:

1) с артериолярной гипотонией (40 человек);

2) венозной гипотонией (30 человек);

3) гипотонической болезнью (смешанный тип, 30 человек).

Основным методом терапии данных пациентов был метод психологической коррекции, определяющий коррекцию самооценки с созданием позитивного настроя, развитие волевых сторон личности, развитие уверенности в себе, независимости, а также оценку уровня тревожности и нормализации семейных отношений.

Все виды психологической коррекции проводились методами арт-терапии, нейролингви-стического программирования, эриксоновского гипноза, юнгианской песочной терапии, семейных расстановок по Хелингеру.

После курса проведенного лечения оценивалась динамика клинических (отсутствие головных болей, головокружения и др.), параклинических симптомов (АД, АТ, ВТ, МОК, УО и др.) и данные психологического опроса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В группе пациентов, получавших физиотерапевтическое лечение, изменения были разнонаправленными.

У 20 % подростков (5 человек) I группы 1-й подгруппы, получавших в терапии гальванический воротник по Щербаку, наблюдалось ухудшение общего состояния и психологических показателей (усилились головные боли, сохранялись головокружения, боли в сердце, повысились показатели тревожности, агрессии, снизилось настроение); у 70 % обследуемых (14 человек) оценка состояния - без значительной динамики и лишь у 5 % (1 человек) отмечалось улучшение состояния (повышение цифр АД, купирование головных болей, нормализация показателей опросников). У всех пациентов данной подгруппы повысился венозный сосудистый тонус.

У пациентов во 2-й подгруппе достоверного изменения психологических показателей не произошло, гемодинамически - достоверное повышение АТ.

В 3-й подгруппе после проведенного курса ТЭС-терапии приблизились к норме гемодинами-ческие параметры, улучшилось качество жизни больных, восстановились до нормы психологические показатели, нормализовались показатели АД.

У пациентов II группы, получавших в терапии психологический метод коррекции, не зависимо от типа гемодинамики, достоверно улучшились показатели психологических опросников, качества жизни, нормализовалось самочувствие, активность, настроение, показатели тревожности. У всех подростков состояние было оценено как без депрессии, также не наблюдалось агрессивных проявлений.

У подростков всех трех подгрупп достоверно повысились цифры АД от значений 93/57 до 102/58 мм рт. ст., более чем у 50 % пациентов цифры АД нормализовались.

Гемодинамически в первой подгруппе у 80 % детей (32 человека) нормализовался АТ, у 20 % (8 человек) он достоверно повысился. Артериальный тонус повысился достоверно во всей группе от значений 167 до 202 ЕД. При этом повышенный (у 36 человек) до терапии ВТ снизился в 1,5 раза (от 49 до 28 ЕД). Отмечена тенденция к повышению МОК и УО.

Во 2-й подгруппе (венозная гипотония) достоверно повысилось САД и ВТ (от 91 до 105 мм рт. ст., от 10 до 23 ЕД соответственно). Остальные показатели изменились не достоверно.

Среди подростков третьей подгруппы достоверно повысилось АД, причем как САД, так и ДАД, артериальный тонус (от 144 до 194 ЕД) и АТ (от 599 до 1011 ЕД), а также нормализовался ВТ в соответствии с возрастным показателем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. У подростков с АГ психологический статус характеризуется повышенной тревожностью, агрессивностью, напряженностью, снижением активности, настроения, ухудшением самочувствия, наличием депрессивных тенденций. Среди акцентуаций преобладают гипертимический, экзальтированный, циклотимический и эмотивный типы. Выявленные психологические особенности подростков следует учитывать при составлении комплексной программы психологической реабилитации.

2. Данные проведенного исследования позволяют рекомендовать в качестве высокоэффективного метода физиотерапевтического воздействия для лечения АГ с любым типом исходной гемодинамики подростков ТЭС-терапию. При наличии у пациентов АГ сниженного венозного тонуса - гальванический воротник по Щербаку. При гипотонии у подростков с резко сниженным АТ - электрофорез с хлоридом кальция на воротниковую зону. У пациентов с неблагоприятным психологическим анамнезом - ТЭС-терапию.

3. Подростки с АГ нуждаются в психологическом обследовании и коррекции. При наличии психологических отклонений необходимо применение программ психологической реабилитации.

4. Включение в комплекс терапевтических мероприятий при АГ у подростков методов психологической коррекции позволяет получить более выраженный эффект в стационарных условиях и поддерживать оптимальный уровень АД без медикаментозной терапии в амбулаторных условиях. Используемые методики имеют высокую эффективность у 63-88 % пациентов.

5. В семьях с нарушением семейного воспитания в виде потворствующей и доминирующей гиперпротекции более часто встречается развитие первичной АГ у подростков. Поэтому для реабилитации таких подростков необходимо проведение семейных консультаций с психологом, учитывающих психологические особенности ребенка и его родителей, характер нарушений семейного воспитания и их причины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. - СПб.: Речь, 2002. - 556 с.

2. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства у детей. - М.: Изд-во института психотерапии, 2000. - 305 с.

3. Мутафьян О. А. Артериальные гипертензии и гипотензии у детей и подростков (клиника, диагностика, лечение). - СПб.: Невский диалект; М.: Бином, 2002. - С. 3-4.

4. Протопопов А. А. Хронические соматические заболевания у детей: психосоматические аспекты диагностики и коррекции: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Саратов, 2003. - С. 3-4.

5. Франц А. Психосоматическая медицина. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. -335 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.